какие солоновские преобразования аристотель считал самыми демократическими
Глава 2. Деятельность Солона по Аристотелю
Введение
Одним из важных вопросов античной истории является вопрос о
В 594 г. до н. э. Солон был избран первым архонтом, наделенным широкими
полномочиями отменять или сохранять существующий порядок или вводить
новый, быть «посредником», «законодателем» и «примирителем». Он находится в ряду тех политиков, которые пытались уравновесить правовое положение классов. Однако, современники и историки по-разному оценивали значение политических реформ Солона.[1]
Объектом нашего исследования являются труды Аристотеля и Плутарха, где
наиболее полно представлена реформаторская деятельность Солона. Наряду с
анализом его реформ следует отметить, какую роль они сыграли в сложении афинского государства.
Глава 1. Оценка Плутархом деятельности Солона
Плутарх выражает скептическое отношение к попытке Солона примирить
противоборствующие классы. Это связано с собственным пониманием идеальной монархии и идеального носителя монархической власти. В подтверждение он приводит слова некоего Анахарсиса: « у эллинов говорят мудрецы, а дела решают невежды».
Плутарх уделяет много внимания моральным качествам, характеру Солона
подробностям личной жизни Солона. Например он пишет о том, что натираться
маслом и любить мальчиков Солон относил к числу благородных занятий. Часто свои рассуждения Плутарх подтверждает стихами Солона.
Плутарх считает, что Солон предпринимал лишь такие меры, которые «можно было провести путем убеждения, или такие, которые при проведении их в принудительном порядке не должны были встретить сопротивления».
Первым актом государственной деятельности Солона Плутарх называет
всех долговых обязательств.
Но он не угодил ни одной из сторон: «богатых он озлобил уничтожением
долговых обязательств, а бедных — еще больше — тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись».[2]
Но вскоре афиняне поняли пользу этой меры: аристократы под его защитой
сохраняли свои угодья, а бедняки освобождались от долговой кабалы. Спустя
некоторое время понимание этой реальной выгоды пересилило первую реакцию разочарования.
в 500 медимнов. Ко второму разряду, всадников, принадлежали граждане, имевшие 300 медимнов дохода, т. е. способные содержать боевого коня. Третий и самый многочисленный разряд составляли зевгиты — собственники — крестьяне средней руки, имевшие 200 медимнов дохода. Все прочие граждане, получавшие доход меньше 200 медимнов или вообще дохода не имевшие, зачислялись в четвертый разряд — фетов. Их участие в управлении государством заключалось в том, что они могли присутствовать на народном
собрании и быть судьями. Последнее казалось в начале ничего не значащим
правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая
часть важных дел попадала к судьям. Солон значительно повысил авторитет и
значение народного собрания, которое стало созываться чаще и на нем рассматривались наиболее важные государственные вопросы: принимались законы, избирались должностные лица. В работе собрания участвовали также и
Глава 2. Деятельность Солона по Аристотелю
Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит
сообщает, что в Аттике накануне солоновых реформ масса мелких землевладельцев оказалась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю у богачей или же брали деньги под залог личной свободы.
Заимодавцы, согласно суровым обычаям долговой кабалы, имели право обратить неисправного должника и членов его семьи в рабство и продать за пределы Аттики. «Надо иметь в виду, что вообще государственный строй (в Афинах — Ред.) был олигархический, но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также дети и жены. Назывались они пелатами и гектеморами (шести дольниками), потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей».[4]
Против эвпатридов, сосредоточивших в своих руках политическую власть и не желавших расставаться с родовыми порядками, выступали не только порабощенные шести дольники. Политическим господством аристократии тяготились и торгово-ремесленные слои населения. Наметился раскол и в среде самих эвпатридов. Главным источником обогащения некоторых аристократов становится морская торговля, а не земледелие, и они охотно блокируются с торгово-ремесленными кругами, так как имеют с ними общие интересы. Таким образом, господство эвпатридов вызывает недовольство всех элементов складывавшегося полиса. В таких условиях наиболее дальновидной группе эвпатридов стало ясно, что удержать власть в своих руках можно только ценой некоторых уступок.
О том, до какой степени была накалена обстановка в Афинах, Аристотель
свидетельствует: «Ввиду того, что существовал такой государственный порядок, и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал
против знатных. Смута была сильная, и долгое время одни боролись против
других; наконец они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства. ».
стабильности и процветания государства.
Глава 3. Решение задач
Задача №1
Наложница мушкенума Саида родила ему сына и стала устраивать ежедневные скандалы законной жене Сада. Наложница требовала отдать ей ключи от погребов, а жену отправить в дом отца, потому что она бесплодна. Как по Законам Хаммурапи должен поступить Саид?
Решение: Саид может развестись с женой, так как она бесплодна, в этом случае Саид должен отдать все преданное жене. И жена должна отдать ключи наложнице. Саид должен переписать все свою имущество сыну, так как он является наследником.
Задача №2
Решение: Грабителю грозит судебное заключение, и он должен выплатить штраф Франку за возмещения вреда.
Заключение
В работе проведен анализ источников. Нужно отметить, что ни Аристотель, не Плутарх, не осуждают деятельность Солона. Напротив, они признают то, что
Солон был прогрессивным политиком. Избежав тирании, он «мощным щитом,
прикрывал и тех, и других, не дозволил ни одним, ни другим верх взять в неправой борьбе», «не делал уступок лицам влиятельным и в законодательной
деятельности не старался угодить тем, кто его избрал»
очевидно: долги в массе своей безнадежны и никогда уже не будут возвращены. Требовалось решить, выражаясь современным языком, вопрос реструктуризации долговых обязательств.
Солон не пошел революционным путем. «Если в государстве перевернуть все вверх дном, то не хватит сил поставить все на место».
Все историки античности согласны с тем, что долги были отменены. При этом они совершенно напрасно полемизируют с известными версиями «половинчатых» мер: уменьшение долговых процентов, девальвация драхмы и т.д. Скорее всего, эти «половинчатые» меры на самом деле применялись поэтапно в рамках объявленной Солоном программы «сисахфии», что буквально означает «стряхивание бремени».
естественно, приводило к тому, что «должники уплачивали по числу ту же сумму, но по стоимости меньшую». Вводился и запрет на долговое рабство, вплоть до выкупа таких рабов-должников за государственный счет.
Ну а когда выяснилось, что всего этого недостаточно, был сделан последний
решительный шаг. Неоплатные должники были освобождены от долгов
одновременно с их землей. Освобождение заложенных земель выразилось в том, что межевые столбы с записями, указывавшими на факт залога и отмечавшие поля, попавшие за долги к эвпатридам, были вырваны и брошены, земля была отдана прежним владельцам, а долг с них снят.
Беднейшие апеллировали к историческому примеру Ликурга из Спарты и
сетовали, что Солон «не установил полного равенства жизненных условий».
При том, конечно, никого не волновало, что такое «равенство» Ликург установил для ничтожного меньшинства населения Лакедемона, для избранных. А, кроме того, как справедливо отмечает Плутарх, «Ликург был царем, имел друзей и власть» и «действовал насильственными методами». Солон же «не мог достигнуть этой цели, потому что он был из демократов».
Ближайшие друзья и доверенные лица Солона до издания закона заняли у
богатых людей большие суммы и скупили много земли. По обнародовании закона купленную землю они использовали, а деньги кредиторам не отдали\». Так, наряду с эвпатридами появились «новые афиняне»\», «из среды которых и вышли те люди, которые впоследствии слыли за «исконных богачей», сообщает нам спустя 250 лет Аристотель.
Все это, навлекло и на самого Солона тяжкие обвинения как на соучастника
аферы. Эту версию распространяли зажиточные эвпатриды, как заимодавцы, так и напуганные возможными ограничениями землевладельцы, которые, пользуясь ошибочной информацией, поспешили избавиться от «излишков» земли себе в убыток. Демократы отстаивали версию «обманутого друзьями» Солона. Ее придерживался и Аристотель: «Неправдоподобно, чтобы этот человек стал марать себя в таких мелких и ничтожных делах». Так же считал позднее и Плутарх, добавляя весьма весомый довод: Солон сам потерял на реформе большую сумму.
Так или иначе, успев за короткий срок перестроить в государстве очень многое, дав Афинам фактически новую «солоновскую конституцию», Солон
Солон отправляется в многолетнее, скорее ознакомительное, чем торговое, странствие. Это путешествие скорее легенда, чем история. Оставив афинян привыкать к своим законам, он поступил, вероятно, разумно. Да, так называемая «смута после Солона» не замедлила явиться в форме борьбы партий и групп. Но все-таки новый фундамент Афинской политики не был отвергнут и многие годы спустя.
Нужно отметить, что Солон действительно был прогрессивным правителем. Он смог пойти против своего элитного окружения. Но чем больше проходит времени, тем больше появляется домыслов о прошлом. Аристотель, который жил раньше, более достоверно передал реалии того времени и реакцию разных слоев населения на законодательство Солона. «Афинская полития» проливает свет в основном на политические факты. Например, раскрывает сущность «сисахфии», рассказывает о смуте после Солона и т. д. Плутарху же сложнее было дать оценку деятельности реформатора. Ему, пользуясь большим количеством источников, правдивых и сомнительных, легче было рассуждать о характере, поведении, поступках Солона, чем о егопрогрессивном влиянии на развитие будущих поколений.
V.2. Источники. Реформы Солона в оценке Аристотеля //Хрестоматия по истории Древней Греции
Реформы Солона в оценке Аристотеля //Хрестоматия по истории Древней Греции.
Указ. изд. С. 143–144, 147–149
Аристотель, Афинская Полития, 5 – 12
Отрывок из “Афинской Политии”, посвящённый реформам Солона, проливает свет на деятельность выдающегося афинского законодателя. Аристотель явно сочувствует умеренности Солона и его стремлению не допустить передела имущества и передачи власти беднейшему населению. Он с негодованием отвергает клевету аристократов (гл. 6), обвинявших Солона в том, что он провёл отмену долгов в интересах личного обогащения. Но и сочувствующий Солону Аристотель вынужден признать (гл. II), что установленный законодателем порядок не оправдал ожиданий народа и отношение к нему впоследствии резко изменилось к худшему.
5. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных. (2)Смута была сильная, и долгое время одни боролись против других; наконец, они избрали сообща посредником и архонтом Солона и поручили ему устройство государства, после того как он сочинил элегию, начинавшуюся словами:
Да, понимаю, и в сердце глубоко кручина запала:
Вижу, как клонится ниц первая прежде страна
Меж Ионийских земель.
В ней он нападает на обе партии, защищая в то же время одну от другой, разбирает весь спор, а после этого убеждает одинаково тех и других прекратить возникший раздор.
(3) По происхождению и по известности Солон принадлежал к первым людям в государстве, по состоянию же и по складу своей жизни – ксредним. Все вообще данные говорят за это, да, кроме того, и сам он свидетельствует об этом в следующем стихотворении, предупреждая богатых от чрезмерных притязаний:
Вы же в груди у себя успокойте могучее сердце:
Много досталось вам благ, ими пресытились вы.
Знайте же меру надменному духу: не то перестанем
Мы покоряться, и вам будет не по сердцу то.
И вообще виновниками этой смуты он всегда выставляет богатых. Потому и в начале своей элегии он говорит, что боится «как сребролюбья людей, так и надменности их», значит, предполагает, что из-за этого и возникла вражда.
6. Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы[7] и произвёл отмену долгов, как частных, так и государственных, что называют сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя. (2) Насчёт этого некоторые пытаются клеветать на него[8]. Именно случилось так, что, когда Солон собирался произвести сисахфию, он рассказал об этом некоторым из своих знакомых и после, как говорят демократы, был обманут друзьями; по словам же тех, которые хотят очернить Солона, он и сам принимал в этом участие. Они будто бы, заняв денег, скупили на них много земли, а когда вскоре после этого состоялась отмена долгов, оказались богачами. Вот из их-то среды и вышли, говорят, те люди, которые впоследствии слыли за «исконных богачей». (3) Однако более правдоподобен рассказ демократов. В самом деле, раз во всех отношениях человек оказался настолько умеренным и беспристрастным, что имея возможность привлечь к себе одну сторону и таким путём сделаться тираном в государстве, вместо этого вызвал ненависть к себе обеих сторон и благо и спасение государства предпочёл личным выгодам, то неправдоподобно, чтобы этот человек стал марать себя в таких мелких и ничтожных делах. (4) А что ему действительно представлялась такая возможность, об этом свидетельствуют и расстроенные дела государства, и сам он в своих стихотворениях упоминает во многих местах; да и все остальные признают это согласно; следовательно, это обвинение надо считать ложным.
7. (2) Вместе с тем так как законы не были написаны просто и ясно, но так же, как закон о наследствах и наследницах[9], то неизбежно возникало много споров, и решать все дела – и общественные и частные – приходилось суду. Некоторые думают, что Солон нарочно сделал законы неясными, чтобы решение дел зависело от народа. Однако это предложение неправдоподобно, а скорее этот факт объясняется тем, что он не умел в общей форме выразить наилучшее. Несправедливо, в самом деле, судить о его намерении с точки зрения теперешних условий, но надо рассматривать его на основании всего вообще введённого им государственного порядка.
10. Итак, вот те пункты в законах Солона, которым он, по-видимому, придал демократический характер. Но раньше законодательства он произвёл отмену долгов, а после всего этогоувеличение мер, весов и монеты. (2) Именно при нём и меры были увеличены в сравнении с фидоновскими и мина, имевшая прежде вес в 70 драхм, доведена была до 100[10]. Старинный тип чеканки представлял собой монету двухдрахмового достоинства. Он сделал вес сообразно с монетой, так что 63 мины равнялись таланту, и эти три мины, пропорционально распределённые, прибавились на каждый статер и на другие меры веса.
Плутарх о реформах Солона //Хрестоматия по истории Древней Греции.
Указ. изд. С. 150–151, 155–156.
Плутарх, Солон, XIII–XXIV
В биографии Солона Плутарх кроме Аристотеля использует и другие источники, не дошедшие до нашего времени. Плутарх сам видел столбы с законами Солона и цитирует некоторые из них. Всё это делает биографию Плутарха ценным источником по реформам Солона, несмотря на то, что автор жил почти семьсот лет спустя после описываемой эпохи и в ряде случаев допустил прямые искажения и ошибки.
XIII… Так как в то время[11] неравенство между бедными и богатыми достигло как бы наибольшей остроты, то государство находилось в чрезвычайно неустойчивом положении и, казалось, могло устоять и избавиться от смуты только при условии, если установится тирания. Надо иметь в виду, что весь простой народ был в долгу у богатых, так как или обрабатывал у них землю, платя за это шестую часть урожая[12] – этих людей называли шестидольниками и фетами – или, делая займы, подлежал личной кабале у своих кредиторов, причём одни были рабами на родине, других продавали на чужбину. Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (этого не запрещал ни один закон) или бежать из отечества вследствие жестокости кредиторов. Но большинство, и притом самые сильные, стали действовать заодно, призывая друг друга не относиться к этому равнодушно, но избрать одного верного человека в качестве простата, освободить должников, пропустивших срок уплаты, произвести передел земли и совершенно изменить государственный строй.
XIV. Вот тут-то наиболее рассудительные из афинян, видя, что Солон – единственный человек, не причастный ни к каким злоупотреблениям, и что он не испытывал тяжёлого положения бедняков, просили его заняться наконец государственными делами и положить конец раздорам. Однако Фаний Лесбосский рассказывает, что Солон сам прибегнул к обману и тех и других для спасения государства: бедным он тайно обещал раздел [земли], богатым же – обеспечение долговых обязательств. Но по словам самого Солона, сначала он колебался взять в свои руки управление, и при том боялся “как сребролюбья людей, так и надменности их”. Он был избран архонтом после Филомброта в качестве примирителя и законодателя одновременно, причём богатые его охотно приняли как человека зажиточного, а бедные как честного.
XV… Солон был первым, кому принадлежало изобретение назвать отмену долгов сисахфией. Эту политическую меру он пустил в ход первой, предложив отменить существующие в данное время долги, а впредь запретив обеспечивать ссуду личной кабалой. Впрочем, некоторые, и в их числе Андротион, писали, что бедные удовольствовались тем, что получили облегчение не в виде отмены долгов, а в виде умеренной высоты процентов, и сисахфией назвали это благодетельное мероприятие и произведённое одновременно с ним увеличение мер и изменение ценности денег. Так, из мины, которая прежде стоила 73 драхмы, он сделал 100 драхм. Таким образом, плательщики, когда возвращали по числу ту же самую сумму, по стоимости же меньшую, значительно выигрывали, а получавшие нисколько не теряли[13]. Однако большинство авторов говорят, что сисахфия была отменой вообще всех долговых обязательств, и с этим более согласуются стихотворения Солона. Именно Солон в них с гордостью говорит, что с земли, раньше заложенной, снял
Столбов поставленных он много долговых –
Рабыня прежде, ныне же свободная.
И из числа граждан, закабалённых за долги, одних он вернул с чужбины.
Аттическую – странников таков удел, –
Иных ещё, в позорном рабстве живших здесь
сделал свободными, говорит он.
Между тем с ним случилось, как говорят, чрезвычайно прискорбное обстоятельство из-за этой меры. Именно когда он задумал произвести отмену долгов и подыскивал подходящие основания и приличное начало, он сообщил своим друзьям, которым более всего доверял и с которыми более всего имел дело, из кружков Конона, Клиния и Гиппоника, что земельные владения он не собирается трогать, но решил произвести отмену долгов. Они тотчас же поспешили до издания этого закона занять у богачей большую сумму денег и скупили большие земельные участки. Потом, когда вышло постановление, имущество осталось в их пользовании, а деньги кредиторам они не отдали. Этим они навлекли серьёзные обвинения и нарекания на Солона; говорили, что он не жертва мошенничества, а, наоборот, сам принимал в этом участие. Однако это обвинение скоро было опровергнуто.
XXI… Солон прославился также и законом о завещаниях. Прежде нельзя было делать завещания, так как имущество и домашнее хозяйство должны были оставаться в роду умершего; он же предоставил право всякому отдать своё имущество, кому хочет, если только у него нет законных детей; он дружбу почтил выше, чем родство, и личное расположение выше, чем обязанность, и сделал имущество достоянием собственников. Правда, опять-таки он допустил дарение не без оговорок и не безусловно, а с ограничением: «Буде не действовал в состоянии болезни, не был околдован зельем, не был заключён в оковы, или не был вынужден необходимостью, или не находился под влиянием женщины». Он хорошо и совершенно правильно признавал, что согласие, данное вопреки настоящим интересам, нисколько не отличается от принуждения, но поставил наравне обман и необходимость, мученье и удовольствие, потому всё это одинаково может лишить человека рассудка.
XXII… Солон видел, что город Афины наполняется вечно людьми, стекающимися со всех сторон в Аттику; а между тем земля в большей части страны бедна и неплодородна, люди же, занимающиеся морской торговлей, обычно ничего не привозят, поскольку местные жители ничего не могут им дать в обмен. Поэтому он заставил граждан обратиться к ремёслам и написал закон о том, что сын не обязан содержать отца, если отец не обучил его ремеслу… Солон приспособлял скорее законы к жизни, чем жизнь к законам, и, видя, что природа страны едва-едва удовлетворяет потребности земледельцев, а не имеющую занятий и праздную толпу не в состоянии кормить, обратил серьёзное внимание на ремёсла и поручил Ареопагу наблюдать за тем, откуда каждый человек получает средства к жизни, и наказывать не имеющих занятий…
Аристотель, Политика, II, 4, 4; p. 1266b
Что уравнение собственности имеет своё значение в государственном общении, это, по-видимому, ясно сознавали и некоторые из древних законодателей. Так, например, Солон установил закон, действующий также и в других государствах, по которому запрещается приобретение земли в каком угодно количестве…
Перевод С. А. Жебелева
Вопросы:
1. Полностью ли совпадает информация, изложенная Аристотелем и Плутархом?
2. Чьё изложение более точное и почему?
Дата добавления: 2015-07-20 ; просмотров: 769 | Нарушение авторских прав
СОЛОН (др.-греч. Σόλων)
Афинский политический деятель, реформатор, поэт.
Происходил из знатного, но обедневшего аристократического рода, ведущего свое происхождение от легендарного афинского царя Кодра. Стесненное материальное положение побудило Солона заняться торговлей. Он много путешествовал, на досуге писал стихи. Во время войны между Афинами и Мегарами за о-в Саламин Солон не только поднимал патриотический дух своими стихами, но и, будучи избранным командующим, успешно завершил кампанию (ок. 595 г. до н.э.).
В начале VI в. до н.э. в Аттике обострилась политическая ситуация: народ был недоволен усиливающимся неравенством и долговой кабалой. В силу своего авторитета, происхождения (принадлежность к эвпатридам), занятий (контакты с торгово-ремесленными кругами), карьеры (продемонстрировал свою компетентность в разнообразных сферах) и интеллекта (репутация мудреца) Солон был идеальной фигурой для эсимнета – посредника, примирителя в назревающей смуте, которую можно было избежать с помощью реформы существующего общественного строя. И стихи Солона, и вся его деятельность указывают на его главный мировоззренческий принцип: мера и норма, эвномия (благозаконие), социальный компромисс, неприязнь к единовластию, тираническому правлению. Будучи избранным архонтом на 594 г. до н.э., Солон провел ряд важнейших реформ. Не исключено, что на время архонтата приходится лишь часть его преобразований, которые могли растянуться на годы.
По-видимому, первой стала сисахфия, «стряхивание бремени», т.е. снятие закладных «камней» с участков должников – отмена долгового рабства. Впредь должник должен был расплачиваться имуществом, но не личной свободой – своей или близких. Те, кто были проданы в рабство за пределы Аттики, выкупались за счет казны.
Тимократическая реформа (введение имущественного ценза) подразумевала деление населения Афин на имущественные разряды (классы): пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты. Предполагается, что какое-то цензовое деление, относящееся к военной службе, было и до Солона (за исключением пентакосиомедимнов), но Солон облегчил доступ к исполнению должностей для иных, кроме эвпатридов, категорий населения. Должность архонта была доступной для первых двух классов.
По инициативе Солона появляются новые политические институты. Это Совет Четырехсот (буле), куда входят по 100 человек от каждой из четырех родовых фил. Совет готовит повестку народного собрания, принимает предварительные решения по выносимым на экклесию вопросам (пробулевтическая функция).
Большой потенциал имел еще один новый орган, созданный Солоном, – гелиэя, народный суд. Развитие данного института напрямую связано с развитием афинской прямой демократии, а рост политического значения народного суда был и следствием, и катализатором процессов по её радикализации. В работе солоновской гелиэи могли принимать участие феты, это был единственный орган помимо народного собрания, куда допускались беднейшие граждане Афин. Гелиэя во времена Солона, по-видимому, являлась апелляционным судом, в котором рассматривались жалобы на приговоры, выносимые должностными лицами.
Среди трех наиболее демократических преобразований Солона (наряду с отменой долговой кабалы и введением гелиэи) Аристотель называет также предоставление любому желающему гражданину возможности выступать истцом – прежде инициатором обвинения мог быть только сам потерпевший или его родственник. Правда, в классическую эпоху «желающий» (βουλόμενος) мог выступать инициатором только исков по государственным преступлениям; частные иски подавались потерпевшей стороной.
О какой-либо Солоновой реформе экклесии неизвестно; народное собрание, очевидно, существовало и ранее, но влачило жалкое существование при гегемонии аристократов-эвпатридов. Совокупность разнообразных мер и законов, предложенных Солоном, не могли не привести к увеличению роли более широких слоев граждан и автоматически – народного собрания – в жизни Афинского государства.
В последние годы своей жизни Солон был свидетелем установления тирании своего родственника Писистрата (560 г. до н.э.). По сообщению Плутарха, Солон попытался убедить народное собрание не выделять Писистрату охрану – 50 дубинщиков, с помощью которых он потом и захватил власть, но демос его не послушал. Впрочем, тиран не преследовал престарелого мудреца, который вскоре скончался.
Значение личности и деятельности Солона для Афинского государства трудно переоценить. Фактически рождение афинского полиса как гражданской общины, где граждане отличаются по имущественному положению, но свободны, активно участвуют в политической жизни и никто не может лишить их гражданского статуса за долги, – заслуга Солона. Многие античные авторы были уверены в том, что именно он заложил основы афинской демократии. Большинство современных исследователей более сдержанны в своих оценках: Солона едва ли можно назвать отцом-основателем афинской демократии, так как он сохранил многие прежние политические органы аристократического государства, однако ряд его преобразований, прежде всего гелиэя, имели т.с. определенный демократический потенциал: задали определенный вектор движения в сторону демократии, создали условия для её последующего развития.
Сочинения:
Iambi et elegi Graeci ante Alexandrum cantati. Vol. 2: Callinus. Mimnermus. Semonides. Solon. Tyrtaeus. Minora adespota / Ed. M. L. West. Oxford, 1992.
Солон. Фрагменты // Античная лирика. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 4. М., 1968.
Исорические источники:
Аристотель. Афинская полития. Политика;
Плутарх. Биография Солона;
Геродот. История. Кн. I;
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.