лицей интернат что это такое
Школа-интернат
Содержание
Виды школ-интернатов в России
Общеобразовательные школы-интернаты делятся на:
По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются назначением:
Коррекционные школы-интернаты подразделяются на следующие виды:
На конец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей). [1]
Организация образовательного процесса в школах-интернатах
В отличие от других образовательных учреждений, дети, находящиеся в школах-интернатах называются воспитанниками. [источник не указан 213 дней]
В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством). [источник не указан 213 дней]
По просьбе родителей (лиц, их заменяющих) директор школы-интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам — и в другие дни.
Прием детей в школы-интернаты с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего (полного) общего образования проводится по заявлениям на конкурсной основе. [источник не указан 213 дней]
За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.
В исключительных случаях [источник не указан 213 дней] по решению учредителя (учредителей) родители (лица, их заменяющие) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или частично.
По окончании школы-интерната воспитанникам выдаются бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения. [источник не указан 213 дней]
Воспитанникам, выбывающим из школы-интерната по другим причинам, выдаются бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании. [источник не указан 213 дней]
Организация образовательного процесса выпускников школ-интернатов
После окончания школы-интерната, детей, оставшихся без попечения родителей, в принудительном порядке направляют для дальнейшего обучения к месту закреплённого за ним жилья, которое суд в обязательном порядке закрепляет при его наличии на момент лишения родителей прав, что делает невозможным продажу и иные действия родителей по отношению к недвижимости в отсутствие ребёнка, которого возвращают фактически в ту семью, из которой его забрали в детстве. И помимо всего чаще дети приезжают по месту закрепления, либо к развалинам, либо там живут родственники ведущие аморальный образ жизни. Эта практика показывает, что ребёнок не выносит моральных ценностей из обучения в школе-интернате, возвращаясь в атмосферу безразличия и пустоты в не сложившейся семье.
Дети-сироты (полные сироты) вправе самостоятельно выбирать дальнейший путь и город обучения внутри страны без ограничений; но ввиду отсутствия опыта у ребёнка и нежелания тратить время и силы для его устройства в других городах, районах и республиках у социальных педагогов, дети по указанию вышеупомянутых социальных педагогов остаются в том же городе, в котором окончили школу-интернат, или по желанию ребёнка направляются для продолжения обучения к месту рождения.
В некоторых школах-интернатах детей после окончания обучения категорически отказываются допускать в «родную» школу-интернат и лишают возможности видеться со своими друзьями, отказывают в помощи и моральной поддержке, оставляя ребёнка наедине со своими проблемами. В других школах-интернатах — наоборот, первые полгода активно помогают «встать на ноги», допускают в школу-интернат, дают полезные советы, выделяют порции питания в общей столовой, помогают материально «из своего кармана».
По статистическим данным различных источников, 70 % воспитанников школ-интернатов во время обучения или после окончания школы-интерната отбывали срок наказания в местах лишения свободы; дети 50 % воспитанников школ-интернатов впоследствии также попадают в школу-интернат по разным причинам.
При поступлении на дальнейшее обучение в ПТУ детям-сиротам не предоставляется льгот на обучение по желаемой специальности. Например если сирота хочет быть автомехаником, его поступление запросто «завалят» тестами, и предложат специальность «там, где останется место», например токарем. Этот факт естественно отбивает у сироты любое желание продолжать обучаться, родителей, которые могут стимулировать обучение поощрениями или угрозами наказания у сироты нет, по сути 15-17 летний подросток после выпуска из школы-интерната сам себе хозяин и может запросто решить, что обучаться дальше он не будет, перестанет посещать учебное заведение и никто не будет предлагать ему альтернативных выходов, отделы опеки и попечительства во многих регионах России вообще бездействуют. Но зачастую, когда такие молодые люди попадают на скамью подсудимых, педагоги говорят «Ну что тебе мешало учиться, ну ты бы подошел поговорил, мы бы тебя перевели на другой курс»… На практике можно услышать только «Учись хоть на кого-нибудь пока за тебя государство платит, на курсе автомехаников нет мест, мы ничего не можем сделать»…
Дети-сироты, выпускники школ-интернатов, оставшиеся один на один с неродной стихией и привыкшие жить в коллективе, не приспособлены жить в одиночку, отсюда статистика преступности и суицида.
Интернатные учреждения в других странах
Интернат
Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутри).
Содержание
Виды школ-интернатов в России
Общеобразовательные школы-интернаты делятся на:
По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются также на:
На конец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей). [1]
Организация образовательного процесса в школах-интернатах
В отличие от других образовательных учреждений, дети, находящиеся в школах-интернатах называются воспитанниками.
В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).
По просьбе родителей (лиц, их заменяющих) директор школы-интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам — и в другие дни.
Прием детей в школы-интернаты с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего (полного) общего образования проводится по заявлениям на конкурсной основе.
Дети, проживающие в семьях, могут обучаться в школе-интернате только в случае, если на данной территории нет общеобразовательного учреждения.
За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.
В исключительных случаях по решению учредителя (учредителей) родители (лица, их заменяющие) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или частично.
Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарём, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарём.
По окончании школы-интерната воспитанникам выдаются бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения.
Воспитанникам, выбывающим из школы-интерната по другим причинам, выдаются бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании.
В школе-интернате дети делятся на полных сирот и на детей, оставшихся без попечения родителей. В первом случае — это дети, родители которых умерли или считаются безвестноотсутвующими, а так же родители, получившие тюремный срок в виде пожизненного заключения зачастую детей этих родителей признают полной сиротой.
Во втором случае — это дети, родители которых живы, но либо отказались от своих детей, либо были лишены родительских прав по решению суда за те или иные действия/бездействия по отношению своих детей.
Отличие между двумя типами этих детей в том, что полным сиротам государство ежемесячно выплачивают небольшие суммы денег на личную книжку, открытую в банке сразу же, после получения статуса полной сироты. По достижении 18-ти летнего возраста на счету этого ребёнка может накопиться приличный «стартовый» капитал в жизни (но суммы как правило не превышающие 100 000 рублей)
Детям, оставшимся без попечения родителей государство ничего не платит, суд обязывает родителей выплачивать своим детям каждый месяц с заработной платы, отец 13 % от суммы заработка, мать 10 %. Но, как показывает практика, родители таких детей редко работают официально или вообще не работают, и деньги ребёнку не зачисляются годами.
Организация образовательного процесса выпускников школ-интернатов
После окончания школы-интерната, детей, оставшихся без попечения родителей, в принудительном порядке направляют для дальнейшего обучения к месту закреплённого за ним жилья, которое суд в обязательном порядке закрепляет при его наличии на момент лишения родителей прав, что делает невозможным продажу и иные действия родителей по отношению к недвижимости в отсутствие ребёнка, фактически в ту семью, из которой его забрали в детстве. Эта практика показывает, что ребёнок не выносит моральных ценностей из обучения в школе-интернате, возвращаясь в атмосферу безразличия и пустоты в несложившейся семье.
Дети-сироты (полные сироты) вправе самостоятельно выбирать дальнейший путь и город обучения внутри страны без ограничений; но ввиду отсутствия опыта у ребёнка и нежелания тратить время и силы для его устройства в других городах, районах и республиках у социальных педагогов, дети по указанию вышеупомянутых социальных педагогов остаются в том же городе, в котором окончили школу-интернат, или по желанию ребёнка направляются для продолжения обучения к месту рождения.
В некоторых школах-интернатах детей после окончания обучения категорически отказываются допускать в «родную» школу-интернат и лишают возможности видеться со своими друзьями, отказывают в помощи и моральной поддержке, оставляя ребёнка наедине со своими проблемами. В других школах-интернатах — наоборот, первые полгода активно помогают «встать на ноги», допускают в школу-интернат, дают полезные советы, выделяют порции питания в общей столовой, помогают материально «из своего кармана».
По статистическим данным различных источников, 70 % воспитанников школ-интернатов во время обучения или после окончания школы-интерната отбывали срок наказания в местах лишения свободы; дети 50 % воспитанников школ-интернатов впоследствии также попадают в школу-интернат по разным причинам.
Дети-сироты, выпускники школ-интернатов, оставшиеся один на один с неродной стихией и привыкшие жить в коллективе, не приспособлены жить в одиночку, отсюда статистика преступности и суицида.
Интернатные учреждения за рубежом
В других странах, например в Великобритании и Франции существует развитая система школ-интернатов высокого уровня, часто дорогостоящих. В отличие от Российской системы образования, где школы-интернаты в основном содержатся за счет бюджета и частично — родительской платы, за рубежом учредителями этих учреждений являются частные лица или общественные структуры, но родительская плата покрывает основные виды расходов.
Лицей-интернат
С 2003 г. в здании лицея функционирует подразделение АГТУ – лицей-интернат. В нем живут и учатся дети из сел Камызякского и других районов Астраханской области. В лицей-интернат принимают по результатам вступительных экзаменов учащихся, окончивших 9 классов. Профили обучения: физика-математика, химия-биология, химия-математика.
Стоимость обучения на 2007/2008 учебный год в лицее-интернате:
Камызяк – 500 рублей (без проживания).
Камызякский район – 2870 рублей.
Другие районы – 3100 рублей.
Выдержки из положения о лицее-интернате:
5. Лицей-интернат являются структурным подразделением Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Астраханский государственный технический университет» (в дальнейшем — АГТУ), находящийся в непосредственном подчинении факультету довузовской подготовки.
12. В Лицей-интернат принимаются дети, проявившие успехи в освоении естественно-математических дисциплин при обучении по программам основного общего образования, на конкурсной основе по результатам предметных испытаний по физике, математике, химии и биологии, в зависимости от профиля дальнейшего обучения, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в Лицее-интернате.
14. Наполняемость каждого класса и воспитательной группы Лицея-интерната не должна превышать 20 человек.
16. Образовательный процесс в Лицее-интернате осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого Лицеем-интернатом, утверждаемого деканом факультета довузовской подготовки и регламентируется расписанием занятий. Учебный год начинается, как правило, 1 сентября. Продолжительность учебного года 34 недели без учета государственной (итоговой) аттестации. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 дней, летом не менее 8 недель. Продолжительность академического часа — 40 минут.
20. Лицеисты могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, создаваемых на базе Лицея-интерната, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях. Лицеисты имеют право на:
21. Лицеисты обязаны:
22. Лицеистам запрещается:
23. В период летних каникул администрация Лицея-интерната оказывает содействие в организации отдыха лицеистов в оздоровительных, молодежных и туристских лагерях, лагерях труда и отдыха.
24. По просьбе родителей (законных представителей) директор Лицея-интерната может отпускать лицеистов
домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам — и в другие дни.
26. Прием детей в Лицей-интернат осуществляется на конкурсной основе по результатам предметных
испытаний в порядке, определяемом Правилами приема в Лицей-интернат.
27. Зачисление детей (из числа успешно прошедших конкурсный отбор) в Лицей-интернат производится
по заявлению родителей (законных представителей) и после заключения с ними договора.
с частичной компенсацией затрат.
28. Обучение и содержание в Лицее-интернате с углубленным изучением отдельных предметов, проводится
Плата с родителей (лиц, их заменяющих) за содержание лицеистов в Лицее-интернате производится
30. Лицеисты обеспечиваются мягким инвентарем, учебниками, хозяйственным инвентарем.
31. Лицеисты обеспечиваются питанием в соответствии с утвержденными нормами и методическими
рекомендациями по организации питания (за исключением приходящих ежедневно).
40. Родители (законные представители)
52. Лицей-интернат может быть реорганизован, перепрофилирован, ликвидирован по решению Ученого Совета АГТУ.
При ликвидации или реорганизации АГТУ берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями).
«Школа — второй дом». Как устроена жизнь в лицеях-интернатах?
Анна Проказова
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Почему родители отдают своих умных, воспитанных детей в закрытые школы? Какие существуют интернаты и чем они отличаются? Почему не стоит верить стереотипам? Рассказываем, как на самом деле устроены закрытые школы, и делимся реальными отзывами учеников лицеев-интернатов.
Интернаты бывают разные
Школа-интернат — образовательное учреждение, в котором ученики находятся круглосуточно. Детей там не только учат, но и воспитывают, формируют навыки самостоятельной жизни и развивают творческие способности. Есть три разных типа таких образовательных учреждений.
Порядки и жизнь лицеев для одаренных детей полностью отличаются от двух первых типов образовательных учреждений. Единственная общая черта — жизнь в интернате.
Общежитие для лицеев — преимущество, а не недостаток. Дети не тратят время на ежедневные походы в школу и обратно. С утра можно подольше поспать, а время, которое уходило на дорогу из школы домой, займет факультатив по информатике, спорт или проектная деятельность.
Стереотипы о жизни в интернате
Чаще всего представление о жизни детей в лицеях-интернатах складывается из сцен фильмов о трудных подростках. И эти ассоциации наносят вред не только лицеям, но и детям. Родители, в головах которых прочно засели стереотипы, не готовы отдать своего ребенка в такое образовательное учреждение. Так талантливые ребята из маленьких городов теряют возможность получить качественное образование, которого достойны.
Кадр из фильма «Джейн Эйр» (2011 г.). В качестве наказания девочку оставили без ужина и заставили стоять всю ночь на стуле в темной комнате
Рассмотрим распространенные предубеждения о жизни в лицеях-интернатах и попробуем взглянуть на них с другой стороны.
Важно! Это стереотипы, которые касаются только школ-интернатов для детей с высокими способностями к обучению.
Только учеба и никаких развлечений
Лицеи-интернаты для одаренных детей часто увеличивают учебную нагрузку, чтобы сохранить высокую позицию в рейтинге школ. Но каждый педагог понимает, что для плодотворной работы нужна перезарядка и отдых. Поэтому на каждый день воспитатели, учителя и педагог-организатор составляют развлекательную программу: КВН, спортивные марафоны, кружки по интересам, походы в кино и музеи. Развлечения в интернатах есть, и их много.
«В лицее проводятся различные мероприятия, которые помогают отдыхать от учёбы и хорошо проводить время. Здесь никогда не бывает скучно. Когда тебе грустно, соседки поднимут настроение, можно устроить дискотеку», — рассказывает Дарина К., воспитанница лицея-интерната для одаренных детей им. Мустафы Онджеля (г. Бугульма).
Мало и невкусно кормят
И это неправда. За питанием в школе следят так же тщательно, как и за досугом учащихся. Еда должна быть полезной и соответствовать потребностям растущего организма, поэтому меню продумывает медсестра. Она составляет рацион питания таким образом, чтобы дети получали достаточно витаминов для полноценного развития.
«Еда в столовой — возможно, больная тема для многих школ, но не для нашей. Все блюда готовят с душой и по-домашнему наши любимые повара, с которыми, к слову, и просто пообщаться бывает приятно», — говорит Амир А. из IT-лицея (г. Казань).
Жесткий режим дня
Единственное отличие от домашнего режима — в интернатах есть специально отведенное время для выполнения домашних заданий. В течение двух-трех часов ребенок делает уроки в классе и, если возникают вопросы, может обратиться за помощью к своим одноклассникам.
«Конечно же, в интернатах есть соответствующий режим, которого нужно придерживаться. Он вполне адекватный и не такой строгий, каким может показаться на первый взгляд. Единственная особенность — уроки могут длиться до четырех-пяти часов вечера», — делится Дарина К. из лицея-интерната для одаренных детей им. Мустафы Онджеля (г. Бугульма).
Не к кому обратиться за помощью
Без внимания дети не останутся никогда. Сотрудники школ-интернатов проводят с ними большую часть дня, постепенно изучают их привычки, характер и сильные стороны. Они всегда замечают, когда ребенку не хватает внимания, и стараются помочь: поддержать, дать совет или просто поговорить по душам.
«Несмотря на то,что ты живешь далеко от родителей, лицей превращается в твой второй дом, в котором ты можешь найти свою родственную душу, будь то одноклассница, учитель, куратор или воспитатель — всегда найдётся человек, который поможет тебе в трудные минуты», — уверена Дарина К. из лицея-интерната для одаренных детей им. Мустафы Онджеля (г. Бугульма).
Поддержка остается и со стороны родителей. Каждый день после уроков дети звонят родным и рассказывают о прошедшем дне, уроках, друзьях и своих успехах.
Тотальный контроль
Педагоги не вмешиваются в личную жизнь ученика, если он сам не захочет ее обсудить. Не проверяют телефоны, не читают переписки. Они не заставляют ребенка посещать кружки по интересам и выступать на сцене, если ему это неинтересно.
Сотрудники лицеев соблюдают личные границы детей. Они следят за внешним видом детей, чистотой комнат и за тем, чтобы ребята посещали уроки. Также контролируют время подъема и отхода ко сну. Воспитатели и учителя — это хорошие друзья. С ними всегда можно побеседовать за чашкой чая или попросить совета.
«Все ученики знают, где находятся кабинеты заместителей директора, самого директора, учителей и других людей, которые составляют структуру школы, и могут в любой момент обратиться к любому из них. Да даже просто подойти и спросить, как проходит день, поинтересоваться делами или рассказать о своём. Это делается очень просто, и за это я и люблю свою школу!» — признается Амир А. из казанского IT- лицея.
День в интернате для одаренных детей
Как в действительности устроена жизнь в школе, увидим на примере лицея-интерната им. Мустафы Онджеля. Учреждение придерживается гендерного обучения. Мальчики и девочки живут в отдельных общежитиях и учатся в разных корпусах. Но связь между школами сохраняется. Часто проводятся общие мероприятия, где задействованы оба подразделения школы.
Учёба
С восьми утра и до 14-15 часов дня идут уроки. Чтобы дети не отвлекались и не сидели в интернете во время занятий, телефоны у них собирают. У школы есть еще одна особенность: вместо привычных звонков, о начале уроков оповещают любимые музыкальные композиции учеников. Музыка не раздражает детей своим дребезжанием и поднимает настроение. Песни на звонке часто меняют по просьбе детей.
Лицеистки на уроке математики
Отдых
После уроков наступает свободное время: учащиеся посещают кружки по интересам, готовятся к мероприятиям, проводят концерты или общаются с кураторами. Куратор — это помощник классного руководителя. Он способствует адаптации учащихся к жизни в интернате. В свободное от учебы время куратор устраивает для детей чаепития, где они обсуждают учебные вопросы и решают проблемы.
Домашние задания
В 17 часов дети ужинают и идут на «этюды» — так называются часы, когда ребята сидят в классе с воспитателем и выполняют домашние задания. На время этюдов телефоны также собирают, чтобы дети не списывали с решебников и не отвлекались на мессенджеры и социальные сети. Даже если все уроки сделаны, уйти с этюда нельзя. Дети используют это время с максимальной пользой: читают дополнительную литературу или готовятся к олимпиадам.
Девочки пишут школьный этап олимпиады по русскому языку
Помощь с уроками
Каждый вечер в школе дежурит учитель-предметник. Дети могут обратиться к нему с вопросами по учебе, взять дополнительные задания или попросить еще раз объяснить тему. Учителя никогда не отказывают. Часть воспитателей тоже входят в число предметников, к ним дети могут обратиться за помощью по учебе в любой момент.
Перед сном
После этюда у ребят есть еще полтора часа свободного времени. Перед отходом ко сну ученики группами ходят на практики к воспитателю, пьют чай и ведут беседы на морально-нравственные темы. В десять часов дети ложатся спать. Телефоны снова собирают. В ночное время по интернату ходят воспитатели и следят за порядком.
Комната интерната женского лицея
Жизнь в таком образовательном учреждении увлекательна и дает большие перспективы. Дети находятся под постоянным присмотром опытных людей, которые всегда готовы помочь и дать совет.