какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме

Колонна Траяна 6 105 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Что такое колонна Траяна?

Один из самых известных примеров римского искусства, Колонна Траяна ( Colonna Traiana ) – это триумфальный памятник, воздвигнутый в Риме в честь военных побед римского императора Траяна (правил 98-117 гг. н.э.) в дакийских войнах (в Трансильвании и Карпатах). Эта мраморная колонна, построенная в период 106–113 годов на Форуме Траяна, недалеко от Квиринальского холма, украшена спиральным фризом, который 23 раза обвивается вокруг вала: замечательное повествование, которое представляет собой величайшее произведение рельефной скульптуры Древнего Рима и одно из лучших произведений в истории скульптуры.

Другие сопоставимые работы, вырезанные римскими скульпторами, это мраморный фриз процессии на Алтаре Мира (Ara Pacis Augustae, 13-9 г. до н.э.) на Марсовом поле, спиральный фриз на дорической колонне Марка Аврелия (около 180-193 г. н.э.) на площади Колонна и архитектурная рельефная скульптура на Арке Константина (312-15 гг.). Исторические рельефы составляют величайший вклад Рима в искусство скульптуры и выгодно отличаются от аналогичных, хотя и более редких, образцов греческой скульптуры. Известно, что колонна Траяна была спроектирована архитектором Аполлодором из Дамаска, а имена каменщиков и скульпторов, создавших рельефы для этого шедевра эллинистическо-римского искусства, остаются для нас утерянными навсегда.

Марк Ульпий Траян Кринит (Траян) был одним из величайших римских императоров. Его 19-летнее правление ознаменовалось серией успешных войн против немцев, парфян и даков, которые в наибольшей степени расширили границы Рима.

Дорическая архитектура

Строительство

29 массивных мраморных блоков (общим весом 1100 тонн) были подняты на место с помощью кранов. Процесс, хорошо задокументирован в древних архитектурных и инженерных сочинениях, которые ясно показывают мастерство Рима в поднятии больших грузов с земли. Даже для римлян, подъем 53-тонного капителя на высоту 120 футов остается впечатляющим достижением, для которого потребовалось специальное возвышающееся расположение канатов, шкивов и шпилей, которыми управляли бригады рабов. (Стандартный римский кран с гусеничным колесом не подошел бы для этой работы). Более того, задача была еще более осложнена одновременным строительством близлежащей базилики Ульпия. Несмотря на все трудности строительства, а также ряд землетрясений в регионе, Колонна Траяна остается почти вертикальной по сей день, наклон составляет менее половины градуса. Для сопоставимых инженерных достижений классической античности см. Египетские пирамиды.

Исторический барельефный фриз

Спиральный фриз Колонны характерен для греческой керамики 5-го века – такая конструкция повторяется как в греческой скульптуре периода высокой классии из Парфенона и эллинистической греческой скульптуры из Пергамского алтаря. Он закручивается по спирали вверх вокруг вала от основания. Фриз был вырезан после завершения колонны, несомненно, лучшими скульпторами Рима. Он состоит из выгравированной полосы – 190 метров в длину и более метра в высоту – покрытой барельефной скульптурой глубиной около 2 см, которая непрерывно описывает военные кампании Траяна в Дакии (ныне Румыния). Верхние части фриза были предназначены для обзора не с уровня земли, а из галерей окружающих зданий. Тем не менее, были внесены коррективы для минимизации оптического ракурса: например, размер фигур в основании составляет около 90 см по сравнению с 1,3 метра вверху. (См. Также: Глоссарий архитектуры.)

Для получения дополнительной информации об искусстве Древнего Рима, посетите страницы Раннее римское искусство (510–27 до н.э.) и Христианское римское искусство (313 г. н.э. и позднее).

Вполне возможно, что очень подробная мраморная скульптура изображает собственный Комментарий Траяна о дакийских войнах (ныне утерянный), который он написал в период 106–110 гг. н.э. Полноразмерная копия Колонны Траяна построена в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Художественное влияние

Колонна Траяна, ее архитектура и скульптура оказали значительное влияние на всё искусство позднего Рима и важные римские здания. В частности, конструкция винтовой лестницы постепенно распространилась по всей империи. Впечатляющий дизайн колонны позже был принят императорами Антонином Пием и Марком Аврелием, а шестнадцать веков спустя очень похожая колонна с резным барельефом была возведена на Вандомской площади в Париже в ознаменование знаменитой победы Наполеона при Аустерлице.

Дополнительные ресурсы

Дополнительные сведения о древнем искусстве классической античности см. на следующих страницах:

Другие примеры нарративной рельефной скульптуры из Средиземноморья есть в статье Искусство классической античности (около 1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.).

Чтобы проанализировать рельефы Древнего Рима, изучите страницу Как оценить скульптуру.

Источник

«Не верь глазам своим», или Колонна императора Траяна в качестве достоверного исторического источника

Военная история Рима с 100 по 200 год н. э. известна нам очень плохо, так как подробных исторических исследований этого периода не сохранилось. Но есть колонна Траяна в Риме. И вот на изображенные на ней фигуры воинов в доспехах многие историки и привыкли ссылаться.

Французский историк Мишель Фьюджери назвал барельефы колонны Траяна «документальным фильмом». Но если изучать их внимательно, а главное, еще и сравнивать с другими изображениями и артефактами, то, пожалуй, мы в итоге получим больше вопросов, чем она даст нам ответов. Да, это источник, но источник весьма своеобразный, и все, что мы на нем видим, принимать на веру вот так просто нельзя! Известный английский историк Питер Конноли отмечал, что из него действительно можно узнать множество ценных подробностей того, что собой представляло римское войско времен этой кампании. Но… можно из нее узнать и кое-что совсем другое!

Например, на барельефах можно увидеть, что римские легионеры одеты в доспехи lorica segmentata, а их вспомогательные войска (ауксириарии), и всадники, и пехота — в кольчуги lorica hamata. Но почему кольчуги некоторых ауксириариев так коротки? Почему зубчатый подол у них даже пах не закрывает? Поневоле вспоминаешь фразу из культового советского фильма «Александр Невский»: «Эх, коротка кольчужка!», и она же при этом вызывает определенные сомнения в правдивости изображаемого, особенно рядом с длиннополыми кольчугами у восточных лучников, изображенных здесь же рядом. Судя по овальным щитам, пехотинцы в столь коротких кольчугах — это ауксилиарии, хотя малая длина этого доспеха у них тоже сомнительна. То есть это либо небрежность скульпторов, либо они поступили так сознательно, допустим, чтобы «героизировать» образ римского воина. Однако всадники имеют такие же короткие кольчуги. Что, если это так и было и сделано — для большего удобства в ношении именно конниками? Но если это так, то почему нельзя предположить, что пехотинцы в этих коротких кольчугах… спешенные или же потерявшие коней всадники?! Но это уж такая зыбкая почва домыслов, что стоять на ней попросту невозможно. Кстати, она же и показывает, что суть многих предметов, что находятся у тебя прямо перед глазами, может трактоваться по-разному! Между прочим, на рельефе из Мантуи в долине реки По начала I в. н.э. кольчуги (и чешуйчатые панцири) у всадников имеют длину до середины бедра, то есть всаднические кольчуги нормальной длины в римской армии все же существовали. У них пелерины вместо рукавов, и они несколько сложнее «траянских», на что также указывает Питер Конноли. Интересно, что и кольчуги, и доспехи из чешуек у римских воинов одного покроя, хотя технология их изготовления, безусловно, различалась!

Но самое интересное, что на барельефах колонны Траяна в чешуйчатых доспехах изображены и сирийские лучники — наемники Рима и кавалерия сарматов, которые в этой войне являлись союзниками даков. Среди источников, подтверждающих факт широкого распространения чешуйчатых доспехов в Древнем мире, рельефы с колонны Траяна могли бы иметь особое значение, ведь колонна-то установлена была «по горячим следам». Но изучение рельефа, на котором показаны сарматские всадники и их лошади, со всей очевидностью показывает, что это изображение — вымысел.

Дело в том, что все они изображены в чешуйчатых «одеждах», представляющих собой… трико в обтяжку! Поэтому на рельефах с колонны Траяна сарматы больше похожи на… «человека-амфибию» из одноименного кинофильма, снятого в СССР в 1962 году, чего реально быть просто не могло. Не было в то время таких доспехов! Не было! По мнению британского историка Рассела Робинсона, автор рельефа с «чешуйчатыми сарматами» либо воспользовался их описаниями, где говорилось, что они с ног до головы были защищены чешуйчатыми доспехами, и такими он их и воспроизвел, либо придумал, какими они могли бы выглядеть по собственному вкусу. Хотя это могло быть так, как это случается и у нас в России, когда исполнителю все объясняют «на пальцах». Те, кого можно было об этом спросить, рядом отсутствовали, вот бедняга-скульптор и дал волю своему воображению! А уж как, скорее всего, смеялись над его «чешуйчатыми сарматами» ветераны войны с даками, мы можем сегодня лишь только гадать!

А вот и совсем уже уникальные изображения: слева — римские всадники в исключительно коротких кольчугах, а справа — бегущие от них сарматы. Причем и воины, и их кони, с головы до ног покрыты «чешуйчатой броней». То есть это явная фантазия скульпторов.

Здесь же, на колонне, есть и другой рельеф, на котором мы видим сарматские и дакийские трофеи римской армии. Среди них и знаменитый драгонарий, и дакийско-сарматские шлемы спанденхельм (spangenhelm) с нащечниками, ставшие позднее стандартным средством защиты головы в римской армии, и… чешуйчатый панцирь с зубчатым подолом нормальной длины. Остается только удивляться, почему в одном месте они изображены правильно, а в другом — нет!

Щиты у всех римских воинов с колонны Траяна очень малы, хотя, судя по находкам в Дура Европос, должны быть намного больше. Марширующие легионеры изображены со щитами, которые они несут слева на наплечном ремне. Потому что долго держать щит просто в руке и нести было бы вряд ли возможно. Но щиты изображены открытыми, хотя из записок Цезаря мы знаем, что их носили в кожаных чехлах. Такие чехлы были найдены, так что сомнения их применение не вызывает. В них же было и отверстие для умбона, но на колонне — возможно чтобы показать на щитах украшения — они везде изображены расчехленными. И ладно бы только в бою, но и в походе, а это явный вымысел либо недоработка скульптора — автора колонны.

Ни один из легионеров на колонне не имеет кинжала пугио. Видимо, к концу I века н.э. он уже вышел у легионеров из моды. Нет у них и такой специфической детали снаряжения, как кингулум — набора ремней с нашитыми на них металлическими бляхами, на поясном ремне спереди. Вернее, почти нет, так как у легионеров в сегментных лориках он иногда встречается. Но даже у них он очень уж короток — всего четыре ряда блях. То есть он уже либо вышел из моды, либо этот процесс находился на стадии завершения!

У многих легионеров на колонне бороды. И опять-таки непонятно — кто это? Бывшие варвары, попавшие в легион, или же это была уже такая мода. То есть борода с варварством тогда уже не связывалась, недаром позднее бороды были даже у императоров. Впрочем, сам император Траян показан на колонне безбородым.

Таким образом, рельефы на колонне Траяна нужно воспринимать в первую очередь как интересный исторический памятник, а вот как источник — со значительной долей сомнения относительно многих деталей, так как они грешат не только против наших сегодняшних исторических знаний, но и против элементарного здравого смысла!

Конноли, П. Греция и Рим в войнах. Энциклопедия военной истории / П. Конноли; пер. с англ. С. Лопуховой, А. Хромовой. — М.: Эксмо-Пресс, 2000.
Робинсон, Р. Доспехи народов Востока. История оборонительного вооружения / Р. Робинсон; пер. с англ. С. Федоровой. — М. : Центрполиграф, 2006.
Шпаковский, В. О. Всадники с барельефов / В. О. Шпаковский // History Illustrated. — 2013. — № 1.
Feugere, M. Weapons of the Romans / M. Feugere ; translated from the French by David G. Smith. — UK: Tempus Publishing Ltd, 2002.
Nicolle, D. Rome’s Enemies (5): The Desert Frontier / D. Nicolle. — L.: Osprey (Men-at-Arms № 243), 1991.
Robinson, H. R. The armour of Imperial Rome / H. R. Robinson. — L.: Arms and Armour Press, 1975.

Источник

Колонна Траяна — свидетельница расцвета Римской империи

какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть картинку какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Картинка про какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме

Колонна Траяна в Риме

Колонна Траяна — это 38-метровое сооружение, возведенное в 113 году нашей эры в честь подвигов правящего тогда римского императора. Это воплощенное в мраморе свидетельство расцвета Римской империи II века. Удивительно, что видеть его можно и в XXI веке.

Колонна Траяна — общие сведения

Колонна Траяна возведена под руководством архитектора Аполлодора Дамасского. Для строительства самой колонны он использовал 20 блоков каррарского мрамора, которые последовательно установлены один на другой. Еще 9 блоков ушло пьедестал и капитель со статуей апостола Петра.

какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть картинку какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Картинка про какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме

Все отдельные части сооружения соединены методом сухой кладки, без какого-либо связующего раствора. Однако между блоками есть прочные железные крепежи, залитые свинцом. Сопряжения между ними практически незаметны.

Интересный факт! Диаметр колонны у пьедестала и в верхней части разнится. Внизу он составляет 3,69 м, а вверху — 3,2 м.

Колонна Траяна полая. Внутри у нее по спирали вырублено 185 ступеней, по которым можно подняться на площадку капители. Туристам доступ туда запрещен.

Основание колонны

Ствол колонны (фуст) установлен на пьедестале, украшенном барельефами с изображением военных трофеев Траяна. Его высота составляет 5,5 м.
С юго-восточной стороны пьедестала расположена дверь, которая ведет в усыпальницу римского императора и его супруги.

какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть картинку какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Картинка про какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме

Такое размещение урн с прахом — исключение, а не правило. У римлян был строгий запрет на захоронение в священной части города, которую называли «померий».

Однако некоторые историки считают, что это было не исключение. Во времена строительства императорского форума с колонной окружающий ландшафт был сильно изменен, а городские и границы померия — перенесены. Вполне вероятно, что запрет о захоронении и не был нарушен.

Еще одна примечательная особенность пьедестала — памятная надпись о том, кто и в честь кого возвел эту римскую колонну. Здесь перечисляются все регалии императора Траяна, а также упоминается тот факт, что для строительства был срыт довольно внушительный холм.

какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть картинку какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Картинка про какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме

Памятная надпись выполнена образцовым капитальным шрифтом, где каждая буква точна и геометрически выверена. Зубцы на буквах идеально держат строку. Изучив надпись на пьедестале колонны Траяна в Риме, ученые пришли к выводу, что ее делали вручную, без применения каких-либо измерительных приборов. Для высечения надписи мастера использовали только специальные кисти с широким концом.

Барельефы колонны

Барельефы на фусте — вот что действительно поражает воображение. Они 190-метровой лентой 23 раза огибают колонну, повествуя о двух военных походах Траяна против даков.

какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть картинку какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Картинка про какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме

Все сцены последовательны и логичны.

Интересный факт! Сам Траян изображен на барельефе несколько десятков раз, по различным данным — 59 или 90. Среди других людей он выделяется высоким ростом.

какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть картинку какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Картинка про какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме

На момент строительства колонны императора Траяна в Риме барельеф был окрашен в различные цвета. Сейчас обнаружить следы от краски под силу только специалистам в лаборатории.

Капитель колонны

Капитель венчает колонну Траяна. По ее периметру находится небольшая смотровая площадка с ограждением.

На вершине установлена фигура апостола Петра, которая свои взором обращена к Ватикану. Однако эта статуя была там не всегда. Изначально колонна была увенчана скульптурой орла, который символизировал непобедимость и мужество императора. После смерти Траяна на вершину капители установили изображающую его же скульптуру. И лишь в XVI веке здесь появилась статуя апостола.

какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть картинку какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Картинка про какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме

Это единственное конструктивное изменение, которое античная колонна Траяна претерпела за все время своего существования.

Интересные факты о колонне Траяна

Почти за 2 000 лет колонна, посвященная одному из величайших императоров Рима, раскрыла еще не все свои тайны. Однако она может похвастать несколькими интересными фактами:

Колонна удобно расположена в центре современного Рима. Рядом с ней находится множество других исторических сооружений и пролегают десятки туристических маршрутов. Это неудивительно, ведь колонна Траяна так же обязательна к осмотру, как и Колизей.

Видео: интересные факты

Источник

Какие сцены изображают барельефы колонны Траяна в Риме?

какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть картинку какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Картинка про какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме

Сегодня суббота 24 апреля 2021 года и в эфире Первого канала любимая телезрителями игра «Кто хочет стать миллионером» с ведущим Дмитрием Дибровым.

Пары игроков отвечают на вопросы и попытаются выиграть 3 миллиона рублей, имея 4 подсказки.

Вопрос: Какие сцены изображают барельефы колонны Траяна в Риме?

Одной из красивейших и величественных достопримечательностей является Колонна Траяна в Риме, расположенная на одноименной площади. Она служила не только украшением, но и летописью важнейших военных событий Римской Империи.

Основным украшением колонны являются искусные барельефы. В них до мельчайших подробностей проработана каждая деталь. Кроме художественной ценности они представляют интерес для историков, потому что живо иллюстрируют бои римских солдат с даками, малоизученным народом.

Вся лента разделена на две части, между которыми расположено изображение Ники (богини победы). Каждая из частей посвящена отдельному военному походу императора (101-102 гг. и 105-106 гг.). Вокруг щита с именем победителя расположены трофеи, которые он получил. Уникальность этого сооружения заключается в том, что оно, подобно летописи, подробно описывает важные события в истории Римской Империи. Почти полное отсутствие текста только упрощает восприятие информации для тех, кому неизвестен язык или непонятны древние буквы.

По всем поверхностям нанесены контуры более 2 500 человек. Персонажи не только воюют, но и сооружают переправы, заботятся о раненых, переносят вещи. Каждый человек изображен очень реалистично. Можно разобрать мимику и детали обмундирования. Ленту можно использовать в качестве достоверного источника информации об оружии и средствах передвижения римлян.

Силуэт императора встречает 59 раз. Чтобы выделить его из общей массы, фигура правителя расположена выше остальных. Кроме реалистичных солдат, использованы аллегорические образы. Так, ночь изображена в виде девушки с вуалью, а Дунай представлен немощным стариком.

Хронологически действия развиваются по ленте снизу-вверх. Некоторые картины не следует воспринимать дословно. Одно дерево может означать целую рощу, а один солдат – большую армию.

Пока Траян правил Римом, в границах города не был похоронен ни один человек, независимо от его состояния и титула. Останки самого императора поместили в основании обелиска, превратив его в надгробный памятник. Это захоронение стало первым в пределах древнего города.

Правильный ответ: военные походы.

Источник

Колонна Траяна

какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть картинку какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Картинка про какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме

Колонна Траяна

Сегодня Колонна возвышается над улицей Императорских форумов, на месте, где в прошлом находился Форум Траяна. Как сама Колонна, так и окружавший её монументальный архитектурный ансамбль были воздвигнуты в ознаменование побед, одержанных Траяном над даками в 101–102 и 105–106 годах. Строительство Форума было начато почти сразу по окончании войны и финансировалось из огромной захваченной у даков военной добычи. Большинство работ завершили в пятилетний срок. К их окончанию в 112 году был приурочен выпуск специальной монеты с изображением Колонны.

Архитектурный проект Форума и практическое осуществление работ поручили архитектору Аполлодору из Дамаска, одному из немногих античных зодчих, которого мы знаем по имени. Прежде Аполлодор зарекомендовал себя в качестве блестящего военного инженера. Именно он навёл для войск Траяна гигантский, больше километра в длину, мост, по которому легионы пересекли Дунай и вторглись в Дакию. Кроме того, он был автором сочинений по механике и полиоркетике (искусству осады). Траян высоко ценил Аполлодора, однако в правление Адриана (117–138), завидовавшего его дарованиям, тот был сперва сослан, а затем казнён по ложному обвинению.

Аполлодор задумал Колонну как трофей, памятник победам, одержанным Траяном. Её строительство знаменовало приношение Юпитеру Феретрию «тучных доспехов» (spolia opimia) царя даков. Полная высота сооружения изначально, скорее всего, равнялась 38 м (100 римских футов), что в немалой степени определялось громадными размерами стоявших вокруг зданий Форума Траяна, которые не должны были заслонять Колонну. На её вершине на каменном постаменте была воздвигнута 3-метровая статуя императора. Ярко блистая позолотой на солнце, она была доминантой всего архитектурного ансамбля Форума.

какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Смотреть картинку какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Картинка про какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме. Фото какие сцены изображают барельефы колонны траяна в риме

Рельефный фриз

Рельефы Колонны воспроизводят события двух победоносных военных кампаний Траяна против даков. Нижняя половина иллюстрирует первую (101–102), а верхняя половина — вторую (105–106). Сюжеты обеих кампаний разделены фигурой крылатой Победы, пишущей на щите имя победителя. Ключевое событие — пересечение Дуная римской армией, причём божество реки аллегорически изображено в виде бородатого старца, с изумлением взирающего на сооружённый поперёк реки наплавной мост, по которому маршируют солдаты в полном военном снаряжении. Показано торжественное отбытие Траяна из Рима на фронт к действующей армии, плавание по Адриатическому морю и обращение к солдатам с приветственной речью. Римская армия вторгается во вражескую страну, солдаты рубят деревья, прокладывают пути, строят укрепления. Немалую часть общей поверхности рельефа составляют батальные сцены, в которых римские войска сражаются с даками и их союзниками. В эпизодах второй кампании представлено жертвоприношение, которое Траян совершает перед каменным мостом через Дунай. Показан сам мост — архитектурное чудо, созданное гением Аполлодора. Римские солдаты жгут и разоряют страну даков, собирают хлеб на полях, угоняют их скот и захватывают пленных. Царь даков Децебал с отчаянием взирает на гибель объятой пламенем столицы Сармицегетузы. Затем мы видим сцену гибели Децебала. Его голову и правую руку доставляют Траяну. Страна полностью захвачена, уцелевшие даки спасаются бегством.

Реальность и художественный вымысел

По меткому определению Моммзена, рельефы Колонны Траяна — это «высеченная в камне книжка с картинками о Дакийской войне». Изучению и интерпретации изображений посвящено немало научных трудов. Учёные высказывали разные суждения относительно достоверности лиц и событий, изображённых на рельефе, о их последовательности и хронологии, путях следования римских армий, об идентификации противников римлян. Единство толкования так и не было достигнуто.

Одна из наиболее часто изображаемых фигур — император Траян. Это неудивительно, учитывая, что Колонну воздвигли ещё при жизни императора, и, как это следует из надписи, она была персональным подарком Траяну, преподнесённым от имени сената и римского народа. В общей сложности Траян появляется в различных частях рельефа 58 раз. Фигура императора изображена с несомненным портретным сходством. Он показан отважно пересекающим море, обращающимся к воинам с речью, принимающим посольства, приносящим жертвы и, конечно же, наблюдающим за ходом военных действий. Показанные на рельефах события связаны с присутствием в них Траяна, даже если речь идёт лишь о церемониях. Те события, которые происходили в его отсутствие, остались за границами повествования.

Помимо самого Траяна на рельефах Колонны запечатлены его приближённые и военачальники: Лаберий Максим, Лициний Сура, Клавдий Ливиан, будущий император Адриан — всего 106 человек. Из числа врагов римлян обращает на себя внимание драматическая фигура дакийского царя Децебала.

Изображения как исторический источник

Изображения на рельефах выполнены с замечательным реализмом. Среди них мы видим римских легионеров (622 фигуры) и солдат вспомогательных когорт (461 фигура), не только пехотинцев, но и всадников (82 фигуры). Кроме римлян представлены их союзники, включая легковооружённых конных мавров (12), обнажённых по пояс германцев (25), сирийских лучников (17) и балеарских пращников (10). Кроме вооружённых воинов скульптор изобразил солдат в повседневной одежде, рабочих, моряков, обозных слуг (229 фигур). На другой стороне Колонны представлены вооружённые косами даки (660), их германские союзники (54), сарматские катафрактарии (9), а также невоенное население, в основном беженцы. Чаще всего изображаются римские знаменосцы (129) и музыканты (25).

Путём сопоставления с литературными, эпиграфическими и другими источниками могут быть идентифицированы пять разновидностей римских штандартов: преторианский значок (60), орёл легиона (15+2), значок центурии (32), значок с изображением императора (1) и кавалерийский вексиллум (16). Среди даков легко идентифицируются драконосцы (21) и носители вексиллумов (10). Скульптор со знанием дела изобразил детали военного снаряжения солдат, палатки и лагерные укрепления, повозки, корабли и даже метательные машины, используемые обеими сторонами. Для многих поколений историков рельефы Колонны Траяна служили и продолжают служить ценным источником информации для изучения военного снаряжения эпохи.

Вместе с тем в работах современных исследователей подчёркивается, что здесь мы имеем дело с художественным произведением, в котором сами изображения, а также их детали зачастую определяются сложившимися канонами жанра. Это, в частности, касается единообразного военного снаряжения римских легионеров, всех как один облачённых в пластинчатый панцирь (lorica segmentata) и снабжённых щитами прямоугольной формы (scutum). Хотя, как пишет Вегеций, отдельные римские легионы различались изображениями на щитах, создававшие рельефы Колонны художники изобразили на всех прямоугольных щитах лишь два варианта орнамента: или лавровый венок, или пучок молний с орлиными крыльями. Ни по форме щитов, ни по виду военного снаряжения невозможно проследить различие между солдатами преторианской гвардии и легионерами.

По контрасту с «римлянами» солдаты вспомогательных когорт все одеты в кольчуги и носят продолговатые щиты овальной формы. Гербовые изображения на щитах хотя и более разнообразны в сравнении со щитами легионов, но также весьма стереотипны и лишь варьируются внутри небольшого количества общих форм. В действительности снаряжение солдат отличалось гораздо бо́льшим разнообразием даже в пределах одних и тех же отрядов. Легионеры, изображённые на современном Колонне Трофее из Адамклисси, в большинстве своём носят кольчугу. Остатки пластин панциря обнаружены при раскопках в местах дислокации вспомогательных частей. Не представлены на рельефах Колонны и некоторые предметы снаряжения, которые, как нам известно, римляне носили в это время: наручи и поножи.

Наиболее известным примером условности изображений на рельефах Колонны являются девять верховых фигур, у которых как сами всадники, так и их лошади с ног до головы покрыты чешуёй. По-видимому, эти всадники изображают сарматских союзников Децебала. Сарматские катафрактарии носили полный чешуйчатый доспех и защищали чешуйчатой бронёй своих лошадей. Зная об этом из литературных источников или со слов консультантов, но не имея представления о покрое доспехов, художник изобразил их так, как подсказывала ему фантазия.

Современное экспонирование

Хотя Колонна считается одним из наиболее сохранившихся древних памятников, за девятнадцать столетий, прошедших с момента её постройки, ветер и непогода нанесли рельефам большие повреждения. Этот процесс значительно усилился в ХХ веке, когда к неблагоприятным факторам добавилась сложная экологическая ситуация современного мегаполиса. Ещё в 1861 году по приказу Наполеона III были сделаны 125 гипсовых отливок рельефного фриза Колонны, которые ныне находятся в Музее римской цивилизации в Риме. Правда, в настоящий момент музей закрыт на ремонт, и увидеть их там весьма проблематично.

Другая полная копия рельефов, сделанная в 1874 году, находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Третья копия экспонируется в Национальном музее румынской истории в Бухаресте (1943 год). Рельефный фриз, который древние римляне рассматривали снизу вверх, в современной музейной экспозиции расположен по горизонтали в отдельных сегментах. Копии отдельных частей фриза, изготовленных в разное время и для разных заказчиков, сегодня демонстрируются в различных музеях мира, в том числе Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Нужно ли говорить, что к настоящему времени эти копии выглядят заметно лучше постепенно разрушающегося оригинала.

Ещё с конца XV века многочисленные художники зарисовывали отдельные сцены рельефного фриза и тем самым распространяли изображения, имевшие огромное влияние на искусство. Первую каталогизацию в 1576 году осуществил Франческо Вильямена, опубликовавший набор из 130 гравюр с комментариями Альфонсо Чакона. В 1672 году Пьетро Санти Бартоли выпустил свой набор гравюр с комментарием Джованни Пьетро Беллори, остававшийся наиболее авторитетным изданием вплоть до конца XIX века. Между 1896 и 1900 годами Конрад Цихориус создал наиболее полное издание каталога фотографий рельефа, которое всё ещё сохраняет своё значение в современной науке, в том числе благодаря википедии. Другими подобными публикациями были каталоги фотографий Карла Леманна-Хартлбена 1926 года, а также Франка Леппера и Шепарда Фрера 1988 года. С появлением и распространением интернета роль важнейшего источника доступных изображений выполняет сайт проекта McMaster Trajan Project, который использует фотографии, взятые из каталога Цихориуса и архива материалов Германского археологического института в Риме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *