какие страны исповедуют протестантизм

Протестантизм: история реформации

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизм

Протестантизм

Протестантизм — одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви — лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты — это тоже протестанты. Протестантизм — самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как «шип с тернового венца Спасителя». Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить — он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора — беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил «на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!». Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии — протестантизма.

Основные принципы (тезисы) протестантизма

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизмОсновные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании — вероучительном документе лютеран.

Три главных Sola или принципа протестантизма:

Существуют и другие принципы:

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизм

Протестантизм в современном мире

Протестантизм и православие: отличия

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизм

Интересный факт о протестантизме

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизм

Протестантизм в России

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. — Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как «Свидетели Иеговы», презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты «лютеране» резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

Источник

Протестантизм. Краткая справка

Про­те­стан­тизм (от лат. protestatio, onis f [protestor] – про­воз­гла­ше­ние, заве­ре­ние; в отд. слу­чаях – воз­ра­же­ние, несо­гла­сие) – сово­куп­ность рели­ги­оз­ных общин (около 20 000 дено­ми­на­ций), каждая из кото­рых отож­деств­ляет себя с Цер­ко­вью Божьей, Хри­сто­вой, пола­гает, что испо­ве­дует чистую веру, осно­ван­ную на Еван­ге­лии, на учении святых апо­сто­лов, но в дей­стви­тель­но­сти пред­став­ляет собой псевдо­хри­сти­ан­скую общ­ность, или секту. В основе веро­уче­ния каждой про­те­стант­ской общины, а также в основе норм бого­слу­же­ния и бого­по­чи­та­ния лежит свое­об­разно интер­пре­ти­ро­ван­ное бого­от­кро­вен­ное учение, изло­жен­ное в Свя­щен­ном Писа­нии, глав­ным обра­зом — в кано­ни­че­ских Книгах Нового Завета.

Про­те­стан­тизм обра­зо­вался в ходе Рефор­ма­ции, в XVI в. При­чи­ной начала рефор­ма­ци­он­ных дви­же­ний стало недо­воль­ство отдель­ных пред­ста­ви­те­лей Римско-Като­ли­че­ской церкви зло­упо­треб­ле­ни­ями со сто­роны её пас­тыр­ства, и прежде всего со сто­роны рим­ских пап. Лиде­ром рели­ги­оз­ной рево­лю­ции стал Мартин Лютер. Его планы заклю­ча­лись в частич­ной реформе церкви и огра­ни­че­нии власти папы. Первое откры­тое выступ­ле­ние Лютера против поли­тики като­ли­че­ской церкви состо­я­лось в 1517 году. Затем Лютер разо­слал тезисы своим дру­зьям. Изданы они были в январе 1518 года. Также ранее счи­та­лось, что рефор­ма­тор пуб­лично и яростно осудил тор­говлю индуль­ген­ци­ями, однако он не отри­цал пра­во­мер­ность и дей­ствен­ность индуль­ген­ций, но только зло­упо­треб­ле­ния в их выдаче. Его 71‑й тезис гласил: «Кто гово­рит против истины пап­ских отпу­ще­ний – да будет тот предан ана­феме и про­клят».

Дру­гими осно­во­по­лож­ни­ками про­те­стан­тизма, помимо Мар­тина Лютера, были Ж. Каль­вин, У. Цвингли, Ф. Меланх­тон.

Про­те­стан­тизм, в силу доста­точно воль­ного отно­ше­ния к мето­дам и при­ё­мам интер­пре­та­ции Свя­щен­ного Писа­ния, очень неод­но­ро­ден и вклю­чает в себя тысячи направ­ле­ний, хотя в общем, в какой-то мере, пока ещё раз­де­ляет хри­сти­ан­ские пред­став­ле­ния о Боге Троице, еди­но­су­щии Боже­ских Лиц, Бого­че­ло­веке Иисусе Христе (Вопло­ще­нии, Искуп­ле­нии, Вос­кре­се­нии Сына Божия), о бес­смер­тии души, рае и аде, Страш­ном Суде и т. д.

Довольно резкая раз­ница между Пра­во­сла­вием и про­те­стан­тиз­мом усмат­ри­ва­ется в отно­ше­нии учения о Церкви, и это есте­ственно, ведь если бы про­те­станты согла­си­лись с пра­во­слав­ным (или даже с като­ли­че­ским) уче­нием, им не оста­лось бы ничего иного, кроме как при­знать свои «церкви» лож­ными. Помимо того, что про­те­стан­тизм отвер­гает учение о Пра­во­слав­ной Церкви как един­ственно истин­ной и спа­си­тель­ной, про­те­станты, частично или пол­но­стью, отри­цают цер­ков­ную иерар­хию (свя­щен­но­на­ча­лие), Таин­ства, авто­ри­тет Свя­щен­ного Пре­да­ния, на основе кото­рого стро­ится не только тол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния, но и бого­слу­жеб­ная прак­тика, аске­ти­че­ский опыт хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков, почи­та­ние святых и инсти­тут мона­ше­ства.

Пять глав­ных веро­учи­тель­ных тези­сов клас­си­че­ского про­те­стан­тизма:

Учи­ты­вая, что про­те­стан­тизм – не единое рели­ги­оз­ное направ­ле­ние, но раз­дроб­лен­ное на мно­же­ство част­ных, выше­ука­зан­ные заме­ча­ния при­ло­жимы к раз­лич­ным про­те­стант­ским общи­нам в раз­лич­ной мере. Так, люте­ране и англи­кане при­знают необ­хо­ди­мость иерар­хии, хотя и не в таком виде, как оно при­сут­ствует в Пра­во­слав­ной Церкви. Отно­ше­ние к таин­ствам в разных общи­нах неоди­на­ко­вое: отли­ча­ется как, соб­ственно, отно­ше­нием к ним, так и коли­че­ством при­зна­ва­е­мых таинств. Про­те­стан­тизму, как пра­вило, чуждо почи­та­ние святых икон и святых мощей, чуждо учение об умест­но­сти молитв к Божьим святым как к нашим хода­таям. Отно­ше­ние к Божьей Матери сильно раз­нится в зави­си­мо­сти от при­ня­того в той или иной «церкви» веро­уче­ния. Сильно раз­нится и отно­ше­ние к лич­ному спа­се­нию: от убеж­де­ния, что спа­сутся все уве­ро­вав­шие во Христа, до убеж­де­ния, что спа­сутся лишь те, кто к этому пред­опре­де­лен.

Пра­во­сла­вие под­ра­зу­ме­вает живое, дея­тель­ное вос­при­я­тие хри­сти­а­ни­ном Боже­ствен­ной бла­го­дати в силу чего вся Цер­ковь ста­но­вится таин­ствен­ным соеди­не­нием Бога и чело­века, а храм с его Таин­ствами – реаль­ным местом такого соеди­не­ния. Живой опыт дей­ствия Боже­ствен­ной бла­го­дати не допус­кает огра­ни­че­ния Таинств или их извра­щен­ного тол­ко­ва­ния, а также ума­ле­ния или отмены почи­та­ния святых, стя­жав­ших бла­го­дать, аскезы как пути ее при­об­ре­те­ния.

Пер­во­на­чаль­ными фор­мами про­те­стан­тизма были люте­ран­ство, цвин­гли­ан­ство и каль­ви­низм, уни­та­ри­ан­ство и соци­ан­ство, ана­бап­тизм и мен­но­нит­ство, англи­кан­ство. В даль­ней­шем воз­ни­кает ряд тече­ний, извест­ных как позд­ний, или неопро­те­стан­тизм: бап­ти­сты, мето­ди­сты, ква­керы, адвен­ти­сты, пяти­де­сят­ники. В насто­я­щее время про­те­стан­тизм полу­чил наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в Скан­ди­нав­ских стра­нах, США, Гер­ма­нии, Вели­ко­бри­та­нии, Нидер­лан­дах, Канаде, Швей­ца­рии. Миро­вым цен­тром про­те­стан­тизма по праву счи­та­ются США, где обос­но­ва­лись штаб-квар­тиры бап­ти­стов, адвен­ти­стов и других про­те­стант­ских дено­ми­на­ций. Про­те­стант­ские тече­ния играют глав­ную роль в эку­ме­ни­че­ском дви­же­нии.

Тео­ло­гия про­те­стан­тизма прошла в своем раз­ви­тии ряд этапов. Это орто­док­саль­ная тео­ло­гия XVI в. (М. Лютер, Ж. Каль­вин), непро­те­стант­ская или либе­раль­ная тео­ло­гия XVIII–XIX вв. (Ф. Шлей­ер­ма­хер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «тео­ло­гия кри­зиса» или диа­лек­ти­че­ская тео­ло­гия, появив­ша­яся после Первой миро­вой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бульт­ман), ради­каль­ная или «новая» тео­ло­гия, рас­про­стра­нив­ша­яся после Второй миро­вой войны (Д. Бон­хеф­фер).

Источник

Протестантизм по странам

Связанные понятия

Большинство жителей Земли являются религиозными, исповедуя ту или иную форму религии.

Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако история протестантизма прослеживается в более ранние века, идеалом движения было возвращение к раннему христианству. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм.

Список протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций. Течения даны по времени возникновения, деноминации перечислены в алфавитном порядке.

Лаос расположен на площади 237 тыс. км² и имеет население в 6,4 млн человек. Лаосцы, которые составляют примерно 40-50 процентов населения, в подавляющем большинстве являются последователями буддизма Тхеравады. Остальная часть населения принадлежит по крайней мере 48 различным этническим группам. Большинство из этих этнических групп практикуют анимизм с верованиями, которые сильно различаются между этими группами. Анимизм в большей степени преобладает среди тайских групп (тай дам, тай дэнг), а также.

Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса. История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.

Численность населения страны по данным официальной переписи населения Бангладеш 2011 года составила 142 319 000 жителей (июль 2011 года), по оценкам ЦРУ США — 158 570 535 человек на июль 2011 года и 161 083 804 человек к июлю 2012 года. С учётом итогов переписи 2011 года по официальным данным по состоянию на 16 июля 2012 года численность населения страны составила 152 518 015 жителей.

Источник

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизм

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизм

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизм

В 2010 году крупнейшими протестантскими конфессиональными семьями исторически были пятидесятники (10,8%), англиканские (10,6%), лютеранские (9,7%), баптистские (9%), объединенные и объединяющие церкви (союзы различных конфессий) (7,2%), Пресвитериане или реформаторы (7%), методисты (3,4%), адвентисты (2,7%), конгрегационалисты (0,5%), братья (0,5%), Армия спасения (0,3%) и моравцы (0,1%). Другие конфессии составили 38,2% протестантов.

В Соединенных Штатах проживает около 20% протестантов. Согласно исследованию 2019 года, доля протестантов в населении США упала до 43%, что в дальнейшем лишило их статуса религии большинства. Спад объясняется в основном сокращением числа членов основных протестантских церквей, в то время как евангелические протестантские и черные церкви относительно стабильны или продолжают расти.

К 2050 году протестантизм, по прогнозам, вырастет до чуть более половины всего христианского населения мира. По мнению других экспертов, таких как Ханс Хиллербранд, протестантов будет столько же, сколько католиков.

СОДЕРЖАНИЕ

Методология

Для целей этого списка протестантскими считаются следующие христианские ветви:

Оценки общего протестантского населения значительно различаются. Самые надежные источники заявляют о диапазоне от 800 миллионов до более чем 1 миллиарда. Возникают трудности, поскольку среди ученых нет единого мнения, какие конфессии следует считать протестантскими.

Страны

По регионам

Ниже приведены сводные таблицы численности и процентного соотношения протестантов в каждом регионе. Также включен процент протестантов в мире, проживающих в этом регионе («% от общего числа протестантов»).

Источник

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизм

Реформация

Протестантизм возник в XVI в., в эпоху Реформации

По словам Энгельса, Реформация была первой решительной битвой в борьбе европейской буржуазии против феодализма, первым актом буржуазной революции в Европе.

Первый акт буржуазной революции не случайно был разыгран в форме религиозных войн. Чувства и сознание масс были целиком вскормлены той духовной пищей, которую предлагала им церковь. В силу этого историческое движение, содержание которого составлял переход от феодализма к капитализму, должно было принять религиозную окраску. Одним из первых шагов рефор-мационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера (1483-1546) против индульгенций. Лютер выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и богом. „Бог, — писал Лютер, — не может и не хочет позволяв господствовать над душой никому, разве лиши самому себе». Человек может спасти душу только посредством веры, которая непосредственно даруется богом, без помощи церкви. Это учение Лютера о спасении, или оправдании верой в искупительную жертву Христа, стало одним из центральных догматов протестантизма.

Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем священстве, о равенстве всех верующих перед богом. Под лозунгом восстановления традиций раннехристианской церкви было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монахов, прелатов, римской курии, т. е. всей дорогостоящей иерархии. Требование дешевой церкви отвечало интересам бюргерства. Вместе с католической иерархией был отвергнут и авторитет папских декретов и посланий, решений соборов („священное предание»), единственным авторитетом в вопросах веры было признано „священное писание». Каждый верующий, согласно лютеранскому учению, вправе истолковывать его по своему разумению. Переведенная Лютером на немецкий язык Библия стала настольной книгой приверженцев реформированного христианства.

Два лагеря в Реформации

Реформационное движение было социально неоднородным и очень быстро разделилось на два лагеря, бюр-герско-умеренный, возглавляемый Лютером, и плебейско-революционный, крупнейшим представителем которого в Германии был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). Энгельс указывал, что религиозная философия Мюнцера во многом приближалась к атеизму, пантеистически отождествляя понятия „бог» и „мир», и что учение Мюнцера было направлено „против всех основных догматов не только католицизма, но и христианства вообще» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 370). Мюнцер призывал искать рай в земной жизни, требовал установить на земле царство божье, означающее „не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти» (Маркс К,, Энгельс Ф Соч., т. 7, с. 371). Лютеровскую формулу „оправдания верой» Мюнцер использовал для обоснования необходимости активных действий народных масс во имя осуществления социально-политической программы, которую Энгельс охарактеризовал как фантастическое предвосхищение коммунизма. Сторонники Мюнцера, особенно из секты анабаптистов (перекрещенцев), из равенства „сынов божьих» выводили требование гражданского равенства и устранения по крайней мере наиболее значительных имущественных различий.

Высшей точкой реформационного движения в Германии была великая крестьянская война 1525 г., закончившаяся поражением восставших и гибелью ее вождя Томаса Мюнцера. В условиях резкого обострения классовых противоречий Лютер выступил против народного движения. Люте-ровская реформация, основой которой была провозглашена безусловная покорность существующим порядкам и властям, превратилась в орудие реакционных немецких князей и санкционировала княжеское всевластие как единственную опору «порядка» и возможности «христианского смирения».

Документом, выразившим существо бюргерской реформы, является „Аугсбургское вероисповедание», которое Энгельс оценивает как „выторгованную в конце концов конституцию реформированной бюргерской церкви» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 366). Этот документ представляет собой изложение основ лютеранства. В 1530 г. он был представлен императору Карлу V, но отвергнут им. Между императором и князьями, принявшими лютеровскую реформацию, началась война, закончившаяся Аугсбургским религиозным миром 1555 г. Князьям было предоставлено право определять религию своих подданных, согласно принципу „Чья страна, того и вера».

Этот итог лютеровской реформации выразил ее социальную сущность. Лютер, как писал К. Маркс, „победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422-423).

Распространение протестантизма

Гораздо большее распространение получил кальвинизм, ставший, по словам Энгельса, идеологией «самой смелой части тогдашней буржуазии». Жан Кальвин, отрекшийся от католицизма, с 1536 г. обосновался в Женеве, где возглавил реформационное движение. Основные идеи своего учения он изложил в своих трудах „Наставление в христианской вере» и „Церковные установления», которые стали основополагающими в кальвинистской церкви.

С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верующих в духе ханжеской благопристойности, нетерпимость ко всякому проявлению инакомыслия, которое пресекалось самыми жестокими мерами.

В соответствии с догматической основой кальвинизм радикально реформировал христианский культ и церковную организацию. Почти все внешние атрибуты католического культа: иконы, облачения, свечи и т. п. — были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Церковная иерархия была ликвидирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали играть старшины (пресвитеры) и проповедники. Пресвитеры и проповедники составляли консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины. Догматические вопросы входили в ведение особых собраний проповедников — конгрегации, которые стали впоследствии местными и общенациональными съездами представителей общин.

Реформация в Англии носила несколько иной характер по сравнению с Германией или Швейцарией. Она началась не как народное движение, а по инициативе правящих верхов. В 1534 г. английский парламент провозгласил независимость церкви от папы и объявил ее главой короля Генриха VIII. В Англии были закрыты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской казны. Но при этом было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов. Со временем влияние протестантизма на англиканскую церковь усилилось и углубилось ее размежевание с католицизмом. В 1571 г. парламентом был принят англиканский „символ веры», в котором подтверждалось, что „король имеет верховную власть в церкви», хотя «он не имеет права проповедовать слово божье и совершать таинства». Англиканская церковь приняла протестантские догматы об оправдании верой и о „священном писании» как единственном источнике веры; отвергла учение католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. В то же время признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спасающей силе церкви. Были сохранены литургия и ряд других характерных для католицизма обрядов, остался неприкосновенным епископат.

В Шотландии движение за реформу церкви проходило под знаменем кальвинизма. Возглавил это движение англиканский богослов Джон Нокс (1505-1572). Реформационное движение в Шотландии было связано с борьбой против династии Стюартов. В конце 60-х годов XVI в. Мария Стюарт, опиравшаяся на католическую знать и поддержку со стороны папства, потерпела поражение. В Шотландии утвердилась выросшая из кальвинизма пресвитерианская церковь. Она исходила из признания единовластия Христа в общине верующих и равноправия всех ее членов. В связи с этим, в отличие от англиканской церкви, было ликвидировано епископство и сохранено только пресвитерианство в духе кальвинизма. Отсюда и название этой церкви.

В связи с обострением социальных противоречий в Англии конца XVI— начала XVII в. складывается буржуазная оппозиция абсолютистскому режиму, которую не удовлетворяет королевская реформация. Среди английской буржуазии получает распространение кальвинизм, приверженцев которого называли пуританами. Умеренные пуритане ограничивались требованием установления пресвитерианской церкви, тогда как радикальное крыло, индепенденты (независимые), полностью отвергли принцип государственной церкви; каждая религиозная община должна быть совершенно свободной в выборе вероисповедания.

Активизация демократических элементов привела к возникновению религиозных сект конгрегационалистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев образование этих сект в религиозной форме отразило разочарование низов в результатах буржуазной революции

Таким образом, в период Реформации в Германии и Швейцарии и затем во времена буржуазных революций, прежде всего в Англии, сформировались основные течения, которые представляют протестантизм в настоящее время. Главными разновидностями реформированного в буржуазном духе христианства были и остаются возникшие непосредственно в период Реформации лютеранство и кальвинизм. Все другие протестантские образования лишь варьируют основные принципы этих течений.

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизм

Организации современного протестантизма

Лютеранство в современном мире

После первой мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической теологии является „диалектическая теология» (или „теология кризиса»), крупнейшими представителями которой являются К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман. Начало этому движению было положено работой швейцарского теолога К. Барта „Послание к римлянам» (1921). Основная идея „диалектической теологии» сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума, философскими аргументами или научными данными. Она возникает из „внутренней непосредственной встречи» о богом, когда бог встречается „мне» в „моем существовании». „Вера всегда есть дар божий». Истинная религия — это религия откровения. Сторонники „диалектической теологии» апеллируют к евангелию как единственному источнику христианской веры.

В прошлом лютеранство в Прибалтике, когда она входила в состав Российской империи, верно служило русскому самодержавию, в последующем поддерживало националистическую политику буржуазных правительств Латвии и Эстонии. Значительная часть лютеранского духовенства заняла антисоветские позиции и скомпрометировала себя сотрудничеством с фашистами в годы Отечественной войны. В 1944 г. многие священнослужители эмигрировали за границу. В послевоенные годы от лютеранской церкви отошли многие верующие. Стремясь удержать свое влияние, лютеранская церковь настойчиво подчеркивает сейчас свое лояльное отношение к Советской власти, предпринимает попытки приспособиться к советской действительности, отвечать духу времени Главный упор в проповеднической деятельности делается сейчас на истолкование вопросов общественной жизни и особенно на морально-этические проблемы.

Если в недавнем прошлом лютеранские священнослужители не делали попыток сблизить христианство с коммунизмом, то в последние годы положение изменилось. Наблюдается явная тенденция интерпретировать коммунизм как общество, осуществляющее христианские идеалы.

Несмотря на усилия, прилагаемые церковниками, влияние лютеранства в Советской Прибалтике идет на убыль.

Современное состояние кальвинизма

Конгрегационалисты ведут активную проповедническую и миссионерскую деятельность, принимают участие в экуменическом движении с программой, основным лозунгом которой является возрождение раннего христианства, т. е. „чистого», „истинного» христианства. С 1891 г. функционирует в качестве всемирного центра конгрегационализма Информационный конгрегационалистский собор.

Современное англиканство

Англиканская епископальная церковь является в настоящее время государственной церковью Англии.

Старокатолики

Меннониты

К числу сложившихся еще во времена Реформации разновидностей протестантизма принадлежит секта мен-нонитов. Она возникла в Северной Германии вскоре после поражения Крестьянской войны 1524-1525 гг Основателем ее был голландец Менно Симоне, призывавший к непротивлению, отвергавший активную борьбу против зла, существующего в мире. Источником вероучения меннонитов является написанный Менно Симон-сом „Фундамент истинной христианской веры». Догматика и обрядность меннонитов во многом заимствованы у анабаптистов.

Как и анабаптисты, меннониты не верят в предопределение. Они придают большое значение личной вере, которая, согласно их учению, имеет приоритет даже перед „священным писанием». Среди меннонитов распространены мессианские и хилиасти-ческие представления.

В настоящее время секта меннонитов представлена во многих странах, преимущественно в Северной Америке и Европе. Хотя численность секты относительно невелика, она хорошо организована и действует весьма активно почти во всех странах мира. Как правило, меннонитские организации возглавляют в национальных масштабах центральные комитеты; они объединены во Всемирной конференции (США). Меннониты в зарубежных странах располагают сетью школ и семинарий для подготовки кадров пропагандистов и миссионеров. Миссионерской деятельностью секта занимается давно и придает ей большое значение; меннонитские миссии можно встретить почти во всех странах мира. Меннониты издают массовыми тиражами религиозную литературу на многих языках, выпускают газету „Меннонитский вестник» и журнал „Мсннонитская жизнь». О менно-нитских общинах в нашей стране см. в разделе „Современные религии».

Баптизм

По своему вероучению баптизм во мноюм смыкается с другими протестантскими организациями. Разделяя общехрисгианские догматы о троице, божественном происхождении Христа и т. п., баптисты вместе с тем отрицают роль церкви как посредницы между богом и людьми, проповедуют принцип „оправдания верой». Подобно кальвинистам, они верят в предопределение, однако этот принцип не доведен ими до крайности. В их вероучении отчетливо выделяются элементы арминианства. признающего свободу воли человека.

Значительно упрощен у баптистов культ. Они отказались от почитания икон, креста, веры в святых Богослужения заменены у них мочитвен-ными собраниями. Крещение производится над взрослыми людьми и считается не таинством, а обрядом, символизирующим посвящение человека в члены церкви.

«Демократизм» баптистов касается только церковной организации. В отношении социальных проблем батисты в основном остаются на позициях защиты частнособственнической идеологии.

Возникший в начале XVII в. как мелкобуржуазное по своему социальному содержанию течение, баптизм эволюционировал чагем в своем вероучении и социальных принципах в направлении приспособления к интересам и потребностям крупной буржуазии. В результате с XIX в. влияние баптизма начинает расти вместе с ростом капитализма. В настоящее время позиции баптизма особенно сильны в США. В американском баптизме существует свыше 20 самостоятельных группировок Кроме США баптизм представлен в Великобритании, Бразилии, Канаде, Мексике, Бирме, Индии, ЮАР, Австралии и других странах мира.

В 1905 г. в результаге усилий, направленных на объединение различных течений баптизма, был создан Всемирный баптистский союз. Батисты издают десятки газет и журналов, располагают 25 университетами и высшими школами. Международный цектр, руководящий деятельностью баптистских общин, находится в Вашингтоне (США).

Среди баптистов можно встретить людей различной политической ориентации, но официальные руководящие органы баптизма в капиталистических странах проводят политику, направленную на поддержку буржуазного строя, неоколониализма. Сосгоявшийся в 1955 г. юбилейный конгресс баптистов принял довольно расплывчатую резолюцию, в которой говорится о необходимости сохранения мира.

С баптизмом тесно связаны такие религиозные течения и организации, как „братья во Христе», „молодые христиане» и др. О баптистах в нашей стране см. в разделе «Современные религии».

Квакеры

В 40-х годах XVII в., после того как Г. Фоксом было основано в Англии Общество друзей „внутреннего света», к нему примкнули многие баптистские группы и видные религиозные деятели. Членов этого общества стали называть квакерами (трясущимися). Поскольку секта смело отстаивала принцип равенства всех людей, выступала против воинской повинности и т. д., она подвергалась преследованиям, которые прекратились лишь в XVIII в. Уже в 60-х годах квакеры появились в Северной Америке.

Основу вероучения квакеров составляет представление о том. что бог заключен в сердцах людей; истину следует искать во „внутреннем свете», озаряющем человека и свидетельствующем о присутствии в нем божественного начала „Внутренний свет» может зажечься в каждом человеке, независимо от его расы или социального положения. Озарение „внутренним светом» означает одновременно победу над грехом, над силами мрака. Чтобы обрести „внутренний свет», нужно идти „правильным путем», нужна прежде всего безмолвная молитва. Соответственно этому квакеры полностью отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, у них нет строго регламентированного церемониала богослужения, они не признают таинств, не крестятся и не причащаются. Проповедует тот из участников молитвенного собрания, который почувствует, что его озарил „внутренний свет».

Из своего вероучения квакеры выводят ряд этических и социальных требований. К их числу относится требование безусловной правдивости и честности во всем, непритязательность, простота, отказ от роскоши и развлечений. Ставя высоко личную независимость, квакеры не признают титулов, ко всем равно обращаются на „ты» и т. д. Социальные взгляды квакеров по существу своему буржуазны и в общем по своему смыслу и значению реакционны: революционному преобразованию общества они противопоставляют путь нравственного самоусовершенствования личности. В соответствии с этим они широко практикуют благотворительность. В прошлом они выступали против рабства и работорговли, внося петиции в парламент. В настоящее время часть квакерских организаций активно участвует в борьбе за мир и в борьбе против расизма в США. Основные принципы и формы организации, сложившиеся в XVII в., сохранились до настоящего времени почти неизменными. Помимо собраний общины, которые проводятся регулярно для обсуждения самых различных сторон жизни ее членов, проводятся также ежеквартальные собрания нескольких общин определенной области и один раз в год — собрание конгрегации в масштабах страны. Проводятся и всемирные конференции квакеров.

Методизм

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизм

Мормоны

Одну из отличительных особенностей религиозных взглядов мормонов составляет ожидание скорого наступления на земле тысячелетнего царства божьего, а также вера в существование кроме единого бога еще и низших богов, духов. Для того чтобы получить возможность стать одним из них, человеческая душа должна высвободиться из оков плоти. У мормонов существует своеобразная иерархия, включающая высших священников („генеральные авторитеты»), подчиненную им „коллегию 12 апостолов», патриархов, епископов, священников, учителей и диаконов.

Адвентизм

Адвентисты отрицают многое из христианского культа. Они сохраняют обряды причащения и крещения (совершается над взрослыми). Обязательной для членов секты является уплата десятины, I е. десятой части заработка, в кассу общины. Характерны для этой секты активная миссионерская деятельность, а также „санитарная реформа», требующая заботиться о своем здоровье, ибо тело, по адвентистским представлениям, — «сосуд божий».

Ведя энергичную миссионерскую работу, адвентисты располагают десятками издательств, выпускают газеты и журналы, содержат школы, больницы и т. д.

Наряду с адвентистами седьмого дня существуют и другие течения: адвентисты-реформисты, адвентисты-христиане, адвентисты грядущего века, Общество второго пришествия и др.

Свидетели Иеговы

Армия спасения

Армия спасения готовит „офицерские» кадры в специальных „кадетских школах». Ее еженедельный орган выходит тиражом 2 млн. экземпляров. Главной цитаделью Армии спасения в настоящее время являются США.

«Христианская наука»

В настоящее время существует примерно 1600 сциентистских церковных общин. На их богослужениях читаются выдержки из Библии и „Книги текстов» (главное произведение Мери Бекер). Руководство общинами осуществляется „Материнской церковью» в Бостоне (США), во главе которой стоит правление и президент. Секта издает свою ежедневную газету.

«Христианское содружество»

Эта секта, основанная Рудольфом Штайнером (ум. в 1925) и Фридрихом Риттельмейером (ум. в 1938), распространена в Европе и Америке. Руководящий центр находится в Штутгарте (ФРГ).

Пятидесятники

Эта протестантская секта возникла в США в начале нынешнего столетия и в течение сравнительно небольшого промежутка времени распространилась во многих странах мира. Как и другие протестантские течения, пятидесятники отрицают необходимость существования церкви как посредницы между богом и людьми. Однако они сохраняют определенную организацию, поддерживают дисциплину в секте, делают все возможное, чтобы полностью подчинить верующих влиянию руководителей секты. Особенностью пятидесятников является вера в возможность воплощения святого духа в любого верующего. При этом члены секты полагают, что человек, в которого вселился дух святой, приобретает дар пророчества, начинает говорить на „иных языках», подобно апостолам Христа, как рассказывается в новозаветной книге Деяния апостолов. Обряд крещения духом, в результате которого люди якобы получают дар говорить на иных языках, нередко приводит к нарушению психики верующих, ибо они на молениях доводят себя до исступления.

какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть фото какие страны исповедуют протестантизм. Смотреть картинку какие страны исповедуют протестантизм. Картинка про какие страны исповедуют протестантизм. Фото какие страны исповедуют протестантизм

Подобно другим протестантам, пятидесятники не почитают икон, креста, отрицают церковную обрядность. Крещение они совершают над взрослыми людьми „по убеждению». Большую роль отводят в секте проповедникам, которые пользуются влиянием и авторитетом среди верующих.

Секта пятидесятников неоднородна. Она имеет несколько течений. В нашей стране существуют самостоятельные пятидесятнические течения: воронаевцы, смородинцы, трясуны, сионисты и т. п. За рубежом немало приверженцев имеют Ассамблеи бога, Церкви бога и др.

Перфекционисты

Вальденсы

Моравские братья

В предреформационный период (в XV в.) появилась секта моравских (богемских) братьев. Она возникла среди городской и сельской бедноты средневековой Чехии. Важнейшие положения секты восходили к раннехристианским принципам. Являясь на первых порах антифеодальной, секта постепенно принимала более умеренный характер. Это не освободило ее от гонений. Спасаясь от преследований, некоторые приверженцы секты бежали в Германию, где обосновались в местечке Гернгут. Здесь в 1727 г. они создали религиозное общество „гернгутеров». Под воздействием предоставившего им приют немецкого аристократа Н. Цинцендорфа моравские братья признали аугсбургское исповедание.

Основное содержание христианства моравские братья видят в вере в искупительную жертву Христа. Большое значение придается обрядовой стороне религиозной жизни — литургии, гимнам и молитвам, омовению ног и т. д. У моравских братьев сохраняется церковная иерархия, местные церковные организации возглавляются епископами. В общинах поддерживается строгая дисциплина, жизнь рядовых членов секты находится под контролем особых надзирателей.

Активная миссионерская деятельность способствовала распространению секты по земному шару. В настоящее время ее общины имеются в США, Никарагуа, на ряде Антильских островов, в Суринаме, ЮАР, Танзании, ФРГ, Чехословакии и некоторых других странах. Организации моравских братьев находятся в тесном союзе с лютеранами.

Особенности идеологии современного протестантизма

Идеология протестантизма формировалась в процессе приспособления христианства к буржуазным общественным отношениям, шедшим на смену феодальному строю. Естественно, что содержание протестантской идеологии соответствовало капиталистическим отношениям и выступало как их идеологическое оправдание. Это отчетливо обнаруживалось в тесных связях, установившихся между протестантскими церквами и буржуазными государствами.

С переходом капитализма в его последнюю, империалистическую стадию развития буржуазия отрекается от своих былых прогрессивных устремлений и гуманистических идеалов, она стремится противопоставить социализму сплоченный фронт всех сил реакции. Протестантизм не сразу находит свое место в изменившихся условиях. Он переживает кризис и вынужден заняться поисками новой идеологической программы и новых форм организации.

В конце XIX и начале XX в. наиболее влиятельной в протестантизме была так называемая „либеральная теология» (Гарнак, Трёльч). Возможность согласовать христианство с разумом и научным знанием представители этого направления усматривали в том, чтобы отказаться от буквального понимания библейских мифов, чудес. Сторонники „либеральной теологии» допускали весьма вольное аллегорическое толкование Библии, рассматривая христианство как нравственную в своей сущности доктрину. Христианство в интерпретации „либеральных теологов» приобрело харак-теР скорее философского учения, нежели „религии откровения».

С протестантским теологическим Модернизмом было связано течение так называемого социального христианства, или «социального евангелизма», выдвинувшего на первый план идею царства божьего на земле. Стремясь повести за собой рабочее движение, идеологи протестантизма выдвинули лозунг „религиозного социализма», за которым крылась типично буржуазная программа: частная собственность провозглашается незыблемой и на ее основе предлагается „христианское примирение классов». По существу, реформированный капитализм предлагается в качестве царства божьего на земле.

Свойственное апологетам «новой ортодоксии» иррационалистическое восприятие мира проявляется и в отказе от попыток рационального обоснования самой религиозной веры. Сторонники „новой ортодоксии» предлагают рассматривать библейские мифы как способ передачи глубочайших истин, раскрывающих человеку его отношение к богу, а не как рассказы о подлинных событиях. Христианство, по их словам, может быть переведено с языка Библии на язык современного человека, демифологизировано. Смысл подобных утверждений следует искать в стремлении примирить религию с наукой.

Однако протестантским богословам в действительности не удается примирить науку и религию. Они не могут принять все то, что утверждается наукой. Уже само по себе размежевание мира на две сферы равнозначно утверждению того, что не все в мире доступно для познающего разума, равнозначно попытке ограничить науку в духе агностицизма. Очевидна несостоятельность этой попытки найти для религии область, в которой ее не могла бы затронуть наука: мир, единый в своей материальности, является в целом объектом научного познания, в нем нет места сверхъестественной тайне, недоступной человеческому разуму.

Экуменическое движение

Высшим органом экуменического движения является генеральная ассамблея, которая собирается обычно раз в пять лет. Она избирает президиум Всемирного совета церквей из шести человек, а также центральный комитет, включающий до 90 членов; эти органы руководят всей работой в рамках экуменического движения между ассамблеями. Действует также ряд комиссий, занимающихся решением частных вопросов. Руководящие органы Всемирного совета церквей собираются ежегодно. Генеральный секретариат находится в Женеве.

В чисто религиозных вопросах экуменическое движение придерживается в настоящее время той точки зрения, что все существующие христианские церкви являются частями „единой церкви Христовой» и должны путем переговоров преодолевать исторически возникшие различия в учениях и устройстве. В официальных документах утверждается, что движение не стремится к созданию организации, стоящей над церквами, что Всемирный совет не является „сверхцерковью». Членство во Всемирном совете означает, что церкви, соглашаясь в одних вопросах между собой, в других могут расходиться.

Экуменическое движение не ограничивается чисто религиозными проблемами. Оно вынуждено также дать ответ на основные вопросы, волнующие современного человека. Стремление идеологов экуменического движения в этих условиях разработать „общехристианскую социальную программу», равно пригодную не только для различных христианских течений, но и для верующих, живущих в странах с разным социальным строем, придает декларациям и лозунгам экуменического движения крайне абстрактный вид и подчас черты утопии. Поиски новых религиозных путей к разрешению социальных проблем современности бесплодны, ибо они не могут изменить с помощью „правильно понятых» евангельских заповедей сущность буржуазного строя.

В то же время нужно отметить, что Всемирный совет церквей в последнее время подходит к целому ряду волнующих человечество проблем с позиций здравого смысла. Он выступает за разрядку международной напряженности, поддерживает усилия миролюбивых государств в защиту мира на земле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *