какие ууд развивает учебный диалог на уроках орксэ
Учебный диалог на уроках ОРКСЭ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учебный диалог на уроках курса ОРКСЭ
Прежде всего давайте вспомним, что такое учебный диалог. У чебный диалог – это взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся, которое перерастает в продуктивное учебное сотрудничество при организации внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач. Учебный диалог может зародиться только в учебной деятельности.
ОРКСЭ – это тот предмет, который обращен к душе ребенка. Темы уроков должны вызывать интерес и эмоциональные переживания. Одной из важнейших задач диалога на уроках ОРКСЭ является пробуждение в ученике интереса к мнению человека иной культуры, потребности услышать иную, даже противоположную собственной, точку зрения, осмыслить сущность разных позиций, систем ценностей. Он должен испытывать неудовлетворенность изложением тех или иных событий в монологическом ключе с позиции «правильной» трактовки и естественную потребность войти в образ «иного», «другого», попытаться вжиться в его роль и сопереживать ему.
Технология учебного диалога дает возможность правильно организовать процесс коммуникации, переводить данный процесс на уровень взаимодействия и далее – на уровень общения. Использование данной технологии позволяет учителю формировать метапредметные универсальные учебные действия: целеполагание, моделирование, контроль и оценку; коммуникативные универсальные учебные действия: инициативное сотрудничество, учет позиции собеседника, управление коммуникацией, планирование сотрудничества; создает ситуацию самоутверждения каждого ученика, помогает им реализоваться, проявить, раскрыть себя. Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины.
Что включает в себя учебный диалог? Он включает умения:
— соотносить различные субъективные точки зрения;
— интересоваться «другими» и «другим»;
— определять свое отношение к другому;
— принимать другое как необходимое условие своего бытия;
— быть активным слушателем;
— адекватно взаимодействовать с другими.
Каковы условия организации учебного диалога: нужно
— стремиться не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребенка;
-владеть технологией организации предметного диалога;
— создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.
Каковы формы учебного диалога? :
самостоятельный поиск знаний учащимися, добывание их из различных источников. Ученики не просто решают, обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, высказывают свое мнение, выступают в роли исследователей.
Это обмен идеями, мнениями всех участников обсуждения проблемы ради поиска смысла (истины). При дискуссии ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится четко формулировать вопрос, ясно выражать свои мысли; защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.
Заседание экспертной группы. Проблема обсуждается в группе, а далее члены экспертных групп кратко выступают перед всей аудиторией.
Форум – обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы» наличием групп экспертов и председателя. В ходе форума группа экспертов вступает в обмен мнениями с некой определенной аудиторией по поводу выделенной проблемы.
Симпозиум. Участники выступают с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их точку зрения по проблеме, и отвечают на вопросы аудитории.
Ток-шоу – дискуссия, совмещенная с жанром телевизионных шоу-программ.
Судебное заседание. Имитируется судебное разбирательство. Участники распределяют обязанности членов судебного слушания и, выполняя ролевые предписания, рассматривают предложенную проблему.
«Аквариум». Предполагается ведение дискуссии в микрогруппах. Имеется строгий регламент работы, участники могут получить определенные роли, повышающие эффективность командной работы.
Дебаты. Форма обсуждения заявленной проблемы, предусматривающая точно фиксированные во времени выступления утверждающей и оппонирующей сторон, чередующиеся с вопросами и комментариями поочередно от каждой группы.
«Турнир ораторов» — обеспечивает развитие коммуникативных способностей, способствует освоить искусство публичного выступления, которое оценивается по следующим критериям: логика выступления, художественность речи, общение с публикой, пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.п.
«Интеллектуальная дуэль» — позволяет активизировать компетентность специалистов по конкретной теме; устроить взаимопроверку.
Не всегда легко вовлечь учащихся в дискуссию. Среди основных причин скованности и нежелания участвовать в обсуждении психологи и педагоги выделяют низкую самооценку, опасение быть осмеянным, предписывание успеха удаче или случайности, опасение встретить агрессию как следствие культурных или иных различий, боязнь конфликтов, неумение общаться.
Для того, чтобы дети заговорили на уроке, все привычные варианты лидирования в общении с детьми учитель должен отбросить. Задача педагога – быть посредником, стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, но при этом удержать тему обсуждения, помочь ученикам самостоятельно подойти к формулированию выводов.
Ход учебного диалога не предсказуем и может не соответствовать на 100% задуманному педагогом. Проектировать занятие, урок, необходимо, исходя из анализа поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности детей и прогнозируя вариативность детских действий. Проектирование должно задавать не только вариативность, но и значительный запас содержания, покрывающий несколько конкретных уроков. Проект должен быть прогностичным – в идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В центре проекта – деятельность детей, а не педагога, как это обычно отражается в планировании.
Может показаться, что на это уходит много времени. Но это не так! Во-первых, не на всех уроках и не каждый раз детьми будет решаться учебная задача; во-вторых, работа в системе даст свои плоды раньше, чем мы предполагаем, и педагог уже не поменяет свой стиль деятельности на прежний. «Рискующие» поработать таким образом будут приятно удивлены и убедятся в полезности организации учебного диалога и для детей (в первую очередь – это наша задача воспитания и обучения), и для себя.
Очевидно, что учебный диалог при рассмотренных выше его особенностях способствует формированию всех универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Обучение детей умению вести учебный диалог начинается с самого важного – обучения умению задавать вопросы педагогу, сверстникам, себе. Но не любые вопросы. В младшем школьном возрасте учебный диалог начинается с погружения в сознание ребенка культурологического собеседника, роль которого играет учитель. Овладевая тем или иным предметным содержанием, учащиеся вступают в спор. В этом споре у каждого ученика возникает своя точка зрения, которую в дальнейшем он и будет высказывать.
Возражая культурологическим собеседникам, младший школьник создает свой вариант ответа на вопросы, обсуждаемые на уроке. На первых порах детские варианты, модели, гипотезы представляют собой весьма неуклюжие и плохо понятные конструкции. И нужна большая работа учителя по диалогизации предметного содержания учебного материала, чтобы учащиеся могли высказаться по нему.
Учитель в учебном диалоге:
1) ставит учебную проблему, задавая последовательность работы, т.е. реализует определенную программу диалогического обучения;
2) является активным участником диалога. Он не играет в незнание и непонимание. Диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на уровень вечных проблем, окончательного решения которых не знает не только ученик, но и учитель;
3) помогает детям оформить свою мысль о предмете. «Учитель может разглядеть в неуклюжем гадком утенке – образе, созданном ребенком на уроке, не просто смешную нелепость или дерзость, а начало личностного мышления».(Курганов С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога. – Киев, 1987г. С.94-97)
Диалог не возникает спонтанно. Опыт диалогического общения накапливается постепенно и на начальных этапах неизбежно включает элементы формальной организации: изложение сценария, распределения ролей и т.п.
Для учебного диалога характерны следующие особенности:
-наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;
-наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;
-возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения;
-наличие цели организации диалога;
-наличие обратной связи;
-наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником.
Итак, учебный диалог можно считать специфическим видом педагогической технологии. Диалог – не только средство активизации познавательной активности учащихся, но и важный ценностный элемент обучения, не только процесс, но и содержание, источник личностного опыта, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности.
Таким образом, организация совместной учебной деятельности учителя и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося, помогает школьникам чувствовать себя открывателями в науке, переживать радость творчества и успеха.
Какие ууд развивает учебный диалог на уроках орксэ
Автор: Яшина Ольга Васильевна
Организация: МБОУ Черкутинская ООШ им.В.А.Солоухина Собинского района
Населенный пункт: Владимирская область, с. Черкутино
Основные затруднения у учителя на занятиях ОРКСЭ вызывает разработка и проведение урока – диалога, где идёт поиск решений, рассмотрение и сравнение различных суждений, точек зрения, их столкновение.
Диалог (греч. dialogs):
1) форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц; речевая коммуникация посредством обмена репликами в отличии от монолога как речи одного говорящего;
2) (переносн.) переговоры, свободный обмен мнениями (Большой энциклопедический словарь. В 2т. т.1. с 388)
Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые также называют учебными познавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Познавательный диалог способствует более глубокому овладению понятием, развитию навыков овладения инструментами мышления, в качестве которых выступают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). В этом случае диалог представляет собой форму обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, парадоксов. В связи с этим, он требует обсуждения конкретного предмета, доведённого до столкновения различного способа видения мира. Роль учителя в этом случае ограничивается функциями «дразнящего собеседника», провоцирующего учащихся на движение их мысли по заданной траектории и заранее знающего ответ
Диалог предстаёт, прежде всего, как взаимодействие, позволяет и учителю, и ученику максимально раскрыть себя, реализовать творческий потенциал. В этом случае диалог становится не только средством общения, но и отношения. Его целью становится создание таких межличностных отношений и такого общения, которые обеспечат ценностное усвоение содержания, приобщение к опыту и ценностям других, саморазвитие каждого участка диалогического взаимодействия.
Диалоговая форма урока помогает ученику стать активным участником познания. При диалогическом общении субъект осуществляет движение не «только извне внутрь» (процесс интериоризации), но и «изнутри во вне», создавая тем самым равноправность собеседников.
Для включения младших школьников в ситуацию диалогового взаимодействия применяются и такие примеры: как неожиданный вопрос, «незнающий учитель».
Применение диалогических ситуаций на уроках в начальных классах способствует развитию творческого потенциала младших школьников, так как не только обеспечивает формирование понятий и представлений и учит детей методам познания. Но и создает ситуацию самоутверждения каждого ученика, помогает им реализоваться, проявить, раскрыть себя.
Дискуссия, диалог.
Умение общаться друг с другом, вести дискуссию даёт возможность каждому ребёнку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учитель обучает школьников применять следующие знания в диалоге:
правило 1 – отвечать на поставленный вопрос;
правило 2 – каждый имеет право на свою версию;
правило 3 – каждый имеет право поддерживать версию другого;
правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого.
Важным методическим приёмом работы является самостоятельный поиск учащихся, добывание ими знаний из разных источников. Ученики не просто решают, обсуждают, а сравнивают, группируют. Делают выводы, определяют закономерности, высказывают своё мнение, выступают в роли исследователей.
Исследовательская деятельность младших школьников осуществляется как диалоговая, при которой одни участники – исследователи, другие – оппоненты. Наиболее ценной с этой точки зрения является форма коллективного диалога, при которой ученик действует не рядом с другими учениками, а вместе с ними. Учение идёт от учеников, а учитель направляет коллективный поиск, подхватывает каждую мысль и ведёт их к выводам. Отвечают и слабые, и сильные. Учащиеся не боятся допустить ошибку в ответе, так как знают, что им всегда придут на помощь одноклассники и все вместе они примут правильное решение. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло.
Как педагог руководит дискуссией в классе?
Во – первых, приглашает к участию стеснительных детей.
Во – вторых, направляет комментарии и вопросы одного ученика к другому. Подбадривает их, ориентирует на общение друг с другом, а не на ожидание мнения учителя.
В – третьих, если учитель не уверен, что понял сказанное учеником, значит, и другие участники дискуссии тоже не смогли этого понять.
В – четвёртых, учитель старается получить больше информации.
В – пятых, не отвлекается от предмета дискуссии.
В – шестых, даёт время подумать над ответом. Некоторые учащиеся легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли.
В – седьмых, когда ученик заканчивает ответ, учитель оглядывает класс, оценивает реакцию других учащихся.
Положительные стороны дискуссии:
Диалогическую речь младших школьников необходимо развивать на каждом уроке. Для этого учитель должен использовать в работе различные методы и приёмы диалогового обучения.
Диалогичность мышления школьников развивается на уроках классного и внеклассного чтения, а сейчас и ОРКСЭ, поскольку эти уроки ориентированы в первую очередь на формирование эмоционально – ценностных отношений, что позволяет учителю организовать учебный процесс вокруг важных тем, проблем, волнующих учеников. В процессе решения таких проблемных вопросов, порождающих внутренние и внешние диалоги, и происходит развитие диалогичности мышления школьников.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Здесь на помощь приходит учебный диалог.
Особенности учебного диалога:
Главным условием возникновения учебного диалога на уроке считается наличие проблемной ситуации, поскольку именно она, по определению С.Л.Рубинштейна, является «начальным моментом мыслительного процесса»
В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога: учитель – класс; учитель – ученик; ученик – класс; ученик – ученик. Самый распространенный вид диалога в начальной школе учитель – класс требует к себе определённого мастерства от педагога. Желательно, чтобы этот диалог вылился в непринуждённую беседу по вопросам, интересующим не только
Эффективность работы над развитием диалогической речи учащихся во многом определяется правильностью выбора текстов художественных произведений. Главным критерием отбора текстов является доступность учебного материала по содержанию, объему, соответствие возрастным особенностям младших школьников. Тема художественного произведения должна быть близка и понятна учащимся, вызывать интерес и эмоциональные переживания. Тексты – с динамически развивающимся, эмоционально окрашенным сюжетом.
Работа с текстом, чтение историй, художественных рассказов, фрагментов священных книг, притч, агиографических повествований является неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ. Эти тексты помогают раскрыть для ученика пространство религиозной культуры, проникнуть в смысл символического языка, попытаться понять главную нравственную идею, заключенную в них.
Процесс чтения подразумевает решение целого ряда познавательных и коммуникативных задач:
• понимание (общее, полное, критическое),
• нахождение конкретной информации,
• интерпретация содержания, и др.
Основными видами чтения на занятиях ОРКСЭ являются:
• ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;
• изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;
• поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;
• рефлексивное чтение заключается в овладении большим комплексом умений:
— умение предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— понимать основную мысль текста,
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме.
У педагога есть огромный выбор в организации форм работы с текстом: «чтение-погружение», аналитическое чтение, словарная работа с текстом, составление конспекта, составление аналитического плана текста…
Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.
Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
3. Функция опосредования.
Между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
Истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции.
Способы использования притч в учебном процессе.
1. Обсуждение основной идеи и смысла истории.
3. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться.
4. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения).
5. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
6. Выделить ключевые понятия.
7. Инсценировка по рассказу (истории).
8. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать).
9. Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
10. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
11. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.).
12. Сравнение нескольких притч.
Примеры организации работы с притчами.
Путники и медведица.
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым. И когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят: мертвецов зверь не трогает.
Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!»
В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы добраться самого до неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг нее строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю.
Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побросали работу и разбрелись в разные концы земли. А башня стала постепенно разрушаться.
В начальных классах чаще всего ведётся направленная беседа по определённой теме. Для эффективного проведения направленной беседы с учащимися младших классов учитель заранее готовит конкретные вопросы для обсуждения по теме:
При ведении направленной беседы лучше использовать следующие вопросы и методы:
Итак, учебный диалог можно считать специфическим видом педагогической технологии. Диалогизация учебного процесса является одним из условий развития творческого потенциала ребёнка. Диалог – не только средство активизации познавательной активности учащихся, но и важный ценностный элемент обучения, не только процесс, но и содержание, источник личностного опыта, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности.
Для того, чтобы дети заговорили на уроке, все привычные варианты лидирования в общении с детьми учитель должен отбросить. Если дети не включаются в обсуждение вопроса, молчат, значит, некорректно, недискуссионно сформулирован вопрос или учитель «придавливает» своим авторитетом. Задача педагога – быть посредником, стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, но при этом удержать тему обсуждения, помочь ученикам самостоятельно подойти к формулированию выводов.
Таким образом, организация совместной учебной деятельности учителя и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося, помогает школьникам чувствовать себя открывателями в науке, переживать радость творчества и успеха.
Список использованной литературы.
№ 2, 2003г. Статья «Диалогизация учебного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся» Е.Ю. Тепишкина.
№ 11. 2006 г. Статья « Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке» И.В. Веретенникова.
№ 5, 2005 г. Статья «Эффективность развития речевой деятельности младших школьников в учебном диалоге» Н.А. Песняева.
№ 6, 2004 г. Статья «Диалог на уроке в начальной школе» М.П.Воронина.
№ 5, 2009 г. Статья «Диалогизация содержания обучения математике в 1 – 4 классах как средство развития речи и мышления учащихся» Х.Ш. Шихалиев.
№ 5, 2009 г. Статья «Приемы занимательности на уроках математики» Т.Е. Антоненко.
№ 1, 2009 г. Статья «Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка» С.А.Сидорова.
Опыт работы «Формирование коммуникативных УУД на уроках ОРКСЭ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Пачева Наиля Вазитовна, учитель ОРКСЭ МОУ Конзаводская средняя общеобразовательная школа
им. В.К. Блюхера Пермского района
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) на уроках основ мировых религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)
С 2012-1013 учебного года преподаю предмет ОРКСЭ, модуль «Основы мировых религиозных культур», поскольку именно его выбрали родители обучающихся.
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В свете требований ФГОС одним из основных подходов к преподаванию курса ОРКСЭ наряду с культурологическим, деятельностным и личностно-ориентированным, является коммуникативный, который формирует у младших школьников коммуникативную компетентность и предполагает активное взаимодействие, сотрудничество учащихся, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения и т.д.
Авторами и разработчиками курса ОРКСЭ предлагаются всевозможные формы и виды учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ, направленные на формирование коммуникативных УУД. Рассмотрев и проанализировав разные способы и приемы работы в данном направлении, выбрала наиболее приемлемые.
Для повышения уровня своей компетенции в преподавании ОРКСЭ прошла курсы в ГБОУ ДПО «Центр развития образования Пермского края» по теме «Содержание и актуальные проблемы преподавания курса ОРКСЭ» в начальной школе.
Проанализировав и скорректировав рабочую программу по модулю «Основы мировых религиозных культур», предложенную на курсах повышения квалификации, составила календарно-тематическое планирование.
Провела методическое совещание для педагогов школы и родительское собрание с целью ознакомления с данным курсом и возможностями взаимодействия.
В конце учебного года обобщила опыт работы на школьной научно-практической конференции учителей «Способы и приемы формирования коммуникативных УУД. Критерии оценивания коммуникативных результатов» (Приложение 1).
А также дала мастер-класс по теме «Итоговый обобщающий урок по курсу ОРКСЭ» для учителей начальной и основной школы Пермского края в ГБОУ ДПО «Центр развития образования Пермского края» (Приложение 2)
В 2013 г. представила опыт работы на районном конкурсе педагогического мастерства «Золотое яблоко 2013» и заняла 1 место в номинации «Внедрение ФГОС ОО» (Приложение 3).
В результате проделанной работы с обучающимися и по данным диагностики уровень сформированности коммуникативных умений учеников 4-х классов повысился на 25 % (Приложение 4).
Для достижения результатов провела следующую работу.
В начале года провела диагностику уровня сформированности коммуникативных УУД по известным методикам: «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование, 2007), методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., 1992) (Приложение 5).
Поскольку это довольно трудоемкая работа, диагностику провела лишь в одном классе из параллели – «4 В» (17 обучающихся).
Результаты (сводные по трем заданиям) показали, что высокий уровень сформированности коммуникативных УУД имеют 2 (11%) ученика, средний – 5(30%) учеников, 10(59%) имеют низкий уровень (Приложение 4).
Для достижения положительных результатов использовала следующие формы учебной деятельности: работа в парах, малых группах, командах и др., так как именно они позволяют обучающимся получить учебную и эмоциональную поддержку одноклассников, формируют нравственные чувства дружбы, взаимопомощи и ответственности друг за друга, а также учат слушать, формируют способность встать на позицию другого человека, вести диалог и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
При формировании УУД широко использую технологию сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе.
Так, при работе в парах выдаю на каждую парту два конверта с заданиями. Например, задание со слогами: соединить слоги в слова, объяснить значение этих слов и провести взаимоопрос, при котором один ученик задает вопрос, а другой – отвечает. На эту работу отводится 3– 4 минуты, во время её негромко звучит музыка. При подобной работе в малых группах, в командах иногда задание усложняю постановкой пантомимы (разыгрывание «немых» сцен, по которым остальные участники узнают это слово). Таким путём познавательное задание переходит в ролевую игру нравственного характера.
А в игре «Угадай картинку» (с применением ИКТ) пары по очереди называют номер (щелчок левой клавишей по соответствующему номеру), открывается часть картинки. Пара, которая первая опознала картинку, более подробно рассказывает об открытом изображении.
Кроме того, даю задания, нацеленные на обогащение лексического запаса учащихся; почти на каждом уроке стараюсь проводить словарную работу – определять значение имени, названия, термина и понятия, отрабатываем их произношение и написание, подбирать синонимы и антонимы, раскрывающие нравственные качества и поступки и т.п. Например, коллективная работа над понятиями темы: милосердие, забота, взаимопомощь.
– Что такое милосердие?
Подберите синонимы к этому слову, из каких слов состоит это понятие.
– К кому мы проявляем милосердие? – Кому нужна наша забота?
– Как вы понимаете взаимопомощь?
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия, Миловать – щадить, прощать кому-нибудь вину».
При фронтальной работе над понятием представляю на доске или на экране проектора готовые тройки – символ (рисунок), понятие, определение, и предлагаю установить их соответствие. Например:
Также предлагаю задания на обсуждение нравственного смысла народных пословиц, высказываний и оценочных суждений религиозных и общественных деятелей, писателей, философов и т.д.; задания на выстраивание диалога учащихся с художественным или дидактическим проблемным текстом, развития их социально-коммуникативных способностей слушать и слышать, сочувствовать, сопереживать, участвовать в беседе и пр.
Вместе с тем, применяю игровые технологии:
— игра «Повторяю и своё добавляю!». Участники договариваются называть понятия на определенную тему, например, «Христианское искусство». Первый играющий называет: «икона». Второй повторяет: «икона» – и добавляет: «фреска». Третий говорит уже три слова: «икона», «фреска», «храм». Наконец, кто-то не может повторить без ошибки весь ряд понятий (икона, фреска, храм, церковное пение, колокол…). Этот игрок выбывает, а попытку повторяет следующий по очереди. Побеждает тот, кто назвал самый длинный ряд понятий.
— игра «Икона, храм, праздник». Ведущий проходит мимо играющих, повторяя три слова: «Икона, храм, праздник». Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь, он произносит громко одно из слов, например, «праздник». Играющий должен сразу назвать православный праздник, например, Троица. Нельзя медлить и называть то, что уже было названо раньше. Тот, кто зазевается или ответит неверно, выходит из игры.
Особое значение на уроках ОРКСЭ придаю работе с притчами, обладающими большим воспитательным потенциалом и развивающими логическое и критическое мышление учащихся. В качестве примера, рассмотрим известную притчу.
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках.
Вопросы и задания учащимся:
— Объясните слова мудреца: «Всё в твоих руках» (Человек-хозяин своей судьбы).
Выяснить нравственный смысл притч помогают следующие приёмы: анализ названия притчи; задание учащимся – придумать притче новое, нравоучительное, название; выделение и анализ ключевых понятий притчи; сравнение нескольких притч по сходной нравственной проблематике; представление притчи без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться, а затем сравнение своей версии с авторским окончанием притчи (например, притча «Вавилонская башня»); работа с иллюстрациями, собственные рисунки, отражающие нравственное содержание притчи; инсценировка притчи.
Кроме того, использую такой прием, как опора на личный опыт обучающихся. Например, изучая тему «Ритуалы, обычаи и обряды», дети рассказывают о различных традициях их семьи. Вместе пытаемся разобраться что такое обряд, обычай и как их не спутать с суеверием
Практически на каждом уроке использую видео- и аудиоряд, иллюстрации.
Для формирования живого, образного восприятия изучаемого материала создаем с детьми Галерею образов. Содержание галереи образов представляет собой самый разнообразный наглядный материал: фотографии культовых сооружений, иллюстрации, репродукции картин, костюмы, ритуальные предметы, характерные для изучаемой религиозной культуры и пр. Галерею образов дети представляли в виде презентации, подготовленной с использованием программы PowerPoint и в бумажном варианте. Так, например, одно из заданий было представить одну из религий в своей галерее, в соответствии с тем, что мы о ней узнали по следующему алгоритму (основатель, где зародилась, священная книга религии, храмы, хранители традиций, искусство, праздники и др.). Каждый «экспонат» галереи, помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – ещё один способ закрепления полученных знаний. Затем дети проводили экскурсию по галере. Подобная работа способствует формированию навыков презентации своего образовательного результата, развитию коммуникативных качеств личности (опыт публичного выступления). Во время выступления остальные участники заполняли опорную таблицу и затем высказывали свое мнение о том, что бы они добавили в представленную галерею.
Не менее интересными стали задания в группах: разгадать кроссворд или филворд.
В течение учебного года каждый обучающийся выполнил 2 творческие работы, взял у родственников по 3 интервью, так же в задания на дом включала составление кроссвордов, поиск некоторых понятий в библиотеке или в интернете и др.
Большинство детей научились допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра.
Конечно же, представленные результаты – продукт совместной работы с классными руководителями, которые отмечают, что курс ОРКСЭ дополняет некоторые предметы. Так, например, тема в ОРКСЭ «История религий в России» дополняет одну из тем раздела по окружающему миру «Всемирная история».
В настоящее время в рамках реализации ФГОС ООО в основной школе веду работу по формированию у обучающихся диалогической речи. На предмете ОРКСЭ учимся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.