какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить

Экономисты поддержали сокращение расходов, запланированное Минфином

Заложенный в проект бюджета на 2021–2023 гг. прогноз по доходам следует признать слишком оптимистичным, так как он не учитывает второй волны коронакризиса, отметили эксперты РАНХиГС в своем заключении на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». В частности, восстановление спроса на нефть, равно как и цен на энергоносители, может происходить медленнее оценок финансового ведомства, что неизбежно отразится на наполняемости бюджета в следующую трехлетку, предупреждаю авторы заключения.

Оптимизм Минфина в отношении поступлений доходов от акцизов на табак тоже выглядит не совсем оправданным – они повысятся, только если удастся остановить рост контрафакта. В целом увеличения ненефтяных доходов не ожидается – все следующие три года их доля в ВВП останется на уровне 11,1%. «Объем расходов федерального бюджета планируется сократить с 21,1% ВВП в 2020 г. до 18,6% ВВП в 2021 г. с дальнейшим сокращением до 17,6–17,8% ВВП, – приводят данные авторы заключения. – При этом в 2022–2023 гг. расходы в номинальном выражении будут увеличиваться на 1 трлн руб. ежегодно».

Если смотреть на изменение доли в ВВП, то в следующую трехлетку больше всего сократятся расходы на «Национальную оборону». Они составят в среднем 2,6% ВВП – это на 0,7 п. п. ВВП ниже среднегодовых значений в 2013–2019 гг. На 0,3 п. п. от ВВП сократится в среднем финансирование национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Расходы на «Национальную экономику» сократятся в среднем на 0,2 п. п. – до 2,6% ВВП. В 2020 г. расходы на здравоохранение вырастут до 1,1% ВВП с последующим сокращением в 2021–2023 гг. в объеме 1,0–0,9–0,8% ВВП соответственно. «Бюджетная консолидация, запланированная в 2021–2022 гг., вполне оправданна, при этом незначительное сокращение бюджетных расходов (до 1 трлн руб. ежегодно) не должно оказать ощутимого негативного влияния на замедление российской экономики», – считают авторы заключения.

России следует пожить с дефицитным бюджетом еще 2–3 года

Вместе с тем доля расходов на социальную политику в общем объеме расходов федерального бюджета будет расти двузначными темпами: в 2020 г. – на 24,3%, 2021 г. – на 26%, в 2022 и 2023 гг. – на 27%. Больше всего вырастут расходы на адресные меры поддержки в первую очередь семей с детьми, как наиболее подверженных бедности. «По нашим оценкам, реальные располагаемые доходы населения в 2020 г. сократятся для такого кризиса относительно слабо (на 2,5–3%), в том числе за счет реализации мер поддержки населения в условиях пандемии, а с 2021 г. ожидается их постоянный рост примерно на уровне 2% в год, – рассказал «Ведомостям» один из авторов заключения, заместитель директора по науке Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Сергей Дробышевский. – Такой рост объясняется сохранением высокой доли расходов на социальную политику в бюджете расширенного правительства, а также ожидаемым ростом реальной заработной платы в условиях продолжающей сокращаться численности экономически активного населения и низких уровней безработицы. Таким образом, к концу 2023 г. реальные располагаемые доходы населения будут выше уровня 2019 г. примерно на 3%».

Однако рост социальных расходов приведет к дефициту федерального бюджета, который, впрочем, будет сокращаться: с 4,4% ВВП – в 2020 г. до 2,4% ВВП – в 2021 г. и 1,0–1,1% ВВП – в последующие два года. Основным источником покрытия этого дефицита станут внутренние займы, объем которых к 2023 г. вырастет до 11,8 трлн руб. Вместе с ростом госзаймов увеличатся расходы на обслуживание долга с 0,7% ВВП в среднем в 2013–2020 гг. до 1,2% в 2023 г. «Рост объема госдолга за период 2020–2023 гг. и расходов на его обслуживание при одновременном накоплении резервов в ФНБ является результатом следования действующему бюджетному правилу, которое в условиях невысоких цен на углеводородное сырье и неблагоприятной макроэкономической ситуации не способно ограничить рост долга при существующем спросе на общественные блага и необходимости реализации национальных целей», – подчеркивают в РАНХиГС. Поэтому бюджетное правило необходимо пересмотреть.

Запланированные правительством меры в сфере налогообложения в РАНХиГС считают точечными, так как они не затрагивают большинство налогоплательщиков. При этом повышение налогов для нефтегазовой отрасли специалисты академии признают «целесообразным», но вот налоговый маневр, предлагаемый для IT-отрасли, по их оценкам, может привести к отставанию российского высокотехнологичного сектора от глобального IT-сегмента.

Источник

Минфин предложил программу сокращения расходов бюджета

какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Смотреть фото какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Смотреть картинку какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Картинка про какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Фото какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить

Минфин предложил сократить на 10% незащищенную часть ассигнований федерального бюджета в 2021–2023 годах, отказаться от индексации зарплат чиновников, а также перенести реформу оплаты труда федеральных госслужащих за пределы 2023-го, следует из опубликованной 20 июля методики расчета предельных базовых бюджетных ассигнований на ближайшие три года. Эти меры вместе с сокращением ассигнований на госпрограмму вооружений (ГПВ) на 5% призваны обеспечить в следующую трехлетку сбалансированность федерального бюджета, который из-за пандемии COVID-19 и обвала цен на нефть будет дефицитным.

Суммарное сокращение бюджетных ассигнований в 2021 году составит 1,428 трлн руб. (включая 856,4 млрд руб. экономии за счет оптимизации бюджетных расходов и 365,3 млрд руб. за счет их переноса на текущий год). В 2022-м уменьшение объема ассигнований бюджета оценивается в 1,892 трлн руб., а в 2023 году — в 1,364 трлн руб., следует из документа Минфина.

Подход к трехлетнему расчету бюджетных ассигнований, который предполагает программу их оптимизации, был рассмотрен на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина 7 июля, следует из письма министра финансов Антона Силуанова ведомствам — распорядителям бюджетных средств.

Дефицит федерального бюджета по итогам 2020 года составит около 5% ВВП, ожидают в Минфине.

какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Смотреть фото какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Смотреть картинку какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Картинка про какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Фото какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить

Сокращение «незащищенных» статей бюджета

Минфин предлагает провести «оптимизацию» расходов федерального бюджета в 2021–2023 годах. По сути, речь идет о сокращении расходов «незащищенной» части бюджета. На 10% они будут снижены по более чем 50 статьям, за исключением дотаций региональным бюджетам, расходов на исполнение так называемых публичных нормативных обязательств (социальные пособия, пенсии военнослужащим, которые в отличие от гражданских пенсий платятся из федерального бюджета, а не из бюджета ПФР, и т.д.), на содержание судебной системы, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты внебюджетным фондам. Но на те же 10% Минфин предлагает и «оптимизировать» расходы на «обеспечение деятельности органов управления внебюджетных фондов», то есть административные расходы руководства фондов.

Последний раз подобное сокращение бюджета проводилось в 2016 году, после падения цен на нефть и сокращения нефтегазовых доходов. Но теперь Минфин пошел на беспрецедентный для недавней истории шаг — сокращение оборонных расходов. Расходы на реализацию государственной программы вооружений будут урезаны на 5% в 2021–2023 годах.

Всего за счет оптимизации расходных статей (включая сокращение программы вооружений на 5%) бюджетные ассигнования сократятся на 856,4 млрд руб. в 2021 году, на 846,7 млрд руб. в 2022-м и на 833,2 млрд руб. в 2023 году. Денежный объем сокращения госпрограммы вооружений в методике Минфина не указывается. Суммарное снижение нерасписанных расходов составляет 258,2 млрд руб. в 2021 году, 192 млрд руб. в 2022-м и 198,2 млрд руб. в 2023 году, следует из документов ведомства.

Cокращение бюджетных ассигнований будет осуществляться относительно базы действующего закона о бюджете на 2020–2022 годы. Так, в 2021-м текущим законом предусмотрены общие бюджетные расходы на 21,2 трлн руб., в 2022 году — на 22,4 трлн руб.

В этом году Минфин планирует потратить около 23 трлн руб., что превышает объем расходов, предусмотренный бюджетным правилом. Отклонение от правила обусловлено необходимостью стимулирования экономики на фоне пандемии коронавируса. По крайней мере в 2021 году Минфин собирается сократить расходы даже в номинальном выражении относительно высокой базы 2020-го. Отступление от бюджетного правила будет временным — это контрциклическая бюджетная политика в период циклического спада экономики, подчеркивали в Минфине. С 2022 года министерство намерено вернутся к действующему бюджетному правилу.

Отказ от увеличения зарплат чиновников

Одновременно с десятипроцентным сокращением бюджетных ассигнований Минфин предлагает отказаться от индексации окладов госслужащих в 2021 году, следует из его документа. Ведомство Антона Силуанова не в первый раз прибегает к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась во время кризиса 2014–2017 годов. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Средняя зарплата госслужащих в федеральных органах власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. (данные за 2019-й Росстат пока не представил), а самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018-м) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). В документе Минфин не проводит общую оценку экономии бюджетных средств от пропуска индексации зарплат чиновников в 2021 году. Отказ же от повышения зарплат госслужащих, занятых в сфере обеспечения обороноспособности страны, сэкономит госбюджету 15,2 млрд руб. в 2021–2022 годах.

Минфин также предлагает сэкономить 118,5 млрд руб. в 2021–2022 годах за счет переноса реформы денежного содержания федеральных чиновников за пределы ближайшей трехлетки. Эта реформа предполагала, с одной стороны, увеличение постоянной части оклада госслужащих, а с другой — «оптимизацию бизнес-процессов» и сокращение числа чиновников, объяснял Силуанов.

Еще 150 млрд руб. Минфин предлагает сохранить в бюджете за счет отказа от выплаты дотаций региональным бюджетам за выполнение губернаторами KPI. Система оценки работы глав регионов, утвержденная президентским указом «Об эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов России», предполагает 15 критериев, среди которых, например, уровень доверия к власти, естественный прирост населения, доступность жилья, уровень бедности и др. По словам экс-министра экономического развития, а ныне помощника президента Максима Орешкина, «система рассчитана на поощрение, а не на наказание», а мотивацией для губернаторов должна была бы стать прибавка к региональному бюджету.

Источник

Децимация бюджета: почему в кризис не надо сокращать госрасходы

какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Смотреть фото какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Смотреть картинку какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Картинка про какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Фото какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить

Обвал цен на нефть сделал неактуальными прогнозы ожидаемых нефтегазовых доходов. Начавшаяся рецессия потребовала увеличения государственных расходов. Правительство приняло несколько антикризисных программ, которые в конечном счете вошли в Национальный план восстановления экономики. Принятые в конце июля поправки в Бюджетный кодекс позволяют правительству повысить расходы на ₽1,8 трлн, не внося изменений в бюджет. Минимальный объем расходов федерального бюджета в этом году составит ₽21,5 трлн. Скорее всего, он будет даже больше из-за переноса части расходов с прошлого года и, по оценкам Минфина, может достичь ₽23 трлн.

Только в первом полугодии бюджет увеличил расходы на ₽2,2 трлн. Это серьезно поддержало экономику в условиях сжатия совокупного спроса. По текущим оценкам МВФ, размер российской антикризисной программы составляет 3,4% ВВП. Не много по сравнению с развитыми странами, однако сопоставимо с другими развивающимися экономиками. По данным Банка России, российский ВВП снизился на 9-10% во втором квартале. Без резкого увеличения госрасходов спад был бы еще больше. Однако завершение карантинных ограничений и кризисных выплат приведут к замедлению роста расходов.

Снижение цен на нефть привело к обвалу нефтегазовых доходов, которые снизились во втором квартале практически на 60%. Восстановление цен на нефть и возможность увеличения добычи с августа приведут к постепенному восстановлению нефтегазовых доходов. По нашим оценкам, в этом году они составят около ₽5 трлн, если цены на нефть останутся на текущих уровнях. Это все равно серьезное падение: в 2019 году нефтегазовые доходы достигали ₽8 трлн.

С другой стороны, не связанные с сырьевым экспортом доходы оказались достаточно устойчивыми к кризису. К примеру, поступления по НДС во втором квартале сократились лишь на 5%, акцизы снизились на 2% — и это в условиях снижения ВВП практически на 10%. Восстановление экономической активности во втором полугодии позволит увеличить эти поступления. В итоге ситуация с государственными финансами не так плоха, как можно было ожидать. Дефицит федерального бюджета за первое полугодие 2020 года составил относительно скромные ₽956 млрд. Разумеется, сыграло роль зачисление в бюджет прибыли ЦБ от продажи пакета акций Сбербанка — ₽1,05 трлн. Фактически, эта сделка позволила использовать средства ФНБ для финансирования текущих расходов.

Поэтому текущий официальный прогноз дефицита бюджета по итогам 2020 года — 5% ВВП, кажется завышенным. Скорее всего, дефицит не превысит 3,5-4,0% ВВП. Традиционная стратегия Минфина — занижать доходы и завышать расходы в бюджетных проектировках, чтобы защитить «государственную кубышку» от притязаний отраслевых лоббистов. Однако в условиях кризиса такая стратегия может замедлить восстановление экономики.

Помимо вероятного завышения дефицита бюджета, текущие планы Минфина предполагают и секвестр расходов уже со следующего года. Похоже, что базовые предложения достаточно просты — сокращение на 10% всех незащищенных статей расходов, оборонных статей — на 5%. Крупнейшие номинальные сокращения должны постигнуть государственные программы по развитию транспортной системы и промышленности. Впрочем, серьезно урезаны будут все программы раздела «Национальная экономика».

Суммарное сокращение ассигнований, по планам Минфина, должно уже в 2021 году составить ₽1,4 трлн, и это создает серьезные риски для экономики. По сути, речь о бюджетной консолидации в пределах 1,2-1,3% ВВП. В условиях слабого частного спроса это может помешать восстановительному росту. По крайней мере, на слабость восстановления уже указывают оперативные индикаторы. Текущие данные ЦБ по отраслевым финансовым потокам указывают на «стабилизацию экономической активности на пониженном уровне». В условиях сокращения государственных расходов стабилизация легко может превратиться в спад. Разумеется, в случае негативного развития событий правительство может отказаться от ранее объявленных планов и вновь перейти к стимулирующей бюджетной политике. Однако в экономике важную роль играют ожидания — само по себе объявление о секвестре расходов на следующие три года формирует долгосрочные негативные ожидания бизнеса, которые в свою очередь сказываются на экономической динамике.

Негативным фактором является и то, что одновременно правительство намерено увеличивать налоговую нагрузку как на бизнес, так и на население. Уже приняты поправки в Налоговый кодекс об увеличении налогов на процентные доходы по вкладам и о налогообложении купонных доходов по всем облигациям. Для доходов физических лиц свыше ₽5 млн в год вводится ставка НДФЛ в размере 15%. Минфин также объявил войну снижению налоговых платежей с использованием офшорных юрисдикций. Все эти меры направлены на пополнение доходной части бюджета и сокращение дефицита. Суммарно они могут принести дополнительные доходы в размере до ₽500 млрд. Это станет выигрышем для Минфина, но может оказаться проигрышем для экономики в целом.

Прошлые инициативы по повышению налогов, в первую очередь повышение ставки НДС с 18 до 20% в 2019 году, должны были повысить темпы экономического роста за счет увеличения госинвестиций. Повышение налогов произошло, но ускорения экономики не получилось. Непонятно, почему в этот раз надо ожидать иных результатов.

Макроэкономический термин, обозначающий значительное снижение экономической активности. Главный показатель рецессии – снижение ВВП два квартала подряд. Период с очень низким или отсутствующим ростом в экономике. Основной признак стагнации – замедление темпов роста ВВП в пределах 0-3%.

Источник

Статья 9. Сокращение расходов бюджета

Статья 9. Сокращение расходов бюджета

1. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5% годовых назначений, руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим. В решении указываются дата введения режима и размер сокращения расходов бюджета.

2. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 5%, но не более чем на 10% годовых назначений, администрация города вправе принять решение о введении режима сокращения расходов и ввести указанный режим с указанием даты введения и размера сокращения расходов бюджета.

3. Уведомление распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима сокращения расходов бюджета производится не позднее чем за 15 дней до даты его введения.

4. Отмена режима сокращения расходов бюджета, изменение размеров сокращения расходов бюджета производятся органом, принявшим решение о введении указанного режима.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Рубрика «Личная бухгалтерия»: 10 способов снизить расходы на жизнь

какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Смотреть фото какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Смотреть картинку какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Картинка про какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить. Фото какие статьи расходов государственного бюджета на ваш взгляд следует увеличить а какие сократить

Вы постоянно работаете, но денег все время не хватает? Не можете вовремя оплатить коммунальные и кредиты и вынуждены занимать у коллег? Рассмотрели с экспертами 10 способов, как снизить затраты на жизнь и не чувствовать при этом себя ущемленным.

1. Фиксируйте

Андрей Крупнов, руководитель отдела интернет-маркетинга QBF: «По моему мнению, сейчас даже далекому от финансовой сферы человеку просто держать под контролем свои расходы с помощью мобильных приложений. Сохраняя необходимую информацию о ежемесячных доходах, а потом, отмечая ежедневные покупки, пользователь получает понятный график своих затрат. После того, как осознаешь, куда и на что расходуются деньги, контролировать этот процесс становится гораздо легче».

2. Удаляйте лишнее

Никита Вобликов, исполнительный директор, сотрудник «Ренессанс Кредит»: «Если вы хотите снизить свои расходы, то выбирайте те, которыми можете управлять. Это траты на кафе, развлечения, сотовую связь и т. д. Выявите необязательные для себя категории затрат. Далее необходимо проанализировать, от каких трат можно полностью отказаться, а какие — сократить. При этом одновременно снижать расходы сразу во всех категориях не стоит. Особенно если вы решили не временно экономить, а развить в себе привычку аккуратного расходования средств на всю жизнь. Можно, например, начать снижение трат с походов по кафе и ресторанам».

3. Пользуйтесь скидками и промо-акциями

Ирина Жигина, финансовый советник: «У нас сейчас огромное количество спецпредложений! Но люди не хотят напрягаться и искать что-то! И совершенно не умеют и не хотят просить скидки. На сайте РЖД, например, постоянно проходят акции — надо только знать время проведения, зарегистрироваться на сайте. Можно купить билеты по очень низким ценам.

Если вдруг потом у вас сместились даты поездки- ничего страшного: это не авиабилеты, билеты на поезд всегда можно сдать — комиссия берется за возврат билетов не такая большая. Опять же регистрация в программе РЖД-бонус: можно накопить на билеты, но мало кто это делает. Авиабилеты: точно также. Нужно быть зарегистрированным на ряде сайтов и просматривать спецпредложения».

4. Выбирайте выгодные банковские продукты

Ирина Жигина: «Много клиентов не могут подобрать себе хорошие дебетовые карты, по которым начисляются проценты и хороший кешбэк. А это значительная экономия. Например, в настоящее время есть несколько отличных кредитных и дебетовых карт. Тинькоф, Альфабанк, Росбанк, Промсвязьбанк».

5. Берегите приобретенное

Павел Козловский, создатель программы «Домашняя Бухгалтерия»:«Коммуналка: не поставленные и не поверенные вовремя счетчики на воду грозят двойной-тройной переплатой „по среднему“. Электричество, которое не оплачено 2–3 года, накрутит пеню в половину суммы долга. Штрафы: пешеходы могут не нарушать под взглядом полиции, перебегая дорогу или распивая спиртное в общественных местах, водители могут тормозить на светофорах не за ограничительной линией или не „лететь“ с нарушением скоростного режима хотя бы под прицелом камер.

Есть мобильные приложения, которые просят денег один раз или не просят никогда. Бытовая и мобильная техника без защитных экранов, чехлов или сумок — тоже проблемная зона, ведь часто разбить экран или „утопить“ телефон не стоит особого труда».

6. Избавьтесь от вредных привычек

Андрей Крупнов:«Вредные привычки, кстати говоря, обойдутся дорого во всех возможных смыслах, поэтому разумнее исключить их из жизни. Все понимают, что забота о собственном здоровье должна быть в приоритете, но мало кто проходит ежегодную медицинскую диспансеризацию. С точки зрения экономии финансов выгоднее проверять свой организм каждый год, чем лечить внезапно обнаруженную и уже запущенную болезнь».

7. Покупайте онлайн

Роман Алехин, основатель, Маркетинговая группа Алёхин и партнеры:«Многие рекомендовали использовать для шопинга Алиэкспресс, так как покупки на нём гораздо дешевле, чем в обычном магазине, а доставка товаров происходит за 1–3 дня. И конечно, использование интернет-магазинов и сайтов с совместными закупками помогает сэкономить средства и время, главное не подсесть, многих затягивает».

8. Планируйте расходы

Андрей Паранич, генеральный директор, ООО ФинСтарт:«Лучший способ снизить затраты на жизнь — это отказаться от ряда неприоритетных трат, а для этого необходимо разобраться в том, что действительно важно в жизни, а чем можно пожертвовать. Начинать стоит с формулирования целей, которые хотелось бы достичь в ближайшие несколько лет, причем эти цели не должны ограничиваться исключительно глобальными вещами типа покупки недвижимости, автомобиля или открытия собственного бизнеса.

Под понятие цели вполне подходят и мелочи типа замена устаревшего телефона на более новую модель, покупка одежды, оплата туристической поездки, походы в рестораны, абонемент в фитнес клуб и многое другое. При составлении списка целей нужно постараться каждую цель формулировать максимально конкретно и необходимо записывать не только саму цель, но и стоимость ее реализации».

9. Экономьте разумно

Роман Алехин:«На досуге можно экономить. На фитнесе — заниматься на природе, на подготовленных площадках, быть вегетарианцем — экономить на мясе».

10. Не переплачивайте

Андрей Крупнов: «Еще один прием — не переплачивать за бренд. С большой долей вероятности вы сможете найти аналогичный не разрекламированный товар, который обойдется дешевле. Значительно сократить затраты на жизнь помогает отказ от автомобиля, хотя бы временный. Общественный транспорт не так плох, когда подсчитываешь сэкономленные за месяц пользования деньги. Можно попробовать сэкономить на отпуске. Сократить этот пункт расходов сможет тот, кто овладеет искусством организации путешествий: цены на один и тот же тур будут зависеть не только от количества звезд отеля, но и от дат, на которые запланирована поездка».

Павел Козловский: «Еда, купленная у дома по пути с работы или учебы, обойдется раза в 2 дороже, чем при заказе из гипермаркета на краю города даже с поездкой на такси».

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *