какие существуют игровые платформы
Не Стимом единым: самые популярные в мире платформы цифровой дистрибуции
Но после ребрендинга название сократилось до GOG, а магазин пополнился качественными играми нашего времени, а также фильмами на гик-тематику. С появлением лаунчера GOG Galaxy магазин обзавелся кроссплеем со Steam, а также поддержкой мультиплеерных и кооперативных игр. Были добавлены облачные сохранения, ачивки и возможность откатывать обновы.
На мой взгляд Itch очень крутая платформа, но из-за допуска на сервис любых игр и малого числа продаж, он вряд ли когда-нибудь станет популярнее.
OnePlay+Desura
Desura стартовала как независимый аналог Steam в 2010 и выглядела очень похоже. В 2011 она пришла на Linux c более чем 60 играми. Это была очень крутая платформа, но качество игр на ней и самого клиента оставляло желать лучшего. После того как Steam пришел на Linux, Десура стала терять популярность.
В 2016 году компания Bad Juju Games, владеющая сервисом а также магазинами IndieRoyale и DailyRoyale обанкротилась и её приобрела датская компания, известная сервисом OnePlay.
Впоследствии Desura и OnePlay объединились, но что из этого вышло я не знаю, сервис недоступен. Тем не менее, я думаю они еще заработают.
Big Fish Games и другие казуальные гиганты
Для ценителей казуальных игр также существует платформа Gamehouse, предоставляющая огромную библиотеку игр для пользователей и одночасовой триал для гостей.
Direct2Drive
Discord Store
GameShadow и GameSessions
У магазина неплохой дизайн, на первой странице имеются множество логотипов партнеров-издателей с которым работает этот сервис. Одной из особенностей сервиса является быстрое скачивание(не замечено) и постоянные раздачи игр.
Game Jolt
Невероятно крутой и продвинутый сервис для независимых разработчиков и их фанатов. Идеально подходит для того чтобы найти что-нибудь новое и поддержать молодых разработчиков. Сотрудничает с популярными блогами и обзорщиками.
Green Man Gaming
Крупнейший британский магазин игр, работающий по всему миру. Известен огромным каталогом игр и распродажами, а также различными промо акциями с раздачей игр.
На данный момент до сих пор популярен и иногда предлагает весьма выгодные скидки.
GamersGate
Один из самых крупных магазинов игр в мире из Швеции. GamersGate продает игры для более чем 250 издателей и разработчиков и имеет в каталоге более 6000 игр.
История магазина началась с того, что Paradox Interactive продали свою игру фанату на форуме через ссылку. Такой способ покупки заинтересовал других фанатов и в 2006 году была разработана система дистрибуции Paradox on Demand. Официальный запуск магазина состоялся 20 ноября 2006 года под названием Gamer’s Gate. Магазин заинтересовал других издателей и вскоре в нем появились игры других компаний.
Руководство Gamer’s Gate не раз выступало с критикой сторону Steam, прежде всего из-за использования последними DRM. Магазин даже бойкотировал некоторые привязанные к Steam игры. Но по настоящему серьезную борьбу Gamer’s Gate вел с сервисом Impulse, который был в каком-то смысле аналогом Steam. Руководству GG не понравился анализ рынка, который провели Impulse дабы выяснить свое место среди цифровых платформ. Перепалку сервисов охотно освещала игровая пресса.
Сегодня Gamer’s Gate весьма успешен и продает массу игр для различных платформ, в том числе и для Steam. Проходят распродажи. Ценовая политика в рублях мало чем отличается от цен в Steam.
Kongregate и Kartridge
Kongregate продвигает он-лайн игры для различных платформ. Однако самые успешные проекты компании впоследствии становятся самостоятельными играми и распространяются на консолях и ПК, в том же Steam например можно найти Adventure Capitalist и Slashy Hero.
Появился портал еще в 2006 году, но по настоящему значимым стал после покупки компанией GameStop. Компания привлекала в свой штат опытных специалистов, разбирающихся в казуальных, мобильных, социальных и других играх, связанных с онлайном.Сегодня это одна из крупнейших площадок для игр на Adobe Flash, HTML 5/JavaScript, Shockwave, Java и Unity.
Что же касается Kartridge, то это новейшая платформа от коллектива Kongregate. Очень похожа на Itch. В сервисе есть токены(на которые можно покупать игры) и экспа, но нет нормального дизайна страниц, поэтому на мой взгляд у этого сервиса мало шансов стать популярным.
Лаунчер платформы порадовал насыщенным фиолетовым цветом на весь экран и отказался работать.
NewGround
NewGround одна из самых крутых контент площадок в мире. Начинала с флеш-анимации в 1995 году, впоследствии сделала большой упор на игры. Ориентирована на создаваемый пользователями контент. Любима инди-разработчиками, поскольку на этой площадке можно тестировать свои прототипы. Отсюда например пошла всемирная слава Super Meat Boy и многих других игр. Хороший вариант для тех, кто хочет поиграть в игру, ничего не устанавливая, но при этом не в восторге от типичных казуалок.
Robot Cache
Еще одна новая платформа, только на блокчейне. Основана известным геймдизайнером Брайном Фарго. Сервис позволяет майнить криптоалюту Iron, покупать на нее игры и эти же игры продавать. На данный момент магазин еще не работает, но вы можете зарегистрироваться и получить значок основателя себе в будущий профиль.Анонс магазина был широко освещен в игрой прессе. На данный момент это самая необычная платформа цифровой дистрибуции.
Я сознательно не стал включать в блог узконаправленные лаунчеры и региональные магазины, которых не так уж и мало. В этот блог попали только площадки, работающие на весь мир.У всех этих сервисов есть свои постоянные пользователи, и порой их немало. А значит потребность в таких сервисах есть и одного Steam на весь мир явно не хватает.
Краткая история игровой индустрии в разбивке по платформам
В далеком 1978 году коммерчески успешная игра Space Invaders сильно мотивировала крупных инвесторов обратить внимание на игровую индустрию. Эта видеоигра была выпущена в Японии на платформе, которую мы знаем под названием аркадные аппараты. Игра стала настолько популярной, что вызвала в стране дефицит монет, которые требовались для того, чтобы поиграть в нее. Из Японии игра быстро нашла свое распространение в Америке, где за 2 года было продано 60 000 аппаратов. Они стояли во всех барах, боулинг-клубах и кинотеатрах. Благодаря Space Invaders начался бум развития аркадных аппаратов, ставших первой ступенью эволюции индустрии игр. В 1979 году это было настоящим прорывом: американский дистрибьютор игры Belly Midway утроил рынок игровых автоматов в США, доведя объёмы продаж до 1,33 млрд. долларов за год. Многие известные компьютерные игры впервые появились именно на игровых аппаратах и уже позднее были портированы на другие платформы. Например, Pac-Man, Street Fighter, Killer Instinct. Под катом предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю эволюции платформ в игровой индустрии.
Вместе с игровыми аппаратами игры развивались на платформе игровых приставок. И хотя история приставок началась еще в 1972 году вместе с релизом первой в мире домашней игровой приставки Magnavox Odyssey, прорыв в этом направлении начинается в 1977 году, когда в продажу поступает игровая приставка Atari 2600. Благодаря инвестициям Atari популяризация компьютерных и видеоигр выходит на новый уровень. Появляются новые крупные игроки, желающие занять теплое место на рынке видеоигр. В качестве крупнейших кроме Atari в историю вошли Sega, Nintendo, Sony и Microsoft.
Другой крупной игровой платформой «с древнейших времен» стали персональные компьютеры. Первые игры на них появились еще в 1960-х годах. Это были текстовые приключенческие игры, в которых общение между игроком и компьютером осуществлялось посредством ввода команд через клавиатуру. Дальнейшая эволюция игр тесно связана с ростом производительности и возможностей компьютерного оборудования. Это и популяризация компьютерных мышей в качестве интерфейса взаимодействия человек-компьютер, и появление звуковых карт, дающих возможность воспроизводить полноценные звуки, и ежегодное улучшение качества выводимого изображения, и конечно развитие компьютерный сетей, вылившихся в итоге в появление Интернета. С эволюцией сетей на смену привычным всем однопользовательским клиентским играм приходит новое поколение игр, дающих возможность играть совместно с другими игроками. Самая первая онлайн игра была сделана в текстовом виде и запущена в сети TelNet в 1978 году. Разработчиками этой игры были Ричард Бартл и Рой Трабшоу. Они назвали свое творение Multi-user Dungeon, сокращенно MUD. В дальнейшем эта аббревиатура стала использоваться в качестве классификации для многопользовательских онлайн игр, где абсолютно все отображается в виде текста. MUD является истоком всех виртуальных миров, которые мы сегодня знаем.
С появлением интернета в дополнение к привычным всем однопользовательским играм приходят онлайн проекты: клиентские и браузерные. В конце 90-х растущие скорости доступа в интернет делают возможным становление браузера как самостоятельной игровой платформы. Он выступает в роли операционной оболочки для игр, позволяя играть без установки дополнительных программ. Развивающиеся игровые рынки долгое время имели высокую долю браузерных игр, что было связано с отставанием в железе — имеется в виду Китай, Россия.
В середине двухтысячных наступает экспоненциальный рост социальных сетей, которые становятся новым способом общения между людьми. Разработчики игр теперь просто не могут игнорировать браузерную платформу и внутри неё выделяется отдельная подплатформа и игры под неё, которые сейчас называют социальными. Тогда многим казалось, что это колоссальный прорыв игровой индустрии. Огромное количество разработчиков ушли в социальные игры, темпы годового роста превышали 200% просто потому, что это была инновация и ранее рынка даже не существовало. Однако насыщение пришло довольно быстро. На смену низкокачественным игровым продуктам, производимым с бешеной скоростью с целью занять рынок, приходят высококачественные игры с хорошей графикой и серьезным геймплеем.
Следующий виток развития игровой индустрии произошел благодаря колоссальному росту популярности мобильных телефонов, которые стали новой платформой общения людей и новой платформой распространения игр. Игры на Java, которые были на мобильных телефонах не составляли серьезной конкуренции ни браузерным, ни клиентским, ни социальным играм. Однако начиная с конца первого десятилетия 2000-х годов появление смартфонов, под которые можно было разрабатывать мощные проекты, открыло для индустрии рынок мобильных игр во всей красе. Вообще мобильная платформа реализуется сейчас через два типа устройств: смартфоны и планшеты. Но так как операционные системы, технические характеристики и способы доставки игр потребителю на этих устройства практически идентичны, разработчики редко разделяют их на разные платформы. Именно мобильные игры в настоящий момент многие считают перспективным рынком, способном генерировать максимальные прибыли при низком пороге вхождения. На нашей программе «Менеджмент игровых интернет-проектов» большинство слушателей делают именно мобильные игры, а на втором месте PC-игры под Steam.
Современные игровые платформы: эволюция рынка и его лидеры
Индустрия видеоигр никогда еще не была такой огромной и мощной. Еще никогда в мире не было столько игроков, игр онлайн бесплатно на русском языке и, что самое главное, платформ, сколько сейчас! Фактически за последние двадцать лет отрасль так сильно изменилась, что термин «игровая платформа» приобрел много новых значений.
Наряду с платформами, которые можно использовать непосредственно для игры, есть платформы, предназначенные для прямых трансляций. Наш путеводитель посвящен развитию игровых платформ и тому, как рынок стал еще более разнообразным, чем был.
Активные игровые платформы
Когда речь заходит об игровых платформах, можно выделить пять лидеров рынка, хотя помимо так называемой «большой пятерки» существует множество других брендов и платформ. Давайте перечислим ведущих провайдеров, которые в настоящее время доминируют на рынке:
Игровые платформы для ПК
Бесплатные онлайн игры на ПК давно уже являются главным прибежищем хардкорных геймеров. Компании Dell, HP и Sony десятилетиями конкурировали на рынке. Однако самое интересное в ПК как в игровой платформе – это технологические новинки. Компании, подобные Razor и Alienware, нашли способы сделать игры более увлекательными и обеспечить полный эффект присутствия.
Такие продукты, как игровые ноутбуки Alienware, теперь обладают разнообразными высококачественными компонентами. От процессоров Intel Core 11-го поколения с максимальной частотой 4,9 ГГц до передовой системы охлаждения Cryo Cooling Technology – это оборудование позволяет работает в сверхсложных игровых средах без малейших заминок. Фактически именно благодаря высокой производительности ПК остаются актуальными на сегодняшнем рынке.
В мире, где продажи игровой платформы PlayStation превысили 100 млн штук, компании, производящие ПК, например, Alienware, должны предлагать нечто уникальное. Для них таким уникальным торговым предложением является мощность. Хардкорные геймеры хотят, чтобы картинка обновлялась молниеносно, а железо не перегревалось. Конечно, не случайно профессиональные киберспортсмены используют такие игровые ПК, как, например, Hyper Liquid Ryzen X.
Мобильные игровые платформы
За последнее десятилетие рынок топ игр на телефон для iOS и Android показал бурный рост. По данным Statista, к 2023 году общемировая выручка от мобильных игр превысит 102 млрд долларов. Это означает увеличение рыночной стоимости почти на 30 млрд долларов по сравнению с 2020 годом.
Такой подъем популярности мобильных игровых платформ обеспечивается главным образом за счет смартфонов и казуальных игроков. Хотя за последние годы приложения стали более продвинутыми, мобильные игры не идут ни в какое сравнение с самыми популярными играми на ПК. На основании свежей статистики можно c уверенностью сказать, что казуальные геймеры являются движущей силой современного игрового рынка.
Во-первых, более 60% всех приложений для смартфонов – это игры. Во-вторых, в мире насчитывается более 3,8 млрд пользователей смартфонов. Наконец, в 2020 году игры были скачаны 80 млрд раз, и по данным Newzoo, 2,5 млрд человек играют на мобильных телефонах. Эта статистика свидетельствует о том, что новые онлайн игры превратились в массовое развлечение.
Интересно, что смартфоны – это не промежуточный этап для перехода на другие игровые платформы. Вместо этого они стали полноценной самостоятельной игровой платформой. Люди, играющие на смартфоне, не всегда переходят на более продвинутые консоли и ПК. Вот почему многие ведущие бренды не рискуют серьезно заниматься сегментом мобильных игр. Разработчики смартфонов не выходят за рамки своей части индустрии, а разработчики консолей и ПК – своей.
Игровые платформы PlayStation
Родоначальником таких платформ стала первая приставка PlayStation. Детище исполнительного директора Sony Кена Кутараги – первая консоль PlayStation появилась как совместное предприятие Nintendo и Sony. В 1988 году две компании вместе занимались разработкой CD-ROM для приставки Super Famicom. Вдохновившись, Кутараги предложил концепцию самостоятельного продукта, использующего CD вместо картриджей.
Концепция эволюционировала в PlayStation, ставшую одной из самых продаваемых игровых платформ за все время. Первая консоль была продана тиражом 100 млн экземпляров. PlayStation 2 быстро побила этот рекорд, став самой популярной игровой приставкой всех времен, когда ее продажи превысили 155 млн штук. Нынешняя пятая версия PlayStation продолжает открывать новые горизонты.
Выпущенная в 2020 году PlayStation 5 представлена в двух форматах: c CD-ROM, как в традиционных игровых консолях, и без него. Новый SSD-накопитель объемом 825 ГБ делает PlayStation 5 на два порядке быстрее, чем PlayStation 4.
На практике это означает, что она может загрузить 2 ГБ контента за четверть секунды. Система может выводить картинку с разрешением 4K и кадровой частотой 120 Гц, а также поддерживать разрешение 8K с частотой 60 Гц. Также ее контроллер обеспечивает улучшенную тактильную отдачей, которая изменяется в зависимости от игровой динамики. По сути, PlayStation 5 – это одна из лучших игровых консолей в мире, поэтому она пользуется большим спросом.
Игровая платформа Microsoft Xbox
Компания Microsoft вышла на рынок игровых платформ с запозданием, но быстро нагнала упущенное. Может быть, Xbox не стала таким хитом продаж, как PlayStation, но тем не менее это одна из лучших консолей в мире. Первая приставка Xbox была выпущена в 2001 году и продана тиражом более 24 млн штук. За ней в 2005 году последовала модель Xbox 360, и по состоянию на 2014 год было продано более 84 млн ее экземпляров.
Сегодня Xbox – это консоль девятого поколения. В 2020 году были выпущены модели Series X и Series S, которые охватили все сегменты рынка. Xbox Series S – это более бюджетная альтернатива Xbox Series X. Основные различия заключаются в скорости, объеме памяти и качестве графики.
Эта разница обусловливает стоимость (299,99 и 499,99 долларов соответственно). Однако она также отражает ситуацию на рынке. Согласно прогнозам, к 2023 году количество геймеров достигнет 3 млрд. Не все из них будут хардкорными игроками. Microsoft попыталась с помощью моделей S и X охватить оба сегмента рынка, и вероятнее всего, компания продолжит придерживаться этой стратегии по мере роста отрасли.
Игровые платформы Nintendo
Nintendo всегда играла в отрасли заметную роль. Ее первые игровые платформы NES и Super Nintendo произвели настоящую революцию. Фактически благодаря именно этим консолям видеоигры приобрели массовую популярность, что дало начало многомиллиардной индустрии. Самое интересное в Nintendo – это произошедшие со временем перемены. Компания начала свой путь как одна из главных консолей для серьезных геймеров, а теперь ее предпочитают новички и казуальщики.
Согласно исследованию Limelight Networks, 56,6% опрошенных описали себя как «казуальные» игроки. Еще 22,2% отнесли себя к новичкам. Игровые платформы Nintendo, выпущенные в последние годы, адаптировались к запросам пользователей. Самый яркий тому пример – Nintendo Wii. С самого момента ее выхода в 2006 году стало очевидно, что она не была рассчитана на хардкорных геймеров.
Игры с мультяшной графикой и персонажи, управляемые движениями всего тела, а не только кончиками пальцев, стали показателем того, что Wii была разработана для непринужденных развлечений. С тех пор компания в своей стратегии продолжает придерживаться трендов.
Nintendo Switch, выпущенная в 2017 году, – это пример того, как одна игровая платформа охватывает два разных рынка консолей. Вопрос о том, насколько успешно ей удалось объединить в себе консоль и мобильное устройство, остается открытым. Однако она продемонстрировала, что крупные разработчики серьезно относятся к мобильным играм.
Стриминговые игровые платформы
Помимо активных игровых платформ, существует множество способов наслаждаться видеоиграми пассивно. Рынок видеотрансляций значительно вырос за последние десять лет. Хотя получить точные данные сложно, по оценкам, аудитория платформы Twitch составляет около 9,3 млн активных стримеров.
Конечно, здесь не учитываются прочие стриминговые игровые платформы, например, YouTube. Однако это дает представление о том, насколько популярным стало пассивное прохождение видеоигр.
Twitch
Отделившись от Justin.TV, вышедшего в эфир в 2007 году, сервис Twitch зарекомендовал себя как ведущую игровую платформу для онлайн-стримов. В последнее время темпы роста значительно ускорились. В 2019 году время просмотренного контента на Twitch равнялось 660 млрд минут. В первой половине 2021 года оно достигло 785 млрд минут. Это не только поражающий воображение прогресс, но и доказательство популярности онлайн-трансляций.
Короче говоря, игры больше не являются исключительно активным времяпрепровождением. Многим также любят наблюдать за игрой других и комментировать игры. Это ярко выраженная перемена, и она не может не повлиять на формат игровых платформ в будущем. Чем больше людей хотят транслировать и/или смотреть контент, тем больше крупные бренды будут стараться дать им эту возможность напрямую с помощью своих продуктов.
YouTube
Строго говоря, YouTube – это не игровая платформа, но она стала эпицентром стриминговой активности. Самые популярные YouTube-блогеры собирают миллионы подписчиков. Прелесть игровых стримов на YouTube заключается в разноплановости. Здесь царит более расслабленная атмосфера, чем на Twitch, который по большей части стал продуктом хардкорного сегмента индустрии.
В этом смысле просмотр летсплеев на YouTube доступен более широкой аудитории, и это тоже соответствует современным трендам в отрасли. Хотя игровая индустрия создавалась благодаря тем, кто серьезно увлекается играми, на современном рынке преобладают казуальщики. Такие казуальные игроки будут смотреть стримы скорее на YouTube, а не на Twitch.
Несмотря на то, что кто-то может считать этот тренд разрушительным для фундаментальных основ игровой индустрии, именно он сделал ее гигантом сегодняшнего дня.
VaughnLive
Сервис VaughnLive был создан в 2011 году, но не позволял размещать игровой контент. Чтобы решить эту проблему, Vaughn создал InstaGib TV в качестве побочного проекта. Эта игровая платформа стала популярной альтернативой Twitch и YouTube.
Однако, согласно Vaughn, «она так и не получила достойного внимания» разработчиков. Таким образом, в 2021 году InstaGib была поглощена сервисом VaughnLive.
Сегодня пользователи могут смотреть летсплеи наряду со стримами, посвященными вейпам, природе, музыке и т. д. Более того, после слияния InstaGib TV с VaughnLive разработчики смогли сосредоточить свои усилия на создании мобильного приложения. Его бета-версия была запущена в 2021 году, таким образом, эта игровая платформа должна стать еще более доступной для фанатов стримов в ближайшие годы.
Игровые платформы для каждого
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что сейчас игровая индустрия не только находится на историческом пике популярности и доступности, но и открыта для всех. Независимо от опыта и предпочтений вы всегда сможете найти для себя платформу по вкусу.
Будь то игроки топ казуальных игр, хардкорные геймеры или любители стримов – никто не останется обделенным. Таковы тренды игровой индустрии 2021 года, и скорее всего, они останутся актуальными еще долгое время.
Где покупать игры: Обзор главных цифровых магазинов на ПК
Рынок игр на ПК стремительно сегментируется: появляется все больше сервисов, каждый из которых старается заманить к себе как можно более широкую аудиторию. В этом многообразии бывает непросто разобраться, поэтому мы решили рассказать в этой статье об основных цифровых магазинах, где можно легально и безопасно покупать видеоигры.
Steam
Крупнейший сервис на РС, прошедший путь от небольшого приложения для сопровождения многопользовательских шутеров от Valve (вроде Team Fortress Classic, Counter-Strike и Half-Life 2) в 2003 году до более чем 30 тысяч игр, одного миллиарда аккаунтов и пиком в более 20 миллионов одновременно находящихся в сети пользователей в 2020-м.
Такая аудитория досталась магазину благодаря упорному труду на протяжении многих лет его развития. Valve вкладывает огромные ресурсы в разработку Steam, за счет чего его можно назвать не просто сервисом, а целой социальной сетью для геймеров: с магазином и библиотекой игр, списком друзей и чатом, пользовательскими отзывами, обсуждениями и трансляциями, руководствами и скриншотами, модами и торговой площадкой, достижениями, карточками и кастомизацией профилей.
Мастерская Steam — пожалуй, лучшая площадка для мододелов
И это не считая менее заметных функций, вроде системы рекомендаций на основе машинного обучения, облачных сохранений, тесной интеграции с Linux, облегчающей запуск игр на этой ОС, нативной поддержки геймпадов, удобного обновления игр и так далее.
В Steam можно встретить и такие «шедевры»… А можно и не встретить, если настроить фильтры показа игр
Конечно, эта же политика позволяет инди-разработчикам издавать свои проекты, и многие из них могут оказаться вполне интересными и даже шедевральными. Но их еще надо найти, продираясь через сотни однотипных хентай-пазлов и примитивных головоломок. Это не относится к ААА-тайтлам и играм от крупных издателей – тем в магазине отведены почетные места на первых страницах.
Кроме того, некоторым пользователям не нравится неповоротливость Valve в плане развития магазина: мол, компания слишком медленно внедряет новые фишки, редко добавляет интерфейсные изменения в клиент Steam и почти не реагирует на действия конкурентов.
Что касается покупки видеоигр, то здесь сервис предлагает, пожалуй, самые комфортные условия для геймеров. В каталоге игр присутствует удобный поиск по жанрам, тегам, популярности и другим критериям, разработчики могут устанавливать региональные цены, а сами цены представлены в самых разных валютах, начиная от американского доллара и российского рубля, заканчивая мексиканским песо и вьетнамским донгом. Поддерживаются и различные способы оплаты, включая банковские карты и внутренний кошелек Steam, который можно пополнить посредством многих платежных систем.
Steam рекомендует игры, исходя из предпочтений игроков. Если этого мало — есть еще рекомендации кураторов, пользовательские обзоры и другие варианты
И часто в Steam можно купить игры выгодно, ведь сервис регулярно проводит распродажи (часто – с интересными конкурсами и мини-играми), приуроченные к временам года, крупным праздникам, посвященные определенным издателям, вселенным или игровым сериям, а разработчики периодически запускают бесплатные раздачи и свободные выходные своих проектов. Есть в сервисе и free-to-play игры, в том числе очень популярные, вроде Dota 2 и Warframe. Не понравившиеся игры можно вернуть в течение 14 дней после покупки, если пользователь играл не более 2 часов.
Следить за сроками распродаж можно, например, на ресурсе whenisthenextsteamsale (не всегда дает точную информацию), а отслеживать скидки на интересующие вас игры можно, добавив их в список желаемого в Steam.
Что мы имеем в итоге? Steam – очень удобный, функциональный сервис, который позволяет собрать огромную библиотеку игр. Тем не менее не все тайтлы с ПК доступны в нем: многие довольно популярные проекты являются эксклюзивами (постоянными или временными) других сервисов. О них мы и расскажем ниже.
Origin
Сервис Origin был запущен компанией Electronic Arts в 2011 году: издатель хотел собирать все сливки из издаваемых им игр единолично, не делясь прибылью с владельцами других сервисов (до старта Origin игры от ЕА издавались в Steam). Не сказать, что эта новость была благосклонно принята сообществом, привыкшим к фактической монополии сервиса от Valve, но деваться геймерам, хотевшим поиграть в свежие выпуски Battlefield, Mass Effect, Dragon Age, FIFA было некуда – пришлось устанавливать еще один лаунчер.
С тех пор Origin спокойно существует на РС-рынке, не конкурируя со Steam. В магазине продаются игры, издаваемые Electronic Arts, а также проекты от других издателей. Что касается удобства клиента, то здесь есть социальные функции вроде списка друзей и чата, облачных сохранений, автообновления игр, но по их количеству сервис все же не дотягивает до Steam (забудьте о добавлении модов в один клик и украшении профиля).
Игры в Origin могут получить хорошие скидки уже через два-три месяца после релиза
Впрочем, свою основную задачу, – продажу игр и обеспечение онлайн-составляющей, – Origin выполняет. Оплатить покупки можно с помощью распространенных платежных систем, а для пользователей из разных частей мира действуют региональные цены (правда, в последнее время прослеживается тенденция к их повышению). Кроме того, ЕА регулярно проводит распродажи и бесплатные раздачи игр. Вернуть деньги за игру можно в течение 14 дней со дня покупки или 24 часов после первого запуска.
Наконец, последняя отличительная особенность сервиса – наличие подписок Origin Access и Origin Access Premier. Они позволяют за определенную ежемесячную плату играть во все новинки ЕА, а также в многочисленные игры из каталога Origin. Выгода подписки (для часто играющего пользователя) в том, что ее годовая цена не превышает стоимость двух-трех ААА-проектов, но при этом она дает доступ к весьма внушительной библиотеке тайтлов, а часто еще и позволяет запускать новинки на несколько дней раньше официальной даты выхода.
Origin Access предоставляет доступ к огромной библиотеке игр всего за 3999р в год — по цене ААА-игры
В 2019-2020 годах Electronic Arts взяла на вооружение новую тактику: игры издательства перестали быть эксклюзивами Origin, и постепенно перебрались сначала в Steam, а затем и в Epic Games Store.
Если раньше новые FIFA, Battlefield, Need for Speed можно было купить только в магазине ЕА, то сейчас список сервисов, в которых они доступны, стал гораздо шире. Эта инициатива дала неплохой буст подзабытым мультиплеерным играм Electronic Arts — например, шутеру Titanfall 2, который буквально в момент выхода в Steam влетел в топы продаж.
Впрочем, пользователям все равно приходится связывать аккаунты в сторонних магазинах с Origin. Небольшая плата за возможность пополнить библиотеку в Steam играми вроде Dragon Age Inquisition или Mass Effect Andromeda, но небольшой осадок все же остается.
GOG.com
Магазин от польской компании CD Projekt, главной особенностью которого является отсутствие DRM в выходящих в нем играх. То есть, одним из условий публикации игры в GOG является освобождение ее от каких-либо систем защиты. Кроме того, игры, которые покупают пользователи в магазине, по-настоящему принадлежат им: дистрибутивы можно скачать и хранить на ПК, их можно устанавливать без необходимости запускать клиент GOG.
Название сервиса – аббревиатура от словосочетания Good Old Games («Старые добрые игры»). Изначально создатели GOG планировали продавать только «классические» игры для Windows, адаптированные под современные системы, но позже в магазине появились и более новые проекты, вроде Cyberpunk 2077 и Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2.
В GOG есть и «классика», и свежие хиты
Как и в любом другом магазине, в GOG периодически проводятся крупные распродажи и бесплатные раздачи игр. А учитывая, что сервис принадлежит компании CD Projekt, покупка в нем игр серии The Witcher и Cyberpunk 2077 направляет все деньги разработчикам. GOG возвращает деньги за неработающие игры в течение 30 дней с момента покупки, но перед этим постарается сделать все возможное, чтобы решить проблему.
Что мы имеем в итоге? GOG – хороший магазин, в котором можно купить классическую игру и быть практически на 100% уверенным, что она будет работать на современных компьютерах. Это максимально дружественный к пользователю сервис от одной из самых дружественных к игрокам компаний в индустрии.
В 2019 году CD Projekt объявила о запуске сервиса GOG Galaxy 2.0 — это и магазин GOG, и лаунчер, который объединяет все пользовательские библиотеки игр, включая РС и консоли. Подключив соответствующие аккаунты, геймеры могут просматривать список игр и достижений, общаться с друзьями с любых платформ, настраивать библиотеку и так далее.
GOG Galaxy 2.0 не заменяет остальные сервисы — наличие на компьютере установленных Steam, Origin и других приложений все еще необходимо — однако это более чем удобный инструмент для каталогизации игр со всех доступных пользователям платформ.
Microsoft Store
Цифровой магазин для Xbox и РС, в котором можно приобрести и скачать игры и приложения от Microsoft и сторонних издателей. Здесь, как и в Origin, имеются свои эксклюзивы – собственно, игры от Microsoft, вроде Gears 4, Forza Motorsport 7, Forza Horizon 4. Впрочем, эта эксклюзивность не постоянна: некоторые тайтлы уже перебрались в Steam, и сейчас Microsoft выпускает все новые игры от Xbox Game Studios одновременно в обоих сервисах, давая игрокам возможность выбора.
Бытует мнение, что если бы не игры от Microsoft, этот сервис не пользовался бы успехом на ПК. И с ним связан показательный случай: в 2015 году игроки, купившие шутер Call of Duty: Infinite Warfare, столкнулись с неприятностью в виде пустых серверов – оказалось, что версия из Microsoft Store позволяла играть только с владельцами игры из этого же магазина, а так как их было очень мало (буквально единицы), сетевые лобби пустовали.
Впрочем, такие случаи являются, скорее, исключением, чем правилом: большинство игр в MSStore поддерживает кроссплей между разными сервисами и даже платформами, так что вы всегда сможете найти напарников для совместных приключений в Sea of Thieves, Forza Horizon 4 и других тайтлах.
Цены в MS Store нельзя назвать демократичными
Uplay
Сервис от Ubisoft, как и Origin, запускался в качестве средства для переманивания игроков из Steam в отдельный клиент. Но французы не стали рубить сплеча, и не забрали свои игры из сервиса Valve, но при этом сделали двойную авторизацию: купив игру в Steam, пользователь все равно вынужден устанавливать Uplay и регистрироваться в сервисе, а игра запускается одновременно в обоих лаунчерах.
Конечно, такие «костыли» пришлись по нраву далеко не всем, и многие игроки в итоге отдали предпочтение только одному сервису – очевидно, Uplay. Тем более, что при этом они не только ничего не потеряли (кроме иконки купленной игры в Steam), но и приобрели: зарабатывая достижения в играх Uplay, пользователи получают специальные баллы, которые можно потратить в магазине на различный контент – например, эксклюзивные аватары, внутриигровую валюту и даже скидки на покупку новых игр.
Достижения в играх конвертируются в баллы, за которые можно активировать скидки при покупке новых игр
Ubisoft закончила «мягкое» переманивание аудитории в свой сервис в 2019 году уходом из Steam (все выпущенные ранее игры остались в магазине от Valve) и переходом в сервис Epic Games Store, который, впрочем, стал такой же «надстройкой» для Uplay, которой ранее был Steam. Другими словами, пользователям все еще выгоднее покупать игры напрямую в Uplay.
Магазин поддерживает разные платежные системы, позволяет быстро оформить покупку (и сэкономить с помощью вышеупомянутых баллов), а также дает возможность вернуть игру в течение 14 дней после покупки, если она не была скачана на компьютер. Uplay часто устраивает распродажи и регулярно раздает крупные и не очень игры бесплатно – одной из таких акций, например, стала раздача Assassin’s Creed Unity после пожара в парижском соборе Нотр-Дам.
Epic Games Store
Относительно молодой (запущен в декабре 2018 года), но уже нашумевший магазин от компании Epic Games. Все из-за неоднозначной политики создателей: с самого момента появления EGS постоянно фигурирует в различных скандалах. Это и покупка эксклюзивности игр с изъятием их (порой неожиданным) из Steam, и информация о сканировании приложением Epic Games Launcher (являющимся, по совместительству и магазином, и библиотекой игр) папок Steam, и удаление Detroit: Become Human из библиотек пользователей, успевших купить игру из-за бага, и распродажа, в ходе которой издатели снимали с продажи свои игры, и много чего еще.
Epic Games Store пока не может похвастать большим количеством функций – вряд ли магазин станет социальной сетью для геймеров, которой является Steam. Более того, создатели сервиса заявляли, что в нем не будет пользовательских отзывов, коллекционных карточек и других особенностей. По состоянию на лето 2020 года в EGS даже нет корзины, поэтому каждую покупку необходимо проводить отдельно.
Некоторые игры можно купить только в Epic Games Store
Тем не менее сервис пользуется спросом. Этому способствует несколько факторов. Во-первых, та самая эксклюзивность игр: так как Epic Games забирают себе всего 12% дохода (в сравнении с 20-30% у других магазинов), многие разработчики и издатели, особенно из инди-сегмента, с готовностью переходят в EGS. Соответственно, игрокам ничего другого не остается, кроме как покупать игры в этом магазине.
Во-вторых, у Epic Games Launcher есть огромная пользовательская база игры Fortnite, доступной там же, и аудитория этой популярной «королевской битвы» также может заинтересоваться другими проектами. Наконец, в-третьих, «Эпики» периодически раздают бесплатные игры и проводят распродажи с весьма выгодными предложениями, в том числе на еще не вышедшие тайтлы.
Что мы имеем в итоге? Сервис, который, в стремлении закрепиться на рынке, активно ведет конкурентную борьбу с его лидерами, используя для этого различные способы – от покупки эксклюзивности игр до снижения комиссии для разработчиков и издателей. Свою основную функцию, – продавать игры, – магазин выполняет, остальные же будут добавляться по мере развития сервиса.
Другие магазины
Battle.net – игровой сервис, в котором представлены игры от Blizzard и Activision. Здесь можно купить Overwatch, игры серии StarCraft, Diablo, Call of Duty и так далее, а также общаться в сообществах и чатах.
Bethesda Launcher – приложение для покупки, скачивания и установки игр от компании Bethesda. После ухода издателя из Steam являлось единственным местом, где можно было приобрести такие игры как Fallout 76, Rage 2, Doom Eternal, но энтузиазма «Беседки» хватило на полгода, после чего ее игры снова вернулись в сервис от Valve.
Партнерские магазины – сервисы, которые, благодаря договоренностям с крупными компаниями, вроде Valve, EA или Bethesda, продают ключи для игр в Steam, Origin и так далее. На рынке существует очень много таких магазинов, причем и зарубежных, и отечественных, и часто у них можно купить игры дешевле, чем на официальных площадках.
Так, к примеру, одним из известнейших зарубежных сервисов является Humble Bundle, где продаются игры по отдельности и в составе так называемых «бандлов» – комплектов. Магазин часто устраивает распродажи и бесплатные раздачи игр; по большому счету, в Humble Bundle каждый день можно найти предложения со скидками. Кроме того, этот сервис является (по состоянию на июль 2020-го) единственным сторонним партнером Epic Games Store.
Humble Bundle также может похвастать собственным подписочным сервисом
Среди отечественных магазинов следует выделить PL4Y.RU, shop.buka.ru, 1c-interes.ru, digital.softclub.ru, steampay.com, gamazavr.ru, которые реализуют физические и цифровые копии игр, часто – с большими скидками и подарками. А узнать, где сейчас самые выгодные цены на игры, поможет сервис Hot Game, в котором собраны все проверенные цифровые магазины.
Есть и множество других торговых площадок, но к ним следует относиться с осторожностью – особенно тем, которые продают аккаунты и игровую валюту (что запрещено лицензионным соглашением практически всех вышеописанных сервисов), а также предлагают ключи от рандомных игр (что является, фактически, вариацией на тему казино). Совершать покупки в таких магазинах стоит на свой страх и риск, предварительно ознакомившись с отзывами в интернете.
Заключение
Самый безопасный способ покупать игры – делать это в официальных сервисах. Но не всегда этот способ оказывается самым выгодным, так как сторонние магазины часто предлагают хорошие скидки, интересные бандлы и даже бесплатные игры.
Тем не менее не стоит забывать о том, что такие площадки могут вести не очень честную деятельность, поэтому следует тщательно изучать всю доступную информацию о них перед покупкой. Мы же надеемся, что эта статья поможет вам выбрать сервис, который станет надежным проводником в мир видеоигр.
Геймер со стажем (предпочитаю одиночные игры). Люблю истории, которые нам рассказывают видеоигры, но считаю, что геймплей должен быть выше сюжета, даже если это симулятор ходьбы. Также интересуюсь современной гик-культурой, музыкой и кино.