моргенштерн что это за предмет
Что такое моргенштерн оружие
Как правило, для поражения воина в кольчуге использовались специальные длинные клинки. Но в бою моргенштерн оказался более эффективным за счет четырехгранных шипов, которые могли пробить даже самую прочную броню (рисунок 2).
Характер повреждений
Несмотря на сокрушительное действие Моргенштерна, его часто называли «оружием одного удара» из-за инерции.
Неудобства транспортировки полностью компенсировались смертоносным эффектом «утренней звезды» на поле боя (рисунок 3).
Тактика боя выглядела следующим образом:
В результате пехотинец мог пробить броню противника, даже если она была чрезвычайно прочной. За счет раскручивания и острых шипов моргенштерн обладал огромной сокрушающей силой. Единственный минус заключался в том, что острые шипы могли застрять в броне. Поскольку вытащить их было сложно, на это время пехотинец становился уязвимым для врагов.
Назначение
Кованные шипы были чрезвычайно острыми. Фактически, «утренняя звезда» появилась из необходимости: броня и кольчуга пехотинцев и конницы тех времен стала более совершенной, и ее далеко не всегда можно было пробить обычным копьем.
Моргенштерн, за счет особенностей своей эксплуатации, вполне успешно справлялся с этой задачей. Во-первых, они был достаточно тяжелым, порядка полутора килограммов. Во-вторых, боец раскручивал его над головой, и скорость придавала удару дополнительную силу. В результате шипы впивались глубоко в броню и могли уложить противника на месте, даже если он прикрывался щитом или был на коне.
Плюсы и минусы оружия
Но такая простота конструкции влекла за собой и некоторые недостатки:
Еще один очевидный недостаток в том, что моргенштерн никак не защищал своего владельца, если противник подходил на близкое расстояние. Дело в том, что наносить удары можно было только навершием, а для этого требовалось сделать достаточно большой замах. Соответственно, с близкого расстояния он был совершенно бесполезным.
Типовые разновидности
Рисунок 5. Основные разновидности средневекового оружия
Существовали и упрощенные варианты. Например, металлические четырехгранные шипы крепили прямо к деревянной бите или просто закреплялись на цепи, которую боец должен был держать в руках.
В Сети бытует множество мифов, связанных с весовыми и размерными параметрами различных кистеней. Пишут, что могучие рыцари дрались пятикилограммовыми цепами так, что обломки вражеских доспехов разлетались на несколько метров вокруг. В определённой мере это заблуждение: для рабочей части «классического» боевого кистеня масса в 400 граммов — почти предел. Но что есть «боевой кистень»? Уместно ли относить к одной категории большой двуручный кеттенморгенштерн, гуситский «кропач» и то, что является кистенём в узком смысле термина?
Ян Жижка с большим пехотным кеттенморгенштерном. Это самое известное изображение полководца часто принимают за прижизненный портрет, хотя оно века на два моложе гуситских войн
Раз уж прозвучали названия, приведем и расшифровку. «Кеттен» по-немецки — цепь, следовательно, кеттенморгенштерн — цепной моргенштерн (просто моргенштерном именовалась шипастая булава, ударная часть которой посажена не на цепь, а непосредственно на древко). В переводе с немецкого Morgenstern — «утренняя звезда» (форма и в самом деле напоминает звезду, плюс к тому данное словосочетание — устаревшая форма приветствия «Доброе утро!»). Для сравнения, фламандцы называли свои алебарды «годендак» («добрый день»). Отличный способ сердечно поприветствовать врага!
У чехов такой юмор приобрёл слегка еретический оттенок, что для эпохи религиозных войн неудивительно. Название «кропач» распространилось потому, что некоторые боевые цепы по форме сильно напоминали церковное кропило — притом что от удара во все стороны разлетались брызги крови. Вероятнее всего, это весёленькое название родилось в среде таборитов, но потом оно прижилось и у католиков: аналогичное сравнение перекочевало в языки нескольких европейских стран.
Гиганты на страже
Чтобы не возникало путаницы: у цепа рабочая часть представляет собой палку-«веретено» (то есть нунчаку — это, по сути, цеп). Било же кистеня и его производных чаще всего имеет шарообразную форму. У кеттенморгенштерна било тоже могло иметь не шарообразные, а грушевидные очертания, могло представлять собой усечённый конус и разного рода биконические, пирамидально-призматические фигуры.
Наиболее крупные из них бывали объёмом порядка 700 см³: они присутствуют в каталожных описях, да и сохранившиеся образцы выставлены в музеях Европы. Существовали даже смертобоища с билом под 800 см³ и древком, как у алебарды. А кеттенморгеншетрнов с рабочей частью в 400–500 см³ (то есть до полулитра) было немало.
Стоит отметить, что это фактически рабочий максимум. Он только по весу рабочей части приближается к 4 кг, а если учесть цепь и рукоять (неизбежно прочную, массивную, вырезанную из плотного дерева вроде вяза, да ещё в паре мест окованную железом, а порой и с дополнительными остриями), то весь агрегат точно потянет на шесть кило. Столь тяжёлых алебард на свете не бывало вовсе, да и самые огромные мечи-двуручники из числа боевых не дотягивают до этого веса примерно килограмм, чаще полтора. Оговорка насчёт боевых важна: парадный или тренировочный двуручник бывал на четверть, даже на треть массивнее реально воевавших «коллег». Очень может быть, что и вышеупомянутые смертобоища применялись не столько в бою, сколько перед ним для подготовки бойцов. Для Средневековья такой метод вполне типичен.
Двойной и тройной кеттенморгенштерны (современные реплики)
Звезда-гигант
Время изготовления точно не определено, но это в любом случае довольно поздний образец. Следов износа на рабочей части не видно: похоже, в бою «звезде» побывать не довелось. Можно предположить, что изготовитель рассчитывал на тролля или гигантопитека, но с последними возникли какие-то проблемы, поэтому кеттенморгенштерн так и остался бесхозным…
Речь пока о том, что сохранилось «в железе». Если же говорить об изображениях, то у нескольких известных художников — это Буркхмайер, Трайцзауэрвайн и даже сам великий Дюрер! — очень редко, но встречаются рисунки особо огромных кеттенморгенштернищ. Их рабочая часть — воистину «утренняя звезда», шипастый шар размером чуть ли не с детскую голову. Древко во всех этих случаях показано реалистично: не алебардных габаритов, а менее чем до плеча (по-настоящему тяжёлой «утренней звездой» даже при двуручном хвате невозможно орудовать, если рукоять окажется ростовых пропорций).
К слову, у боевых цепов (которые можно отнести к тому же классу, что и кистени-гиганты) било, случалось, достигало длины свыше 60 см, а объёма — крепко за два литра. Правда, в таких случаях оно обычно было окованным железом, а не цельнометаллическим. По крайней мере, в крестьянском, солдатском и стражническом вариантах.
Эскиз Дюрера, попытка разработать экипировку всадника, позволяющую наилучшим образом прорываться сквозь пехотный строй. Забавно выглядит попытка подвесить к лошадиной броне дополнительные цепные ядра
Русский цеп
Рыцарский цеп
Тройной кеттенморгенштерн в турнирном поединке XIV века
Немецкая гравюра, изображающая крестьянское восстание. Цепы — один из основных видов оружия
Работа с кистенём и цепом
Штурм Дамиетты: цепоносец и фустибулярии на палубной надстройке
Немецкий моргенштерн XVII века. Длина рукояти — 128 см
Снова Германия, учебник фехтования Якоба Зутора. Времена — д’артаньяновские. Приёмы работы с боевым цепом занимают впятеро меньше страниц, чем техника боя алебардой, и в восемь с лишним раз меньше, чем двуручным мечом, не говоря уж о шпаге, — но цеп всё же не забыт. Шпажных дел мастеру предписывается не блокировать его, а уклоняться от удара — и тут же контратаковать в подмышечную пройму кирасы (доспех цепоносца неполон: судя по контексту, речь идёт о ситуации, когда штурмующие только-только ворвались на укрепление, обороняемое городскими отрядами). При схватке двух цепоносцев даётся совет работать на опережение, «переигрывать» удары в горизонтальной плоскости действиями в вертикальной, не забывая при этом о возможностях рукояти.
Прочности цепей уделяется особое внимание: каждое звено должно быть заклёпано. Ударные гирьки, которые в Испании ассоциируются не с утренней звездой, а с цветком ромашки, слегка вытянутой формы. Шипов на них как будто нет, но ведь в трактате описан тренировочный образец; судя по тому, что мастер постоянно предостерегает учеников от опасности пораниться, боевые ромашки имели острые лепестки.
Манера удержания мангуаля в руках, стойки, перемещения сродни той технике, что используется для «монтанте», испанской версии двуручного меча XVII века, только, конечно, без колющих выпадов. Специально подчёркивается, что полноразмерный мангуаль — не для одной руки: левая ладонь должна удерживать древко за навершие, правая — примерно посередине.
Удары наносятся в вертикальной и горизонтальной плоскости, иногда движения бывают «волнообразными», но никогда — вращательными: попытка вращать такой цеп-кистень на тренировке карается замечанием, а в бою — ещё более строго. В основном взмахи идут «от трёх суставов», с задействованием плеча, локтя и, уже для подправки траектории, кистей рук; без плавной кистевой доводки слишком легко ненароком хлестнуть самого себя. Эта подправка удара на уровне запястья и ладони — важный критерий мастерства, требующий особой тренированности. Очень важна и «игра ног»: перемещение по кругу, сближение с противником — по радиусу или хорде, иногда зигзагообразным шагом типа пресловутого «качания маятника»… Впрочем, всё это — отличительные черты испанского фехтования как такового, а владение боевым цепом, мы уже знаем, входит в декстрезу на правах полноценного раздела.
Сцепка между билом и рукоятью нередко состояла всего из одного звена или вообще не имела дополнительных звеньев
И немного о гуситах
Рисунок современника гуситских войн: основное вооружение — боевые цепы
Посещая различные оружейные и исторические музеи, не забывайте обращать внимание на незаметные порой в витринах сочетания рукояти, цепи и била — у них богатая, очень богатая история.