какие существуют подходы к определению понятия информация
Подходы к определению понятия Информация
Условно, подходы к определению понятия «Информация» можно поделить на три группы:
Указываются или постулируются некоторые свойства, присущие процессам и устройствам, используемых в том, что принято связывать с хранением и обработкой информации. Из анализа известных образцов, выводятся их общие признаки, классификация и законы функционирования.
Это обычный метод исследования, но, к сожалению, обилие противоречивых теорий и отсутствие практических результатов свидетельствует о том, что большая их часть, по-видимому, неверны.
Впервые сформулирован Р. Хартли (1927). Сосредоточен на проблеме транспорта информации в процессе коммуникации, безотносительно к сущности самого перемещаемого агента. Оценивается только количество агента и производится расчет потребной тары.
Оценка Хартли была значительно улучшена К. Шенноном (1948), сформулировавшим и доказавшим два фундаментальных свойства предложенной им информационной энтропии: аддитивность и инвариантность (энтропийный предел). Эти качества выдвинули шенноновскую энтропию на роль универсальной «валюты» во всех расчетах поставок и тары в процессах коммуникации.
К сожалению, из этой оценки нельзя извлечь никакой пользы для выяснения характеристик самого перемещаемого агента.
Последнее обстоятельство привело к многочисленным (и, вероятно, ошибочным) попыткам ввести поправки «за семантику» («ценность» информации для получателя итп).
Разумеется, предложенная классификация дает самый грубый набросок, не отражающий многих деталей полной картины. Например, совершенно изолированно от прочих, находится колмогоровская теория сложности, вовсе не рассматривающая ни сам процесс коммуникации, ни семантику сообщения, и целиком сосредоточенная на его структурных особенностях. (Грубо говоря, сообщение сводится к минимальному генератору фрактала).
Подходы к определению понятия «информация»
Понятие информации является одним из самых важных и в то же время одним из самых «трудноуловимых» понятий современной науки. Отражая самые общие представления об окружающем мире, это понятие приобретает отличительные характеристики в конкретных информационных процессах, в условиях конкретной информационной среды. Именно этим объясняется отсутствие однозначного понимания, что же такое информация.
Попутно заметим, что в науке до сих пор нет однозначного понимания и определения понятий «время», «энергия», «масса» и т.д.
В настоящее время сформировалось три подхода к осмыслению понятия информации:
1. Атрибутисты полагают, что информация как семантическое (смысловое) свойство материи является неотъемлемым атрибутом всех элементов и систем объективной реальности. Наиболее ярко и образно эта концепция информации выражена академиком В. М. Глушковым. Он писал, что «информацию несут не только испещренные буквами листы книги или человеческая речь, но и солнечный свет, складки горного хребта, шум водопада, шелест травы». Иными словами, информация как смысловое свойство материи создает представление о ее упорядоченности, разнообразии. Информация в этом понимании не может существовать вне материи, а значит, она существовала и будет существовать вечно.
2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах, т. е. информация – это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого.
3. Антропоцентристы ограничивают сферу информации главным образом социальными системами. В этом подходе информация трактуется как активная, «полезная» часть человеческих знаний, т.е. тех знаний, которые используются для ориентировки, управления и пр. Такую информацию можно понимать как содержание (смысл) сигнала, полученного системой из внешнего мира.
Все перечисленные точки зрения существуют и используются в соответствующих областях науки: информация как семантическое свойство материи изучается в философии, физике; информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии, биологии; информация как содержание сигнала изучается в лингвистике, социологии, психологии.
Информатика – «многомерная» наука. Для нее важны все аспекты понятия информации. Однако при этом она акцентирует внимание на том аспекте понятия информации, который в данный момент наиболее востребован. Например, в период стремительного развития вычислительной техники информация понималась прежде всего как смысл сигнала или просто как сообщение. С развитием биологических наук востребован функциональный подход к пониманию информации. В эпоху возрастания понимания всеобщей взаимосвязи явлений, фактов в окружающем мире, осознания глобальных угроз существенную роль приобрело понимание информации как семантического свойства материи.
Все эти подходы не противоречат друг другу. Наоборот, они естественно дополняют друг друга, позволяют исследовать проблемы с разных точек зрения, многогранно, что является проявлением фундаментального общенаучного принципа дополнительности.
Рассмотрим, как «работают» сформулированные подходы в различных областях человеческих знаний и деятельности.
Подходы к понятию информации и измерению информации.
Термин информация имеет множество определений. «Информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает разъяснение, изложение, осведомление. Информация всегда представляется в виде сообщения. Сообщение – это форма представления каких-либо сведений в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.д. В широком смысле информация – это сведения, совокупность каких-либо данных, знаний. Наряду с понятие информация в информатике часто употребляется понятие данные. Данные – это результаты наблюдений над объектами и явлениями, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Как только данные начинают использовать в каких-либо практических целях, они превращаются в информацию.
1. По отношению к окружающей среде:
2. По способам восприятия:
3. По форме представления для персонального компьютера:
· полнота – наличие достаточных сведений;
· актуальность – степень соответствия информации текущему моменту времени;
· достоверность – насколько информация соответствует истинному положению дел;
· ценность – насколько информация важна для решения задачи;
· точность – степень близости к действительному состоянию объекта, процесса, явления;
· понятность – выражение информации на языке, понятном тем, кому она предназначена.
Важным вопросом является измерение количества информации. Как понять, сколько информации мы получили в том или ином сообщении? Разные люди, получившие одно и то же сообщение, по-разному оценивают его информационную ёмкость, то есть количество информации, содержащееся в нем. Это происходит оттого, что знания людей о событиях, явлениях, о которых идет речь в сообщении, до получения сообщения были различными. Поэтому те, кто знал об этом мало, сочтут, что получили много информации, те же, кто знал больше, могут сказать, что информации не получили вовсе. Количество информации в сообщении, таким образом, зависит от того, насколько ново это сообщение для получателя.
В таком случае, количество информации в одном и том же сообщении должно определяться отдельно для каждого получателя, то есть иметь субъективный характер. При этом нельзя объективно оценить количество информации, содержащейся даже в простом сообщении. Поэтому, когда информация рассматривается как новизна сообщения для получателя (бытовой подход), не ставится вопрос об измерении количества информации.
Существует три основные интерпретации понятия «информация».
· в житейском аспекте под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами;
· в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
· в теории информации (по К.Шеннону) важны не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую неопределенность;
Можно выделить следующие подходы к определению информации:
Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
Для человека: Информация – это знания, которые он получает из различных источников с помощью органов чувств.
Вся информация, которую обрабатывает компьютер, представлена двоичным кодом с помощью двух цифр – 0 и 1. Эти два символа 0 и 1 принято называть битами (от англ. binary digit – двоичный знак). Бит – наименьшая единица измерения объема информации.
1 байт = 2 3 бит = 8 бит
1Кбит = 2 10 бит = 1024 бит
1 Кб = 2 10 байт = 1024 байт
1 Мб = 2 10 Кб = 1024 Кб
1 Гб = 2 10 Мб = 1024 Мб
1 Тб = 2 10 Гб = 1024 Гб
Вопрос: «Как измерить информацию?» очень непростой. Ответ на него зависит от того, что понимать под информацией. Но поскольку определять информацию можно по-разному, то и способы измерения тоже могут быть разными.
В информатике используются различные подходы к измерению информации:
1. Содержательный подход к измерению информации.
Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний человека в два раза, несет для него 1 бит информации.
Количество информации, заключенное в сообщении, определяется по формуле Хартли:
Если допустить, что все символы алфавита встречаются в тексте с одинаковой частотой, то количество информации, заключенное в сообщении вычисляется по формуле:
Ic – информационный объем сообщения
К – количество символов
N – мощность алфавита (количество символов)
Мы живем в реальном мире, окруженные разнообразными материальными объектами. Наличие информации об объектах реального мира порождает другой мир, неотделимый от сознания конкретных людей, где существует только информация. Этому миру мы даем разнообразные названия. Одно из таких названий — информационная картина мира.
Познание реального мира происходит через информационную картину мира. Человек формирует собственное представление о реальном мире, получая и осмысливая информацию о каждом реальном объекте, процессе или явлении. При этом у каждого человека существует своя информационная картина мира, которая зависит от множества факторов как субъективного, так и объективного порядка. Конечно, большую роль здесь играет уровень образованности человека. Информационные картины мира у школьника, студента и преподавателя будут существенно различаться. Чем объемнее и разнообразнее информация, которую может воспринять человек, тем более красочной получается эта картина. Так, например, информационная картина мира у ребенка совсем не такая, как у его родителей.
Один из способов познания реального мира — это моделирование, которое прежде всего связано с отбором необходимой информации и построением информационной модели. Однако любая информационная модель отражает реальный объект только в ограниченном аспекте — в соответствии с поставленной человеком целью. Отсюда и возникает определенная «ущербность» восприятия мира, если человек изучает его только с одной стороны, определяемой одной целью. Всестороннее познание окружающего мира возможно только тогда, когда существуют разные информационные модели, соответствующие разным целям.
Предположим, мы создали несколько информационных моделей для одного объекта реального мира (рис. 1). Их количество определяется количеством заданных целей. Например, информационные модели нашей планеты у школьника, астронома, метеоролога и геодезиста будут существенно различаться, так как у них разные цели, а значит, и информация, отобранная ими и положенная в основу информационной модели, будет разной.
При разработке модель постоянно сопоставляется с объектом-прототипом для оценки ее соответствия оригиналу.
Что же произойдет, если мы будем иметь дело только с информационными моделями, отстранившись от реального мира? В этом случае отпадает необходимость в понятии адекватности, так как, устранив объект, мы тем самым разорвем виртуальную связь, устанавливающую объектно-модельное отношение. А это значит, что мы полностью погрузимся в виртуальный, несуществующий мир, где циркулирует только информация. Сравнивать модель будет не с чем, а значит, отпадет необходимость в самом моделировании.
Таким образом, модель превращается в некий самостоятельный объект, который представляет собой совокупность информации.
Вспомнив понятие объекта, которое определяется как некоторая часть окружающего мира, рассматриваемая как единое целое, можно высказать предположение, что информационную модель, которая не имеет связи с объектом-оригиналом, тоже можно считать объектом, но не материальным, а информационным. Таким образом, информационный объект получается из информационной модели путем «отчуждения» информации от объекта-оригинала.
Информационный объект — это совокупность логически связанной информации. Тогда информационный мир будет представлять собой множество разнообразных информационных объектов (рис. 2).
Информационный объект, «отчужденный» от объекта-оригинала, можно хранить на различных материальных носителях. Простейший материальный носитель информации — это бумага. Есть также магнитные, электронные, лазерные и другие носители информации.
С информационными объектами, зафиксированными на материальном носителе, можно производить те же действия, что и с информацией при работе на компьютере: вводить их, хранить, обрабатывать, передавать. Однако технология работы с информационными объектами будет несколько иная, нежели с информационными моделями. Создавая информационную модель, мы определяли цель моделирования и в соответствии с ней выделяли существенные признаки, делая акцент на исследовании. В случае с информационным объектом мы имеем дело с более простой технологией, так как никакого исследования проводить не надо. Здесь вполне достаточно традиционных этапов переработки информации: ввода, хранения, обработки, передачи.
При работе с информационными объектами большую роль играет компьютер. Используя возможности, которые предоставляют пользователю офисные технологии, можно создавать разнообразные профессиональные компьютерные документы, которые будут являться разновидностями информационных объектов. Все, что создается в компьютерных средах, будет являться информационным объектом.
Литературное произведение, газетная статья, приказ — примеры информационных объектов в виде текстовых документов.
Рисунки, чертежи, схемы — это информационные объекты в видеографических документов.
Ведомость начисления заработной платы, таблица стоимости произведенных покупок в оптовом магазине, смета на выполнение работ и прочие виды документов в табличной форме, где производятся автоматические вычисления по формулам, связывающим ячейки таблицы, — это примеры информационных объектов в виде электронных таблиц.
Результат выборки из базы данных — это тоже информационный объект.
Довольно часто мы имеем дело с составными документами, в которых информация представлена в разных формах. Такие документы могут содержать и текст, и рисунки, и таблицы, и формулы, и многое другое. Школьные учебники, журналы, газеты — это хорошо знакомые всем примеры составных документов, являющихся информационными объектами сложной структуры. Для создания составных документов используются программные среды, в которых предусмотрена возможность представления информации в разных формах.
Другими примерами сложных информационных объектов могут служить создаваемые на компьютере презентации и гипертекстовые документы. Презентацию составляет совокупность компьютерных слайдов, которые обеспечивают не только представление информации, но и ее показ по заранее созданному сценарию. Гипертекстом может быть назван документ, в котором имеются гиперссылки на другие части этого же документа или другие документы.
Основные подходы к определению понятия «информация».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основные подходы к определению понятия «информация». Шатрова Елена Михайловна 10 класс
Субъективный подход к определению информации Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих процессах, воспринимаемые и интерпретируемые человеком или специальными устройствами. Информация – это понятие, обозначающее одну из точек зрения на окружающую действительность. В ХХ веке возникла теория информации
Понятие информации в философии Концепции Атрибутивная Антропоцентрическая (коммуникативная) Функциональная
Антропоцентрическая (коммуникативная) концепция Информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информация – это сфера общения человека. строитель заказчик
Функциональная концепция Информация – это атрибут свойственный только живой природе. Информация появилась лишь с возникновением жизни, т.к. связана с функционированием сложных самоорганизующихся систем, к которым относятся живые организмы и человеческое общество
Атрибутивная концепция Информация – это мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени. Информация является свойством всего сущего. Информация в мире возникла вместе со Вселенной
Понятие информации в философии Концепции Атрибутивная Антропоцентрическая (коммуникативная) Функциональная Информация – это мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени. Информация является свойством всего сущего. Информация в мире возникла вместе со Вселенной Информация – это атрибут свойственный только живой природе. Информация появилась лишь с возникновением жизни, т.к. связана с функционированием сложных самооргани-зующихся систем Информация существует лишь в человеческом сознании, в человеческом восприятии. Информация – это сфера общения человека.
Домашнее задание Заполните таблицу: Информация Вид информации По способу восприятия По форме представления Задача по алгебре Письмо Картина Опера Радиопередача Телепередача Аромат сирени Вкус лимона Жёлтый цвет
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-433286
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Новый ГОСТ на окна с защитой для детей вступает в силу 1 ноября
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Какие существуют подходы к определению понятия информация
1. Понятие информации с точки зрения различных наук
В любой науке основные понятия определить достаточно сложно. Так и понятие «информация» невозможно определить через другие, более «простые» понятия. В каждой науке оно связано с различными системами понятий. Например, в определении понятия «информация» необходимо отразить, что она:
1. существует в неживой природе;
2. существует в биологических системах;
3. не всегда может быть выражена словами;
4. возникает в процессе общения;
5. хранится, обрабатывается, передается, и т.д.
В зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия «информация».
Впервые как научное понятие термин «информация» стал применяться в теории журналистики в 30-х годах ХХ века, хотя в исследованиях по библиотечному делу он появился еще раньше. Под информацией понимались различные сведения, сообщения. Что соответствует переводу с латинского языка informatio – сведение, разъяснение, ознакомление.
В физике понятие информация рассматривается как антиэнтропия или энтропия с обратным знаком. Поскольку мерой беспорядка термодинамической системы является энтропия системы, то информация (антиэнтропия) является мерой упорядоченности и сложности системы. По мере увеличения сложности системы величина энтропии уменьшается, и величина информации увеличивается. Процесс увеличения информации характерен для открытых, обменивающихся веществом и энергией с окружающей средой, саморазвивающихся систем живой природы (белковых молекул, организмов, популяций животных и т.д.).
Под информацией в технике понимают сообщение, передаваемое с помощью знаков и символов. В теории связи, например, под информацией принято понимать любую последовательность символов, не учитывая их смысл. В основанной американским ученым Клодом Шенноном математической теории информации под информацией понимались не любые сведения, а лишь те, которые снимают полностью или уменьшают существующую до их получения неопределенность (неизвестность). Каждому сигналу в теории Шеннона соответствует вероятность его появления. Например, при передаче текста телеграммы вероятность появления буквы «т» равна 1/33. Чем меньше вероятность появления того или иного сигнала, тем больше информации он несет для потребителя. В обыденном понимании, чем неожиданнее новость, тем больше ее информативность.
Математическая теория информации не охватывает всего богатства содержания понятия информация, поскольку отвлекается от содержательной (смысловой, семантической) стороны сообщения. С точки зрения этой теории фраза из 100 слов, взятая из газеты, пьесы Шекспира или теории относительности Эйнштейна имеют приблизительно одинаковое количество информации.
Наш соотечественник математик Ю.А. Шрейдер оценивал информацию по увеличению объема знаний у человека под воздействием информационного сообщения. Академик А.А. Харкевич измерял содержательность сообщения по увеличению вероятности достижения цели после получения информации человеком или машиной. Таким образом, под информацией в семантической теории понимают сведения обладающие новизной.
В кибернетике – науке об управлении в живых, неживых и искусственных системах – понятие информации связывают воедино с понятием управления (Норберт Винер, Б.Н. Петров). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства зависит от процессов управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения их параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. Информация является обозначением содержания, полученного из внешнего мира в процессе приспособления к нему наших чувств. Информацию составляет та часть знания, которая используется для ориентирования, принятия решений, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования и развития системы.
Данная концепция отрицает существование информации в неживой природе, не дает ответа на вопросы: являются ли информацией неиспользованные знания, являются ли информацией неосмысленная информация?
Для преодоления этих противоречий академик В.П. Афанасьев ввел понятие информационных данных. Информационные данные – это всякие сведения, сообщения, знания, которые могут храниться, перерабатываться, передаваться, но характер информации они приобретут лишь тогда, когда получат содержание и форму пригодную для управления и используются в управлении.
Дальнейшим развитием математического подхода к феномену информация послужили работы Р. Карнапа, И. Бар-Хиллела, А.Н. Колмогорова и многие др.
В этих теориях понятие информации не связано с содержанием сообщений, передаваемых по каналу связи. Информация – абстрактная величина, не существующая в физической реальности, подобно тому, как не существует мнимое число или не имеющая линейных размеров материальная точка.
В биологии, которая изучает живую природу, понятие «информация» связано с целесообразным поведением живых организмов. Такое поведение строится на основе получения и использования организмом информации об окружающей среде.
Понятие информация используется в связи с исследованием механизмов наследственности. В генетике сформулировано понятие генетической информации, которое определяется как программа (код) биосинтеза белков, представленных цепочками ДНК. Реализуется эта информация в ходе развития особи. Последнее обстоятельство позволило проводить научные эксперименты по клонированию, т.е. созданию точных копий организмов их одной клетки.
В социальных науках (социологии, психологии, политологии и др.) под информацией понимают сведения, данные, понятия, отраженные в нашем сознании и изменяющие наши представления о реальном мире. Эту информацию, передающуюся в человеческом обществе и участвующую в формировании общественного сознания, называют социальной информацией.
Под информацией в документолистике понимают все то, что так или иначе зафиксировано в знаковой форме в виде документов.
С точки зрения индивидуального человеческого сознания информация – это то, что поступает в наш мозг из многих источников в разных формах и, взаимодействуя там, образует структуру нашего знания. Под информацией в быту (житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающем в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами. Информацией для человека являются не только сухие факты, строгие инструкции, но и то, что радует нас, волнует, печалит, заставляет переживать, восторгаться, презирать, негодовать. Более половины общего объема сведений, полученных в процессе разговора, приходится на так называемую несмысловую информацию. Эту информации говорящий по своему желанию, а иногда и непроизвольно, сообщает нам своей тональностью разговора, своей возбужденностью, жестикуляцией, выражением лица, глаз и т.д.
Все знания об окружающем мире человек получает с помощью органов чувств. Насколько мы им можем доверять?
Информация нам нужна для того, чтобы принимать правильные решения. Поэтому необходимо, чтобы она обладала следующими свойствами или качественными признаками
Пример. а) На улице тепло. б) Температура воздуха 22 ºС (если термометр исправен).
1) преднамеренное искажение (дезинформация);
2) искажение в результате действия помех;
3) когда значение отдельного факта или ряда фактов преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
4. Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести пользу. Неактуальной может быть информация по двум причинам:
1) она может быть устаревшей (прошлогодняя газета);
2) незначимой, ненужной (сообщение, что цены в Италии снижены на 5%).
5. Ценность (полезность или бесполезность) информации оценивается применительно к задачам, которые можно решить с ее помощью.
Самая ценная информация – это достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая.
Самая достоверная информация не может быть новой.
6. Ясность, понятность. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Некоторые представления о разнообразии информации может дать следующее определение (энциклопедический словарь). Информация – общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетки, от организма к организму. Из этого определения следует существование 4 видов информации:
1. социальная (человек-человек);
2. техническая (человек-автомат, автомат-автомат);
3. биологическая (информация в живом и растительном мире);
4. генетическая (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).
Другие основания классификации информации:
· по способам и формам получения (восприятия);
· по характеру носителя;
· по характеру источника;
· по сфере применения;
· по общественному значению.
У человека 5 органов чувств:
Человек воспринимает информацию по зрительному каналу: текстовую, числовую, графическую.
Человек воспринимает звуковую информацию: речь, музыка, звуковые сигналы, шум.
Человек воспринимает запахи окружающего мира.
Вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о вкусовых качествах предмета.
Человек имеет возможность получить информация «наощупь», через кожу.