литературное дарование что это
Литературное дарование что это
Литературная одаренность. Условия ее развития и проявления (доц. Юдкевич Л.Г.)
Талант
Художественный талант обычно рассматривается как способность образно представлять и изображать жизнь в определенной области искусства.
Поскольку творчество связано с природной одаренностью, признаки его обнаруживаются нередко рано. В детстве определилась литературная одаренность А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Когда во львовском журнале появилось первое стихотворение Леси Украинки («Ландыш»), юной поэтессе было всего лишь тринадцать лет. В таком же возрасте опубликовал первое свое стихотворение и татарский поэт-герой Муса Джалиль («Счастье»).
* ( Н. Г. Чернышевский. Поли. собр. соч., т. 2, стр. 66.)
Творческая фантазия
* ( Гегель. Соч., т. 12, стр. 289.)
** ( В. Г. Белинский. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 89.)
*** ( М. Горький. Собр. соч., т. 24, стр. 468.)
**** ( М. Горький. Собр. соч., т. 27, стр. 229.)
Когда мы рассматриваем вопрос о фантазии и ее роли в творчестве, надо отдавать себе отчет в том, что соотношение действительного и вымышленного у художника связано и с типом его творчества, с творческим методом. Естественно, при романтическом типе творчества фантазия художника гораздо далее уходит от действительности, чем при реалистическом. У реалистов фантазия непосредственней связана с действительностью, ее порождающей. Художники-реалисты подчиняют свою творческую фантазию целям всестороннего изображения существенных сторон действительности. Но и у романтиков творческий домысел, принимающий особые формы, может также служить целям художественного обобщения характерных явлений жизни.
* ( Аристотель. Поэтика. М, 1957, стр. 67.)
Своеобразно творческий домысел выступает у (классицистов, где он в известной мере ограничен поэтическими регламентациями. Сентименталисты, и особенно романтики, отводили особенно почетную роль вымыслу, что было связано с неудовлетворенностью действительностью. Руссо в «Исповеди» писал: «Невозможность достижения идеала в действительности завела меня в мир фантазии». В более сложных формах переплетение реального и вымышленного выступает у критических реалистов. У них фантазия прочно опирается на жизненный опыт.
В этом справедливом высказывании верно подчеркивается, что «зеркальное изображение» может дать менее правдивое отражение действительности, чем «воображаемые картины», созданные по законам художественного обобщения; здесь будет уже не ограниченная правда отдельного факта, а истинная, большая правда. Художественная фантазия подсказывает писателю те ситуации, в которых наилучшим образом раскрывается характер образов, и те ассоциации, которые лежат в основе выразительных средств. Подчас эти ситуации, созданные в воображении автора, могут показаться и неправдивыми, с точки зрения «зеркального», натуралистического изображения, но они в то же время в действительности будут содействовать более глубокому раскрытию правды жизни. Вспомним «Страну Муравию» Твардовского. Кажется сказочно-условным путь Никиты Моргунка в поисках счастья, но с помощью найденного поэтом сюжетного хода и соответствующей композиции достигается глубокое раскрытие характерной для крестьянина той поры психологии, показывается, как герой на фактах новой действительности убедился, что лишь в колхозе он может обрести хорошую жизнь.
Можно сказать, что художественный вымысел в произведении является формой отражения особенностей жизни. Выше отмечалось, что соотношение достоверного и домысла в произведении обусловлено типом творчества, творческим методом. К этому надо добавить, что сам характер вымысла определяется и жизненным путем писателя, фантазия которого отталкивается от познанной и осмысленной им действительности.
Итак, мы рассмотрели вопрос о литературном даровании и такой характерной его особенности, как творческая фантазия. Без нее немыслима литературная деятельность. Но при этом надо учитывать, что важнейшую роль играет направленность таланта, определяемая мировоззрением художника.
Роль мировоззрения
Мировоззрение художника, как мы уже говорили, имеет решающее значение для его творчества. Это утверждение не находится в противоречии с положением о том, что искусство дает отражение объективной действительности, ибо, отражая действительность, художник изображает ее в свете своего миропонимания. Марксистско-ленинское мировоззрение помогает советским писателям осознавать сущность явлений, глубже понимать причинно-следственные связи и видеть жизнь в ее диалектическом развитии.
* ( М. Е. Салтыков-Щедрин. Полн. собр. соч., т. 8, М., стр. 453.)
Между тем и в нашем литвратуроведении имели место тенденции умалить роль мировоззрения в творчестве. Так, в 20-е годы А. Веронский писал, будто художнику, чтобы увидеть сокровенную суть явлений жизни, нужно отбросить «ярмо мировоззрения» и отдаться влияниям подсознательной сферы человеческого интеллекта.
Такие высказывания сейчас поднимают на щит ревизионисты. А.современные сюрреалисты принципиально признают лишь право на художественное выражение подсознательного, интуитивного, сводя это на практике к бредовой фантастике. Представители различных реакционных течений пытаются свести к минимуму сознательныепроцессы в творчестве, представляя искусство как продукт чистой интуиции, не подвластной мировоззрению.
* ( М. Горький о литературе, стр. 808.)
«Вопрекисты» нередко стремились опереться на классиков марксизма-ленинизма, произвольно цитируя их высказывания. Речь идет, в частности, о письме Ф. Энгельса М. Гаркнесс. Говоря о том, что Бальзак был по своим политическим симпатиям легитимистом, т. е. монархистом, Ф. Энгельс, однако, подчеркивает реалистический характер его творчества, сатирическое изобличение аристократии и изображение республиканцев с нескрываемым восторгом.
* ( К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, стр. 8.)
** ( См.: «Вопросы литературы», 1958, № 6.)
* ( К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, стр. 483.)
* ( В. И. Ленин о литературе и искусстве, стр. 216.)
* ( Н. В. Гоголь. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 293.)
Причины противоречивости мировоззрения художника не только в условиях жизни, воспитания, образования, характере окружения, но и, главным образом, в объективных социальных условиях, в сложных перипетиях классовой борьбы.
* ( В. И. Ленин о литературе и искусстве, стр. 221.)
Рассматривая во всей сложности вопрос о проявлении мировоззрения в творчестве художника, необходимо учитывать специфику этого проявления.
Во-первых, художественные образы не являются простыми иллюстрациями общественных идей. Писатель изображает в них действительность, давая художественные обобщения в свете определенных идейно-эстетических идеалов. При этом жизненный материал может сопротивляться «произволу» художника, не укладываться в его представления, и писатель в силу этого может изменять свой замысел, искать новый угол зрения, глубже осмысливать жизненный материал.
Во-вторых, общность мировоззрения художников не лишает их индивидуального своеобразия. Это убедительно подтверждает опыт развития нашей советской литературы. Идейная общность нашей литературы как раз предполагает своеобразие творческой манеры каждого писателя, вносящего свой вклад в развитие социалистичеокого реализма.
В-третьих, надо иметь в виду, что мировоззрение писателя складывается не только под воздействием философских, общественно-политических и других учений, не только под влиянием книг, но и благодаря жизненному опыту. Именно стремлением подчеркнуть значение опыта жизни продиктована известная фраза М. Горького: «Марксизму меня обучал лучше и больше книг казанский булочник Семенов». Аналогичная мысль своеобразно выражена В. В. Маяковским во вступлении к поэме «Во весь голос»:
Изучая мировоззрение писателя, надо учитывать, что оно в отличие от дарования не является врожденным, а приобретается и, следовательно, развивается, эволюционирует.
Мировоззрение, развиваясь, содействует лучшему проявлению одаренности. Это, как отмечали мы, важнейший фактор. Но на развитие таланта влияет и ряд условий, зависящих не только от самого художника. Мы условно разделяем их на объективные и субъективные, хотя между ними-диалектическая взаимосвязь.
Объективные условия развития художественной одаренности
* ( К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3. стр. 393.)
В истории искусства более благоприятные условия для развития талантов были в периоды борьбы народа против отживавших общественных устоев, борьбы за свободу и независимость. Вот почему расцвет немецкой литературы в XIX в. Ф. Энгельс связывает с борьбой народа против феодальных порядков. Характеризуя талантливую школу английских романистов (Диккенс, Теккерей и др.), К. Маркс рассматривал ее успехи в связи с борьбой передовых сил против тяжелых условий жизни и труда при капиталистическом обществе. Со вторым этапом освободительного движения в России были связаны большие успехи наших писателей-реалистов второй половины XIX в.
Истинное и широкое раскрытие талантов возможно лишь в социалистических странах, где общество создает необходимые условия для их роста и проявления, заботится о них. В социалистическом обществе успешно развиваются художественные дарования, проявляющие себя во всех областях искусства и во всех жанрах.
Известно, что условия общественной жизни разносторонне влияют на художественное творчество. Они могут иметь решающее значение для роста талантов в определенных областях «искусства, в определенных жанрах. Например, в средние века, и особенно на Ближнем Востоке, где религия запрещала изображение человека, не могли в полной мере развиваться ни живопись, ни скульптура.
В конкретно-исторических условиях художественное дарование подвергается сложным влияниям. Приобщение к передовым идеалам своего времени помогает художнику в проявлении таланта и, напротив, ложные увлечения сковывают его. В первую очередь идейные воздействия на художника оказывает его окружение. Сближение А. С. Пушкина с декабристами оказало плодотворное воздействие на его литературную деятельность, так же как идеи революционной демократии благотворно сказались на творчестве Н. А. Некрасова. Увлечение А. Н. Островского славянофильскими идеями, его участие в журнале «Москвитянин» в начале 50-х годов XIX в. не могли в известной мере не сковывать реалистическое дарование драматурга. В пьесах «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», написанных в то время, в ущерб типичности автор Допустил некоторую идеализацию купечества, патриархального быта, что было преодолено писателем в дальнейшем его творчестве. Пагубным было влияние славянофильских идей и религии на Н. В. Гоголя в последний период его творчества. Славянофилы и церковники пытались толкнуть писателя-реалиста на путь идеализации феодально-крепостнической действительности, на создание «идеальных лиц» из крепостников, представляя это как патриотическую задачу.
Творческое окружение играет важную роль в развитии художника. Оно может способствовать созданию истинных произведений, соответствующих характеру творчества автора и выражающих передовые тенденции времени. Оно может и уводить писателя с истинного пути, внушая ему ложные представления. Правда, процесс этот весьма сложен, и писатель нередко противостоит ложным влияниям, преодолевает их. Приведем характерный пример. Редактор «Осколков» Н. А. Лейкин стремился направить развитие сатирического дарования А. П. Чехова на создание рассказов-анекдотов, считая программным для него «Произведение искусства». Однако Чехов не пошел по этому пути. И в этом есть своя закономерность. Рассматривая вопрос о влиянии на художника непосредственного окружения, надо учитывать, что на него воздействует и среда в более широком смысле слова, и вся действительность.
Субъектные условия развития художественной одаренности
К ним, главным образом, относятся: жизненный опыт, кругозор, paботоспособность, чувство ответственности перед обществом. И эти факторы взаимосвязаны. Для того чтобы о чем-то поведать людям, художник, естественно, должен хорошо знать это «что-то». Из жизненного опыта писатель черпает и замыслы, и материалы для своего творчества. При этом, как справедливо заметил Г. Ибсен, жизненный опыт складывается не только из «виденного», но и из того, в чем человек участвовал: надо «ясно отличать пережитое от прожитого; только первое может служить предметом творчества».
Активная общественная деятельность помогает писателям глубже постичь, продумать и прочувствовать все происходящее, жить интересами своего времени. Многие художники принимали активнейшее участие в освободительной борьбе народов. Парижским коммунаром был автор «Интернационала» Эжен Потье. Одним из руководителей Северного общества декабристов явился поэт К. Ф. Рылеев. Учителем русских революционеров называл Чернышевского К. Маркс. Это участие в политической деятельности было хорошей школой для писателей, хотя и отнимало у них немало времени, энергии, здоровья, а порой стоило жизни. Н. А. Некрасов в минуту тяжелых раздумий в одном из последних стихов писал:
Но здесь ошибался великий поэт: в действительности песни помогали ему быть бойцом, ибо он был певцом борьбы.
В. Г. Короленко писал о своих собратьях по перу: «И редкий из нашей братии может положа руку на сердце ответить: на каторге не бывал, под судом и следствием не находился, под явным и тайным надзором не состоял». В борьбе за свободу греческого народа отдал свою жизнь Байрон. Царская петля затянулась у горла Рылеева. Преследования, тюрьма и ссылка преждевременно свели в могилу Тараса Шевченко. Однако никакие гонения не смогли сломить передовых деятелей литературы, сковать их творчество, и, творя, они всегда активно вторгались в жизнь. Л. Н. Толстой в своем дневнике (14 октября 1856 г.) отметил: «Никакая художническая струя не увольняет от участия в общественной жизни».
Писатели принимали активнейшее участие и в защите родины от иностранных захватчиков. Слава партизана Отечественной войны 1812 г. Дениса Давыдова «соперничает» с его славой поэта. Лев Толстой был в числе защитников Севастополя в 1854 г., и это помогло ему создать не только «Севастопольские рассказы», написанные по горячим следам событий, но и эпопею «Война и мир».
Участие в важнейших событиях внутренне обогащает художника, дает ему то, чего нельзя почерпнуть ни из книг, ни из бесед с очевидцами. Справедливы слова Ибсена: «. Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна». Глубина переживаний определяет эмоциональную силу произведений, будь то творение о важнейших событиях или о личной жизни. Богатство переживаний определяет и обаяние лирики, ее диапазон. Об этом красноречиво говорит, например, стихотворение А. А. Суркова «В землянке», получившее необычайно широкий резонанс.
Советские писатели хорошо осознают все значение жизненного опыта для творчества. Крупнейшие наши художники, пройдя хорошую школу жизни, активно участвуют в ее переделке и своим творчеством, и общественной деятельностью. Опыт участия в гражданской войне помог А. А. Фадееву, М. А. Шолохову, Д. А. Фурманову, Э, Г. Багрицкому и многим другим создать их первые произведения. Находясь в гуще «дел и событий», наши художники в самой жизни черпают материалы для творчества.
Жизненный опыт непосредственно связан с учебой, с овладением знаниями, с расширением кругозора. Кругозор определяется мировоззрением, он зависит от познаний. Художнику необходимы разносторонние знания. По остроумному замечанию М. Горького, «Литератор должен знать все, или, по крайней мере возможно больше» (предисловие к «Сборнику пролетарских писателей»).
Крупнейшие писатели в большинстве своем проявляли необычный интерес к завоеваниям человеческой мысли, к научному прогрессу. Широкая эрудиция Н. Г. Чернышевского позволяла ему успешно выступать в различных областях социологии, философии, экономики, истории, эстетики. Т. Г. Шевченко, которого буржуазные националисты пытались представлять «мужичком»-самоучкой, был культурнейшим человеком своего времени. Он оставил в «Дневнике» интереснейшие записи, касающиеся различных сторон жизни. В частности, поражают заметки об открытии Уатта, в которых оценивается технический прогресс с точки зрения социальной. Известно, как волновали M. Горького судьбы науки в нашей стране.
Кругозор связан с разумом, обогащающим творчество. Не случайно А. С. Пушкин ценил в А. С. Грибоедове «одного из самых умных людей в России».
Истинный художник чувствует органическую потребность в творчестве, находит величайшее удовлетворение в труде и в сознании того, что он нужен людям. Это закономерно, ибо все названные качества у передовых художников всегда сочетались с чувством высокой ответственности перед народом. Они неизменно, выражаясь словами Рылеева, высоко держали «гражданина сан». Гражданский, моральный облик автора имеет важнейшее значение для его творчества. Советские писатели глубоко осознают свой гражданский долг перед народом.
Мы рассмотрели важнейшие условия развития художественной одаренности. Возникает вопрос: как же приводится в движение талант? Здесь в первую очередь речь должна идти о том внутреннем состоянии художника, которое связано с процессом творчества, т. е. о вдохновении.
Вдохновение
Необходимость вдохновения для творчества никогда не отрицалась. Однако в идеалистической эстетике само вдохновение рассматривалось как божественное наитие, непознаваемое в своей сущности. Отсюда и мистический ореол, которым оно окружалось. Сторонники идеалистической эстетики противопоставляли вдохновение действительности, утверждая, будто художник, охваченный этим чувством, отрывается от реальности. Так появлялись соответствующие поэтические штампы, характеризующие состояние вдохновения. «Огнем небесным» называл его Державин, а Херасков восклицал: «Вдохни небесное мне, муза, вдохновенье».
Материалистическая эстетика по-иному, с научных позиций трактует этот вопрос. В действительности вдохновение возникает тогда, когда человек осознает свою возможность осваивать, преобразовывать действительность, когда сама действительность вызывает у него определенные эмоции. Потому нельзя рассматривать вдохновение лишь как сугубо внутренний процесс, имманентно возникающий в душе художника.
* ( Гегель. Соч, т. 12, стр. 295.)
Можно говорить и о вдохновляющем воздействии общественных идей. Эти идеи воодушевляют художника и на прославление общественно-эстетического идеалами на разоблачение всего того, что ему противоречит в жизни и в сознании людей.
В свою очередь, художественные произведения, созданные с поэтическим волнением, оказывают вдохновляющее воздействие на читателей, слушателей, зрителей. Последним как бы передается то состояние, в котором находился художник, создавая произведение, и это вызывает сопереживание. С вдохновением автора связано и его обращение к определенному жизненному материалу, и его отражение по законам художественного творчества.
Словари
Высокая степень одарённости, большие способности к чему-либо; талант, дар.
Талантливый, одарённый человек (писатель, музыкант, актёр и т.п.).
ДАРОВА́НИЕ, дарования, ср. (книжн.).
1. только ед. Действие по гл. даровать (офиц.).
2. Врожденная способность к чему-нибудь, талант. Природное дарование необходимо развивать. У мальчика редкие дарования.
2. То же, что талант (книжн.). Музыкальное д. Юные дарования.
1) книжн. Способности к чему-л.
Дарование в живописи.
[В эллинистической системе красноречия] усматривались три источника ораторского искусства: дарование, обучение, подражание (Козаржевский).
дар, дар Бо́жий (книжн.), да́нные, и́скра Божья, одаренность, тала́нт
2) О талантливом человеке (музыканте, поэте, художнике и т. п.)
[Дорн:] Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше (Чехов).
3) высок. Пожалование, дарение.
Каждую неделю в среду. перед началом занятий происходила торжественная молитва о даровании победы (Гайдар).
дарова́ть высок., даро́ванный
1. Высок. к Дарова́ть. Молебен о даровании победы.
2. Способность, талант, дар. Музыкальное д. // О талантливом человеке (актёре, музыканте, поэте и т.п.). Молодое, юное д.
Действие по знач. глаг. даровать.
Каждую неделю в среду в общем зале [реального училища] перед началом занятий происходила торжественная молитва о даровании победы. Гайдар, Школа.
2. Способность, талант, дар.
Работница московского завода резиновых изделий проявила в клубном кружке большое дарование драматической актрисы. Кочетов, Журбины.
О талантливом человеке (актере, музыканте, поэте и т. п.).
[Дорн:] Блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше. Чехов, Чайка.
дар, подарок. Прол. июня 8.
дарова́ние, дарова́ния, дарова́ний, дарова́нию, дарова́ниям, дарова́нием, дарова́ниями, дарова́нии, дарова́ниях
Не проспать вундеркинда, как?
Но закономерности по уверениям многих отечественных психологов, не один год занимающихся проблемами одаренных детей, существуют.
Чаще всего к одаренным относят умных, понятливых и сообразительных детей. Поэтому многие родители по большей части могут быть озабочены тем, чтобы научить ребенка считать до десяти, чем мучиться и приучать ребенка к опрятности, т.е. горшку.
Хотя с выводами спешить не стоит, ведь трехлетний возраст называют возрастом « почемучек», это возраст лингвистического взрыва и его возрастные границы весьма размыты. Может быть, Ваш ребенок в силу возраста находится на пике лингвистического взрыва в стране « посемусек».
Но для одаренных детей трудно выделить возраст вопросов, потому что вопросы появляются сразу, как они начинают активно говорить. К тому же вопросы одаренных детей, как правило, шире и глубже по тематике, по сравнению с вопросами обычных сверстников.
Кроме того, у одаренного ребенка достаточно рано происходит превращение детских вопросов из средства общения в необходимое звено самостоятельного мышления. Ребенок ставит вопрос и сам же ищет на него ответ.
История № 1. О том, как « киндер-сюрприз» помог профессиональному самоопределению дошкольника.
Пока бабушка на лавочке в одном из залов среди пыльных скелетов вымерших динозавров отдыхала, Кеша успел раза четыре весь музей обойти, два раза экскурсовода прослушал. Потом зарисовки в своем блокнотике сделал, да еще и пометки печатными буквами вывел.
Дома Кеша стал рисовать. Естественно, только динозавров, причем разных видов, подвидов. Родители, работающие за границей, прислали хороший справочник по динозаврам, но только на английском языке. Кеша принял решение заняться английским языком. И занимается, правда, пока термины из словаря разбирает с трудом, но это его не останавливает. Теперь на вопрос: «Кем ты хочешь стать?». С уверенностью отвечает: «Палеонтологом».
Конечно, жизнь может сложиться так, что детское увлечение динозаврами, так и останется увлечением.
Далее, наряду с высоко развитой познавательной потребностью неотъемлемой частью одаренности считается творчество, креативность.
Дети в дошкольном возрасте естественно любопытные и творческие. Они играют, исследуют разнообразный материал. Для них не существует правильной или неправильной работы с игрушками, красками, пластилином. Они просто творят и наслаждаются самим процессом, который приносит им неизмеримое удовольствие, так они познают окружающий мир и самих себя, свои возможности, способности, склонности, чувствуют внутреннюю свободу и самовыражаются.
Милые мамы, бабушки, не одергивайте ваших любимок, если в творческом азарте, они испачкают одежду или что- то из предметов домашнего интерьера!
Чувства радости и восторга могут смениться чувствами стыда и возможно вины за безнадежно испорченные штанишки, мебель, ковер.
Лучше заранее позаботьтесь о пространстве для творчества и о том, чтобы дети одели специальные фартучки, чтобы не пострадало ничего из одежды.
Маленького Моцарта, напротив, уже в двухлетнем возрасте звуки музыки, которую исполнял отец, заставляли бросать игрушки и слушать зачарованно музыку.
Здесь познавательная активность проявляется в форме восприятии музыки.
Вольфган Моцарт в возрасте шести лет попросил отца записать пьеску – менуэт. Мальчик еще не умел записывать свои мысли, но уже музыкально мыслил.
Сраведливости ради стоит отметить, что акцент в вышеописанных случаях делается на одаренность, данную от природы. Тем не менее, педагогическая практика имеет в своем арсенале истории, которые свидетельствуют о том, что талантливый и одаренный педагог может добиться потрясающих результатов. Так в Москве одно время работал учитель музыки, предпочитавший выбирать себе особенно неспособных в музыкальном отношении учеников и иногда доводил их до уровня учащихся Центральной музыкальной консерватории. Его уроки происходили всегда в обстановке высокого эмоционального накала. Ребенок вовлекался в живое и разнообразное общение с учителем. Он пел, отгадывал загадки, ритмично двигался. И все это сопровождалось радостью и похвалами учителя. В конце урока ребенок находил в « заветном» месте открытку с большой красной « пятеркой».
В четыре-пять лет некоторые одаренные дети с легкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двузначные и трехзначные числа, а в пять-шесть начинают проявлять большой интерес к учебникам математики и не только для начальной школы.
Гарри Гаспаров часто смотрел как родители играют в шахматы. Однажды ( когда ему было всего пять лет) указал ход, который родители не могли придумать, а родители по наивности полагали, что мальчик не может играть. Оказалось, что Гарик не только может играть, но и знает наизусть уже всю доску.С четырех лет начал играть в шахматы и Анатолий Карпов.
Литературное дарование.
Родные Владимира Маяковского замечали, что он пробовал складывать стихи с шести лет. Его познавательная потребность выражалась в большом желании слушать чтение матери, с удовольствием играть в игры на придумывание слов, рифм. Александр Блок стал сочинять стихи с пяти лет.
Социальная одаренность, прежде всего связана со способностью быть лидером, развитым умением управлять людьми, подчинять своей воле окружающих. Для взрослой личности – это прежде всего, способность брать и нести ответственность за судьбы других людей.
Не заметить лидера в группе детей дошкольников трудно. Очень быстро можно обратить внимание на ребенка, который ведет себя уверенно, инициативно, у него хорошо развита речь, он легко может обратиться как к сверстнику, так и к взрослому, ему до всего есть дело.
Подводя итоги выше сказанному, остановимся на следующих моментах:
В чем же заключается помощь и участие родителей :