какие стратегии используются при организации передачи учебной информации
Образовательная стратегия: что это и как построить
В обычной школе образовательные стратегии создают педагоги. На семейном обучении думать над целями и их реализацией приходится родителям. Разберём, как правильно разработать образовательную стратегию хоумскулера.
Постановка цели в рамках образовательной стратегии
Больших результатов достигает тот, кто ставит цели.
Целеполагание — это краеугольный камень образовательной стратегии. Под целью понимается субъективный образ конечного результата обучения. Поставить цель — значит решить, что и каким образом будет сделано в процессе учёбы. Это тщательно продуманный путь организации и руководства деятельностью учащихся.
Любая цель должна быть чётко сформулированной, понятной, достижимой, проверяемой и конкретной.
Цель в стратегии обучения может быть краткосрочной (на один урок или тему), среднесрочной (например, на изучение курса одного предмета) и долгосрочной (на несколько учебных лет или на всю школьную жизнь).
Например, ребёнок хочет стать астрофизиком. Долгосрочная цель для него — учиться в определённом вузе. Вокруг неё и необходимо выстраивать образовательную стратегию: налегать на физику и математику, уделяя меньше времени непрофильным предметам, выбирать соответствующие кружки и объединения и тому подобное.
Постановка задач
Из цели рождаются задачи. В отличие от целей, их может быть сколько угодно много в вашей стратегии образования.
Если задача направлена на понимание вопроса, то формулируются словами «дать определение», «вспомнить», «описать», «перечислить», «объяснить», «резюмировать», «обсудить», «перевести» и так далее. Если нужно выработать какое-либо действие, то уместны формулировки «подсчитать», «продемонстрировать», «решить», «отличить», «разделить на категории» и другие.
Стандарты поведения
Проговорите с ребёнком и зафиксируйте все важные моменты на пути достижения цели. Стоит сразу оговорить, какой степени самостоятельности от него ожидают, будете ли вы ему помогать. Убедитесь, что вы хорошо друг друга слышите, и понимание целей и задач стратегии образования у вас не отличается.
После этого обсудите критерии успеха. Как именно вы поймёте, что цель достигнута, а задачи выполнены?
Планирование стратегии обучения
План — это то, каким образом вы будете достигать поставленной цели. В нём нужно продумать до мелочей весь образовательный процесс:
Ответив на эти вопросы, можно составить индивидуальный учебный план на неделю, месяц, четверть, семестр и год.
Прочие условия достижения цели в образовательной стратегии
Стоит подумать и обо всех дополнительных опциях.
Понадобятся ли вам и вашему хоумскулеру помощники на пути достижения цели? Если да, то кто это будет: репетиторы, онлайн-школа? Может, вы захотите прибегнуть к помощи тьютора?
Ответы на эти вопросы приблизят к пониманию того, какими шагами и в каком направлении нужно двигаться в составлении стратегии обучения в школе.
Форма образовательной стратегии
В какой форме будет создаваться и храниться ваша образовательная стратегия, решать только вам. Это может быть карта мыслей, презентация на компьютере или нарисованные плакаты на стене.
Главное — подключать ребёнка к разработке стратегии обучения в школе. Учиться и познавать мир, опираясь на такой «документ», предстоит ему.
Структура стратегии не должна быть жёсткой. Если чувствуете, что хочется убрать или добавить какой-то пункт, то смело действуйте.
Стратегия обучения не должна быть константой. Можно договориться на берегу о том, как часто вы будете её пересматривать. Например, это может быть промежуток в полгода или год.
Обязательно помните, что в любой момент можно изменить не только способы достижения, но и сами цели.
Хоумскулинг даёт огромные возможности для постижения мира, и задача родителей — показывать максимум возможностей для этого, не зацикливаясь на одном аспекте.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемinka.duma.midural.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления.» — Транскрипт:
2 ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ Понятийный аппарат Стратегии взаимодействия в преподавании Стратегии передачи информации Стратегии установления отношений Сравнение стратегий и факторы их выбора 2
3 Важные положения Дети не готовятся стать гражданами и жить в обществе, а являются гражданами и живут в обществе Нельзя приобрести гражданские качества слушая указания и распоряжения Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний Самыми ненадежными спутниками учителя являются страх и истерика Уважение и сотрудничество – основа образования Юмор и улыбка делают школу человечнее 3
6 ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного воздействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны 6
7 СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Отсутствие общего обсуждения Воздействие доминирует над взаимодействием ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Аудиторные или фронтальные (лекция, заучивание) Индивидуальные (изучение документа, исследование) 7
8 УСЛОВИЯ ВЫБОРА нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.) недостаточно времени для поиска информации большое количество учеников объём изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения слабый уровень первоначальной подготовки обучающихся 8
9 ПоложительноеОтрицательное Экономия времениСнижение мотивации обучаемых Нет лимита числа обучаемых Низкий уровень вовлеченности учащихся Не требуется дополнительных ресурсов Отсутствие индивидуального подхода Простота оцениванияСужение источников информации Высокая дисциплина Отсутствие вариативности и возможностей для творчества Четкость и структурированность подачи материала Процент усвоения материала невелик Возможность обеспечения высокого теоретического уровня Акцент на запоминание, а не на понимание Положительное и отрицательное 9
10 АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы линейного взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны 10
11 СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ Центральная роль преподавателя Совместное обсуждение Взаимодействие и воздействие идут параллельно ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Индивидуальные (вопросы и комментарии) Коллективные или командные (подготовка проекта) Групповые (вопросы от группы) 11
12 УСЛОВИЯ ВЫБОРА Повышенный общественный интерес к теме Развитое умение задавать вопросы Задача подведения итогов или обсуждения Достаточное количество времени Высокая компетентность преподавателя Однородность группы обучающихся по уровню подготовки 12
13 Положительное и отрицательное ПоложительноеОтрицательное Не требуется дополнительных ресурсов Преподаватель может быть не готов к обсуждению ряда вопросов Возможность предотвращать уклонение от темы занятия Некоторые учащиеся могут остаться пассивными на занятии Повышение мотивацииОпасность увода обсуждения от темы занятия Компетентность источника информации Ограниченный круг источников информации Учет индивидуальных особенностей учащихся Опасность давления авторитета преподавателя на учащихся Совместное формулирование и рассмотрение темы занятия Ограничение количества обучаемых в группе 13
14 ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ методы кругового взаимодействия Способы коммуникации Формы воплощения Условия выбора Положительные и отрицательные стороны 14
16 УСЛОВИЯ ВЫБОРА Подготовленность к обсуждаемой теме Базовые коммуникационные навыки и умения Повышенный интерес обучающихся к теме занятия Наличие дополнительных источников информации Достаточное пространство для работы малых групп 16
17 Положительное и отрицательное ПоложительноеОтрицательное Расширение ресурсной базы и прочности усвоения материала Ограниченный объем изучаемого материала Высокая степень мотивацииПервоначально сформулированная тема может остаться недостаточно глубоко рассмотренной (поверхностность знаний) Максимальная индивидуальность преподавания Трудности установления и поддержания дисциплины Акцент на деятельность, практикуОграниченное число учащихся в группе Широкие возможности для творчества Давление авторитета лидера в групповой деятельности 17
18 Творческая стратегия ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А2 ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2 Продуктивная стратегия ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2 Воспроизводящая стратегия ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ Б1 Стратегии работы с информацией 18
19 Стратегии установления отношений Директивные (подчинение – порядок – иерархия) Миссионерские или патерналистские (доверие – радость – лидерство) Партнерские (уважение – обсуждение – равенство) 19
20 Объем рассмотренного материала Процент усвоения материала Структурированность материала Теоретический (научный) уровень Соответствие планированию Мотивация Деятельностный компонент Индивидуальность Вариативность Творчество на занятии Затраченное время Количество учеников Ресурсы Дисциплина ПОЗИЦИИ СРАВНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ 20
21 ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ Индивидуальные особенности преподавателя и характеристики группы обучающихся Уровень привлекаемых ресурсов, их количество и разнообразие Внешние ограничения 21
22 ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Сотрудничество (взаимодействие) обучаемых и обучающих Адекватность выбранной стратегии преподавания поставленным целям и задачам Целесообразность (соответствие целей затраченным ресурсам – временным и другим) Вариативность Творческий подход Наличие алгоритма Демократичность 22
23 Использование различных стратегий в учебном процессе 23
24 Технологии преподавания Компьютерные Игровые Диалоговые Монологические Проектные Исследовательские Ассоциативные Оценочные Рефлексивные 24
25 Методы преподавания Рассмотрение ситуаций Беседа Лекция Круглый стол Анализ документа Работа с понятиями Выбор из имеющихся альтернатив Моделирование Анкетирование 25
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ
Иоффе А.Н.
Описание слайда:
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ
Понятийный аппарат
Стратегии взаимодействия в преподавании
Стратегии передачи информации
Стратегии установления отношений
Сравнение стратегий и факторы их выбора
Описание слайда:
Важные положения
«Дети не готовятся стать гражданами и жить в обществе, а являются гражданами и живут в обществе»
«Нельзя приобрести гражданские качества слушая указания и распоряжения»
«Интерес – наиболее короткий путь к получению знаний»
«Самыми ненадежными спутниками учителя являются страх и истерика»
«Уважение и сотрудничество – основа образования»
«Юмор и улыбка делают школу человечнее»
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
методы линейного воздействия
Способы коммуникации
Формы воплощения
Условия выбора
Положительные и отрицательные
стороны
Описание слайда:
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ
Центральная роль преподавателя
Отсутствие общего обсуждения
Воздействие доминирует над
взаимодействием
Описание слайда:
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ
Аудиторные или фронтальные
(лекция, заучивание)
Индивидуальные
(изучение документа, исследование)
Описание слайда:
УСЛОВИЯ ВЫБОРА
у учащихся нет необходимого количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т.п.)
недостаточно времени для поиска информации
большое количество учащихся
объем изучаемого материала требует максимальной плотности его изложения
слабый уровень первоначальной подготовки учащихся
Описание слайда:
Положительное и отрицательное
Описание слайда:
АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
методы линейного взаимодействия
Способы коммуникации
Формы воплощения
Условия выбора
Положительные и
отрицательные стороны
Описание слайда:
СПОСОБЫ КОММУНИКАЦИИ
Центральная роль преподавателя
Совместное обсуждение
Взаимодействие и воздействие
идут параллельно
Описание слайда:
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ
Индивидуальные
(индивидуальные вопросы и комментарии)
Коллективные или командные
(подготовка проекта)
Групповые
(вопросы от группы)
Описание слайда:
УСЛОВИЯ ВЫБОРА
Повышенный общественный интерес к теме
Развитое умение задавать вопросы
Задача подведения итогов или обсуждения
Достаточное количество времени
Высокая компетентность преподавателя
Однородность группы учащихся по уровню подготовки
Описание слайда:
Положительное и отрицательное
Описание слайда:
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ
Методы кругового взаимодействия
Способы коммуникации
Формы воплощения
Условия выбора
Положительные и
отрицательные
стороны
Описание слайда:
Описание слайда:
ФОРМЫ ВОПЛОЩЕНИЯ
Групповые
(работа в группе)
Коллективные или командные
(обмен информацией,
выработка общего решения)
Описание слайда:
УСЛОВИЯ ВЫБОРА
Подготовленность к обсуждаемой теме
Базовые коммуникационные навыки и умения
Повышенный интерес учащихся к теме занятия
Наличие дополнительных источников информации
Достаточное пространство для работы малых групп
Описание слайда:
Положительное и отрицательное
Описание слайда:
Стратегии работы с информацией
Воспроизводящая (репродуктивная) стратегия
Описание слайда:
ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А1
ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2
Описание слайда:
Творческая (креативная) стратегия
ИНФОРМАЦИЯ А1 ИНФОРМАЦИЯ А2
ИНФОРМАЦИЯ Б1 ИНФОРМАЦИЯ Б2
Описание слайда:
Стратегии установления отношений
Основываются на ценностных ориентирах и мотивации в образовательном процессе
Директивные (подчинение – порядок – иерархия)
Миссионерские или патерналистские (доверие – радость – лидерство)
Партнерские (уважение – обсуждение – равенство)
Описание слайда:
Равноправная стратегия установления отношений
-Индивидуальность личности;
-Позитивность в основе отношений;
-Фасилитаторская позиция учителя;
-Открытость;
-Эмпатия (сопереживание);
-Уважение;
-Совместное творчество.
Описание слайда:
Влияние равноправной стратегии
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Отсутствие боязни совершить ошибку.
Возможности для свободного творчества.
Чувство уверенности в своих силах и самоуважения.
Личная ответственность за принимаемые на основе свободного выбора решения.
Самоопределение и устойчивость к внешнему давлению.
ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ
Отсутствие четких ориентиров.
Нигилизм и отрицание любых авторитетов.
Снижение дисциплины.
Агрессивность учащихся по отношению к сверстникам и взрослым.
Неготовность учащихся отстаивать свое мнение и защищать свою позицию.
Описание слайда:
Миссионерская стратегия установления отношений
-Почитание и благоговение;
-Внушение;
-Проповедническая позиция учителя;
-Харизматичность;
-Наличие внешнего авторитета;
-Радость общения;
-Преобладание эмоционального над рациональным
Описание слайда:
Влияние миссионерской стратегии установления отношений
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Повышение мотивации учащихся.
Делает процесс обучения понятным и радостным.
Положительный эмоциональный фон
Наличие положительного примера и личностного авторитета.
Уверенность в своих целях и идеалах.
ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ
Привязанность к другому человеку.
Сведение сложных вопросов к набору постулатов и истин.
Преобладание эмоций над разумом.
Опасность психического давления и влияния.
Размывание ответственности за собственные действия и решения.
Описание слайда:
Директивная стратегия установления отношений
-Иерархичность;
-Прямые указания;
-Управляющая позиция педагога;
-Максимальное подчинение;
-Морализирование;
-Единые образцы поведения;
-Поддержание порядка.
Описание слайда:
Влияние директивной стратегии установления отношений
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Простые и четкие правила.
Высокий уровень дисциплины.
Простота и понятность требований.
Прозрачность и понятность процедуры оценивания.
Четкие границы поведения.
ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ
Подавление инициативы и творчества.
Оказание давления и зомбирование.
Подавление личности и индивидуальности.
Иллюзии преобладают над реальностью, а ритуалы – над осознанностью.
Отсутствие внутренней мотивации школьников к учению
Описание слайда:
ПОЗИЦИИ СРАВНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ
Объем рассмотренного материала
Процент усвоения материала
Структурированность материала
Теоретический (научный) уровень
Соответствие планированию
Мотивация
Деятельностный компонент
Индивидуальность
Вариативность
Творчество на занятии
Затраченное время
Количество учащихся
Ресурсы
Дисциплина.
Описание слайда:
ФАКТОРЫ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ
Индивидуальные особенности преподавателя и характеристики группы учащихся
Уровень привлекаемых ресурсов, их количество и разнообразие
Внешние ограничения (время, объем материала, критерии итогового оценивания, количество учащихся)
Описание слайда:
ПРИНЦИПЫ МЕТОДИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Сотрудничество (взаимодействие) обучаемых и обучающих
Адекватность выбранной стратегии преподавания поставленным целям и задачам
Целесообразность (соответствие целей затраченным ресурсам – временным и другим)
Вариативность
Творческий подход
Наличие алгоритма
Демократичность
Описание слайда:
Использование различных стратегий в учебном процессе
Описание слайда:
Описание слайда:
Методы преподавания
Рассмотрение ситуаций (Case study).
Беседа.
Лекция.
Круглый стол.
Анализ документа.
Работа с понятиями.
Выбор из имеющихся альтернатив.
Моделирование.
Анкетирование.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Снежный барс- ирбис
Химия 8 класс. Введение в химию
Анатомия и физиология вестибулярного анализатора
Этапы развития городов и городских агломераций
Влияние курения на растущий организм
Физиология и методы исследования слухового анализатора
Тема: Углеводы, липиды
Prezentatsia.ppt
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5251896 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Студенты разработали программу для предупреждения опасного поведения в школах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Стратегии преподавания
— Стратегии взаимодействия в преподавании
— Стратегии передачи информации
— Стратегии установления отношений
— Сравнение стратегий и факторы их выбора
Стратегии преподавания – это видение цели.
Тактика – это как идти к цели.
Ни один корабль не достигнет цели, если не будет знать пункта назначения.
Эффективность процесса обучения определяется правильно выстроенной цепочкой: учитель – ученик – изучаемый материал – средства обучения.
1. При выстраивании взаимодействия преподавателя, учащихся и учебного материала используются стратегии:
— пассивные – ученик слушает,
— активные – взаимодействие с учителем,
— интерактивные – открытое общение со всеми участниками учебного процесса.
Пассивные стратегии – не синоним плохих стратегий.
2. При организации передачи учебной информации: репродуктивные, производящие, творческие.
3. При установлении отношений между преподавателем и обучающимися: директивные, миссионерские и партнерские
Пути получения информации: аудиальный, визуальный, кинестетический.
Если правую руку надолго привязать к телу, она усохнет.
• Технология – общая структура, которая задаёт рамки процесса и определяет наши шаги (ошибочно считается инженерным, техническим термином. Греч. – искусство, мастерство, умение + мысль, причина = методика, способ производства. В разговорной речи термин технология часто заменяют англоязычным словосочетанием Know How — Знайте Как.
Технология приготовления борща: гибкая – есть разные борщи, но у них общие черты (есть свёкла, нет рыбы); жёсткая – по кулинарным правилам (сколько чего и в какой последовательности).
Технология задаёт общие рамки, например: на уроке мотивация занимает 5 минут, потом давать содержание темы, на рефлексию 2 минуты.
Внутри технологии есть методы: нарезание, поджаривание овощей. Они работают в разных технологиях.
• Формы преподавания – внешняя оболочка, оформление выбранных стратегий и методик (аудиторные или фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные (беседа) или командные.
• Приёмы – это конкретная деятельность, один из эпизодов на занятии. Приёмом может быть и метод.
ПАССИВНЫЕ СТРАТЕГИИ. Методы линейного воздействия
От детей ничего не зависит, всё на уроке определяется созданными условиями и тем, как их использует учитель. Как можно конспектировать просматриваемый фильм? Мы либо смотрим его, либо не смотрим.
Повальная компьютеризация не делает учебный процесс более эффективным, если не задействован учитель.
Можно весь текст лекции загнать в презентацию или распечатать и раздать. Все ли способы восприятия задействованы будут?
При отсутствии одного компонента понижается эффективность учебного процесса.
Чтобы обсуждать текст, его надо прочитать.
Вы – слушатели: пассивная стратегия.
Обмен информацией – это не обмен яблоками. Тут каждый обогащается.
По статистике пассивные стратегии используют 45-50% учителей.
При каком условии учитель выбирает пассивные стратегии преподавания:
— Отсутствие дополнительных источников информации: учебников, словарей, справочников. (Надо записать, а потом работать по записям)
— недостаточно времени для поиска информации
— большое количество учащихся в классе
— большой объем изучаемого материала, который проще структурировать, а потом выдавать ученикам
— неподготовленность учеников к восприятию материала (опасность в навешивании ярлыков – слабый, глупый, неспособный, это ещё мягко)
Положительное и отрицательное
Экономия времени (прежнее образование лучше, но учителя иностранного языка не могли общаться с иностранцами)
Оценивание по этапам (по объёму выполненной работы) удобство для учителя.
Пассивные стратегии не воспитывают. Полученные знания и сформированная нравственность не связаны друг с другом.
Когда учитель использует только пассивные стратегии, значит, дети совсем не общаются, т. е. коммуникативные навыки у них не развиваются.
Пассивные подходы не единственные.
АКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ. Методы линейного взаимодействия
Что мы видим на картинке? Появилась обратная связь.
Что общего с пассивными стратегиями? Источник один, общение между учениками отсутствует. Не все включаются в обсуждение информации.
Учитель испытывает стресс, т. к. процесс непредсказуем.
Не нужно отвечать на все вопросы, если ответа не знаешь. Это не добавляет авторитет. Я – не всезнайка. Важно уметь находить информацию. В современном мире это большая ценность.
На уроке не бывает чистой стратегии. Идёт постоянное дополнение, сочетание, но одна из них в определённый момент – ведущая.
Существует искусство задавать вопросы. А мы, учителя, учимся искать ответы.
И на уроках чаще говорим об ошибках, а не о достижениях.
Если критикуете, делайте это конструктивно.
По поводу слайда: однородность групп подразумевает достаточно одинаковую подготовленность.
Положительное и отрицательное
Попытки детей провокационными вопросами увести от темы. Приобщать их к поиску ответов. Нужно уметь отпускать детей, чтобы они научились жить без нас.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ. Методы кругового взаимодействия.
Интер – лат. между – интернациональная дружба.
Общение между учащимися в поиске информации.
Роль преподавателя в этом случае – организатор. Формирует группы, распределяет задания. Задания нужно давать в письменном виде с обязательной инструкцией. Далеко не каждый ученик способен на слух воспринимать, понимать, запоминать и дословно воспроизводить информацию. Обязательно нужно поинтересоваться, как поняли задание.
Чем при такой форме работы заняться учителю, пока дети работают самостоятельно?
Не подсаживаться к группе – должен осуществляться активный метод работы. У учителя задача – при необходимости, задавать вопросы, наводящие на правильный ответ.
Обязательно должно быть ограничение по времени. На каждый этап даётся 5-10 минут. Напоминать, сколько осталось. Все должны закончить работу одновременно, иначе не будет заинтересованных зрителей.
Если ученики читают только текст – это пассивная работа, если обсуждают – активная.
Предусмотреть общее всех объединяющее задание, например: выслушать остальных и сделать вывод, ответить на дополнительные вопросы, заполнить таблицу. На 5 вопросов теста отвечаем индивидуально, а на 5 только выслушав остальных.
При интерактивных стратегиях дети должны работать в группах и с группами. Оптимальное количество человек –5-6, максимальное – 12.
Для эффективности учитель должен разработать формы поощрения, создать условия для выбора. Здесь большую роль играют умения и навыки общения.
Положительное и отрицательное
Эти стратегии эффективны, когда нужно усвоить важный материал.
Проблемы возникают с дисциплиной. Шум может быть рабочим, но не постоянным. Учим культуре совместного труда.
Нельзя на весь урок планировать интерактивный подход. Нужен баланс.
Стратегии работы с информацией
Базовая стратегия работы с информацией. Репродуктивные подходы – воспроизводящие, акцентирующие внимание на запоминание, зубрежку, повторение, вся информация должна воспроизводиться учащимися без ее какого бы то ни было изменения.
Продуктивная, производящая (системная) стратегия. Системные подходы (производящая стратегия) – основная информация должна учащимися воспроизводиться, но они находят собственные примеры и иллюстрации, то есть сохраняется установленная система.
Творческая (креативная) стратегия. Творческие или креативные подходы – и базовая, и поддерживающая информация являются лишь началом для обсуждения, преобладает проблемное изложение.
Стратегии установления отношений
Стратегии установления отношений основываются на ценностных ориентирах и мотивации в образовательном процессе.
Директивные (подчинение – порядок – иерархия). Предполагают спокойствие, но на грани равнодушного отношения друг к другу. Несут негативный смысл.
Предполагают: иерархичность в отношениях; прямые указания; управляющую позицию педагога; максимальное подчинение; морализирование; единые образцы поведения; поддержание порядка.
— Простые и четкие правила.
— Высокий уровень дисциплины.
— Простота и понятность требований.
— Прозрачность и понятность процедуры оценивания.
— Четкие границы поведения.
— Подавление инициативы и творчества.
— Оказание давления и зомбирование.
— Подавление личности и индивидуальности.
— Иллюзии преобладают над реальностью, а ритуалы – над осознанностью.
— Отсутствие внутренней мотивации школьников к учению
Миссионерские или патерналистские (доверие – радость – лидерство) обычно основаны на влюблённости в учителя. Но нельзя привязывать к себе ребёнка, заменять ему семью.
Для них характерны: почитание и благоговение; внушение; проповедническая позиция учителя; харизматичность; наличие внешнего авторитета; радость общения; преобладание эмоционального над рациональным.
— Повышение мотивации учащихся.
— Делает процесс обучения понятным и радостным.
— Положительный эмоциональный фон.
— Наличие положительного примера и личностного авторитета.
— Уверенность в своих целях и идеалах.
— Привязанность к другому человеку.
— Сведение сложных вопросов к набору постулатов и истин.
— Преобладание эмоций над разумом.
— Опасность психического давления и влияния.
— Размывание ответственности за собственные действия и решения.
Партнерские (уважение – обсуждение – равенство). К сожалению, многие превращают их в панибратство, фамильярность. Равноправные отношения предполагают учёт индивидуальности личности, позитивность в основе отношений, открытость, эмпатию (сопереживание), уважение, совместное творчество.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ равноправной стратегии:
— Отсутствие боязни совершить ошибку.
— Возможности для свободного творчества.
— Чувство уверенности в своих силах и самоуважения.
— Личная ответственность за принимаемые на основе свободного выбора решения.
— Самоопределение и устойчивость к внешнему давлению.
ВОЗМОЖНЫЕ ОПАСНОСТИ равноправной стратегии:
— Отсутствие четких ориентиров.
— Нигилизм и отрицание любых авторитетов.
— Агрессивность учащихся по отношению к сверстникам и взрослым.
— Неготовность учащихся отстаивать свое мнение и защищать свою позицию.
ПОЗИЦИИ СРАВНЕНИЯ СТРАТЕГИЙ