какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт

Какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт

Позитивизм как философское течение исходит из представлений о том, что основной массив знаний о мире, человеке и обществе получается в специальных науках, что «позитивная» наука должна отказаться от попыток постигнуть «первые начала бытия и познания», к чему философия стремилась еще со времен своего возникновения.

«Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

об изменении социальных систем, программа социального действия. Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде «социальной физики», он называет «социальной статикой». В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную » субстанцию » социума.

Итак, основателем первого позитивизма был Огюст Конт. Его историческая и научная роль состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамках отдельной наукой, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки. А еще он так и не смог окончить “Ecole Polytechnique” и периодически пребывал в психушке…

Источник

Огюст Конт: ключевые идеи, социология, краткая биография

какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть картинку какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Картинка про какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт

Огюст Конт – французский философ и социолог XIX века, известный, прежде всего, как создатель позитивизма и основоположник социологии, сделавший её самостоятельной наукой и давший ей название. С юных лет он демонстрировал острый ум, жажду к знаниям и принципиальность, которые, с одной стороны, позволили ему сделать значительный вклад в науку, а с другой – создали ему немало личных и карьерных проблем. О его непростой биографии поговорим чуть позже, а сначала рассмотрим его основные идеи.

Ключевые идеи Огюста Конта

Большинство идей Огюста Конта имеет отношение к позитивизму – философскому учению, согласно которому единственными источником достоверного знания может быть эмпирическое исследование (способ научного познания окружающей реальности опытным путем). Чтобы избежать неоднозначных трактовок, сразу оговоримся, что «позитивным» Конт называл истинное знание, имеющее научную ценность. Любые метафизические концепции он считал не только бесполезными, но и вредными, вводящими в заблуждение.

Большое значение Конт придавал сформулированному им «Закону трёх стадий интеллектуальной эволюции», согласно которому прогресс развития человеческого знания включает 3 ступени:

Таким образом, позитивная ступень является высшим и последним этапом эволюции методов познания. Кроме того, Конт утверждает, что любая наука в своём становлении и развитии проходит все три стадии. По его мнению, философия также должна прийти к последней стадии, чтобы давать только достоверные и объективные знания, избегая абстрактных концепций.

Несмотря на то, что Огюста Конта обычно называют автором позитивизма, не следует забывать, что именно он считается основоположником такой важной науки как социология. Необходимость создания новой научной дисциплины он обосновал в своём труде «Курс позитивной философии», который опубликовал в 1842 году. Многие концепции он сформулировал в предыдущих работах, но именно эта публикация, как считается, стала моментом возникновения социологии как самостоятельной науки.

Закон трёх стадий О. Конта

Одной из самых известных концепций, предложенных Огюстом Контом, является закон трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества. Согласно данному закону всё развитие человеческих представлений о мироустройстве можно разделить на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Теологическая

Пока уровень развития естественных наук остаётся низким, большинство физических и природных явлений люди объясняют действиями богов, духов, призраков, демонов, ангелов и прочих сверхъестественных существ. Внутри теологической стадии Конт выделил три ступени:

Важнейшая особенность теологической стадии развития заключается в том, что абсолютно всё можно объяснить простыми для понимания словами, поэтому необъяснимых явлений не существует.

2. Метафизическая

На метафизической стадии развития человек также стремится к исчерпывающему пониманию всех физических и природных явлений, но теперь уже не опирается на религиозные и мистические концепции. Вместо этого используются вымышленные первичные сущности и фундаментальные основы бытия. В отличие от религии, античная метафизика уже претендовала на научность, однако далеко не все использовавшиеся в ней методы познания можно назвать научными.

3. Позитивная

На третьей стадии развития человек понимает, что знание может считаться истинным только тогда, когда опирается исключительно на подтверждённые факты и следующие из них логические умозаключения. Эту стадию Конт назвал её «позитивной», чтобы подчеркнуть, что речь идёт о «положительных» знаниях, представляющих собой реальную ценность, а не вводящих в заблуждение.

Позитивизм Конта

Позитивизм (от латинского positivus – положительный) – это философское учение, согласно которому единственным источником истинного (позитивного) знания может являться эмпирическое исследование, тогда как знание, полученное в процессе философского размышления, познавательной ценностью не обладает.

Ключевые идеи позитивизма прослеживаются ещё у античных стоиков. Но его основоположником считается Огюст Конт, который сформулировал основные принципы учения в нескольких работах, опубликованных им в 1830-х годах. Он считал, что всё человеческое знание делится на 2 вида:

При этом истинно ценным он считал только первый вид. Используя слово «позитивный» по отношению к знаниям, он подразумевал, что они являются:

С учетом этих признаков Конт называл метафизику негативным знанием, неточным и бесполезным. Он считал, что позитивная философия должна заниматься систематизацией и классификацией знаний, полученных исключительно методами научного познания. При этом она должна отказаться от поиска метафизических начал, причин и прочих основ, а изучать только реальные факты, полученные эмпирическим путём.

Социология Конта

Именно благодаря Огюсту Конту социология в 1842 году стала самостоятельной наукой. Он же выбрал название для новой дисциплины (хотя изначально автором термина «социология» является французский политик Эмманюэль Сьейес). По мнению Конта, социология, чтобы быть полноценной наукой, должна обладать такими свойствами как:

Стоит отметить, что социология, будучи изначально свободной и нейтральной наукой, всё же может использоваться политиками и другими деятелями для продвижения своих взглядов и зарабатывания политических дивидендов.

Конт предложил выделять в социологии два направления:

В своём труде «Система позитивной политики» Конт описывает человеческое общество как единый организм, все части которого уникальны и при этом пребывают в равновесии. Этот организм, как и любой другой, непрерывно меняется, развивается и эволюционирует.

Краткая биография О. Конта

Огюст Конт родился 19 января 1798 года в католической семье среднего достатка. Уже в детстве проявились его основные качества – острый ум, жажда знаний и трудолюбие. Благодаря этому он был невероятно успешным учеником, удивляя всех учителей своими познаниями. Однако у него была ещё одна ярко выраженная черта – неуёмная принципиальность, которая часто его подводила. В частности, в 1816 году он был отчислен из Политехнической школы за то, что его рукой было написано коллективное письмо студентов с требованием об отставке одного из преподавателей.

Даже с неоконченным образованием Конт обладал исключительными познаниями в математике, благодаря чему мог зарабатывать репетиторством. Изредка он пытался найти постоянную работу, но его снова подводила принципиальность. К примеру, он устроился секретарём к влиятельному банкиру и политику Казимиру Перье, но не сработался с ним из-за регулярных конфликтов.

С постоянной работой у Конта не складывалось, поэтому помимо математики он начал давать уроки астрономии, которую тоже очень любил. Параллельно он работал над своим «Курсом позитивной философии». Правда, когда курс был готов, он успел дать буквально пару лекций, поскольку из-за сильной интеллектуальной нагрузки весной 1826 года его психика пошатнулась. Он не мог работать и вёл себя крайне агрессивно, в первую очередь, по отношению к своей гражданской жене, вызывавшей у него припадки ревности.

Интересно, что лечащим врачом Конта был знаменитый психиатр Жан-Этьен Эскироль, автор первого научного руководства по психиатрии. Он наблюдал ученого в течение 10 лет с момента его помешательства в 28-летнем возрасте.

Только к осени 1828 года состояние ученого стабилизировалось, но его репутация к тому моменту довольно сильно пострадала. Поэтому у него снова возникли сложности с трудоустройством. В частности, министр народного просвещения Гизо отказался от старых положительных отзывов о его работах и теперь отзывался о нём как об ограниченном и полоумном фанатике с очень странным видением науки.

Несмотря на то, что 1830-е годы начались для Конта со столь сложных испытаний, именно это десятилетие впоследствии стало для него наиболее продуктивным. В частности, он смог оформить свой «Курс позитивной философии» и издать его в шести томах. В том же десятилетии он сформулировал основные идеи позитивизма, а также издал многие работы, которые впоследствии стали основой для современной социологии.

Благодаря упорному труду, во время которого он не забывал уделять время духовному саморазвитию и самоактуализации, к 1840-м годам Конт сумел восстановить свою репутацию. Его уважали как успешного ученого и философа, а издательства охотно публиковали его труды. Удивительно, что несмотря на свою востребованность, он так и не смог заработать сколь-нибудь приличное состояние.

Умер Конт в 59-летнем возрасте 5 сентября 1857 года. Причиной его смерти стал эмоциональный кризис из-за затяжного конфликта с женой и его самым близким учеником Эмилем Литтре. Незадолго до смерти он сильно заболел, однако потом пошёл на поправку и, казалось, выздоровел. Но после визита Литтре он был взбешён, а через несколько дней умер, предположительно, от инсульта. Многие современные исследователи, изучая его записи, высказывают предположение, что у ученого в последние пару лет жизни возобновились проблемы с психикой, которые и подорвали его здоровье.

Заключение

Огюст Конт известен, прежде всего, как создатель позитивизма и основоположник социологии – одной из важнейших наук современности. При этом многие его идеи подвергались критике его современниками и даже сегодня продолжают порождать споры и сомнения. В частности, сомнительными выглядят аналогии, которые Конт проводил между социальными процессами в обществе и физическими явлениями. Но несмотря на все эти тонкости, нельзя отрицать, что он был умным и одарённым человеком, оказавшим существенное влияние на современную науку.

Источник

Социология О. Конта: концепция «трех стадий» развития человеческой духовности

какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть картинку какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Картинка про какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть картинку какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Картинка про какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть картинку какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Картинка про какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть картинку какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Картинка про какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт

какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть картинку какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Картинка про какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт

какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть картинку какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Картинка про какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт

Вопросы к зачету по дисциплине «Социология»

Понятие общества в социологии: разность интерпретаций

Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Структура социологического знания

Структура социологического знания — это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.

Классификация социологических методов

Все социологическое знание можно распределить по трем основным уровням:

Первый уровень социологического знания связан с изучением наиболее общих закономерностей развития общества. Очевидно, что этот уровень знаний в наибольшей степени сопряжен с социальной философией. Он носит название общесоциологического уровня или уровня фундаментальных знаний. Например, это совокупность научных знаний об обществе в целом, о человеческой личности, о социальных процессах. Основным признаком такого рода знания является отсутствие разделения на различные области деятельности индивидов, а также отсутствие прямого использования эмпирических данных для формирования научных выводов, такие данные подлежат анализу и обобщению.

Второй уровень социологического знания носит название теорий среднего уровня. Этот уровень отражает знания о социологии каждого вида человеческой деятельности.

Третий уровень социологического знания включает в себя научные сведения о социальной реальности, полученные в результате первичного обобщения эмпирической информации. К третьему уровню относятся все основные методы социологических исследований, например, такие, как опросы, формализованные наблюдения, изучение документов или социальные эксперименты. На третьем уровне не создается самостоятельных социологических теорий, однако он дает эмпирическую основу для двух предыдущих уровней. Социолог ставит перед собой задачу соотнесения всех трех уровней для получения наиболее объективной научной картины социальной реальности.

4. Объективизм в социологии: основные установки, принципы и представители. Объективизм и естественные установки: представители считают, что общество существует независимо от человека. Оно индивидуально и способно подавлять волю отдельного человека. Представителями объективизма: О. Конт, Э. Дюркгейм, Р. Мертон. С объективизмом тесно связана так называемая естественная установка в социологии, в соответствии с которой общество необходимо познавать посредством естественно-научной методологии.

5. Субъективизм в социологии: основные установки, принципы и представители. Субъективизм – это направлении соц-гии, представители которого считают, что общество существует только в сознании человека и подчинено его воле. Основные субъективисты: Г. Тард, М. Вебер, А. Щюц. С субъективизмом тесно связана рефлексия соц-ии, в соответствии с которым при исследовании соц-ых объектов использовать естественно-научную методологию недостаточно, а в конечном итоге нецелесообразно.

какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Смотреть картинку какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Картинка про какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт. Фото какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт

Социология О. Конта: основные установки, видение структуры

Огюст Конт разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. Для реализации такого перехода обществу необходимо новое знание о самом себе — не критически философское, а позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией» — аналогично биологии и названиям других естественно-научных дисциплин. Социология должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.

В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих науках, поэтому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. Для социологии это «исторический метод». Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выведение на этой основе законов развития.

Социология О. Конта: концепция «трех стадий» развития человеческой духовности

«Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Источник

Какие стадии в духовном развитии человечества выделяет о конт

Огюст Конт выпускает последний, шестой том Курс позитивной философии / Cours de philosophie positive, начатый им ещё в 1830 году.

1) Здесь О. Конт сформулировал «Закон трёх стадий», описывающий интеллектуальную эволюцию человечества (аналогичные мысли ранее высказывал его учитель Анри де Сен-Симон).

Вот одно из авторских описаний «Изучая развитие человеческого разума […] от первого его проявления до наших дней, думаю, я открыл великий основной закон, по которому с неизменной необходимостью можно установить как путём наших рациональных доказательств, так и путём внимательного анализа прошлого, историческую достоверность. Этот закон состоит в том, что каждое из наших основных понятий проходит, необходимым образом, три теоретически различных стадии: стадию теологическую, или фиктивную; стадию метафизическую, или абстрактную; стадию научную, или позитивную.

Вот как это проявляется в познании:

«Согласно этому закону интеллектуальное развитие людей неизбежно проходит последовательно через три различных теоретических стадии: теологическую, метафизическую и научную.

Позитивная философия как особая дисциплина предназначена для роли некоторого общего вводного курса, с которым должны иметь возможность ознакомиться все учёные, независимо от избранной ими специальности. Такой порядок освоения знаний, по мнению Конта, является неизбежным следствием углубляющегося разделения труда и позволяет избежать негативных последствий этого процесса.

Французский мыслитель не раз отмечал, что формирование позитивной философии ещё не завершено».

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C., Философия науки, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с. 257-259.

Источник

Учение О. Конта о «трех стадиях» философии

¨ Закон интеллектуальной эволюции человечества

¨ Теологическая стадия и три ее формы

¨ Значение теологической стадии

¨ Метафизическая (абстрактная) стадия

¨ Позитивная (научная, реальная) стадия

¨ Контрольные вопросы

Закон интеллектуальной эволюции человечества.Огюст Конт (1798–1857), основатель позитивизма и социологии, утверждал, что он открыл «великий закон» «интеллектуальной эволюции человечества», который он называл «законом трех стадий».

Конт писал: «Изучая… весь ход развития человеческого ума в различных областях его деятельности от его первоначального проявления до наших дней, я, как мне кажется, открыл великий основной закон, которому это развитие в силу неизменной необходимости подчинено…» 1

Согласно этому закону, «каждая отрасль наших знаний последовательно проходит три различных теоретических состояния: состояние теологическое или фиктивное; состояние метафизическое или отвлеченное; состояние научное или позитивное. Другими словами, человеческий разум в силу своей природы в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя методами мышления, характер которых существенно различен и даже прямо противоположен: сначала методом теологическим, затем метафизическим и, наконец, позитивным. Отсюда возникают три взаимно исключающих друг друга вида философии, или три общие системы воззрений на совокупность явлений…» 2 (Здесь следует специально заметить, что словом «философия» Конт обычно называл не какую-то особую дисциплину, а разнообразные «общие системы воззрений».)

Конт подчеркивал, что закону трех стадий подчинены «все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые» 3 : религия, политическое и правовое сознание, все науки и философия. Таким образом, указанные стадии имеются в развитии как отдельного человека, так и всего человечества. Они сменяют друг друга в определенной и необходимой последовательности. Предшествующая стадия служит ступенью, без которой не могла бы возникнуть следующая.

Теологическая стадия и три ее формы.Первая стадия соответствует младенческому состоянию ума, который еще не способен справиться

1 Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. — М.: Мысль, 1971. — С. 553.

3 Конт О. Дух позитивной философии. — СПб., 1910. — § 2.

даже с простыми вопросами, однако с наивной самонадеянностью берется разрешать сложнейшие проблемы.

Теологическая стадия имеет три последовательно возникающие формы (или фазиса).

1. Фетишизм. Он заключается «преимущественно в том, что всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергичная…» Наиболее возвышенное проявление фетишизма — поклонение небесным светилам. «. Эта первая форма теологической философии постоянно с очередностью выступает в интеллектуальной истории всех наших обществ. » 3

2. Политеизм. В этой форме теологического мышления преобладает свободное воображение, «между тем, как раньше инстинкт и чувства имели перевес в человеческих теориях». Материальным, чувственно воспринимаемым вещам теперь не приписывают жизнь. Вместо этого источником всех внешних и человеческих явлений считаются воображаемые невидимые существа. По мнению Конта, «большинство нашего рода не вышло еще из этой стадии. » 4

Значение теологической стадии.Конт отмечал, что в Новое время теологическое мышление становилось все более неприемлемым для западноевропейских народов. Дело в том, что оно ссылается на предметы, «совершенно недоступные нашему уму». Поэтому теологическая мысль стала постепенно вытесняться «знаниями более действительными и более соответствующими нашим истинным способностям». Несмотря на то, что теологическое мышление оказывается все более непригодным, оно сыграло свою незаменимую положительную роль.

1 Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. — С. 553–554.

2 Конт О. Дух позитивной философии. — § 3.

Во-вторых, теологическое мышление удовлетворяло важную социальную потребность. Оно было необходимо «для постоянного сочетания моральных и политических идей» в то время, когда эти сложные идеи и явления не могли еще получить позитивно-научного осмысления.

Таким образом, «. эта первоначальная философия была. необходимой как для предварительного развития нашей общественности, так и для подъема наших умственных сил…» 3

Метафизику Конт характеризовал как непоследовательное, двусмысленное и противоречивое воззрение. Она склоняется то к теологическому, то к позитивному мышлению. В зависимости от того, к чему она склоняется больше, метафизика называет сущностью «либо действительную эманацию сверхъестественной силы, либо просто отвлеченное наименование рассматриваемого явления». Тем не менее на стадии метафизики «господствующее вложение чистой фантазии. прекращается, но и истинное наблюдение не является еще преобладающим»; «умозрительная часть оказывается сначала чрезвычайно преувеличенной вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать. » 5

1 Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. — С. 556.

2 Конт О. Дух позитивной философии. — § 7.

4 Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. — С. 554.

5 Конт О. Дух позитивной философии. — § 9.

1 Конт О. Дух позитивной философии. — § 11.

3 Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. — С. 554.

4 Конт О. Дух позитивной философии. — § 12.

Конт подчеркивал, что накопление фактов само по себе — без познания закономерной связи между ними — не является целью науки. Факты — это лишь сырой материал. «. Истинный положительный дух. не менее далек от эмпиризма, чем от мистицизма. » Факты нужны для познания законов, а знание законов нужно для рационального предвидения, которое и является подлинной целью научного познания. Способность к рациональному предвидению составляет «главную характерную черту положительной философии», а «истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть. » 3

Вместе с тем научное мышление (в отличие от теологического и метафизического) сознает пределы своих познавательных возможностей и претендует не на абсолютное, а только относительное знание. Человеческое познание никогда не может быть абсолютно полным и адекватным прежде всего потому, что оно ограничено нашей телесной организацией (возможностями органов чувств) и уровнем развития общества.

Социально-исторической обусловленности наших знаний Конт уделял особое внимание. Наши концепции «обусловлены коллективной и беспрерывной эволюцией» знаний. «Если. наши умозрения должны всегда находиться в зависимости от различных основных условий нашего личного существования, то нужно равным образом допустить, что они не менее подчинены совокупности беспрерывного хода социальных идей. » 4 Научное мышление отдает себе отчет в относительности познания и стремится не к абсолютному знанию, а лишь к тому пределу, который диктуется нашими реальными потребностями.

1 Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. — С. 582.

3 Конт О. Дух позитивной философии. — § 15.

5 Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. — С. 551.

Контрольные вопросы

Какие стадии, согласно О. Конту, проходит человечество в своей интеллектуальной эволюции?

Какую из трех стадий интеллектуальной эволюции человека и человечества О. Конт характеризовал как «предварительную»?

Какие три последовательные формы (или фазиса) включает в себя, согласно О. Конту, теологическая стадия интеллектуальной эволюции?

В чем состоит, по О. Конту, значение теологической стадии интеллектуальной эволюции?

В чем состоит, согласно О. Конту, сходство и различие теологической и метафизической стадий?

Какую из трех стадий интеллектуальной эволюции О. Конт называл «промежуточной»?

В чем О. Конт усматривал непоследовательность метафизического мышления?

Почему О. Конт характеризовал метафизическое мышление как разрушительное по своей природе?

Как называется у О. Конта последняя стадия интеллектуальной эволюции?

Что вместо незримых причин явлений должна, согласно О. Конту, исследовать позитивная наука?

Какой смысл О. Конт вкладывал в слово «закон», говоря, что наука должна познавать законы, а не причины явлений?

Ради чего, согласно О. Конту, необходимо познание законов?

На каком основании О. Конт утверждал, что человеческое познание никогда не может быть абсолютно полным и адекватным?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *