Какие стадии проходит вновь разрабатываемый стандарт
Главная
Разработка стандартов ИСО
Информационные технологии
ТК/ПК ИСО
Терминология
Базы данных
Новости
Международная организация по стандартизации (ИСО) Об ИСО Как ИСО разрабатывает стандарты Подробно о стадиях разработки международных стандартов
Об ИСО
Члены ИСО
Документы ИСО
ТК/ПК ИСО
Подробно о стадиях разработки международных стандартов
Международный Стандарт представляет собой результат соглашения между комитетами-членами ИСО. Его можно использовать как таковой или внедрить путем принятия в качестве национальных стандартов в различных странах.
Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами (ТК) и подкомитетами (ПК) ИСО с использованием процесса из шести стадий
▪ Стадия 1:стадия предложения ▪ Стадия 2: подготовительная стадия ▪ Стадия 3: стадия комитета ▪ Стадия 4: стадия обсуждения ▪ Стадия 5: стадия одобрения ▪ Стадия 6: стадия публикации
Визуальное представление стадий см. таблицу кодов стадий.
Ниже приведено краткое обобщение по каждой из шести стадий.
Более подробные сведения о том, как разрабатываются стандарты ИСО, содержатся в Директиве ИСО/МЭК, Часть 1, Процедуры технической работы. О работе в области информационных технологий см. Директивы Соединенного технического комитета (СТК) 1 ИСО/МЭК.
Стадия 1: стадия предложения
Первым шагом в разработке международного стандарта является подтверждение необходимости данного стандарта. Предложение о новой рабочей теме представляют на голосование члены соответствующего ТК или ПК для решения вопроса о включении рабочей темы в программу работ. Предложение принимается, если большинство Р-членов ТК/ПК проголосуют “за” и если не менее пяти Р-членов заявят о своем обязательстве активно участвовать в проекте. На этой стадии, как правило, назначается руководитель проекта, который несет ответственность за рабочую тему.
Стадия 2: подготовительная стадия
Обычно для подготовки рабочего проекта ТК/ПК создает рабочую группу специалистов, председателем (координатором) которой является руководитель проекта. Последующие рабочие проекты могут разрабатываться до тех пор, пока рабочая группа не будет удовлетворена созданным проектом как наилучшем техническим решением рассматриваемой проблемы. На этой стадии проект направляется комитету – создателю рабочей группы, и начинается следующая стадия, стадия достижения консенсуса, которая называется стадией комитета.
Стадия 3: стадия комитета (достижения консенсуса)
Стадия 4: стадия обсуждения
Стадия 5: стадия одобрения
Стадия 6: стадия опубликования
Как только окончательный Проект Международного Стандарта утвержден, в его текст вносят минимальные редакционные изменения, если и когда они необходимы. Окончательный текст отправляют в Центральный Секретариат, который публикует Международный Стандарт.
Пересмотр международных стандартов (подтверждение, пересмотр, отмена) Все Международные Стандарты пересматриваются, по меньшей мере, через три года после публикации и каждые пять лет после первого пересмотра всеми странами-членами ИСО. Большинство Р-членов ТК/ПК решает, что следует предпринять относительно данного Международного Стандарта, подтвердить его, пересмотреть или отменить.
Какие стадии проходит вновь разрабатываемый стандарт
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стандартизация в Российской Федерации
СТАНДАРТЫ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены
Standardization in Russian Federation. National Standards of Russian Federation. Instructions for development, taking over, revision, correction and cancellation
____________________________________________________________________ Текст Сравнения ГОСТ Р 1.2-2020 с ГОСТ Р 1.2-2016 см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных. ____________________________________________________________________
Дата введения 2020-09-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» (ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 012 «Методология стандартизации»
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2021 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
1 Область применения
1.2 Правила, установленные в разделах 6-8, распространяются также на государственные стандарты Российской Федерации, которые признаны национальными стандартами в силу нормативного правового акта Госстандарта России [1].
1.3 Настоящий стандарт не распространяется на предварительные национальные стандарты и основополагающие национальные стандарты.
1 Правила разработки, утверждения и отмены предварительных национальных стандартов установлены в ГОСТ Р 1.16.
2 Порядок разработки основополагающих национальных стандартов, внесения в них изменений, порядок их утверждения и отмены установлен в соответствующем нормативном правовом акте Минпромторга России [2].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.6-2013 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы
ГОСТ Р 1.7 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов
ГОСТ Р 1.8 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.14 Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за регистрацией
ГОСТ Р 1.16 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 1.12 и ГОСТ 1.1.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
4 Общие положения
4.1 Разработку национальных стандартов Российской Федерации осуществляют для достижения целей стандартизации, решения задач и в соответствии с принципами стандартизации, которые установлены в статьях 3 и 4 федерального закона [3].
4.2 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:
— организация разработки национального стандарта (см. 5.1);
— разработка первой редакции проекта национального стандарта (см. 5.2);
— публичное обсуждение первой редакции проекта национального стандарта, подготовка сводки отзывов на нее (см. 5.2);
— подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта, проведение ее экспертизы и нормоконтроля (см. 5.3);
— подготовка к утверждению, утверждение национального стандарта (5.4.1-5.4.4);
— регистрация утвержденного стандарта (см. 5.4.5);
— опубликование национального стандарта (см. 5.4.7).
Последовательность разработки и утверждения проекта национального стандарта схематично представлена в приложении А.
4.3 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологий, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).
Разработку национальных стандартов осуществляют на основе применения международных стандартов, а также с учетом применения региональных, в том числе межгосударственных, стандартов, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств в соответствии с ГОСТ Р 1.7 в случае, если такое применение возможно и соответствует экономическим, техническим, технологическим, климатическим и географическим особенностям Российской Федерации.
4.3.1 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны:
— противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, международным договорам Российской Федерации, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти и нормативным правовым актам Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций, изданным в соответствии с установленными полномочиями, техническим регламентам, в том числе техническим регламентам Евразийского экономического союза, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
— дублировать нормы законодательства Российской Федерации;
— изменять права участников гражданско-правовых отношений, установленные законодательством Российской Федерации или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
— устанавливать ответственность организаций, должностных лиц и отдельных работников за нарушение требований национального стандарта;
— дублировать требования и правила действующих национальных стандартов, межгосударственных стандартов, введенных в качестве национальных стандартов Российской Федерации*, если не планируется отмена действующих национальных стандартов на тот же объект или аспект стандартизации;
* Для исключения дублирования применяют ссылки на стандарты в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 4.3; подпункты 4.3.1, 4.3.3-4.3.5, 4.3.7).
— содержать значения показателей качества и норм безопасности, которые ниже установленных в существующих национальных стандартах.
4.3.2 Требования и правила, устанавливаемые в национальном стандарте, должны:
— быть увязаны с требованиями и правилами стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов);
— в случаях, когда предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, быть увязаны с требованиями технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации;
— в случаях, когда предполагается обязательность применения стандартов в отношении объектов стандартизации, предусмотренных пунктом 2 статьи 6 федерального закона [3], соответствовать требованиям по обеспечению единства измерений в области использования атомной энергии, установленным нормативным правовым актом Госкорпорации «Росатом» [4];
— проверяться объективными методами;
— быть изложены максимально кратко, точно, в форме, не допускающей различные толкования, логически последовательными, необходимыми и достаточными для использования стандарта в соответствии с его областью применения.
При изложении требований к материалам, технологическому или испытательному оборудованию, полуфабрикатам, изделиям приводят их краткие конкретные функциональные свойства (параметры и характеристики) с указанием требований к основным показателям назначения, которым должны удовлетворять эти материалы. При изложении требований к материалам, оборудованию, изделиям или полуфабрикатам указание товарного знака или наименования производителя не допускается.
При изложении требований к эталонам, стандартным образцам и средствам измерений приводят их основные метрологические характеристики и условия их применения.
4.3.3 При разработке национального стандарта используют или учитывают:
— требования действующих на территории Российской Федерации технических регламентов;
— результаты научно-исследовательских работ, технических предложений, опытно-конструкторских, опытно-технологических и проектных работ, а также аналитических работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
— международные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
— информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии, в том числе опыт применения на практике новых видов продукции и процессов;
— предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
При необходимости разработчик также может учитывать региональные стандарты и технические регламенты, а также национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других государств.
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.09.85 N 160
3. ВЗАМЕН ГОСТ 1.0-68 (разд.6); ГОСТ 1.2-68 (кроме оформления государственных и отраслевых стандартов); ГОСТ 1.3-68 (кроме оформления республиканских стандартов); ГОСТ 1.11-75; ГОСТ 1.16-78; ГОСТ 1.17-78
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения
2.1, 2.3.2, 5.1.3, перечисление 3
Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке государственных, отраслевых и республиканских стандартов, а также требования к построению, изложению, оформлению и содержанию технического задания на разработку стандарта, пояснительной записки к проекту стандарта, отзыва и сводки отзывов к проекту стандарта.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Стандарты разрабатывают министерства (ведомства) в соответствии с утвержденными планами стандартизации.
Допускается разработка стандартов рабочими группами специалистов организаций и предприятий различных министерств (ведомств) в порядке, установленном Государственным комитетом СССР по стандартам (Госстандартом).
1.3. Разработку государственных стандартов общих технических требований с перспективными требованиями в составе и по результатам научно-исследовательских работ по определению перспектив развития групп однородной продукции проводят в порядке, установленном Госстандартом и Государственным комитетом СССР по науке и технике (ГКНТ).
1.4. Разработку, согласование и утверждение государственных и отраслевых стандартов на основе стандартов ИСО и МЭК проводят в порядке, установленном Госстандартом.
2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТОВ
2.1. Стадии разработки стандартов
В целях достижения организационно-методического единства при разработке стандартов, а также для контроля выполнения работ по разработке стандартов устанавливают четыре стадии разработки стандарта:
2.2. Разработка и утверждение технического задания на разработку стандарта
2.2.1. Техническое задание на разработку стандарта разрабатывает организация-разработчик стандарта.
При разработке стандарта несколькими организациями ведущая организация-разработчик (первая в списке исполнителей) совместно с каждой организацией-соисполнителем определяет объем и сроки выполнения работ и предусматривает эти работы в техническом задании на разработку стандарта.
2.2.2. Для разработки проекта технического задания на разработку стандарта необходимо изучить и проанализировать материалы по объекту стандартизации с учетом высших достижений отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта.
Результаты анализа материалов по объекту стандартизации оформляют в виде таблицы сравнения стандарта в порядке, установленном Госстандартом.
При разработке стандарта технических условий на продукцию, на которую по ГОСТ 2.116-84 предусмотрена разработка карты технического уровня и качества продукции, используют эту карту и не составляют таблицу сравнения стандарта.
2.2.3. Допускается разрабатывать одно техническое задание при одновременной разработке нескольких стандартов одной и той же категории на однородные объекты стандартизации.
Техническое задание на разработку стандарта, проводимую в составе работ по созданию новой (модернизируемой) продукции, не разрабатывают. Этапы работ и сроки разработки проекта стандарта в этом случае предусматривают в техническом задании на разработку продукции.
При разработке технического задания на разработку стандарта составляют и прилагают к техническому заданию:
1) перечень организаций (предприятий), которым должен быть разослан проект стандарта на отзыв;
2) перечень организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован проект стандарта.
1. При разработке стандарта, проводимой в составе работ по созданию новой (модернизируемой) продукции, указанные перечни прилагают к техническому заданию на эти работы.
Записи типа «Согласовано с замечаниями» не допускаются.
2.2.5. В перечень организаций (предприятий), которым должен быть разослан проект стандарта на отзыв, в зависимости от объекта стандартизации, категории и вида стандарта, включают:
2) органы государственного надзора, профсоюзные органы, транспортные министерства, если в проекте стандарта устанавливают требования, относящиеся к их компетенции;
3) министерства (ведомства), внедряющие и обеспечивающие внедрение стандарта;
4) базовые (головные) организации по стандартизации по закрепленной продукции или области деятельности, если они не являются разработчиками проекта стандарта;
5) научно-исследовательский институт Госстандарта или Государственного комитета СССР по делам строительства (Госстроя СССР), указанный в плане государственной стандартизации (для проектов государственных стандартов);
6) органы ценообразования (для проектов стандартов технических условий);
7) республиканские управления Госстандарта (для проектов республиканских стандартов);
8) органы, утвердившие действующие взаимосвязанные нормативно-технические документы, которые подлежат пересмотру, изменению, отмене в связи с разработкой проекта стандарта.
2.2.6. В перечень организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован проект стандарта, включают министерство (ведомство)-заказчик (основной потребитель) или одну из его организаций, назначенную головной по согласованию проекта стандарта.
Кроме того, в перечень организаций (предприятий), с которыми должен быть согласован проект стандарта, включают:
При разработке государственного стандарта министерством (ведомством), не являющимся головным (ведущим) по виду выпускаемой продукции или порученной области деятельности, проект стандарта перед представлением на утверждение должен быть согласован с соответствующим головным (ведущим) министерством (ведомством) СССР.
2.2.7. Проект технического задания на разработку стандарта, при необходимости, рассматривают на научно-техническом (ученом) совете (секции) или на техническом совещании, проводимом ведущей организацией-разработчиком.
2.2.8. Проект технического задания на разработку стандарта согласовывают с министерством (ведомством)-заказчиком (основным потребителем) или одной из его организаций, назначенной головной по согласованию проекта стандарта.
При разработке государственного стандарта министерством (ведомством), не являющимся головным (ведущим) по виду выпускаемой продукции или порученной области деятельности, проект технического задания на разработку стандарта должен быть согласован с соответствующим головным (ведущим) министерством (ведомством) СССР.
Проект технического задания на разработку стандарта направляют на согласование с таблицей сравнения стандарта, если она была составлена в соответствии с п.2.2.2.
Проект технического задания на разработку стандарта, представленный на согласование, следует рассматривать и оформлять согласование в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления.
Замечания согласующей организации по номенклатуре и значениям показателей, включаемых в проект технического задания, направляют с соответствующим обоснованием ведущей организации-разработчику в срок, установленный для согласования проекта технического задания на разработку стандарта.
Проект технического задания на разработку стандарта направляют также на заключение с таблицей сравнения стандарта или копией карты технического уровня и качества продукции в базовую (головную) организацию по стандартизации по закрепленной продукции или области деятельности (если она не является разработчиком проекта стандарта) для подготовки заключения о соответствии требований проекта технического задания мировому уровню.
Проект технического задания на разработку государственного стандарта направляют также на заключение с таблицей сравнения стандарта или копией карты технического уровня и качества продукции в научно-исследовательский институт Госстандарта или Госстроя СССР, указанный в плане государственной стандартизации. Заключение на проект технического задания на разработку государственного стандарта эти институты направляют организации-разработчику в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления.
2.2.9. Техническое задание на разработку стандарта утверждает руководитель (заместитель руководителя) министерства (ведомства)-разработчика или, по его поручению, начальник соответствующего управления (отдела) этого министерства (ведомства).
По поручению министерства (ведомства) техническое задание на разработку отраслевого и республиканского стандарта может утверждать соответствующая головная (базовая) организация по стандартизации.
2.2.10. Ведущая организация-разработчик направляет копии утвержденного технического задания на разработку стандарта в срок, не превышающий 15 дней со дня его утверждения:
2) организации, согласовавшей проект технического задания на разработку стандарта.
2.2.11. При необходимости на последующих стадиях разработки стандарта разрабатывают изменение к техническому заданию на разработку стандарта. Изменение утверждает орган, утвердивший проект технического задания на разработку стандарта. Проект изменения согласовывают с организацией, ранее согласовавшей проект технического задания на разработку стандарта, и направляют в организации, в которые было направлено утвержденное техническое задание на разработку стандарта.
2.3. Разработка проекта стандарта (первой редакции) и рассылка его на отзыв