какие составляющие включает в себя техника защиты в баскетболе
Защита в баскетболе
Защита в баскетболе является вторым главным фактором, наряду с нападением, который позволяет бороться за победу в матче. В современном баскетболе больше всего внимания уделяют как раз атаке, однако, правильная игра в защите является куда более важным фактором успеха. Существует негласное баскетбольное правило: «хорошее нападение выигрывает игру, хорошая защита выигрывает титул». Сегодня мы сфокусируемся на базовых понятиях тактики защиты в баскетболе.
Различают две основные тактики защиты в баскетболе: зонная и личная. Кроме того, существует скомбинированный вариант защитных действий, именуемый смешанной защитой. Личная защита в баскетболе подразумевает индивидуальную опеку каждого игрока соперника. При игре «лично», задача защитника заключается в том, чтобы постоянно находиться рядом с одним из нападающих (следует заметить, что игроков разбирают в начале матча, как правило, отталкиваясь от физических данных соперника и стиля игры). На рисунке ниже можно видеть, что каждому атакующему игроку (белый круг) отвечает определенный защитник (черный квадрат).
В процессе игры возможны замены и перестановки, а, следовательно, и смена опекаемых игроков. Однако, еще до начала атаки соперника, защитник четко знает, против кого он должен защищаться. Основная задача в обороне заключается в том, чтобы максимально «усложнить» жизнь нападающему. Правильно занятая позиция позволит отсечь игрока от передачи либо выполнить перехват. Хорошая работа ног и перемещения вместе с соперником не позволит ему занять удобное место для броска в сторону баскетбольной стойки. И, конечно же, создание разнообразных помех при броске (в том числе блокшоты) обезопасит кольцо от точного броска.
Зонная защита в баскетболе аналогично направлена на то, чтобы отобрать мяч и не дать противнику выполнить точный бросок по кольцу. Тем не менее, такая система игры в защите предусматривает опеку каждым из защитников определенного участка площадки (зоны). Как видно из русунка ниже, незвависимо от размещения игроков группы атаки, защитники (черные квадраты) всегда размещаются одинаково и обороняют определенную территорию площадки.
Зона является единым слаженным механизмом, который имеет определенную схему построения, перемещается слаженно, в зависимости от положения мяча на площадке. При зонной защите есть возможность наладить более организованную игру в защите, подстроиться под физические особенности игроков нападения, увеличить вероятность перехвата мяча, ограничить возможности проведения комбинаций соперником. Зона наиболее актуальна в игре против заслонов, однако, уязвима против команд со снайперами, у которых есть возможность совершать неприкрытые броски с периметра, особенно из угла площадки. Кроме того, личная защита является более мотивирующей и ответственной для игроков, поскольку каждый игрок держит ответ за действия определенного оппонента. «Зона», напротив, дает возможность рассчитывать на подстраховку со стороны партнеров и избавление от чувства вины и ответственности. Персональная защита, кроме всего прочего, является более изнурительной для защитников, особенно если в атаке команда проповедует стремительный баскетбол, то на личную защиту сил остается немного.
С целью минимизации недостатков одной из вышеперечисленных систем игры в защите, существует смешанный тип обороны в баскетболе. Согласно нему, некоторые игроки выстраивают зонную оборону, а некоторые лично опекают нападающих. Как правило, тренер принимает решение об использовании смешанной защиты в случае адаптации к стилю игры соперника либо особенно тщательной опеки определенных игроков команды. Примером смешанной защиты можно считать построение зонной защиты по схеме 2-2 (участвует 4 человека, которые располагаются «по квадрату») плюс персональная опека снайпера команды.
Подводим итоги: в некоторой степени защита является даже более важным элементом баскетбола, чем нападение. Существует две фундаментальные тактики игры в защите: персональная и зонная. Кроме того, команды нередко применяют смешанный тип защиты, комбинируя элементы двух вышеперечисленных схем.
Продолжайте тренировку вместе с онлайн тренером по баскетболу
Техника игры в защите
Техника игры в защите состоит из техники передвижений и техники противодействия и овладения мячом в баскетболе.
Передвижения в защите в основном аналогичны способам перемещений в быстром баскетбольном нападении. Существенное отличие наблюдается в стойке.
Стойка при игре в защите отличается от стойки при игре в нападении в основном положением ног и рук. Если защитник находится далеко от нападающего баскетболиста, не владеющего мячом, руки его свободны, согнуты в локтевых суставах.
Когда происходит сближение с нападающим, готовящимся к ловле мяча, защитник поднимает перед ним обе руки вперед — вверх. Если нападающий владеет мячом, но еще не перешел на ведение, то защитник одну руку направляет к мячу, а вторую опускает вниз, в сторону возможного прохода.
Если же нападающий использует ведение, тогда обе руки защитника направлены в сторону мяча. Положение ног защитника также изменяется в зависимости от игровых ситуаций.
При опеке нападающего, находящегося в центре площадки, ноги защитника стоят на одной линии или вперед выставляется та нога, со стороны которой соперник чаще всего выполняет проход.
Техника игры в защите (противодействия и овладения мячом) включает в себя такие приемы, как выбивание, отбивание, накрывание, перехват, вырывание мяча, овладение мячом, отскочившим от щита.
Выбивание мяча выполняется из рук соперника или при ведении. Осуществляется коротким, весьма резким движением руки, которая развернута к мячу ладонью или ребром ладони.
Выбивая мяч из рук, игрок баскетбола ударяет по мячу сверху вниз (в зависимости от положения мяча), после чего стремится овладеть им. Для выбивания мяча при ведении баскетболист пристраивается к сопернику, продолжая движение в одном темпе с ним.
Затем, выбрав момент, делает ближней к сопернику ногой более широкий шаг в направлении его движения и одновременно, направляя руку к мячу, старается выбить мяч при отскоке от площадки и овладеть им.
Физическая культура. 11 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок
по предмету «Физическая культура» для «11» класса
Урок № 30. Защитное действие накрывание
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
В теоретической части представлены:
Урок посвящён изучению понятия «накрывание» в баскетболе.
Баскетбол – командный олимпийский вид спорта, в котором целью является забросить как можно больше мячей руками в корзину противника.
Защита или оборона – действия команды или отдельного спортсмена, которые направлены на то, чтобы соперник не смог эффективно провести атакующие действия.
Накрывание или блок-шот – блокирование броска соперника за счет накладывания руки сверху на мяч.
Отбивание – блокирование броска соперника за счет отбива мяча во то время, пока он не достиг своей высочайшей точки полета.
Спортивные игры – виды спорта, в которых для победы применяются технические и тактические приемы для поражения заданной правилами цели (ворот, корзины, площадки соперника и т.д.)
Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
В спортивных играх, а значит и в баскетболе, выделяют 2 основные составляющие успешного завершения матча: это атака и оборона.
Защита в баскетболе, как и в любом контактном виде спорта, является одной из важнейших частей игры. Ведь для выигрыша в матче одних только успешных атакующих приемов явно недостаточно. Несмотря на то, что наиболее зрелищными в игре выглядят действия нападения, именно защита нередко решает исход матча.
К основным тактикам обороны в баскетболе относят зонную защиту, прессинг и личные оборонительные действия.
Защитных действий в баскетболе существует огромное количество. Это, например, перехват, опека игрока с мячом, вырывание и выбивание, противодействие броскам и т.д. Обучение защитным действиям закладывается уже на этапе начальной подготовки спортсменов.
На этом уроке мы рассмотрим защитное действие «накрывание», которое относится к разряду противодействия броскам в персональной защите. Еще его можно назвать блок-шотом (от англ. вlocked shot – «заблокированный бросок»).
Смысл приема «накрывание» состоит в том, что защитник, который имеет преимущество в росте и высоте прыжка перед нападающим, пытается помешать вылету мяча из рук при исполнении броска по кольцу. Рука защитника должна оказаться непосредственно перед мячом. Тогда согнутую кисть защитник накладывает на мяч сбоку сверху, и поэтому нападающий спортсмен бросок выполнить правильно может. Блок-шот мяча при броске осуществляется сзади, спереди или сбоку от нападающего.
Для успешного выполнения этого приема защитнику требуется выбрать правильное исходное положение для выполнения своевременного выпрыгивания и владение достаточно большой высотой прыжка в сочетании с рациональным движением рук.
Сигналом для реагирования на начало броска служит резкое выпрямление коленей нападающего баскетболиста. Только вовремя выполненный высокий прыжок позволит защитнику опередить атакующего. Вытянув до предела руку вверх, обороняющийся накладывает на мяч согнутую вперед кисть в тот момент, когда он выпускается нападающим, и тем самым накрывает бросок. Необходимо избегать замаха руки и ее опускания вперед.
Еще одним эффективным персональным защитным приемом противодействия броску в баскетболе является отбивание мяча. Успешность его выполнения также предполагает от защитника предельной концентрации внимания, проявления высокой скорости реакции и хороших скоростно-силовых качеств.
Техника выполнения данного приема по сравнению с накрыванием отличается лишь тем, что контакт кисти защитника с мячом осуществляется в момент, когда мяч уже начал полет от кончиков пальцев нападающего, но не успел достичь еще наивысшей точки своей траектории. Таким образом, защитник кистью изменяет направление полета мяча. Этот защитный прием выглядит весьма эффектно, но требует достаточной скоростно-силовой подготовленности, хорошо развитого чувства мяча и в какой-то степени интуиции.
Далее приведем упражнения, которые баскетболисты выполняют при обучении блок-шоту и отбиванию мяча при броске:
Для рационального выполнения изучаемых приемов необходимо:
Далее приведем наиболее часто встречающиеся ошибки выполнения блок-шота и отбивания:
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Действия при накрывании.
Выберите правильные варианты ответа.
Какие из действий выполняются при накрывании?
Решение. При выполнении накрывания в прыжке выполняется накладывание руки на вылетающий мяч. При этом недопустимы вырывание и выбивание, а также перехват мяча. Вырывание, выбивание и перехват – это другие технические действия в баскетболе.
2. Баскетбольная защита.
2. Как называется спортивная игра, цель которой – забросить как можно больше мячей в корзину соперника?
5. Как называется блокирование броска соперника за счет накладывания руки сверху на мяч?
6. Как по-другому можно назвать оборонительные действия?
7. За счет какого действия баскетболисты атакуют кольцо?
1.Задача защитника – предотвратить … команды-соперника.
3. Как называется блокирование броска соперника за счет отбива мяча во то время, пока он не достиг своей высочайшей точки полета?
4. Блок-шоты и отбивания относятся к приемам … броску.
По горизонтали: 1. Баскетбол; 2. Накрывание; 3. Защита; 4. Бросок.
По вертикали: 1. Атака; 2. Отбивание; 3. Противодействие.
Все вопросы относятся к баскетбольной терминологии.
Техника баскетбола
Техника баскетбола – совокупность действий и движений, необходимых непосредственно для игры и позволяющие решать задачи на площадке. Технику по игре можно поделить на 2 части: техника игры в нападении (передвижение и владение мячом) и техника игры в защите (передвижение и противодействие сопернику).
Техника нападения
Передвижение игроков на площадке – основа игры. Грамотное движение с мячом и без мяча может существенно облегчить взаимодействие с партнерами. Основные элементы передвижения:
— бег. Баскетболист должен грамотно двигаться, уметь «переключать» скорости, двигаться в различных положениях;
— ходьба. Используется для понижения скорости игры и смены позиции;
— прыжки. Можно выполнять прыжки с одной или двух ног. Прыжки используют для борьбы за подбор под щитами, выполнения броска. Нужно учитывать то, что прыжок с мячом без последующего броска является нарушением;
— остановки и повороты. Эти два элемента используются для того, чтобы иметь возможность оторваться от соперника на некоторое расстояние для последующих атакующих действий.
Техника владения с мячом в нападении включает в себя следующие приемы:
— прием мяча. Прием мяча позволяет в полной мере овладеть мячом для последующих атакующих действий. Является исходной позицией для начала ведения, броска или передачи. Принимать мяч можно как одной, так и двумя руками;
— передача. Прием, с помощью которого можно доставить мяч партнеру по команде для продолжения атаки. В зависимости от игровой ситуации используют огромное количество способов для передачи мяча: двумя руками от груди (используется в сравнительно простой игровой ситуации на короткой или средней дистанции), двумя руками сверху (при плотной опеке на среднее расстояние), двумя руками снизу (если мяч на уровне ниже пояса на короткое расстояние), одной рукой сверху (если необходимо отправить мяч на достаточно длинное расстояние), от пола (при опеке соперника на среднее расстояние);
— ведение мяча. Этот прием позволяет баскетболисту двигаться с мячом по площадке для атакующий действий. Обязательным условием является ведение одной рукой, ведение двумя руками – нарушение. В зависимости от игровой ситуации мяч ведется с изменением скорости (для отрыва от соперника) или направления (для обыгрыша защитника);
— броски в кольцо. Для победы в игре необходимо набирать очки, и способов набора очков огромное количество, также, как и техник бросков. Основными являются броски из-под щита, броски со средней и дальней дистанции из статического положения, броски в движении, добивание мяча в полете.
Техника защиты
Одна из догм баскетбола гласит: «защита выигрывает чемпионаты». Оборона своего кольца является важной и неотъемлемой частью баскетбола. Основные элементы техник защиты включают в себя:
— стойка. Грамотное расположение игрока в защите позволяет быстро реагировать на действия оппонента, грамотно противостоять атаке корзины. В основном применяется техника при выставлении одной ногой вперед и согнутых ногах, что позволяет опекать игрока с мячом и помешать ему в проходе либо атаке кольца. Такая стойка позволяет намного лучше маневрировать на площадке при обороне;
— выбивание мяча. Техника используется для затруднения действий атакующего игрока. Для этого защитник делает неглубокие выпады в сторону противника с протянутой рукой, затем отступая в исходную позицию;
— перехват мяча. Техника подразумевает прерывание атаки соперника с последующим завладеванием мяча. Здесь главным образом успешный перехват достигается за счет быстроты действий и реакции игрока. Перехват можно совершать как при передаче, так и при ведении мяча соперником;
— подбор мяча. Очень важный элемент техники в баскетболе, выполняющийся большое количество раз за встречу. Большое значение в борьбе за отскок мяча играет грамотное положение игрока, позволяющее затруднить подбор мяча сопернику, что позволит уже завладеть мячом самому.
Баскетбол. «Техника защиты: индивидуальные защитные действия игрока»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Кабилов Баходур Гадоевич,
учитель физической культуры,
Заслуженный учитель Российской Федерации,
высшая квалификационная категория.
Чтобы научить детей в школе играть в баскетбол, учителя физической культуры большое внимание уделяют основам техники владения мячом в нападении. Этими техническими приемами являются передачи, броски, ловля и ведение мяча, всевозможные передвижения, по в ороты, финты, остановки, прыжки. Благодаря систематическому разучиванию данных приемов на уроках и секционных занятиях уже в 6-7 классе учащиеся хорошо овладевают навыками техники нападения. Но в процессе разучивания самой игры в баскетбол между игроками происходят столкновения, недовольства игроков из-за постоянных фолов и игра становится не интересной. Причиной данной ситуации является то обстоятельство, что мы учителя в процессе обучения игре баскетбол меньше всего уделяем внимание технике игры в защите.
Техника арсенал нападающего значительно богаче, чем защитника. Опыт показывает, что приемы защиты более универсальны и достаточно эффективны при правильном и внимательном их выполнении.
Усилия команды, стремящиеся всеми силами победить, окажутся напрасными, если игроки её будут допускать серьезные ошибки в защитных действиях.
Надёжная игра в защите так же необходима команде, как и результативное нападение. Чтобы уметь противоборствовать противнику, владеющему мячом, надо научиться важнейшим элементам техники игры в защите. По своему объему она не так уж велика, но роль ее в подготовке баскетболиста нельзя недооценивать. К тому же практика показывает, что техника защиты воспринимается новичками с большим трудом, чем техника нападения.
Малейшие ошибки в защитной технике приводят к тому, что противник получает два очка или обороняющаяся команда «зарабатывает» персональное замечание.
Конечно, овладеть всеми разновидностями приемов техники защиты на уроках баскетбола в школе не представляется возможным. Поэтому рекомендуется, ознакомив учащихся со всеми разновидностями приемов защиты, сосредоточить внимание на изучении некоторых из них.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЗАЩИТЕ
Цель: демонстрация методики обучения технике передвижения в защите и персональной опеки игрока на уроках физической культуры в школе.
Раскрыть алгоритм последовательного разучивания техники передвижений в защитной стойке игрока;
Показать эффективность и целесообразность применения методов и приемов техники персональной опеки игрока.
Чтобы правильно и эффективно препятствовать действиям атакующего противника, необходимо, прежде всего, обучиться защитным стойкам.
Стойка с расположением ступней на одной линии . Ноги сильно согнуты в коленях, таз опущен вниз, ступни параллельны. Тяжесть тела распределена на обе ноги. Руки все время меняют свое положение. Эта стойка удобна для перемещения в стороны и назад.
Общим условием для защитных стоек является то, что игрок должен непрерывно делать мелкие переступания ногами. Это позволяет защитнику быстрее начать любое перемещение в зависимости от предпринятых противником действий.
Стойка защитника, опекающего центрового игрока, зависит от его положения по отношению к этому игроку. Рассмотрим возможные в игре положения:
Стойка защитника, опекающего центрового сзади. Защитник стоит лицом к спине центрового игрока, ступни находятся на одной линии, ноги согнуты, руки направлены в стороны (или одна вверх).
При такой стойке, если защитник находится со стороны, откуда грозит передача, центровому игроку, очень трудно получить мяч.
При этом положении защитника, сильно затрудняется передача мяча центровому игроку.
Огромную роль для защитника играют его правильные перемещения на площадке, особенно за противником, ведущим мяч.
Перемещение спиной вперед применяется, когда противник ведет мяч на защитника и есть необходимость отступить к своему щиту. Защитник делает скользящий шаг назад и тут же приставляет к шагнувшей ноге другую ногу. Ноги согнуты в коленях, таз опущен, корпус держится прямо.
В процессе игры защитнику приходится опекать нападающих с мячом и без мяча. Их опека имеет свои определённые отличия. К тому же действия защитника зависят от многих других факторов: системы защиты, тренерской установки физической и технической подготовленности соперника и самого защитника и т.д.
При опеке нападающего без мяча защитник в большинстве случаев должен руководствоваться правилам «треугольника», располагаясь между подопечным и своей корзиной и одновременно ведя его и мяч. Он должен стараться не дать своему подопечному получить в хорошей позиции передачу от партнёров или взаимодействовать с ними.
Играя против нападающего с мячом, защитник не даёт ему прицельно бросить по кольцу, выполнить проход под щит, особенно по лицевой линии, или острую передачу партнёрам. Очень сложно опекать нападающего с мячом, который ещё не использовал ведение. В этом случае целесообразно использовать стойку с выставлением ноги в направлении опорной ноги подопечного.
Кроме того, любому защитнику надо действовать предельно внимательно, самоотверженно и агрессивно.
Прежде чем перейти к обучению опеки игроков с мячом и без мяча, надо повторить стойки защитника с выставленной вперёд ногой, ступнями на одной линии и перемещение приставными шагами вправо – влево и вперёд-назад. Чтобы постоянно видеть мяч и нападающего, надо посоветовать защитникам, держать одну руку в направлении мяча, а другую – в направлении подопечного. На протяжении всего процесса обучения учителю необходимо отмечать и поощрять старательные и удачные действия учеников в защите при выполнении упражнений и в ходе учебных игр. Кроме того, надо обращать внимание на своевременное возвращение игроков в защиту и быстрый «Разбор» своих подопечных.
Последовательность обучения: 1. Выбор места по отношению к мячу и подопечному. 2. Противодействие получению мяча. 3. Противодействие броску и проходу под щит. 4. Опека дриблера.
Упражнения для обучения индивидуальным действиям в защите в упрощённых специально созданных условиях:
В тройках. Защитник опекает нападающего без мяча, находящегося в позиции заднего игрока. Другой нападающий с ведением перемещается по линии трёх очковой зоны. Защитник меняет своё расположение в зависимости от места нахождения мяча.
То же, но игрок опекает нападающего без мяча, находящегося в позиции крайнего нападающего или центрового.
То же, но нападающий с мячом стоит на месте, а своё расположение меняет, передвигаясь в спокойном темпе, подопечный защитника.
В парах. Нападающий с мячом поочерёдно принимает стойку баскетболиста и исходное положение для броска одной рукой с места. Защитник, находясь в стойке с выставлением ноги в сторону опорной ноги нападающего, перемещается приставными шагами вперёд на расстоянии вытянутой руки, когда соперник готовится к броску, и на 1-2 шага назад, когда подопечный не угрожает корзине.
То же, но нападающий, показав защитнику, что будет бросать по корзине, совершает проход под щит на невысокой скорости. Защитник, отступает приставными шагами, старается помешать ему.
Площадка двумя продольными линиями делится на три коридора. Нападающий в спокойном темпе, меняя направление, ведёт мяч в коридоре от одной лицевой линии до другой. Защитник, не пытаясь выбить мяч, перемещается перед ним приставными шагами, стараясь, всё время сохранять дистанцию от 1-5 м.
Упражнения для обучения индивидуальным действием в защите в усложненных условиях:
В тройках. Нападающий без мяча с помощью изменения направления движения, остановок, поворотов старается вбежать в трёх секундную зону и получить мяч от партнёра. Защитник, опекая его и сохраняя правильную позицию, стремится воспрепятствовать этому.
В парах. Нападающий с мячом в 4 м. от кольца. Он, может выполнить бросок со средней или ближней дистанции, использовав бросок в движении после ведения мяча (не более трёх ударов мячом). Защитник препятствует этому, не нарушая правила.
Площадка двумя продольными линиями делится на 3 коридора. Нападающий, произвольно меняя скорость и направление движения, ведёт мяч в коридоре от одной лицевой линии до другой. Защитник перемещается перед ним, стараясь сохранить дистанцию 1 м и заставить нападающего чаще менять направление движения.
То же, но в виде игры 1:1. Нападающий старается обыграть защитника и первым оказаться у противоположной лицевой линии. За это он получает очко. В противном случае очко получает защитник. Кто быстрее наберёт 5 очков.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИГРОКА
Цель: демонстрация форм и методов обучения индивидуальным защитным действиям игрока на уроках физической культуры в школе.
Раскрыть алгоритм последовательного обучения методам: разучивания вырыванию мяча, разучивания выбиванию мяча, разучивания перехвату мяча и разучивания накрыванию мяча;
Показать эффективность и целесообразность применения методов и приемов обучения индивидуальным защитным действиям игрока.
Для того, чтобы попытка вырвать у соперников оказалось успешной, игрок должен, с огнув руки в локтях и выставив одну ногу вперед захватить мяч как можно глубже двумя руками, повернуть его вокруг горизонтальной оси и сделать рывок руками сверху вниз на себя или снизу-вверх на себя с одновременным поворотом туловища.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что только руками, без энергичного и своевременного движения туловищем, вырвать мяч у соперника практически невозможно. Кроме того, в процессе обучения надо следить за тем, чтобы ученики, вырвав мяч, не теряли равновесия.
Последовательность обучения: 1. Захват мяча руками. 2. Движение руками и туловищем. 3. Вырывание мяча с пассивным сопротивлением. 4. Вырывание мяча с активным сопротивлением.
Характерные ошибки, встречающиеся в процессе обучения: неглубокий захват мяча руками; пауза между захватом и рывком руками и туловищем; попытка не вырвать мяч, а «перетянуть» его.
Упражнения для обучения вырыванию мяча в упрощенных, специально созданных условиях:
В парах лицом друг к другу. У одного игрока мяч, который он держит перед грудью прямыми руками. По сигналу учителя партнер, делая шаг вперед, захватывает его. После трех повторений игроки меняются ролями.
Имитация вырывания мяча.
То же, что и упражнение 1, но сразу после захвата игрок вырывает мяч. Партнер не оказывает сопротивления.
То же, но игрок с мячом держит его на расстоянии10-15 см. от груди.
То же, но игрок с мячом, дав партнеру захватить мяч, оказывает пассивное сопротивление.
В парах. Оба игрока захватывают мяч руками. По сигналу учителя они пытаются вырвать его друг у друга.
То же, но игроки сидят на полу боком друг к другу и держат мяч на уровне груди.
То же, но в виде соревнования. 6-8 попыток. Кто больше овладеет мячом.
То же, но в виде соревнования. 6-8 попыток.
В парах. Игрок с мячом подбрасывает его вверх, прыгает и, приземляясь, опускает к груди. В момент приземления другой игрок мгновенно сближается с соперником, захватывает мяч руками и пытается вырвать его
Агрессивность защиты в современном баскетболе заметно возросла, и защитники стали все чаще и чаще применять в игре этот технический прием.
Выбивать мяч можно у нападающего, стоящего на месте, ведущего мяч, приземляющегося после овладения им в прыжке. Конечно, овладеть всеми разновидностями выбивания на уроках баскетбола в школе не представляется возможным. Поэтому рекомендуется, ознакомив учащихся со всеми разновидностями, сосредоточить внимание на изучении одной-двух.
Последовательность обучения: 1. Выбивание неподвижного мяча. 2. Выбивание мяча у игрока, меняющего его положение. 3. Выбивание мяча у игрока, приземляющегося после овладения им в прыжке. 4. Выбивание мяча у дриблера.
Характерные ошибки , встречающиеся в процессе обучения: большой замах; сосредоточение внимания только на моменте выбивания мяча, а не на конечной цели – овладении им.
Упражнения для обучения выбиванию мяча в упрощенных, специально созданных условиях:
Построение в шеренгах. Имитация выбивания мяча у игрока, стоящего на месте.
То же, но игроки перемещаются приставными шагами вперед-назад.
В парах. У одного игрока мяч, который он спокойно держит на вытянутых руках перед грудью. Партнер выбивает мяч движением кисти снизу вверх и сразу овладевает им.
То же, но игрок без мяча стоит на расстоянии 1,5 – 2 м. Перед выбиванием он выполняет два приставных шага вперед.
То же, что и упражнение 3, но игрок держит мяч ниже пояса, и выбивание происходит сверху вниз.
То же, но игрок перед выбиванием выполняет два приставных шага вперед.
То же, но игрок с мячом в спокойном темпе перемещает мяч произвольно: вверх, вниз, вправо, влево, а игрок без мяча должен определить положение мяча и правильно выбить его (сверху вниз или снизу вверх).
В парах. Игрок с мячом, стоя на месте, в быстром темпе меняет положение мяча (вверх, вниз, вправо, влево), партнер старается выбить мяч.
Упражнения для обучения выбиванию мяча в усложненных условиях:
В парах лицом друг к другу на расстоянии 2м. Игрок с мячом подбрасывает его вверх, ловит в прыжке и, приземляясь, опускает до уровня пояса. Другой игрок во время прыжка соперника сближается с ним, а в момент приземления пытается выбить мяч.
То же, но игрок без мяча стоит за спиной соперника.
В парах лицом друг к другу на расстоянии 2 м. Игрок передает мяч партнеру и сразу сближается, пытаясь выбить мяч.
В парах на расстоянии 2 – 3 м. Игрок подбрасывает мяч вверх партнеру, который прыгает, ловит его и, приземляясь, опускает вниз. В это время игрок, подбросивший мяч, сближается с партнером и выбивает его снизу вверх.
В парах. Один игрок с мячом в руках на уровне пояса стоит на гимнастической скамейке, а другой в 1 м. перед ней. Он выбивает мячи у партнера снизу вверх в момент его спрыгивания со скамейки.
Построение в несколько колон. Дистанция между игроками 2 – 3 м. Игроки с мячом, обводят «змейкой» стоящих в колонне, которые пытаются выбить мяч.
В парах. Один игрок ведет мяч к щиту и выполняет бросок в движении. Другой игрок передвигается рядом с ним и пытается выбить мяч при ведении.
Методы обучения выбиванию и вырыванию мяча в усложненных, специально созданных условиях:
В парах. Игрок с мячом подбрасывает его вверх, прыгает и, приземляясь, опускает к груди. В момент приземления другой игрок мгновенно сближается с соперником, захватывает мяч руками и пытается без сопротивления, а за тем и с сопротивлением выбить или вырвать его
Построение в колоннах. Дистанция 2 м. У направляющих мячи. Они выполняют поворот на 180 вперед (назад), имитируя передачу двумя руками, а стоящие за ним игроки, сделав небольшой выпад, выбивают или, захватив, вырывают мяч, овладевают им и в свою очередь выполняют повороты на 180 вперед (назад) и т.д.
Класс разбивается на группы по 4 человека. Один игрок с мячом находится в кругу, держа мяч на вытянутых руках, и выполняет повороты на месте. Трое других учащихся, не заступая в круг, пытаются выбить или захватить у него мяч.
В тройках. Два игрока стоят на одной линии с интервалом в 1м. Третий игрок с мячом стоит лицом к ним на расстоянии 2м. Он катит мяч между ними, а игроки пытаются, сделав выпад, овладеть мячом, а в случаи неудачи – выбить его у соперника. Игроки, овладевшие мячом и катавшие его, меняются местами.
Упражнения для обучения выбиванию и вырыванию мяча в движении:
В парах нападающий передвигается зигзагом, применяя обманные движения и меняя направление движения на ограниченной части баскетбольной площадки. Защитник, передвигаясь рядом, имитирует выбивание мяча ближайшей к нему рукой.
В парах нападающий ведёт одновременно два мяча, меняя направление движения на ограниченной части баскетбольной площадки. Защитник, передвигаясь рядом, имитирует выбивание мяча ближайшей к нему рукой.
Защитник бежит рядом с игроком, ведущим мяч. Он должен уловить момент, когда мяч отделится от руки нападающего, сделать большой шаг ногой, ближней к противнику, и одноименной с ней рукой выбить мяч по направлению к себе.
Подобным же способом можно выполнить отбор мяча с продолжением ведения. Улучив момент отскока мяча от площадки, защитник должен сделать рывок и опередить противника в приеме мяча на ладонь, затем ударить мяч о площадку по направлению к себе и перевести его на другую руку.
То же, но по всей длине зала и когда нападающий пытается выполнить бросок, защитник мгновенно сближается с соперником и пытается завладеть мячом.
Упражнения для обучения выбиванию и вырыванию мяча в парах у щита:
В парах. Игрок с мячом после остановки прыжком «накатом» выполняет броски в корзину, а защитник препятствует броскам, стоя подняв руки вверх, вплотную лицом к нападающему.
В парах. Игрок с мячом стоит в 2м от щита. Он бросает его в щит и ловит в прыжке двумя руками. Соперник, стоящий рядом, пытается выбить мяч у него или в момент ловли, или в момент приземления.
То же, но мяч в прыжке ловит соперник.
Упражнения для обучения выбиванию и вырыванию мяча в колоннах:
Игроки в составе двух колон стоят за лицевой линией баскетбольной площадки вдоль боковых линий. По сигналу парами передвигаются к центральной линии, где при повороте в обратную сторону (в сторону корзины) нападающий передает мяч защитнику, затем, получив его обратно, на высокой скорости атакует кольцо. Соперник, после передачи мяча стремительно приблизившись к нападающему, оказывает сопротивление, старается выбить мяч при ведении или во время броска в движении.
В парах. Игрок с мячом стоит в месте пересечения центральной и боковой линий. Игрок без мяча в 1,5-2 м впереди. Как только первый игрок сделает ему передачу, он ведет мяч на высокой скорости и бросает в движении одной рукой сверху. Соперник старается догнать его и выбить мяч при ведении или во время броска в движении.
В тройках. Игроки, передавая мяч, друг другу передвигаются до центральной линии и обратно. От центральной линии в направлении баскетбольного кольца, один из игроков, переходя в защиту, противодействует двум нападающим.
То же, но упражнение выполняется вдоль всего зала.
Если нападающий не выходит навстречу летящему мячу, а ждет его, стоя на месте, если передача неточна, у защитника появляется возможность перехватить мяч.
Для этого он в момент, когда мяч отделяется от рук передающего игрока, делает рывок в направлении полета мяча и ловит его в движении или в прыжке. Если нападающий тоже выходит навстречу мячу, защитнику необходимо опередить соперника и преградить ему путь плечом или руками.
Для успешного выполнения этого технического приема защитнику необходимо контролировать игровую ситуацию, видеть мяч и своего подопечного, уметь правильно предугадать момент передачи, ее направление и скорость полета мяча, действовать быстро, агрессивно и своевременно.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Начинать обучение перехватам можно лишь после того, как учащиеся овладеют ловлей мяча в движении в сочетании с остановками и ведением мяча.
Очень важно сосредоточить внимание на действиях защитника по преграждению пути сопернику, своевременности и быстроте рывка к мячу.
Последовательность обучения: 1. Перехват передачи мяча, выполняемой поперек площадки, нападающим, стоящим на месте. 2. Перехват передачи мяча, выполняемой вдоль площадки, нападающим, стоящим на месте. 3. Перехват передачи мяча нападающему, выходящему ему навстречу.
Характерные ошибки , встречающиеся в процессе обучения: несвоевременный выход на перехват мяча; столкновение с соперником; «пробежка» после перехвата мяча.
Упражнения для обучения перехвату мяча в упрощенных, специально созданных условиях:
Класс разбивается на тройки. Два игрока, стоя друг от друга на расстоянии 4 – 5 м., непрерывно в одном и том же темпе выполняют передачи мяча поперек баскетбольной площадки. Третий игрок (защитник) располагается в 1,5 м. от линии передачи мяча и старается его перехватить. Через определенное время по сигналу учителя игроки меняются ролями.
То же, но передачи выполняются в 2 м. от боковой линии площадки, параллельно ей.
Построение во встречных колоннах на расстоянии 4 – 5 м. Направляющие выполняют передачи мяча на месте, следующие игроки в колоннах стараются их перехватить. Если это им удастся, они приступают к передачам мяча, а передавшая пара становится в конец колонны. В случае неудачной попытки перехвата они переходят в конец колонн, а перехват пытаются осуществить следующие игроки.
Упражнения для обучения перехвату мяча в усложненных условиях:
То же, что и упражнение 1 для обучения перехватам мяча в упрощенных, специально созданных условиях, но темп и высота передачи, а так же расстояние между нападающими постоянно меняется.
То же, что и упражнение 3 для обучения перехватам мяча в упрощенных, специально созданных условиях, но игроки, передающие мяч, могут перемещаться на шаг вправо-влево, затрудняя выход на перехват мяча.
То же, но для затруднения соперникам выхода на перехват мяча передающие его игроки могут делать шаг вперед.
Построение в две колонны. Интервал между ними 2 м. На расстоянии 5 м. лицом к ним стоит учитель с мячом. Он выполняет передачу между направляющими игроками обеих колонн, которые сразу после того, как мяч оторвется от рук учителя, стараются рывком опередить друг друга, заняв место на пути соперника к мячу, и овладеть им.
Игра 1:1+1. Два игрока занимают позиции крайнего нападающего и защитника. Третий игрок опекает крайнего нападающего, который пытается с помощью коротких рывков, остановок, поворотов, изменения направления движения и скорости, освободиться от опеки в пределах своей зоны и получить мяч от стоящего на месте партнера. Соперник старается перехватить передачу мяча.
То же, но мяч старается получить от крайнего нападающего защитник.
То же, но в позиции центрового игрока и крайнего нападающего, центрового игрока и защитников.
То же, что и упражнения 7-9, но в виде соревнования. За получение мяча – 1 очко, за перехват – 2. Время пребывания на каждой позиции 1- 2 минуты.
Два игрока выполняют поперечные передачи мяча в движении от одной лицевой линии до другой. Третий игрок, находясь к ним лицом на расстоянии 2 – 3 м., отступает, стремясь перехватить передачу мяча.
Различные варианты игры «не дай мяч водящему» 5:2; 5:3; 4:2; 3:2.
Игра «Борьба за мяч».
Игра «Не дай мяч водящему». Три нападающих образуют треугольник. Они передают мяч друг другу, стоя на месте, а два защитника, передвигающихся внутри треугольника, пытаются перехватить его. Передавать мяч выше поднятой вверх руки защитника нельзя. Защитник, перехвативший мяч, меняется местами с нападающим, допустившим ошибку.
То же но нападающих четверо и они образуют квадрат.
Это эффективный защитный приём, позволяющий блокировать броски соперника. Его успешное многократное выполнение оказывает отрицательное психологическое воздействие на нападающих, которые теряют уверенность в бросках.
Для того чтобы накрыть мяч при броске, защитник должен быстро сблизиться с нападающими, своевременно выпрыгнуть вертикально вверх, полностью выпрямив руку вверх – вперёд и, накладывая свою кисть на мяч, готовый сорвать с концов пальцев соперника.
Оно требует хорошей координации движений, позволяющей избегать столкновений с соперником и ударом по его рукам. В противном случае виновник этих нарушений наказывается персональным замечанием и штрафными бросками.
Во избежание столкновения нужно прыгать немного в сторону от противника, стараясь ближней к нему рукой преградить путь мячу. Накрывать мяч рукой лучше всего в тот момент, когда соперник только что выпустит его из рук.
Овладение мячом, отскочившим от щита
Этот прием необходимо умело осуществлять как под своим щитом, так и под щитом противника.
После того как один из соперников произвел бросок по корзине, защищающиеся должны следить только за действиями нападающих, не обращая никакого внимания на полёт мяча. Когда нападающие начнут движение, направленное на овладение мячом, защитники должны не дать им возможности оказаться ближе себя к щиту. Для этого они «отсекают» нападающих от щита, становясь на их пути, и в то же время поворачиваются лицом к корзине. Благодаря этому простому маневру защитник получает хорошую возможность овладеть мячом. Предугадав направление отскока мяча от щита, защитники энергично прыгают вверх, и один из них ловит мяч на вытянутые руки.
Поскольку в борьбе за отскочивший мяч стараются принять участие несколько нападающих, надо, чтобы каждый из защитников активно выполнял все действия, предшествующие овладению мячом.
Овладение мячом, отскочившим от щита противника . В данном случае мы рассматриваем предыдущий вариант, но уже с точки зрения нападающего.
После того как произведен бросок по корзине, нападающий должен сделать финт в ту или иную сторону, а затем постараться обойти защитника с противоположного направления, приблизиться к щиту быстрее, чем он, и, прыгнув вверх, овладеть мячом.
Если защитник все же окажется ближе к щиту, нападающему, не следует прекращать борьбу за мяч. Он должен прыгать по направлению к щиту с таким расчетом, чтобы не задеть защитника и постараться отбить мяч ладонью к себе или своему партнеру.
Особое внимание при обучении накрыванию мяча надо уделить быстрому, а главное, своевременному выпрыгиванию защитника и выпрямлению его руки и кисти. При этом надо следить за тем, чтобы его кисть накладывалась точно на мяч, не контактируя с рукой нападающего, а её движение осуществлялось не сверху – вниз, а сбоку. Другими словами, защитник должен как бы смахнуть кистью мяч с траектории полёта или с концов пальца соперника.
Последовательность обучения : 1. Прыжок вертикально вверх с выпрямлением руки вверх – вперёд. 2. То же, но с движением кисти. 3. Накрывание мяча при броске с места. 4. Накрывание мяча при броске в прыжке. 5. Накрывание мяча при бросках в сочетании с обманными движениями.
Упражнения для обучения накрывания мяча в упрощенных, специально созданных условиях
Передвижение в шеренге приставными шагами по периметру баскетбольной площадки. Учитель стоит с мячом в руках в центральном круге. Как только он поднимает мяч вверх, учащиеся быстро выполняют прыжок вертикально вверх с выпрямлением правой (левой) руки вверх – вперед.
То же, на школьники стараются, выпрыгнув как можно выше, коснуться кистью выпрямленной руки мяча.
То же, но они стараются смахнуть мяч с руки партнера.
Мяч подвешен так, чтобы учащиеся, применяя прыжок средней силы, могли его достать. В 1, 5-2м от проекции мяча на площадку стоят в колонне по одному 6-8 школьников. Направляющий делает 1-2 шага вперед, выпрыгивает вертикально вверх, вытягивает руку к мячу и кистью отталкивает его. После приземления он передвигается в конец колонны. Следующий игрок быстро определяет момент и точку встречи с мячом, прыгает вверх после 1-2 шагов вперед, вновь отталкивает мяч кистью в обратном направлении и т.д.
То же, но мяч подвешивается выше с таким расчетом, чтобы для его касания учащиеся должны были прыгнуть с максимальным усилием.
В парах. Игрок с мячом медленно выполняет броски с места дистанции 4-5 м. Защитник, находясь в 1, 5 м от него, сближается и старается накрыть мяч в момент его отрыва от руки соперника. После пяти попыток игроки меняются ролями.
То же, но броски выполняются в обычном темпе.
То же, что и упражнения 7,8, но броски выполняются в прыжке.
Построение в 2 шеренги лицом друг к другу по обе стороны от центральной линии в 3м от нее. У игроков одной шеренги мячи. Одни ведут их к центральной линии, выполняют остановку и выпрыгивают для броска в прыжке. Игроки другой шеренги так рассчитывают скорость своего движения, чтобы подбежать к центральной линии одновременно со своим соперником и, прыгнув вверх, накрыть мяч при броске.
То же, упражнение выполняется в парах, а линии чертятся в 3-4м от щитов.
В парах. Игрок с мячом ведет мяч к щиту в спокойном темпе, и выполняется бросок в движении одной рукой сверху. Под щитом его встречает соперник и старается накрыть мяч при броске. После пяти попыток они меняются ролями.
Упражнение для обучения накрывания мяча в усложненных условиях:
То же, что и упражнение 7,9,12 для обучения накрыванию мяча в упрощенных, специально созданных условиях, но броски выполняются в быстром темпе.
То же, но нападающие, могут, применяя обманные движения.
В парах. Игрок с мячом стоит 6-7 м от щита, а соперник – в области штрафного броска. Нападающий ведет и бросает мяч в движении. Защитник старается накрыть его при броске.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дулин А.Л., Баскетбол в школе. Ижевск, 1996.
Литвинов Е.Н., Виленский М.Я., Туркунов Б.И., Программа физического воспитания учащихся I – XI классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). М., 1992.