какие танки были в афганистане 1979 1989

Применение танков и авиации в ходе Афганской войны 1979-1989 г.г.

Танки и другая тяжелая техника в Афганистане

С начала и до конца боевых действий в Афганистане, в период с 1979 по 1989 г.г., танки применялись только правительственными войсками и советскими войсками в составе 40-ой армии. Они придавались на усиление мотострелковым (парашютно-десантным, десантно-штурмовым) батальонам/ротам и действовали в составе взводов (иногда — рот).

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

Средний танк Т-55 — основа советской группировки в Афганистане

Основная масса советских танков использовавшихся в той войне — Т-55 и Т-62 различных модификаций. При всех неоспоримых достоинствах этих неприхотливых и надежных машин, война в Афганистане выявила и их относительно слабые места, проявившиеся в условиях специфики театра военных действий:

Тактика использования танков

Блокирование и прочесывание местности

В контрпартизанских действиях танки броней прикрывают мотострелков и уничтожают огнем и гусеницами наиболее важные цели. Классическая тактика при этом (операция в провинции Гильменд, 1984 г.):

Парашютно-десантный батальон идет двумя параллельными маршрутами прочесывая местность, танки находятся в голове колонны, впереди них идут саперы, прикрываемые десантом с танковой брони. Обнаруженный противник тут же уничтожается огнем танковых пушек и пулеметов, между маршрутами сплошное прочесывание ведут десантники.

Танки в составе штурмовых групп

Для уничтожения противника закрепившегося в крепостях и других прочных строениях, танки часто использовались в составе штурмовых групп. Кроме уничтожения врага огнем, они нередко разрушали строения ударом корпуса, пробивали проходы в баррикадах и стенах.

Танки при сопровождении колонн и охране объектов

Танковые подразделения привлекались для сопровождения колонн и охраны коммуникаций. В первом случае 1—2 танка с минными тралами действовали в составе отряда обеспечения движения, остальные равномерно распределялись по колонне. При нападении противника танки съезжали с дороги и прикрывали огнем автомобили, которые проскакивали опасный участок на большой скорости.

Также танки включались в состав сторожевых застав, охранявших коммуникации, то есть были задействованы в охране различных объектов. В этой роли они использовались в качестве дальнобойных и маневренных огневых средств.

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

Советский средний танк Т-55

Потери советских танков в Афганистане (1979-1989 г.г.)

Особо можно отметить (особенно при сравнении с другими военными конфликтами конца 20-го века), что в ходе боевых действий в Афганистане советские танки имели сравнительно низкие боевые потери.

В целом по 40-й армии соотношение выхода из строя по техническим причинам и боевым повреждениям бронетанковой техники составляло 20 к 1. Боевые потери случались в основном от подрыва на минах и фугасах, при этом более 50% поврежденной техники требовало капитального ремонта или не подлежало восстановлению.

Советская авиация в Афганистане

Основными задачами, стоявшими перед советской военной авиацией в Афганистане, были ведение разведки, уничтожение наземного противника и перевозка войск и грузов.

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

Вертолет Ми-24 — настоящий летающий танк советской группировки

К началу 1980 советская авиационная группировка в Афганистане была представлена 34-м смешанным авиакорпусом (позднее переформированным в ВВС 40-й армии) и состояла из двух авиаполков и четырех отдельных эскадрилий. Они насчитывали 52 самолета Су-17 и МиГ-21.

Летом 1984 в состав ВВС 40-й армии входили три эскадрильи МиГ-23МЛД, которые сменили МиГ-21, штурмовой авиаполк Су-25 трехэскадрильного состава, две эскадрильи Су-17МЗ, отдельная эскадрилья Су-17МЗР (самолет-разведчик), смешанный транспортный полк и вертолетные части (Ми-8, Ми-24).

С территории СССР действовали фронтовые бомбардировщики Су-24 и самолеты дальней авиации Ту-16, Ту-22М2 и Ту-22М3.

Боестолкновения с ВВС Пакистана и Ирана

Первыми воздушными противниками советских истребителей в Афганистане можно считать вертолеты Ирана и Пакистана, которые вели разведку над приграничными районами. Такие случаи фиксировались достаточно часто, причем не раз замечалось, как чужие вертолеты садились на афганской территории. Контрразведка ХАД указывала и конкретные места таких посадок вплоть до самого Панджшера.
Hо ни ПВО Афганистана, ни авиации 40-й армии было не под силу пресечь эти «залеты». Хотя советским истребителям такая задача ставилась неоднократно, но она считывалась второстепенной — им хватало работы по наземным целям.

Первый случай боевого столкновения авиации советской 40-й армии с самолетами сопредельных Афганистану стран связан с истребителем-бомбардировщиком F-4 ВВС Ирана. В апреле 1982 советский вертолетный десант был ошибочно высажен на иранской территории. Прибывшая в район высадки пара F-4 уничтожила на земле один вертолет и вытеснила из своего воздушного пространства десантный Ан-30. Впрочем, тогда к иранцам особых претензий и не было.

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

Первый воздушный бой был зафиксирован 17 мая 1986. В районе афгано-пакистанской границы F-16 ВВС Пакистана сбил афганский Су-22. Пакистанская авиация неоднократно предпринимала попытки перехвата афганских самолетов в районе общей границы, что в результате привело к потере одного F-16 над территорией Афганистана 29 апреля 1987.

4 августа 1987 года произошел случай, получивший самую широкую известность — ракетой с пакистанского истребителя был подбит штурмовик Су-25 замкомандующего ВВС 40-й армии полковника А.Руцкого, координировавший атаку целей на земле, неподалеку (6 км) от границы с Пакистаном.

Все же, воздушные бои во время Афганской войны — вещь единичная. Основные потери советская авиация понесла от огня с земли, где наибольшую опасность представляли переносные зенитные ракетные комплексы, поставляемые моджахедам американцами и китайцами.

Источник

А всего нам нужнее броня. Танки Т-62 в Афганистане

А ведь роль бронетанковой техники огромна и особенно в локальных войнах. Наличие в подразделениях достаточного количества современных, хорошо вооруженных бронированных машин, укомплектованных обученными и слаженными экипажами, позволяет успешно и с минимальными потерями решать боевые задачи практически любой сложности.

В июле — августе 1986 года подразделения 180-го и 181-го мотострелковых полков, отдельного разведывательного батальона 108-й мотострелковой дивизии при поддержке подразделений артиллерийского полка проводили «зачистку» ряда кишлаков так называемой «баграмской зеленки». С воздуха действия подразделений поддерживали штурмовики Су-25 и вертолеты огневой поддержки Ми-24, которые нанесли огневые удары перед входом наших частей в «зеленку», а в дальнейшем работали по вызовам подразделений.

Наша группа в составе горно-стрелковой роты (примерно 50 человек личного состава, 7 БТР-70), усиленная танком Т-62Д (под моим командованием) и расчетом 82-мм миномета, входила в «зеленку» в ротной колонне. Параллельно нашей колонне шли также разведывательная рота полка, усиленная танком, а также две другие горно-стрелковые роты (от нашего 181-го полка участвовал только горно-стрелковый батальон, разведрота, несколько танков, батарея Д-30, подразделения саперной роты).

За время проведения операции (около двух недель) душманы несколько раз пытались обстреливать наши подразделения из минометов, однако, к счастью, никакого ущерба нам это не нанесло.

В течение операции произошло одно боестолкновение — мы подошли к участку «зеленки», где зеленые насаждения стояли сплошной стеной. Перед этой стеной протекал ручей. В нашей колонне бронетехника была расставлена так, чтобы можно было отразить нападение со всех сторон. И все-таки основные усилия были сосредоточены в направлении «стены зелени».

Но гораздо более мощный огонь танковых пушек и автоматических пушек БМП-2, а также крупнокалиберных пулеметов БТР-70 остановил эту атаку в считанные минуты. Так менее двух десятков боевых машин (из них 3 танка Т-62Д, 4 БМП-2Д, 1 БРМ-1, остальные — БТР-70) решили исход боя в нашу пользу При этом с нашей стороны был только один раненый из числа солдат разведвзвода.

Позже, прочесывая «зеленку» и кишлак на пути следования, мы обнаружили дзот, причем высота его над землей была по колено человеку. Он был настолько хорошо замаскирован, что обнаружили его лишь с расстояния 10…15 метров. Из дзота вел подземный ход, соединявшийся, по-видимому, с системой кяризов. В кишлаке также были обнаружены глубокие норы, т. е. душманы могли нанести серьезный урон нашей пехоте, если бы не было бронетехники. К тому же инженерное оборудование кишлака (наличие подземных убежищ, соединенных с системой кяризов, мощные глинобитные дувалы) позволяло без ущерба выдерживать мощные артиллерийские и авиационные удары. Однако после неудачной атаки на нашу группу душманы оставили кишлак без боя.

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989Это был один из многих эпизодов афганской войны. Рабочие лошадки Т-62Д, БМП-2Д, БТР-60, БТР-70 и БТР-80 достойно выполняли боевые задачи в тяжелейших условиях, сохранив тысячи, а может, и десятки тысяч солдатских жизней.

Однако критическая оценка слабых мест и принятие соответствующих мер могут в значительной степени повысить живучесть танков и сохранить жизни экипажам.

Повышение живучести можно провести как на оборонных предприятиях, так и своими силами в войсках.

Если говорить об оборонных предприятиях, то тут возможны:

1. Разработка и оснащение танков легкосъемными модулями противоминной защиты днища.

2. Оснащение бронетанковой техники комплектами усиления защиты (кстати, комплекты эти давно уже разработаны нашими оборонными институтами). Я не говорю о системах активной защиты, которые уже несколько лет предлагаются на экспорт.

3. Усиление огневой мощи за счет установки блоков НУPC типа авиационных С-60 позволило бы мощным залпом подавить противника, к примеру, напавшего из засады, и тем самым выиграть время для перевода основного вооружения танка в боевое положение.

4. Наличие возможности ведения огня из зенитного пулемета как дистанционно (находясь внутри танка), так и используя ручные приводы.

5. При отсутствии на бронетехнике современных приборов ночного видения (я имею в виду современные приборы с дальностью не менее 1,5-2 километров) неплохо было бы иметь многозарядное пусковое устройство для осветительных ракет.
Во время службы в Афганистане на дорожной заставе возникали ситуации, когда необходимо было иметь «ночное зрение», но командирский прибор наблюдения ТКН-3 танка Т-62 имеет дальность видения всего 400 м, а ночной прицел — 800 м. Благо мы были на заставе с артиллеристами, у которых было два нештатных 120-мм миномета и к ним большое количество осветительных мин.

6. Создание на базе ремонтных подразделений общевойсковых частей и соединений мощных структур по сервисному обслуживанию бронетанковой техники. К примеру, в нашем батальоне был танк (под номером 841). Когда его перегоняли из Хайратона в Кабул — уронили в пропасть. При этом он перевернулся через башню. Танк достали, проверили, вроде все работало за исключением ВКУ, т. е. полностью отсутствовало энергообеспечение башни, а следовательно, не работала радиостанция, автоматизированные приводы вооружения танка, ночной прицел наводчика орудия и ночной канал командирского прибора. Самостоятельно эти неисправности мы устранить не смогли ввиду отсутствия квалифицированных специалистов по электрооборудованию. Так и ездил этот танк на операции без связи и боеготовым вооружением всего на 50%.

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989А теперь мероприятия, которые можно провести непосредственно силами экипажей и ремонтных средств подразделения.

1. Усилить защиту кормовой части башни, закрепив на некотором расстоянии звенья гусеничных лент. Для этого по периметру задней части башни необходимо приварить «полочки» из железного листа толщиной примерно 20 мм. Полочки усилить раскосами, направленными вниз. На эти полочки укладываются гребни траков и звенья гусеничных лент, железной проволокой (6-мм) привязываются к поручням, крюкам и прочим элементам на башне. Зазор между звеньями гусеничной ленты и башней может заполняться различным имуществом. На моем танке там всегда находился 60-литровый бак с питьевой водой. Что обеспечивало потребности экипажа в питьевой воде на длительное время.

Количество траков в звене составляло 8 штук. Оно определялось средним количеством траков, выводимых из строя взрывом стандартной противогусеничной мины.

Звено из 8 траков (для гусеницы РМШ танков Т-62 и Т-72) весит около 140 килограммов, и экипаж танка в состоянии его снять с башни и заменить поврежденные траки на гусенице без помощи каких-либо механизмов и приспособлений.

2. Демонтировать элементы усиления бронезащиты с бронетехники (контейнеры навесной динамической защиты, броневые модули и решетчатые экраны), отправляемой в капитальный ремонт, и монтировать их на ослабленные зоны объектов, остающихся в строю.

Ну и в заключение. В настоящее время работают НИИ, предприятия оборонной промышленности, разрабатываются концепции бронетехники будущего, предлагаются на продажу (даже в страны отнюдь нам не дружественные — лишь бы деньги платили) новейшие образцы бронетехники, а также совершенные системы защиты этой техники. В то же самое время наши солдаты в Чечне вынуждены использовать бронетехнику, возраст которой 30 — 40 лет (Т-62 и БМП-1), причем даже более современная техника (Т-72 и БМП-2) практически не прошла модернизацию с учетом особенностей ее применения.

В 1985 году в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане практически невозможно было встретить танки Т-62 — все они были заменены на Т-62Д (модификация, созданная с учетом условий афганской войны), а также БМП-2 стандартного образца, а тем более БМП-1. Основу парка БМП составляли БМП-2Д, в воздушно-десантных и десантно-штурмовых соединениях и частях боевые машины десанта ввиду их слабой защищенности были заменены на БПМ-2Д и БТР. К сожалению, в Чечне этот афганский опыт, на мой взгляд, никто не учитывает.

Источник

Танки в Афганистане

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

Танки в период боевых действий советских войск в Афганистане действовали только на стороне правительственных сил. Противник на протяжении всей войны не имел танков и располагал ограниченным числом противотанковых средств, главным образом РПГ и безоткатными орудиями. Танковые подразделения и части входили в состав мотострелковых частей и соединений советской 40-й армии. Они придавались на усиление мотострелковым (парашютно-десантным, десантно-штурмовым) батальонам (ротам) и действовали в составе взводов, реже — рот.

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

На вооружении советских войск состояли танки Т-55 и Т-62 различных модификаций. В целом они подтвердили высокие боевые качества, но не были лишены и некоторых недостатков, усугублявшихся особыми физико-географическими условиями ТВД. В частности, из-за ограниченного угла подъема танковой пушки и спаренного пулемета огонь по целям с превышением более 30° был невозможен. Выявилась сравнительно низкая стойкость к воздействию мин различного типа. Имелись проблемы с работой силовой установки, трансмиссии, ходовой части в условиях высокогорья и сильной запыленности.

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

В контрпартизанских действиях танки зачастую использовались при прочесывании местности (сплошной осмотр ограниченного района с целью выявления и уничтожения противника). Они броней прикрывали мотострелков (десантников) и уничтожали огнем и гусеницами наиболее важные цели.

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

Для уничтожения противника, закрепившегося в крепостях и других прочных строениях, танки часто использовались в составе штурмовых групп. Кроме уничтожения врага огнем, они нередко разрушали дувалы и строения ударом корпуса, пробивали проходы в баррикадах и стенах.

Танковые подразделения привлекались для сопровождения колонн и охраны коммуникаций. В первом случае 1—2 танка с минными тралами действовали в составе отряда обеспечения движения, остальные равномерно распределялись по колонне. При нападении противника танки съезжали с дороги и прикрывали огнем автомобили, которые проскакивали опасный участок на большой скорости.

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

На наиболее важных участках танки включались в состав сторожевых застав, охранявших коммуникации. Там они использовались в качестве дальнобойных и маневренных огневых средств.

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

В ходе боевых действий в Афганистане танки несли сравнительно низкие боевые потери. В целом по 40-й армии соотношение выхода из строя по техническим причинам и боевым повреждениям бронетанковой техники составляло 20:1. Боевые потери случались в основном от подрыва на минах и фугасах. При этом более 50% поврежденной техники требовало капитального ремонта или не подлежало восстановлению.

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

Опыт боевых действий в Афганистане был использован при разработке новых способов применения танков в бою, а также для создания новых и модернизации существующих образцов бронетанковой техники. В частности, были быстро созданы модернизированные танки Т-55М1 и Т-62Д с улучшенной противоминной стойкостью и усиленной броневой защитой, которые тут же стали поступать в 40-ю армию. В дальнейшем некоторые конструктивные решения, показавшие преимущества в ходе афганской войны, использовались в новых модификациях танков Т-72 и Т-80.

Источник

Бронетанковая техника в Афганистане (1979-1989) — часть 1

какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть фото какие танки были в афганистане 1979 1989. Смотреть картинку какие танки были в афганистане 1979 1989. Картинка про какие танки были в афганистане 1979 1989. Фото какие танки были в афганистане 1979 1989

Введение

Дивизии Туркестанского военного округа, вошедшие в Афганистан, имели штатно-организационную структуру, очень мало отличавшуюся от структуры аналогичных соединений на Европейском ТВД. Первоначально в составе мотострелковых дивизий, как и положено по штату, находились танковые полки:

• 234-й танковый полк в 201-й дивизии;

• 24-й гв. танковый полк в 5-й дивизии;

• 285-й танковый полк в 108-й дивизии.

Всего, с учетом танковых батальонов мотострелковых дивизий, в Афганистане к 1980 году находилось 39 танковых батальонов. Однако уже в июне 1980 года 234-й танковый полк был выведен в Союз – вести танковые сражения в Афганистане было не с кем. В составе 40-й Армии остался 285-й танковый полк 108-й мотострелковой дивизии, дислоцированный в Баграме, и 24-й гвардейский Пражский орденов Суворова и Богдана Хмельницкого танковый полк 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцированный в Шинданде. В марте 1984 года 285-й танковый полк был преобразован в 682-й мотострелковый, и общее количество танковых батальонов уменьшилось до 17. В октябре 1986 в Союз был выведен и 24-й гв. танковый полк. Генерал Громов так обосновал этот шаг: «…в горах танкисты не могли полностью, с максимальным эффектом использовать боевые возможности своих машин. В «зеленке» же танки буквально вязли на рисовых полях. Как правило, они применялись только для охраны объектов и во время действий на небольших равнинах, где машины могли развернуться. Для выполнения боевых задач было достаточно танковых батальонов, которые находились в штатах мотострелковых частей…».

Танковые батальоны находились в составе 180, 181, 177, 682-го полков 108-й мсд, 149, 122, 395, 191-го полков 201-й мсд, 12, 371, 101-го полков 5-й гв. мсд, 860-го отдельного мсп, 66 и 70-й отдельных бригад. Кроме того, свои танковые подразделения имела 103-я вдд.

Командиры танков, наводчики орудий и механики-водители для этих подразделений готовились в Термезе, где до войны размещалась 108-я мсд. Заряжающие прибывали сразу после курса молодого бойца и осваивали свою несложную специальность непосредственно в части.

Согласно типовой организации, танковый полк имел в своем составе три танковых батальона, каждый из которых включал три танковые роты из трех танковых взводов. Взвод состоял из трех танков, таким образом в роте, с учетом танка командира роты, имелось 10 танков. У командиров батальонов и командира полка были командирские варианты танков, поэтому батальон насчитывал 31 танк, а в полку находилось 94 машины.

Танковый батальон мотострелкового полка (бригады) отличался тем, что танковые взводы состояли из четырех машин, следовательно, в батальоне должно было быть 40 танков.

Во-первых, укомплектованность подразделений никогда не была стопроцентной. Танки выходили из строя как вследствие боевых повреждений, так и по техническим причинам, произвести ремонт на месте удавалось не всегда и не везде. Приходилось ждать прихода машин из Союза, что было сопряжено с известными трудностями.

Во-вторых, даже воздушно-десантные подразделения в Афганистане имели свои танки, которые им по штату не полагались. Количество этих боевых машин могло варьироваться, поэтому приведенные выше данные являются очень усредненными. Так, реально в 1988 году в 40-й Армии насчитывалось 580 танков.

Помимо танков, во время боевых действий широко использовались более легкие бронированные машины – бронетранспортеры БТР-60ПБ, БТР-70, БТР-80; боевые машины пехоты – БМП-1 и БМП-2; боевые машины десанта – БМД-1 и БМД-2; бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ-2; многоцелевые транспортеры МТ-ЛБ.

В совокупности 12 мотострелковых полков, две мотострелковые бригады, четыре парашютно-десантных полка и одна десантно-штурмовая бригада имели в своем составе порядка трех тысяч легких бронированных машин. Согласно данным, приведенным в книге И.Дроговоза (источник информации, к сожалению, не указан) в 1988 году в составе 40-й Армии было 388 боевых машин пехоты и десанта и 2888 бронетранспортеров.

Наконец, использовались зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4, инженерные машины разграждения ИМР-1, машины разминирования БМР-2 и танковые тягачи БТС-2 и БТС-4.

Глава 1. Бронетанковая техника 40-й Армии и ее совершенствование во время боевых действий в Афганистане

Первоначально танковые подразделения 40-й Армии были вооружены танками Т-55. Но, как вспоминал генерал Громов, в предвидении боевых операций, с января 1980 года войска начали получать танки Т-62 и Т-64. Последние, правда, испытания высокогорьем не выдержали: подводил двухтактный дизель, и в ДРА они надолго не задержались. Зато Т-55 и Т-62 в горах воевали достаточно долго.

Т-55, принятый на вооружение в 1957 году, был создан в СКБ Уральского вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле под руководством Л. Н. Карцева и явился результатом комплексной модернизации танка Т-54. Танк строили в Нижнем Тагиле и в Омске, и к моменту ввода войск в Афганистан выпуск был уже прекращен.

Т-55 представлял собой средний танк с классической компоновкой. Экипаж танка составляли четыре человека: командир танка, наводчик орудия, механик-водитель и заряжающий. При этом командир, наводчик и заряжающий размещались в боевом отделении, первые двое ярусом слева от казенника пушки, заряжающий – справа. Для удобства работы сиденье заряжающего было сделано откидным, а пол боевого отделения вращался вместе с башней. Механик-водитель размещался в отделении управления впереди слева по ходу машины.

Корпус танка сваривался из броневых катанных листов, лобовой лист имел толщину 100 мм и угол наклона 60 градусов. Борта выполнялись вертикальными из листов толщиной 80 мм. Башня полусферической формы отливалась, толщина лобовых стенок при этом достигала по нормали 200 мм, бортовых – 170 мм.

Основное вооружение танка составляла 100-мм пушка Д-10Т2С и спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТ, установленные в амбразуре башни. Пушка стабилизировалась в двух плоскостях стабилизатором СТП-2М «Циклон», огонь из нее вел наводчик орудия, используя дневной телескопический прицел ТШ-2Б-32 переменного увеличения или ночной активный инфракрасный прицел ТПН-1-22-11. Фара «Луна» с инфракрасным фильтром размещалась над пушкой справа. В боекомплект пушки входили 100-мм унитарные выстрелы с бронебойно-подкалиберными, бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. В условиях Афганистана первые три боеприпаса практически не использовались и боекомплект состоял, как правило, только из осколочно-фугасных снарядов. В отличие от Т-54, машина получила топливные баки-стеллажи, что позволило увеличить как запас топлива, так и боекомплект. Кроме того, в отделении управления справа от механика-водителя неподвижно устанавливался еще один 7,62-мм пулемет ПКТ, огонь из которого с помощью электроспуска вел сам механик-водитель. Прицеливание при этом осуществлялось поворотом всей машины. Наконец, с 1973 года на Т-55 стали также устанавливать 12,7-мм пулеметы ДШКМ, которые размещались на открытой турели над правым люком. Огонь из пулемета по воздушным и наземным целям должен был вести заряжающий, используя либо зенитный коллиматорный прицел, либо открытый механический прицел секторного типа. Кроме этого вооружения в танке была предусмотрена укладка для автомата АКМ и гранат Ф-1.

В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-55, установленный поперек корпуса и дававший мощность 580 л.с. В отличие от Т-54, был применен новый двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-4 и установлен воздушный компрессор на картере двигателя, что позволило сделать воздушный пуск основным. Крутящий момент через гитару передавался на пятиступенчатую коробку передач, а затем через планетарные механизмы поворота и бортовые редукторы – на ведущие колеса кормового расположения. Ходовая часть каждого борта включала пять опорных катков большого диаметра, направляющее и ведущее колесо. Подвеска катков выполнялась торсионной, с гидроамортизаторами на первых узлах подвески, гусеница имела открытый металлический шарнир, цевочное зацепление и развитые грунтозацепы.

Связь обеспечивалась УКВ-радиостанцией Р-123 и танковым переговорным устройством. Устанавливалась также система пожаротушения, основанная на термозамыкателях и баллонах с углекислотой. Система приводилась в действие экипажем при получении светового и звукового сигналов о пожаре.

Т-62 был создан в том же КБ Карцева и принят на вооружение в 1961 году. Производство танка на Уралвагонзаводе также было к 1979 году прекращено. По сравнению с Т-55, на Т-62 внесли следующие изменения:

• гладкоствольная полуавтоматическая 115-мм пушка У5ТС (2А20) с двухплоскостным стабилизатором 2Э15 «Метеор», автоматом выброса стреляных гильз и прицелом ТШ-2Б-41;

• полусферическая цельнолитая башня с увеличенным до2245 ммдиаметром погона;

• увеличенный на 368 мм в длину и 27 мм в высоту корпус танка;

• измененное расстояние между узлами подвески;

• мелкие конструктивные доработки в узлах и системах танка.

С технической точки зрения эти танки показали себя неплохо. Отработанный в течение десятилетий четырехтактный дизель вполне устойчиво работал и в горах, и в пустынях Афганистана. Мелкая пыль, которая была настоящим проклятием, достаточно быстро забивала сетки и циклоны воздухоочистителя, но его обслуживание не представляло особых трудностей. Летом механикам-водителям особо приходилось следить за температурным режимом двигателя, так как работа на пониженных передачах при высокой температуре окружающего воздуха приводила к перегреву силовой установки. На горных дорогах существенно снижался срок службы ходовой части, особенно гусениц, но так как войска базировались на одном месте, а не двигались, как на «большой войне», всегда была возможность своевременно провести техническое обслуживание и ремонт. Наибольшие трудности для танковых экипажей заключались в климатических особенностях Афганистана. Кондиционеры на советские танки не устанавливались, а парочка маломощных вентиляторов и открытые люки не могли спасти положение. При температуре воздуха, близкой к 30 градусам выше нуля, обитаемые отделения танка превращались в мартен.

Практически не было претензий и к вооружению танков – 100-мм и 115-мм осколочно-фугасные снаряды обладали достаточным действием на незащищенную живую силу, а бронированного противника в Афганистане, по существу, не было. Пулеметы надежно работали в условиях высокой запыленности, правда, на маршах приходилось защищать стволы от попадания пыли, для чего смекалистые танкисты приспособили полиэтиленовые мешки: и от пыли защищает, и не мешает вести огонь. Основным недостатком танкового вооружения в горных условиях оказались малые углы возвышения основного вооружения, что не позволяло обстреливать противника на верхних ярусах. Требуемыми углами обладали зенитные ДШКМ, установленные над люками заряжающих, но они не имели дистанционного управления, и для ведения огня танкисту приходилось выходить из-за броневого прикрытия.

Однако основным недостатком советских танков явилась слабая защита от мин и кумулятивных боеприпасов. Собственно, это не было открытием для конструкторов и военных: еще в ходе арабо-израильских войн в 1967 и 1973 годах танки типа Т-54/55 и Т-62 легко поражались ПТУР и РПГ. Однако в «правильной» полевой войне у танков почти всегда существовала свобода маневра, возможность применения по выявленным противотанковым средствам всей огневой мощи своих и приданных подразделений. В конце концов, само многообразие боевых ситуаций достаточно редко приводило к дуэли танк – РПГ или танк – ПТУР. В связи с этим недостатки в защите советских машин на Ближнем Востоке компенсировались рядом преимуществ: низким силуэтом, хорошей подвижностью по пескам и достаточной огневой мощью.

Другое дело – Афганистан. Здесь танки не имели другого противника кроме одиночного моджахеда с гранатометом и мин, усеивавших дороги. Практически отсутствовала свобода маневра, и даже там, где местность позволяла сойти с дороги, это было в большинстве случаев невозможно, так как обочины плотно минировались противником. Наконец, само нападение производилось моджахедами там, где обзор экипажа сведен к минимуму – в горных дефиле, в зеленой зоне или среди глухих дувалов селений. Генерал-майор Ляховский, помощник руководителя Оперативной группы МО СССР в ДРА, вспоминал: «… танки …в большинстве случаев «не находили» оперативного простора для своего применения, не могли обстреливать вершины гор, вязли в «зеленках» и в бою часто становились бесполезными…».

Конечно, бывали и счастливые исключения, например, когда в башню Т-55 попали 7 гранат от РПГ, все они пробили броню, но экипаж остался жив, а танк – боеспособен. К сожалению, так везло далеко не всем: за 11 месяцев1980 г. 16% потерь в танках произошли от огня РПГ.

Краткие ТТХ танков

Т-55А

– длина с пушкой
вперед

Удельная
мощность, л.с./т

Герой Советского Союза механик-водитель С.Игольченко, который подрывался за полтора года службы шесть раз, вспоминал: «…один из уроков Афганистана: танковый экипаж во время движения находится на броне. Кроме, естественно, механика-водителя. Правильно говорится: пуля-дура. Может зацепить, а может и мимо просвистеть. Другое дело мина или фугас. Окажись экипаж при подрыве внутри танка – не позавидуешь ребятам. А так, тряхнет только, да на землю сбросит. Механику же деваться некуда, его место в утробе машины. Подрыв для него – беда…». Применение минных тралов далеко не всегда обеспечивало безопасность. Ножевые тралы на каменистой почве были бесполезны, а против Катковых применялись различные хитрости: радиоуправление, постепенное срабатывание взрывателя (фугас взрывался не под тралом, а подчас в середине колонны) и многие другие способы минирования.

Однако принятые меры существенно не уменьшили динамику потерь, в 1981–1982 годах взорвалось или сгорело еще 45 танков. Поэтому в начале 80-х годов провели большую исследовательскую работу по глубокой модернизации Т-55 и Т-62. В мае1982 г. в ДРА вновь побывала группа конструкторов и директоров заводов во главе с начальником ГБТУ генерал-полковником Потаповым. А в марте1983 г. на вооружение приняли модернизированные Т-55М, Т-55АМ и Т-62М. На них была внедрена усиленная противоминная защита:

• ячеистый каркас на днище корпуса под обитаемыми отделениями из стального швеллера или уголка толщиной80 мм, закрытый снизу шестью броневыми листами толщиной20 мм;

• распорная стойка-пиллерс в отделении управления за спиной механика-водителя для предотвращения прогиба днища при взрыве;

• специальное крепление сиденья механика на полике, приваренном к борту и имеющем зазор с днищем корпуса в30 мм, для того чтобы энергия взрыва не воздействовала непосредственно на сиденье;

• кожух над первой парой торсионов с 20-мм резиновым ковриком для защиты ступней механика, усиленная 20-мм броневым листом крышка аварийного люка.

Помимо уже введенных мер противокумулятивной защиты устанавливались стальные решетчатые экраны на борта и корму корпуса и башни, которые разрушали гранаты РПГ без подрыва.

Танками Т-62М был вооружен 24-й гвардейский танковый полк 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, дислоцированный в Шинданде.

Надо признать, что модернизация и в этом случае не привела к кардинальному уменьшению потерь в танках. Противник начал использовать лишь более мощные фугасы. Упоминавшийся выше С.Игольченко вспоминал об одном из подрывов: «Взрыв получился внушительный. Нашему «слоненку» вырвало днище, осколками посекло все внутренности, даже приборную панель покорежило. Мне же снова повезло – только оглушило…». Динамика потерь зависела скорее от интенсивности боевых действий, нежели от технических усовершенствований.

Определенное представление о соотношении безвозвратных потерь танкистов к общим потерям дает таблица, составленная по данным о погибших уроженцах Свердловской области (см. таблицу 4).

Показательно, что из восьми погибших танкистов-свердловчан лишь двое погибли непосредственно в боевых машинах: механик-водитель в 181-м мсп от попадания гранаты РПГ в танк, наводчик орудия в 177-м мсп – от прямого попадания мины в открытый танковый люк.

Модернизация в ходе афганской войны дала толчок поискам путей дальнейшего усиления танков типа Т-54/55 и Т-62, которые в 1988 г. составляли, соответственно, 36,5 и 26,7% танкового парка СССР. Она была направлена в основном на улучшение защищенности путем установки динамической или активной защиты и повышение огневой мощи.

Мотострелковые подразделения 40-й Армии были первоначально вооружены бронетранспортерами БТР-60ПБ и БТР-70, разведывательно-дозорными машинами БРДМ-2 и боевыми машинами пехоты БМП-1. В эту же группу мы вынуждены отнести и зенитную самоходную установку ЗСУ-23-4 «Шилка», которая в афганских условиях не имела воздушных целей и использовалась для огня прямой наводкой по наземным целям.

БМП-1 была создана СКБ Челябинского тракторного завода под руководством П.П.Исакова на специальной гусеничной базе и принята на вооружение в 1966 году. Серийное производство машины было организовано на Курганском машиностроительном заводе.

В качестве силовой установки использовался 6-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель УТД-20 с водяным охлаждением. Двигатель монтировался в одном блоке с трансмиссией, которая включала главный фрикцион, пятиступенчатую коробку передач, двухступенчатые планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.

В ходовой части применили шесть односкатных опорных катков малого диаметра на торсионной подвеске и три поддерживающих ролика на борт. Опорные катки для увеличения запаса плавучести выполнялись полыми, а движение на плаву осуществлялось перематыванием гусениц в гидродинамических кожухах надгусеничных полок. Чтобы предотвратить заливание набегающей водой крыши МТО и люка механика-водителя, на носовой части корпуса был установлен волноотражательный щиток. Была использована новая мелкозвенчатая гусеница с двухгребневым траком и параллельным резинометаллическим шарниром, а также телескопические гидроамортизаторы на первых и последних узлах подвески.

Машина оснащалась радиостанцией Р-123 с ТПУ Р-120, фильтровентиляционной установкой с нагнетателем, автоматическим противопожарным оборудованием и термодымовой аппаратурой.

Кроме того, БМП плохо выдерживала минные подрывы, а места механика-водителя и командира машины находились непосредственно у левой гусеницы. Наводчик-оператор БМП Н.Курган вспоминал о подрыве на мине весной 1980 года под Джелалабадом: «Я было задремал в операторском отделении, когда какая-то сила ударила в голову. Очнулся полулежа, боль в голове. Вылезаю из БМП – слева от машины – перепуганная пехота. Сергей Болотников бинтует командиру машины ногу. Тому вырвало кусок мяса выше колена. Его счастье, что он вылез из БМП и ехал на броне. Кричу: «Где Рубан?» Вижу – люк закрыт… бросился открывать. Поднимаю Сережу под руки, а сам себе думаю, что-то сильно уж он легкий стал, поднял выше и все увидел. Меня прошиб пот. Ног не было вообще. Лишь от левой ноги осталась торчать короткая берцовая кость… в днище зияла огромная дыра. Вырвало два катка, внутри страшное месиво крови, костей, железа, земли…».

Поэтому с 1982 года в 40-ю Армию стала поступать БМП-1Д, на которую навесили стальные бортовые экраны и усилили днище под местами механика-водителя и командира машины. Ввиду утяжеления машина потеряла плавучесть, что в условиях Афганистана было несущественным недостатком. Сами механики-водители в качестве подручного средства защиты использовали мешки с песком, укладываемые на днище отделения управления.

Кроме того, для усиления вооружения БМП-1, войсковые умельцы приваривали АГС-17 на крышу башни БМП-1, компенсируя тем самым низкое осколочное действие 73-мм снарядов пушки «Гром». Учитывая афганский опыт, в Кургане был создан вариант 765сп8, или БМП-1ПГ, на котором в качестве дополнительного вооружения устанавливался автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *