какие социальные нормы отражают представления о прекрасном и безобразном в поведении людей в быту
Какие социальные нормы отражают представления о прекрасном и безобразном в поведении людей в быту
Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Этические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.
2) Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
3) Традиции — это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, отражающие представления людей о добре и зле.
4) Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством.
5) По степени обязательности исполнения нормы могут быть побуждающими, запрещающими, рекомендательными.
1) Этические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Нет, неверно, это характерно для эстетических норм.
2) Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Да, верно, это одна из их главных задач.
3) Традиции — это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, отражающие представления людей о добре и зле. Нет, неверно, речь идет о морали.
4) Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством. Да, верно.
5) По степени обязательности исполнения нормы могут быть побуждающими, запрещающими, рекомендательными. Да, верно, по другому они называются нормы дозволения, запрета и предписания.
Социальные нормы: что это, зачем нужно и как действует
Рассказываем, как социальные нормы влияют на жизнь общества, какие виды общественных норм существуют, какие функции они выполняют и чем грозит их несоблюдение.
Понятие социальных норм
Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.
Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.
По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.
Признаки социальных норм
Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:
Виды социальных норм
Все социальные нормы можно разделить на следующие группы:
Рассмотрим подробнее эти виды социальных норм и приведём примеры каждого из них.
Обычаи, ритуалы, традиции
Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.
Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте.
Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая.
Нормы морали
Нормы морали, или этические нормы, — социальные правила поведения человека, выражающие представление общества о добре и зле, справедливости и несправедливости. Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.
При этом цивилизованный человек способен оценивать и корректировать своё поведение без постороннего контроля — за это отвечают такие качества личности как совесть, честь, чувства долга и собственного достоинства. Пример этической нормы — «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь для себя.
Нормы права
Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ.
В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм.
Религиозные нормы
Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.
Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы (грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY72021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 7 класса.
Эстетические нормы
Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены.
Для каждого общества на каждом этапе развития характерны свои представления о прекрасном, которые могут меняться с течением времени. Пример эстетической нормы — золотое сечение.
Корпоративные нормы
Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников.
Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.
Формы социальных норм
Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.
По способу закрепления социальные нормы делятся на:
Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.
По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:
Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:
По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.
Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.
Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.
Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.
Функции социальных норм
Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:
Тест по обществознанию Социальные нормы и отклоняющееся поведение для 10 класса
Тест по обществознанию Социальные нормы и отклоняющееся поведение для 10 класса с ответами. Тест включает две части. Задания с выбором ответа (10 заданий) и задания с кратким ответом (2 задания).
Задания с выбором ответа
1. Нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном, — это
1) моральные нормы
2) религиозные нормы
3) эстетические нормы
4) политические нормы
2. К формам социального контроля относится (-ятся)
1) влияние общественного мнения
2) принуждение
3) групповое давление
4) все перечисленные
3. Наказание за уголовное преступление, финансовое поощрение, похвала являются примерами
1) санкций
2) коллизий
3) норм
4) социальных предписаний
4. К позитивным проявлениям отклоняющегося поведения относится
5. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы возникают и существуют только в больших группах.
Б. Социальные нормы предполагают ожидание правильного поведения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?
А. Социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за этот выбор.
Б. Социальный контроль присутствует в любом обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения о причинах отклоняющегося поведения?
А. Причиной отклоняющегося поведения являются психические нарушения: слабоумие, другие умственные дефекты, психопатия.
Б. Причиной отклоняющегося поведения является конфликт между нормами господствующей культуры и субкультуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Традиционная сельская община контролировала все аспекты жизни своих членов: выбор невесты, методы разрешения спора и конфликта, способы ухаживания, выбор имени новорождённого и многое другое. Что выступало формой социального контроля?
1) законы
2) надзор
3) репрессии
4) общественное мнение
9. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство — благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство — благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати. Данные примеры иллюстрируют
1) неформальный (внутригрупповой) внешний контроль
2) формальный внешний контроль
3) самоконтроль
4) санкции
10. Гениальный художник А. нарушил ожидания любителей классического искусства, изобретая новые художественные формы. Естественно, его творчество не было принято большинством людей. Какому типу соответствует поведение художника А.?
1) позитивно отклоняющемуся
2) негативно отклоняющемуся
3) нарушающему нормы права
4) соответствующему обычаям
Задания с кратким ответом
1. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы.
Виды социальных норм
Наименование норм | Их сущность |
Правовые | Закреплены в законах, издаваемых государством, чётко описывающих границы поведения и наказания за нарушения закона |
… | Регулируют отношения между личностью и властью, между социальными группами и государством |
2. Установите соответствие между примерами санкций и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) молчаливое признание
Б) отказ подать руку
B) отлучение от церкви
Г) лестный отзыв
Д) вручение Почётной грамоты
1) формальные позитивные
2) неформальные позитивные
3) формальные негативные
4) неформальные негативные
Ответы на тест по обществознанию Социальные нормы и отклоняющееся поведение для 10 класса
Задания с выбором ответа
1-3
2-4
3-1
4-2
5-2
6-3
7-3
8-4
9-2
10-1
Задания с кратким ответом
1. Политические
2. 24321
Какие социальные нормы отражают представления о прекрасном и безобразном в поведении людей в быту
Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Этические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.
2) Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
3) Традиции — это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, отражающие представления людей о добре и зле.
4) Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством.
5) По степени обязательности исполнения нормы могут быть побуждающими, запрещающими, рекомендательными.
1) Этические нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту. Нет, неверно, это характерно для эстетических норм.
2) Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Да, верно, это одна из их главных задач.
3) Традиции — это ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки, отражающие представления людей о добре и зле. Нет, неверно, речь идет о морали.
4) Политические нормы — правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством. Да, верно.
5) По степени обязательности исполнения нормы могут быть побуждающими, запрещающими, рекомендательными. Да, верно, по другому они называются нормы дозволения, запрета и предписания.
ТЕСТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
А 2. К малой социальной группе можно отнести
2) людей либеральных взглядов
А 3. Социальная группа, члены которой обладают правами и обязанностями, передающимися по наследству
А 4. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по
1) территориальному признаку
2) этническому признаку
3) демографическому признаку
4) профессиональному признаку
А 5. Отношение к собственности, величина доходов, фактор пользования властью — это признаки
1) поведение, ожидаемое от индивида
2) положение человека в обществе
3) форма поощрения индивидов
4) форма осуществления социальных функций
А 8. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?
1) национальная принадлежность
2) уровень образования
А 9. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?
1) правовой статус личности
2) политический статус личности
3) предписанный социальный статус личности
4) достижимый социальный статус личности
А 10. Экономическая дифференциация проявляется в
1) сращивание политической власти и крупного капитала
2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества
3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.
4) создании новых производств
А 11. Тот факт, что представители разных социальных слоев получают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию
А 12. Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются
1) социальной мобильностью
2) социальным статусом
3) социальным неравенством
4) социальными отношениями
А 13. Одно из проявлений социального неравенства — различие в
4) духовных запросах
1) повышение по службе
2) занятие предпринимательской деятельностью
3) понижение по службе
1) горизонтальной социальной мобильности
2) вертикальной социальной мобильности
3) социальной стратификации
4) социальной адаптации
А 16. Преподаватель становится старшим преподавателем, старший преподаватель — доцентом, доцент — профессором. Это пример
1) социальной стратификации
2) социальной адаптации
3) социальной мобильности
А 17. Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот
1) горизонтальной социальной мобильности
2) вертикальной социальной мобильности
3) социальной стратификации
4) социальной адаптации
2) моральными нормами
3) эстетическими нормами
1) нравственные нормы возникли позже правовых норм
2) правовые нормы не существуют в писаной форме
3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле
4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством
1) закрепляют привычные образцы поведения
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) имеют формальный характер
4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном поведении людей
А 21. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются
1) социальным статусом
2) социальной мобильностью
3) социальной нормой
4) социальным порядком
А 22. Эстетические нормы
1) закрепляются в государственном законодательстве
2) обеспечиваются силой государственного принуждения
3) основаны на вере в сверхъестественные силы
4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном
А 24. Вера в сверхъестественные силы — основа
2) религиозных норм
4) эстетических норм
А 25. Верны ли следующие суждения?
А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.
Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах,
политических принципах, моральных нормах.
4) оба суждения неверны
А 26. Отклоняющееся поведение всегда нарушает
3) социальные нормы
4) обычаи и традиции
А 27. Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняющегося поведения?
4) коллекционирование марок
1) наносит ущерб обществу
2) причиняет вред личности
3) нарушает нормы права
4) не соответствует социальным нормам
А 29. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?
А. Социальный контроль — это особый механизм пол держания общественного порядка.
Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля
4) оба суждения неверны
А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля.
Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.
4) оба суждения неверны
А 32. Семья в отличие от других малых групп характеризуется
1) высокой политической активностью
3) общими увлечениями
4) профессиональным ростом
1) в истории общества существовали разные виды семьи
2) семейные отношения нормами права не регулируются
3) современная семья включает всех родственников
4) семейные отношения нормами морали не регулируются
А 34. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?
1) главенствующее положение отца семейства
2) возрастание роли женщины в семье
3) взаимное уважение между супругами
4) активное участие женщин в общественном производстве
1) совместным проживанием как минимум трех поколений
2) справедливым разделением домашних обязанностей
3) экономической зависимостью женщины от мужчины
4) главенствующей ролью мужчины в семье
1) социализация личности
2) определение минимального размера оплаты труда
3) установление системы школьного образования
4) определение размеров коммунальных платежей
А 38. Один из признаков нации —
1) наличие конституции
2) общность исторического пути
3) единое гражданство
4) общность идеологии
1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами
2) рост уровня образованности населения
3) повышение рождаемости
4) образование правового государства
А 40. Преодолению национальных противоречий способствует
1) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра
2) государственная поддержка малого бизнеса
3) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности
4) переход к рыночным методам ведения хозяйства
1) отказ от национального насилия во всех его формах
2) оказание военной помощи сепаратистам
3) курс на ослабление многонациональных государств
4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение
А 42. Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует
А. Развитию национальной культуры
Б. Преодолению национальной ограниченности
4) оба суждения неверны
Часть 2. Задания уровня В.
В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:
В 2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Род, племя, каста, народность, нация.
В 7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.
Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.
В 8. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из этого ряда и образованную по другому признаку.
Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.
Религия, государство, образование, абитуриенты, семья. производство.
В 10. Установите соответствие (социальные группы — критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ: КРИТЕРИИ:
1) мужчины А) демографический
2) племена Б) этнический
КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА
1) национальность А) достигаемый
2) профессия Б) предписанный
5) социальное происхождение
В12. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ
СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ СТАТУСОВ
1) маргинал А) приобретенный
2) белорус Б) предписанный
3) председатель профкома
5) 16-летний человек
1) премьера телесериала А) массовая
2) конкурс фольклорных коллективов Б) народная
3) празднование дня Ивана Купалы
4) скандал с участием поп-звезды
5) переиздание детектива-бестселлера
В 14. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) организация предпраздничной торговли 1) экономическая
Б) проведение референдума 2) политическая
В) принятие закона об общественных 3) духовная
Г) написание приключенческого романа
Д) производство товаров массового спроса
Е) проведение научного исследования
В 15 Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ
А) государство 1) экономика
Б) религия 2) политика
В) образование 3) духовная культура
Г) производство 4) социальные отношения
В 16 Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.
4) следование требованиям моды
5) уважение к родителям
6) семейное положение
В 17 Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам
2) материальная поддержка близких
3) распределение домашнего труда
4) наделение наследственным статусом
5) организация досуга
6) семейное предпринимательство
В 18 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) принадлежность к определенной социальной группе
2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества
3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни
4) связь с традиционной национальной культурой
5) адресованность самым различным слоям населения
В 19 Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к социальным нормам регулирования и обведите цифры, под которыми они указаны.
(1)В социологическом опросе приняли участие 2000 домохозяек моложе 45 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (З)Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
(1) В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.
Определите, какие положения текста носят
характер оценочных суждений
«Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто противоречивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жизни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве стали в принципе равными».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.
А) исследование Г) общение Ж) роль
Б) различие Д) учение 3) статус
В) труд Е) стереотип И) группа
В 23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци альных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово,за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие
Б) группы Д) контроль З) управление
В) интеграция Е) эталон И) стабильность
Прочитайте текст и выполните задания
Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.
Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.
1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.
2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?
3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
С 5. Прочитайте текст и выполните задания к нему
Наукой принято называть систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований.
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определенных теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привел к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом.
(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)
1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
2 Как по мнению авторов, изменилась структура науки?
3 Опираясь на знания курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение; по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия об ществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).
3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм». (И.Н. Шевелев)
4 « Люди существуют друг для друга» ( Марк Аврелий)
5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)
6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).
7. « Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).
8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)
10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)