литерные поезда что такое
2563,Литерный поезд: рассмотрим во всех подробностях
Как-то уже после войны Сталин возвращался с юга в Москву. Подъезжая к Серпухову, локомотив вдруг «закашлял», скорость снизилась. Тут же выключили дизель. Пока состав скользил по наклонной, помощник машиниста, открыв люк в полу тепловоза, вынул обледеневшие фильтры грубой очистки топлива. Состав плавно набрал скорость, и вождь, к счастью, не узнал о происшедшем. Не доезжая до столицы, он спокойно пересел в машину и отправился в Кремль. Как потом выяснилось, на одной из закавказских станций в топливные баки залили солярку вперемешку с водой…
Об этом эпизоде из своей трудовой деятельности рассказал машинист того самого литерного поезда, почетный железнодорожник Виктор Лион. Если бы тогда быстро не отыскали причину сбоя, о последствиях можно только догадываться.
История литерных поездов в России
Считается, что первый российский литерный поезд появился во времена Николая I. 3 ноября 1836 года на участке Кузьмин — Павловск проследовал поезд, где, по утверждениям историков, в восьмиместном купе вагона 1-го класса находились государь с императрицей и наследником. В дальнейшем на Александровском заводе были построены специальные вагоны для Императорского поезда, использовавшиеся членами царской фамилии вплоть до 1917 года.
После революции литерные поезда использовались для перевозки первых лиц государства и — в редких случаях — особо важных грузов.
В частности, 10 марта 1918 года литерный поезд № 4001 доставил из Петрограда в Москву правительство большевиков во главе с В. И. Лениным. Во время Гражданской войны литерным поездом для поездок по стране пользовался Л. Д. Троцкий. Однако в большинстве случаев использовались имевшиеся в наличии вагоны-салоны первого класса, специальных вагонов не строилось.
В 1943 году для литерного поезда «А», на котором на Тегеранскую конференцию должен был отправиться И. В. Сталин, было изготовлено несколько специальных вагонов, в том числе полностью бронированный вагон-салон. Позднее был изготовлен ещё ряд специальных вагонов, использовавшихся в литерных поездах вплоть до 1990-х годов.
Состав и движение литерного поезда «А», перевозившего в 1960—1970-е первых лиц СССР и весьма именитых персон из других стран, выглядели следующим образом:
В 1949 году литерный поезд доставил атомный заряд первой советской атомной бомбы от станции Шатки Горьковской железной дороги на Семипалатинский полигон (станция Жана-Семей, Казахстан). Заряд доставлялся из города Сарова до Шатков по узкоколейке (не литерным поездом).
ЦАРСКИЕ ПОЕЗДА
Впрочем, спецвагоны и литерные поезда, как и особые требования к ним, — примета не только сталинской эпохи. Первый российский литерный поезд появился еще у Николая I. 3 ноября 1836 г. он совершил на нем первую поездку. Тогда на участке между Кузьмином и Павловском проследовал поезд, где, как утверждают историки, в восьмиместном купе вагона 1-го класса находились государь с императрицей и наследником. В дальнейшем монарх с челядью ездил на «экстренных поездах».
Позднее на Александровском заводе были построены два вагона: для императора с семьей и вагон-кухня. Приближенные размещались в двух вагонах 1-го класса. Таким образом, первый в Империи литерный в полном смысле этого слова появился в 1874 г. и состоял из 4-х вагонов. Особо выделялся императорский вагон голубого цвета — он был длиннее остальных (36 м). Расположенные с обеих сторон десять окон венчали позолоченные двуглавые орлы. Со временем состав увеличился до 15 вагонов. Были вагоны министра путей сообщения, мастерская, электростанция, пять вагонов для свиты…
Как бы серьезно власти ни относились к охране императорского поезда в пути, но и они не всегда могли оградить его от отдельных инцидентов. Первое ЧП произошло в октябре 1888 г. Следовавший из Севастополя в Гатчину поезд потерпел крушение. С рельсов сошли два паровоза. Несколько вагонов полностью разрушились. Среди них — столовая, где завтракали император с императрицей и приближенными. Погибли в общей сложности 19 человек. Комиссия из высокопоставленных чинов вынесла вердикт: злого умысла не было, виной всему разгильдяйство.
К 1917 г. царская фамилия обладала уже несколькими собственными поездами. Особое внимание обращает на себя построенный на Александровском заводе в 1894 г. Это был один из самых современных и комфортабельных поездов в мире. Своего рода произведение искусства на колесах. В нем было предусмотрено практически все для полноценной жизнедеятельности августейших особ и свиты: отопление и вентиляция, канализация и внутренняя телефонная связь, снабжение водой.
Но, пожалуй, главная изюминка — внутреннее убранство. Самые изящные — опочивальня, салон-столовая, мужской и дамский вагоны для царской фамилии. В концах вагонов помещения для камердинеров. Стены кабинета для царя отделаны кожей темно-фиолетового цвета — капитоне. На окнах — бархатные занавески и светлые шелковые шторы. Обтянутая кожей мебель изготовлена из красного бука с резьбой.
Передвижения проходили в обстановке полной секретности. Даже начальник движения до последнего момента не знал ни времени отправления, ни маршрута, ни станции назначения.
После Великого Октября литерные поезда были, можно сказать, преданы забвению. В условиях гражданской войны, когда Россия была буквально поделена на части между враждующими сторонами, в ней царил разгул бандитизма, пускаться в долгий путь мог только идиот. Так что новые партчиновники доверяли мобильным и более надежным средствам передвижения: автомобилям, конным экипажам.
В один из дней послевоенного времени происходило, казалось абсолютно штатное событие, когда Иосиф Виссарионович Сталин после очередного отдыха в своей крымской резиденции, следовал на поезде в столицу. Ещё, не доехав до Серпухова, у тепловоза возникли перебои в работе силовой установки. Скорость движения состава стала заметно снижаться. Машинистам удалось оперативно запустить дизельную установку, пока поезд продолжал следовать под уклон, поэтому реакции главных пассажиров не последовало, поскольку этот факт ими, просто, не был замечен. Причиной сбоя явились фильтра, которые осуществляли грубую очистку топлива. Но, так как силовой агрегат располагался в подпольной части локомотива, то эти фильтры машинист, открыв лючок, достал в обледеневшем виде. В последующем все события развивались по заданному сценарию. Как всегда, вождь не прибывал на московский вокзал, а не доезжая до столицы, пересаживался в специальный автомобиль, на котором отправлялся, непосредственно, до Кремля. В связи с тем, что поезд сей был необычный, ибо на нём передвигался по стране сам товарищ Сталин, то по прибытию в Москву, «разбор полётов» производился обязательно. В ходе следствия были выяснены обстоятельства того, что на одном из станционных пунктов, на территории Закавказья, была произведена заправка солярным топливом с наличием определённого количества воды.
Граждане страны о таком аварийном случае узнали намного позже, уже из уст Виктора Лиона, к тому времени, ставшим почётным железнодорожником и успевшим выйти на заслуженную пенсию, но, именно, он в том рейсе вёл литерный состав к месту назначения. В случае не столь быстрой ликвидации сбоя в работе дизельного двигателя, события и последствия для Виктора Лиона развивались бы совсем в другом ключе.
Царский поезд
Впервые литерный поезд появился не в период сталинского правления, а гораздо раньше, в девятнадцатом столетии. Это век ознаменовал себя не только появлением российских великих поэтов и писателей, но и бурным строительством первых железных дорог в Российской империи. 03.11.1836 года самодержец государства Российского Николай Первый отправляется в путь на первом литерном поездном составе в свою, опять-таки, первую поездку на новой паровозной технике. Состав следовал по ранее утверждённому маршруту. На участке пути от Кузьминого до Павловского вездесущие журналисты написали, что государь Российской империи занимал со своим семейством: императрицей и сыном всё восьмиместное купе в вагоне первого класса. В последующем государь со своими домочадцами литерный поезд больше не использовали, а отправлялись в путь на «экстренном поезде».
Спустя некоторое время, Александровский завод создаёт специальный поезд, в котором находились два вагона. В одном из них размещалась вся государева семья, другой служил в качестве кухни. Для приближенных императора были предназначены вагоны первого класса, в количестве двух единиц. По размышлению конструкторов и службы безопасности, именно, в таком варианте должен был следовать литерный государев поезд. Впервые такой состав пошёл в 1874 году. В нём находилось всего четыре вагона. Отличие императорского вагона заключалось в его окрасе, голубым нежным цветом. Длина его была больше по сравнению с остальными вагонами и равнялась тридцати шести метрам. Все десять оконных проёмов, находящихся с двух сторон вагона, венчались позолоченным двуглавым орлом. В последующем венценосные особы со своей семьёй и свитой отравлялись в различные путешествия, используя литерный поезд, состоящий из пятнадцати вагонов. В отдельном вагоне отправлялся в путь и железнодорожный министр. В составе имелась электростанция и механическая мастерская. В пяти вагонах размещалась вся царская свита.
Происшествия с царским составом
Наступил октябрь 1888 года, поезд следовал по маршруту: Севастополь – Гатчина. Происходит крушение литерного состава, часть вагонов разрушена совсем, и восстановлению не подлежали. Оба паровоза тоже сошли с рельсовых путей. Самое парадоксальное, что произошло разрушение вагона со столовой, где в тот момент завтракала царская семья во главе с самим самодержцем. В этой аварии погибает девятнадцать человек. Все члены царской фамилии остались целыми. Причиной столь чудовищного происшествия явилось обыкновенное разгильдяйство. Был нарушен скоростной режим в момент прохождения поворота поездным составом. Ко времени наступившего 1917 года, императорскую семью обслуживали несколько собственных поездов.
Поезд или произведение искусства?
Справедливости ради, необходимо отметить, что одним из лучших считался литерный поезд, чьи вагоны создавались в 1894 году отечественным производителем, руками высококвалифицированных рабочих и мозгами инженеров Александровского завода. Для того времени подобный поезд считался одним из комфортабельных и современных составов на мировом уровне. Современники того времени называли этот литерный поезд произведением искусства, установленного на колёса. В императорском вагоне уже тогда все пассажиры полностью обеспечивались водой, внутренней телефонной связью, канализацией, вентиляцией и отоплением.
Не обошлось и без главной изюминки, речь идёт о внутреннем убранстве. Наши современники, большие любители иностранных словечек, сказали бы, что изюминкой является внутренний дизайн вагонов. Оформительское изящество начиналось с опочивальни, салона-столовой, дамского и мужского вагона для всех членов императорской семьи. В концевой части вагона имелось несколько помещений, где размещались камердинеры. Кабинетные стены помещения, предназначенные для самодержца, были выдержаны в тёмно-фиолетовых тонах. В отделке стен использовалась натуральная кожа и натуральная хлопковая трёхслойная ткань капитон. Оконные проёмы было обрамлены светлыми шёлковыми шторами и бархатными занавесками. Для изготовления резной мебели использовался красный бук, а потом вся мебель обтягивались кожей.
Особый статус поезда
При передвижении таких составов обеспечивалась полная секретность. Достаточно сказать, что о времени отправки, о маршрутном направлении и конечном пункте прибытия литерного состава до поры, до времени не мог знать, даже начальник, обеспечивающий всё движение поезда.
Исчезновение царского поезда
В результате свершившейся Октябрьской революции, поменялось не только государственное устройство России, но произошли значительные изменения в промышленности, в сельском хозяйстве в головах и сердцах каждого россиянина. Мир стал иным. Хорошим или плохим сказать об этом точно могли только современники того времени. Мы же теперь можем только прочитать ими написанное. Не обошли все эти события и составы литерных поездов. Гражданская война, анархия, бои с войсками иностранных государств не позволяли в полной мере молодому правительству республики заниматься всем оставшимся в наследство от царской России хозяйством. Передвигаться в то время по железной дороге могли только безумцы, искатели приключений или люди, обличённые определённой властью по служебной надобности. Предпочтение тогда отдавали или конному, или развивающемуся автомобильному транспорту. Эти же два транспортных вида считались наиболее надёжными.
Советские поезда во время Великой Отечественной войны
Литерный поезд в значении сталинского специального состава появились в первые дни войны с фашисткой Германией, в 1941 году. Необходимо отметить, что в то тяжёлое для нашей страны время, в небе господствовали немецкие асы. Две трети советских военных самолётов были уничтожены прямо на аэродромах в первые дни войны. Для того, чтобы восстановить в небе паритет, нужны были новые летательные аппараты, а для этого нужно было ещё и время.
Одно из первых постановлений президиума Верховного Совета Советского Союза, касалось запрета на длительные перелёты всему составу Политбюро страны. Оставался единственный путь по железной дороге. Тогда-то и вспомнили за составы литерных поездов.
Машинисты главного поезда страны
Один из первых, кто оказался в составе транспортного отдела при главном управлении охраны, был Виктор Лион. С ним же на новую работу перешёл его напарник машинист Николай Кудрявкин. Необходимо отметить, что изначально они оба дружно отказались от такого предложения, но прошёл один месяц, и их обоих доставили в кабинет на Лубянку, только после этого мужики приняли предложение, согласившись работать на новом месте.
Новоиспечённые машинисты занимались изначально обеспечением безопасности поезда под литером «А». Служба начиналась с осмотра локомотива. При обнаружении какой-либо неисправности тут же на месте осуществлялась замена на другой паровоз. Эта пара машинистов контролировала все действия рабочих, вошедших в состав локомотивной бригады.
Поездка на конференцию в Тегеран
Готовиться литерный поезд Сталина стал накануне конференции, которая должна была произойти в Тегеране, в 1943 году. О ней уже много написано, но мало, что можно найти о подготовительной работе означенного железнодорожного состава. В подготовке принимало участие несколько сотен человек, включая и Кудрявцева, и Лиона.
На вагонной базе формировался нестандартный поездной состав. Его необычность начиналась с наличия нескольких вагон-салонов, штабного вагона, где имелось отдельное купе, которое использовалось комендантом состава. В отдельном вагоне размещалась охрана и другие сотрудники. Дополнили состав вагоном для складирования провизии, вагон-рестораном и вагон-гаражом, в котором находилось два автомобиля. Концевые части состава были оборудованы специальными платформами, на них стояли спаренные крупнокалиберные пулемёты, зенитные и защитные установки.
Вагон-салон в своём оборудовании не имел тамбурных помещений, поэтому длина салона увеличивалась. Все вагонные стены потолок и пол были бронированы. Масса таких плит утяжелила вагон-салон на двадцать тонн. Мебельный гарнитур был прост, практичен и не имел никаких изысков. В салоне имелись отдельный санитарный узел, душевое отделение, ряд кресел, стулья и большой стол.
В день отправления, изначально к станционному пункту Николаевка подошли три паровых локомотива. Один из них выполнял функции контрольного паровоза и должен был следовать впереди состава на дистанции, равной одному перегону. Второй брал на сцепку литерный поезд и следовал с ним до конечного пункта назначения. Третий паровоз выполнял роль замыкающего и следовал за основным поездом на дистанции, равной длине одного перегона. Но и такие меры безопасности не исключили в полной мере возможность проявления какого-либо эксцесса.
Конференция в Ялте
Поездка в Крым для участия главы Советского Союза в работе Ялтинской конференции тоже имела свои нюансы.
На всех вагонах литерного состава использовалась винтовая стяжка. В таком варианте при следовании по маршруту первоначальный разряд тормозной магистрали не должен был превышать норму, которая определена была специальной инструкцией.
Но ситуации случались разные, когда машинистам приходилось это делать и отступать от пунктов инструкции, ибо другого варианта уже быть не могло, а инструкция могла только помешать действиям машиниста, поскольку в этом случае происходило резкое торможение. Случалось, что билась посуда. Высокопоставленные пассажиры в такой ситуации не скрывали своего раздражения. Тогда комендантом литерного состава была предложена специальная «награда», в виде продуктового набора, состоящего из одного килограмма колбасы и целого литра водки для машинистов. По замыслу коменданта, «награда» вручалась тому, кто на своём участке избежит резких торможений, это и будет означать, что резкие толчки отсутствуют. Старания нашему народу не занимать, но такую «награду» получил всего один машинист.
Потсдамская конференция
Организация поездки на Потсдамскую конференцию происходила уже с участием новеньких тепловозных локомотивов, закупленных в США. Такая подготовка началась с пробного прогона литерного состава из Москвы до Потсдама и обратно.
Из воспоминаний машиниста Лиона, стал известен случай, когда Сталин во время одной из остановок на станции по пути следования, подошёл к локомотивной бригаде и с присущей манерой только ему – Сталину, спросил машинистов о тепловозных возможностях, будет ли преодолён путь до берлинской станции. На что было дано исчерпывающее подтверждение от машинистов о преодолении всего пути и обязательного прибытия состава на конечную станцию. После чего Сталин отправился в свой вагон-салон.
Подъезжая к реке Одер, машинисты заметили отсутствие старого моста, который снесла союзническая авиация. Для дальнего следования по временной переправе, пришлось произвести снижение скоростного режима, ограничив скорость пятью километрами в час. При частом торможении, произошёл нагрев тормозных колодок, они стали дымиться. Помощнику машиниста, заметившему эту ситуацию, пришлось высунуться из оконного проёма локомотивной кабины, зацепившись за семафорную мачту, помощник выпадает из окна. Состав останавливается. Пострадавшего отправляют на носилках в госпитальное учреждение. По счастью, спустя всего одну неделю, помощник машиниста возвращается на свой локомотив, где продолжал трудиться.
Возвращение в Советский Союз обошлось без неприятных сюрпризов, но по прибытию на Белорусский вокзал, станционный комендантский помощник требовал остановки поезда, в том месте, где красная ковровая дорожка, ведущая в сторону депутатского зала, оказалась бы строго напротив подножки вагон-салона.
В связи с тем, что у семафора было закрытое состояние, скорость была минимальной, в довершение ко всему, выбежал преждевременно стрелочник и выставил красный флажок, состав был сразу же остановлен, но не в том нужном месте, за которое так ратовал комендантский помощник. Сталин проследовал по направлению в депутатский зал, идя по мокрому перрону. Машинист Лион был вынужден давать письменные объяснения на Лубянке. К счастью, расследование завершилось с благополучным концом. Вся локомотивная бригада была представлена к правительственной награде. Каждому машинисту была вручена медаль «За боевые заслуги».
Литерный поезд Леонида Брежнева
Литерными поездами пользовались все советские руководители – от Ленина до Горбачёва. Но особенно любил железнодорожный транспорт на склоне лет один из наиболее авторитетных руководителей Советского государства, Генеральный секретарь ЦК КПСС, ветеран Великой Отечественной войны Леонид Ильич Брежнев (1906–1982).
Мало кто знает, что в последние годы жизни страдавший гипертонией Брежнев предпочитал отправляться на отдых из Москвы в Крым не на самолёте, а на поезде. Для здоровья и спокойствия пожилого человека железнодорожный транспорт намного надёжнее, чем авиационный со свойственными авиации резкими перепадами давления. Нам удалось отыскать ответственных свидетелей железнодорожных поездок Брежнева, ныне здравствующих ветеранов Управления Московской магистрали.
В советскую эпоху правительственный терминал находился неподалёку от Комсомольской площади, в районе парка «Б» станции Москва-Каланчёвская, с улицы Пантелеева к нему вёл тихий неприметный переулок. В числе провожавших литерный поезд Брежнева в 1977–1980 годах по протоколу был и секретарь местной организации КПСС Московско-Курского отделения МЖД, впоследствии начальник хозяйства водоснабжения и водоотведения столичной железной дороги Леонид Луговский. На вокзале в Курске литерный поезд и самого пассажира № 1 наблюдал начальник образцового вагона охраны труда МЖД в 1975–2012 годах Анатолий Гуменюк.
Литерный поезд Брежнева, как вспоминают собеседники «Московского железнодорожника», состоял, в зависимости от дальности его поездки, из 5–7 трёхосных вагонов, вели его всегда два сцепленных односекционных электровоза ЧС2 чехословацкого производства. Бронированные спецвагоны для поезда первого лица государства были построены на Ленинградском вагоностроительном заводе имени И.Е. Егорова, а техническое обслуживание и ремонт они регулярно проходили на Московском вагоноремонтном заводе имени В.Е. Войтовича.
Леонид Михайлович Луговский по статусу руководителя парторганизации Московско-Курского отделения МЖД обычно находился среди провожавших на станции Москва-Каланчёвская Алексеевской соединительной ветви. Однако, удивительное дело, непосредственное прибытие автомобильного кортежа Брежнева на Каланчёвку ему ни разу засвидетельствовать не удалось. Циркулировала информация, как поведал Луговский, что к вокзалу на Каланчёвке вёл подземный тоннель, по которому незаметно подъезжал к поезду автомобиль генсека.
В кабине машиниста и вагонах литерного поезда, помимо обслуживающего персонала, были сотрудники «девятки» – Девятого управления КГБ СССР, занимавшегося охраной высших государственных деятелей. Специальные караулы были выставлены по всему маршруту следования литерного от Москвы до Крыма, в особенности у стрелочных переводов, мостов и тоннелей. И, само собой, на станциях в крупных городах, где поезд Брежнева днём делал остановку примерно на полчаса.
Как вспоминает начальник образцового вагона охраны труда МЖД Анатолий Гуменюк, в Курске литерный поезд остановился на вокзале прямо напротив вагона охраны труда, в 10 м от нашего собеседника. В одном из окон показалась внушительная фигура генсека. Брежнев отодвинул занавеску и приветливо помахал рукой всем, кто мог его в этот момент видеть. Сразу же на спецплатформу заехала «Волга» первого секретаря Курского обкома КПСС Гудкова, который проследовал в вагон к Леониду Ильичу. Там они что-то обсуждали минут 20, после чего партийный чиновник вышел из вагона, а литерный поезд двинулся дальше.
Никаких происшествий с литерным поездом Брежнева за все годы его движения история не зафиксировала. Это значит, что железная дорога работала безукоризненно.
Литерный поезд
Как-то уже после войны Сталин возвращался с юга в Москву. Подъезжая к Серпухову, локомотив вдруг «закашлял», скорость снизилась. Тут же выключили дизель. Пока состав скользил по наклонной, помощник машиниста, открыв люк в полу тепловоза, вынул обледеневшие фильтры грубой очистки топлива. Состав плавно набрал скорость, и вождь, к счастью, не узнал о происшедшем. Не доезжая до столицы, он спокойно пересел в машину и отправился в Кремль. Как потом выяснилось, на одной из закавказских станций в топливные баки залили солярку вперемешку с водой.
Об этом эпизоде из своей трудовой деятельности рассказал машинист того самого литерного поезда, почетный железнодорожник Виктор Лион. Если бы тогда быстро не отыскали причину сбоя, о последствиях можно только догадываться.
ЦАРСКИЕ ПОЕЗДА
К 1917 г. царская фамилия обладала уже несколькими собственными поездами. Особое внимание обращает на себя построенный на Александровском заводе в 1894 г. Это был один из самых современных и комфортабельных поездов в мире. Своего рода произведение искусства на колесах. В нем было предусмотрено практически все для полноценной жизнедеятельности августейших особ и свиты: отопление и вентиляция, канализация и внутренняя телефонная связь, снабжение водой.
Передвижения проходили в обстановке полной секретности. Даже начальник движения до последнего момента не знал ни времени отправления, ни маршрута, ни станции назначения.
После Великого Октября литерные поезда были, можно сказать, преданы забвению. В условиях гражданской войны, когда Россия была буквально поделена на части между враждующими сторонами, в ней царил разгул бандитизма, пускаться в долгий путь мог только идиот. Так что новые партчиновники доверяли мобильным и более надежным средствам передвижения: автомобилям, конным экипажам.
СТАЛИНСКИЙ ЛИТЕР
Виктор Лион в то время работал машинистом 2-го класса. Как-то в ноябре 42-го к нему и к его напарнику Николаю Кудрявкину подошел полковник безопасности Кузьма Лукин и предложил поработать в транспортном отделе Главного управления охраны. Они отказались. Спустя месяц просьба повторилась. А для большей убедительности привезли на Лубянку. Упираться уже не было смысла.
Самое пристальное внимание уделялось вагону-салону. На первый взгляд, он почти ничем не отличался от обычных. Но если присмотреться, в нем не было одного тамбура. За счет этого салон заметно удлинился. Полностью бронированный, он потяжелел на 20 тонн. А вот мебель выглядела весьма скромно, даже аскетично: стол, стулья, кресла, отделение для душа, санузел.
Перед отправлением на станцию Николаевка прибыли три паровоза. Первый, контрольный, согласно инструкции отправился перед поездом на расстоянии перегона, второй тащил литерный, третий замыкал состав на расстоянии не дальше одного перегона. Несмотря на повышенные меры предосторожности, эксцессов и тут избежать не удалось.
На одной из подмосковных станций поезд остановился. В небе послышался гул немецких бомбардировщиков. Все замерли, затаив дыхание. Никто не вышел из вагонов. Молчали и зенитки на платформах. Если бы немцы знали, кто находится в поезде.
Но так уж получалось, что машинисты вынужденно отступали от инструкции. В результате поезд частенько резко тормозил. Один раз даже разбилась посуда. У высокопоставленных пассажиров это вызывало раздражение. Комендант литерного пообещал наградить каждого машиниста продуктовым набором: литр водки и кило колбасы, если тот проведет состав по своему участку без толчков. Старались все. Но «награды» удостоился только один.
После той беспокойной поездки локомотивный парк несколько обновили, закупив в США два тепловоза. Перед Потсдамской конференцией Лион с Кудрявкиным провели пробный поезд по маршруту Москва-Потсдам-Москва.
. На одной из станций Сталин подошел к бригаде, поздоровался с Лионом и поинтересовался, доедет ли тепловоз до Берлина. Получив утвердительный ответ, вождь сел в вагон-салон.
Когда подъезжали к Одеру, заметили, что старый мост разбомблен. Чтобы проехать по наведенному, пришлось заранее сбросить скорость до 5 км в час. Тормозные колодки сильно нагрелись и задымили. Заметив это, помощник машиниста высунулся из кабины локомотива и, зацепившись за мачту семафора, выпал из окна. Поезд остановился. Бедолагу уложили на носилки, оказали первую медпомощь и отправили в госпиталь. Уже через неделю в Потсдаме он вернулся в строй.
Обратный путь протекал без происшествий. Неприятность ожидала уже на Белорусском вокзале. Помощник коменданта потребовал остановить поезд так, чтобы подножка вагона-салона оказалась аккурат напротив ковровой дорожки, ведущей в депутатский зал. Вот как описывал тот случай Виктор Яковлевич:
— Выезжая на малой скорости, я, конечно же, видел ковровую дорожку. Но семафор оказался в закрытом состоянии. Поэтому сосредоточился на телефонной трубке и тормозном кране. Вдруг неизвестно откуда выскочил стрелочник и замахал красным флажком. Поезд остановился, увы, не там где надо. Сталину пришлось добираться по мокрому перрону.
А Лиону пришлось писать объяснительную. Но его вины не признали. Более того, локомотивную бригаду наградили медалью «За боевые заслуги».
. В 1975 г. на совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе члены советской делегации прибыли в Хельсинки на специальном литерном поезде.