какие требования предъявляются к весовой форме

Портал аналитической химии

Методики, рекомендации, справочники

Требования к весовой форме.

1. Важнейшим требованием, предъявляемым к весовой форме, является точное соответствие ее состава химической формуле. Ясно, что если бы такое соответствие не имело места, например если бы взвешиваемый осадок был химически не индивидуальным веществом строго определенного, соответствующего формуле состава, а какой-либо неопределенной смесью, то вычисление результатов анализа было бы невозможным.

Между тем многие из получаемых при анализе осадков не удовлетворяют этому требованию. Например, осадок гидроокиси железа не соответствует точно формуле Fe(OH)3, а содержит переменное, зависящее от условий осаждения и неизвестное количество воды.

Таким образом, формулу его следует писать в виде Fe2O3-ZtH2O. При прокаливании гидроокиси железа вся эта вода удаляется и образуется соединение вполне определенного состава, строго соответствующего формуле Fe2O3.

Именно вследствие того что первоначально выпадающие осадки часто не удовлетворяют требованию соответствия состава формуле, и приходится прибегать к их прокаливанию. Кроме того, при прокаливании полностью удаляется из осадка удерживаемая им вода и неотмытые летучие примеси, а также происходит озоление фильтра.

2. Вторым требованием является достаточная химическая устойчивость весовой формы. Очевидно, работа затруднится, если весовая форма будет легко изменять свой состав вследствие, например, поглощения водяных паров или CO2 из воздуха, окисления (или восстановления), разложения и тому подобных процессов.

Ведь при этом нарушается то соответствие состава осадка формуле, о котором говорилось выше. Наличие у осадка подобных свойств, хотя и не сделало бы определение невозможным, но потребовало бы соблюдения ряда предосторожностей, предупреждающих изменение состава осадка, и тем самым усложнило бы анализ.

Во избежание этого нередко предпочитают превращать обладающие подобными свойствами осадки в более удобную весовую форму, обрабатывая их соответствующими реагентами. Например, осадок CaO, легко поглощающий H2O и CO2 из воздуха (что за-. трудняет точное взвешивание его), иногда превращают в CaSO4 путем обработки его в тигле серной кислотой, избыток которой удаляют выпариванием.

К обработке осадка реагентами приходится прибегать и в тех случаях, когда осадок при прокаливании частично восстанавливается углем и продуктами неполного сгорания фильтра.

3. Наконец, желательно, чтобы содержание определяемого элемента в весовой форме было как можно меньшим, так как погрешности определения (например, ошибки взвешивания, потери от растворимости осадка или от недостаточно полного перенесения его на фильтр и т. д:) при этом меньше скажутся на окончательном результате анализа.

Опыт показывает, что при выделении осадка из раствора он всегда увлекает из раствора различные посторонние вещества или ионы. К ним принадлежат также и ионы осадителя, от которых осадки приходится отмывать. Поскольку это отмывание может оказаться недостаточно полным, выгодно, чтобы осадитель был веществом летучим, так как в этом случае не удаленная часть его при промывании улетучится при прокаливании. Именно поэтому Fe3+ осаждают действием NH4OH, а не KOH или NaOH; Ba2+ действием H2SO4, а не Na2SO4 или K2S04; Ag+ действием HCl, а не NaCl и т. д.

Конечно, не всегда это правило может быть соблюдено. Например, при осаждении Cu2+ в виде Cu(OH)2 приходится применять не NH4OH, в избытке которого осадок растворим, a NaOH или KOH и т. д.

Понятно, что в таких случаях промывать осадки следует особенно тщательно.

В большинстве анализов осаждать определяемый ион приходится в присутствии ряда других ионов. Поэтому необходимо считаться с возможностью осаждения применяемым реагентом наряду с нужными также и других малорастворимых веществ. Чтобы этого не произошло, весьма важно выбрать такой осадитель, который осаждал бы только данный ион, т. е. являлся бы достаточно специфическим.

Конечно, специфический осадитель удается найти не всегда, поэтому приходится применять маскировку мешающих определению ионов, т. е. связывать их в достаточно прочные комплексы, не осаждаемые данным реактивом; если же маскировка невозможна, тем или иным способом удаляют эти ионы из раствора. Применяемые при этом методы будут подробнее рассмотрены в дальнейшем.

Источник

Требования к осаждаемой форме. Требования к весовой форме.

Гравиметрические методы анализа. Методы разделения и концентрирования.

Сущность гравиметрического метода анализа. Классификация.

Гравиметрическим анализом называют метод количественного химического анализа, основанный на точном измерении массы определяемого вещества или его составной части, выделенной в элементарном виде, или в виде малорастворимого соединения определенного состава.

Гравиметрические методы делятся на три группы: методы осаждения, методы отгонки и методы выделения. Наиболее распространены методы осаждения, поэтому можно встретить и такую формулировку: гравиметрия – метод количественного анализа, в котором переведенную в раствор составную часть пробы осаждают в виде малорастворимого соединения, по массе которого на основе законов стехиометрии находят количество (массу, массовую долю) определяемого компонента.

Гравиметрические методы разработаны для большинства неорганических анионов и катионов, для нейтральных соединений таких, как вода, диоксид серы, углекислый газ, йод а также для целого ряда органических соединений.

Достоинством гравиметрических методов является их высокая точность: при анализе простых образцов с содержанием определяемого аналита более 1% погрешность анализа можно снизить до 0.1 – 0.2 % что редко удается другими методами. При увеличении сложности состава образца погрешности неизбежно возрастают или приходится затрачивать массу времени на их преодоление.

какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть фото какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть картинку какие требования предъявляются к весовой форме. Картинка про какие требования предъявляются к весовой форме. Фото какие требования предъявляются к весовой формеНедостатками гравиметрических методов являются, во – первых, то, что реагенты, используемые в гравиметрии, за редким исключением, не очень специфичны, поскольку они способны образовывать осадки с группой ионов. Следовательно, требуется предварительное отделение или маскирование мешающих ионов. Во – вторых, как следует из схемы 3.1, в которой представлена последовательность операций гравиметрического анализа в самом общем случае, его длительность и трудоемкость. Поэтому эти методы оправдывают себя, как правило, при анализе единичных образцов, когда требуется высокая точность анализа

Требования к осаждаемой форме. Требования к весовой форме.

Осаждаемой формой (ОФ) называют малорастворимое соединение, в виде которого из раствора выделяют определяемый компонент. Часто осаждаемая форма не имеет определенного состава, например, Fe(OH)3·nH2O, Al(OH)3·nH2O. Требования к осаждаемой форме:

2. Осадок должен получаться в форме, удобной для отделения его от раствора (фильтрованием или центрифугированием)и его промывания и не должен быть загрязнен примесями, не удаляемыми при промывке. Как правило, наибольшие проблемы в этом плане представляют аморфные осадки (Fe(OH)3·nН2O, Al(OH)3·nH2O), сильно адсорбирующие посторонние ионы. Кроме того, некоторые кристаллические осадки также сорбируют посторонние ионы (BaSО4) или способны образовывать коллоидные растворы (AgCl). И в том, и в другом случае приходится подбирать особые условия осаждения и промывания осадка, а иногда и маскировать посторонние ионы.

Осадок должен легко и полно переходить в гравиметрическую форму при просушивании или прокаливании. В принципе стараются избегать слишком высоких температур прокаливания (>900–1000°C), но, к сожалению, это не всегда возможно. В подавляющем большинстве случаев высушивание дает менее «точные» результаты, чем прокаливание.

Гравиметрической (весовой) формой (ГФ)называют соединение, массу

которого непосредственно измеряют взвешиванием. Требования к гравиметрической форме:

1. Гравиметрическая форма осадка должна быть стехиометрическим соединением определенного состава. Это абсолютно необходимое условие лежит в основе всех расчетов.

2. Гравиметрическая форма должна иметь высокую химическую устойчивостьна воздухе, то есть не поглощать влагу или CO2, не окисляться кислородом. Так, например, CaO не является идеальной весовой формой, поскольку он весьма гигроскопичен и образует CaCO3 за счет поглощения CO2 из воздуха. В ряде случаев для выполнения этого условия приходится сильно повышать температуру прокаливания: осадок Al(OH)3·nH2O полностью переходит в Al2O3 уже при 700–800°C, но полученный при такой температуре Al2O3слишком гигроскопичен.

3. Желательно, чтобы содержание определяемого элемента в гравиметрической форме было как можно меньше. В этом случае уменьшается погрешность и увеличивается чувствительность анализа.

Источник

Какие требования предъявляются к весовой форме

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Весовая (гравиметрическая) форма— это соединение, в виде которого взвешивается определяемый элемент. К весовой форме предъявляются следующие требования:

— состав весовой формы должен точно соответствовать её химической формуле;

— весовая форма должна обладать химической устойчивостью к компонентам воздуха (пары воды, кислород, СО2 и т.д.) и продуктам сгорания фильтра;

— весовая форма должна быть термически устойчивой в широком интервале температур;

— желательно малое содержание определяемого элемента в весовой форме (по возможности минимальное значение гравиметрического фактора пересчета), чтобы погрешности в определении её массы в меньшей мере сказывались на результатах анализа

Весовую форму получают из формы осаждения либо высушиванием, либо прокаливанием осадка до постоянной массы. Условия перевода в гравиметрическую форму зависят от свойств осадка и его стабильности.

Высушивание в сушильном шкафу при 100-1150С используют для осадков, разлагающихся нестехиометрично при более высоких температурах. Обычно таким способом получают весовую форму при определении металлов с помощью органических реагентов-осадителей, например, при определении никеля с диметилглиоксимом (реактив Чугаева), или кобальта с α-нитрозо-β-нафтолом.Иногда применяют высушивание без нагревания путем последовательной промывки осадка водой, спиртом и эфиром и удаления следов эфира продувкой сухим воздухом. Таким способом высушивают легко разлагающийся осадок цинкуранилацетата натрия NaZn(UO2)3(CH3COO)9 при гравиметрическом определении натрия. Высушиванию подвергают осадки, полученные фильтрованием через доведенные до постоянной массы стеклянные фильтры. При высушивании состав осадка не меняется, а удаляется только внешняя (гигроскопическая) влага и легко летучие примеси, например, остаток органического растворителя реагента-осадителя.

Осадок (форма осаждения), полученный при фильтровании через бумажный беззольный фильтр, предварительно высушивают вместе с фильтром в сушильном шкафу при температуре около 1000С, а затем прокаливают. Для этого сухой фильтр с осадком помещают в предварительно прокаленный до постоянной массы и взвешенный тигель (фарфоровый, кварцевый, платиновый) и осторожно озоляют (обугливают) в пламени газовой горелки или на электрической плитке, следя за тем, чтобы фильтр не воспламенялся (во избежание потерь при сгорании фильтра). По окончании озоления тигель с осадком прокаливают в муфельной печи до постоянной массы при температуре, зависящей от природы осадка. Например, сульфат бария прокаливают при 700-9000С; при этом состав осадка не меняется, а удаляются только примеси. Температура прокаливания осадка не должна превышать 11000С, так как дальнейшее увеличение температуры может привести к разложению гравиметрической формы, например:

BaSO4®BaO+ SO3­(> 13000C)

При прокаливании с осадком могут происходить химические превращения, приводящие к получению стабильной гравиметрической формы. Так, при определении железа гидратированная осаждаемая форма Fe(OH)3∙xН2О при прокаливании переходит в весовую форму Fe2O3, а двойная соль MgNH4PO4, осаждаемая в ходе определения магния, в устойчивый пирофосфат магния – Mg2P2O7.

Техника доведения пустого стеклянного фильтра и тигля для прокаливания, а также фильтра и тигля с осадком до постоянной массы изложена в разделе II настоящих методических указаний при описании выполнения лабораторных работ. По разности измеренных масс тигля (фильтра) с осадком и пустого тигля (фильтра) рассчитывают массу весовой формы, которую используют для расчета результатов гравиметрического анализа.

Источник

Гравиметрия. Формы осадка, фактор пересчета, методика

» data-shape=»round» data-use-links data-color-scheme=»normal» data-direction=»horizontal» data-services=»messenger,vkontakte,facebook,odnoklassniki,telegram,twitter,viber,whatsapp,moimir,lj,blogger»>

ГРАВИМЕТРИЯ

Формы осадка в гравиметрическом анализе

Гравиметрия — химический метод анализа, в ходе которого определяемое вещество выделяют из раствора в виде малорастворимого осадка. Осадок подвергают необходимой обработке и взвешивают. Из полученного значения массы находят содержание определяемого компонента. Необходимо, чтобы осаждение было количественным (99,9 %). Следует избегать загрязнения осадка другими веществами, т. е. не должно быть соосаждения, адсорбции.

В практике химических лабораторий обычно пользуются методиками с уже готовыми формулами для расчета. Существуют две формы осадка в гравиметрическом анализе осаждаемая и весовая.

Осаждаемая форма — соединение, осаждаемое из раствора и содержащее анализируемый элемент.

Весовая (гравиметрическая) форма — соединение, массу которого непосредственно измеряют взвешиванием. Формы могут совпадать или не совпадать по составу (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Примеры форм гравиметрического определения элементов

какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть фото какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть картинку какие требования предъявляются к весовой форме. Картинка про какие требования предъявляются к весовой форме. Фото какие требования предъявляются к весовой форме

При прокаливании происходит удаление воды. Поэтому осаждаемая и весовая формы не совпадают.

Требования к осаждаемой форме:

Требования к гравиметрической форме:

Для получения осадка в гравиметрическом анализе раствор после действия осадителя фильтруют, осадок промывают, а затем высушивают или прокаливают. Если осадок прокаливают перед взвешиванием (например, Al(OH)3), то используют бумажные фильтры.

Если осадок кристаллический (например, BaSO4), то можно использовать фарфоровые фильтрующие тигли. Если осадок высушивают (например, сульфиды, хелатные комплексы), то используют стеклянный фильтрующий тигель.

Фактор пересчета

Фактор пересчета F — доля определяемого компонента в гравиметрической форме соединения, содержащего этот компонент:

После определения фактора пересчета и массы гравиметрической формы получаем результат анализа Х:

какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть фото какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть картинку какие требования предъявляются к весовой форме. Картинка про какие требования предъявляются к весовой форме. Фото какие требования предъявляются к весовой форме

Гравиметрический анализ имеет высокую точность, но является длительным и трудоемким процессом. Он применим для определения почти любого элемента, часто используется для получения стандартов.

Гравиметрический анализ применяют для определения влажности пищевых продуктов (макаронные изделия, сахар, сухофрукты, колбасы, хлеб и т. д.).

Для этого анализа используют следующие методы:

Влажность различных продуктов определяется содержанием в них гигроскопической влаги. Эта вода удерживается веществом за счет физической адсорбции. Нет строгих соотношений содержания молекул воды. Удаление воды происходит при температуре 70−105С при выдерживании в сушильном шкафу.

При кристаллизации многих веществ в состав его может входить кристаллизационная вода. Молекулярная формула вещества включает определенное количество молекул воды:

какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть фото какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть картинку какие требования предъявляются к весовой форме. Картинка про какие требования предъявляются к весовой форме. Фото какие требования предъявляются к весовой форме

Удаляется кристаллизационная вода при 105–120 С. Связанная вода входит в состав молекулы вещества (химическая связь). Связанная вода входит в состав гидроксидов металлов Ca(OH)2; Cu(OH)2; Al(OH)3. Удалить эту воду можно прокаливанием в муфельной печи при температуре более 200С.

Методика проведения гравиметрического анализа

Высушивание бюкса до постоянного веса. Чистый сухой бюкс помещают в сушильный шкаф (110–120С), выдерживают 30–40 мин, охлаждают в эксикаторе 20–30 мин (рис. 2.1) и взвешивают на аналитических весах с точностью до 0,0002 г. Операцию повторяют до тех пор, пока масса бюкса будет отличаться от предыдущего взвешивания не более чем на 2 единицы в четвертом знаке после запятой.

какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть фото какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть картинку какие требования предъявляются к весовой форме. Картинка про какие требования предъявляются к весовой форме. Фото какие требования предъявляются к весовой форме

Рис. 2.1. Выдерживание бюкса в эксикаторе

Взвешивание пробы. Вещество должно быть измельчено, состав его должен соответствовать среднему составу всей партии. Взвешивают пробу на аналитических весах. В доведенный до постоянного значения массы бюкс переносят навеску пробы 1,5–2,0 г.

Высушивание навески до постоянного веса. Бюкс с навеской помещают в сушильный шкаф. Температура в нем зависит от вещества, которое мы анализируем:

● 110−120С — для неорганического вещества;

● 70–105С — для органического вещества.

Выдерживают при этой температуре вещество в бюксе в сушильном шкафу 1,5−2,0 ч, охлаждают 20−30 мин в эксикаторе, затем взвешивают. Последующие процедуры выдерживания проб в сушильном шкафу проводят уже по 40 мин. Крышку бюкса ставят в сушильном шкафу на ребро.

Прокаливание в муфельной печи проводят в тигле аналогично.

Косвенные методы определения влажности. В товароведении чаще всего пользуются косвенными методами определения влажности и обычно применяют методы, основанные на высушивании. Эти методы являются самыми распространенными при определении влажности в пищевых продуктах. При высокой температуре и нормальном атмосферном давлении из продукта в первую очередь удаляется свободная вода, а в дальнейшем — некоторое количество связанной воды с различной интенсивностью в зависимости от типа связи воды с другими составными веществами продукта. В высушенной навеске всегда остается небольшое количество связанной влаги. Поэтому величина влажности, полученная методом высушивания, точнее характеризует фактическую влажность продукта. Для получения сравнимых данных необходимо строгое соблюдение условий сушки, главным образом времени и температуры.

Определение содержания влаги высушиванием до постоянной массы (арбитражный метод). В стеклянный или металлический бюкс насыпают 12–15 г очищенного кварцевого песка и помещают в него стеклянную палочку. Бюкс высушивают в сушильном шкафу (рис. 2.2) до достижения постоянной массы (расхождение между двумя последовательными взвешиваниями допускается в пределах ±0,001 г). В высушенный и тарированный бюкс помещают от 3 до 10 г тщательно перемешанного измельченного анализируемого продукта, взвешивают на аналитических весах, тщательно перемешивают навеску с песком стеклянной палочкой. Открытый бюкс с навеской помещают в сушильный шкаф (крышку высушивают вместе с бюксом). Высушивание производят при температуре 95−105 °С (в зависимости от вида продукта) до постоянного значении массы (допустимые расхождения 0,005−0,001 г). Перед каждым взвешиванием бюкс с закрытой крышкой охлаждают в эксикаторе.

какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть фото какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть картинку какие требования предъявляются к весовой форме. Картинка про какие требования предъявляются к весовой форме. Фото какие требования предъявляются к весовой форме

Рис. 2.2. Определение содержания влаги высушиванием в сушильном шкафу СЭШ-3М

Содержание влаги (X, %) вычисляют по формуле:

какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть фото какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть картинку какие требования предъявляются к весовой форме. Картинка про какие требования предъявляются к весовой форме. Фото какие требования предъявляются к весовой форме

Расхождение между двумя измерениями содержания влаги не должно превышать 0,3 %. Анализ применяется в различных зерновых и зерноперерабатывающих лабораториях элеваторов, хлебоприемных, мукомольных, крупяных, комбикормовых, хлебопекарных предприятий и научноисследовательских учреждений агропромышленного комплекса.

Определение содержания влаги разовым высушиванием (ускоренный метод). В доведенный до постоянной массы бюкс (с песком или без песка в зависимости от вида высушиваемого продукта) помещают 3 или 5 г тщательно перемешанного измельченного образца. Взвешивание производят с точностью до 0,01 г.

У большинства продуктов влажность ускоренным методом определяют при температуре 130 °С. Бюкс с навеской выдерживают строго установленное время для каждого вида продукта. Затем бюксы вынимают из сушильного шкафа, закрывают крышками, помещают в эксикатор, охлаждают и взвешивают. Содержание влаги в продукте рассчитывают по вышеуказанной формуле.

Высушивание на приборе ВЧ (влагомер Чижовой, рис. 2.3). Метод основан на обезвоживании навески исследуемого продукта с помощью тепловой энергии инфракрасного излучения.

какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть фото какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть картинку какие требования предъявляются к весовой форме. Картинка про какие требования предъявляются к весовой форме. Фото какие требования предъявляются к весовой форме

Рис. 2.3. ВАРЦ-21М — прибор Чижовой для определения влажности теста, пищевого сырья и продуктов, хлебобулочных изделий

Прибор ВЧ состоит из двух шарнирно-соединенных между собой массивных металлических плит 1 и 2, нагреваемых плоскими электронагревателями. Быстрота высушивания обеспечивается прогревом исследуемого продукта, распределенного тонким слоем между плитами, обычно при температуре 160 °С. Высушивание навесок осуществляют в специальных пакетах.

Подготовленные пакеты вкладывают между пластинами нагретого прибора и высушивают в течение 3 мин, затем охлаждают в эксикаторе 5 мин и взвешивают на технохимических весах с точностью до 0,01 г. Во взвешенные пакеты помещают навески измельченного продукта по 4−5 г и распределяют их равномерно по толщине слоя и внутренней поверхности пакета. Пакеты с содержимым быстро взвешивают на технохимических весах, загибают края и помещают в прибор для высушивания.

Два взвешенных пакета с навесками (проводят два параллельных измерения) высушивают определенное время, затем пакеты охлаждают в эксикаторе в течение 5 мин и взвешивают с точностью до 0,01 г. Влажность рассчитывают по вышеуказанной формуле, только вместо массы бюкса указывают массу пакета.

Источник

Какие требования предъявляются к весовой форме

какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть фото какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть картинку какие требования предъявляются к весовой форме. Картинка про какие требования предъявляются к весовой форме. Фото какие требования предъявляются к весовой форме

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть фото какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть картинку какие требования предъявляются к весовой форме. Картинка про какие требования предъявляются к весовой форме. Фото какие требования предъявляются к весовой форме

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть фото какие требования предъявляются к весовой форме. Смотреть картинку какие требования предъявляются к весовой форме. Картинка про какие требования предъявляются к весовой форме. Фото какие требования предъявляются к весовой формеОбзор документа

Приказ Министерства транспорта РФ от 29 марта 2018 г. № 119 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств»

В соответствии с частью 9 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3597, 3616; № 49, ст. 5744; 2009, № 29, ст. 3582; № 39, ст. 4532; № 52, ст. 6427; 2010, № 45, ст. 5753; № 51, ст. 6810; 2011, № 7, ст. 901; № 15, ст. 2041; № 17, ст. 2310; № 29, ст. 4284; № 30, ст. 4590, 4591; № 49, ст. 7015; 2012, № 26, ст. 3447; № 50, ст. 6967; 2013, № 14, ст. 1652; № 30, ст. 4083; № 52, ст. 7003; 2014, № 6, ст. 566; № 22, ст. 2770; № 26, ст. 3377; № 43, ст. 5795; 2015, № 1, ст. 72; № 29, ст. 4350, 4359, 4374; № 48, ст. 6723; № 51, ст. 7249; 2016, № 1, ст. 74; № 7, ст. 914; № 15, ст. 2066; № 27, ст. 4190, 4294; 2017, № 7, ст. 1028) и подпунктом 5.2.53.31 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 15, ст. 1612; № 24, ст. 2601; № 52, ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740; № 11, ст. 1029; № 17, ст. 1883; № 18, ст. 2060; № 22, ст. 2576; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378; № 4, ст. 506; № 6, ст. 738; № 13, ст. 1558; № 18, ст. 2249; № 32, ст. 4046; № 33, ст. 4088; № 36, ст. 4361; № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650, 652; № 11, ст. 1222; № 12, ст. 1348; № 13, ст. 1502; № 15, ст. 1805; № 25, ст. 3172; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935; № 26, ст. 3801, 3804; № 32, ст. 4832; № 38, ст. 5389; № 46, ст. 6526; № 47, ст. 6660; № 48, ст. 6922; 2012, № 6, ст. 686; № 14, ст. 1630; № 19, ст. 2439; № 44, ст. 6029; № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388; № 12, ст. 1322; № 26, ст. 3343; № 33, ст. 4386; 2013, № 38, ст. 4821; № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1286; № 18, ст. 2177; № 30, ст. 4311, 4325; № 37, ст. 4974; № 42, ст. 5736; № 43, ст. 5901, 5926; 2015, № 2, ст. 491; № 16, ст. 2394; № 17, ст. 2571; № 20, ст. 2925; № 38, ст. 5300; № 47, ст. 6605, № 49, ст. 6976; 2016, № 1, ст. 242; № 2, ст. 325; № 7, ст. 996, 997; № 16, ст. 2229; № 28, ст. 4741; № 37, ст. 5497; № 40, ст. 5452; № 42, ст. 5929; 2017, № 10, ст. 1485; № 37, ст. 5539; № 42, ст. 6166; № 43, ст. 6327), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.

2. Признать утратившим силу приказ Минтранса России от 27 апреля 2011 г. № 125 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» (зарегистрирован Минюстом России 1 июня 2011 г., регистрационный № 20903).

МинистрМ.Ю. Соколов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 мая 2018 г.

Утвержден
приказом Минтранса России
от 29 марта 2018 г. № 119

Порядок
осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств

I. Общие положения

2. Весогабаритный контроль транспортных средств, осуществляющих движение в международном сообщении по территории Российской Федерации, организуется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» 1 и настоящим Порядком.

4. Пункты весогабаритного контроля могут быть:

7. Весогабаритный контроль осуществляется уполномоченными контрольно-надзорными органами в рамках предоставленных им полномочий.

II. Проведение весогабаритного контроля транспортных средств

8. При осуществлении весогабаритного контроля на СПВГК и ППВГК проводятся следующие виды контроля в установленной последовательности:

9. Визуальный контроль осуществляется путем визуального выявления в транспортном потоке транспортного средства с возможным превышением весогабаритных параметров и направление такого транспортного средства к месту размещения СПВГК или ППВГК для измерения весовых и габаритных параметров осуществляется должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа.

10. К признакам возможного превышения весогабаритных параметров транспортного средства относятся:

1) загрузка сверх бортов кузова или наличие наращенных бортов кузова;

2) просадка узлов подвески;

3) снижение динамических характеристик транспортного средства при движении;

4) выступающий за габариты транспортного средства груз.

11. При наличии на СПВГК работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации весогабаритных параметров транспортных средств, решение об остановке транспортного средства принимается на основании результатов проверки его весогабаритных параметров специальными техническими средствами.

12. Должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа самостоятельно либо во взаимодействии с владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК) проводится инструментальный контроль, включающий:

1) измерение габаритов транспортного средства (длина, ширина и высота);

2) измерение расстояний между осями;

3) определение сближенных осей и (или) осевых групп;

4) определение типа подвески (пневматическая или эквивалентная ей);

5) определение скатности колес на каждой оси транспортного средства;

6) измерение нагрузки на одиночную ось, сближенные оси и (или) осевые группы;

7) измерение общей массы.

13. При измерении габаритных параметров не учитываются следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве 3 :

1) при измерении длины транспортного средства:

устройства очистки и омывания ветрового стекла;

таблички переднего и заднего регистрационных знаков и конструктивные элементы для установки государственных регистрационных знаков;

таможенная пломбировка и элементы ее защиты;

устройства крепления тента и элементы их защиты;

устройства освещения и световой сигнализации;

наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности;

вспомогательные средства наблюдения;

устройства забора воздуха во впускную систему двигателя внутреннего сгорания;

стопорные устройства для демонтируемых кузовов;

подножки и поручни;

эластичные буферные устройства или аналогичное оборудование;

подъемные платформы, рампы и аналогичное оборудование в положении для движения, не увеличивающие габаритные размеры более чем на 300 мм при условии, что грузоподъемность транспортного средства не увеличена;

сцепные и буксирные устройства транспортных средств;

трубы выпускной системы;

наружные солнцезащитные козырьки;

2) при измерении ширины транспортного средства:

таможенная пломбировка и элементы ее защиты;

устройства крепления тента и элементы их защиты;

устройства контроля давления в шинах;

выступающие гибкие части системы защиты от разбрызгивания из-под колес;

наружные зеркала и другие устройства непрямой обзорности;

вспомогательные средства наблюдения;

устройства освещения и световой сигнализации;

деформирующаяся часть боковых стенок шин непосредственно над точкой соприкосновения с поверхностью;

3) при измерении высоты транспортного средства: антенны.

15. При фиксации весогабаритных параметров транспортных средств на СПВГК, ППВГК и АПВГК:

1) отмечаются измеренные весовые и габаритные параметры транспортного средства;

2) осуществляется вычет инструментальной погрешности измерения (инструментальная погрешность измерения параметра вычитается из измеренной величины параметра и вычисляется применяемая величина для определения наличия превышения параметра);

16. При измерении межосевого расстояния для определения применяемой величины инструментальная погрешность измерения добавляется к измеренной величине межосевого расстояния.

18. При осуществлении весогабаритного контроля для двухосных и трехосных групп допустимая осевая нагрузка определяется путем деления общей допустимой нагрузки на группы осей на соответствующее количество осей, за исключением случаев, указанных в пункте 19 настоящего Порядка.

19. При осуществлении весогабаритного контроля допускается неравномерное распределение осевых нагрузок в группе осей в соответствии с нормами, установленными примечаниями к приложению 2 к Правилам. При этом в случае отсутствия превышения суммарной нагрузки на группу осей:

превышение допустимой осевой нагрузки отсутствует, если нагрузка на наиболее нагруженную ось не превышает допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось;

превышение допустимой осевой нагрузки фиксируется, если нагрузка на наиболее нагруженную ось превышает допустимую нагрузку на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось. При этом процент превышения определяется как соотношение нагрузки на наиболее нагруженную ось к допустимой нагрузке на соответствующую (односкатную или двускатную) одиночную ось.

20. При наличии группы из трех и более сближенных осей, в которой расстояния между осями имеют различные значения, принадлежность этой группы к интервалу расстояний между сближенными осями согласно Правилам определяется по среднеарифметическому расстоянию.

III. Порядок оформления результатов весогабаритного контроля транспортных средств

21. По результатам инструментального контроля должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа или владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК) составляется акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства (рекомендуемый образец приведен в приложении № 4 к настоящему Порядку).

22. В акте результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства указываются:

1) номер, дата, время составления, наименование и адрес балансодержателя пункта весогабаритного контроля, наименование оператора и (или) уполномоченного контрольно-надзорного органа;

2) принадлежность СПВГК или ППВГК к контролируемой автомобильной дороге (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку;

3) адрес (место) дислокации СПВГК или ППВГК, в том числе координаты ГЛОНАСС/GPS (при наличии);

4) наименование, тип и серийный номер средства измерения, год выпуска, свидетельство об утверждении типа средства измерения (номер, срок действия, регистрационный номер), номер и срок действия свидетельства о поверке;

5) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа, полуприцепа);

6) тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд);

7) владелец транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа (полуприцепа) (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес, телефон, номер свидетельства о регистрации транспортного средства) и сведения о документе, подтверждающем право владения транспортным средством;

8) должностное лицо, ответственное за перевозку (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений);

9) водитель транспортного средства (фамилия, имя, отчество (при наличии), серия и номер водительского удостоверения);

10) грузоотправитель (наименование организации, адрес и телефон) (при наличии сведений);

11) организация, осуществившая погрузку груза в транспортное средство (наименование, адрес и телефон) (при наличии сведений);

12) характеристики груза (наименование, делимый/неделимый, масса и габариты) по транспортным документам;

13) применяемая величина массы транспортного средства или автопоезда (т);

14) применяемая величина осевой нагрузки и нагрузки на группы осей (т) с указанием расстояний между осями (м) и числа колес на осях;

15) применяемая величина длины, ширины и высоты транспортного средства или автопоезда (м);

16) фактически зафиксированная величина массы, осевой нагрузки и нагрузки на группы осей транспортного средства или автопоезда с указанием расстояний между осями (м) и числа колес на осях;

17) фактически зафиксированный вид сопровождения (автомобиль прикрытия, автомобиль Госавтоинспекции);

18) фактически зафиксированные особые условия движения;

19) маршрут и направление движения с указанием пройденного расстояния по маршруту движения контролируемой автомобильной дороги (федерального, регионального или межмуниципального, местного значения) или ее участку (в км).

23. В акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства в отношении допустимых весовых и габаритных параметров и особых условий движения по контролируемой автомобильной дороге или ее участку также вносятся:

1) номер, дата, период действия нормативного правового акта, устанавливающего допустимые нормативы по массам, осевым нагрузкам и габаритам транспортных средств для проезда по контролируемой автомобильной дороге или ее участку, в том числе в период действия временных ограничений движения;

2) наименование владельца автомобильной дороги, значение (федеральная, региональная или межмуниципальная, местная);

3) идентификационный и учетный номер контролируемой автомобильной дороги или ее участка, ее наименование и протяженность с указанием километровых отметок;

4) допустимая масса транспортного средства или автопоезда (т), разрешенная для движения по автомобильной дороге или ее участку без специального разрешения на движение ТКТС;

5) допустимая осевая нагрузка и нагрузка на группы осей (т) в зависимости от установленных расстояний между осями (м), числа колес на осях (скатности) и наличия пневматической или эквивалентной ей подвески, разрешенная для движения по автомобильной дороге или ее участку без специального разрешения на движение ТКТС;

6) допустимая длина, ширина и высота транспортного средства или автопоезда (м), в том числе длина прицепа в составе автопоезда, разрешенная для движения по автомобильной дороге или ее участку без специального разрешения на движение ТКТС;

7) особые условия движения (погодные условия, состояние дорожного полотна и другие).

24. В акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства в отношении весовых и габаритных параметров, характеристик транспортного средства и условий движения, указанных в специальном разрешении на движение ТКТС, вносятся:

1) номер специального разрешения на движение ТКТС, дата выдачи и срок его действия;

2) наименование уполномоченного органа (организации), выдавшего специальное разрешение на движение ТКТС;

3) вид перевозки (международная, межрегиональная, региональная, межмуниципальная, местная) по контролируемой автомобильной дороге или ее участку (федерального, регионального, межмуниципального, местного значения);

4) разрешенный маршрут и направление движения по контролируемой автомобильной дороге или ее участку с указанием названия и учетного номера автомобильной дороги, километровых отметок начала, окончания и расстояния разрешенного маршрута движения по контролируемой автомобильной дороге или ее участку;

5) количество разрешенных и использованных поездок в установленном направлении по разрешенному маршруту движения по контролируемой автомобильной дороге или ее участку;

6) марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа, полуприцепа);

7) владелец транспортного средства (одиночного транспортного средства, тягача, прицепа, полуприцепа) (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес и телефон);

8) разрешенные характеристики груза (наименование, делимый или неделимый, масса и габариты);

9) масса транспортного средства без груза (одиночного транспортного средства или автопоезда) в соответствии с документами на транспортное средство (т);

10) разрешенная масса транспортного средства или автопоезда (т);

11) разрешенная осевая нагрузка и нагрузка на группы осей (т) с указанием заявленных расстояний между осями (м) числа колес на осях (скатности);

12) разрешенная длина, ширина и высота транспортного средства (м);

13) разрешенный вид сопровождения (автомобиль Госавтоинспекции, автомобиль прикрытия);

14) особые условия, установленные специальным разрешением на движение ТКТС.

25. Должностное лицо уполномоченного контрольно-надзорного органа обязано внести в раздел «Особые отметки контролирующих органов» специального разрешения на движение ТКТС сведения о проверке (место, дата, время, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника, номер нагрудного знака сотрудника уполномоченного контрольно-надзорного органа).

26. Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с указанными в нем сравнениями весовых и габаритных параметров, а также результатами выполнения иных установленных и разрешенных условий движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств составляется в трех экземплярах, подписывается лицом, составившим его, водителем транспортного средства и передается:

1) должностному лицу уполномоченного контрольно-надзорного органа (в случае составления акта владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК);

2) владельцу автомобильной дороги, на которой проводился контроль;

3) водителю транспортного средства.

27. В случае отказа водителя транспортного средства от подписания акта результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства в акт вносится запись об отказе водителя транспортного средства от подписания акта и акт подписывается должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа или владельцем автомобильной дороги или оператором СПВГК (ППВГК), составившим указанный акт.

28. К акту результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства прилагаются копии документов, указанных в пункте 31 настоящего Порядка.

29. Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства учитывается при осуществлении расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда за пройденный транспортным средством путь.

30. Должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа осуществляется анализ и сравнение результатов инструментального контроля, оформленного в виде акта результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства на наличие или отсутствие превышений фактически измеренных весовых и габаритных параметров транспортного средства над допустимыми весовыми и габаритными нормами, установленными Правилами, применительно к конкретному участку автомобильной дороги, на котором осуществлялся инструментальный контроль.

31. По требованию должностного лица уполномоченного контрольно-надзорного органа водитель транспортного средства представляет следующие документы:

1) специальное разрешение на движение ТКТС при его наличии;

2) документы на перевозимый груз.

32. Должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа осуществляются документальный и визуальный контроль ТКТС на соответствие:

1) информации, указанной в документах, приведенных в пункте 31 настоящего Порядка;

2) характеристик груза (делимый/неделимый), перевозимого ТКТС, информации, указанной в документах, приведенных в пункте 31 настоящего Порядка;

3) условий движения ТКТС Правилам дорожного движения 8 и указанным в специальном разрешении на движение ТКТС особым условиям движения.

33. Должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа по результатам инструментального, документального и визуального контроля, указанным в акте результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в следующих случаях:

1) при отсутствии у водителя транспортного средства специального разрешения на движение ТКТС;

2) при выявлении факта превышения весогабаритных параметров транспортного средства над допустимыми или разрешенными весогабаритными параметрами и указании такого превышения в акте результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства.

34. Превышение указанных в специальном разрешении на движение ТКТС весогабаритных параметров в случае, если фактические измеренные весогабаритные параметры не превышают установленные Правилами допустимые весогабаритные параметры, не является нарушением.

35. Должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации, регламентирующего движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаются меры обеспечения производства по делу, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

36. В случае выявления нарушения правил движения ТКТС:

должностные лица уполномоченного контрольно-надзорного органа обязаны применить меры, предусмотренные статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

водитель задержанного транспортного средства обязан принять меры для устранения нарушения путем полной (частичной) перегрузки перевозимого груза в другое транспортное средство с последующим подтверждением соблюдения весовых и (или) габаритных параметров, установленных законодательством Российской Федерации (в случае перевозки груза, не являющегося неделимым), или получения специального разрешения на движение ТКТС (в случае перевозки неделимого груза). При этом подтверждение устранения причины нарушения методом полной (частичной) перегрузки перевозимого груза осуществляется в соответствии с настоящим Порядком.

37. Дальнейшее движение (продолжение поездки) ТКТС допускается после устранения нарушения.

38. На АПВГК осуществляется фиксация весовых и габаритных параметров с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

39. АПВГК должен обеспечивать выполнение следующих функций:

1) измерение нагрузок, приходящихся на каждую ось транспортного средства;

2) измерение общей массы транспортного средства;

3) определение количества осей транспортного средства и отнесение транспортного средства к соответствующей категории (приложение № 3 к настоящему Порядку);

4) измерение межосевых расстояний транспортного средства;

5) определение количества колес (скатности) на осях транспортного средства;

6) измерение габаритов транспортного средства;

7) фотофиксация и распознавание государственного регистрационного знака транспортного средства;

8) фотофиксация фронтального изображения транспортного средства;

9) фотофиксация общего вида транспортного средства (вид сбоку) в момент проезда через весоизмерительные датчики (получение обзорной фотографии транспортного средства, на которой отражены его контуры и количество осей);

10) измерение и передача в центр обработки данных зафиксированных параметров транспортных средств посредством канала связи, обеспечивающего криптографическую защиту передаваемой информации.

40. Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, формируется уполномоченным контрольно-надзорным органом (рекомендуемый образец приведен в приложении № 5 к настоящему Порядку) и содержит следующую информацию о (об):

1) измерительном оборудовании: наименование, код, тип оборудования, серийный номер, владелец оборудования, свидетельство об утверждении типа средства измерения (номер, срок действия, регистрационный номер), свидетельство о поверке оборудования (номер, дата, срок действия поверки);

2) месте фиксации (км+м, географические координаты);

3) наименовании автомобильной дороги;

4) нарушении: дата и время нарушения, значение автомобильной дороги (федеральная, региональная или межмуниципальная, местная), направление движения, максимальная разрешенная нагрузка на ось в зоне фиксации, государственный регистрационный знак транспортного средства, категория транспортного средства (приложение № 3 к настоящему Порядку), тип транспортного средства (одиночное транспортное средство или автопоезд), количество осей транспортного средства, превышение нагрузки по осям, превышение по полной массе, превышение по ширине, превышение по высоте, превышение по длине, параметры осей транспортного средства (номер оси, фактическая нагрузка на ось, суммарная фактическая нагрузка на сближенные оси, нормативная нагрузка на ось при фактическом межосевом расстоянии, разрешенная нагрузка на ось, превышение (если установлено, %, т), фактическое межосевое расстояние, фактическая скатность (количество колес) оси), параметры общей массы транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, т)), параметры ширины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, м), параметры высоты транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, м), параметры длины транспортного средства (фактическая, нормативная, разрешенная, превышение (если установлено, %, м);

5) специальном разрешении на движение ТКТС: номер, дата выдачи, срок действия, разрешенный маршрут и направление движения, разрешенная масса, осевые нагрузки (с указанием заявленных расстояний между осями и числа колес на осях), габариты;

6) отклонении от указанного в специальном разрешении на движение ТКТС маршрута движения;

7) фотографии транспортного средства: фронтальная с читаемым государственным регистрационным знаком, фотография регистрационного знака транспортного средства, обзорная.

41. Информация от центра обработки данных передается в уполномоченный контрольно-надзорный орган посредством канала связи, обеспечивающего криптографическую защиту передаваемой информации.

42. Уполномоченный контрольно-надзорный орган с использованием информации, поступившей от центра обработки данных, принимает меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях при фиксации нарушения правил движения крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств посредством работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

43. Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства при осуществлении весогабаритного контроля на СПВГК, ППВГК должен быть приложен к постановлению об административном правонарушении.

44. В постановлении об административном правонарушении, зафиксированном на АПВГК, указываются измеренные с учетом погрешности весогабаритные параметры транспортного средства, которые превысили допустимые весогабаритные параметры транспортных средств на участке автомобильной дороги, а также допустимые весогабаритные параметры транспортных средств на участке автомобильной дороги.

IV. Заключительные положения

45. Осуществление весогабаритного контроля транспортных средств не должно создавать препятствий для движения других транспортных средств.

46. Организация, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание СПВГК и АПВГК осуществляются владельцами автомобильных дорог или операторами таких пунктов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

47. Организация, ремонт и содержание ППВГК осуществляются владельцем такого пункта.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3805; 2000, № 2, ст. 130; 2002, № 1, ст. 2; 2005, № 52, ст. 5602; 2006, № 52, ст. 5504; 2007, № 1, ст. 29; № 18, ст. 2117; № 46, ст. 5553; 5554; 2009, № 1, ст. 17; № 14, ст. 1582; № 29, ст. 3582; 2011, № 1, ст. 6; № 30, ст. 4590; 2012, № 15, ст. 1724; 2014, № 48, ст. 6643; 2015, № 51, ст. 7249.

2 Приказ Минтранса России от 17 марта 2015 г. № 43 «Об утверждении Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения» (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2015 г., регистрационный № 37685) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 29 июля 2016 г. № 219 (зарегистрирован Минюстом России 23 августа 2016 г., регистрационный № 43352).

3 Технического регламента Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств”, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eurasiancommission.org 15 декабря 2011 г.).

4 Федеральный закон от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 26, ст. 3021; 2011, № 30, ст. 4590; № 49, ст. 7025; 2012, № 31, ст. 4322; 2013, № 49, ст. 6339; 2014, № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4255; 2015, № 29, ст. 4359).

6 Статья 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 18, ст. 1721; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295, 4298; 2003, № 1, ст. 2; № 27, ст. 2700; 2708, 2717; 2003, № 46, ст. 4434, 4440; № 50, ст. 4847, 4855; № 52, ст. 5037; 2004, № 19, ст. 1838; № 30, ст. 3095; № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; № 44, ст. 4266; 2005, № 1, ст. 9, 13, 37, 40, 45; № 10, ст. 762, 763; № 13, ст. 1077, 1079; № 17, ст. 1484; № 19, ст. 1752; № 25, ст. 2431; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3124, 3131; № 40, ст. 3986; № 50, ст. 5247; № 52, ст. 5574, 5596; 2006, № 1, ст. 4, 10; № 2, ст. 172, 175; № 6, ст. 636; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380, 2385; № 28, ст. 2975; № 30, ст. 3287; № 31, ст. 3420, 3432, 3433, 3438, 3452; № 43, ст. 4412; № 45, ст. 4633, 4634, 4641; № 50, ст. 5279, 5281; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 25, 29, 33; № 7, ст. 840; № 15, ст. 1743; № 16, ст. 1824, 1825; № 17, ст. 1930; № 20, ст. 2367; № 21, ст. 2456; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009; 4015; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6246; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251, 2259; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3604, 3601, 3582; № 45, ст. 5143; № 49, ст. 5745, 5738, 5748; № 52, ст. 6235, 6236, 6248, 6227; 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 777, 771; № 19, ст. 2276; № 23, ст. 2759, 2776; № 26, ст. 3120, 3122, 3131, 3132; № 29, ст. 3642, 3635, 3597, 3599; № 30, ст. 3735; 3739; № 45, ст. 5265, 5267; № 48, ст. 5711, 5724, 5755; № 52, ст. 6406, 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 11, ст. 1169, 1176; № 15, ст. 1743, 1751; № 18, ст. 2145; № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2524, 2525, 2526, 2530; № 23, ст. 2790; № 25, ст. 3070; № 27, ст. 3416, 3429; № 28, ст. 3553; № 29, ст. 3983; № 30, ст. 4000, 4002, 4005, 4006, 4007; № 31, ст. 4155, 4158, 4164, 4191, 4192, 4193, 4195, 4198, 4206, 4207, 4208, 4298; № 41, ст. 5192, 5193; № 46, ст. 5918; № 49, ст. 6409; № 50, ст. 6605; № 52, ст. 6984, 6995, 6996; 2011, № 1, ст. 10, 23, 29, 33, 47, 54; № 7, ст. 901, 905; № 15, ст. 2039, 2041; № 17, ст. 2310, 2312; № 19, ст. 2714, 2715, 2769; № 23, ст. 3260, 3267; № 27, ст. 3873, 3881; № 29, ст. 4284, 4289, 4290, 4291, 4298; № 30, ст. 4573, 4574, 4584, 4585, 4590, 4591, 4598, 4600, 4601, 4605; № 45, ст. 6325, 6326, 6334; № 46, ст. 6406; № 47, ст. 6601, 6602; № 48, ст. 6728, 6730, 6732; № 49, ст. 7025, 7042, 7056, 7061; № 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 15, ст. 1723, 1724; № 18, ст. 2126, 2128; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3068, 3069, 3082; № 25, ст. 3268; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4322, 4329, 4330; № 41, ст. 5523; № 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; № 49, ст. 6752, 6757; № 50, ст. 6967; № 53, ст. 7577, 7580, 7602, 7639, 7640, 7641, 7643; 2013, № 4, ст. 304; № 8, ст. 717, 718, 719, 720; № 14, ст. 1641, 1642, 1651, 1657, 1658, 1666; № 17, ст. 2029; № 19, ст. 2307, 2318, 2319, 2323, 2325; № 23, ст. 2871, 2875; № 26, ст. 3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3442, 3454, 3458, 3465, 3469, 3470, 3477, 3478; № 30, ст. 4025, 4027, 4028, 4029, 4030, 4031, 4032, 4033, 4034, 4035, 4036, 4040, 4044, 4059, 4078, 4081, 4082; № 31, ст. 4191; № 40, ст. 5032; № 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5446, 5452; № 44, ст. 5624, 5633, 5643, 5644; № 48, ст. 6158, 6159, 6161, 6163, 6164, 6165; № 49, ст. 6327, 6341, 6342, 6343, 6344, 6345; № 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; № 52, ст. 6948, 6953, 6961, 6980, 6981, 6986, 6994, 6995, 6999, 7002, 7010; 2014, № 6, ст. 557, 558, 559, 566; № 10, ст. 1087; № 11, ст. 1092, 1096, 1097, 1098; № 14, ст. 1553, 1561, 1562; № 16, ст. 1834, 1921; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2333, 2335; № 23, ст. 2927, 2928; № 26, ст. 3366, 3368, 3377, 3379, 3395; № 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4220, 4224, 4228, 4233, 4244, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799, 5801; № 45, ст. 6142; № 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651, 6653, 6654; № 49, ст. 6928; № 52, ст. 7541, 7545, 7547, 7548, 7549, 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 35, 37, 47, 67, 68, 74, 81, 83, 84, 85; № 6, ст. 885; № 7, ст. 1023; № 10, ст. 1405, 1411, 1416, 1427; № 13, ст. 1804, 1805, 1811; № 14, ст. 2011, 2021; № 18, ст. 2614, 2619, 2620, 2623; № 21, ст. 2981; № 24, ст. 3367, 3370; № 27, ст. 3945, 3950, 3966, 3972, 3983, 3990, 3995; № 29, ст. 4346, 4354, 4356, 4359, 4362, 4362, 4374, 4376, 4391; № 30, ст. 4657; № 41, ст. 5629, 5637, 5642; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710, 6711, 6716; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 28, 59, 62, 63, 76, 79, 84; № 7, ст. 918; № 9, ст. 1308; № 11, ст. 1481, 1490, 1491, 1493; № 14, ст. 1907, 1911; № 15, ст. 2051; № 18, ст. 2490, 2509, 2511, 2514, 2515; № 23, ст. 3284, 3285; № 26, ст. 3864, 3869, 3871, 3874, 3876, 3877, 3881, 3882, 3884, 3887, 3891; № 27, ст. 4160, ст. 4164, 4183, 4194, 4197, 4205, 4206, 4217, 4223, 4226, 4238, 4249, 4250, 4251, 4252, 4259, 4286, 4287; № 28, ст. 4558; № 48, ст. 6733, 6840; № 50, ст. 6975; № 52, ст. 7489, 7508; 2017, № 1, ст. 12, 31, 47, 51; № 7, ст. 1030; № 9, ст. 1278; № 11, ст. 1535; № 15, ст. 2140; № 17, ст. 2450, 2456, 2457, 2460; № 22, ст. 3069; № 23, ст. 3227, 3473; № 24, ст. 3487; № 27, ст. 3943, 3947; № 30, ст. 4455; № 31, ст. 4738, 4755, 4758, 4772, 4812, 4814, 4815, 4816, 4827, 4828; № 45, ст. 6575, 6583, 6584.

Организация пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств

1. СПВГК должны включать:

площадку для размещения весового оборудования вне проезжей части автомобильной дороги, замера габаритов транспортных средств, соответствующую свидетельству об утверждении типа средств измерения, используемых на СПВГК, а также стоянку для размещения задержанных транспортных средств до устранения причин задержания;

весовое оборудование для взвешивания транспортных средств и измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств;

переходно-скоростную полосу с параметрами и типом покрытия, соответствующими требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге, на участке которой размещается СПВГК, и имеющей размеры и уклоны в соответствии со свидетельством об утверждении типа средств измерения, используемых на СПВГК;

наружное освещение территории, на которой расположен СПВГК, в том числе на протяжении длины переходно-скоростных полос, включая отгоны;

блокирующие устройства для задержанных транспортных средств;

помещение, предназначенное для работы персонала в круглосуточном режиме и оснащенное:

средствами связи, в том числе с доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

средствами вычислительной техники, необходимыми для осуществления весогабаритного контроля;

техническими средствами для копирования и сканирования документов;

сейфом или металлическим шкафом для хранения документации;

необходимой эксплуатационной документацией на средства измерения, входящие в состав СПВГК.

В случае наличия в составе СПВГК работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации весогабаритных параметров транспортных средств, к таким техническим средствам предъявляются требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к АПВГК (пункт 4 настоящего приложения).

2. ППВГК должны размещаться на стоянках (парковках), площадках отдыха, а также площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог. При выборе места для проведения весогабаритного контроля на ППВГК должна обеспечиваться безопасность дорожного движения, а параметры и тип покрытия площадки, размеры и уклоны должны соответствовать свидетельству об утверждении типа средств измерения, используемых на ППВГК.

3. ППВГК должен включать:

переносное весовое оборудование;

измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств;

средства вычислительной техники, необходимые для осуществления весогабаритного контроля;

технические средства для копирования и сканирования документов;

необходимые технические средства организации дорожного движения;

технические средства для определения географических координат;

эксплуатационную документацию на средства измерения, входящие в состав ППВГК;

блокирующие устройства для задержанных транспортных средств;

средства наружного освещения (при работе в темное время суток).

4. АПВГК должен включать:

оборудование измерения осевых нагрузок транспортных средств;

датчики определения скатности (количества колес) оси;

датчики определения количества осей транспортного средства и расстояния между ними;

измерительное оборудование для контроля габаритов транспортных средств;

средства для формирования обзорной фотографии транспортных средств;

средства фотовидеофиксации государственных регистрационных знаков транспортных средств с функцией распознавания таких знаков и формирования фронтальной фотографии транспортных средств;

средства искусственного освещения дорожного полотна (для работы в темное время суток);

контроллеры взаимодействия с измерительным оборудованием;

каналы связи, обеспечивающие криптографическую защиту передаваемой информации;

опоры для размещения навесного оборудования;

шкаф в антивандальном исполнении для размещения вычислительного и телекоммуникационного оборудования;

технические средства, с использованием которых осуществляется информирование водителя и (или) собственника (владельца) транспортного средства о превышении допустимых весогабаритных параметров транспортного средства.

5. Требования к местам установки (дислокации) АПВГК.

5.1. Участки автомобильной дороги протяженностью 100 м до места установки и 50 м после места установки оборудования автоматического измерения весогабаритных параметров должны отвечать следующим требованиям:

продольный уклон 1 000 м;

поперечная и продольная ровность проезжей части не должна превышать нормативные показатели и должна обеспечивать возможность измерений согласно метрологическим характеристикам средств измерения.

Соответствие мест установки оборудования АПВГК установленным в настоящем пункте требованиям должно подтверждаться результатами лабораторного контроля, организованного владельцем автомобильной дороги.

5.2. Оборудование АПВГК устанавливается на участках автомобильных дорог, на которых не нарушается равномерность движения:

на расстоянии не менее 250 м от участков ускорения или замедления движения (нерегулируемых перекрестков, специально отведенных мест для отдыха, остановок общественного транспорта, объектов сервиса, сужения или расширения дороги, примыкания полос торможения или разгона и иные места);

на расстоянии не менее 300 м от регулируемых перекрестков и железнодорожных переездов.

5.3. В месте установки измерительного оборудования АПВГК должны быть выполнены мероприятия, соответствующие требованиям, приведенным в описании типа средства измерения, а также предприняты следующие организационно-технические меры по предотвращению уклонения от весогабаритного контроля:

установка оборудования измерения осевых нагрузок транспортных средств на всю ширину проезжей части с захватом краевой полосы у обочины и разделительной полосы (не менее 0,25 м от краевой разметки);

применение иных необходимых технических средств организации дорожного движения.

Допускается не предусмотренное национальными стандартами применение технических средств организации дорожного движения, обеспечивающих прохождение весогабаритного контроля, по согласованию с органом управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

6. Для участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение крупногабаритных транспортных средств, при устройстве АПВГК необходимо учитывать возможность пропуска указанных транспортных средств.

7. Оборудование, используемое при весогабаритном контроле, должно быть сертифицировано как средство измерения и иметь метрологическую поверку. Метрологические характеристики данного оборудования должны соответствовать метрологическим требованиям, указанным в приложении № 2 к Порядку, а также характеристикам, установленным в свидетельствах об утверждении типов средств измерения.

Владелец указанного оборудования должен содержать его в исправном состоянии.

8. Участок автомобильной дороги, на котором осуществляется весогабаритный контроль, должен быть обустроен необходимыми техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектом (схемой) организации дорожного движения.

Перечень
измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при осуществлении весогабаритного контроля транспортных средств, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений

Классификация транспортных средств

№ категории№ подкатегорииОписание категорииГрафическое отображение
11Легковые автомобили
2Легковые фургоны
3Легковые автомобили с одноосным прицепом
4Легковые автомобили с двухосным прицепом
25Одиночный грузовой двухосный автомобиль
37Одиночный грузовой трехосный автомобиль
48Одиночный грузовой четырехосный автомобиль
9Одиночный грузовой четырехосный автомобиль
510Одиночный грузовой пятиосный автомобиль
611Автопоезда прицепные трехосные (2+1)
12Автопоезда седельные трехосные (2+1)
713Автопоезда прицепные четырехосные (2+2)
14Автопоезда прицепные четырехосные (2+2)
15Автопоезда седельные четырехосные (2+2)
16Автопоезда седельные четырехосные (3+1)
817Автопоезда прицепные пятиосные (2+3)
18Автопоезда прицепные пятиосные (3+2)
19Автопоезда седельные пятиосные (2+3)
20Автопоезда седельные пятиосные (3+2)
921Автопоезда прицепные шестиосные (3+3)
22Автопоезда седельные шестиосные (3+3)
23Автопоезда прицепные шестиосные (4+2)
24Автопоезда семиосные и более
1025Автобусы двухосные одиночные
1126Автобусы трехосные одиночные
1227Нестандартные транспортные средства (сельскохозяйственная, строительная и прочая техника)

Акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства

12) измеренные габариты ТС и результаты проверки:
тип кузовадлинаширинавысота
Фактически измеренные (м)
Погрешность измерения (м)
Применяемая величина (погрешность учитывается путем вычитания) (м)
Нормативные (допустимые) (м)
Специальное разрешение (м)
Превышения (%)
Превышения (м)
13) измеренная масса ТС и результаты проверки:
Общая масса
Фактически измеренные (тонн)
Погрешность измерения (%)
Применяемая величина (погрешность учитывается путем вычитания) (тонн)
Нормативные (допустимые) (тонн)
Специальное разрешение (тонн)
Превышения (%)
Превышения (тонн)
14) измеренная (*погрешность учитывается путем вычитания) нагрузка на каждую ось ТС и измеренное (**погрешность учитывается путем суммирования) межосевое расстояние с результатами проверки:
№ осискаты/количество колеспринадлежность к группемежосевое расстояние (м)применяемое межосевое расстояние** (м)фактически измеренные (т)применяемая величина* (т)нормативные (допустимые) (т)специальное разрешение (т)превышение (%)превышение (т)
15) измеренная (*погрешность учитывается путем вычитания) нагрузка на группы осей ТС и измеренное (**погрешность учитывается путем суммирования) межосевое расстояние с результатами проверки:
№ групп (ед)скаты/количество колесколичество осей в группемежосевое расстояние (м)применяемое межосевое расстояние** (м)фактически измеренные (т)применяемая величина* (т)нормативные (допустимые) (т)специальное разрешение (т)превышение (%)превышение (т)
16) зафиксированный вид сопровождения:
17) информация о невыполнении особых условий движения
Установлено или не установленоВид невыполненных условий движения
18) водитель: фамилия, имя, отчество (при наличии) и номер водительского удостоверения
19) объяснение водителя
20) подпись водителя и расшифровка
21) подпись должностного лица уполномоченного контрольно-надзорного органа и расшифровка
22) кому сообщено о факте нарушения
23) принятые меры

Акт
результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме

6) фотофиксация процесса измерения и проверки
обзорная фотография (вид сбоку)фронтальная фотография ТС с читаемым ГРЗфотография ГРЗ крупным планом
7) измеренные габариты ТС и результаты проверки:
длинаширинавысота
Фактически измеренные (м)
Погрешность измерения (м)
Применяемые величины (м)
Нормативные (допустимые) (м)
Специальное разрешение (м)
Превышения (м)
8) измеренная масса ТС и результаты проверки:
Общая масса
Фактически измеренные (тонн)
Погрешность измерения (%)
Применяемые величины (тонн)
Нормативные (допустимые) (тонн)
Специальное разрешение (тонн)
Превышения (%)
9) измеренная нагрузка на каждую ось ТС и измеренное (*погрешность учитывается путем суммирования) межосевое расстояние с результатами проверки:
№ осискаты/количество колеспринадлежность осей к группемежосевое расстояние (м)применяемое межосевое расстояние* (м)фактически измеренные (т)применяемые величины (т)нормативные (допустимые) (т)специальное разрешение (т)превышение (%)
10) измеренная нагрузка на группы осей ТС и измеренное (*погрешность учитывается путем суммирования) межосевое расстояние с результатами проверки:
№ групп (ед)скаты/количество колесколичество осей в группемежосевое расстояние (м)применяемое межосевое расстояние* (м)фактически измеренные (т)применяемые величины (т)нормативные (допустимые) (т)специальное разрешение (т)превышение (%)
11) отклонение от указанного в специальном разрешении маршрута движения
12) электронная подпись

Обзор документа

Утвержден новый порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов такого контроля.

Указанные пункты могут быть не только стационарными (СПВГК) или передвижными (ППВГК), но и автоматическими (АПВГК).

СПВГК и АПВГК организуются владельцами автодорог или назначенными ими лицами.

Осуществление весогабаритного контроля не должно создавать препятствий для движения других транспортных средств.

Установлены требования к организации пунктов контроля.

При осуществлении весогабаритного контроля на СПВГК и ППВГК проводятся визуальный, инструментальный и документальный контроль.

По результатам инструментального контроля должностным лицом уполномоченного контрольно-надзорного органа, владельцем автодороги или оператором СПВГК (ППВГК) составляется акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства. Он учитывается при осуществлении расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда за пройденный транспортом путь.

Установлены требования к акту результатов измерения весовых и габаритных параметров транспорта с использованием автоматических специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Утвержден перечень измерений, выполняемых при осуществлении весогабаритного контроля. Определены обязательные метрологические требования к ним, в том числе показатели точности измерений.

Прежний порядок весового и габаритного контроля транспортных средств, а также организации пунктов контроля утрачивает силу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *