какие темы значимые для всего романа поднимает толстой в данном фрагменте и в каких произведениях

8. Как отрицательное отношение Л. Н. Толстого к войнам выражается в данном фрагменте? 9. В каких произведениях русской классики звучат мысли о бесчеловечности войны и в чем они созвучны с романом Л. Н. Толстого «Война и мир»? (ЕГЭ по литературе)

В приведенном фрагменте романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» мы видим эпизод военного сражения. Писатель явно показывает свое негативное отношение к войне глазами главного героя.

Николай Ростов, находящийся на поле боя, становится свидетелем ранения гусара. Отвернувшись от стонов и криков, герой обращает свой взор вдаль, «на воду Дуная, на небо, на солнце».

Он видит перед собой потрясающей красоты пейзаж: заходящее на закат солнце, освещающее реку и верхушки сосен, «голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья».

Таким образом, в данном фрагменте романа Толстой выражает отрицательное отношение к войнам при помощи антитезы и изображения внутреннего смятения главного героя.

В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой четко выражает своё отношение к войне. Через описание военных действий писатель дает понять, что война в его представлении — это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Она жестока, беспощадна и, самое главное, бессмысленна. Точку зрения Толстого разделяли и другие классики русской литературы.

Ещё одно произведение, с которым можно сопоставить эпопею Л. Н. Толстого, — повесть Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…», в которой автор рассказывает истою пяти юных девушек, отважившихся уйти на фронт во время Великой Отечественной войны. Молодые зенитчицы Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак под командованием Васкова встречаются в лесу с отрядом немцев. В столкновениях с противником девушки погибают одна за другой. На протяжении всего повествования прослеживается мысль автора о том, что война — это вовсе не женское дело. Ведь у каждой из героинь была своя довоенная жизнь, отношения, семьи, дети, учёба. Они могли бы прожить долго и счастливо, но война диктует свои правила. Девушки, потеряв всё, самоотверженно отдали жизнь в сражении за Родину. Борис Васильев, как и Лев Толстой, показывает влияние военного времени на человеческие судьбы и подчеркивает зверство войны. В этом заключается сходство романа-эпопеи и повести.

Источник

ЕГЭ по литературе. Образцы ответа на задание №8

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

8. Как в приведенном фрагменте воплотилась мысль Л. Н. Толстого об антигуманном характере войны?

Таким образом, можно сделать вывод, что мысль автора об антигуманном характере войны ярко проявилась во взволнованном монологе А.Болконского перед Бородинской битвой.

9 .. В каких произведениях русских писателей звучит военная тема и в что сближает эти произведения с «Войной и миром» Л.Н. Толстого?

Во многих произведениях русских писателей звучит военная тема

Таким образом, именно народ, как считает Толстой, решает главные вопросы истории, определяет судьбу государства. М.А.Шолохов, А.Т.Твардовский, как и Л.Н.Толстой, показывают ужасающие стороны войны,её губительное влияние сближает данные произведения. Война помимо физической боли приносит душевные муки.

8. Как и почему меняется внутреннее состояние Наташи на протяжении фрагмента?

9: В каких произведениях русской литературы герои оказываются перед нравственным выбором и в чём эти произведения можно сопоставить с приведённым фрагментом?

Во многих произведениях русской литературы герои оказываются перед нравственным выбором. Например, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести В. Быкова «Сотников», «Судьба человека» Михаила Шолохова и «Кому на Руси жить хорошо» Николая АлексеевичаНекрасова.

Что объединяет главных героев «Чистого понедельника» и в чём они противоположны друг другу?

Главные герои «Чистого понедельника» молоды и прекрасны.Их объединяет праздный образ жизни,к которому,однако,девушка равнодушна.Она считает,что герой не может понимать так,как она,»всю эту Москву».Также,героиня религиозна,в отличие от молодого человека,который не воспринимает её слова всерьёз.

Писатель дает молодым людям точные характеристики, причем повествование ведется от лица героя, который пытается быть объективным, рассказывая о своей жизненной драме.Оба они красивы.
Герой предстает перед нами как человек вполне земной, который имеет простые представления о счастье с любимым человеком, ему хочется создать с ней семью, быть всегда вместе. Но героиня, ее внутренний мир, представляется нам более сложным. Сам герой говорит об этой их разнице, отмечая различия во внешнем поведении: «Насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости, настолько она была чаще всего молчалива.
С самого начала она выглядела странной, необычной, словно чуждой всей окружающей действительности. Она сама говорит о том, что чувствует себя не созданной для привычной в сознании многих людей радостей жизни: «Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь… «. Девушка изумляет своим непостоянством в увлечениях и интересах, в ней как будто существуют несколько людей, она постоянно следует разными путями.
Возлюбленный не в силах до конца понять ее, поскольку видит, насколько несовместимые вещи объединены в ней. Героиня полностью раскрывается, когда вдруг предлагает поехать на кладбище, и мы и духовных песнопениях сохранилось «чувство родины, ее старины »», духовность.

Источник

Какие темы значимые для всего романа поднимает толстой в данном фрагменте и в каких произведениях

В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л. Н. Толстого?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

— Сдают город, уезжайте, уезжайте, — сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

— Я вам дам по дворам бегать! — крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

— Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

— Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась. — Ферапонтов побежал на двор.

По улице, запружая её всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться,. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрёстке.

Источник

Какие темы значимые для всего романа поднимает толстой в данном фрагменте и в каких произведениях

В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чём эти произведения можно сопоставить с романом Л. Н. Толстого «Война и мир»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь глазами и краснея, сказала:

— Мама велела вас просить танцевать.

— Я боюсь спутать фигуры, — сказал Пьер, — но ежели вы хотите быть моим учителем…

И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке. Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива: она танцевала с большим, с приехавшим из‑за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер говорила с своим кавалером.

— Какова? Какова? Смотрите, смотрите, — сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.

Наташа покраснела и засмеялась.

— Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сидения и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как‑то по‑балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки‑хитрою улыбкой, и как только дотанцевали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:

— Семен! Данилу Купора знаешь?

Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)

— Смотрите на папа, — закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.

Действительно, все, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и все более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой — женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

— Батюшка‑то наш! Орел! — проговорила громко няня из одной двери.

Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцевать. Ее огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцевало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, все более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притоптываньях производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась все более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Все было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтобы смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукою среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцора остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.

Источник

Какие темы значимые для всего романа поднимает толстой в данном фрагменте и в каких произведениях

ПОМОГИТЕ В 5-7 ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.

Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто-то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.

«Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

«Каратаев» — вспомнилось Пьеру.

И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию.

«Постой», — сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.

— Вот жизнь, — сказал старичок учитель.

«Как это просто и ясно, — подумал Пьер.— Как я мог не знать этого прежде».

— В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез.

— Vous avez compris, mon enfant(1), — сказал учитель.

— Vous avez compris, sacré nom(2), — закричал голос, и Пьер проснулся. (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

1) Понимаешь ты, дитя мое.

2) Понимаешь ты, черт тебя дери.

С1. Какая тема, важная для понимания проблематики романа «Война и мир», получает развитие в данном фрагменте текста?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *