литургия преждеосвященных даров что это за служба

Литургия Преждеосвященных Даров

Субботы и воскресенья Великого поста постными днями не считают. И не потому, что позволяется в эти дни есть что-то скоромное. (Скоромное для здоровых телесно людей запрещено до самой Пасхи.) А потому, что в субботние и воскресные дни служится полная, настоящая литургия. Так литургия помещается Церковью во главу угла, и от ее наличия или отсутствия дни становятся праздничными или скорбными соответственно.

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных Даров.

Она отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба – это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами.

Главная мысль, которая должна родиться от внимания к поднятой теме, – это тоска по Причащению, скорбь разлуки. Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без Святых Таин. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными Дарами.

Если причащаться редко, то и литургию служить надо редко, заполняя остальные дни чтением обедницы, псалмопением, акафистами, поучениями и проповедями. Но это – честный путь в никуда, что и незрячему должно быть понятно. Литургию оставлять нельзя. Она – наше единственное богатство. Нужно, напротив, так крепко полюбить литургию, чтобы через нее понять церковную жизнь вообще. А.С. Хомяков совершенно справедливо говорил, что «христианство понимает лишь тот, кто понимает литургию».

Мария Египетская не иначе ушла в пустыню на долгие годы, как причастившись. Еще не очищенная от страстей, она словно в залог на будущее получила Причащение и благодать, чтобы там, в пустыне, иметь Божественную помощь.

Вот и мы, по слову Андрея Критского, должны вселиться «в пустыню страстей покаянием».

Во время поста страсти обнаруживают себя, просыпаются, томят и тревожат душу. Временами не просто тревожат, но жгут и опаляют. Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более ощутимой. Для таких благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров.

По своему чину она соединяется с вечерней, и служить ее хорошо бы вечером. (Не спешите возражать – дайте договорить.)

Собственно сложность вечернего служения только одна – долгий евхаристический пост. Все остальное – технические детали. Отговорка, что, мол, так уже давно не делали, не работает. У нас много чего хорошего не делали, а ко многому плохому привыкли. Что ж нам, все ошибки маркировать значком «не тронь», а от всего забытого наследия отмахиваться?

литургия преждеосвященных даров что это за служба. Смотреть фото литургия преждеосвященных даров что это за служба. Смотреть картинку литургия преждеосвященных даров что это за служба. Картинка про литургия преждеосвященных даров что это за служба. Фото литургия преждеосвященных даров что это за служба

Непривычно длинный евхаристический пост – единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании П ричащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется.

Больше сложностей нет. Дальше одни наслаждения.

Стоит однажды в жизни отслужить эту службу вечером, хотя бы ради опыта и ощущения контраста. Стоит пропеть: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», – не в 8:30, а в 18:00, когда солнце действительно пришло на запад. Стоит ощутить, насколько лучше сочетать свой ум со словами псалма: «Воздеяние руку моею – жертва вечерняя», – во мраке храма, освещенного лишь лампадами, а не при ярком солнечном свете. И «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить поздним вечером, а не до полудня. Стоит телом понять, насколько лучше молиться на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и более трудный.

Все пения, каждения, коленопреклонения, все хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры. Эта служба таинственна и по-особому интимна. Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия.

Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая болезнь и истинное наказание – это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой момент службы. Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи. Дал бы Бог, чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери!» действительно закрывали входные двери, чтоб никто уже до конца службы не вошел и не вышел.

Так на обычной литургии.

литургия преждеосвященных даров что это за служба. Смотреть фото литургия преждеосвященных даров что это за служба. Смотреть картинку литургия преждеосвященных даров что это за служба. Картинка про литургия преждеосвященных даров что это за служба. Фото литургия преждеосвященных даров что это за служба

Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее. Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех!» и, что еще хуже, при входе с Дарами. Их точно нельзя причащать.

Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать. Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества.

Обновленчество – это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции – это противоположное движение: от расслабленности – к собранности, от потворства себе – к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов. Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение. У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения. Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан. А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества.

Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу. Это и хорошо. Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия. Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли». Если же все «как мы привыкли», то это – всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину.

Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное время миновало, а я не успел ни потрудиться, ни измениться. Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет. Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю.

Оттого и Пасха Красная вечной жизнью нас не наполняет до краев, что за время поста мы нутро вычистить не успеваем. Не наливает нам Господь «вино молодое в мехи ветхие». И виноват не Господь, но мы, удобно усевшиеся за частоколом из различных отговорок.

Не хорошо это. Некрасиво. Нечестно.

Планеты кружат свой хоровод вокруг Солнца.

Наше Солнце – Христос. «Для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах его», – говорит пророк Малахия (Мал. 4: 2).

Так на литургии Преждеосвященных Даров мы со страхом прикасаемся к Агнцу и звоним в колокольчик, чтоб преклонили колени люди; и кладем поклоны: и много поем покаянных и хвалебных песен. И небесные силы служат Царю Славы с нами вместе невидимо. И все это дает в результате такое молитвенное ощущение и настрой, такую жажду к предстоянию перед Христом, что этого надолго должно хватить.

И пост пройдет, а благоговение останется. И вслед за Пасхой наступят другие праздники, а желание молиться со слезами, класть поклоны и поститься не уйдет из души. Поэтому нужно вдыхать полной грудью скорбный и целебный воздух Великого поста, чтобы целомудрие и строгость, в этом воздухе растворенные, глубоко проникли в каждую клеточку нашего духовного организма.

Источник

Литургия Преждеосвященных Даров

Литурги́я Преждеосвяще́нных Даро́в — один из трёх чинов Боже­ствен­ной Литур­гии.

литургия преждеосвященных даров что это за служба. Смотреть фото литургия преждеосвященных даров что это за служба. Смотреть картинку литургия преждеосвященных даров что это за служба. Картинка про литургия преждеосвященных даров что это за служба. Фото литургия преждеосвященных даров что это за служба

В чём осо­бен­ность Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, или Литур­гия Гри­го­рия Двое­слова, папы Рим­ского (греч. Λειτουργία Προηγιασμένων Τιμίων Δώρων) — бого­слу­же­ние, во время кото­рого веру­ю­щие при­ча­ща­ются Святых Даров, освя­щен­ных прежде — на преды­ду­щей полной Литур­гии по чину Васи­лия Вели­кого или Иоанна Зла­то­уста — и сохра­ня­е­мые в ков­чежце, обычно на пре­столе или, реже, на жерт­вен­нике. Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров в стро­гом смысле Литур­гией не явля­ется, так как в этом бого­слу­же­нии нет ана­форы, и во время этого бого­слу­же­ния не совер­ша­ется Пре­ло­же­ние Святых Даров.

Кто явля­ется созда­те­лем Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

Литур­гия пре­ждео­свя­щен­ных Даров вос­хо­дит к апо­столь­ским вре­ме­нам. Гри­го­рий Двое­слов вос­ста­но­вил широ­кое упо­треб­ле­ние этой Литур­гии на Западе. Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх Доси­фей II писал: «Пре­ждео­свя­щен­ная литур­гия при­нята от пре­ем­ни­ков апо­столь­ских и не есть тво­ре­ние Гри­го­рия Двое­слова», однако в неко­то­рых бого­слу­жеб­ных руко­пи­сях с XVI века состав­ле­ние Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров при­пи­сы­ва­ется свя­ти­телю папе рим­скому Гри­го­рию Двое­слову. Так что автор­ство чино­по­сле­до­ва­ния Пре­ждео­свя­щен­ной Литур­гии имеет услов­ный харак­тер.

Когда Литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров начали совер­шать повсе­местно?

Шестой Все­лен­ский Собор 52‑м пра­ви­лом утвер­дил повсе­мест­ное совер­ше­ние Пре­ждео­свя­щен­ной Литур­гии в дни Святой Четы­ре­де­сят­ницы, чтобы не лишать верных таин­ствен­ного обще­ния с Гос­по­дом и вместе с тем не нару­шать поста и пока­я­ния совер­ше­нием тор­же­ствен­ной полной Литур­гии.

Когда слу­жится Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

В совре­мен­ной прак­тике Пра­во­слав­ной Церкви Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров совер­ша­ется: в среду и пят­ницу в период Святой Четы­ре­де­сят­ницы; в чет­верг 5‑й сед­мицы Вели­кого поста; 24 фев­раля (1‑е и 2‑е Обре­те­ние главы свя­того Иоанна Пред­течи) и 9 марта (40 муче­ни­ков Сева­стий­ских), слу­чив­ши­еся в пост­ные дни, т.е. в дни с поне­дель­ника по пят­ницу в период Святой Четы­ре­де­сят­ницы; в поне­дель­ник, втор­ник и среду Страст­ной сед­мицы; в хра­мо­вый празд­ник и в празд­ник чти­мого свя­того (кроме празд­ника Бла­го­ве­ще­ния), слу­чив­ши­еся в ука­зан­ный период. Сего­дня в боль­шин­стве храмов Пре­ждео­свя­щен­ная Литур­гия совер­ша­ется утром, однако в неко­то­рых при­хо­дах бывают и вечер­ние бого­слу­же­ния.

Каковы основ­ные осо­бен­но­сти Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

Отсут­ствует первая часть полной Литур­гии — про­ско­ми­дия; Литур­гия пред­ва­ря­ется служ­бой не только 3‑го и 6‑го, но и 9‑го часа с после­до­ва­нием изоб­ра­зи­тель­ных; начи­ная со среды 4‑й сед­мицы Вели­кого поста сразу же за екте­нией об огла­шен­ных сле­дует екте­ния о «гото­вя­щихся к Свя­тому Про­све­ще­нию», то есть ко Кре­ще­нию, кото­рое в древ­ней Церкви совер­ша­лось в Вели­кую суб­боту; согласно тра­ди­ции, рас­про­стра­нён­ной исклю­чи­тельно в Рус­ской Церкви на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров не при­нято при­ча­щать мла­ден­цев, кото­рых на обыч­ной Литур­гии при­ча­ща­ются только Кровью Хри­сто­вой; в неко­то­рых храмах Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров иногда совер­ша­ется в вечер­нее время, так как соеди­ня­ется с вечер­ней, что дает воз­мож­ность уча­щимся и рабо­та­ю­щим в утрен­нее и днев­ное время посе­тить бого­слу­же­ние.

Почему во время Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров звонят в коло­коль­чик?

Звоном коло­коль­чика отме­ча­ются важ­ней­шие моменты бого­слу­же­ния. По тра­ди­ции при звуке коло­коль­чика все моля­щи­еся опус­ка­ются на колени, а при повтор­ном — под­ни­ма­ются. Первый раз звонят во время пере­не­се­ния Святых Даров на жерт­вен­ник. Второй раз звонок коло­коль­чика напо­ми­нает веру­ю­щим о пре­кло­не­нии колен, когда свя­щен­ник про­из­но­сит слова: «Свет Хри­стов про­све­щает всех!». После про­из­не­се­ния слов снова звонит коло­коль­чика — с колен можно встать.

Что сим­во­ли­зи­рует полу­за­кры­тая завеса на Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

Завеса откры­ва­ется пол­но­стью в начале после­до­ва­ния изоб­ра­зи­тель­ных, кото­рое пред­ва­ряет Литур­гию Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. После пере­не­се­ния Даров с жерт­вен­ника на Пре­стол завеса закры­ва­ется напо­ло­вину в знак того, что Литур­гия «непол­ная», т.е. на ней нет пре­ло­же­ния хлеба и вина в Тело и Кровь Гос­пода. После пения «Отче наш» завеса закры­ва­ется пол­но­стью, перед при­ча­ще­нием мирян — пол­но­стью откры­ва­ется.

Как поститься перед Литур­гией Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

В древ­но­сти перед Литур­гией Пре­ждео­свя­щен­ных Даров воз­дер­жи­ва­ясь от пищи целый день. Сего­дня, если Пре­ждео­свя­щен­ная Литур­гия совер­ша­ется вече­ром, гото­вя­щи­еся ко При­ча­ще­нию могут позав­тра­кать, но после полу­дня (12 часов) воз­дер­жи­ва­ются от еды и питья, по уста­но­вив­шейся тра­ди­ции евха­ри­сти­че­ский пост длится шесть часов.

С какой целью появи­лась Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров?

Само слово Литур­гия озна­чает «общее дело», когда верные всту­пают в обще­ние с вос­крес­шим Хри­стом и друг с другом, поэтому для хри­стиан она всегда явля­ется вели­ким празд­ни­ком, пас­халь­ной радо­стью. Однако Вели­кий пост — это период воз­дер­жа­ния и пока­я­ния, и его стро­гим уста­вом не преду­смот­рено совер­ше­ния полной тор­же­ствен­ной Литур­гии в тече­нии сед­мицы (недели), соот­вет­ственно — и Таин­ства Евха­ри­стии. Но чтобы веру­ю­щие могли при­ча­щаться и в будни (а тех, кто не хотел лишать себя обще­ния с Гос­по­дом, в древ­ней Церкви было доста­точно), была состав­лена Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. На этом особом бого­слу­же­нии веру­ю­щие при­ча­ща­лись Свя­тыми Дарами, заго­тов­лен­ными зара­нее.

Источник

Литургия Преждеосвященных Даров: в чем смысл этого особенного богослужения Великого поста?

«Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем»

Приблизительное время чтения: 13 мин.

литургия преждеосвященных даров что это за служба. Смотреть фото литургия преждеосвященных даров что это за служба. Смотреть картинку литургия преждеосвященных даров что это за служба. Картинка про литургия преждеосвященных даров что это за служба. Фото литургия преждеосвященных даров что это за служба

Причастие без Литургии

Сегодня мы настолько привыкли к тому, что для причащения святых Христовых Таин мы приходим утром в храм, что весьма бы удивились, узнав, что когда-то, очень давно, уже более тысячи лет назад, у монахов и мирян был обычай причащаться самостоятельно.

В древности после общей литургии в храме Святые Дары диаконы относили тем, кто не мог причаститься в храме, – больным и заключенным. Был также обычай уносить Причастие и в свои дома, где в будние дни во время домашней молитвы верные причащались сами и причащали своих домочадцев.

Богослужение в монастырях и на приходах, не говоря уже о кафедральных соборах, значительно различалось.

Например, в первой половине первого тысячелетия от Рождества Христова мало кто из монахов желал становиться священником. Большая ответственность. Поэтому из ближайшего села приглашали женатого священника, который и служил литургию раз в неделю, в воскресенье, и отшельники расходились по своим кельям до следующего воскресенья. И чтобы не лишать себя причащения Святых Христовых Таин (опять же, люди в возрасте, в пустынном месте всякие опасности, можно и заболеть, и быть при смерти), монахи брали с собой частицы Святых Даров и после длительной молитвы сами причащались.

Как появилась Литургия Преждеосвященных даров

Обычай самопричащения среди монахов существовал вплоть до XV в., об этом упоминал святой Симеон Солунский, а вот среди мирян обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. Со временем люди перестали брать Тело Христово домой, а стали приходить в будние дни в храм, чтобы причаститься. А во время Великого поста, когда в будние дни не совершается Литургия, причащались на особом богослужении – литургии Преждеосвященных Даров.

Это очень красивое богослужение совершается только в дни Четыредесятницы, Великого поста: по средам и пятницам, в праздники 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи, в четверг 5-й седмицы Поста (“Стояние св. Марии Египетской”), а также в дни храмовых праздников.

На этой литургии верные причащаются Святого Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы (недели) на престоле в алтаре храма.

Достоверно неизвестно, кто является составителем этой литургии. В древности авторство приписывалось и святому Иакову, брату Господню, и Василию Великому, и Григорию Богослову, и Иоанну Златоусту, и другим. Современный славянский служебник (книга, по которой священники совершают богослужения) указывает авторство св. Григория Двоеслова (VII в.), епископа Римского. Но это надписание появляется не ранее XVI века в греческих богослужебных книгах, напечатанных униатами в Италии, которые были взяты за образцы на Руси при проведении книжной справы (реформы) при патриархе Никоне в XVII веке.

В современных греческих служебниках указание на святителя Григория Двоеслова, как автора чина литургии, отсутствует. Но это никак не мешает нам поминать великого святого древней Церкви как небесного покровителя совершаемого богослужения, следуя сложившейся традиции. Ведь о подобном богослужении, как об особой литургии – вечерни с причащением, известно уже с VI — VII в., и не исключено, что и святой Григорий совершал её в том или ином виде.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается в соединении с Великопостной Вечерней. Но это не значит, что она обязательно совершается на закате дня, хотя в некоторых храмах и существует такой обычай.

Дело в том, что византийское время отличается от принятого сегодня. Часы вечерние в пересчете на наше время – это около 14 часов дня. Перед этой великопостной литургией поется длинная утреня, читаются часы и изобразительны. И даже если служба началась рано, собственно литургия начинается ближе к полудню. Так что разница не такая уж и большая, и не стоит думать, что если служить Преждеосвященную вечером, часов в 18.00, это будет правильнее. Другое дело, что на вечерней литургии люди могут причаститься, придя в храм после работы.

Причастие в будни. Зачем?

Ответ непрост и прост одновременно. Прост, потому что известно, что причащение – центр жизни христианина.

А непросто, потому что уже несколько последних столетий прихожане привыкли причащаться крайне редко – раза четыре в год. Труды таких праведников, как святого Иоанна Кронштадтского, святителя Игнатия (Брянчанинова), афонских подвижников ХХ века привели к евхаристическому возрождению. Стало распространенным обычаем причащаться раз в две недели или раз в неделю.

Но понимаем мы причащение сегодня не как актуализацию нашего пребывания в Церкви (=я член Церкви, один из всех, поэтому причащаюсь как можно чаще), а как средство личного освящения, оздоровления духовного и телесного.

Сегодня многие считают, что причастие надо заслужить хорошим поведением. Вероятно, эти люди не читали вдумчиво молитвы ко причащению, где прямо говорится, что мы никогда в жизни не будем достойными причащения и причащаемся для очищения своей души:
«Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не сознавая, что это — Твое Тело и Кровь, Христа и Бога моего. Но, надеясь на Твои милости, прихожу к Тебе, сказавшему: “Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот пребывает во Мне, и Я в нем.” Умилосердись же, Господи, и не обличи меня грешного, но поступи со мной по Твоей милости, и да послужит мне Святыня сия во исцеление, очищение, просвещение, в охранение, спасение и освящение души и тела, в прогнание всякого мечтания и лукавого дела, и нападения дьявольского, воздействующего посредством мысли во мне, — в дерзновение и любовь к Тебе, в исправление жизни и укрепление ее, в умножение добродетели и совершенства, во исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в вечную жизнь, в благоприятный ответ на Твоем страшном суде, — не в осуждение» (молитва святителя Василия Великого).

Впрочем, не на пустом месте появился такой обычай и в нем есть разумное зерно. Причащение никогда не было доступно всем, приходящим в храм, а только верным, стремящимся открыто жить по заповедям Божиим. До причащения не допускались кающиеся в тяжелых грехах, пропускающие молитву в храме более трех воскресений подряд и т.п. Стремление хотя бы изредка ощутить себя верным, не заглушать голос совести, обличающий нас совсем не в христианском образе жизни, побуждает и добровольно отказываться от ежедневного причащения как символа нашего истового стремления к безупречной перед Богом жизни.

В общем, сложно всё и главное – никого не осуждать и не смущаться, а когда душа позовет нас в будний день в храм ко причащению, встать пораньше и прохладным весенним утром пойти по улицам просыпающегося города в церковь.

В церкви полумрак, паникадила не зажигаются в знак великопостной сдержанности, покаяния. Горят немногочисленные свечи, лампады. Народа, как правило, мало, если это не центральный монастырь или не праздничный день.

Священники в темных, обычно даже в черных ризах, изредка выходят из алтаря, на клиросе много и долго поют, и читают. Но что и о чем – отдельный разговор.

Литургия Преждеосвященных Даров, также, как и обычная литургия, начинается возгласом, прославляющим Cвятую Троицу: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков». Но это все-таки вечерня (хоть и утром), поэтому сразу после слов священника читается 103 псалом, в котором воспевается сотворение мира Богом. Далее диакон выходит из алтаря и произносит мирную ектению, после которой читаются отрывки из псалмов – кафизмы, завершающиеся славословием «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. Аминь. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, Слава Тебе Боже!»

Во многих храмах в этот момент звенят в маленький колокольчик, чтобы люди знали, что надо опуститься на колени и благоговейно молиться при переносе святыни.

После кафизмы великопостная вечерня идет своим порядком – исполняется “Господи Воззвах…” (Стихи из 140 псалма) и стихиры-песнопения, соответствующие дню церковного календаря. Диакон кадит весь храм.

Во время пения последней стихиры открываются центральные двери в иконостасе – Царские врата, и духовенство совершает малый Вход с кадилом и свечами (иногда читается Евангелие, поэтому могут вынести и его).

Диакон возглашает «Премудрость, прости!», что в переводе с церковнославянского означает «Выпрямившись, внимайте Премудрости (Божией)!» а хор поёт древний гимн Свете Тихий, обращенный к Иисусу Христу.

Далее царские врата закрывают, и следует пение и чтение отрывков из псалмов и библейских книг Ветхого Завета – прокимнов и паримий. Перед началом второй паримии снова открываются врата, священник с кадилом и свечой в руках выходит на амвон и крестообразно благословляет народ со словами: “Свет Христов просвещает всех”. В этот момент по традиции положено преклонить колена.

По окончании чтений особым напевом исполняются отрывки из 140 псалма “Да исправится молитва моя”. Во время их пения верующие тоже преклоняют колена.

Далее следует великопостная молитва св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами.

Затем читаются обычные ектении литургии с усиленным молением о тех, кто готовится ко Крещению, – об оглашенных. Это отголосок древней традиции крестить принимающих христианство прямо перед Пасхой и готовить их к этому в течение всего Великого поста.

Священник в это время тихо молится в алтаре:

… око убо да не приобщено будет всякого лукавого зрения, слух же словесем праздным невходен, язык же да очистится от глагол неподобных. Очисти же наши устне, хвалящие Тебе, Господи: руки наша сотвори злых убоотрятися деяний, действовати же точию яже Тебе благоугодная, вся наша уды и мысль Твоего утверждая благодатию.

… да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью.

Другая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров:

… се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем.

… Ибо вот Пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящие, будут предложены на этой тайной трапезе, невидимо переносимые множеством небесных воинств. Даруй нам неосужденно причаститься им, да просветится ими мысленное око наше, и мы станем сыновьями света и дня.

Вместо обычной Херувимской песни хор споет гимн «Ныне силы Небесные». Так как переносят уже освященные Дары, то верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву св. Ефрема Сирина.

После великого входа закрывают царские врата и завесу до половины.

Святые Дары теперь перенесены на престол, а мы, готовясь к Причастию, просим:

… освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым: да чистию совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем божественных сих причащаюся святынь и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему… рекшему: ядый плоть Мою и пияй Кровь Мою, во мне пребывает и Аз в нем… да будем Храм Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавлении всякия диавольская козни… и получим обетованная нам благая со всеми святыми Твоими…

… освяти души и телеса всех нас освящением неотъемлемым: чтобы чистою совестию, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем причастившись святых Даров и получивши от них жизнь, мы соединились бы с самим Христом Твоим. сказавшим: тот, кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем… да будем мы Храмом Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, да будем мы избавлены всяких дьявольских козней… и получим обещанные нам блага со всеми святыми Твоими…

Диакон выходит из алтаря читать просительную ектению о наших духовных нуждах и оставлении грехов, после чего хор очень простым напевом поет молитву Господню «Отче наш». Вскоре священник возглашает «Преждеосвященная Святая Святым» после чего причащается сам и после выходит причастить народ.

После причащения читается особая великопостная заамвонная молитва, ради которой священник спускается вниз из алтаря,

Владыко Вседержителю, Который все творение создал премудро и несказанным Твоим промыслом и великой благостью ввел нас в эти пресвятые дни для очищения души и тела, для воздержания от страстей, в надежде воскресения; Ты, Который угоднику Твоему Моисею вручил скрижали, Богом написанные в течение сорока дней, — дай и нам, о Благой, подвизаться добрым подвигом, соблюсти пост в течение всего его времени, сохранить ненарушимую веру, сокрушить головы невидимых змей, явиться победителями греха и неосужденно достигнуть поклониться и святому Воскресению…

Потом обычными молитвами и многолетиями священник благословляет всех на выход из храма.

Спор о причащении младенцев

Надо еще сказать, что в Русской Церкви за литургией Преждеосвященных даров не принято причащать младенцев, которых причащают за полной литургией только Кровью Христовой.

Но полезно отметить, что традиция эта не повсеместная, не православного происхождения и по церковным меркам относительно недавняя. Лишь с XVII века в наших служебниках благодаря латинскому влиянию появляются примечания с подобными запретами, потому что средневековая схоластика не могла вместить византийской литургической свободы. Нет формулы освящения – значит, нет освящения – думали тогда люди с сознанием, отформатированным католическим богословием.

А в греческой Церкви до сих пор вино в Чаше после того, как в него священник кладет часть Освященного Хлеба – Тела Христова, почитается Кровью Христовой, поскольку считается, что оно через это освящается.

Об этом еще в XV веке писал св. Симеон Солунский: «. В священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них Божественного Хлеба и Крови, которою он напоен уже по чину Литургии, эти вещества в потире своим причастием освятились и чтобы священник, по чину Литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши. Желая кого-нибудь приобщить Тайн без Литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою, даже часто пользуемся и одним сухим Животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на Литургии Преждеосвященных Даров, это делается для исполнения устава приобщения, как сказано, и чтобы больше можно было приобщить лиц, если нужно. Итак, находящееся на Преждеосвященной Литургии в потире освящается не призыванием и запечатлением Святого Духа, но причастием и соединением с Животворящим Хлебом, который, поистине, есть Тело Христово в соединении с Кровию».

В любом случае, главное хранить в душе мир и помнить – в храм нас зовет Господь, и приходим мы к Нему, а не просто заходим посмотреть на священников, посоветоваться с ними.

Главное жить так, чтобы слова апостола Павла были не просто словами, а рвущимся из глубины души преображающим признанием:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *