литургия с проскомидией что это
Проскомидия — что это, для чего и как совершается
Узнайте все самое интересное и полезное о проскомидии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Что такое проскомидия
Проскомидия это первая, подготовительная часть Литургии Она совершается в алтаре при закрытых Царских вратах. «Проскомидия» – греческое слово, переводится как «приношение». О каком приношении идет речь? О хлебе и вине – основных веществах для совершения Литургии. На это указывают слова Евангелия:
“И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26:26-28).
Проскомидия входит в состав двух основных видов православного богослужения – Литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого.
История появления проскомидии
Еще в первые века христианства верующие приносили на Литургию вещества для совершения Таинства – хлеб и вино. Наилучшие приношения отбирались для Евхаристии. А оставшееся шло на общий ужин, называемый «агапа», или «вечеря любви». Эти трапезы имели литургическое значение и до IV века на них и совершалось Таинство Причащения.
Постепенно Литургия отделяется от «агапы» и начинает совершаться по утрам. Отделение произошло по причине невоздержанности некоторых христиан, отчего священная трапеза больше стала напоминать светский ужин. Но традиция приношений хлеба и вина христианами на богослужение сохраняется. К концу IV века проскомидия закрепляется в чине Литургии. Правда, не в начале, а посередине службы. Лучшие приношения отбирали диаконы вскоре после чтения Евангелия перед пением Херувимской песни. Затем приносили их к алтарю, где и происходило освящение.
Постепенно это стало происходить не в самом храме, а в отдельном помещении. Таким образом решили избежать суеты во время богослужения. Так и появляется привычная форма проскомидии. Со временем она стала совершаться перед началом общественного богослужения.
Проскомидия — что это означает в Православии
Все начинается с входных молитв, которые читают священник и диакон перед началом священнодействия. Затем они облачаются и совершают омовение рук.
После подготавливают Священные сосуды и Жертвенник – специальный стол, на котором и будет совершаться проскомидия. В храме в это время начинают читать Часы (небольшие богослужения суточного круга, состоящие из псалмов и молитв). Основное действие проскомидии – это подготовка просфор и вина.
Просфоры на проскомидии
Евхаристический хлеб называется просфорой (греч. προσφερω – «приносить»). Это связано с тем, что он являлся приношением христиан для совершения Евхаристии. Просфора это круглый пшеничный хлебец, имеющий сверху специальную печать. На печати изображен крест и буквы ИС ХС НИ КА. С греческого это переводится как «Иисус Христос победитель (смерти)». Просфора состоит из 2-х частей, соединенных вместе. Это знаменует наличие 2-х природ в Иисусе Христе, Божественной и человеческой.
Всего на Литургии используется пять служебных – больших просфор, и множество маленьких – для поминовения людей и последующей раздачи верующим. Из служебных просфор выделяется самая большая, которая называется Агничная. Из нее священник специальным ножом в форме острия копья (копием) вырезает куб – называемый Агнцем. Агнец символизирует Иисуса Христа («вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» Ин 1:29). Именно Агнец в самый важный момент Литургии станет Телом Христовым.
Кроме Агничной различают еще Богородичную, Девятичастную, Заздравную и Заупокойную просфоры. Из этих просфор вынимаются частички в память Богоматери, наиболее почитаемых святых. Кроме того, поминаются живые и усопшие христиане. Затем Агнец и частицы из остальных просфор располагаются на Дискосе – специальном блюде на ножке. Дискос символизирует ясли, в которых находился Богомладенец тотчас по Своем рождении. И одновременно гроб, в котором покоилось тело Спасителя после снятия с креста.
Об этом говорит святой патриарх Герман: «Дискос есть ложе, на котором иерей и диакон уготовляют тело Господне, сами нося образ Иосифа и Никодима».
Лежащие на Дискосе вокруг Агнца частицы просфор символизируют единую Христову Церковь всех поколений и эпох.
Символика проскомидии
После приготовления Агнца священник берет Потир – специальную чашу, и вливает в нее вино в соединении с небольшим количеством воды. Об этом говорили отцы Карфагенского Собора (правило 46):
«В святилище да не приносится ничто кроме Тела и Крови Господни, якоже и Сам Господь предал, то есть, кроме хлеба и вина, водою раствореннаго».
Вода является дополнительным компонентом к вину, ей вино разбавляют, совсем немного. Это совершается в воспоминание евангельских слов: «но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода Ин 19:34).
Растворение вина водою называют «святым соединением», оно станет впоследствии Кровью Христовой. Затем на Дискос ставится Звездица – она представляет собой две металлических крестообразно расположенных дуги. Она символизирует Вифлеемскую звезду, благодаря которой пришли поклониться Богомладенцу волхвы с Востока:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1-2).
Звездица и покровцы
После чего Потир и Дискос со Звездицей покрываются специальными расшитыми узорами покровами. Наибольший из них называется Воздух, а два другие — Покровцы. Покрова символизируют погребальные пелены Христа. Вот что пишет о символике Покровцов и Воздуха святой Симеон Солунский:
«иерей берет покров дискоса, означающий с другими покровами пелены, и читает стихи псалма, где говорится о вочеловечении Слова, потом другой покров полагает только на чашу и произносит также слова, относящиеся до воплощения Господня. Наконец иерей полагает и последний воздух, который означает и твердь, где звезды, и вместе синдон (то есть плащаницу)».
При установке Звездицы и покрытием покровами совершается каждение каждого элемента священнодействия. Затем открывают завесу над Царскими вратами алтаря и совершают каждение Дискоса и Потира, алтаря и всего храма. Кадильница – небольшой сосуд, в который на горящий уголь полагают фимиам (ладан) для благоухания. Традиция воскурять ароматические вещества Богу – древняя. Само каждение связывалось с молитвой. «Да исправится молитва моя, – пел Богу пророк Давид, – яко кадило пред Тобою» (Пс. 140:2). В Новом Завете эта связь показана в Апокалипсисе, где говорится о золотых чашах, полных фимиама, «которые суть молитвы святых» (Апок. 5:8). На проскомидии кадило с вложенным в него ладаном символизирует дары, от волхвов принесенные, – злато, ливан и смирну.
Завершение проскомидии
Священник в это время продолжает вынимать частицы из маленьких просфор в память живых и усопших членов Церкви. Служители алтаря читают имена христиан, за которых накануне подали специальные записки о поминовении. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священник вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)».
Все частички, вынутые в память живых и усопших членов церкви, будут по окончании Литургии опущены в Потир с Кровью Христовой. Погружение в Кровь Христову символизирует омытие грехов христиан поминавшихся на проскомидии. Вот почему из всех видов молитвенных поминовений, именно молитва на проскомидии считается наиболее действенной.
На этом проскомидия завершается, и по окончании чтения Часов, следует вторая часть литургии — Литургия оглашенных.
Литургия: Проскомидия Беседы о литургии. Часть 1
Приблизительное время чтения: 5 мин.
На сайте журнала «Фома» игумен Силуан (Туманов) продолжает объяснять православное богослужение. Предлагаем вам первый материал о Божественной Литургии, который посвящен проскомидии, совершаемой священником в алтаре.
Когда-то в древности на главное христианское богослужение священник приходил в храм уже после того, как соберутся все верующие. Только после этого и начиналась Божественная литургия.
Сегодня наоборот, священник приходит в храм, как правило, раньше всех, рано утром. Прихожане еще не подошли, в лучшем случае, его встречает помощник – алтарник, он же пономарь, он же парамонарь.
Многое изменилось. Что-то уже и распознать без специального образования сложновато. Но, тем не менее, литургия остается той же литургией, что и древние апостольские богослужения двухтысячелетней давности.
Кстати, а что значит само слово «литургия»? В переводе с древнегреческого оно означает «общее дело», «общественная повинность». Так в Древней Греции задолго до появления христианства называли общественные обязанности состоятельных граждан городов-государств – «полисов».
Таких обязанностей было несколько. Литургией называлась оплата праздничных застолий (эстиасис), содержание в течение года школы-гимнасия и участников гимнастических соревнований (гимнасиархия), оплата театральных шествий и хоров, выступавших на празднике Диониса (хорегия), финансирование посольств, отправляющихся на религиозные праздники (архифеория), а в случае войны добавлялась триерархия т.е. снаряжение военного корабля — триеры.
Смысл таких литургий – снятие напряжения между богатыми и бедными слоями граждан, ведь так все одинаково могли участвовать в праздниках, даже если не у всех хватало денег для их устройства.
Это главное свойство литургии – объединять разных людей для общего дела – как нельзя лучше соответствовало и первым христианским богослужениям, где все крещеные христиане сообща собирались на ужин для причащения — вкушения особо освященного Хлеба и Вина, ставшими Телом и Кровью Иисуса Христа, и делились другой пищей друг с другом независимо от положения в обществе или достатка.
«Как, ужин?! Ведь причащаются с утра и не едят перед этим!» – удивитесь вы. Верно, но так было не всегда. До IV века, а, точнее, до 397 года, когда на Карфагенском соборе было постановлено причащаться натощак, причащение совершалось … прямо во время ужина. За таким ужином собирались все христиане, слушали Писание и проповедь старейшего, старшего христианина (по-гречески его называли «пресвитер», это синоним слова священник), из его рук принимали освященный Хлеб и Чашу с вином.
Но люди слабы. И такие застолья стали со временем поводом для беспорядков. Кто-то делал слишком уж большие глотки вина, богатые не хотели делиться своей едой с бедными (кстати, именно это, а не недочитанные молитвы и не соблюденный пост апостол Павел называл недостойным причащением, от которого можно заболеть и даже умереть (1 Кор. 11, 26-27)), священная трапеза все больше напоминала светский ужин. Так что, начиная с конца IV века, и сложился обычай воздерживаться от пищи с полуночи или за шесть часов до причащения, а сами трапезы устраивать после литургии. Отголоском тех общих ужинов остались освящения хлеба, пшеницы, вина и растительного масла на Всенощном бдении, освящение пасхальной еды, освящение колива в память усопших и т.п.
Как только богослужение отделилось от самой трапезы, встал вопрос: а как выбирать хлеб и вино для причастия, кто его должен приносить, как его приготавливать для причащения и т.п.?
Поначалу это делали диаконы прямо посередине службы вскоре после чтения Евангелия, там, где сейчас поётся Херувимская песнь. Они выбирали среди принесенных прихожанами хлебов и вина лучшие и приносили их к алтарю, где и происходило освящение.
А потом это стали делать в особом помещении при храме, чтобы во время службы не было никакой суматохи.
Так появилась проскомидия.
Вообще, чтобы как следует разобраться в том, что такое литургия и почему она дошла до наших дней именно в таком виде, стоит почитать серьезных исследователей и публицистов. Могу рекомендовать, например, такие книги в электронном формате:
Да и вообще не помешает вся подборка текстов на «азбуке веры»
Там мы узнаем, среди прочего, что проскомидия – это по-гречески принесение, подношение. То самое приношение хлеба и вина для последующего причащения. Только если раньше хлеб и вино (и масло для лампад, и ладан и пр.) люди приносили свое, приготовленное своими руками, то теперь люди просто жертвуют деньги, а храмовые сотрудники сами приобретают муку и дрожжи, пекут просфоры, закупают вино и прочее, необходимое для совершения службы.
Кстати, просфора тоже переводится как приношение. Это круглый хлебец из дрожжевого пшеничного теста, состоящий из двух частей. На верхней части есть выпуклое изображение креста и буквы ИС ХС НИ КА, что с греческого переводится как «Иисус Христос побеждает (смерть)».
Вино в Русской Церкви используется красное, крепкое, сладкое. Оно называется «кагор», но к одноименной французской винодельческой провинции отношения практически не имеет. Главное, чтобы оно было натуральным и не теряло своих вкусовых качеств при разбавлении водой.
Но перед тем, как приготовить это к последующей службе, священник с чтением специальных молитв входит в алтарь и одевается (мы говорим – облачается) в особые священные одежды, символика, цвета и форма которых – разговор особый. Тем самым подчеркивается, что предстоящее богослужение – это не обычное человеческое мероприятие, а а священнодействие, превосходящее обычные действия, направленное ввысь, отрешенное от суеты.
В храме в это время полумрак, все врата закрыты. Людей в храме еще мало. Священник произносит прославляющий Бога возглас, и чтец негромко читает 3-й и 6-й часы – комбинацию псалмов и молитв. Основная тема 3-го часа – схождение Святого Духа в день Пятидесятницы на апостолов, а 6-го распятие Христово.
В это время внутри алтаря священник на небольшом столе – жертвеннике в левой, северной части алтаря – при чтении особых молитв вырезает из большой просфоры особым ножом – копием – куб, называемый Агнцем, символизирующим пасхального ягненка Ветхого Завета и Христа одновременно, и кладет его на металлическое блюдце на ножке – дискос. Вливается в чашу вино с небольшим количеством воды, на дискос добавляются частицы просфор в память всех святых, а также живых и умерших христиан. Это символ единства Христовой Церкви всех поколений и эпох. Затем на сосуды кладутся расшитые крестами и узорами покровы. Отдергивается завеса при Царских вратах в центре иконостаса. Сосуды, алтарь и весь храм кадится благоуханным дымом ладана.
Священник в это время продолжает вынимать маленькие частицы из просфор в память живых и умерших и ждет окончания чтения часов, чтобы начать вторую часть литургии – Литургию оглашенных или Литургию Слова.
Что такое записка «на проскомидию»?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
У нас в храме можно подать записку «на проскомидию», а что это такое? Что значит «простая» и «заказная» проскомидия?
Отвечает протоиерей Игорь Фомин:
Проскомидия — часть Божественной Литургии, которая ее предваряет. На проскомидии заготавливаются хлеб и вино для будущего Таинства Причащения — преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.
На ней не только приготавливаются будущее Тело Христово (Агнец — большая просфора) и будущая Кровь Христова для Таинства (вино), но и читается молитва за христиан — живых или умерших. За Матерь Божию, святых и нас, простых верующих, вынимаются частички из просфорок. Обратите внимание, когда вам дают маленькую просфорку после Причастия — из нее как будто «кто-то выковырял кусочек». Это священник вынимает частицы из просфор за каждое имя, написанное в записке «на проскомидию».
Потом все вынутые частички собираются на дискосе (специальная тарель для Агнца) и во время Божественной Литургии пребывают вместе с Агнцом. В конце Литургии кусочки хлеба, символизирующие души живых или умерших христиан, погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник в эту минуту читает молитву «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих».
В древности первые христиане сами пекли такие хлеба — просфорки, приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частичку и возвращал хлеб хозяину.
В записку «на проскомидию» можно вносить имена только крещеных православных людей (в отличие от молебна или панихиды — на них мы можем подавать записки с именами даже некрещеных и инославных).
О том, что такое «простая» и «заказная» записка на проскомидию, надо отдельно узнавать в каждом конкретном храме. Обычно «простая» записка — это та, по которой частичка за человека вынимается только на проскомидии, а «заказная» — когда имя человека звучит и на проскомидии, и на молебне.
Проскомидия
Проскоми́дия (от греч. προσκομιδή (проскомиди) – принесение; προσκομίζω (проскомизо) – приносить) – первая часть литургии, на которой совершается приготовление вещества (хлеба и вина) для таинства Евхаристии.
Когда и где совершается проскомидия?
Проскомидия совершается при закрытых Царских вратах в алтаре на жертвеннике во время чтения 3 и 6 часов. На Пасху проскомидию совершают до пасхальной полунощницы – перед началом богослужения.
Кто может совершать проскомидию?
Проскомидия совершается иереем или епископом, помогает им диакон.
Какие хлеб и вино используются при совершения проскомидии?
Для проскомидии подходят не всякие хлеб и вино. Хлеб, также называемый просфорой, должен быть квасным, пшеничным, круглым, чистым, свежим, двусоставным (то есть состоящим из двух частей: верхней и нижней); вино для проскомидии требуется виноградное, красное, поскольку красный цвет напоминает цвет крови (хотя в Румынской Православной Церкви допускается и белое вино). На практике для проскомидии используется кагор, что, однако, не является уставным требованием.
С чего начинается проскомидия?
После входных молитв священник вступает в алтарь, облачается, омывает руки и на жертвеннике начинает совершать проскомидию. При каждом священнодействии священник вполголоса произносит молитвы.
Как на проскомидии приготовляется Агнец?
Взяв в левую руку Агничную просфору, а в правую – копие, священник трижды крестит копием над печатью (верхней частью) просфоры, каждый раз произнося: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем с правой стороны печати (просфоры, по линии печати) режет со словами: «Яко овча на заколение ведеся»; с левой стороны со словами: «И яко агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»; потом надрезает верхнюю сторону печати (там, где буквы IС ХС) со словами: «Во смирение Его суд Его взятся»; потом надрезает нижнюю сторону печати (там, где буквы НИ КА), произнося: «Род же Его кто исповесть». Диакон произносит: «Возьми, Владыко», священник надрезывает просфору с нижней стороны, тем самым отделяя середину просфоры – Агнец – от ее стенок, и при этом произносит: «Яко вземлется от земли живот Его». Диакон: «Пожри, Владыко». Священник извлекает Агнец, кладет его на дискос печатью вниз и крестообразно делает глубокий (до печати) надрез, говоря: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение», – таким образом происходит освящение хлеба. После сего священник переворачивает Агнца и кладет его на дискос печатью вверх. Диакон же говорит: «Прободи, Владыко». Священник со словами «Един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его» ( Ин.19:34 ). После этого в потир вливается вино, смешанное с водой.
Зачем нужны другие просфоры (кроме Агнца)?
Из второй просфоры, называемой Богородичной, вынимается частица в память Божией Матери, ее помещают на дискос по правую сторону от Агнца. Из третьей просфоры – девятичинной – вынимаются девять частиц в честь девяти ангельских чинов, а также в память Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны (родителей Пресвятой Богородицы) и того святителя, Литургия которого совершается в этот день (Иоанна Златоуста или Василия Великого). Эти частицы полагаются в три столбца, слева от Агнца. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и кладутся на дискосе ниже Агнца; из пятой – за умерших (усопших), эти частицы кладут ниже частиц вынутых за живых. В древности христиане сами пекли просфоры (а в Греции такая практика встречается и сейчас), приносили на проскомидию, а священник вынимал из них частицы и возвращал хлеб хозяину.
Зачем нужны малые просфоры?
Из малых просфор – их количество не ограничивается – вынимаются частицы о здравии и упокоении православных христиан. Их имена содержатся в записках, подаваемых прихожанами «На проскомидию». Вынутые частицы священник помещает на дискосе вместе с частицами из четвертой и пятой просфор.
Как и за кого подавать записки на проскомидию?
Записки «на проскомидию» – это самое важное поминовение о живых и усопших. Традиционно они подаются в церковную лавку вечером накануне главного церковного богослужения – Литургии – или утром до начала Литургии. Если записка подана во время Литургии после чтения часов, она будет прочитана на следующей Литургии. Обычно в одной записке упоминается до десяти имен, при этом имена указываются в полной форме, родительном падеже (протоиерея Сергия, болящей Нины, Геннадия, непраздной Евгении, младенца Феодора, Николая и т. д.). Первыми указываются имена священнослужителей. Если имена пишутся не на готовом отпечатанном бланке данного храма, можно на чистом листке бумаги соответствующего стандартной записке размера самостоятельно изобразить восьмиконечный православный крест и написать «О здравии» или «Об упокоении».
Кого можно поминать на проскомидии?
В записках пишут имена только крещеных в Православной Церкви. Во многих храмах, особенно монастырских, записки на проскомидию могут не принять, если те, о ком просят помолиться, не являются верными: не участвуют в церковных Таинствах, не воцерковлены. Преподобный Лев Оптинский говорил: «О поминовении на Проскомидии справедливо вам говорила духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в заблуждении и расколах: по толкованию учителей церковных, чрез соединение частиц, вынутых за их имена с Божественною Кровию, не очищение, но высшее осуждение для них бывает. О грешнике же покаявшемся и полагающим начало к исправлению можно молиться и подавать на Проскомидию».
Что происходит на проскомидии, когда все частицы вынуты?
На дискос, где уже лежат вынутые частицы, священником устанавливается предварительно окуренная звездица. Потом дискос и потир покрываются двумя отдельными, также предварительно окуренными покровцами, кроме этого, сверху на них полагается один большой покров, называемый возду́хом. Он тоже подвергается предварительному окуриванию. Установленная звездица помогает при этом сохранить порядок частиц. Затем священник кадит перед Дарами и в молитве просит Бога благословить предложенные Дары, помянуть тех, кто их принес, за кого они принесены, молит Бога и за себя, дабы быть достойным для священнодействия.
Что делает священник с вынутыми частницами?
После Литургии священник опускает все частицы в потир с произнесением слов: «Отмый (омой), Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Что символизирует проскомидия?
Настольная книга священнослужителя
Литургия условно разделяется на три части: проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных.
Совершению проскомидии предшествуют входные молитвы и облачение священнослужителей.
Входные молитвы
Перед началом литургии, утром в назначенное время священнослужители, подготовившиеся накануне к совершению Божественной литургии, приходят в храм и, став пред царскими вратами, трижды осеняют себя крестным знамением, совершая три поклона, и читают входные, то есть приготовительные к совершению литургии, молитвы (стоя с покрытой головой, в скуфье или камилавке,– до чтения тропаря «Пречистому Твоему образу…»).
[По сложившейся практике приготовившийся совершать литургию священнослужитель входит в алтарь, совершает по Уставу два земных или поясных поклона пред престолом, целует его, совершает третий поклон, возлагает на себя епитрахиль, снимает покрывало с престола и северной дверью выходит из алтаря на солею для совершения входных молитв. Если совершают литургию несколько священнослужителей, то старший надевает епитрахиль, остальные – в рясах.]
Диакон: Благослови, владыко.
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон: Аминь. Царю Небесный… Трисвятое по «Отче наш».
Священник: Яко Твое есть Царство…
Далее оба читают: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумéюще, сию΄ Ти молитву, яко Влады΄це, грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповáхом, не прогневайся на ны зело́, нижé помяни΄ беззаконий наших, но при΄зри и ныне, яко Благоутробен, и избави ны от враг наших. Ты бо еси Бог наш, и мы – лю΄дие Твои, вси – делá руку́ Твоею, и имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двéри отвéрзи нам, Благословенная Богородице, надéющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго.
Потом, подойдя к иконе Христа Спасителя, молятся, читая тропарь:
Пречистому Твоему образу покланя΄емся, Благи΄й, прося΄ще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволи΄л еси΄ плотию взы΄ти на Крест, да избáвиши, я΄же создáл еси, от рабо́ты врáжия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси΄ вся, Спасе наш, пришéдый спасти мир.
Сделав поклонение иконе Спасителя, они целуют ее. Затем, подойдя к иконе Пресвятой Богородицы, совершают поклонение иконе и также целуют ее, читая тропарь:
Милосердия су́щи источник, милости сподоби нас, Богородице, при΄зри на люди согреши΄вшия, яви΄, яко при΄сно, силу Твою, на Тя бо уповающе,– радуйся, вопием Ти, я΄коже иногда Гавриил, Бесплотных Архистрати΄г.
Став снова пред царскими вратами и преклонив главы, они, в сознании своего недостоинства и немощи, устами священника возносят Господу молитву, прося укрепляющей и восполняющей помощи Божией к совершению Божественной литургии:
Господи, низпосли΄ руку Твою с высоты΄ святáго жили΄ща Твоего и укрепи мя в предлежáщую службу Твою, да несуждéнно предстáну страшному Престолу Твоему и безкровное священнодействие совершу. Яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь.
По произнесении этой молитвы священнослужители кланяются друг другу и, обратившись лицом к молящимся, кланяются им, делают по одному поклону к северной и южной сторонам солеи (хорам певчих), произнося: «Простите и благословите, отцы и братие», и входят в алтарь при чтении 8-го – 13-го стихов 5-го псалма:
1. Чтением этого псалма они выражают свое благоговение пред святостью храма Божия, молясь, чтобы Господь исправил их путь к достойному совершению Святой Евхаристии.
2. В дни Недели Святой Пасхи и в отдание Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» принято читать: «Предвари΄вшия утро…», «Во гробе пло́тски…», «Слава» – «Яко Живоносец, яко рая΄ краснéйший…», «И ныне» – «Вышняго освященное…», «Пречистому Твоему образу…»; далее – в обычном порядке. От Антипасхи (Недели о Фоме) до отдания Пасхи после начального возгласа и троекратного «Христос воскресе…» следует читать Трисвятое по «Отче наш…», далее – обычный порядок. «Царю Небесный…» в это время не читается – до Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).
В первый день Святой Пасхи входные молитвы читаются до так называемой пасхальной полунощницы, когда пасхальные молитвословия читать еще рано, а «Царю Небесный» на полунощнице уже не читается,– входные молитвы начинаются с «Святый Боже».
Последование облачения
Войдя в алтарь южной (правой) дверью после входных молитв, священнослужители благоговейно совершают троекратное поклонение пред престолом, целуют Евангелие, Крест, а также престол, воздавая этим честь Самому Господу. После этого они начинают облачаться в священные одежды.
Священник берет подризник, а диакон – стихарь, и, делая три поклона к горнему месту, каждый говорит про себя: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя».
Облачение диакона
Диакон подходит к священнику и, держа в правой руке стихарь и орарь, говорит ему, преклонив главу: Благослови, владыко, стихарь со орарéм.
Священник, благословляя, произносит: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Диакон говорит: «Аминь», целует крест, изображенный на стихаре, и благоговейно облачается в стихарь, произнося:
Возрадуется душа моя о Господе, облечé бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одéя мя, яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси΄ мя красото́ю.
Затем он берет орарь и, поцеловав изображенный на нем крест, возлагает его на левое плечо. После целования креста на поручах диакон возлагает их себе на руки при чтении – на правую руку:
Десни΄ца Твоя, Господи, прослáвися в крепости, деснáя Твоя рука, Господи, сокруши΄ враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостáты;
на левую руку – Ру́це Твои сотвори΄сте мя и создáсте мя, вразуми мя, и научу́ся зáповедем Твоим.
Облачение священника
Держа в левой руке подризник (стихарь), священник, после троекратного поклонения к горнему месту, благословляет подризник, произнося:
Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Облачаясь в подризник, он читает ту же молитву, что́ и диакон (на стихарь): «Возрадуется душа моя о Господе…» И также предварительно целует крест на подризнике. (Вообще, при облачении священника в каждую священную одежду он благословляет ее и целует изображенный на ней крест.)
При возложении на себя епитрахили священник читает: Благословен Бог, изливáяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главé, сходящее на браду́, браду́ Ааро́ню, сходящее на омéты одежды его.
После епитрахили священник обычно надевает, если имеет на них благословение, набедренник и палицу со словами:
Препоя΄ши меч Твой по бедрé Твоей, Сильне, красотою Твоею и добро́тою Твоею, и наляцы΄ и успевай и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и настáвит Тя дивно десни΄ца Твоя всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Затем, опоясуя себя поясом, он читает: Благословен Бог, препоясу́яй мя силою, и положи΄ непорочен путь мой, совершáяй но́зе мои яко елéни, и на высоких поставля΄яй мя.
Надевая поручи, священник читает то же, что́ и диакон: Десни΄ца Твоя, Господи, пpocлáвиcя в крепости, деснáя Твоя рука, Господи, сокруши΄ враги, и множеством славы Твоея΄ стерл еси супостáты.
Ру́це Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя, и научуся зáповедем Твоим.
При облачении в фелонь священник читает:
Священницы Твои, Господи, облеку́тся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Во все одежды полностью, как для служения литургии, священник также облачается на пасхальную заутреню, на пасхальную вечерню, в вечерню Великого пятка – перед выносом Плащаницы, на утрене Великой субботы, пред крестным ходом с Плащаницей; на утренях 1 августа, 14 сентября и Крестопоклонную Неделю (перед выносом Честнаго и Животворящего Креста). Однако положенные при этом молитвы в то время не читаются, кроме как перед облачением на пасхальную заутреню, так как в данном случае это облачение есть и предлитургийное.
Не читаются молитвы на облачение и перед служением литургии Преждеосвященных Даров (только «Господу помолимся» перед каждой одеждой).
I. ПРОСКОМИДИЯ
Понятие о проскомидии
Проскомидией называется первая часть литургии, на которой, чрез особые священнодействия, из принесенных хлеба и вина приготовляется вещество для Святой Евхаристии и при этом совершается поминовение членов Церкви Христовой – Небесной и земной.
От древнего обычая приносить в храм хлеб и вино для таинства Святой Евхаристии первая часть литургии и называется проскомидией – приношением. Хлеб, требуемый для Святого таинства, должен быть чистым, пшеничным и квасным (т. е. вскисшим).
На проскомидии употребляются в настоящее время в Русской Церкви пять хлебцев, именуемых просфорами. По внешнему виду просфора должна быть кругловидной и двухсоставной, в таинственное ознаменование двух естеств в Господе Иисусе Христе – Божеского и человеческого, с изображением на ней (обычно) креста, в знак того, что эта просфора назначена для священного употребления; по сторонам креста она имеет надпись:
ИС. ХС. Иисус Христос. НИ. КА Победитель (побеждает)
Просфора со знаком креста употребляется для изъятия Агнца на проскомидии. На прочих просфорах могут быть изображения Божией Матери или святых.
Просфоры для проскомидии приготовляются несколько больше других просфор. Выпекаются просфоры особо назначенными для этого церковнослужителями.
Вино должно быть виноградным, красным и, по примеру Самого Господа, употребившего на Тайной вечери вино с водой, соединяется с водой, в воспоминание Крови и воды, истекших из прободенного ребра Спасителя во время Его страданий. Никаких фруктовых соков вместо виноградного вина употреблять не положено.
Значение священнодействий проскомидии
Крестообразное разрезание Агнца и прободение Его означают распятие Иисуса Христа и излияние Его Крови, в это время читаются слова пророка Исаии, пророчески указывавшие на страдания Спасителя: «Яко овчá на заколение ведéся…»
Соединение всех частиц вокруг Святого Агнца на дискосе символизирует Церковь Божию, Глава которой Господь Иисус Христос.
Чинопоследование проскомидии
По облачении священник и диакон при чтении 25-го псалма умывают свои руки в знак душевной чистоты, с которой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие:
Умы΄ю в неповинных ру́це мои и обы΄ду жертвенник Твой, Господи, éже услышати ми глас хвалы΄ Твоея΄ и повéдати вся чудесá Твоя. Господи, возлюби΄х благолепие до́му Твоего и место селения славы Твоея. Да не погуби΄ши с нечестивыми душу мою и с мужи кровéй живота моего: и΄хже в рукáх беззакония, десни΄ца их испо́лнися мзды. Аз же незло́бием моим ходих: избáви мя, Господи, и помилуй мя. Ногá моя ста на правотé, в цéрквах благословлю Тя, Господи.
Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Святой Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжи΄цу, покровцы, возду́х, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.
Приготовив для проскомидии все потребное, священник и диакон подходят к жертвеннику и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая:
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя, и тропарь Великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее – нашем искуплении:
Искупи΄л ны еси΄ от клятвы зако́нныя честно́ю Твоею Кро́вию, на Кресте пригвозди΄вся и копием пробо́дся, безсмертие источи΄л еси΄ человеком, Спасе наш, слава Тебе.
По долгу благоговения к евхаристическим сосудам священник при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует дискос, при словах «честно́ю Твоею Кровию» – чашу. Произнося «на Кресте пригвоздився», целует звезди΄цу, «и копием прободся» – копие и, наконец, при словах «безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» – лжицу.
Чтение этого тропаря знаменует, что священник приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу – Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.
Затем диакон тихо говорит: Благослови, владыко.
Священник возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Чтец после возгласа священника начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, которые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и других молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображается земная жизнь Господа Иисуса Христа.
Священник по возгласе «Благословен Бог наш» берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, с троекратным же произнесением слов: В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.
И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя – с левой) со словами: Яко овчá на заколение ведéся.
[Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя.]
Делая надрез с левой стороны (от себя – с правой), священник говорит: И яко Агнец непорочен, пря΄мо стригу́щаго Его безгласен, тако не отверзáет уст Своих.
Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: Во смирении Его суд Его взя΄тся.
Нижняя сторона надрезается со словами: Род же Его кто исповéсть?
Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании священником Агнца говорит:
Господу помолимся, держа орарь в руке, как при чтении ектений.
После надрезания просфоры диакон говорит: Возьми΄, владыко.
Священник надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и четырех внешних сторон ее, произнося слова: Яко взéмлется от земли΄ живот Его, и полагает его на дискос печатью вниз.
Диакон: Пожри΄, владыко (от слав. слова «пожрéти» – принести в жертву).
При этих словах диакона священник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: Жрéтся Агнец Божий, вземля΄й грехи΄ мира, за мирски΄й живот и спасение.
Затем обращает (переворачивает) Агнец печатью вверх.
Диакон: Прободи΄, владыко.
При этих словах диакона священник прободает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: Един от во́ин копием рéбра Его прободé, и áбие изы΄де кровь и вoдá, и ви΄девый свидéтельствова, и истинно есть свидетельство его.
Диакон: Благослови, владыко, святое соединение.
Получив благословение, диакон вливает в потир вино, соединенное с небольшим количеством воды.
Священник, взяв вторую просфору, говорит: В честь и память Преблагословенныя Владычицы нáшея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея΄ же молитвами приими, Господи, жертву сию΄ в пренебесный Твой Жертвенник.
Вынув из просфоры частицу, священник кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя – с левой), вблизи от его средины, произнося: Предстá Царица одесну́ю Тебе, в ри΄зы позлащéнны одéяна, преукрашéнна.
Священник, взяв третью просфору, произносит:
1. Честнáго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна,– и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя – с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей первый ряд.
Затем священник говорит:
2. Святых славных пророков Моисея и Ааро́на, Илии и Елисея, Давида и Иессéя, святых триéх отроко́в, и Даниила пророка, и всех святых пророков,– и, отделив от просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, на такое же расстояние от Агнца.
Далее священник говорит:
3. Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов,– и, отделив от просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, оканчивая ею первый вертикальный ряд частиц.
Затем священник произносит:
4. Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго, Григория Богословаи Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Мефодия, учителя Словенскаго, Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей,– и, отделив четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, начиная ею второй ряд.
Потом священник говорит:
5. Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Федора Ти΄рона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириаки΄и, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц,– и, отделив пятую частицу, полагает ее ниже первой частицы второго ряда.
Затем священник говорит:
6. Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежскаго, Варлаама Ху́тынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных мáтерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Еги΄птяныни и всех святых преподобных мáтерей,– и, отделив шестую частицу, полагает ее ниже второй, заканчивая второй ряд.
Продолжая, священник произносит:
7. Святых и чудотворцев бессребреник Космы΄ и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых бессребреников,– и, отделив седьмую частицу, полагает ее вверху, начиная ею третий ряд.
Далее священник говорит:
8. Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже,– и, отделив восьмую частицу, полагает ее ниже первой третьего ряда. 20
Затем священник говорит:
9. Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоустаго (или: «Иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския»,– если совершается его литургия),– и, отделив девятую частицу, полагает ее в конце третьего ряда, заканчивая ею этот ряд.
Взяв четвертую просфору и вынимая первую большую частицу, священникговорит:
Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшаго Патриарха Алексия, митрополиты, архиепископы, епископы (поминается и епархиальный архиерей: Господина нашего Преосвященнейшаго имя рек), честно́е пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего имя рек), братию и сослужéбники наша священники, диаконы и всю братию нашу, я΄же призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблаги΄й Владыко.
Вынимая вторую большую частицу из четвертой просфоры, священникпроизносит:
Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея – и потом, вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.
[Пред тем, как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, священник по обычаю знаменует просфору крестообразно копием.]
Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем две из них – за Святейшего Патриарха и епархиального епископа – полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.
Наконец, взяв пятую просфору и вынимая из нее частицы, священникговорит:
О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего (в обители: святыя обители сея).
В это время священник поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался. Из этой же пятой просфоры или из просфор, поданных верующими, священник вынимает частицы о упокоении почивших, произнося: Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия, или рабов Божиих, имя рек.
Заканчивая поминовение, священник произносит:
Помяни, Господи, и всех в надежди воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи.
Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.
Закончив поминовение усопших, священник снова берет четвертую просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное.
После этого при помощи губки священник собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.
Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к священнику, говоря: Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся.
Священник, благословляя кадило, читает молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню΄ благоухáния духовнаго, éже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли΄ нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: Господу помолимся.
Священник, взяв развернутую звездицу, надносит ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным, поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: И пришéдши, звезда ста верху́, идеже бе Отрочá.
Диакон: Господу помолимся.
Священник надносит над кадильницей первый покровец и, покрывая им дискос, говорит:
Господь воцари΄ся, в лéпоту облечéся, облечéся Господь в силу и препоя΄сася, ибо утверди΄ вселенную, я΄же не подви΄жится. Готов престол Твой отто́ле, от века Ты еси΄. Воздвиго́ша реки, Господи, воздвигоша реки глáсы своя, во́змут рéки сотрéния своя, от гласо́в вод многих. Ди΄вны высоты΄ μ орски΄я, дивен в высоких Господь. Свидéния Твоя увéришася зело. Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.
Священник надносит над кадильницей второй покровец и покрывает им потир (чашу) со словами: Покры΄ небесá добродетель Твоя, Христе, и хвалы΄ Твоея΄ испо́лнь земля.
Диакон: Господу помолимся. Покрый, владыко.
Священник надносит над кадильницей возду́х и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит:
Покры΄й нас кровом крилу́ Твоéю, отжени΄ от нас всякаго врага и супостата, умири΄ нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси΄ душы наша, яко Благ и Человеколюбец.
Потом священник берет кадило и, покадив жертвенник, произносит (трижды): Благословен Бог наш, сице благоволи΄вый, слава Тебе.
Диакон же каждый раз молитву священника заканчивает словами: Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Произнося это, священник и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.
Диакон, приняв кадильницу от священника, глаголет:
О предложéнных Честны΄ υ Дарех Господу помолимся.
Священник читает молитву предложения:
Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру, Господа нашего и Бога Иисуса Христа пославый, Спаса и Избáвителя, и Благодетеля, благословя΄ща и освящáюща нас, Сам благослови΄ предложение сиé и приими΄ е в пренебесный Твой Жертвенник.
Помяни, яко Благ и Человеколюбец, принесших и и΄хже ради принесо́ша, и нас неосуждéны сохрани во священнодействии Божественных Твоих Таин.
Яко свети΄ся и прославися пречестно́е и великолéпое Имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
По прочтении этой молитвы священник оканчивает проскомидию славословием, произнося: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Диакон: Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
В заключение проскомидии священник произносит краткий отпу́ст:
Воскресы΄й из мертвых (только в день воскресный, в седмичные дни отпуст начинается прямо со слов: Христос, истинный Бог наш) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречи΄стыя Своея΄ Мáтере, и΄же во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопо́льскаго, Златоу́стаго, и всех святых, помилует и спасéт нас, яко Благ и Человеколюбец.
На литургии святого Василия Великаго поминается:
Иже, во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари΄и Каппадоки΄йския.
Частные просфоры
После совершения проскомидии священник вынимает частицы о живых и умерших из подаваемых мирянами просфор, причем он вынимает особую частицу за каждого из живых и умерших отдельно, а не должен ограничиваться изыманием одной частицы за многих.
Изымание частиц о здравии и упокоении из одной и той же подаваемой кем-либо из молящихся просфоры нигде не запрещается и допускается практикой. Когда на проскомидии подаются одни помянники (записки) без просфор, тогда о здравии или упокоении вынимаются частицы из служебных просфор.
Священник может вынимать частицы за живых и умерших не только на проскомидии, но и на самой литургии до великого входа, до перенесения Даров с жертвенника на престол, особенно когда он служит литургию с диаконом и когда, следовательно, имеет свободное для этого время. После же великого входа поминовение с изыманием частиц не может быть допускаемо как действие, не оправдываемое смыслом проскомидии, древнехристианской практикой и противоречащее Уставу (см. в чине литургии молитву проскомидии – приношения по поставлении Божественных Даров на святой трапезе; сравни эту молитву с молитвой предложения в конце проскомидии).
Обычно при изымании частиц помянники читаются диаконами или церковнослужителями.