какие типы рельсов считаются тяжелыми
Как выбрать рельс
Среди тех, кто покупает рельсы или иное оснащение для железной дороги либо кранов, не бывает случайных людей. Кроме того, эта категория потребителей обычно хорошо ведет подсчеты и имеет понимание того, что каждый уплаченный за качество рубль сейчас вернется многократной экономией впоследствии.
Назначение рельс
Рельсы являются одной из главных составляющих верхнего строения пути— это балки особого сечения, их изготавливают из углеродистых сталей. Располагаются рельсы на шпалах и опорах, они являются направляющей для передвижения железнодорожных составов, необходимы для принятия и равномерного распределения силы давления колёсных пар на шпалы и иные детали полотна. Они применяются при укладывании пути железной дороги, для сооружения линий промышленного назначения и путей подъезда к шахтам, карьерам, также при помощи рельсов обеспечивают передвижение кранов строительного и грузового вида.
Разбираемся в маркировке
Тип рельсов определяет их удельный вес, маркируются они комбинацией буквы «Р» и цифр, которые соответствуют весу одного погонного метра рельса в килограммах. Рельсы реализуются «на вес», поэтому это стоит учитывать первым делом в процессе расчётов. У нас в стране обычно используют рельсы Р65, Р50 и Р43. Стандартная длина железнодорожных рельсов, которые производятся рельсопрокатными предприятиями, равна 12,5; 25; 50 и 100 метрам.
Чтобы верно определить требуемый тип рельс, стоит учесть несколько моментов:
Для справки
Основные требования, предъявляемые качеству:
Чтобы обеспечивать необходимую силу сцепления между рельсами и движущими колесами составов плоскость катания должна быть шероховатой. Чтобы снизить сопротивление движению остальных колес – вагонов, тендеров и поддерживающих колес локомотивов – надо, чтобы поверхность катания рельсов была гладкой.
Материал рельсов
Сегодня рельсы прокатывают исключительно из стальных слитков. Сталь изготавливается в конвертерах методом Бессемера либо в мартеновской печи. Бессемеровскую сталь получают путем продувки кислородом расплавленной чугунной массы, в течение 15 – 18 минут. При этом происходит выгорание углерода и части примесей. Мартеновскую сталь варят несколько часов из чугуна и стального лома в огромной печи, емкость которой составляет от 200 до 1500 тонн. Такая сталь более чистая и имеет меньшую хладноломкость, если сравнивать с изготовленной методом Бессемера. Рельсы тяжелого типа, например Р65 и Р75, прокатывают исключительно из мартеновской стали.
Химический состав сплава
Качественные показатели рельсовых сталей определяются их химическим составом и структурой. Химический состав стали российских рельсов характеризуется добавками к железу в процентах. Углерод применяют для увеличения твердости и износостойкости рельсовой стали. Тем не менее чем больше содержится углерода, тем выше при иных равных условиях хрупкость стали и более затруднительна холодная правка рельсов. Вследствие этого потребуется наиболее равномерно распределить металл по сечению рельса, наиболее четко необходимо выдерживать химический состав, особенно это касается фосфора и серы.
Закалка
Сейчас большое распространение обрела объемная закалка рельсов. Данный метод увеличивает пластичность и вязкость, повышает усталостную прочность и стойкость рельсов против образования поперечных усталостных изломов. Эксплуатационная стойкость этих рельсов в 1,3–1,5 раза выше стойкости незакаленных рельсов. По техническим и экономическим подсчетам, применение рельсов с объемной закалкой в среднем за год на 1 км пути обеспечит существенную финансовую экономию. Сталь должна быть однородного мелкозернистого строения без шлаковин, волосовин, плен, следов неоднородного распределения химических добавок по сечению.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Тяжелые рельсы
Тяжелые рельсы меньше изгибаются и меньше напряжены, поэтому они дольше служат. Наряду с этим, обладая большей жесткостью, они быстрее поддаются разрушениям от контактных напряжений, поэтому для продления срока их службы укладывают упругие прокладки под рельсы. [1]
Кроме того, тяжелые рельсы уменьшают сопротивление движению ( из-за меньшего прогиба), значит снижается расход электроэнергии или топлива на тягу поездов и уменьшаются расходы на ремонт подвижного состава. Поэтому масса лежащих в пути рельсов систематически повышается, а рельсы легких типов ( Р43 и легче) для общей сети железных дорог не изготовляют. Потребность в рельсах для малодеятельных линий, подъездных и станционных путей удовлетворяется за счет снятых старогодных рельсов с магистральных линий. [2]
Уменьшение эксплуатационных расходов по текущему содержанию и ремонту пути объясняется тем, что более тяжелые рельсы распределяют давление колес на большее протяжение пути, т.е. на большее число шпал, вследствие чего остаточные деформации в шпалах под рельсами и в балласте накапливаются менее интенсивно. [4]
Укладка тяжелых рельсов приводит к распределению нагрузок на большее число шпал, что уменьшает давление на каждую шпалу. Тяжелые рельсы меньше изгибаются и меньше напряжены, поэтому они дольше служат. Наряду с этим, обладая большей жесткостью, они быстрее поддаются разрушениям от контактных напряжений, поэтому для продления срока их службы укладывают упругие прокладки под рельсы. [6]
За последние годы были выполнены большие работы по усилению путевого хозяйства. На важнейших грузонапряженных магистралях уложены тяжелые рельсы и щебеночный балласт, широко применяются железобетонные шпалы и расширяется полигон применения бесстыкового пути. [7]
Наиболее острой проблемой является путь, который лимитирует внедрение мощных локомотивов, большегрузных вагонов, увеличение скоростей движения. Необходимо реконструировать путевое хозяйство, ускорить перевод пути на тяжелые рельсы и вместо песчаного на щебеночное основание. [8]
Требуется тщательная планировка межпутного пространства. Большие масса и мощность путепередвигателей дают возможность передвигать путевую решетку из семи-восьми рельсовых ниток ( тяжелые рельсы Р-50 и Р-65), связанных общими шпалами или тягами. Обслуживают машину два-три человека. [10]
Виды рельсов и значение их веса
Рельсы, в зависимости от модели, отличаются массой. Неудивительно, что при осуществлении строительных или ремонтных мероприятий на железных путях количество необходимых материалов переводится по перерасчету в штука, а также наоборот.
Разновидности материалов и их вес
Если рассматривать вес рельсов, он зависит от их модификации. Изделия различны конструктивно, по назначению, длине, форме и иным признакам. Масса зависит от ряда характеристик:
Условно вес проката определяется по маркировке. Числа, которые прибавляются к буквам, определяют приблизительную массу на 1 м рельсы. Но они удобны только в ориентировочном расчете, ведь приспособления создаются на основе стали, отличающейся плотностью. Следовательно, маркировка показывает лишь приблизительный вес, что уместно при организации транспортировки, определения грузоподъемности необходимого транспорта.
Распространенные виды рельсов:
Метраж рельсов
Если, к примеру, рассматривать рельсы Р-65, по длине они составляют 12,5 м, при этом 1 м весит 64,8 кг. Теперь легко подсчитать массу всего приспособления, которая: 64,88×12,5=811 кг. Как известно, колея представлена двумя линиями, обозначенными уже по 12,5 м. Следовательно, ее общая масса достигает 1622 кг. Так, 1 км полноценной железнодорожной линии будет по весу достигать 129 760 кг рельсов. Путем проведения несложных и логических вычислений легко можно подсчитать вес интересующих рельсов, определить их количество для обустройства конкретного объекта.
Что такое рельсы и их виды
Рельсы – это металлические балки, изготовленные из углеродистой стали. Конструкция укладывается на специализированные шпалы. Рельсы применяются для построения железнодорожных путей. Они изготавливаются в соответствии с ГОСТ для каждого вида.
Главная функция конструкции – направление колес железнодорожного транспорта. Рельсы принимают на себя нагрузку и распределяют ее на нижние элементы пути. В зонах, где необходима электрическая тяга, они играют роль проводника тока. В местах с автоблокировкой рельсы служат проводником.
Материал изготовления
Самый распространенный материал для изготовления металлоконструкции – углеродистая сталь. Качество металла зависит от его химического строения, микро- и макроструктуры. Наличие углерода в рельсе повышает ее надежность и увеличивает срок эксплуатации, но чрезмерное содержание углерода в металлоконструкции, наоборот, повышает хрупкость рельсы. Поэтому при добавлении этого элемента следует позаботиться о максимальной прочности и надежности стали.
Можно дополнительно улучшить качество углеродистой стали. Например, обработать ее марганцем. Это увеличит эксплуатационный срок рельсов, сделает их более вязкими и устойчивыми к механическим повреждениям. Кремний повысит твердость материала и его устойчивость к износу. Для улучшения качественных характеристик стали можно также использовать титан, цирконий и ванадий.
Нельзя добавлять серу или фосфор, так как они делают сталь хрупкой и ломкой. Рельсы, изготовленные из этих веществ, подвержены трещинам и разломам.
Для микроструктуры материала используют перлит, который по форме напоминает пластины с ферритом. Однородный состав стали получается при ее обработке в условиях высокой температуры. Такой метод повышает жесткость, вязкость, стойкость к износу, надежность и эксплуатационный срок металла. Макроструктура должна быть однородной, без лишних элементов.
Физические характеристики рельсов
За все время существования рельсов их делали разной формы: двухголовые, в виде гриба, угловые и другие.
Современные рельсы делают широкоподошвенными. Конструкция состоит из головки, подошвы и шейки, которая соединяет две другие части. Центральную часть делают выпуклой, чтобы она могла принимать на себя нагрузку с колес железнодорожного транспорта. Места соединений имеют плавную форму. Чтобы снять напряжение с шейки, ее делают кривой. Чем шире подошва рельсов, тем больше ее боковая устойчивость.
Для Российской Федерации рельсы принято делать стандартной длины:
Конструкции меньшей длины делают для неровных участков железной дороги. Чем длиннее рельс, тем меньше ее износ и сопротивление железнодорожного транспорта.
Рассчитывая мощность материала, учитывают его удельный вес на 1 метр рельс.
Шпалы – это важный крепежный элемент в конструкции. Их производят из дерева, железобетона, пластика и стали.
Рассчитывая стоимость конструкции, учитывают ее удельный вес, ширину, длину, твердость и устойчивость к износу.
Требования к рельсам
Типы рельсов
Классификация рельсов зависит от загруженности линий и средней скорости транспорта, передвигающегося по ним. Например, массивный рельс большого веса снижает затраты на обслуживание линии (за счет увеличения ее эксплуатационного срока) и благотворно влияет на износостойкость шпал.
Выделяют следующие виды рельсов:
Выделяют и другие виды рельс. Их классифицируют по:
От данных характеристик зависит цена на рельсы.
Условные обозначения
Каждый рельс обязательно маркируют. Маркировка состоит из букв и цифр, каждая из которых обозначает ту или иную характеристику конструкции. Например:
Месяц изготовления обозначается римскими цифрами, год – арабскими. Маркировку наносят несмываемой краской голубого, фисташкового, желтого или белого цвета.
Приобрести рельсы любого вида можно в ООО «Череповецком заводе металлоконструкций». Мы работаем более 55 лет и за это время заслужили безупречную репутацию. Для производства конструкций используем исключительно качественные материалы, которые обрабатываем в собственных цехах.
В команде Череповецкого завода работают 120 опытных специалистов, которые с ответственностью подходят к своему делу. Мы изготавливаем детали на современном оборудовании, что позволяет гарантировать высокое качество и надежность изделий. В процессе работы мы строго соблюдаем все государственные стандарты.
Каждому клиенту наш завод предлагает:
Помимо продажи металлоконструкций, мы осуществляем диагностику оборудования, проектирование технических документов, доставку готовой продукции заказчику.
Оформить заказ можно онлайн или по телефону 8-(800)-222-04-45.
Виды рельсов: размеры, типы, габариты и формы
Дата публикации 30 июня 2020 22:27
Железнодорожные рельсы — это две параллельные стальные балки, уложенные на деревянные или железобетонные шпалы. По этим приспособлениям передвигаются специально адаптированные транспортные средства, включая поезда, трамваи, фуникулеры, другой аналогичный транспорт. В строительстве их используются для передвижения башенных или мостовых кранов.
Поверхность рельса очень гладкая и жесткая, что обеспечивает низкое трение колес движущегося состава. Площадь передней поверхности поезда, по сравнению с его длиной, также довольно мала, поэтому движение поезда характеризуется относительно низким сопротивлением воздуха. Двусторонние и односторонние колеи могут перевозить такое же количество пассажиров и грузов, как шоссе с четырьмя полосами.
Расстояние или ширина пути может варьироваться. В 19 веке были железные дороги, где колея была шире 2 метров. В настоящее время около 60% железнодорожных сетей в мире имеют стандартные размеры рельсы http://promputsnab.ru/,435 м.
Железные дороги с увеличенной шириной колеи облегчают достижение скоростных поездов, дают возможность перевозить более тяжелые грузы. Узкоколейные железные дороги обходятся дешевле. Узкоколейка также может быть адаптирована для высоких скоростей, но при этом ее строительство будет более дорогостоящим.
В некоторых типах железных дорог используются зубчатые конструкции, которые полезны, когда состав передвигается по крутым склонам или горам.
Общее описание
Рельсы, по которым движутся железнодорожные составы — это видимая часть сложной конструкции из скрепленных между собой опор, основы-балласта и стальных балок, имеющих заданные размеры. Эта конструкция образует железнодорожную колею, выдерживая огромное давление тяжелого состава, движущегося на большой скорости.
Различают несколько типов рельс:
Принципы маркировки
Обычно для обозначения данных изделий используется буква «Р». Стоящее рядом число — это вес 1 м. данного рельсового сечения.
Буквенное обозначение — это маркировка качества изделия:
По типу сплава стальные ж/д изделия разделяются на несколько категорий:
По техническим характеристикам все виды рельс ж/д должны соответствовать стандартным требованиям ГОСТа.
Разновидности
Различаются виды стальных рельсовых изделий в зависимости от области применения и типа транспорта:
Р65, 43, 50 — обеспечивают плавное непрерывное движение железнодорожного состава. Часто используются для монтажа стрелочного перевода или разводки.
Предназначены для монтажа второстепенных путей на производственных и добычных предприятиях. Могут использоваться и для строительства основных широкополосных магистралей или для обустройства стрелочного перевода.
Используются КР (70, 80,100,120,140) для монтажа подкрановых путей, по которым будут передвигаться мощные мостовые, козловые, башенные краны, имеющие большую грузоподъемность (14-20 т).
Марка Р (18, 24) в основном применяется на производствах, для обеспечения сложных технологических операций, в складских помещениях для работы кран-балки, для электрических талей. Часто узкоколейку применяют на второстепенных колеях, рудниках или в шахтах для быстрой доставки добытого сырья на поверхность.
Категория Р (33, 38) применяются на рудниках и в шахтах, на фермерских хозяйствах и в складских комплексах.
Используются только для монтажа трамвайных полотен.
Снятые со старого ж/д полотна можно использовать для строительства или реконструкции нового пути.
Служат для прочного соединения различных пересечений железнодорожного полотна.
Используются для верхних конструкций железнодорожного полотна.
Применяют для обустройства стрелочных ж/д переводов производственных предприятий или опорно-поворотных устройств для экскаватора.
Критерии безопасности
Для безопасности передвижения пассажирских и грузовых составов с большими осевыми нагрузками, к верхнему строению пути предъявляются высокие требования.
Верхнее строение ж/д должно соответствовать следующим критериям:
Необходимо, чтобы ж/д полотно отвечало критериям технической эксплуатации, не имело дефектов и полностью соответствовало геометрическим и динамическим качествам.
Использование подвижного состава с наклоняемым типом кузова требует повышенного качества ж/д пути, обеспечивая усиленную безопасность движения. Поскольку с увеличением частоты и скорости движения составов рельсы нагреваются, это может влиять на процесс торможения. В бесстыковом железнодорожном пути чрезмерный нагрев может привести к нестабильности полотна и созданию аварийной ситуации.
Очень важно, чтобы в процессе строительства железнодорожного полотна были использованы качественные рельсовые изделия, имеющие хорошие технические характеристики, высокую термоустойчивость и длительный срок эксплуатации.