какие средства регулирования экономики применяет государство
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Методы государственного регулирования экономики
Государство в условиях рынка воздействует на экономику посредством создания и регулярного корректирования условий для того, чтобы она нормально работала, без сбоев и успешно развивалась, приспосабливалась к существующей социально-экономической системе и переменчивым условиям. Это подразумевает:
Методы государственного регулирования экономики
Метода государственного регулирования экономики или по-другому, способы, с помощью которых можно влиять на её субъекты, их поведение, по форме можно поделить на активные и пассивные, по адресности – на прямые и косвенные, по содержанию – на правовые, административные и экономические.
Активные методы
Суть активных методов заключается в оперативном регулировании государственными органами на постоянно меняющуюся экономическую ситуацию внутри страны и за её пределами.
В качестве примера активных методов можно привести манипуляции, которые совершаются Центральным банком России со ставкой рефинансирования.
Пассивные методы
Суть пассивных методов состоит в создании системы долговременных норм и правил, они могут быть обязательные или рекомендательные, которым должны отвечать субъекты, чтобы в максимальной степени они могли воплотить свои интересы при одновременном соблюдении интересов всего общества. В такой ситуации государство является ограничителем нарушений обязательных требований.
Примером пассивных методов является принятие соответствующих законодательных актов и контроль за их исполнением.
Прямые методы регулирования
Главной отличительной чертой прямых методов регулирования является адресность, которая направлена на конкретные субъекты или процессы.
К прямому регулированию относятся:
В случае, если хозяйствующие субъекты игнорируют подобные действия со стороны государства, то это может привести к экономическим проблемам или административным санкциям.
Косвенные методы регулирования
Косвенные методы априори не могут иметь своего конкретного адресата и в первую очередь они направлены на всё экономическое поле, тем самым диктуя правила игры в нём. Они базируются на товарно-денежных рычагах и влияют на экономические интересы субъектов хозяйствования. Их главное отличие от прямых методов заключается в том, что они оказывают действие автоматически.
Неподчинение косвенным методам регулирования чаще всего является причиной экономических потерь.
К косвенным методам государственного регулирования относятся:
Косвенное регулирование сильно расширяется по мере того, как происходит развитие рыночной экономики.
В конечном итоге, можно говорить о том, что государство, используя прямые и косвенные рычаги регулирования на экономические интересы, может воздействовать на поведение субъектов хозяйствования.
Содержание методов государственного регулирования экономики
Правовые методы регулирования базируются на системе нормативных актов, требованиям которых должны соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности. Здесь говорится о правовых нормах, которые определяют условия заключения контрактов, функционирования предприятий; двусторонние обязательства в трудовых отношениях; Нормативные требования в отношении качества и сертификации конкретных технологий и продукции.
Правовые нормы и механизм из применения представляют собой основу государственного регулирования экономики и проведения соответствующей экономической политики. Для современного цивилизованного общества характерно осуществление правовой формы практически для всех хозяйственных процессов. Это наделяет их конституирующим статусом, проявление которого происходит посредством возможности сдерживать её развитие, создавать необходимое для этого пространство и определять направление, чтобы всё не пошло в отрыве от действительности, как это произошло после реформ М. Горбачёва и Б. Ельцина. Адекватно и грамотно выстроенная законодательная система и её правильное применение могут серьёзно повлиять на скорость экономического развития страны, а также поможет повысить эффективность хозяйственных процессов.
Таким образом, важно понимать, что система правовых норм должна соответствовать реальному состоянию общества, в первую очередь экономике, чтобы могла создать необходимую площадку для развития позитивных тенденций, а негативные истребляла.
Административные методы регулирования экономики
Различают следующие виды административных методов регулирования:
Данные меры, прежде всего основываются на экономических интересах и реализующих стимулах, а опираются на приказы государственного аппарата.
В развитых странах административные методы регулирования не имеют широкого применения. Их сфера применения ограничивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условия для поддержания слабо защищённых слоёв населения, а также ведением внешнеэкономической политики.
Таким образом, можно говорить о том, что государство принимает решения об установлении импортных или экспортных квот, временном запрете на импорт или экспорт тех или иных товаров.
В 2006 г. На государственном уровне был запрещён ввоз в страну грузинских и молдавских вин, а также минеральной воды «Боржоми», кроме этого действовал запрет на импорт мяса из Польши.
Государство принуждает предприятия организовывать на местах производственное обучение, заниматься повышением квалификации сотрудников, а также создавать благоприятные и безопасные рабочие места.
Экономические методы оказывают влияние на материальную заинтересованность хозяйствующих субъектов. В число таких субъектов водят:
В конечном итоге стоит отметить, что методы государственного регулирования экономики все по-своему эффективны, среди них нет абсолютно непригодных. Основное правило их применение заключается в том, что необходимо адекватно подходить к определению той области, где конкретный метод наиболее целесообразен.
Формы и методы воздействия государства на цены
Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.
В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.
Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня цен предусматривался на 2003 г. — 10-12% в год, на 2004 г. — 8-10%, на 2005 г. — 6,5-8%, на 2008 г — 5- 7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2000 г. рост цен составил 120,2%, в 2002 г. — 115,1%). Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.
Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.
Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования
1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.
Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.
Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.
3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.
Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.
Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.
В своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке.
Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.) Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.
Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.
За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.
6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.
7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.
Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.
С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.
8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.
Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:
Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.
В связи с высоким урожаем в 2001 и 2002 гг. возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд. руб.
В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.
Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
ЛЕКЦИЯ на тему «Государственное регулирование экономики»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ЛЕКЦИЯ на тему «Государственное регулирование экономики»
1. Сформировать научное представление о современной экономике как многоукладной, регулируемой, с одной стороны, механизмом рынка, с другой – государством.
2. Раскрыть основные понятия темы и обогатить знания учащихся об экономических функциях государства, монетарной и фискальной политике государства, налогах, секвестре, государственном бюджете, государственном долге.
3. Расширить и углубить знания студентов об экономической роли государства в условиях рынка. Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы в условиях рыночных отношений, показать основные рычаги государственного регулирования экономики.
3. Содействовать выработке элементарных умений экономического анализа и экономически грамотного поведения.
4. Способствовать формированию ценностного отношения к явлениям экономической жизни.
1. Причины государственного регулирования экономики.
2. Функции государства в экономике.
3.Государственный бюджет. Государственные расходы.
4. Государственный долг.
5. Виды налогов. Основы налоговой политики государства.
1. Что понимается под государственным регулированием экономики?
2. Какие средства регулирования экономики применяет государство?
3. Что такое бюджет? Какова его структура?
4. Какое соотношение доходов и расходов может быть в государственном бюджете?
5. Как государство может покрыть дефицит бюджета?
6. Какие негативные последствия влечет за собой государственный долг? Каковы методы его погашения?
7. Дайте определение налога. Какие бывают виды налогов? Чем они различаются?
8. Назовите функции налогов.
9. В чем должна заключаться разумная налоговая политика государства?
Государство играет большую роль в регулировании общественной жизни. Экономическая сфера общества не является исключением. Исторически так сложилось, что при разных типах экономических систем влияние государства на экономику было различно. В условиях традиционной экономической системы оно незначительно, а в условиях административно-командной — всеобъемлюще.
«Отец» экономики Адам Смит, о дин из известных теоретиков классической политэкономической мысли в своей программной работе » Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 ) писал:
«Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей».
Общество понимало, что государство не должно чрезмерно вмешиваться в хозяйственную деятельность людей, но обязано защищать их мирную жизнь от врагов. Но любая свобода требует защиты, иначе её отбирают силой. И именно такая защита свобод, в том числе и экономических – главная и постоянная задача государства.
События «черного вторника» 24 октября 1929 года в США стали началом не только финансового кризиса конкретной фондовой биржи, а началом глубочайшего кризиса экономики, который затронул многие страны мира.
Если говорить с точки зрения финансовых проблем, то к 1933 г. разорилось 10 тыс. банков (1/3 общего числа), производство сократилось на 56%, доля безработных среди трудоспособного населения составила 25%.
Президент Гувер посчитал, что нужно минимальное вмешательство государства, и кризисные явления в экономике США очистят её от неэффективного производства.
Таким образом, были выявлены слабые «игроки» и установлены государственные гарантии определенной суммы вкладов (до 5 тысяч долларов).
В основе экономической политики Рузвельта лежали идеи английского экономиста Дж. Кейнса.
— понимания государственного характера экономической политики;
— фискальных денежно-кредитных отношений;
— наращивания инвестиций, способствующих росту национального дохода и занятости населения;
— развития экономики на макроэкономическом уровне, т.е. охватывающее всё национальное хозяйство как единую целостную систему.
Под государственным регулированием экономики понимается воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства. В условиях рыночной экономики производитель и потребитель выступают самостоятельными субъектами экономической жизни. Тем не менее, государство вынуждено оказывать влияние на экономику. Необходимость государственного вмешательства в экономику во многом диктуется несовершенством рыночной экономики.
Неспособность рынка решать различные проблемы, такие как смягчение цикличности производства, налаживание производства товаров и услуг коллективного пользования и т. д. требует государственного вмешательства в экономику.
В условиях рынка могут возникать монополии, которые в своей деятельности по производству товаров и ценообразованию наносят ущерб благосостоянию общества. Частных предпринимателей мало заботят такие необходимые для общества, но неприбыльные отрасли, как оборона, культура, наука, образование, здравоохранение. Нацеленность на получение прибыли оставляет за кругом интересов предпринимателей вопросы экологии, безработицы, инфляции и др. Поэтому государственное вмешательство в рыночную экономику не только целесообразно, но и необходимо. Необходимость государственного присутствия в экономике выражается:
— в прямом участии государства в национальном производстве;
— в существенном расширении государственного законодательства;
— в организации денежного обращения;
— в поддержание на должном уровне судебной системы и органов охраны правопорядка;
— в регулировании существенных различий в уровнях доходов и богатства граждан и т.д.
На государство возложены следующие функции:
— государственная защита рынка от монополизации через создание конкурентной среды и соответствующей законодательной базы;
— госконтроль за уровнем занятости населения;
-государственная защита прав собственности;
— достижение макроэкономической стабилизации и обеспечение экономического роста;
— государственное управление нерыночным сектором хозяйства (обороной, здравоохранением, образованием, наукой и культурой).
Цель государственного регулирования экономики — сформировать наиболее благоприятные условия для поддержания экономического развития и сохранения стабильности общества. Некоторые ученые дополняют эту цель такими задачами, как необходимое обеспечение темпов роста валового национального продукта, сокращение безработицы, стабилизация цен и поддержание выгодной внешнеэкономической политики.
Правда, сказать, последние задачи малосовместимы. Например, фиксированные твердые цены снижают заинтересованность предпринимателей в производстве продукции, а борьба с безработицей приводит к дополнительным расходам. Тем не менее, цель государства состоит в том, чтобы эти задачи максимально выполнялись.
Исторически сложилось 3 типа государственного регулирования экономики:
— государственно-монополистический (СССР, КНДР) ;
— либеральный (признающий доминирующим в экономике только частное предпринимательство, например, США);
— различные сочетания рыночных и государственных регуляторов (например, хозяйственные модели Японии, Швеции, Германии, Китая).
Однако необходимость государственного вмешательства имеет свои границы. Госрегулирование не должно превышать того, что ему отмерено рыночной экономикой. Однако и без вмешательства государства в экономическую жизнь она становится слишком зависимой от превратностей рынка и часто подвержена кризисам.
Таким образом, причинами государственного регулирования экономики являются:
• Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.);
• Наличие частного и общественного характера производства;
• Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы);
• Тенденция к монополизации;
• Наличие международной конкуренции.
Цели государственной экономической политики достигаются с помощью различных методов и форм государственного регулирования:
— правовое регулирование (через механизм норм и правил);
— административное регулирование (через механизм разрешения и принуждения над социальной сферой, доходами и т. д.);
— экономическое регулирование (направляющее различные виды целевого финансирования (пособия, доплаты и т.д.);
— прямое регулирование (формирование госзаказов и закупок, развитие госсектора в экономике);
— косвенное регулирование (с помощью методов налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики государства).
Методы и направления государственного регулирования не остаются неизменными. В них отражаются традиции, культура, история страны.
На сегодняшний день государство располагает широким набором средств регулирования экономики. В первую очередь это правовые средства. Конституция Российской Федерации определяет роль государства в регулировании экономики. Так, статьи 8 и 35 гарантируют единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защищая различные формы собственности. Статья 34 дает право каждому гражданину заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Государство устанавливает правила единого рынка; финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование статья 71 и т. д. Правила поведения в экономической сфере закрепляются в разнообразных государственных документах (нормативно-правовых актах): законах, указах, постановлениях, приказах, положениях и т.д. Эти правовые акты общеобязательны и должны выполняться всеми субъектами экономической деятельности. Невыполнение правовых норм вынуждает государство применять меры ответственности к их нарушителю. К административным мерам относятся запрет, разрешение и принуждение.
Административные средства реализуются через деятельность в экономической сфере компетентных государственных органов. Это различные министерства, правоохранительные органы, местные органы самоуправления и т.д., которые могут применять меры воздействия к субъектам экономических отношений. Таким образом, человечество пришло к наилучшим способам защиты экономических свобод:
— правовое закрепление права собственности;
— гражданское законодательство Гражданский кодекс;
— государственные органы (прокуратура, контрольные службы и т.д.).
Мерами стабилизации экономики могут быть двух видов:
1) фискальная (налогово-бюджетная) и
2) монетарная политика.
Действенным способом воздействия государства на экономику являются финансовые средства. Государственные финансы — это средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета. Для осуществления основных своих функций: регулирования экономики, содержания госаппарата и армии, государство обязано располагать необходимыми денежными средствами, которые представляют собой государственный бюджет.
— доходов (с указанием источника их поступления);
— расходов (показывающих основные направления их использования).
Государственный бюджет имеет силу закона и принимается парламентом, который осуществляет контроль над его расходованием.
Проект госбюджета обсуждается и принимается в качестве Закона Федеральным Собранием РФ и подписывается Президентом РФ. Исполнение его поручается правительству страны, которое в конце финансового года отдельными отраслями предоставляет отчет о своей деятельности по реализации бюджета.
Структура бюджета зависит от государственного устройства страны и представляет в России сочетание госбюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Их соединение и образует консолидированный бюджет страны.
Основные статьи расходования бюджетных средств — это содержание государственного аппарата управления и вооруженных сил, финансирование социальных программ (в области образования, здравоохранения, науки, культуры, пенсионного обеспечения и др.), поддержка отечественной экономики (кредиты, дотации) и т.д.
Существуют и внебюджетные фонды:
-пенсионный, социального и медицинского страхования, фонд занятости и пр.
Соотношение доходов и расходов в структуре государственного бюджета имеет огромное значение не только для развития экономической и социальной сфер, но и для политической самостоятельности государства. Если расходы равны доходам, то такой бюджет называется сбалансированным. Все расходные статьи обеспечиваются поступлениями денег в бюджет, поэтому у государства есть достаточно средств, чтобы финансировать развитие всех сфер общественной и государственной жизни. Если доходы бюджета превышают расходы, то такое положение называется «положительное сальдо», или «профицит бюджета». Остающиеся у государства средства могут быть направлены на дополнительное финансирование какой-либо области регулирования — социальной, экономической, военной. Государство может повысить зарплату учителям, врачам, инженерам, военным, т.е. работникам так называемой бюджетной сферы, а может увеличить материальное обеспечение чиновников. Кроме того, из сумм, оставшихся после исполнения бюджета, может быть создан денежный фонд, средства которого будут направляться на обеспечение расходной части бюджета в случае, если поступление доходов окажется меньше запланированного.
Превышение расходной части бюджета над доходной называется «отрицательное сальдо», или «дефицит бюджета». Сбалансированный бюджет — довольно редкое явление. Чаще всего в бюджет заранее закладывается сумма дефицита. Это означает, что некоторые расходные статьи не будут обеспечены средствами.
Процессы вмешательства и регулирования экономики осуществляют федеральные, региональные и муниципальные органы управления.
Например, бюджет Воронежской области согласно прогнозам главного финансиста региона Надежды Сафоновой, доходная часть областного бюджета в 2013 году составит 61 млрд. 522,3 млн. рублей. Предполагается, что собственные доходы областного бюджета в 2013 году возрастут на 14,6%, тогда как увеличение доходов федерального бюджета без учета нефтегазовой составляющей планируется на 10,6%. Собственные источники в общих доходах областного бюджета составят 82%, федеральные средства – 18%. Этот принятый на 2013 год бюджет является дефицитным.
Государство располагает несколькими способами покрыть дефицит бюджета. Прежде всего, оно может сократить финансирование расходных статей. Сокращение расходов в процессе исполнения бюджета называется секвестр. Секвестрируются в основном социальные расходы. Сокращать расходы на оборону и безопасность нецелесообразно, а на сокращение расходов по содержанию госаппарата чиновники неохотно идут. Сокращение расходов, особенно на социальные мероприятия, приводит к снижению уровня жизни населения, недовольству и падению популярности правительства.
Другой способ преодоления дефицита бюджета — это выпуск необеспеченных золотым запасом денег, эмиссия. Эмиссия – это выпуск в обращение денежных знаков. Т акая мера может решить проблему только на первое время, но затем неизбежно последует рост цен и инфляция.
Проблему недостатка средств государство может решить через дополнительные источники доходов. Оно может повысить налоги, ввести новые. Но история знает много случаев, когда усиление налогового бремени приводило к восстаниям. (Студенты приводят примеры из истории).
Увеличить доходы можно путем повышения таможенных пошлин, но это может привести к снижению объема внешней торговли. А это значит, средств в казну поступит меньше.
Наконец, повысить доходы можно за счет увеличения объемов продажи природных ресурсов — нефти, газа, леса и др. Но и в этом случае, «подсев на сырьевую иглу», государство может получить новую проблему, став сырьевым придатком других, индустриально более развитых стран.
Внутренний долг возникает, если государство продает ценные бумаги населению страны. По истечении определенного времени эти бумаги должны погашаться с начислением процентов. На практике такое бывает не всегда. В советское время в нашей стране выпускались облигации обязательного государственного займа, которые распространялись среди рабочих и служащих. Но к моменту их погашения на сумму, указанную в облигации, уже нельзя было купить столько товаров, сколько в момент ее покупки. В 1997 — 1998 гг. российское правительство выпускало государственные казначейские облигации (ГКО), которые оказались не обеспечены реальными материальными средствами. Такая «финансовая пирамида» не могла долго существовать, и в августе 1998 г. последовал кризис, проявившийся в резком падении курса рубля, повышении цен, разорении предприятий.
Внешний долг возникает, если государство одалживает деньги у других государств или международных финансовых организаций.
В этом случае государство вынуждено ежегодно закладывать в бюджет расходы на погашение внешнего долга и процентов по нему, вместо того чтобы направлять эти деньги на удовлетворение внутренних нужд. Неспособность государства осуществлять платежи по внешнему долгу может привести к государственному банкротству, установлению не только экономической, но и политической зависимости от кредиторов. Выплата процентов по государственному долгу и постепенное погашение основной его суммы называется обслуживанием долга.
В случае невозможности погашения внешнего долга государству становится сложно привлекать новые займы. Если их и предоставляют, то неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. Отсутствие средств еще более усугубляет экономическое положение страны.
Возможны следующие методы погашения государственного долга. Государство может использовать золотовалютные резервы, но этот источник не безграничен. Второй путь — реструктуризация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации — клубы, где вырабатывают общую политику по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства. Наиболее известны Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны кредиторы. Оба этих клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников, в том числе и России, об отсрочке выплат, а в ряде случаев частично списывали долги. Еще один способ — сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагается приобрести у страны-должника недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Это ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну финансовых ресурсов, но облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.
Лидеры стран БРИКС (Бразилия, Индия, Россия, Китай, ЮАР) приняли решение создать общий самоуправляемый валютный резерв в размере 100 млрд. долларов
Существенную роль в формировании не только бюджета, но и всей экономики играют налоги. Как уже отмечалось, один из источников пополнения бюджета.
Налог — это обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Налог не имеет характера наказания. Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их формирования образует налоговую систему.
Налоги выполняют следующие функции:
— фискальную (формируют денежные доходы государства),
— регулирующую (контролируют развитие общественного производства, вводят новые налоги, отменяют старые, осуществляют поиск новых объектов налогообложения и др.),
— социальную (сглаживают социальное напряжение).
Сегодня в России принципы налогообложения закреплены Конституцией РФ и Налоговым Кодексом РФ.
— обязанность каждого гражданина платить установленные законом налоги и сборы Конституция РФ, ст. 57);
— верховенство представительной власти в установлении налогов;
Виды налогов: прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются с конкретного плательщика (человека и организации), при этом объект налогообложения вполне осязаем, — это имущество и доходы. Уплачивая прямой налог, субъект точно знает, за что его взимают и в каком объеме. Например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество и др. В настоящее время в России с физических лиц взимается налог на доходы в размере 13%.
По совокупности данных двух рейтингов, одной из самых обременительных в плане налогообложения стран в мире является Венгрия – там самый высокий на планете уровень НДС (наряду с Данией и Швецией) – 25%, и кроме того, Венгрия расположилась на втором месте по тяжести налогообложения для граждан – в среднем 52,6% зарабатываемых денег среднестатистический работающий венгр отдает государству в качестве налогов и социальных сборов. По этому показателю выше Венгрии в списке стоит только Бельгия – там средний рабочий или служащий платит государству около 55,6% зарабатываемых средств. На третьем месте – Германия – 50,7%. Во всех остальных странах уровень тяжести налогового бремени для гражданина – ниже уровня в 50%. Правда, в списке не очень много стран – всего 29, по остальным государствам подобная статистика либо не подсчитывалась, либо недоступна.
Высокий уровень налоговых поборов со стороны государства (выше 40%) наблюдается также в Швеции, Франции, Италии, Финляндии, Австрии, Дании, Турции, Чехии, Польше, Нидерландах и Словакии (места с 4 по 14 соответственно).
А вот один из самых низких уровней по рассматриваемому показателю наблюдается в Японии и Австралии – 26 и 27 места. Там государство забирает из кармана налогоплательщика лишь около 24,2% и 23,1% от зарабатываемого им. При этом уровень жизни и социальной защиты в этих странах в разных аспектах не ниже, а то и выше, чем в государствах-лидерах списка. Ряд аналитиков делают на этой основе вывод, что не столь важно, сколько забирать у граждан на общегосударственные нужды, а важно то, насколько эффективно эти забираемые средства распределяются.
Один из самых же низких уровней вмешательства «руки государства» в лице налоговиков в кошельки граждан наблюдается в Мексике – там власть забирает в виде налогов примерно 15,6% от зарабатываемого средним мексиканцем.
Что касается уровня НДС (в ряде рассматриваемых стран – налога с продаж), то здесь, наряду с Венгрией он самый высокий – в Дании и Швеции (25%). Высокая ставка налога обеспечивает «стране победившего социализма» один из самых высоких уровней жизни в мире. Немногим ниже ставка НДС в Исландии – 24,5%. На третьем месте – страна с самым высоким уровнем жизни в мире Норвегия – 24%. Примечательно, что четвертое место по уровню НДС в мире занимает южноамериканский Уругвай – 23%.
Пятую строчку рейтинга с уровнем налога в 22% разделяют Хорватия, Финляндия и Польша. Россия с нашим недавно сокращенным до 18% уровнем налога на добавленную стоимость занимает двенадцатое место – точно такой же ставка НДС или налога с продаж является еще в 18 странах – Латвии, Литве, Эстонии, Греции, Азербайджане, Боснии и Герцеговине, Бенине, Буркина-Фасо, Чаде, Габоне, Израиле, Кот-д’Ивуаре, Македонии, Сенегале, Того, Тунисе, Турции и на Мальте.
Ставка НДС в размере от 15% до 20% является самой распространенной в мире – она применяется не менее чем в 82 странах планеты. Одна из самых низких ставок налога – в Японии (5%), правда там он применяется в виде так называемого налога на потребление (Consumption Tax).
Косвенные налоги частично или полностью включаются в стоимость товара и услуги. Покупатель, приобретая товар, часто не догадывается о том, что уплачивает налог. Примеры косвенных налогов — это налог с продаж, налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги на предметы массового потребления, например, на табак и алкоголь), налог на наследство, сделки с недвижимостью и др.
Таким образом, налоги финансируют государственные расходы, поддерживают равновесие между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними, путем введения прогрессивного налогообложения: чем выше доход, тем большая часть его изымается в виде налога.
Также многие социальные категории населения вообще освобождаются от уплаты ряда налогов, например, некоторые социально незащищенные категории налогоплательщиков (малоимущие, инвалиды, матери-одиночки, многодетные, переселенцы, студенты).
Опыт истории показывает, что ни одно государство не может обходиться без налогов, которые составляют большую часть доходов бюджета. История также дает примеры того, что неоправданно завышенные налоги снижают заинтересованность в их уплате, и вместо пополнения государственного бюджета возникает бюджетный дефицит. Поэтому государство должно проводить разумную экономическую политику, направленную на улучшение благосостояния населения и создание такой экономической среды, в рамках которой было бы выгодно вести законную предпринимательскую деятельность и не уклоняться от уплаты налогов. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении своего населения. Поскольку чем богаче население, тем богаче и сильнее государство.
1. Ознакомьтесь с материалами средств массовой информации. Приведите примеры из СМИ о государственном регулировании экономики.
2. Сделайте вывод о перспективах развития экономики России.
3. Написать рефераты (на выбор) на одну из предложенных тем:
— Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной.
— Предпринимательство. История развития предпринимательства в России.
— Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
— Социально-регулируемое рыночное хозяйство.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
— Автономов В.С. Экономика. М., 2005.
— Борисов Е. Ф. Экономическая теория. — М., 1993.
— Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2010.
— Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
— Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2008–2012.
— Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2008–2012.
— Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2008.
— Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2010.
— Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
— Липсиц И.В. Экономика: учебник. – М., 2012.
— Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2008.
— Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2009–2012.
— Пархоменко И. Т. Обществознание: вопрос и ответ. — Ростов-на- Дону, 2007.
— Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2008–2012.
— Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
— Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. С.И. Иванова. – М., 2012.