какие темы стали ведущими в устном народном творчестве письменности живописи в 14 веке
Вы будете перенаправлены на Автор24
Устное народное творчество
Одной из наиболее известных легенд данного периода является Сказание о невидимом граде Китеже, городе, который погрузился на дно озера, но так и не сдался врагу.
Кроме того в былинах, песнях, сказаниях и воинских повестях этого периода нашли отражение представления русских людей о собственном прошлом и окружающем мире. В это время был существенно переработан и расширен первый цикл былин о Киевской державе. Вторым циклом древнерусских былин стал Новгородский. В нём, в отличие от Киевского цикла, прославляется могущество, богатство и свободолюбие этого вольного города. Особо подчеркивается героизм и мужество горожан защищавших город от врагов. Главными героями новгородских былин стали купец Садко, богатырь Василий Буслаев.
Летописание
Летописи этого периода отличаются существенными особенностями, обусловленными обострением политической борьбы политических центров за лидерство в объединении русских земель.
Готовые работы на аналогичную тему
Исторические повести и хронографы
Особенно популярным литературным жанром в этот период становятся исторические повести. Речь в них идет о жизни реальных исторических деятелей или конкретных исторических фактах. Довольно часто повести включались в летописные тексты.
Житийная литература
Подъем житийной литературы в те времена в значительной степени был вызван начавшимся процессом объединения русских княжеств, а также стремлением обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый создали жизнеописания виднейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, оказавшего значительную поддержку московскому князю Дмитрию во время борьбы за престол и в войне с татаро-монголами.
К житийной литературе данного периода относятся не только жития церковных, но и государственных деятелей, что роднит ее с историческими произведениями.
Хождения
Хождение за три моря стало первым европейским письменным трудом об обычаях, религии и хозяйстве Индии.
Развитие русской культуры в период золотоордынского ига
Вы прекрасно понимаете, что захват Руси татаро-монголами, установление татаро-монгольского ига и борьба русских земель против завоевателей не могли не найти своего отражения в произведениях культуры этого периода. Большое количество литературных произведений 13 — 14 века связана именно с татаро-монгольским игом и борьбой против него.
Произведения того времени
Почти сразу после 1237 года было создано такое произведение, как песнь об «Авдотье Рязаночке», «Сказание о погибели земли русской». В этих произведениях нашли свое отражение печаль и гнев русских после того, как их территории были захвачены Батыем. В свою очередь Куликовская битва 1380 года тоже нашла отражение в литературе. Самым известным произведением считается поэма «Задонщина», написанная почти сразу после битвы брянским боярином Софонием. В этой поэме, которая в очень значительной степени перекликается со «Словом о полку Игореве» рассказывается и о той роли, которую внесли московские князья в борьбу против орды и о героизме русских воинов на поле Куликовом.
Почти в то же самое время появилось «Сказание о Мамаевом побоище». Эта рукопись дошла до нас и мы можем посмотреть с вами именно тот текст, который писали и читали люди 14 начала 15 веков.
Былины
Татаро-монгольское иго отразилось не только в письменных памятниках, но и в устном народном творчестве. Именно в 13 — 14 веках окончательно оформляются русские былины. Формально богатыри боролись там не с татаро-монголами, изначально они описывали взаимоотношения между Русью и степными кочевниками — печенегами, хазарами и половцами, но в 13 веке былины были переписаны под изменившуюся историческую обстановку, и персонажами, с которыми стали бороться русские богатыри стали именно татаро-монголы. Вообще, само слово былины в те времена не существовало. Их считали историческими песнями и называли старинами, то есть песнями, которые рассказывают о реально происходивших событиях прошлого. Термин былины появился только в 1839 году, когда этим словом были обозначены исторические песни, дошедшие до нас только в устном варианте.
Еще одна легенда, дошедшая до нас из устного народного творчества 13 веков связана с градом Китежем. Этот город был основан владимирскими князьями в Нижегородской земле на берегу озера Светлояр. Согласно легенде, когда татарские полчища приблизились к этому городу, город погрузился на дно озера и теперь, проплывая по этому озеру, якобы, можно увидеть шпили его башен и, даже, услышать перезвон колоколов. Безусловно, история о городе Китеже это только легенда, но она хорошо отражает ощущение русских земель. Русские люди были готовы спрятаться от татаро-монгол куда угодно, даже на дно озера.
Русское летописание
После сравнительно небольшого перерыва, вызванного нашествием Батыя, возобновляется русское летописание.
В 13 — 14 веке создается «Новгородский летописный свод» и «Владимирский летописный свод».
Эти два важнейших источника наиболее подробно рассказывают нам о том, что происходило на Руси во времена нашествия татаро-монгол. Одним из центров летописания, которые появляются в эту эпоху, становится Москва. Здесь в 15 веке создается «Московский летописный свод», известный, как «Троицкая летопись». К огромному сожалению, эта летопись сгорела во время нашествия Наполеона. Текст был оставлен в Москве в 1812 году и погиб вместе с некоторыми другими произведениями древнерусской литературы.
Возникновение новых литературных жанров
В это время возникают новые литературные жанры. Создается большое количество произведений агиографической литературы. Так историки называют Жития Святых. В Житиях описывались жизнь и деяния людей, которые были канонизированы православной церковью.
Одним из наиболее популярных Житий, созданных в это время, было «Житие Александра Невского». Несмотря на то, что подобная литература существовала и раньше, именно в 14 и 15 веках она получает особое развитие. В 15 веке на Русь приезжает серб Пахомий Логофет, который стал автором около десятка, дошедших до нас, популярных Житий Святых.
Русское иконописание
Постепенно восстанавливается русское иконописание. Его новый этап связан с приехавшим на Русь во второй половине 14 века иконописцем Феофаном Греком. Его годы жизни условно определяются, как период между 1340 и 1410 годом. В 1378 году Феофан Грек приступил к росписи церкви Спаса на Ильине в Новгороде. Его кисти принадлежит несколько икон, дошедших до нас. Такие иконы, как «Спас-Вседержитель», «Преображение» и, пожалуй, одна из наиболее известных икон Феофана Грека — это икона «Донской Божией матери». Существует легенда, согласно которой эту икону преподнесли Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой. Она считается заступницей и покровительницей войска Дмитрия Донского на поле Куликовом.
Современные искусствоведы считают, правда, что она была создана не до, а после сражения. Впрочем, это не исключает версии, что до нее могла существовать другая икона с похожим сюжетом и таким же названием, которую и использовал Дмитрий Донской.
Андрей Рублев
Если Феофан Грек представлял все-таки византийское иконописание, то в 14 и 15 веках на Руси появляются собственные иконописцы, иконы которых сохранились до нас, и мы можем назвать имена их авторов.
Самым известным иконописцем этой эпохи, безусловно, считается Андрей Рублев. Самая известная икона Андрея Рублева — это «Троица», которая на протяжении нескольких десятков лет хранилась в Третьяковской галерее, а сейчас находится в близлежащей церкви в Лаврушинском переулке. Другие иконы Андрея Рублева до нас практически не сохранились. Известно, что он принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире, но там остались только фрагменты. Андрей Рублев расписывал также стены Спасо-Андроникова монастыря в Москве, который был основан при его жизни, но и там от кисти Андрея Рублева остались только элементы орнамента.
Считается, что Андрей Рублев умер в то время, когда работал над этими орнаментами и был похоронен в Москве в 1428 году во время морового поветрия, когда в Москве свирепствовала эпидемия чумы.
Иконописец Дионисий
Иконописец, живший чуть позже Андрея Рублева, уже во второй половине 15 века, это знаменитый иконописец Дионисий. Самая известная его икона — это «Одигитрия Смоленская», но искусствоведом он ценен не только из-за этой иконы, но и из-за совершенно чудом сохранившегося комплекса фресок Ферапонтова монастыря. Если вы отправитесь в Вологодскую область, добраться до Ферапонтова монастыря будет очень непросто, но это сравнительно небольшой комплекс зданий, уступающий подавляющему большинству монастырей и, даже, в этом регионе славится своими росписями, которые не обновлялись с 15 века.
В церковной традиции принято раз в несколько десятков или сотен лет обновлять росписи монастырей. Для того, чтобы написать новые фрески старые фрески нужно счистить, снова наложить слой грунта и расписать стены по-новому. Ферапонтов монастырь был монастырем не слишком богатым. Большую часть своей истории у него денег не хватало даже на то, чтобы подновлять стены и башни, где уж там говорить о росписях, и поэтому росписи дошли до 20 века практически нетронутыми. Реставраторам пришлось только чуть-чуть их подправить. Сегодня мы можем видеть фрески кисти Дионисия почти в том же виде, в каком они были созданы в конце 15 века.
Каменное строительство
После небольшого перерыва на Руси возобновляется каменное строительство. Далеко не все монастыри, основанные в это время, дошли до нас. Но некоторые, в том числе наиболее известные, сохранились. В 14 веке Сергием Радонежским был основан Троице-Сергиев монастырь, который ныне называется Троице-Сергиева лавра. Главный собор этого монастыря находится практически в неизменном виде с 15 века. К западу от Москвы находится город звенигород, в котором, примерно в том же самое время, был возведен Саввино-Сторожевский монастырь, основные постройки которого также относятся к эпохе 15, самое позднее к началу 16 веков.
Ущерб от татаро-монгольского ига
Татаро-монгольского иго нанесло непоправимый ущерб русским городам. Историками подсчитано, что из 74 городов Руси около 40 не восстановились вообще, а некоторые из тех, что сохранились, были основаны на другом месте. Одним из таких городов, который был переоснован на другом месте, был подмосковный город Звенигород. От старого города остался один-единственный Успенский собор и небольшая цепочка крепостных валов, которые были возведены вокруг старого городища. Если вы сейчас отправитесь в Звенигород, то вы увидите это место, оно называется Городок, в центре которого стоит одинокий Успенский собор, построенный, как раз, в начале 15 века. Весь остальной город ныне находится на другом месте.
Итак, мы рассмотрели с вами основные вопросы, связанные с культурой русских земель в 13 — 14 веках. Вы прекрасно понимаете, что для настоящего возрождения культуры Руси необходимо было восстановить свою политическую и экономическую независимость. Это станет делом русских князей 15 и 16 веков.
Справочный материал для подготовки к ЕГЭ по истории «Культура Руси в XIII- XV вв.»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Факторы, способствующие развитию русской культуры
Освоение новых территорий;
Успехи в хозяйственном развитии;
Центр политической и культурной жизни переместился в Москву;
Москва возглавила борьбу против Золотой Орды;
Русская культура стала фактором, способствующим объединению русских земель.
Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала ведущей в произведениях устного народного творчества, письменности, литературы, живописи и архитектуры.
Наблюдается обращение к героическому эпосу прошлого (снова популярны былины о защитниках земли русской).
Восстанавливаются связи с Византией.
Письменность. Книжное дело.
На смену пергаменту приходит бумага, завезенная из Италии, Германии, Франции. Изменился тип письма. Вместо устава появляется полуустав – буквы стали мельче, потеряли строгую форму, возник их наклон. Письмо стало беглым. Книги продолжали писать вручную. Центрами книгописания были монастыри и княжеские канцелярии.
Московская летопись быстро превращается в летопись общерусскую.
В конце XIV в. был составлен «Летописец Великий Русский»,
ставшая основой последующего московского летописания.
Устное народное творчество. Литература
В 13 в. Батыево нашествие стало основной темой в литературе. На рубеже XIV-XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва.
Литературные повести той эпохи дошли до нас в составе летописей, житий святых, различных сказаний.
«Повесть о битве на реке Калке» (13 в.)
«Повесть о разорении Рязани Батыем» (конец 13-начало 14 в.)
«Слово о погибели Русской земли» (13 в.)
«Житие святого Александра Невского» (13 в.)
«Житие Сергия Радонежского», Епифаний Мудрый (конец 14- нач. 15 в.)
«Задонщина». Софроний Рязанец (конец 14-начало 15 в.)
«Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.) .
«О нашествии хана Тохтамыша на Москву» (конец 14 в.)
«Хождение за три моря» Афанасий Никитин (15 в.)
Расцвет иконописного искусства. Мастера- иконописцы:
Андрей Рублёв (1360-1430 гг.) — величайший художник, монах, постриженник Троице-Сергиева монастыря. Самым известным произведением Рублёва является, конечно, знаменитая икона «Троица» (1420 г.)
Дионисий (1440—1503). В 1481 г. он выполняет почётный заказ: оформление кремлёвского Успенского собора. Также ему принадлежит роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
Литература (13-15 вв.)
« Слово о погибели Русской земли» — небольшое произведение, которое
древнерусские книжники, как правило, вставляли в качестве предисловия к «Житию Александра Невского»
«Житие святого Александра Невского»
Борьба с «немцами», под которыми в Древней Руси понимали, как собственно немецких рыцарей, так и представителей других германоязычных народов (шведов, норвежцев, датчан и др.), является одной из ведущих тем «Жития Александра Невского», составленного в конце XIII в. Главный герой произведения — Александр Невский, возглавивший в 40 –х гг.13 в. борьбу против западных крестоносцев.
«Житие Сергия Радонежского», Епифаний Премудрый (конец 14 в. Начало 15 в.)
«Задонщина», Софроний Рязанец (конец 14-начало 15 вв.)
«Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.)
Сказание о мамаевом побоище (XV в.)
В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа на Куликовской битве, приводится множество интересных подробностей этого события. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, рассказ о действиях Засадного полка и т. д.) содержит и некоторые легендарные эпизоды. Автор сказания находился под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины »
«О нашествии хана Тохтамыша на Москву» (конец 14 в.)
Повесть конца 15 в. рассказывает о событиях в Москве во время похода Ордынского хана Тохтамыша в 1482 г., в результате которого город был сожжен и разграблен.
«Хождение за три моря» (конец 15 в.) Афанасий Никитин
Афанасий Никитин – купец, путешественник.
Прежде всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов.
Успенский собор в Москве (1475-1479 гг.)
Архитектор – Аристотель Фиораванти
Правитель – князь Иван 3
Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)
Особенности. По требованию великого князя за образец был взят владимирский Успенский собор. Постройка должна была символизировать переход статуса главного города от древней столицы Владимира к новой — Москве. Построен как главный кафедральный собор государства (был таковым вплоть до 1917г.) С 1326 г. собор стал усыпальницей русских патриархов. Здесь венчался на царство Иван IV. Здесь же в 1613 году на Земском соборе избран царём первый Романов- Михаил Фёдорович.
В первоначальных росписях принимал участие Дионисий. В храме богатейшая коллекция икон. На сегодняшний день функционирует как музей. Иногда проводятся богослужения.
Архангельский собор в Москве
Архитектор – Алевиз Новый
Правитель – князь Василий 3
Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)
Благовещенский собор в Москве
Архитектор – псковские зодчие Кривцов и Мышкин
Правитель – князь Иван 3
Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)
Особенности. Домовая церковь великих князей (до 18 в.)
Колокольня Ивана Великого в Москве
Архитектор – Бон Фрязин
Правитель – князь Василий 3
Месторасположение – г. Москва, Кремль (Соборная площадь)
Грановитая палата В Москве
Архитектор – Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
Правитель – князь Иван 3
Месторасположение – г. Москва, Кремль
Особенности. Здание построено в стиле итальянского Возрождения. Грановитая палата – главный парадный зал на протяжении нескольких столетий. Место торжественного приема царем иностранных послов. В палате проходили собрания Боярской думы, Земских соборов, празднества в честь покорения Казани, победы над Полтавой. Здесь было принято решение о воссоединение Украины с Россией. В настоящее время
представительский зал при Президенте РФ. Здесь же находится резиденция патриарха.
В здании проводятся экскурсии.
Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде
Местоположение: Великий Новгород
Тип здания: крестово-купольный собор
Другие названия: Церковь спаса преображения на Ильине улице
Храм знаменит тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.
Церковь Фёдора Стратилата на Ручью В Новгороде
Местоположение: Великий Новгород
Тип здания: крестово-купольный собор
Церковь представляет собой классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.
Презентация по истории России » Развитие культуры русских земель 13-14 век»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
РУССКАЯ КУЛЬТУРА во второй половине XIII —XIV в
План урока 1.Начало возрождения культуры в русских землях. 2.Книжное дело. 3.Летописание. 4.Устное народное творчество. Литература. 5.Зодчество. 6.Живопись.
Начало возрождения культуры в Италии и на русских землях. На Руси начинается возрождение культуры, которой большой урок нанесло Батыево нашествие, сопровождавшееся разрушениями, гибелью или угоном в Орду лучших ремесленников и мастеров. Янова А.С. «Инок-живописец»
Начало возрождения культуры в русских землях. Последствия нашествия монголов –татар на Русь 1.Города и монастыри лежали в развалинах; 2.Многие виды ремесла надолго утрачены; 3.Уничтожено огромное количество книг; 4.Почти прервалось летописание.
Со второй половины XIV в. Начинается культурное возрождение русских земель Какие факторы способствовали возрождению русской культуры? *Освоение новых территорий; *Успехи в хозяйственном развитии; *Центр политической и культурной жизни переместился в Москву; *Москва возглавила борьбу против Золотой Орды; *Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала ведущей в произведениях устного народного творчества, письменности, литературы, живописи и архитектуры. Русь не развивалась, а восстанавливается.
Книжное дело. На смену уставу пришел полуустав. устав полуустав
Лаврентьевская летопись Нижегородский Печёрский монастырь Копия сделана в 1377 году монахом Лаврентием по заданию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича.
Устное народное творчество. Литература. Народное творчество и литература были проникнуты двумя темами: Борьба за гибнущую Русь и ее героев. Идеей единства русских земель и борьбы за независимость и свободу Руси.
В устном народном творчестве в XIV веке можно выделить два жанра: Устное народное творчество. Историческая песня – эпическое или лиро-эпическое произведение, рассказывающее об исторических событиях или жизни исторических лиц. Они создавались на основе реальных событий (войн, военных походов, народных восстаний, жизни царей). Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV века.
Исторические песни, сказания: Песня об Авдотье Рязаночке (простая женщина которая высвобождает из полона жителей Рязани и возрождает город) Песня о Щелкане Дудентьевиче (плачь о погибших жителях Твери во время восстания в 1327 г. Против баскака Чол-хана)
• Повесть о разорении Рязани Батыем (включены рассказы про гибель князя и Евпатия Коловрата) • Слово о погибели Русской земли • Повесть о Меркурии Смоленском • Повесть о житии Александра Невского XIII в. • Даниил Заточник «Моление». Вопрос о роли князя. Идея «княжеской грозы» XII в. • Слово о полку Игореве – о походе 1185 г. Игоря Святославовича Новгород-Северского князя на половцев Литература раздробленности Литература периода Ига
• Былины о Василии Буслаеве и Садко (Новгород. Его могущество и богатство) • Исторические песни (Об Авдотье-Рязаночке, Щелкане Дюденевиче) • Повесть о убиении князя Михаила Ярославича – антимосковская направленность • Куликовский цикл: Софоний Рязанец «Задонщина» (связь со словом о полку Игореве.), Летописная повесть о Куликовской битве, Сказание о Мамаевом побоище (скорее всего при Иване 3), Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского. XIV в.
Зодчество С конца XIII в. На Руси возобновилось каменное зодчество. Церковь Николы на острове Липно. Великий Новгород
Во второй четверти XIV в. начинается сооружение каменных зданий в Москве Успенский собор Архангельский собор
Церковь Иоанна Лествичника Церковь Спаса на Бору
Одним из центров каменного зодчества Оставался Новгород Храм Николы на Липне построен в 1292 году в 8 километрах от Новгорода. Каменная церковь признана памятником архитектуры XIII века и находится под охраной ЮНЕСКО.
Церковь Федора Стратилата
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Новгород
Своеобразием отличалось зодчество Пскова Крепость Изборск 1330г.
В Пскове был возведен каменный Кремль.
Спаситель Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы
Иконостас Благовещенского собора Московского кремля
Икона Донской Божьей Матери
Подведем итоги. 1. В конце XIV в. началось культурное возрождение Руси. 2.На Руси культурное возрождение было связано с процессом культурного сближения русских земель, в основе которого лежал национальный подъем, вызванный победой в Куликовской битве.
Задание на дом: Параграф 22 Составить таблицу «Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в.в»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1199647
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.