какие стихи бывают в мире
Стили стихотворения: краткий обзор
Добрый день, дорогие читатели. Вся литература условно разделяется на прозу и стихотворную, то есть как-то зарифмованную и специально оформленную.
С прозой все относительно просто – Вы ее сейчас читаете, а еще — это большинство художественных и научных книг и статей. Но со стихами все интереснее. Сегодня мы поговорим о стихах. Я хочу рассказать Вам, какие бывают стихи и как определить стили стихотворения.
Стих и стихотворение
Любую тему нужно начинать с небольшого экскурса в теорию, иначе мы с Вами просто будем говорить на разных языках. Стихотворение – художественное произведение, законченное и логичное. Например, Стихотворение Лермонтова. Стих же – это строчка стихотворения. Но в просторечии можно использовать стих и стихотворение как синонимы, что мы и сделаем.
Стили, виды и другие фантастические твари. Большинство из нас путает понятия стиля, вида и еще бог знает чего в этих стихах, так что разбираем каждое значение отдельно.
Стили или направления
Стилем называется идея этого стихотворения и способы передачи этой идеи. Название стиля строго привязано ко времени его возникновения. Тут все схоже с архитектурой, ведь здание – стихотворение в камне, не думаете?
Классицизм
Как и классические здания: прямолинейно, строго, монументально. Стихотворение в целом имеет структуру, где каждая строка – кирпичик, без которого вся конструкция развалится.
Классицизм обязательно опирается на античность, так что в Европе он появился в 16 веке, а в России чуть позже – в 18. Античность определила и жанры: ода, басня, комедия и сатира. Другие тоже были, но эти наиболее показательны. Самые яркие примеры: творчество Фонвизина и Ломоносова.
Реализм
Вечно писать о высоком – наскучит даже Ломоносову, так что реализм просто не мог не возникнуть. В Европе расцвет реализма – 18 век, у нас – 20, на фоне неурядиц со сменой власти…
Реализм показывает реальную жизнь, но гипертрофировано, преувеличивая нужную идею. Здесь на передний план выводятся люди и их взаимоотношения с другими людьми, природой и миров в целом.
Часто этот жанр раскрывает негативные стороны человека. А декорации – всего лишь способ передать читателю атмосферу. Яркими представителями будут Бальзак и Булгаков, а в стихах – Пушкин со своим Онегиным.
Сентиментализм
Пока одни упивались человеческими грехами, другие зашли в тему чувств. Тот же 18 век в Европе и всего на десятилетие позже в России. Задумывался, как возврат поэзии к реальной жизни, отход от возвышенных од и абстрактных басен.
Героем сентиментального произведения обычно выступает обычный человек, а задачей стиха будет показать его чувства, переживания. Здесь все эмоции часто гипертрофированы, отклик на любое событие яркий и запоминающийся. Узнаваемые примеры – Гёте, Карамзин и Жуковский.
Романтизм
Здесь мы совпали с Европой – 18 век, начало 19-го. Ода и басни в принципе достаточно образные произведения, а где включается фантазия – авторы хотят высказать и свое мнение. И пока часть вообще отходила от абстракции, другая активно продвигала свои мировоззрения в стихах.
Здесь же характерны образность, интерес к преданиям, легендам и мифам. Кстати, фантастика тоже относится к романтизму. Примером будет Лермонтов, все декабристы. В прозе – большинство авторов, которых мы читали в школе, вопреки программе: Купер, По, братья Гримм.
Натурализм
Все те же конец 18, начало 19 века. Натурализм – естественная эволюция реализма, неизбежное окончание этого жанра. Да и Дарвин со своей «Эволюцией видов» вернул людей с возвышенного на грешную землю.
Натурализм хочет показать, что мы — обычные люди, с приземленными потребностями и желаниями. Здесь люди работают не ради высшей цели, а чтобы заработать на еду. Самыми яркими авторами будут Ги де Мопассан, Золя. В России натурализм не приобрел бешенной популярности, особенно среди поэзии, традиционно абстрактной.
Импрессионизм
Конец 19 века, когда и появился одноименный стиль живописи. Здесь главная задача автора – передать значимость каждого мгновения, мимолетные впечатления и перейти к другому моменту за счет ассоциативной связи, а не логической. В России таким автором был Бальмонт и Фет.
Символизм
Еще одно наследие 19 века. Помните синие занавески, смысл которых всегда спрашивают учителя? Так вот, скрытый смысл всех занавесок, поклонов и других вещей есть только в символизме. Все остальное – выдумка учителей и заработок литературоведов.
Общая идея этого стиля – невозможно познать мир с помощью ума, только интуитивно. Авторы и учат нас познавать природу, вкладывая значение в каждый символ в своем произведении. Ведь видеть знаки – одно из полезных умений шамана, если вы понимаете мою отсылку. Авторы: Блок, Белый, Гиппиус.
Акмеизм
Яркий представитель – Ахматова. Возвращение к построению классики, но без этой образности и нравоучений. Просто строгое, логичное и упорядоченное стихотворение.
Существуют еще стили, все зависит от того, кто и по каким признакам классифицирует. Но мы и подзатянули, успели соскучиться?
Жанры
Если стили – абстрактное понятие, то жанры более приземлены. А значит, они логично делят весь стихотворный мир и их много. Буквально пару слов про самые популярные.
Что-то торжественное, возвышенное и прославляющее. «О вы, которых ожидает…». Больше пафоса богу пафоса. Добавьте восхваление событию, строгую структуру и простые формулировки – и Вы получите жанр гимн.
Баллада
Этому жанру чуть меньше лет, чем поэзии в принципе. Здесь есть сюжет, который рассказывает о реальном или выдуманном герое и его приключениях. Например, про Робин Гуда.
Элегия
Видим грусть, разочарование, одиночество и описание бренности бытия – значит, видим элегию.
Песня
Наверное, самый популярный жанр во всей истории. По сути, почти любое стихотворение можно спеть, но все же песни отличаются простым ритмом, музыкальностью и подбором слов, легким для исполнения. А так, песней можно назвать любой стих, пропетый под музыку. Песней о любви будет уже романс.
Сонет
Сонетом называется любой стих, написанный в форме «два четверостишие и 2 трехстишия». Здесь есть правила рифмования и ритма. А если в стихе 15 строк, то это уже рондо, при чем тут повторяются 1, 9 и 15-я строки.
Басня
Тут есть образность, иносказание, комизм, обязательно мораль, а еще басня – достаточно короткое произведение. Это самые яркие и узнаваемые жанры, по факту их, естественно, больше.
Виды стихов по темам
Писать можно о чем угодно, но литературоведам жизненно необходимо поделить все, что делится.
Стихи могут быть следующих тем:
При чем поэзия настолько образна, что определить тему может быть очень и очень трудно. Особенно, если уйти из классической поэзии и окунуться в современную.
Вот, например, о чем именно стихотворение на фото? Ведь все мы его знаем, разбирали в школе и все равно автор оставляет загадку, темы для размышлений.
И на этом будем заканчивать, ведь поэзия – всегда про недосказанность и домыслы читателя.
С вами была Алла, не очень философский человек.
Занятие 7. Наиболее популярные темы поэзии
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
У Блока мы находим такие строки :
Бушует снежная весна
Я отвожу глаза от книги,
О страшный час, когда она,
Читая по руке Цуниги,
В глаза Хозе метнула взгляд!
Насмешкой засветились очи.
Блеснул зубов жемчужный ряд
И я забыл все дни, все ночи,
К.М. Симонов пишет о любви более современным языком:
Не понять, не ждавшим им
Как среди огня,
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
А вспомните лирические стихи Н. Рубцова, воспевающие любовь:
Я буду долго
Гнать велосипед.
В глухих лугах
его остановлю.
Нарву цветов.
И подарю букет
Той девушке,
которую люблю.
Я ей скажу:
— С другим наедине
О наших встречах
Позабыла ты,
И потому
На память обо мне
Возьми вот эти
Скромные цветы.
У каждого большого поэта есть замечательные стихи о любви.
Почему же тема любви так волнует поэтов разных направлений, разных эпох? Наверное, дело в том, что любое творчество практически всегда основано на сильных, ярких эмоциях, а что может быть ярче, чем счастье и горечь любви? Особенно если автор молод. Тема любви неисчерпаема, и каждый поэт способен привнести в неё свою неповторимую ноту.
Другой важной темой, привлекающей поэтов, является тема гражданственности, патриотизма. Вспомним знаменитые слова Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Почему же так важно быть не просто поэтом? Почему во все времена осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Очевидно, что истинный поэт должен быть связан с обществом, со своей эпохой.
Откройте стихи нашего современника большого российского поэта Николая Зиновьева:
У карты бывшего Союза
С обвальным грохотом в груди,
Стою. Не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.
Под крики шайки оголтелой
Чужих и собственных Иуд
Тебя босой, в рубахе белой
На место лобное ведут.
И старший сын указ читает,
И средний сын топор берёт,
Лишь меньший сын ревмя ревёт
И ничего не понимает.
Мне кажется, трудно в наше время найти другого автора, который с такой силой отразил бы в своих стихах гражданскую тему, тему патриотизма и любви к Родине
Тема бренности бытия, смысла и ценностей жизни присутствовали в поэзии во все времена.
Человек, как известно, существо общественное. И если он, прожив жизнь, ничего не сделал для людей, то его существование можно считать бесполезным.
Ты был никем
Ты стал ничем,
Тогда на свете жил зачем?
(Г. Ужегов)
Пушкин в своё время сказал:
Виды размеров стихов с примерами
Чем поэтические произведения, по мнению большинства людей, отличаются от прозаических?
Рифмой.
На вопрос, что же это такое, все дружно отвечают — это когда складно …
В учебниках рифма определяется как звуковой повтор в конце ритмической единицы. Но рифма — только один кит, на котором держится стих.
Интересные и необычные виды стихов.
Расскажу не обо всех, а лишь о некоторых, которых и так набралось целых двадцать.
Акростих (греч. akrostichis — буквально: «краестишие»)
Стих, своеобразие которого основано на графическом приёме, суть которого заключается в том, что начальные буквы всех строк стиха образуют слово (фразу). Это слово может указывать на автора или адресата произведения, служить смысловым дополнением к тексту, соотноситься с ним как загадка и отгадка.
По одной версии, эту форму стиха изобрёл сицилийский поэт Эпихарм, живший очень давно — до нашей эры. По другой — его возникновение связывают с египетскими текстами сакрального содержания.
Между прочим, акростих является показателем формального поэтического мастерства.
В качестве примера приведу отрывок из акростиха Льва Гумилёва, посвящённого Анне Ахматовой. Первые буквы всех строк четверостишия составляют имя «Анна».
Ангел лёг у края небосклона,
Наклоняясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал. Не слышалось ни стона …
Разновидности акростиха:
1. акростих обращённый — зашифрованные слова читаются по вертикали, но в обратном порядке — снизу вверх; в славянских языках такой приём называется «вспятословием»;
2. мезостих — зашифрованные слова складываются из срединных букв каждой строки;
3. телестих — зашифрованные слова складываются из конечных букв строк;
4. лабиринт — зашифрованные слова складываются из букв, разбросанных по всему внутреннему полю стиха, образуя какую-либо линию, например диагональ, или геометрическую фигуру.
Алфавитный стих или АБЕЦЕДАРИЙ
Это стих, в котором начальные буквы строк расположены в алфавитном порядке. Я не согласна с бытующим мнением, что алфавитный стих является разновидностью акростиха. Идея одна, безусловно. Но алфавит — это не слово и не фраза, образование которых с помощью начальных букв строк стиха является признаком акростиха. Алфавит — это стандартный набор знаков для определённого языка.
Самый известный пример алфавитного стиха — русская Азбучная молитва (Х век), в которой каждое изречение начинается с новой строки и буквы алфавита. Автором молитвы считают Константина Переяславского.
Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ …
и так далее до последней буквы.
А это из «Советской азбуки» Владимира Маяковского:
Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.
Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.
Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы …
Анацикл (греч. ana — вперёд, против и cyclos — круг, цикл)
Это стих, написанный таким образом, что его можно читать как сверху вниз — слева направо, так и снизу вверх — справа налево. Смысл не теряется. Читают анацикл не по буквам (как в палиндроме), а по словам. Анациклические стихи — очень редкое явление в поэзии.
Валерий Брюсов (неутомимый поэт-экпериментатор)
Жестоко — раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье —
Глубоко — глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает …
Мерцанье былого — виденья качает …
Молчанье ночное, раздумье — жестоко!
А теперь читайте с конца к началу. То же самое: «жестоко — раздумье, ночное молчанье …»
Белый стих
Нерифмованный стих. Во всём остальном — размер, ритм, чередование ударных и безударных окончаний — мало чем отличается от рифмованного. Появление белого стиха связано с желанием приблизить стихотворную речь к разговорной.
Давид Самойлов
Рано утром приходят в скверы
Одинокие злые старухи,
И скучающие рантьеры
На скамейках читают газеты.
Здесь тепло, розовато, влажно,
Город заспан, как детские щёки.
На кирпично-красных площадках
Бьют пожарные струи фонтанов,
И подстриженные газоны
Размалёваны тенью и солнцем.
В это утро по главной дорожке
Шёл весёлый и рыжий парень
В желтовато-зелёной ковбойке.
А за парнем шагала лошадь.
Эта лошадь была прекрасна,
Как бывает прекрасна лошадь —
Лошадь розовая и голубая,
Как дессу незамужней дамы,
Шея — словно рука балерины,
Уши — словно чуткие листья,
Ноздри — словно из серой замши,
И глаза азиатской рабыни.
Парень шёл и у всех газировщиц
Покупал воду с сиропом,
А его белоснежная лошадь
Наблюдала, как на стакане
Оседает озон с сиропом.
Но, наверно, ей надоело
Наблюдать за весёлым парнем,
И она отошла к газону
И, ступив копытом на клумбу,
Стала кушать цветы и листья,
Выбирая, какие получше.
— Кыш! — воскликнули все рантьеры.
— Брысь! — вскричали злые старухи. —
Что такое — шляется лошадь,
Нарушая общий порядок! —
Лошадь им ничего не сказала,
Поглядела долго и грустно
И последовала за парнем.
Вот и всё — ничего не случилось,
Просто шёл по улице парень,
Пил повсюду воду с сиропом,
А за парнем шагала лошадь …
Это странное стихотворенье
Посвящается нам с тобою.
Мы с тобой в чудеса не верим,
Оттого их у нас не бывает …
Признаюсь, это моё самое любимое белое стихотворение. И просто к месту: в нём вам встретилось слово «дессу» (ударение на втором слоге). Многим оно незнакомо. Во французском языке это слово означает всё, что относится к женскому нижнему белью.
Бесконечный стих
Это стих с кольцевой структурой, конец которого переходит в начало. Про попа, его любимую собаку, неосторожное съедение последней куска мяса и, как следствие, убийство служителем культа бедного животного — знают все, кто знает русский язык. А вот менее известный бесконечный стих — короткий и прелестный. Его автор — Герман Лукомников:
ла,
Не надо звать врача.
Начинай читать
Снача-
Шуточные (как правило) стихи на заданные рифмы. В XVII- XVIII веках их составление было популярным салонным развлечением. В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра.
Верлибр (франц. verse libre — свободный стих)
Свободный, т.е. нерифмованный стих без метра и соразмерности строк. Этим он отличается от белого стиха, в котором тоже нет рифмы, но размер и ритм присутствуют. Верлибры характерны для средневековой литургийной поэзии, творчества французских символистов. В русской поэзии теорию верлибра разрабатывал Арво Метс — поэт, родившийся в Таллинне, но писавший преимущественно на русском языке.
Поэт стоит в очереди за вермишелью.
Здесь же и его почитательницы.
Поэту немного стыдно.
Он стоял на эстраде,
словно маленький принц,
который никогда не ест.
Визуальный поэтический текст
Речь идёт о продукте соединения двух видов деятельности — поэтической (словесной) и изобразительной, т.е. визуальная поэзия — явление, находящееся на стыке стихотворчества и живописи, графики, пластики, фотографии.
Какой стих выбрать в качестве примера?
Конечно, «Аксиому стрекозы» Андрея Вознесенского. Привожу начало и конец стихотворения. Крест — «Аксиома самоиска» — читается по двум плоскостям слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх.
Андрей Вознесенский
На левосторонних трассах,
на путях правосторонних,
на путях потусторонних,
там, где аксиома власти
машет огненною палкой,
в аксиомах «влево», «вправо»
жизнь я прожил не без риска.
Есть единственная правда —
аксиома самоиска.
Где горит, как над воротами
Перед выходом по списку, —
Жизни крест наоборотный
Вольный стих или вольный ямб
Русский неравностопный стих с неурегулированным чередованием строк разной длины. Как правило, в нём отсутствуют строфы. Это обычный размер басен. Хотя, не только басен. Например, вольным ямбом написана драма «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Гетерограмма или равнобуквицы
Сергей Федин в книге «Игры со словами» рассказ о гетерограмме начинает с анекдота:
«Однажды Пушкин гостил у знакомого графа. Уютно устроившись в кресле, поэт читал какую-то книгу. Неподалёку, на диване, возлежал граф, а на полу около него резвились его дети. Очень скоро хозяин заскучал.
— Саша, — обратился граф к Пушкину, — скажи что-нибудь экспромтом.
Пушкин тут же отложил книгу и, не задумываясь, выпалил:
— Детина полоумный лежит на диване.
Граф не на шутку рассердился.
— Что вы себе позволяете, Александр Сергеевич?! — строго произнёс он, чуть приподнявшись на диване.
— Ничего особенного, — лучезарно улыбнулся Пушкин. — Просто вы меня не поняли. Я сказал всего лишь: «Дети на полу, умный лежит на диване! «
А вот творение известного в XIX веке русского поэта-сатирика, каламбуриста Дмитрия Минаева:
Ты грустно восклицаешь:
«Та ли я?
В сто сантиметров моя талия».
Эти два примера — образцы гетерограммы, которая, в свою очередь, является случаем каламбура (от франц. calembour — «игра слов»). Например, каламбуром являются вопрос и ответ: «Когда часовой бывает цветком? — Когда он бывает не за будкою».
Гетерограмма — это игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу, т.е. равных — отсюда другое название этого феномена: «равнобуквицы». Стихи, состоящие из гетерограмм, — редкое, но очень интересное явление в поэзии.
Сергей Федин
Убогая, у бога я,
Товарищу товар ищу,
Несу разное, несуразное!
Desiderata
Это поэма в прозе о достижении счастья в жизни. Авторское право на неё получил американский адвокат баварского происхождения Макс Эрманн (1927). После смерти Эрманна очень широко используется в религиозных богослужениях.
Звуковое кольцо
Четверостишие или стихотворение, в котором последняя буква каждого стиха совпадает с первой буквой последующего стиха, а последняя буква последней строчки — с первой буквой первой.
Давно известно: жизнь — борьба,
А у борьбы — один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод …
ЛОГОГРИФ
Это стих, основу которого составляет метаграмма (слова с различием в одну букву).
Напимер, в стихотворении футуриста В. Каменского вместе со звуками убывают и строки:
Ещё известный логогриф:
На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда —
Пропала еда!
Ты съел? — Да!
Популярны логогрифы-загадки, в которых задуманное слово принимает другое значение, если от него отнять или к нему прибавить слог или букву.
С моею помощью снесут
Сосну на радость столяру,
Но «а» добавь — и я сосуд,
Чтоб пить зелёный чай в жару.
МОНОРИМ (греч. monos — один, rime — стих)
Стих, построенный на одной рифме. Широко распространён в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока.
Омар Хайям. Рубаи
1. Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Уж лучше голодать, чем что попало есть,
И лучше одному, чем вместе с кем попало.
2.Трудно замыслы бога постичь, старина.
Нет у этого неба ни верха, ни дна.
Сядь в укромном углу и довольствуйся малым:
Лишь бы сцена была хоть немного видна!
Пример старинного европейского монорима:
Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина …
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?
ПАЛИНДРОМОН (греч. palindromos — бегущий обратно)
Стих, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу.
В России палинромоны появились в XVII веке. Тогда их называли «рачьими стихами», и они прочно вошли в моду того времени. Палиндромоны были очень популярны среди поэтов-модернистов, которые охотно пускались во всякие эксперименты. Одним из классических образцов рифмованного палиндромона является стихотворение «Перевертень» В. Хлебникова.
Какие стихи бывают в мире
Акростих — это стихотворение, при написании которого первые слова строк подобраны таким образом, чтобы их начальные буквы, сложенные по порядку сверху вниз, образовывали какое-либо слово, реже — короткую фразу. Этот вариант стихосложения впервые начал применяться в Древней Греции, и только затем — в поэзии других стран. В русском стихосложении первые акростихи появились в 17 в.
Сложение таких стихотворений — довольно сложная задача. Многие авторы любят этот способ — с помощью первых букв можно передать некое послание или намекнуть на скрытый смысл всего стихотворения, хотя чаще всего из первых букв складывается имя человека, которому посвящен акростих. Для начинающих поэтов написание таких стихов может стать прекрасной тренировкой. Менее распространены мезостих и телестих — более сложные формы акростиха, когда слово или фраза составляется из средних или последних букв каждой строки.
Вольный стих несколько отличается от привычных стихотворений, где соблюдены все требования ритмики и употребляется рифма. При написании вольного стиха количество стоп в строфах не должно быть одинаковым, важно только соблюдение ритма и рифмы. В результате получается поэтическое произведение, звучащее совершенно по-иному, нежели традиционные стихи.
Чаще всего вольный стих используется в баснях, раньше он был распространен в лирических стихах, эпиграммах и эпитафиях. Интересно, что рифма в вольном стихе появляется не в соответствии с некой закономерностью, а произвольно, то есть чередования групп рифмованных друг с другом строк могут быть абсолютно любыми, при этом их последовательность может изменяться в разных частях стихотворения.
При написании вольного стиха в распоряжении автора оказывается больше выразительных средств, ведь он оказывается почти свободен от рамок ритмики. Именно поэтому многие поэты очень любят писать именно в жанре вольного стиха.
Белый стих характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его строк не имеют созвучия, однако сами строфы пишутся с учетом требований метрики, то есть они имеют одинаковое количество стоп и выдержаны в одном размере. По сравнению с вольными стихами белый стих легче воспринимается на слух. Автор при написании белого стиха имеет большую свободу в использовании выразительных средств, поэтому такие стихотворения, как правило, очень эмоциональны.
Смешанный стих представляет собой поэтическое произведение, при сложении которого может варьироваться количество стоп (ритмических групп) в строфах, а также может изменяться сам размер стиха (например, ямб может чередоваться с хореем). При написании смешанных стихов автору проще передать настроение и скрытый смысл стиха. Именно поэтому вольные стихи обычно несут в себе сильную эмоциональную нагрузку.
Поэзия во все времена являлась наиболее емкой и точной формой выражения чувств, мыслей и эмоций. Вместе с тем, любой стих подпадает под определенные каноны как по форме, так и по содержанию. Техника стихосложения полна условностей, придерживаться которых обязан каждый автор, соблюдая при этом размер, рифму и определенное количество строк. Исключение составляет лишь верлибр – стих, который неподвластен литературным канонам.
Впервые этот термин появился в европейской поэзии 20 века благодаря сторонникам такого литературного течения, как имажизм. Его авторство принадлежит английскому писателю, поэту и литературному критику Ричарду Олдингтону, который в 1914 году охарактеризовал этим емким словом творчество таких европейских имажистов, как Хильда Дулитл, Фрэнсис Стюарт Флинт, Эзра Паунд и Томас Эрнст Хьюм. В частности, Ричард Олдингтон отметил, что верлибр (от французского vers libre – свободный стих) является одной из наивысших форм поэзии, так как позволяет автору максимально точно передать словами свои ощущения. Справедливости ради стоит отметить, что в сборник имажистов, к которому Ричард Олдингтон написал предисловие, также вошло и его 10 «свободных стихов». Поэтому европейские критики весьма прохладно приняли поэтическую антологию, а термин верлибр на многие годы стал синонимом безвкусицы и отсутствия поэтического дара. В частности, английский критик и поэт-модернист Томас Элиот охарактеризовал приверженцев этого поэтического жанра следующим образом: «Автор верлибра свободен во всем, если не считать необходимости создавать хорошие стихи».
К середине 20 века литературный мир фактически был разделен на два противоборствующих лагеря, в которых находились сторонники и противники верлибра. Примечательно, что даже маститые поэты этого времени, строго придерживающиеся поэтических канонов, в конце концов, прибегали к помощи верлибра для того, чтобы более полно и емко донести до читателей свои идеи. При этом такие авторы, как Гийом Аполлинер, Поль Элюар, Мария Луиза Кашниц, Нелли Закс и Юрген Беккер апеллировали к тому, что верлибры – отнюдь не новая форма поэзии, и подобные стихи можно найти у авторов различных эпох. Классикой же верлибра по праву можно считать библейские заповеди, которые с детства хорошо известны каждому христианину:
«Не пожелай дома ближнего твоего;
Не желай жены ближнего твоего,
Ни всякого скота его,
Ничего, что у ближнего твоего».
Современные литературные критики едины во мнении, что сочинять по-настоящему образные и чувственные верлибры способны лишь люди, наделенные несомненным поэтическим даром. Именно поэтому рано или поздно приверженцы классического ямба и хорея обращаются к стихам в прозе. Но при этом работа над верлибром является гораздо более сложной, чем над обычным стихотворением. Все дело в том, что ставшие уже привычными рамки стихосложения в этом случае отсутствуют. Нет нужды тщательно рифмовать слова и соблюдать размер каждой строфы. Но при этом необходимо обладать поистине колоссальной внутренней свободой, чтобы из привычных слов создать тонкое поэтическое полотно, наполненное смыслов, чувствами и личными переживаниями.
И девушек, входивших сюда —
Чтобы почистить его.
Я был слишком занят,
Что лампочка светит паршиво
Все эти 5 лет» ( Чарльз Буковский ).
Благодаря тому, что верлибр начисто лишен каких-либо условностей и канонов, каждый автор вправе использовать те средства выражения мыслей, который в каждом конкретном случае кажутся для него наиболее приемлемыми. Поэтому в верлибрах нередко встречается рифма, которая применяется исключительно для того, чтобы правильно расставить акценты в поэтическом произведении. Данным приемом нередко пользовались русские поэты начала 20 века, среди которых – Марина Цветаева, Анна Ахматова, Александр Блок, Лев Гумилев.
«Приключилась с ним странная хворь,
И сладчайшая на него нашла оторопь.
Все стоит и смотрит ввысь,
И не видит ни звезд, ни зорь
Зорким оком своим — отрок.
А задремлет — к нему орлы
Шумнокрылые слетаются с клекотом,
И ведут о нем дивный спор.
И один — властелин скалы —
Клювом кудри ему треплет.
Но дремучие очи сомкнув,
Но уста полураскрыв — спит себе.
И не слышит ночных гостей,
И не видит, как зоркий клюв
Златоокая вострит птица» ( Марина Цветаева ).
Современным же идеологом российского верлибра по праву считается Арво Метс, который теоретически обосновал необходимость использование подобной поэтической формы для более емкого и полного создания образов. «Свободный стих представляет собой качественный скачок — переход от слогового стиля речи к новой стихии — к стихии полнозначного слова. Основой, единицей в свободном стихе становится любое значимое слово».
Квантемы, пунктиры, версеты, зномы
Искусство поэзии, знакомое человечеству с еще до библейских времен, постоянно развивается. Цель поэзии максимально полно осветить состояния человеческой души, не выходя при этом из строгих форм стихотворного жанра. Однако многие поэты ищут новые стихотворные формы, которые могли бы с неожиданной стороны раскрыть и их поэтический дар, и сам язык.
Классические стихотворные формы, такие как, например, сонеты, чаще всего определяются способом рифмования (чередования мужских и женских рифм) и их расстановкой (через строку, из строки в строку и т.д.). Новые же стихотворные формы не опираются только на рифму, они становятся более «концептуальными», то есть их формальность уступает место содержательной наполняемости.
Возьмем, к примеру, новую стихотворную форму «зном», которую ввел в поэтический оборот белорусский поэт Алесь Рязанов.
«Облака плывут над землей… Не принадлежат ей, не зависят от нее. Но вдруг проливаются на землю дождем и обрушиваются молнией.
Высотный житель — орел — величественно парит в небесах. Он не знает равных себе. Но вдруг срывается вниз, к добыче — в поле зрения все, что совершается на земле.
Такова поэзия, таково искусство, такова философия: должны парить высоко и заниматься «высокими» вещами, но в то же время должны соединяться с землей — дождем, молнией, хищностью орла».
(перевод В.И. Липневич)
Как отмечают критики и сам поэт, эти поэтические отрывки (зномы — слово придуманное автором) являются не только эстетическими, но и гносеологическими единицами, раскрывающими взгляд поэта на познание мира. Теперь творец не только тот, кто может выразить свое интимное ощущение мира, но и дать читателю способ понимания, с помощью которого он сам может придти к творческому озарению.
Иногда новая стихотворная форма появляется из переосмысления того, что уже когда-то было. Такой формой, например, является версет. В форме версета были написаны, наверное, самые первые стихи человечества — библейские вирши. Современные версеты — это вариация белых стихов, когда в одной строке умещается целый абзац смысла. Возьмем, к примеру версет Мальвины Марьяновой, поэтессы писавшей в 20-е годы прошлого века.
«Тоненькие, хрупкие ниточки наших сердец оборвались.
Мы бредем разными дорогами.
Если бы кто-нибудь соединил их, мы были бы вместе…
Мимо идут люди, не слыша твоего стона, моей жалобы.
И плачут разделенные души…»
В более современном образе версеты обнаруживают себя в поэзии того же Рязанова.
На деревьях – таблички.
На них написано, сколько каждому дереву лет, как оно называется, каковы его толщина и высота.
Люди проходят мимо деревьев, не замечая их, – они читают таблички.
А голоса деревьев так и остаются неуслышанными,
а письмена деревьев так и остаются непрочитанными».
(перевод В. Козаровецкого)
Версеты позволяют сегодняшним поэтам говорить языком притч, обращаясь к очень древним струнам нашей души.
Алесь Рязанов является автором еще нескольких новых стихотворных форм, таких как, пунктиры и квантемы.
Пунктиры — это краткие (4-6 строк), но емкие стихотворные формы, чем-то напоминающие традиционные японские хокку, но не имеющие строгих правил составления.
«Вербы
склонились над речкой:
как это —
на бегущей воде
неподвижные отражения?»
(перевод В. Липневича)
Квантемы же отличаются недосказанностью, обрывочностью, когда читатель должен сам домыслить за автором ход его образов и выстроить картину происходящего. Приведем стихотворение еще молодого поэта Антона Летова, который осваивает квантемы.
«Рай,
Ад.
Май, не зима.
Трава растет,
Трава не знает,
Кто посадил ее.
«Сама».
На грани между прозой и поэзией расположился промежуточный стиль написания стихотворных произведений, а именно стихи в прозе. Еще в начале 20-го века их без колебаний причисляли к поэзии, однако сегодня стихи в прозе занимают пограничное положение. Этот жанр характеризуется поэтическим содержанием, часто выдержанным размером, однако сам способ их написания крайне близок к прозаической манере изложения — здесь нет ни рифмы, ни ритма, ни четкого деления на строфы.