лицензия shareware что означает
Что такое Shareware?
Shareware (или условно-бесплатные программы) – это коммерческое ПО с безвозмездным использованием. Однако, как правило, либо функциональность таких программ ограничена, либо они предоставляются бесплатно на испытательный период, который заканчивается по истечении определенного количества дней. Впервые о Shareware заговорили в 1980-х, а в 1990-х его популярность серьезно возросла, по мере того как персональные компьютеры прочно «обосновались» как в офисах, так и дома.
Формат позволяет разработчикам ПО предлагать попробовать свой программный продукт абсолютно бесплатно, но ограниченное время, по истечении которого потенциальный пользователь должен приобрести полноценную коммерческую версию программы у автора.
Shareware также пользуется популярностью у геймеров, поскольку дает им возможность опробовать новую игру в «сокращенной» версии, прежде чем решить, стоит ли оплачивать полную.
Shareware или Freeware
Shareware часто путают с Freeware, но у этих двух программных продуктов совершенно разные цели.
Freeware – это защищенное авторскими правами программное обеспечение, которое доступно в неограниченном количестве копий на неограниченное время абсолютно бесплатно. Разработчик сохраняет все права на программу и контролирует ее распространение. Иногда пользователи могут приобретать дополнительные услуги или опции.
Хорошим примером является базовое антивирусное ПО, которое защищает ваш компьютер бесплатно, но при этом предлагает пакеты премиум-класса с более сложной защитой.
Суть Shareware – пробовать демоверсию программы с целью способствовать распространению и продажам ее полной версии. Shareware не надо путать с открытым ПО, доступ к исходному коду которого есть у всех, а лицензия составлена таким образом, чтобы поощрять сотрудничество между разработчиками с целью изучения данного кода, его совершенствования, развития и расширения.
Типы Shareware
Существуют различные типы Shareware, но не все они желательны.
Обеспечение безопасности Shareware
Киберпреступники могут использовать Shareware для распространения вредоносного ПО, применяя тактику, аналогичную той, что применяется в других атаках с использованием методов социальной инженерии. Пользователей вводят в заблуждение якобы легитимные URL-ссылки, часто содержащиеся в рекламных объявлениях, которые на самом деле перенаправляют их на страницы, где жертвы вместо безопасного условно-бесплатного приложения загружают вредоносное ПО.
Хотя уязвимости и ошибки, которые, как правило, используются злоумышленниками для проведения вредоносных атак, могут быть в любом ПО, Shareware подвержено наибольшему риску. Поскольку Shareware-программы не имеют полноценной лицензии, исправления и обновления для них недоступны, и это может поставить систему под угрозу. Особенно актуален этот риск для программного обеспечения, которое более не используется, но остается на компьютере.
Некоторые Shareware (и Freeware) –программы предлагают пользователям возможность загрузить другое приложение в качестве дополнительной опции. Как правило, напротив опции с предложением установить это приложение по умолчанию уже установлен флажок, что позволяет автоматически загружать дополнительное ПО. Однако даже легитимное программное обеспечение может быть использовано мошенниками для того, чтобы обманом вынудить пользователей загрузить что-то вредоносное.
Shareware – отличный вариант для тех, кто хочет опробовать программу, прежде чем совершить дорогостоящую покупку, или для тех, кому конкретное приложение нужно только для одноразового использования. Однако следует помнить, что загрузка этих программ сопряжена с определенным риском. Перед скачиванием любого ПО важно убедиться, что сайт является легитимным и защищен современным антивирусным решением.
История shareware, изначального варианта организации покупок внутри приложения
До появления программного обеспечения (ПО) продажи работали так: вы заходили в магазин, покупали некий предмет, и он принадлежал вам до тех пор, пока не устаревал или не повреждался, и вы его не выкидывали. Но ПО, занимая гораздо меньше физического места, чем любые предметы продажи до этого, не было ограничено этими правилами. Данные хранились в битах и байтах, и их можно было распространять совершенно по-разному.
И данные с каждым днём уменьшались. Дискеты родили уменьшенные дискеты, которые родили жёсткие диски, которые родили CD-ROM… А если у вас был модем, вам даже диск был не нужен! Поэтому неудивительно, что на волне копирования дискет появилось shareware, условно-бесплатное ПО, поскольку возникла нужда в бизнес-модели, поощряющей копирование.
Поговорим о том, насколько shareware было важным для современных бизнес-моделей в компьютерном мире.
Вы, наверно, привыкли покупать дорогие рекламируемые программы, и их приносить домой в надежде, что они сделают то, что от них требуется. И часто вы обнаруживали, что они не оправдывают ожиданий. Модель shareware позволяет вам выбирать из множества высококачественных программ и опробовать их, пока вы не найдёте ту, что нравится вам больше всех. И только тогда вы выплачиваете невысокую стоимость регистрации автору программы.
Это объяснение ценности shareware во вводном каталоге The Software Labs, распространителя shareware по почте. Довольно неплохой каталог 1992 года, которым благодаря интернет-архиву можно насладиться и сегодня (уменьшенная версия), предлагает огромное количество игр, образовательных и графических программ. С другой стороны в нём всего лишь семь приложений для бизнеса – что говорит о том, какие именно программы создавались авторами, делавшими shareware. В начале 90-х такие каталоги были распространённым явлением, когда людям без модемов приходилось покупать софт в реальном мире.
Пять shareware программ, поменявших мир вычислений
2. McAfee Antivirus. До того, как упоминания о Джоне Макафи стали появляться в интересных заголовках, он провёл инновацию на рынке антивирусов, став первым, кто предлагал такие программы в формате shareware. Результат был настолько эффективен, что его программа быстро догнала Symantec’s Norton Antivirus – особенно после создания успешной кампании в СМИ по поводу вируса Michelangelo.
3. Wolfenstein 3D. Конечно, за этой игрой последовали Doom и Quake (и Duke Nukem 3D), но стратегия продаж этой знаменитой игры – ставшей инновацией, превзошедшей все современные игрушки – доказала скептическим игрокам, что игры shareware не были программами второго класса. Doom, возможно, оказал больше влияния, но Wolf3D доказал жизнеспособность модели.
4. ZZT. Первая игра, выпущенная компанией Epic Megagames, представляет собой нечто противоположное тому, что выпускает эта компания, ныне известная, как Epic Games, сегодня (например, Unreal Engine). Но логика развития видна. Игра, построенная на ANSI-графике, стала для фанатов особенной благодаря встроенным инструментам редактирования – что определило будущий подход компании к играм. Как и в случае с Wolfenstein 3D, успех этой игры подготовил сцену для выхода одной из компаний, определивших игровой рынок в XXI-м веке.
5. Trumpet Winsock. Годами Microsoft не замечала интернет, но shareware заполнило эту нишу для Windows 3.0 и 3.1. В частности, shareware версия Windows Sockets API стала необходимой для множества пользователей, желавших попробовать ранние версии графических браузеров типа Mosaic и Netscape. В Microsoft решили, что им нужна своя версия для всего этого, и непрямым образом заработали много денег. Увы, создатель Trumpet Winsock Питер Тэттэм [Peter Tattam] практически ничего не получил за свой широко распространившийся софт.
ZZT
Три человека, три приложения, одна замечательная идея: история создания shareware
Концепцию shareware можно отнести на счёт трёх разных людей, каждый из которых предлагал чуть изменённую версию того, что впоследствии превратилось в shareware.
«Изобретательная коммуникационная программа, созданная редактором Эндрю Флюгельманом, элегантно написана, работает без проблем, и свободна для всех»,- писал колумнист Ларри Магид.
Примерно тогда же работник IBM Джим Нопф [Jim Knopf] (также известный, как Джим Баттон [Jim Button]), разработал программу для работы с базой данных, и продавал её по сходной модели, названной Easy-File. Вскоре Нопф и Флюгельман встретились лично, и, видимо из солидарности к их общей модели, Нопф переименовал своё приложение в PC-File и запустил собственную компанию Buttonware.
В эссе о происхождении shareware Нопф отметил, что инновационная стратегия продаж вызвала повышенный интерес к его фирме. «Это была радикально новая рекламная идея, и компьютерным журналам было очень интересно писать про такие штуки,- писал он. – В результате вышло много бесплатной рекламы PC-File».
В следующем году работник Microsoft по имени Боб Уоллэс [Bob Wallace] покинул компанию и создал свою, QuickSoft, первой программой которой стала PC-Write. Именно Уоллэс, помогавший другим начинающим авторам программ с рекламой, и стал тем, кто придумал запоминающееся название этой маркетинговой стратегии: Shareware. (Это было гораздо лучше идеи Нопфа: «программное обеспечение, поддерживаемое пользователями» [user-supported software]).
Стратегия быстро распространилась, и ей последовали другие независимые разработчики. Компьютерные клубы по всей стране воспользовались её преимуществами, предлагая своим членам новое ПО по этой схеме, что также способствовало её распространению.
В результате shareware стало организованным. В апреле 1987 года возникла Ассоциация профессионалов shareware, с целью обеспечения безопасности распространения программ по этой схеме, а также сохранения прав изготовителей программ. Организация проверяла источники распространения подобного ПО, и создавала стандарты, которым независимые продавцы могли следовать для их же блага. Если вы когда-нибудь натыкались в ZIP-архиве на файлик FILE_ID.DIZ, ответственность за его появление там возлагайте на Ассоциацию. Это текстовый файл, описывающий функции ПО.
Концепция shareware, очевидно, стала жизнеспособной идеей, обогнавшей и пережившей своих создателей. Уоллэс умер в 2002, Нопф в 2013, Флюгельман, с наиболее трагичной из них судьбой, в 1985. Но их наследие живёт.
Никогда я ещё не имел столько социальных связей и не общался с таким количеством таких разных людей, как после того, как я начал заниматься компьютерами.
Цитата из материала, посвящённого Эндрю Флюгельману, вышедшему в Infoworld, за авторством Кевина Стрехло [Kevin Strehlo]. Материал вышел в честь исчезновения этого разработчика и редактора журнала в 1985 году. Наследие Флюгельмана оказало сильное влияние на компьютерный мир. Он не только изобрёл shareware, но и был основателем и редактором PC World и MacWorld. Но у него были проблемы со здоровьем, у него появился рак, и он страдал от колита. Он исчез, тело его так и не нашли, и он считается погибшим.
Как сказано в статье 1985 года на Newsbytes, Стрехло уволился из своего журнала из-за этой статьи, поскольку редактор решил не публиковать её последние несколько параграфов, в которых описывались обстоятельства исчезновения Флюгельмана, и указывалось на возможность его самоубийства. Возможно, вам также будет интересно почитать интервью с Флюгельманом для журнала MicroTimes, перепечатанное на Medium.
Как adware испортило доброе имя shareware
Shareware не было идеальной бизнес-моделью – очевидно, что большинство людей использовало программы бесплатно – но, несмотря на изначальные заявления Флюгельмана, оно было довольно альтруистичным. Оно позволяло выживать мелким разработчикам, и позволяло пользователям попробовать разные версии ПО, не тратя на это тысячи долларов в Best Buy.
Проблема в том, что альтруизм, встроенный в модель при её запуске, не дожил до второго поколения разработчиков.
В ранние годы существования Windows XP модель сломалась. Причиной тому стало несколько факторов, включая идентичность веб-сайтов, распространявших shareware, сайтам, распространявшим программы, содержащие adware – эта проблема сохраняется до сих пор.
Иногда adware превращалось в программы типа Gator, заявлявшей о наличии полезных свойств, и одновременно включавшей в себя рекламную сеть со всплывающими баннерами. Компания, сделавшая Gator, отрицала свою связь с adware и много раз меняла название, вплоть до своего неизбежного закрытия.
Но чаще всего вредоносное ПО с рекламой сопровождало программы в качестве нежелательного гостя, в любую секунду готового замусорить ваш компьютер. Будто бы отражая этот сдвиг в репутации shareware, Ассоциация профессионалов в области shareware в 2010 году поменяла своё название на Ассоциацию профессионалов в области ПО.
В блогпосте ассоциация пояснила, что «исчезла необходимость распространения софта путём распространения дискет или отправки чеков почтой. Многие потребители стали воспринимать ‘shareware’ как ‘дилетантство’».
Конечно, у shareware есть ещё свои ниши – разработчики софта для Mac, например, Panic и Rogue Amoeba набрали неплохую аудиторию, распространяя ПО по схемам, по сути являющимся shareware. Но в целом скачивание софта стало слишком опасным для того, чтобы shareware процветало. Это несправедливо, но это факт. Спад shareware открыл дорогу другим типам распространения ПО, например, ПО с открытым кодом, freemium ПО, или ПО как сервис (SaaS).
Также открылись возможности для подходов, схожих с App Store, когда существует модерация, препятствующая проникновению на ваше цифровое устройство всякого мусора. Эта система неидеальна, и она не shareware. Но до реалий сегодняшнего дня мы бы точно не дошли, не организуй несколько творческих разработчиков кустарное производство в 80-х и 90-х.
В 1992 году, когда The Software Labs опубликовала свой прекрасный каталог, Ассоциация издателей ПО [Software Publishers Association] выпустила видео, противоположное по духу мира shareware, бесплатности для всех. Видео «Don’t Copy That Floppy» (не копируй эту дискету) использовало рэп, чтобы неуклюже продвинуть в массы подрастающего поколения идею о недопустимости распространения ПО.
Это видео быстро забылось, а в нашу эпоху люди смотрят на него весьма иронически.
Shareware, поддерживаемое такими хитами, как Wolfenstein 3D, Doom и Commander Keen, выглядело в миллион раз круче, и ему не пришлось даже скатываться до убогого рэпа, чтобы продавать себя.
Сегодня мы ещё больше приветствуем одиноких разработчиков ПО. Сайты вроде Product Hunt существуют исключительно для чествования разработчиков, рискнувших встретиться с неизведанным. Очень сложно пытаться зарабатывать таким рискованным способом, но это возможно.
Shareware открыло путь для существования сегодняшних независимых разработчиков. Сегодняшняя культура ПО существует, поскольку тогда мы решили скопировать эту дискету. И прекрасно, потому что без независимых разработчиков наше ПО было бы отвратительным.
Условно-бесплатное программное обеспечение
Свободное распространение не подразумевает его принадлежности к свободному программному обеспечению, равно как возмездность этого не исключает.
Исторически, под термином shareware обозначались программы, свободно распространявшиеся третьими лицами (например, через BBS или FidoNet, в сборниках программ на компакт-дисках) и содержавшие в себе просьбу заплатить деньги автору программы.
Однако с течением времени под shareware всё чаще стали понимать не свободное распространение, а приёмы, используемые авторами shareware-программ с целью побудить пользователя заплатить за бесплатно полученную им (но не бесплатную) программу. При этом пользователю предлагается «пробная» версия коммерческого продукта (англ. trial) ограниченная по возможностям, сроку действия или с юридическим запретом на использование в целях, отличных от ознакомительных.
Среди shareware-программ выделяют следующие варианты распространения:
* freemium — программа, в которой за оплату добавляется какая-либо дополнительная функциональность; freemium-игры называются free-to-play;
* nagware — программы, которые полностью функциональны в течение лишь какого-то ограниченного срока после установки, после чего они либо вообще перестают работать, либо постоянно выдают навязчивые уведомления о необходимости покупки платной лицензии;
* adware — пользователю предоставляется полностью функциональная программа, но при её использовании пользователь вынужден смотреть рекламу; как правило необходимость смотреть рекламу можно отключить, если купить платную лицензию;
* donationware — пользователю предоставляется полностью функциональная программа, но предлагается добровольно по возможности поддержать автора;
Некоммерческое shareware — когда пользователь, чтобы оплатить программу должен, к примеру, угостить автора кружкой пива (beerware) или отправить ему почтовую открытку (postcardware).Статья на сайте проекта GNU описывает shareware, как проприетарное программное обеспечение. Это не мешает некоторым программам с ограничивающей функцией распространяться под GNU GPL вместе с исходным кодом, но мнения об их свободности расходятся.
Основной способ распространения shareware-программ — это каталоги программного обеспечения или реклама в поисковых системах.
Виды лицензий на программное обеспечение
В начале статьи мы рассмотрим, какие вообще виды лицензий существуют. А в завершении мы ознакомиться, какие виды лицензий предлагает нам ведущий мировой вендор Microsoft, на свой самый популярный продукт: OC Windows.
Виды лицензий от Microsoft, на самый популярный из их продуктов: ОС Windows
1. Виды лицензий ОС Windows и корпоративные программы лицензирования
Корпорация Майкрософт разработала различные виды лицензий операционных систем и программ лицензирования, чтобы максимально удовлетворить потребности различных категорий заказчиков:
— Коробочные версии или FPP ( full packaged product или полностью упакованный продукт) для розничной продажи и последующего использования потребителями;
— Версия для лицензирования установленной операционной системы Windows XP Professional (Get Genuine Kit). Версия предназначена для установки на уже используемые ПК с ранее установленной контрафактной, пиратской, полученной иным незаконным способом, либо нелицензионной копией Windows XP Professional и доступна для покупателей с ноября 2006 года.
2. Как правильно выбрать лицензию операционной системы Windows
ОС Windows для нового компьютера
Существует только два способа приобрести лицензионную ОС Windows для нового ПК:
· OEM-версия, предустановленная на новый компьютер и поставляемая вместе с ним;
· Розничная коробочная версия.
Покупка ОС Windows в виде предустановленной OEM-версии является наиболее экономичным решением.
Лицензирование программного обеспечения
Эта статья написана для тех, кто хочет понять, что такое лицензия и лицензирование программного обеспечения и для чего это нужно. Рассмотреть все возможные схемы лицензирования ПО в небольшой по объему статье, естественно, не представляется возможным, поэтому я попытаюсь кратко показать лишь наиболее популярные из них.
Основным документом, который определяет права и обязанности пользователя программного обеспечения, является лицензионное соглашение (licence agreement), которое прилагается к приобретенному продукту либо в виде бумажного документа, либо в электронном виде. Именно это соглашение определяет правила использования данного экземпляра продукта. По сути, лицензия выступает гарантией того, что издатель ПО, которому принадлежат исключительные права на программу, не подаст в суд на того, кто ею пользуется. Иными словами, издатель программного обеспечения ставит определенные защитные рамки по использованию его программного обеспечения.
Классификация лицензий и типы лицензирования ПО
В основном программы делятся на две большие группы — свободного использования (бесплатная и открытая лицензия) и несвободного (коммерческая лицензия), а также между ними существуют условно-бесплатные программы, которые можно отнести к двум группам пополам, такие программы можно скачать и использовать, но пока ее не оплатить у вас могут возникнуть некоторые проблемы или ограничения.
К открытым относятся: Open Source программы с открытым кодом которые можно модифицировать.
К бесплатным относятся: Freeware, GPL, Adware, Postcardware, Donationware, Nagware/Begware.
К условно-бесплатным относятся: ShareWare, TrialWare, Demoware.
К коммерческим относятся: Commercial главная цель таких программ получение прибыли, код программ закрыт.
Для наглядности рассмотрим сравнительную характеристику условий самых распространенных лицензий в виде таблицы, где будет указано о наличии или отсутствии в лицензии тех или иных требований. Все лицензии, которые будут рассматриваться являются лицензиями, одобренными Open Source Initiative для распространения ПО с открытым исходным текстом.
* Если нет письменного разрешения об использовании наименования продукта создателей лицензии.
** В данном случае речь идет об исходном тексте.
Защита своих авторских прав для разработчика — это и есть различные схемы лицензирования программного обеспечения. По каждому отдельному виду программного продукта применяются разные типы лицензирования.
Кратко разберем какой тип лицензирования что из себя представляет.
OEM. Предустановленное ПО является одним из самых дешевых вариантов. Он заключается в том, что пользователь приобретает ПО вместе с самим компьютером или сервером и использовать его можно только на купленном ПК.
Full Package Product. «Коробочный» продукт применяется в основном для розничной торговли и удобен для частных лиц или малого бизнеса. Разрешение на использование программного продукта на одном компьютере дает покупка одной «коробки» и не важно, сколько людей будет пользоваться этим ПК. Так же можно сменить ПК, но определенное количество раз.
Volume Licensing. Корпоративная лицензия удобна для компаний, у которых много сотрудников, компьютеров и поэтому нужно приобретать много лицензий. При этом компания получает одну именную лицензию на программное обеспечение, которая содержит информацию о заказчике (название, адрес и т.д.), перечень ПО и ключи для его установки. В основном при такой схеме лицензирования компаниям, заказывающим именную лицензию, разработчики или распространители ПО предоставляют значительные скидки, техническую поддержку, решения нестандартных ситуаций и т. п. На сегодня она является лучшей для покупки нового ПО или его обновления для компаний.
Subscription. Подписка на лицензирование программного обеспечения предусматривает внесение ежемесячных или ежегодных платежей. Эта схема удобна компаниям, которые покупают более 10 лицензий. Она позволяет пользователям за минимальные начальные затраты получить практически все основные преимущества использования данного продукта.
Итак, теперь посмотрим в чем же разница типов лицензирования, а что бы это было нагляднее представим в виде таблицы.
Теперь по этой таблице можно сделать вывод, кому, что больше подойдет.
OEM версия подойдет для тех кто закупает новое оборудование. Если ПО будет уже предустановлено сборщиком, то оборудование обойдется намного дешевле чем покупать самому и устанавливать на каждое устройство. Выгода как по времени, так и по цене.
FPP версия подойдет для тех у кого уже куплено оборудование, но отсутствует на нем нужное ПО, особенно если компания маленькая и сотрудники будут пользоваться одним ПК по несколько человек.
VL версия подойдет для больших компаний которым нужна быстрая тех. поддержка и возможность решения нестандартных ситуаций. А также при покупке лицензии для всей компании всегда существуют очень хорошие скидки.
SUB версия подойдет для тех кто хочет использовать ПО кратковременно, или не знает на сколько данное ПО ему пригодится. Если же продукт нужен на долгое использование, то лучше посмотреть версию из “коробки”.
Тенденция развития лицензирования.
В заключении хотелось бы показать, как развивается лицензирование и к чему все идет. На данный момент популярны два направления:
1) Подписка на лицензирование ПО. Производители программного обеспечения серьезно взялись за перевод своих продуктов на платную «подписку». Зачем платить за продукт сразу всю сумму если можно платить частями по мере использования? Сравним достоинства и недостатки данного лицензирования для пользователя, а также приведем пример выгоды данного способа для разработчиков программного обеспечения.
Разработчики программного обеспечения плавно переводят от “вечного” использования продукта к подписке. Рассмотрим наглядно как это работает:
Тем самым производители программного обеспечение стимулируют пользователей покупать подписку непрерывно.
2) Частичный перевод коммерческих продуктов на открытые лицензии. Тем самым привлекая к себе для спонсирования крупные компании и государства.
Прочитав данную статью, можно понять, что практика лицензирования постоянно меняется, и организациям следует периодически изучать разнообразные виды лицензий и модели лицензирования, а также отслеживать изменения в соответствующем законодательстве.