какие средства создания комической ситуации использованы автором в рассказе хамелеон

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калманская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по литературе

Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

учитель русского языка и литературы

Ермоленко Наталья Юрьевна

Тема: Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон».

Продолжительность: 1 урок (40 минут).

Данный урок является вторым в системе уроков, посвященных судьбе и творчеству А.П. Чехова. Урок начинается с рассказа учеников биографии писателя и закрепления полученных знаний, далее необходимо еще раз поработать с понятиями юмор и сатира, затем обращаем внимание детей на необычность сюжетного построения. Необходимо обратить внимание детей на речевую характеристику персонажей и на детали в рассказе. Далее, подводим детей к выводу о неприятии хамелеонства в современном мире.

Мной используются следующие методы обучения: беседа, элементы исследовательского метода.

Данный урок ориентирован на УМК под ред. В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение».

Программа для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2010г. под редакцией В.Я. Коровиной.

Учебник7 класс М.: «Просвещение», 2009 г. в двух частях. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин

Цель: рассмотреть средства создания комического в рассказе.

Образовательная : продолжить обучать детей составлять словесные характеристики персонажей. Проанализировать средства создания комического в рассказе, продолжить работу с терминами.

Развивающая : развивать умения анализа художественного текста;развить понимания значения художественной детали; развитие образного и ассоциативного мышления.

Воспитательная : формирование нравственных критериев, неприятие «хамелеонства».

Здравствуйте ребята, сегодняшний урок, как и предыдущий, будет посвящен рассказу А.П. Чехова «Хамелеон». Мы постараемся найти в тексте и проанализировать средства создания комического. Но сначала нам необходимо вспомнить биографию автора.

2. Проверка домашнего задания (биография писателя.).

-Так же мы выяснили, что в «Хамелеоне» юмористика у Чехова становится серьезной, появляются сатирические ноты- юмористическая сценка получает социально- общественное значение. Дома вы еще раз перечитали рассказ и можете ответить на вопрос: какое событие лежит в основе сюжета? Что произошло на базарной площади?

-Что вы можете сказать о сюжете данного произведения? ( как таковой развязки нет, кульминации нет, развития нет, весь рассказ строится на повторении одной и той же ситуации, по принципу испорченной пластинки, в этом и заключается комичность).

-Как вы думаете, почему Чехов придерживается именно такой сюжетной линии?

— Кто является участником происходящих событий, произошедшего скандала?

— Можем ли мы сказать, что ситуация, которая произошла с героями, является комичной?

-Как вы думаете, с помощью чего же автору удается сделать свой рассказ смешным или комичным? ( С помощью своих персонажей, их речи, фамилий, описываемой обстановки. )

-Давайте найдем описание главных героев. Итак, господин Очумелов: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке…» Нужно обратить внимание на деталь- шинель, которая является символом власти. Шинель новая, о чем это может говорить? ( Свое звание полицейский надзиратель Очумелов, скорее всего, получил недавно и не знает, как себя вести, кого защитить, а кого наказать. При выборе обвиняемого он ориентируется не на совесть, а на личную выгоду. Поэтому Очумелов несколько раз то снимает, то надевает шинель, он сомневается в правильности своего решения, и это смешно. Человек, который олицетворяет закон, опирается не на факты, а на личную выгоду. Под маской Очумелова скрыты все чиновники того времени. Когда Очумелов на сто процентов уверен, что собака принадлежит высокопоставленному человеку, тогда и шинель он запахивает, показав тем самым, что он не изменит больше своего мнения на счет данного скандала. Поступает Очумелов так, как выгодно ему, кто богат, того и правда. Давайте прочтем последние строки рассказа: «Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади». Очумелов решил спор, виновен Хрюкин, ведь у него нет ни денег, ни власти).

— Теперь найдите описание Хрюкина: «Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина».

— Как вы думаете, является ли Хрюкин пострадавшим в этой ситуации? ( Хрюкин не является пострадавшим, в его действиях присутствует театральность (поднятый вверх палец). Даже само выражение лица выдает Хрюкина: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» ).

— Что выдает в Хрюкине алчность, помимо выражения лица? ( Палец имеет вид знамения победы. Хрюкин был уверен, что сможет поживиться, получить деньги с хозяина собаки ).

-Хрюкин не мог представить, что собака генералова брата, и поэтому разыграл весь этот спектакль с целью наживы. Ведь если бы хозяином щенка оказался простой человек, вот тогда бы план Хрюкина удался. И Очумелов, конечно, поддержал бы «беднягу» Хрюкина.

-Могла ли собака серьезно навредить Хрюкину? Давайте найдем ее описание: «В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса».( Собака не могла серьезно навредить Хрюкину, так как была еще щенком. В этом и заключается комичность ситуации ).

-Как вы думаете, почему Чехов не дает нам ответ на вопрос : виновен ли щенок на самом деле? (Потому что это не важно для героев. Его судьба зависит от того, кем является хозяин. Каждый из героев хочет нажиться, улучшить свое положение за счет бедного пса. Никому не нужна истина, прав тот, кто богаче).

-Следующее средство создания комического-«говорящие фамилии». Как вы думаете, что такое «говорящие фамилии». ( Это фамилии, являющиеся частью характеристики персонажа художественного произведения, подчёркивающие наиболее яркую черту характера персонажа ).

-О чем нам говорит фамилия Очумелов? ( Очумелов (очуметь)-потерять соображение. Очумелов не полагается на собственный ум, он придерживается «правильной» точки зрения: кто сильнее, тот и прав ).

-Сегодняшний урок я бы хотела закончить словами Н.В. Гоголя: «Смех — великое дело: он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виновный,—как связанный заяц».

-Как вы думаете, в чем смысл данных слов? И как они отражают задумку и смысл всего рассказа?

Вывод: Чехов показывает картину своего времени, иллюстрирует человеческие пороки. Автор хочет показать, что хамелеонство- всеобщее явление, которое несет за собой лицемерие и подхалимство. Чеховский рассказ можно назвать смешным, но этот смех сквозь слезы. В свой короткий «смешной» рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: стр. 305-309 рассказ «Злоумышленник» (выразительное чтение).

Источник

Какими средствами создан комический эффект в рассказе » Хамелеон»? Плиииззз

Например, в рассказе А. П, Чехова рядовая ситуация приобретает комический
эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приёмов.

Используемые писателем
юмористические приемы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей,
бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями,
обыденность изображаемой ситуации — всё это придает рассказу А. П. Чехова
«Хамелеон» комический эффект.

А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.

Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

Рассказ Чехова «Хамелеон» начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец «золотых дел мастера Хрюкина» — дает начало развитию действия. Главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — «в новой шинели», пострадавший — «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»).

В рассказе «Хамелеон» нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора. В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумело-ва, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина. Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее. Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. Голос из толпы сообщает, что собака, «кажись», генеральская, и Очумелова бросает то в жар, то в холод от такой новости: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто. Ужас, как жарко!»; «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто. что-то ветром подуло. »

Деталь, в том числе и повторяющуюся, используют многие художники, однако у Чехова она встречается чаще, чем у кого-либо. Одной такой деталью в рассказе Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель — «хамелеон», воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, «менять свою окраску» в зависимости от обстоятельств. «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй. А собаку истребить надо. ». А через несколько минут ситуация изменилась, и Очумелов уже кричит: «Собака — нежная тварь. А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!»

Мастерство Чехова в том и заключается, что он умел отобрать материал, насытить небольшое произведение большим содержанием, выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя. Чехов придавал детали большое значение, считал, что она «возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя», который о многом должен догадываться сам.

вот полный ответ))))
Например, в рассказе А. П, Чехова рядовая ситуация приобретает комический
эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приёмов.

Используемые писателем
юмористические приемы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей,
бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями,
обыденность изображаемой ситуации — всё это придает рассказу А. П. Чехова
«Хамелеон» комический эффект.
А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.

Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

Рассказ Чехова «Хамелеон» начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец «золотых дел мастера Хрюкина» — дает начало развитию действия. Главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — «в новой шинели», пострадавший — «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»).

В рассказе «Хамелеон» нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора. В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумело-ва, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина. Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь

вот полный ответ))))
Например, в рассказе А. П, Чехова рядовая ситуация приобретает комический
эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приёмов.

Используемые писателем
юмористические приемы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей,
бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями,
обыденность изображаемой ситуации — всё это придает рассказу А. П. Чехова
«Хамелеон» комический эффект.
А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.

Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

Рассказ Чехова «Хамелеон» начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец «золотых дел мастера Хрюкина» — дает начало развитию действия. Главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — «в новой шинели», пострадавший — «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»).

В рассказе «Хамелеон» нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора. В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумело-ва, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина. Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь

вот полный ответ))))
Например, в рассказе А. П, Чехова рядовая ситуация приобретает комический
эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приёмов.

Используемые писателем
юмористические приемы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей,
бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями,
обыденность изображаемой ситуации — всё это придает рассказу А. П. Чехова
«Хамелеон» комический эффект.
А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.

Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

Рассказ Чехова «Хамелеон» начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец «золотых дел мастера Хрюкина» — дает начало развитию действия. Главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — «в новой шинели», пострадавший — «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»).

В рассказе «Хамелеон» нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора. В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумело-ва, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина. Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь

вот полный ответ))))
Например, в рассказе А. П, Чехова рядовая ситуация приобретает комический
эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приёмов.

Используемые писателем
юмористические приемы: особое название, «говорящие фамилии» персонажей,
бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями,
обыденность изображаемой ситуации — всё это придает рассказу А. П. Чехова
«Хамелеон» комический эффект.
А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.

Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

Рассказ Чехова «Хамелеон» начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец «золотых дел мастера Хрюкина» — дает начало развитию действия. Главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму. Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — «в новой шинели», пострадавший — «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»).

В рассказе «Хамелеон» нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора. В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумело-ва, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина. Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь

Источник

Юмористические приемы в рассказе Чехова “Хамелеон”

А. П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие рассказы, юмористические зарисовки, описывающие одно происшествие или случай из жизни героев. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы. Например, в рассказе А. П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приемов.

Например, в рассказе “Хамелеон” А. П. Чехов использует прием “говорящих фамилий”, когда имя характеризует героя, отмечая какую-либо, как

Например, полупьяный Хрюкин является золотых дел мастером. Юмористичность придает рассказу и название “Хамелеон”, отражающее сущность полицейского надзирателя Очумелова. Сама описываемая в произведении ситуация является комичной: полупьяный Хрюкин

О происшествии и последствиях читатель узнает из диалога действующих лиц. Речь персонажей также один из юмористических приемов, используемых писателем в рассказе. В речи героев много просторечных и жаргонных выражений, эмоционально-экспрессивной лексики. Например, считая, что собака генеральская, надзиратель Очумелов так разговаривает с Хрюкиным: “Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить.

Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять!

Сам виноват. ” Грубые слова Очумелова свидетельствуют о его низком культурном уровне и придают повествованию комичность. Значимым юмористическим приемом является художественная деталь – новая шинель полицейского надзирателя, который то снимает ее, то надевает, в зависимости от собственного состояния.

Используемые писателем юмористические приемы: особое название, “говорящие фамилии” персонажей, бранная речь героев с эмоционально-экспрессивными выражениями, обыденность изображаемой ситуации – все это придает рассказу А. П. Чехова “Хамелеон” комический эффект.

Related posts:

Источник

Конспект по литературе на тему «Средства комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» (7 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МКОУ «Лебяжинская ООШ» имени Бухаева Ю.Р

Конспект урока по теме: «Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»

К уроку литературы в 7 классе

Выполнила: Капанова Д.Б

Урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема: «Средства создания комического

в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения

· Показать мастерство писателя в изображении «хамелеонства»;

· Обратить внимание учащихся на художественные средства изображения смешного в рассказе «Хамелеон»;

· Познакомить с идейно-тематическим содержанием рассказа «Хамелеон»;

· Углубить понятие о сатире и юморе.

Место урока в учебном плане.

В календарно-тематическом планировании это 2-й урок по теме

Юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон.

2.Вступительное слово учителя:

-Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

(Сегодня, обращаясь непосредственно к тексту, мы попытаемся понять, каков характер смешного в рассказе «Хамелеон», какие средства для создания комического использует автор.)

— Что показалось вам смешным в рассказе? (сама история, название, поведение Очумелова и Хрюкина)

Вся ситуация в «Хамелеоне» может вызвать у нас смех, но за смехом порой просматривается печальный порядок вещей.

3. Определение и толкование отдельных слов .

Итак, есть смех безобидный и смех злобный. О каких понятиях идет речь? (сатира и юмор).

У вас было домашнее задание – выписать определение этих понятий.

Юмор – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный. То есть юмор – безобидная насмешка, вызывающая веселый смех. Предмет юмора – частные недостатки, внешность, привычки.

Составление схемы. Вывешивается на доску.

Сатира – негодующий, злобный смех, направленный на обличение пороков

4. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

Давайте вспомним героев произведения. Вам предложен кроссворд, в котором нужно написать фамилии героев.

Очумелов – полицейский надзиратель

Вопрос : С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И вдруг:

— Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос : И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

(«Очумелов глядит в сторону и видит:…»)

Вопрос : Кто оказался виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос : А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

Вопрос : Ну а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово «Хамелеон» нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон?

работа со статьёй из учебника биологии (найти основные характеристики этого животного) – 1 группа

— работа с толковым словарём (выписать переносное значение слова) – 2 группа

1. Статья из учебника (ответы детей)

Хамелеон. Даже мельком взглянув на это животное, поймешь, что

— Узнаем переносное значение слова «хамелеон».

2. Работа с толковым словарем Ожегова (ответы детей)

Хамелеон (перен.) – человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды, симпатии. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.

Вопрос : Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Учитель : Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Учитель : Послушаем отрывок из рассказа и проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, сосчитаем, сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

— звучит рассказ «Хамелеон» в исполнении Игоря Ильинского

( Ответы детей: меняется поведение 6 раз, а зависит от чина предполагаемого хозяина собаки.)

Вопрос : Как меняется тон его высказываний?

Учитель: Откройте учебник. Заполним таблицу примерами из текста, доказывающими разную интонацию героя.

— Работа по таблице (выписать цитаты):

1. «А собаку истребить надо. Немедля!»

3. «Ни шерсти, ни вида…Нужно

5. «Она бродячая! Истребить, вот и все.»

2. «Она маленькая…Ты, должно быть,

расковырял палец гвоздиком.»

4. «Собака – нежная тварь…А ты,

болван, опусти руку!»

6. «Собачонка ничего себе…Шустрая

Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании?

Ответы: Генералы не появляются на сцене, да это и необязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании.

Упоминание генерала действует на Очумелова волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Х. – тоже представитель власти.

Учитель: Сделаем вывод, для этого попробуем вставить недостающие слова в текст: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах ………….(Очумелова). Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к …………(Хрюкину), который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют …………………(никакого значения). Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и ………..(прав). Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство…………….( генерала), его бросает то в……….(жар), то в ………..(холод).

— чтение получившегося вывода

Вопрос : Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

(То он требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по – холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него.)

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

(Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.)

В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин, и Хрюкин, и толпа.

( От этого становится грустно.)

5. Работа над художественной деталью.

Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

— Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль?

-Что несут служители закона?

Как вы думаете, в пользу ли государства конфискован крыжовник?

Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с решетом свидетельствует о том, что представители власти пользуются своим служебным положением и обязанности свои выполняют небескорыстно. Скорее всего, в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

— Работа с иллюстрацией «Очумелов шествует по городу».

3) Следующая деталь? Шинель.

А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)

Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

4) Следующая деталь? Палец.

5) А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

6)Перед вами фамилии героев: Очумелов, Хрюкин. Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа, т.е. какие ассоциации вызывают они?

Очумелов («очуметь», «чумной») – потерявший рассудок, дурной человек.

Хрюкин – («хрюкать», «свинья») – хам, невежа.

Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? ( Хрюкин повержен. Его палец опущен. А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жигалова.)

Учитель: Итак, делаем выводы. Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

Учитель. Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П.Чехов его изменил. Почему?

Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь русского человека, приобрело всеохватывающий характер.

5. Подведение итогов.

Сегодня мы познакомились с понятием «хамелеонство». Что же это такое? Чему нас учит рассказ? Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока?

А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, угодливости и лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.

Выберите пословицы, которые характеризуют поведение Очумелова.

3. Наглому дай волю, захочет и боле.

4. Дело знай, а правду помни.

5. Дай волю на ноготок, а он возьмет на локоток.

6. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему рассказ Чехова назван «Хамелеон?»

Инсценировка (чтение по ролям)

1. Ланин Б.А. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: просвещение, 2017

2. Чехов А. П. Рассказы (Подробный комментарий, учебный материал, интерпретации) / А. П. Чехов; (сост., примеч., учеб. материал Е. М. Стручковой).- М.: Айрис-пресс, 2006

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *