какие существуют виды лекций в педагогике

Виды лекций.

Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике вуза.

Лекция-диалог проводится на основе сократовского метода с помощью прямого диалога преподавателя со студентами. Такая лекция, в которой присутствует слово студента, позволяет избежать пассивного восприятия информации, побуждает студентов к активному действию.

Лекция с научной структурой использует структуры, свойственные изучаемой науке или проблемной области.

Лекция теоретического конструирования обучает студентов систематизировать и обобщать свои образовательные результаты на теоретической основе. В качестве теоретической основы на лекции выбираются определенная концепция, принципы, правила, законы, теории, картина мира.

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу, теме. Преподаватель знакомит студентов с назначением и задачами раздела, его ролью. Дается краткий обзор раздела или темы, вехи развития науки и практики, достижения в области менеджмента, имена известных ученых. Уточняются сроки и формы отчетности студентов.

Обзорная лекция. Это систематизация знаний на высоком научном уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредмет- ной и межпредметной связи, исключающая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет понятийная и концептуальная основа всей темы или раздела.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», наиболее распространенная и сравнительно простая форма активного вовлечения слушателей в учебный процесс. Она предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Ее преимущество состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание аудитории.

Участие студентов в лекции-беседе можно обеспечить различными приемами, например вопросами к аудитории (озадачивание). Вопросы могут быть как элементарные, так и проблемные. Лектор должен заботиться, чтобы его вопросы не оставались без ответов, иначе они будут носить только риторический характер, не обеспечивая достаточной активизации мышления обучаемых.

Лекция-дискуссия. Преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Лекция-консультация. В зависимости от темы и целей занятия, характера изучаемого материала, конкретных дидактических задач, которые ставят перед собой преподаватели, включая групповую консультацию в учебный план, выбираются и соответствующие формы ее организации и проведения.

Занятия в форме лекции-консультации проводятся, когда тема носит сугубо практический характер. После краткого изложения основных вопросов темы студенты задают преподавателю вопросы. Ответам на них может отводиться до 50% учебного времени. В конце занятия проводится небольшая дискуссия — свободный обмен мнениями, который подытоживает преподаватель.

Методологическая лекция. Раскрывает характер, структуру и методы научного познания, например: факты — гипотеза — модель — выводы — эксперимент — практическое применение.

Общепредметная лекция. Строится на раскрытии связей фундаментальных образовательных объектов с различными дисциплинами.

Обобщающая лекция. Демонстрирует студентам результаты систематизации их собственных знаний, достижений, проблем. Проводится в завершении изучения раздела или темы для закрепления полученных студентами знаний. При этом преподаватель вновь выделяет узловые вопросы, широко использует обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы, позволяющие включить усвоенные знания, умения и навыки в новые связи и зависимости, переводя их на более высокие уровни усвоения, способствуя тем самым применению полученных знаний, умений и навыков в нестандартных и поисково-творческих ситуациях.

Инструктивная лекция. Знакомит студентов с технологией их предстоящей деятельности, с особенностями выполнения отдельных действий и способов работы. Проводится с целью организации самостоятельной последующей работы студентов по углублению, систематизации и обобщению изучаемого материала на лабораторных занятиях. В ходе лекции студенты получают методические рекомендации по работе с учебной литературой, с содержанием темы, выполняют инструктивные задания.

Историческая лекция. Подводит студентов к осмыслению и «переот- крытию» основных этапов истории развития проблемы или науки.

Мини-лекция. Может проводиться преподавателем в начале каждого занятия в течение десяти минут по одному из вопросов изучаемой темы. В вузах мини-лекция может быть использована как задание творческого уровня, когда студент выступает с самостоятельно подготовленным сообщением по изучаемой проблеме.

Кино (видео)-лекция. Способствует развитию наглядно-образного мышления студентов. Преподаватель осуществляет подбор необходимых кино (видео)-материалов по изучаемой проблеме. Перед началом просмотра кино (видео)-материалов до студентов доводится целевая установка, в ходе просмотра преподаватель комментирует происходящие на экране события.

Структура проблемной лекции

Анализ фактов, актуализация опорных знаний

Создание проблемной ситуации

Формулировка учебной проблемы (задачи или вопроса) преподавателем (низкий уровень проблемности) или студентами (высокий)

Выдвижение гипотез, анализ

Отбор гипотезы, формулировка цели

Поиск путей решения проблемы

Решение проблемы (результат получения новых знаний, совершенствования имеющихся, приобретения способа решения проблемы такого типа (способ деятельности))

Получение результата, анализ

Соотношение результата с гипотезой и целью

Формулировка вывода (умозаключения на основе соотношения результатов с гипотезой)

По характеру деятельности учащихся различают информационные и проблемные лекции.

Проблемная лекция предполагает решение трех основных целей:

В ходе такой лекции студенты вовлекаются в живой диалог, они высказывают свое мнение, задают вопросы. Задача преподавателя — использовать приемы, включающие в общение.

Источник

какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть фото какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть картинку какие существуют виды лекций в педагогике. Картинка про какие существуют виды лекций в педагогике. Фото какие существуют виды лекций в педагогике

Слово «лекция» произошло от латинского lection, что в переводе означает «чтение». Появилась категория в Древней Греции и в Средние века продолжила свое развитие. Под вузовской лекцией следует понимать ключевой элемент дидактического цикла процесса обучения. Основной ее целью является создание ориентировочной базы усвоения слушающими учебного материала в последующем. В нашей статье рассмотрим понятие и виды лекций. Разберем их основные особенности, формы и функции.

Функции категории

какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть фото какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть картинку какие существуют виды лекций в педагогике. Картинка про какие существуют виды лекций в педагогике. Фото какие существуют виды лекций в педагогике

Прежде чем рассмотреть каждый из видов лекций в отдельности, целесообразно привести их общий функционал. В учебном процессе актуален целый ряд ситуаций, в соответствии с которыми лекционный вариант обучения не может быть заменен никаким другим. Отчасти это происходит из-за того, что все виды лекций выполняют такие функции, как:

Основные виды лекций

Лекция является незаменимой также в функции структурирования и систематизации всего объема знаний по той или иной дисциплине. В настоящее время принято выделять такие виды (типы) лекций:

Целесообразно рассмотреть представленные виды и формы лекций в отдельности.

Вводная лекция

какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть фото какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть картинку какие существуют виды лекций в педагогике. Картинка про какие существуют виды лекций в педагогике. Фото какие существуют виды лекций в педагогике

Такая лекция предполагает первое представление о предмете. Она является ориентиром для студента в системе деятельности по конкретному курсу. Лектор организует знакомство слушателей с задачами и назначением курса, его местом и ролью в системе дисциплин учебного плана, а также в подготовке специалистов.

Дается достаточно краткий обзор материала, вех развития практики и науки, достижений в данной сфере и, конечно же, приводятся имена известных представителей направления, ученых. Помимо этого, описываются перспективные варианты исследований. На такой лекции раскрываются организационные и методические особенности деятельности в рамках курса, анализируется учебно-методическая литература, которая рекомендована студентам, а также уточняются формы и сроки отчетности.

Лекция-информация и обзорная

Среди существующих на сегодняшний день видов лекций важно отметить обзорную. На ней происходит систематизация знаний на предельно высоком уровне, которая допускает большое количество связей ассоциативного плана в процессе осмысления сведений, излагаемых при раскрытии межпредметных и внутрипредметных связей. При этом детализация и конкретизация исключаются.

Лекция-информация прежде всего ориентирована на изложение и дальнейшее объяснение слушающим научной информации, которая подлежит не только осмыслению, но и запоминанию.

Проблемная

какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть фото какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть картинку какие существуют виды лекций в педагогике. Картинка про какие существуют виды лекций в педагогике. Фото какие существуют виды лекций в педагогике

Такой вид учебной лекции, как проблемная, предполагает введение нового знания через «проблемность» ситуации, вопроса или задачи. В данном случае познавательный процесс у студентов в диалоге и сотрудничестве с преподавателем в достаточной мере приближается к исследовательской работе. Суть проблемы раскрывается посредством организации поиска ее преодоления или обобщения и последующего анализа как традиционных, стандартных, так и современных, то есть нетрадиционных точек зрения.

Лекция-визуализация

Это такой вид лекции, деятельность преподавателя на которой сводится к краткому или развернутому комментированию визуальных материалов, относящихся к просмотренным (к примеру, опорного конспекта). Ключевой составляющей образно-ассоциативной конструкции считается опорный сигнал. Под ним следует понимать единичный образ ассоциативного типа, который служит заменой некоему смысловому значению. Он поможет мгновенным образом восстановить в памяти информацию, известную ранее.

Бинарная

какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть фото какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть картинку какие существуют виды лекций в педагогике. Картинка про какие существуют виды лекций в педагогике. Фото какие существуют виды лекций в педагогике

Лекция «вдвоем» проводится в форме диалога, в котором участвуют два преподавателя. Они являются либо представителями разных научных школ, либо ученым и практиком, студентом и преподавателем. Стоит заметить, что последние зачастую придерживающиеся различных точек зрения на проблемные вопросы. Они способны развернуть дискуссию прямо на глазах слушателей. Лекторы активизируют их и посредством этого приводят пример научной полемики.

Интересный формат

Среди методов и видов лекций особое место занимает вариант с запланированными заранее ошибками. Он рассчитан на стимулирование слушателей к постоянному контролю предлагаемых сведений. Речь идет о поиске ошибки в содержании, методологии, орфографии или методиках. В конце материала осуществляется диагностика студентов и разбираются допущенные ошибки.

Слайд-лекция

какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть фото какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть картинку какие существуют виды лекций в педагогике. Картинка про какие существуют виды лекций в педагогике. Фото какие существуют виды лекций в педагогике

Это представление материала в формате цифр. В данном случае имеют место слайды с речевым сопровождением лектора, преподавателя. При просмотре, сразу же после логически законченной мысли (приблизительно спустя 5-7 минут) автоматическим образом запускается проверочный тест, который обычно состоит из одного вопроса, касающегося прочитанной информации. Если он не пройден, то демонстрация материала останавливается. В свою очередь слушатель возвращается к началу просмотра. В качестве завершения предлагается 5-6 соответствующих теме вопросов. Следует подчеркнуть, что структура подачи сведений при условии обратной связи способствует повышению степени усвоения информации и активизации внимания студентов.

Лекция-телеэссе

Основной целью здесь выступает отработка коммуникативной компетенции. Студент, после того как прослушал материал, должен выбрать один из параграфов (примерно на 5-7 минут) и записать собственное устное выступление посредством web-камеры. Самые удачные могут применяться преподавателем для иных курсов. В данной ситуации целесообразно организовать конкурс.

Лекция-конференция

какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть фото какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть картинку какие существуют виды лекций в педагогике. Картинка про какие существуют виды лекций в педагогике. Фото какие существуют виды лекций в педагогике

Эта разновидность лекции проводится как занятие научно-практического плана. Причем проблема и система докладов оговариваются заранее. Каждое выступление длится порядка 5-10 минут. Оно представляет собой законченный в логическом плане текст, который подготовили в рамках программы, предложенной преподавателем, заранее. Совокупность зачитанных текстов позволяет всесторонним образом осветить проблему. Как правило, в конце лектор оглашает результаты самостоятельной деятельности, выступлений студентов. Он дополняет или уточняет предложенные сведения, формулирует ключевые выводы.

Лекция-консультация

какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть фото какие существуют виды лекций в педагогике. Смотреть картинку какие существуют виды лекций в педагогике. Картинка про какие существуют виды лекций в педагогике. Фото какие существуют виды лекций в педагогике

Первый вариант такого подхода реализуется в соответствии с типом «вопрос — ответ». Преподаватель во время лекционного периода отвечает на вопросы слушателей по всему курсу или разделу. Второй подход предполагает такую схему: «вопрос — ответ — дискуссия». Это троякое сочетание: изложение новых учебных сведений читающим, постановка вопросов и, наконец, организация дискуссии, связанной с поиском ответов на актуальные вопросы.

Пресс-конференция

В заключение рассмотрим такой формат лекции, как пресс-конференция. Огласив тему, преподаватель предлагает студентам задать ему интересующие их вопросы письменно. На протяжении нескольких минут слушатели формируют списки и передают их преподавателю, который в течение некоторого времени сортирует вопросы в соответствии с их содержанием и начинает лекцию. Материал излагается не в качестве ответов на вопросы, а как логичный, связный текст. Однако именно в процессе прочтения лекции формулируются ответы, интересующие студентов. В конце преподаватель осуществляет анализ материала как отражение знаний и интересов учащихся. Необходимо заметить, что данный формат достаточно широко применяется на территории России как в высших учебных заведениях, так и в колледжах.

Каждый из перечисленных вариантов представления материала имеет свои плюсы и минусы. Именно поэтому любой преподаватель находит наиболее удобный подход для себя и слушателей. Он выбирает то, что будет интересно студентам, ведь так важно, чтобы лекция была полезной.

Источник

Виды лекций и их методическая характеристика

Лекция (от лат. Lесtio – «чтение») является одной и из основных форм учебных занятий в высших учебных заведениях, представляющая собой систематическое, последовательное изложение преподавателем определенного раздела конкретной науки или учебной дисциплины.

Лекции различаются по своему построению, приемам изложения материала, характеру обобщений и выводов.

Различают следующие виды лекций:

Популярная (публичная) лекция представляет изложение научных истин для аудитории, которая не подготовлена к их восприятию. Ученый-педагог обязан просто и ясно излагать научную проблему. Обычно такие лекции читаются вне стен вуза.

Комплексная— читается в специальных курсах или на факультетах повышения квалификации преподавателей. Она представляет собой конгломерат данных из нескольких наук при сохранении ведущего значения одной из них. Такое комплексное рассмотрение темы помогает студентам оценить проблему. Особенностью таких лекций является их высокий научный уровень.

Проблемная лекция характеризуется постановкой перед студентами учебных проблем-заданий, которые они должны самостоятельно решить, получив, таким образом, новые знания. В лекции сочетаются проблемные и информационные начала. Своеобразными разновидностями проблемных лекций являются лекция-Мозговая атака, лекция-дискуссия и лекция с разбором практических ситуаций.

Лекция-дискуссия характеризуется тем, что преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Лекция с разбором конкретных ситуаций— это по форме та же лекция-дискуссия, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопрос, а конкретную ситуацию. Как правило, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме.

Лекция-визуализация Чтение лекции-визуализации сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных визуальных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Эти материалы должны обеспечивать систематизацию имеющихся у слушателей знаний, предъявление новой информации, задание проблемных ситуаций и возможные разрешения;

Лекция вдвоем. В данной лекции моделируются реальные профессиональные ситуации, обсуждение теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например, представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.п.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Необходимость развития у студентов умения оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию, которая привела к разработке лекции с заранее запланированными ошибками.

Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит слушателей письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый слушатель должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Лекция с применением техники обратной связи. В настоящее время все шире используются специально оборудованные классы для программированного обучения, где руководитель занятия имеет возможность с помощью технических устройств получать сведения о реакции всей группы слушателей на поставленный им вопрос. Вопросы задаются в начале и конце изложения каждого логического раздела лекции. Если аудитория в целом правильно отвечает на вводный вопрос, преподаватель может ограничить изложение лишь кратким тезисом и перейти к следующему разделу лекции. Если число правильных ответов ниже желаемого уровня, преподаватель читает подготовленный текст и в конце смыслового раздела задает слушателям новый вопрос, который предназначен уже для выяснения степени усвоения только что изложенного материала. При неудовлетворительных результатах контрольного опроса преподаватель возвращается к уже прочитанному разделу, изменив при этом методику подачи материала.

Источник

Современные виды и формы лекций используемые в СПО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Современные виды и формы лекций используемые в СПО

Лекция – методологическая и организационная основа для всех форм учебных занятий, в том числе самостоятельных.

Назначение современной лекции в учебном процессе не в том, чтобы предоставить всю информацию по теме, а чтобы помочь освоить курс, овладеть теоретическими знаниями с практическим применением сначала на лабораторных и практических занятиях, а в дальнейшем применять на практике с возможным решением не стандартных ситуаций.

В учебном процессе лекция выполняет методологическую, организационную и информационную функции. В ряде случаев лекция является основным источником информации, например, при отсутствии учебников, учебных пособий по новым курсам. Лекция раскрывает понятийный аппарат конкретной области знания, ее проблемы, дает цельное представление о предмете, показывает взаимосвязь с другими дисциплинами. Все другие формы учебных занятий – семинары, лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование, учебная практика, консультации, зачеты и экзамены – связаны с лекцией, опираются на фундаментальные положения и выводы.

преподаватель полностью сам планирует и контролирует ход занятия;

иметься возможность охвата потока слушателей и обучающихся;

низкие финансовые затраты на одного учащегося.

качественная передача информации с четким изложением материала с учетом темы и слушателей (очной или заочной формы обучения, учащихся после 9 класса или 11) в зависимости от возможностей воспринимать полученную информацию;

Различают следующие виды лекций:

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном курсе и ориентирует обучающихся в системе работы по данному курсу. Преподаватель знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Даётся краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных учёных, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также даётся анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой обучающимся, уточняются сроки и формы отчётности.

Например – я всегда на водной лекции стараюсь завлечь обучающихся в беседу, чтоб они вспоминали в каких предприятиях питания он были, что им там понравилось, что не понравилась и этим я их подталкиваю делать вывод, что при должном изучении теории ее необходимо применять на практике тем самым о ниже в будущем улучшат сферу услуг.

Не секрет, что для наших обучающихся это одна из наиболее «скучных» форм проведения лекций, но от этого не куда не уйдёшь особенно при изложении точной информации требующей конспектирования. Я на таких лекциях даю четкое определение, но за тем я прошу чтобы они мне объяснили как они поняли можно на примерах из жизни. Если мы изучаем новую формулу, то после каждой вызываю к доске для решения вместе со мной тем самым они собирают себе плюсы на семинары, а я понимаю в коком моменте у них возникают трудности в решении задач.

Например – при изложении нового материала всегда показываю им взаимосвязь с другими дисциплинами, опираясь на их знания, для того чтобы не возникало вопросов а зачем нам это надо. При изучении темы приготовление сложных горячих блюд они вспоминают химию, санитарию, микробиологию, математику и т.п. и даже физкультуру

На мой взгляд это одна из наиболее интересных форм проведения лекций, при изложении информации можно задействовать всех обучающихся предлагая им высказывать свое мнение и если оно ошибочное предлагаю другим обучающимся с ним поспорить.

Лекция-визуализация одна из форм подачи материала, когда используются визуальные формы восприятия с использованием аудио техники или видеовоспроизведения материала. Лекция сводится к комментированию материалов, которые воспроизводятся на экране.

Такая форма проведения лекции с использованием видеофильмов самая менее информативно запоминающаяся, поэтому я например использую видеофильмы в качестве перерывов, т.к. обучающиеся в большинстве случаев начинают скучать и им становиться не интересно, а вот фото или презентации они усваивают лучше, и даже удобнее записывать информации с фото, а я в это время комментирую излагаемый материал.

Обучающим такая форма лекции наиболее интересна когда проводит преподаватель и практик, тем самым они видят взаимо связь теории и практики, могут задавать вопросы практику. Не достаток такой формы что практика не всегда совпадает с теорией, поэтому я заранее оговариваю возможные проблемы которые могут возникнуть с представителем с практики, но и конечно оставляю явные не стыковки теории и практики. Например при организации рабочих производственных помещений и организации в них рабочих мест, я рассказываю идеал, а практик подтверждает мои слова с маленькими оговорками по ограничению территории.

Лекция с заранее запланированными ошибками вид лекций, который рассчитан на внимательность студентов и их стимулирование с целью постоянного контроля над получаемой информацией. Ошибка может быть как методологической, содержательной, методической. В конце лекции осуществляется анализ и разбор допущенных ошибок.

Я применяю такую форму в основном на заключительных этапах изучения темы, но стараюсь при изложении ошибки их подтолкнуть к исправлению меня. В основном стараюсь применять на практических занятиях при решении новых ситуационных задач.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений обучающихся, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

При планировании лекций каждый преподаватель должен:

подготовится к лекции, поделив ее на изучаемые вопросы;

преподаватель готовится к каждому вопросу с возможными вариантами непонимания со стороны обучающихся;

необходимо стараться постоянно опираться на междисциплинарную взаимосвязь;

все формулировки должны быть ясными и однозначными, их суть должна быть понятна обучающимся разного уровня;

обязательно необходимо подводить итог по пройденному материалу, его применена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *