какие табу есть в религиях и чем они объясняются
Религиозные табу
Почему в разных культурах некоторые вещи считают запретными? Почему индуистам запрещено есть говядину, а мусульманам и иудеям — свинину? Мы решили выяснить, как формировались эти запреты, и что за ними стоит.
Свинина, говядина (и еще много чего)
«…И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте» (Левит, 11:2−3)
Достаточно хорошо усвоить эту фразу из Библии, и у вас уже не будет проблем с пониманием того, какая пища считается дозволенной евреям, и какую им не стоит предлагать.
Свинина запрещена в иудаизме, исламе и христианстве
Итак, иудеям категорически запрещено смешение молочных и мясных продуктов, рыбу можно есть лишь покрытую чешуей («…все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь» (Левит, 11:10−11)), а мясо только жвачных парнокопытных.
На праздник Пасхи нельзя есть дрожжевой хлеб. Вместо него готовят мацу — хрустящие тонкие листы, замешанные только на муке с водой.
Гастрономические предпочтения мусульман тоже сильно ограничены. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи […] Все это — нечестие» (Коран, 5:3).
Коровы почитаются индуистами как священные животные
Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».
Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным («Ригведа»: «Коровы — священны и являются олицетворением добродетели. Они наиболее чистые и обладают самой большой очистительной силой»). Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы — учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.
«Тайная вечеря». Леонардо да Винчи, 1495 — 1498 годы
Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также — во время поста — мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.
Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый Завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10:25−27).
«…и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» (Исх. 31:13−16)
Вот еще один закон, который христиане делят напополам с иудеями. По субботам, то есть в шаббат, работать запрещается. На протяжении шести дней человек творил, изменял окружающую его среду, пользовался ее благами. Поэтому в седьмой день он должен отказаться от рукотворчества, власти над миром и «передать узды правления Творцу».
Еврейская семья в субботу, Иерусалим
В начале XX века тема развода и повторного брака еще осуждалась общественным мнением, но теперь — нет. Тем не менее, принципиальное положение христианства по отношению к браку — его нерасторжимость: «Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Евангелие от Марка, 10:11−12).
Ну, а по поводу прелюбодейства знает каждый — смертный грех.
Русская православная свадьба. Гравюра 1812 года
Гадалки и гороскопы
Сейчас стало модным ходить к гадалкам, составлять и читать гороскопы. Ведь интересно же, что там случится на следующей неделе у Овнов/Раков/Близнецов.
Однако по церковным канонам обращаться к предсказателям, заниматься спиритическими сеансами, играть в карты — большой грех: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит, 19:31).
В Библии не очень много прямых упоминаний о татуировках. Это потому, что люди, наносившие на свои тела подобные вековечные надписи и изображения, не принадлежали к народу, получившему закон Моисеев. Это были люди языческих верований.
В иудаизме отношение к татуировке является отрицательным
Итак, в книге Левит мы находим слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит, 19:28). Приведенная цитата более чем очевидна. Бог говорит «нет» подобному обычаю.
Религиозные табу
Свинина, говядина (и еще много чего)
«…И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте» (Левит, 11:2−3)
Достаточно хорошо усвоить эту фразу из Библии, и у вас уже не будет проблем с пониманием того, какая пища считается дозволенной евреям, и какую им не стоит предлагать.
Свинина запрещена в иудаизме и исламе
Итак, иудеям категорически запрещено смешение молочных и мясных продуктов, рыбу можно есть лишь покрытую чешуей («…все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас; они должны быть скверны для вас: мяса их не ешьте и трупов их гнушайтесь» (Левит, 11:10−11)), а мясо только жвачных парнокопытных.
На праздник Пасхи нельзя есть дрожжевой хлеб. Вместо него готовят мацу — хрустящие тонкие листы, замешанные только на муке с водой.
Гастрономические предпочтения мусульман тоже сильно ограничены. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи […] Все это — нечестие» (Коран, 5:3).
Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах — прощающий, милостивый».
Для индуизма, наоборот, характерен отказ от говядины
Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным («Ригведа»: «Коровы — священны и являются олицетворением добродетели. Они наиболее чистые и обладают самой большой очистительной силой»). Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы — учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.
Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также — во время поста — мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.
Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый Завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее» (1 Кор. 10:25−27).
«…и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» (Исх. 31:13−16)
По субботам, то есть в шаббат, работать запрещается
Вот еще один закон, который христиане иногда делят напополам с иудеями. По субботам, то есть в шаббат, работать запрещается. На протяжении шести дней человек творил, изменял окружающую его среду, пользовался ее благами. Поэтому в седьмой день он должен отказаться от рукотворчества, власти над миром и «передать узды правления Творцу».
В начале XX века тема развода и повторного брака еще осуждалась общественным мнением, но теперь — нет. Тем не менее, принципиальное положение христианства по отношению к браку — его нерасторжимость: «Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Евангелие от Марка, 10:11−12).
Ну, а по поводу прелюбодейства знает каждый — смертный грех.
Гадалки и гороскопы
Сейчас стало модным ходить к гадалкам, составлять и читать гороскопы. Ведь интересно же, что там случится на следующей неделе у Овнов/Раков/Близнецов.
Однако по церковным канонам обращаться к предсказателям, заниматься спиритическими сеансами, играть в карты — большой грех: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит, 19:31).
По церковным канонам, ходить к гадалкам — большой грех
В Библии не очень много прямых упоминаний о татуировках. Это потому, что люди, наносившие на свои тела подобные вековечные надписи и изображения, не принадлежали к народу, получившему закон Моисеев. Это были люди языческих верований.
В иудаизме отношение к татуировке является отрицательным
Итак, в книге Левит мы находим слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит, 19:28). Приведенная цитата более чем очевидна. Бог говорит «нет» подобному обычаю.
Что такое табу и нужны ли они нам
Понятие табу уже утратило свое устрашающе-религиозное значение. Все же мы не верим, что небо разверзнется, и божество на огненной колеснице покарает нас за бутерброд во время поста. Но умудряемся ставить барьеры у себя в голове, даже забывая, откуда они взялись. Нужны нам ограничения или это пережиток прошлого общества? Почему бессмысленные запреты только усиливают желание их нарушить? Как избавиться от комплексов в сексуальной сфере? Глупо когда мы сами себе ставим преграды. Но именно этим и занимаются взрослые люди.
Что такое табу
Табу — это абсолютная невозможность совершения определенного действия. Это как проклятие навсегда. Оно непоколебимо и не допускает возможности преступить ту черту, которую запрещено преступать. Значение его несколько двойственное: с одной стороны – это нечто священное, недоступное для простого человека, с другой – жуткое, страшное и жестокое. Изначально понятие было сводом религиозных запретов, сегодня оно перенесено в плоскость внутренних моральных ограничений. Другое, обыденное значение этого понятия – священный.
Само слово «табу» имеет полинезийское происхождение, где оно означает запрет сакрального значения. Жесткие ограничения, которые транслируют служители культа, зачастую не обоснованы, но являются чем-то естественным для всех, кто находится в их власти.
Собственно, религия – это и есть кодекс запретов для всех людей вне зависимости от происхождения, социального статуса материального положения. Но за нарушение одних можно было получить словесное нравоучение, а за попирание других моментально следовало жестокое наказание высших сил. Почему такая разница? Потому что табу и моральные нравоучения – разные вещи. Моральные нравоучения можно обойти, схитрить, купить индульгенцию. Табу – нет.
Табу в религии
Табу вводились религиозными служителями по нескольким причинам. Первое – это проведение границы между людьми и сакральными предметами, которые способны отделить священное от обыденного и обыденное от священного. Второе – это возможность поддержать порядок в общине. Так, например, под строжайшим запретом были сексуальные связи между близкими родственниками. Без знания генетики объяснить воспрещение было сложно, поэтому табу описывалось кратко: «Нельзя. И точка. Иначе кара небесная». Причем служители культа часто выполняли наказание задолго до высших сил, чтобы другим было неповадно.
Сегодня религиозные запреты сохранились, прежде всего, в отношении пищи. Собственно, Библейское повествование начинается именно с запрета съесть плод с дерева добра и зла. С его нарушения и случилось грехопадение человечества, за которое мы расплачиваемся до сих пор. Пищевые религиозные ограничения – это строгие понятия поста в христианстве, кошерная пища в иудейской религии, халяльная в мусульманстве. Другие ограничения касаются поведения вообще или в определенные дни, одежды, изображения живых существ и другие.
Первые научные исследования
Первым исследователем, который классифицировал тему табуирования был шотландский этнограф, антрополог и религиовед Джеймс Джон Фрейзер (01.01.1854-07.05.1941). Он первым описал табу с точки зрения двух противоположных понятий – магических ритуалов и здравого смысла. В своей книге многочисленные запреты разных народов он разделил по сферам жизни:
Вывод из этого исследования был интересным: людям всегда нужен был образец, к которому они стремились. Люди видели безупречную модель жизни и мечтали жить так же. Но для того, чтобы достичь заоблачных высот им приходилось подчиняться тому самому идеалу.
Удивительно, но многие запреты, описанные в книге, мы помним и сегодня. Причем следуем им даже не задумываясь о происхождении. Так, например, многие не выбрасывают срезанные ногти и волосы, не дарят острые предметы, не завязывают узлы.
Фрейд, табу и амбивалентность
Зигмунд Фрейд (06.05.1856-23.09.1939) в своей книге «Тотем и табу» рассматривает табу порождение амбивалентности. Амбивалентность – это двойственность чувств по отношению к чему либо. Получив жесткий запрет, человек с одной стороны испытывает священный трепет, с другой – неудержимое желание его нарушить.
Фрейд привязывает понятие табу к теме психоанализа, исследования бессознательной части душевной жизни персональной и коллективной психики. В своих работах он описывает людей, что сами создали себе жесткие табу и следуют им не хуже полинезийских дикарей. Фрейд даже ввел понятие «болезнь табу» – ничем не обоснованную болезненную навязчивость, которая приводит к бесконечным спорам с самим собой, нервозности и навязчивым ритуалам.
Причем необоснованные запреты в определенной степени заразны, они могут передаваться от человека к человеку и захватывать большие группы людей. Самым частым проявлением этой болезни является табу на прикосновения, и как следствие – навязчивый ритуал бесконечных омовений.
В современном психоанализе понятие табу больше исследуется в сексуальной сфере. Но есть и другие проявления внутренних запретов. Например, многие из нас неосознанно запрещают себе те или иные действия, мысли, эмоции, поступки и даже не догадываются, что продиктованы они внутренними табу.
Табу в наше время
Современное общество не производит таких категорических табу. Ученые утверждают, что количество моральных запретов зависит от уровня развития цивилизации. Одно дело – невозможность взглянуть на верховного правителя, другое – табу на убийство. Хотя многое также зависит и от самого человека. Если для одного утверждение «Не укради» находит отклик в душе, то для другого это, скорее, вызов. Все же человеку свойственно делать то, что идет ему на пользу и вредит окружающим. И останавливает его от активных действий совсем не мораль, а боязнь общественного осуждения и уголовный кодекс.
Юридические ограничения прописывает государство, которое способно наказать не хуже верховного жреца. Раньше все табу были прописаны в религиозных книгах, но сегодня многие не следуют строгим религиозным нравоучениям. Внутренние запреты продиктованы этикой и родительским воспитанием, а внешние – юридическим законом. Когда человек неосознанно или намеренно нарушает порядок, причиняет вред окружению, окружение говорит «Нам это не нравится, это ущемляет наши интересы» и создает определенные законы.
Во многих странах существуют культурные или поведенческие запреты. За их нарушение никого не посадят в тюрьму, но для окружающих нарушитель становится изгоем. То есть сам попадает под влияние табу. Например, в Японии нельзя заходить в дом в уличной обуви, жалеть плачущего человека или обращаться к вышестоящему начальнику без его разрешения. В буддийских странах запрещено прикасаться к голове ребенка, а в Швеции нельзя дарить гвоздики, которые считаются траурными цветами. И это только некоторые из большого числа ограничений. Но чтобы избежать неприятных ситуаций, их стоит придерживаться.
Нужны ли нам табу
Нужны ли строгие запреты сегодня? Скорее, да. Конечно, старые моральные ограничения относились к обществу, которого сегодня уже не существует. Нужны другие. Те, что направленны на сохранение жизни, например. При воспитании маленького ребенка родители строго запрещают ему приближаться к розеткам или кипящим кастрюлям. Детям совсем не обязательно знать законы движения электронов, чтобы понять: пальцы в розетку совать нельзя. Для взрослых людей – это правила дорожного движения, кодекс законов.
Социологи утверждают: чем больше у человека внутренних культурных запретов, тем качественней он вписывается в общественную среду. Хотя иногда неразумные запреты провоцируют многочисленные нарушения (амбивалентность чувств). Так, во время сухого закона, количество пьющих людей резко увеличивается.
Сосуществовать было бы намного проще, если бы все придерживались внутренних ограничений. Практикующие психологи отмечают в своих работах, что взрослым людям стоит также поучиться уважать чужие внутренние запреты. А попросту – не лезть в чужую жизнь с добровольными советами или бестактными вопросами. Даже если вам кажется, что ограничения другого человека смешны и бессмысленны, не стоит учить их жизни, давая советы вроде:
А фазу «я на твоем месте…» вообще следовало предать анафеме, вычеркнуть из памяти человечества. Единственное, что можно сделать – поделиться собственным опытом. И то, в форме диалога.
Как распознать табу
Государство способно табуировать далеко не все процессы в нашей жизни. Но то, что не делается на уровне общества, добровольно осуществляется на уровне личности. Мы сами себе устанавливаем внутренние барьеры, способные сильно отяготить наше существование. Мы делаем это неосознанно, но своими «психологическими руками». При этом не осознаем, что именно они являются препятствием к достижению успеха. Мы запрещаем себе:
И это только начало. Чем больше внутренних ограничений, которые мы сами себе не в состоянии объяснить, тем меньше места остается для счастья. Запреты в одной сфере жизни отражаются на остальных, а желание их нарушить ведет к рассогласованности с самим собой. Яркий пример – наш лишний вес. Мы часто едим не потому, что любим это блюдо. Мы заедаем внутренние запреты на красоту, сексуальность, отношения, материальное благополучие. И чем больше мы себе запрещаем, тем больше хочется есть. А если в это время садимся на диету, и запрещаем себе еще и любимые продукты, пиши пропало. Набор десятка лишних килограммов обеспечен.
Наши внутренние ограничения могут причинять боль близким. Например, у некоторых есть табу на извинения. Человек просто не может выговорить простые слова, способные уменьшить боль другого. Есть и такие, что мы переносим на своих детей, мужа или жену, также усложняя им жизнь. Мало того, что мы сами страдали, пусть теперь и они страдают. А ведь ответа на вопрос «Почему?» у нас просто нет. В лучшем случае мы вспомним, что нам это кто-то сказал. Так что если табуировать что-то в личной жизни, так это невмешательство в пространство близких людей.
Наши бессознательные табу похожи, скорее, на микрочипы, вживленные в голову в детском или подростковом возрасте. Но люди чаще называют их тараканами. Справиться ментальными «тараканами» в голове помогают психотерапевты. Они раскручивают проблемы, как клубок ниток, докапываются до первопричины бессмысленного барьера. Психологи способны не только выслушать. Они снабжают клиентов инструментами, которые помогают им жить и справляться со своими запретами самостоятельно. Но и психотерапевты попадают под запрет. Ведь считается, что на сеансы психотерапии ходят психопаты, слабаки или полные неудачники. Так что перед тем, как отправиться на сеанс психотерапии, придется нарушить по крайней мере одно внутреннее табу, чтобы справиться с остальными.
Выводы:
Завет, заповедь и табу: что означают эти понятия в разных религиях?
Церковная терминология иногда заставляет нас задумываться над простыми, казалось бы, словами. Мы расскажем, что означает и чем отличается заповедь от завета, в каких религиях есть табу и что именно скрывается под этим понятием.
В иудаизме больше 600 заповедей?
Как написано в толковом словаре, заповедь – это непреложное предписание, строго обязательное правило поведения. Религиозное значение этого слова не слишком отличается от светского его толкования: в религии это приказ Бога людям не нарушать его закон. И когда современный человек употребляет слово «заповедь», чаще всего он имеет в виду его библейское значение.
Заповеди, которые даны в Библии от лица Всевышнего, составляют основу моральных норм жизни человечества. Самые известные в христианстве и иудаизме – это десять заповедей, которые были даны Моисею Богом на горе Синай. По легенде, скрижали, на которых они были записаны, хранились в Ковчеге Завета – деревянном ларце, где также находились другие святыни иудеев. Нарушать эти заповеди человеку категорически нельзя, так как, по библейским меркам, это может привести к катастрофе. Ведь свобода в этих религиях – не вседозволенность, а право выбора: если сделать неправильный выбор, можно пострадать.
Известные десять заповедей – не единственные в мировых религиях. Например, из Ветхого Завета в Новый Завет перешла так называемая заповедь любви. Ее Иисус Христос оставил своим ученикам и последователям: возлюби Бога душой и умом, а ближнего – как самого себя. Согласно религиозным канонам, эти две заповеди представляют собой основу сосуществования всех людей на земле.
Основу иудаизма составляют 613 заповедей – перечень нравственных законов, обязательных к исполнению и основанных на десяти Синайских заповедях. Кроме них, существуют семь заповедей потомков Ноя, которые считаются основой нравственности для всего человечества. Они лишь немного отличаются от десяти заповедей, данных Моисею. Кроме этого, в иудаизме есть целый список правил, который за несколько веков настолько увеличился, что слово «Талмуд» (собрание книг, где эти предписания содержатся) приобрело нарицательное значение и стало означать указания, которые проблематично выполнить.
В исламе, кроме собственно нравственных заповедей, подобных иудейским и христианским, есть заповеди, которые называются Пять столпов ислама и имеют отношение к исповеданию веры и ритуалу.
В буддизме есть свои десять заповедей, отчасти они похожи на христианские. Кроме того, каждый буддист должен знать четыре благородные истины, сообщающие о причинах страданий и путях их прекращения.
Завет – договор, а не правило?
Завет – это договор нравственного содержания, заключенный с последователями или потомками. Он может и не иметь отношения к религии. Завет отличается от заповеди тем, что не является правилом, за нарушение которого следует наказание, а подразумевает, что один человек обещает служить и помогать другому. Цель завета – сделать отношения между двумя сторонами ближе, когда, например, они обещают прекратить воевать друг с другом или наладить экономические отношения. В современном языке это слово почти не употребляется.
В религиозном смысле завет – обещание Бога помочь людям. Эта основная идея взаимоотношений Всевышнего и человечества. Например, завет вступил в силу, когда Бог освободил евреев от египетского рабства и дал им закон, который диктовал, как следует поступать, чтобы исполнить завет.
Табу есть во всех религиях мира?
Этот термин европейцы позаимствовали у народов Полинезии, и означает он строгий запрет на совершение каких-либо действий под угрозой наказания свыше. В мире нет ни одной религии, где не было каких-либо табу. Христианское учение, к примеру, содержит различные запреты, которые не позволяют человеку выходить за рамки религиозной этики. Существует целый перечень таких запретов. Один из них – развод, который осуждается церковью, так как считается, что брак, скрепленный священником, нерасторжим. Другой запрет, или табу, в христианстве касается гаданий и гороскопов: обращаться к предсказателям, посещать спиритические сеансы или играть в карты для человека считается большим грехом.
Ислам и иудаизм содержат гораздо больше строгих запретов, чем христианство. В этих религиях поведение человека регламентируется в каждой конкретной ситуации. В иудаизме это непреложное соблюдение субботы и деление животных на «чистых» и «нечистых», запрет жертвоприношений и поклонения идолам.
У мусульман запрет носит название харам. Это действие, которое наносит вред посторонним людям или самому человеку. Список того, что мусульманам запрещено, очень длинный, во многом он повторяет запреты других религий. Среди прочего, в него входят воровство и употребление в пищу свинины, крольчатины и алкоголя, ростовщичество и гомосексуализм, азартные игры и клевета.