какие учебные заведения были открыты в россии в 18 веке
Образование в России в XVIII веке
Урок 32. История России 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Образование в России в XVIII веке»
25 января 1755 года Елизавета Петровна подписала указ об основании московского университета. В этот день православная церковь отмечает праздник Святой Татьяны, которую стали считать покровительницей студенчества.
В начале XIX века Николай I официально распорядился считать 25 января Днём студента.
В ходе урока вы узнаете о развитии системы образования при Петре I и Екатерине II, домашнем обучении и подготовке учительских кадров.
Пётр I заложил фундамент российского образования. Во время его правления массово открывались духовные школы, которые позже были преобразованы в духовные семинарии. Преподавали там священники, однако не все выпускники семинарий посвятили свою жизнь служению церкви. Так, например, семинарию Троицкой лавры закончил известный правовед и профессор московского университета Семён Ефимович Десницкий.
Выпускником Владимирской епархиальной семинарии был реформатор Михаил Михайлович Сперанский.
Были созданы артиллерийское и морское военные училища.
В 1731 году Бурхард Миних инициировал основание Сухопутного шляхетского корпуса. Здесь готовили не только военных, но и политических деятелей. Выпускниками Сухопутного шляхетского корпуса были тайный советник Екатерины II Александр Васильевич Храповицкий и генерал-прокурор Сената Александр Алексеевич Вяземский.
Пётр I хотел объединить систему образования с научными достижениями. При Академии наук были открыты Академическая гимназия и Академический университет. Преподавали там такие выдающиеся люди, как математик Леонард Эйлер и Михаил Васильевич Ломоносов.
Большинство учеников гимназии и университета получили известность. Здесь учились исследователь Камчатки Степан Петрович Крашенинников, академик Семён Кириллович Котельников, физик Георг Рихман.
Расцвет российской системы образования пришёлся на период правления Екатерины II. Было организовано женское образование. В 1764 году Екатерина II издала указ об учреждении «Императорского воспитательного общества благородных девиц».
Находился он в Смольном монастыре Петербурга.
Девочек из дворянских семей принимали в институт в возрасте шести лет. На протяжении 12 лет обучения воспитанницам было запрещено возвращаться домой.
В 1765 году при Смольном институте открылось отделение для детей из недворянских сословий.
В 1780-х годах Екатерина II занялась школьной реформой. Для её проведения был приглашён серб Фёдор Иванович Янкович. Он разработал проекты создания трёх типов общеобразовательных учебных заведений: малых, средних и главных народных училищ. Они были открыты для представителей всех сословий.
На протяжении пяти лет Янкович занимался подготовкой учителей, руководил переводом зарубежных учебников на русский язык.
За первые десять лет работы было открыто 316 народных училищ.
Основной формой обучения низших слоёв населения оставались школы грамоты.
Создавались закрытые учебные заведения для купеческих детей. Демидовы вложили средства в открытие Императорского коммерческого училища для детей купцов и мещан.
В 1798 году был открыт Екатерининский институт для благородных девиц.
В XVIII веке стали появляться профессионально-художественные училища. Например, танцевальная школа в Петербурге и балетная школа в Москве.
Несмотря на все эти достижения, образование оставалось доступным только узкому кругу людей. Большинство населения России оставалось неграмотным.
Важным событием в истории российского просвещения стало открытие Московского университета в 1755 году. Инициатором его создания был Михаил Васильевич Ломоносов. Финансовую поддержку оказал Иван Иванович Шувалов.
Ломоносов хотел сделать высшее образование доступным для выходцев из всех податных сословий.
Куратором университета был Иван Шувалов. Он назначал преподавателей, утверждал курсы лекций, рассматривал решения директора университета.
Московский университет находился в непосредственном подчинении Правительствующего сената. Должность профессора была равнозначна чиновничьей. Профессура подлежала только университетскому суду.
В Московском университете было три факультета: юридический, философский и медицинский. Все занятия велись на русском языке.
В качестве подготовительного отделения при университете открыли гимназию. Обучение в ней было разделено по сословному принципу. Дворяне больше внимания уделяли языкам. Разночинцы – техническим занятиям.
При Московском университете издавалась газета «Московские ведомости».
В 1798 году была основана Медико-хирургическая академия в Петербурге. Первые занятия в ней прошли только в 1800 году.
В 1757 году в Петербурге была открыта Академия художеств. Здесь учились будущие архитекторы, скульпторы и художники.
На начальном этапе Академия размещалась в особняке Ивана Шувалова. Позже для неё построили отдельное здание на Васильевском острове.
Шувалов приглашал иностранных педагогов. Он подарил Академии свою коллекцию художественных произведений. С 1760 года лучших выпускников стали отправлять за границу.
Академию художеств закончили архитектор Василий Баженов, художник Антон Лосенко, скульптор Федот Шубин.
Несмотря на открытие большого количества учебных заведений, в XVIII веке популярным среди дворян оставалось домашнее образование.
Главный упор делался на изучение иностранных языков. Наиболее востребованным был французский язык, поэтому гувернёрами в богатых семьях были в основном французы.
Также дворянские дети изучали историю и зарубежную литературу. Особое внимание уделялось этикету.
После завершения домашнего обучения молодые люди отправлялись за границу, чтобы ближе познакомиться с иностранными порядками и обычаями.
Учителями в начале XVIII века были в основном священники. В военных училищах преподавали иностранные военные специалисты.
Только к середине XVIII века стали создаваться учебные заведения для подготовки учителей. При Смольном институте готовили гувернанток, нянь и экономок.
В 1779 году была открыта Учительская семинария. Её выпускники становились учителями в Московской и Казанской гимназиях, пансионах.
Давайте подведём итоги.
Пётр I заложил фундамент российского образования.
Расцвет российской системы образования пришёлся на период правления Екатерины II.
В 1764 году Екатерина II издала указ об учреждении «Императорского воспитательного общества благородных девиц».
Фёдор Иванович Янкович разработал проект создания народных училищ.
В 1755 году был открыт Московский университет.
В 1757 году была открыта Академия художеств, ставшая центром художественной жизни России.
2. Высшая школа России 17-18 вв
2. Высшая школа России 17-18 вв.
Народное образование в России XVII-XVIII вв.
Первым высшим учебным заведением в России была Киевская академия, основанная в начале XVII в. В 1682 г. в Москве открылась Заиконоспасская школа, положившая начало будущей Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. Петр I основал в Москве математическую школу (математических и навигационных наук) для дворянских и приказных детей. Далее были открыты школы адмиралтейская, артиллерийская, инженерная и две горных на Урале.
В 1715 г. школа навигационных наук получила название Морской академии и была перенесена в Петербург. Обе академии Морская и Славяно-греко-латинская способствовали образованию сети низших школ, учрежденных Петром I в провинции. По отношению к этим школам академии играли роль учительских семинарий. Для столичных учебных заведений провинциальные школы служили подготовительной ступенью. в 1716 г. было открыто в разных городах 12 школ, в 1720-22 гг. к ним прибавилось еще 30. Новая школа обучала арифметике и геометрии и получила название «цифирной школы». Набрано было в эти школы более 2000 чел. из разных сословий (из духовного звания, солдатских детей, приказных, посадских, дворян и детей боярских). Большую часть составляли ученики из духовного звания. В эти времена был большой дефицит на товары для новорожденных, которые завозили из Европы. Петровская цифирная школа просуществовала до 1744 г.
Во время царствования Екатерины II отдавалось предпочтение закрытым учебным заведениям (мужским и женским). В академической (петербургской) гимназии и в шляхетском корпусе были открыты отделения для малолетних детей 4-5 лет. При Смольном монастыре было устроено закрытое учебное заведение для дворянок и мещанок.
В 1782 г. была образована Комиссия об устройстве народных училищ. Ею был утвержден план учебных заведений, разработанный Янковичем (создателем первой русской общеобразовательной школы). В соответствии с этим планом учреждались три типа общеобразовательных школ: двухклассные, трехклассные и четырехклассные. В 26 губернских городах были открыты главные народные училища, в 1788 г. открылись училища в остальных 14 губерниях.
Будущие учителя для общеобразовательных школ готовились в открытом в 1783 г. Главном народном училище Петербурга. Для этой цели были вызваны 100 воспитанников духовных семинарий и Московской духовной академии. В 1786 г. учительская семинария отделилась от Главного училища и просуществовала до 1801 г., выпустив 425 учителей. Губернские главные училища также готовили учителей для общеобразовательных школ. Большинство учеников народных училищ составляли дети купцов, мещан и солдат.
Открывшиеся в уездных городах малые народные училища содержались местными городскими думами, которые открывали и закрывали их в зависимости от количества учащихся.
Малые и главные училища предназначались для мальчиков и девочек, но с 1782 по 1800 гг. девочек обучалось в школах всего 7%. По проекту 1770 г. планировалось в каждом селе или большой деревне открыть по одной сельской школе на 100-250 семей. Все расходы на нее возлагались на прихожан. Надзор за школой поручался священникам, преподавателями назначались дьяконы, дьячки и светские лица. При Екатерине II было открыто около 12 сельских школ в разных губерниях.
Вопрос о необходимости создания в России высших учебных заведений впервые поднимался еще при Петре I, когда в стране возникла потребность в собственных специалистах и учителях, в то время как отправка для обучения за границу оказалась малоэффективной в связи с незнанием языков и полной неподготовленностью посылаемых стипендиатов.
И русские (Салтыков, Курбатов), и иностранцы (Фик, Лейбниц, Вольф) неоднократно давали Петру советы основать в России собственные «академии». И, наконец, в 1724 году был утвержден доклад Блументроста об учреждении при Академии наук университета, а, начиная с 1725 года, уже после смерти Петра в Петербург начали съезжаться приглашенные правительством европейские ученые, обязавшиеся по контракту читать лекции в университете.
Но так как русских студентов для слушания этих профессоров (всего их прибыло 17) «не было наготове», то вместе с ними из Германии выписали еще и 8 студентов, четверо из которых потом стали академиками.
Русских слушателей новый университет пытался заполучить долго и безуспешно. По специальному запросу сената присылались ученики различных духовных академий, но их было мало, и все они оказывались годными разве что для гимназии. Только через два года (то есть к 1738) некоторые из них были признаны способными слушать университетские лекции, и тогда была сделана попытка впервые начать «правильное преподавание». Однако оно все время прерывалось из-за нехватки слушателей. В 1742 году, например, на 12 профессоров приходилось ровно столько же студентов.
В 1747 году в качестве решительных мер при университете были учреждены 30 казенных стипендий. Стипендиаты были выбраны из числа знающих латынь – язык, на котором и велось преподавание иностранными профессорами – учащихся духовно-учебных заведений.
1753 году произошел первый выпуск студентов, правда, из 20 экзаменовавшихся стипендиатов окончили курс только 9. И хотя на смену выпущенным поступили новые студенты из академической гимназии, к 1757 году лекции в университете вновь перестали читаться.
Вступивший в 1758 году в заведование университетом Ломоносов нашел, что «при Академии наук не только настоящего университета не бывало, но еще ни образа, ни подобия университетского не видно». Он хотел решить проблему за счет улучшения материальных условий существования университета, «дарования» служебных прав окончившим и присвоения дворянского достоинства профессорам, но в связи с кончиной императрицы Елизаветы осуществить эти планы не удалось.
В 1765 году половина студентов «вышла в отставку», объявив, что они «не имея способности более наукам обучаться, просят, чтобы их из университета исключили и распределили по должностям».
После этого университет пришел в полный упадок. В 1783 там было всего два студента, причем ни один из них не знал иностранных языков. Упадок этот был связан отчасти с открытием Московского университета, решение об основании которого, по-видимому, было принято еще в 1754 году, во время пребывания там двора. А уже в июле того же года Шувалов представил в сенат свой знаменитый проект создания университета, разработанный совместно с Ломоносовым.
Привлечь в Московский университет дворянство должны были предоставляемые им права по службе и присваивающиеся по окончании офицерские чины. И, действительно, родовитое дворянство стало отдавать своих детей в университет. В 1758 году общее число студентов доходило примерно до 100.
Но дальнейший ход дела, увы, не соответствовал такому удачному началу. Сказывалась нехватка преподавателей: на многих кафедрах их было всего по одному; число студентов упало, лекции посещались «неисправно».
Профессора на запрос императрицы Екатерины о причинах упадка ответили, что «виною тому был не сам университет, а его учреждение». Они напоминали, что кафедры пустуют и самые необходимые предметы не преподаются, а для заполнения всех кафедр были необходимы средства, которыми университет не располагал. Так же они видели препятствие для процветания в управлении университетом посредством директора, назначавшегося правительством и при этом, в сущности, «человеком ученым» не являвшимся.
Профессора предлагали введение «широкой автономии» с выборными деканами и ректорами, сменяемыми ежегодно, и с конференцией, имеющей дисциплинарную власть и право приглашения и смены преподавателей. Так же они требовали, чтобы правительство не брало на службу студентов до окончания курса. В числе прочего говорилось и об улучшении материального положения профессоров и обеспечении их государственной пенсией, что было необходимым условием для привлечения в университет новых ученых людей.
Но, занятая осуществлением своей идеи создания закрытых учебных заведений, а затем и сети средних школ, Екатерина не обратила внимания на эти справедливые требования; проект устройства университета на новых началах, написанный для нее Дидро так же остался без внимания.
Поэтому подготовленный комиссией проект осуществился только в начале царствования Александра I, когда «учебная часть» впервые была сосредоточена в специальном органе – Министерстве народного просвещения, а в основу университетского устава был положен проект, разработанный Карамзиным. Именно и только с этого времени начитается связная история российских университетов.
1.1 Первые высшие учебные заведения в России
Со временем было предано забвению требование М.В.Ломоносова о невмешательстве церковных властей в жизнь университета. Дополнение 3-е к отд. 2, гл. 2 Устава 1835 г. гласило: «1850 г. Июня 2-го Высочайше повелено: с упразднением преподавания Философии Светскими Профессорами во всех университетах, в том числе и Дерптском, возложить чтение Логики и Опытной Психологии на Профессоров Богословия или Закона Учителя. » Передача таких научных дисциплин, как психология и логика, в руки церковных властей лишала эти предметы необходимой свободы, являющейся гарантом научного развития.
Вместе с тем для удовлетворения растущей потребности в подготовке учителей гимназий и повышения их профессиональной культуры Дополнением 4-м к данному Уставу было приказано: «1850 г. Ноября 5-го учреждена при всех Университетах, кроме Дерптского, кафедра Педагогики, с введением оной в состав Историко-филологического факультета» Фактически, казенное педагогическое образование без психологической научной основы зачастую превращалось в догму.
Особое место в истории российской высшей школы занимает женское образование. Отмена крепостного права (1861), последовавшие за ней реформы 1861-1870 гг., промышленный переворот в России и распространение либерально-демократических настроений сыграли важную роль в возникновении в стране движения в пользу женского образования. Одним из его наиболее известных сторонников был выдающийся русский педагог Н. А. Вышнеградский Во второй половине XIX в. открываются первые «всесословные женские училища» как важное звено системы среднего образования.
Тем не менее в 1863 г. выпускницам женских гимназий был закрыт доступ к высшему образованию. Поводом для этого послужил отказ Московского и Дерптского университетов в приеме женщин на обучение. Именно поэтому многие русские девушки из состоятельных семей вынуждены были учиться в зарубежных университетах, в частности в Швейцарии. Со временем под влиянием просвещенных слоев населения в России стали создаваться высшие женские курсы, куда могли поступать учиться и девушки недворянского происхождения. Среди них наиболее известными были так называемые «Бестужевские высшие женские курсы» в Петербурге, которые с 1878 г. возглавлял К.И.Бестужев-Рюмин. Курсы эти готовили учителей, врачей, общественных деятелей.
История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Образование в XVIII веке
И. Никитин «Портрет Петра I»
Реформы образования в России в XVIII веке связаны с именем Петра I. Но некоторые историки отмечают, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением преобразований XVII века (В.О. Ключевский), а другие, наоборот, указывали на революционный характер петровских реформ (С. Соловьев).
Начальное и профессиональное образование
Молодому царю хотелось завоевать для России выход к незамерзающим морям. Для достижения такой цели России нужна была сильная армия.
Военная реформа Петра I предусматривала активную подготовку офицерских кадров для русской армии. Офицеров для русской армии готовили в двух школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев). Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы.
Школа математических и навигационных наук
Школа математических и навигационных наук (Сухарева башня)
Она была создана в Москве в 1701 году и располагалась в Сухаревой башне.
Директор школы — профессор Г. Фарварсон (Англия). Учебная программа: арифметика, астрономия, география, математическая география. Предварительно учащиеся могли пройти два начальных класса, где учили читать, писать, считать.
В школе учились до 500 человек. Возраст учащихся: 12 — 20 лет. Школа готовила моряков, архитекторов, инженеров, служилых. Ученики получали кормовые деньги, жить могли при школе или в съемных квартирах. За прогулы — штраф. За побег из школы — смертная казнь.
В школе преподавал Леонтий Федорович Магницкий (1669 — 1739гг), автор учебника «Арифметика». По этому учебнику постепенно шло обучение алгебраическим, логарифмическим действиям: от простого к сложному и было привязано к профессии: фортификация, корабельное дело и пр., использовались наглядные пособия. Из числа «лучших учеников» выделяли «десятских», которые следили за поведением учеников.
В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук перевели в Петербург. На их базе была организована Морская академия, а Школа математических и навигационных наук выполняла роль подготовительного училища для академии. В Морской академии изучали математику, географию, навигацию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Обучение в академии было престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И.Мордвинов, известный мореплаватель А.И.Чириков.
По образцу Школы математических и навигационных наук в 1707 году при военном госпитале в Москве была создана Химическая школа, а в 1712 году еще две школы: Артиллерийская и Инженерная.
28 февраля 1714 году вышел Указ о введении обязательной учебной повинности для дворянских детей, детей дьяков и подьячих: «Во всех губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по несколько человек в губернию ко архиереям и в знатные монастыри и в архиерейских домах и монастырях отвести им школы и во время того учения тем учителям давать кормовых по 3 алтына, по 2 деньги на день из губернских доходов, а как ту науку те их ученики выучат совершенно: и в то время давать им свидетельственные письма за своею рукою, а без таких свидетельственных писем жениться их не допускать и венечных памятей не давать». Это было связано с тем, что было мало грамотной молодежи, поэтому, прежде чем приступить к профессиональному обучению, приходилось заниматься общим образованием. Петр I принял решение создать начальные школы по всей России: школы для солдатских детей при полках армии, адмиралтейские школы (Петербург, Кронштадт, Ревель), где дети матросов, плотников, мастеровых могли обучаться «грамоте и цифири». На Урале, в Карелии создавались аналогичные горнозаводские школы. Таким образом, в России в начале XVIII века стала создаваться система образования на государственном уровне.
Гимназии в XVIII веке
Гимназия Эрнста Глюка
Здание гимназии Э. Глюка
Первая в России гимназия была основана в Москве 2 мая 1703 г. лютеранским пастором Эрнстом Глюком. Он с семьей попал в Россию в результате пленения русскими войсками под командованием графа Б.П. Шереметева, когда тот вошел в Мариенбург. Вначале гимназия располагалась в Немецкой слободе, а затем на Большой Покровской улице (ныне Маросейка). Официально учебное заведение было учреждено Указом от 25 февраля 1705 г.: «…а в той школе бояр, и окольничих, и думных, и ближних, и всякого служилаго и купецкого чина детей их, которые своею охотою приходить в тое школу записываться станут, учить греческаго, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных розных языков и философской мудрости». В гимназию принимали детей (недорослей) «всякого состояния». Поступающий должен был сам избрать для изучения язык. Обучение было бесплатным, а на содержание школы предписывалось выдавать ежегодно 3 тысячи рублей. К этому времени в школе было 8 учителей-иностранцев и 30 учеников. Основное внимание в гимназии уделялось изучению иностранных языков. Из общеобразовательных предметов изучались философия, история, география, арифметика, в которую входили алгебра, геометрия, тригонометрия); танцы, фехтование, верховая езда, «комплементы», были обязательны для всех учеников, независимо от избранного ими языка. Вот каким был распорядок в гимназии: жившие при школе ученики вставали в 6 часов утра, день начинался молитвой и чтением церковных книг. С 9 до 10 часов в классах изучали «Картины мира» Яна Амоса Коменского; с 10 до 12 часов изучали латынь и латинскую грамматику; с 12 до 13 часов завтрак; с 13 до 14 правописание и подготовка к следующим урокам; с 24 до 15 часов шли уроки каллиграфии, французской и немецкой грамматики; с 15 до 16 часов младшие ученики занимались арифметикой, переводом пословиц, читали Вергилия, Корнелия Непота, а старшие совершенствовались в риторике и фразеологии; с 16 до 17 часов у младших учеников были уроки французского языка. Следующий час отводился для занятий историей и приготовлением домашнего задания.
После 18 часов для младших учеников учебный день заканчивался, а остальные занимались арифметикой, риторикой, философией или готовили домашнее задание.
Петр I на инспекции в гимназии
В 1710 г. в гимназии обучалось 75 человек. Среди них были дети чиновников, богатых купцов, иностранцев, а также придворной знати (князья Голицыны, Прозоровский, Бестужев-Рюмин, Бутурлин, Головин).
Глюк руководил гимназией до своей смерти в 1705 г. После него гимназия постепенно стала утрачивать свой общеобразовательный характер. Всего она просуществовала 14 лет и выпустила 250 учеников, которые в основном состояли на государственной службе: переводчиками, послами и др. служащими.
Первая Академическая гимназия (Санкт-Петербург)
В 1726 г. была основана Академическая гимназия. Первым ее инспектором был Готлиб Байер. Но деятельность этой гимназии сопровождалась трудностями, в основном не хватало преподавателей, которые могли бы вести обучение на русском языке. Несмотря на то, что в гимназию принимали, кроме дворянского, детей среднего сословия и даже солдатских, платили стипендию, — в 1737 году в гимназии обучалось только 18 детей.
Чтобы исправить ситуацию, в 1758 г. граф Разумовский поручил управление Гимназией М. В. Ломоносову. Он завел в ней пансион на 40 казеннокоштных воспитанников и организовал начальные классы с обучением на русском языке. Затем (в 1765 г.) даже устроили при гимназии отделение для малолетних. При инспекторе Бакмейстере (1768—1777 г.г.) в старшем классе преподавание соответствовало университетскому, на латинском или немецком языках, а также преподавались основы математики и естественных наук.
При княгине Е. Дашковой для гимназии был куплен особый дом и улучшено содержание казеннокоштных воспитанников. Но, несмотря на все усилия, в 1805 году гимназия была закрыта: не хватало учителей, не был окончательно определен устав учебного учреждения. Отсюда и недостаточно четкая система преподавания.
Университетская гимназия
В 1755 г. при Московском университете была основана гимназия (ее называли Университетской или также Академической). Ее целью была подготовка молодых людей для поступления в университет. Гимназия делилась на два отделения: для разночинцев и для дворян. Каждое отделение делилось на 4 школы, а школы – на классы.
Первая школа (российская): грамматика, стихотворство и красноречие.
Вторая школа (латинская): грамматика, синтаксис латинского языка.
Третья школа (научная): арифметика, геометрия и география, философия. Четвёртая: европейские языки и греческий (для желающих — восточные). Во главе гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета. Преподавали в гимназии с основном студенты университета.
В 1758 г. по образцу московской была основана гимназия в Казани, которая существует до настоящего времени.
Кадетский корпус
В начале XVIII века в России появились первые военные учебные заведения, предназначенные для подготовки будущих офицеров по наиболее сложным военным профессиям. Первый из них был создан по Высочайшему указу от 29 июля 1731 года, но официально открылся в Петербурге 17 февраля 1732 года. Это было военно-учебное заведение закрытого типа, «состоящее из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет как российских, так и эстляндских и лифляндских провинций», которых по указу императрицы Анны Иоанновны следовало обучать «арифметике, геометрии, фортификации, артиллерии, шпажному действу, на лошадях ездить и прочим к воинскому искусству потребным наукам». В 1743 году корпус получил название Сухопутного шляхетного кадетского корпуса, а с 1800 года стал называться 1-м Кадетским корпусом. В нем учились будущие генерал-фельдмаршалы П.А. Румянцев, А.А. Прозоровский, М.Ф.Каменский, генералы М.Н. Волконский, П.И.Репнин, И.И. Веймарн, М.В.Каховский, генерал-прокуроры А.А.Вяземский, А.А.Беклешов, генерал-инженер М.И.Мордвинов, адмирал И.Л. Голенищев-Кутузов, дипломат А.М. Обресков, директор первого русского театра А.П. Сумароков, русские писатели-трагики М.М.Херасков, В.А.Озеров, М.В.Крюковский и многие другие.
В 1752 году в Петербурге учреждается Морской кадетский корпус на основе Школы математических и навигацких наук. Из его стен вышло несколько поколений русских моряков, прославивших Россию своими боевыми подвигами и научными открытиями: адмиралы И.Ф.Крузенштерн, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Ю.Ф.Лисянский, Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, М.П.Лазарев. 25 октября 1762 года по инициативе генерал-фельдцейхмейстера русской армии П.И.Шувалова в Санкт-Петербурге был образован Артиллерийский и инженерный шляхетный кадетский корпус на основе артиллерийской и инженерной школы.
И.Ф. Крузенштерн, выпускник Морского корпуса
Высшие учебные заведения XVIII века
О них мы рассказывали на нашем сайте в рубрике «Достижения в области науки и искусства» в статьях:
В данной статье остановимся на истории создания Медико-хирургической академии.
Медико-хирургическая академия
Медицинское образование в России в XVIII веке получали на медицинском факультете Московского университета (с 1764 года), Калинкинском (Петербург) медико–хирургическом училище, преобразованном позже в Императорский медико–хирургический институт, который находился под покровительством Екатерины II, а также в медико-хирургических училищах в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С 1795 г. в медико–хирургических училищах был установлен 5-летний срок обучения. На первых трех курсах изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. 4 и 5 курсы в основном были посвящены практике: практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей.
Петербургская медико-хирургическая академия
18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А.И. Васильеву (директору Медицинской коллегии) подготовить материальную базу для открытия в Петербурге высшего медицинского учебного заведения — эта дата и считается днем основания Петербургской медико–хирургической академии, которая стала ведущим учебно-научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицины. Академия создавалась на основе Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ.
Руководящим органом Петербургской медико–хирургической академии являлась конференция. Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. В Академии была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.
Среди выпускников Академии много известных ученых и врачей: П.Ф. Лесгафт (1861 г.), Н.Ф. Арендт (1805 г.), Е.С. Боткин (1889 г.), В.М. Бехтерев (1878 г.) и др.
О выпускниках Академии
И. Олешкевич «Портрет Н.Ф. Арендта»
Н.Ф. Арендт и А.С. Пушкин
Когда 27 января (8 февраля) 1837 г. Пушкин был смертельно ранен на дуэли Дантесом, Арендт руководил его лечением и навещал раненого по несколько раз в сутки. Лицейский друг Пушкина Данзас писал в своих воспоминаниях: «Приехал Арендт, он также осмотрел рану. Пушкин просил его сказать ему откровенно, в каком он его находит положении, и прибавил, что какой бы ответ ни был, он его испугать не может, но что ему необходимо знать наверное свое положение, чтобы успеть сделать некоторые нужные распоряжения
— Если так, — отвечал ему Арендт, — то я должен вам сказать, что рана ваша очень опасна и что к выздоровлению вашему я почти не имею надежды».
Н.Ф. Арендт вместе с поэтом Жуковским стал посредником между Николаем I и умирающим поэтом: он передал просьбу Пушкина к царю помиловать секунданта Данзаса, а от Николая I привез Пушкину записку, в которой было сказано, чтобы поэт не беспокоился о будущем жены и детей. По воспоминаниям П.А. Вяземского, «Арендт, который видел много смертей на веку своем и на полях сражений, и на болезненных одрах, отходил со слезами на глазах от постели его и говорил, что он никогда не видал ничего подобного, такого терпения при таких страданиях».
Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)
И. Репин «Портрет В.М. Бехтерева»
Выдающийся русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.
В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт, ныне носящий имя Бехтерева.
В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение ее он видел в создании широкого учения о личности, которое было основой воспитания человека и преодоление аномалий его поведения.