московский проспект 220 что на последних этажах
Серия домов на Московском проспекте — универмаг «Московский» и мастерская N 6 института Ленпроект
Весьма выразительные дома, расположенные в Петербурге прямо у площади Победы, невозможно не заметить. Огромнейшие панорамные окна наверху здания так и притягивают внимание гостей и жителей города. Серия таких уникальных домов находится по адресу: Московский проспект, д 220, 205, в них размещаются универмаг «Московский» и мастерская N 6 института Ленпроект.
Архитекторами зданий являются Сперанский С. Б., Владимирова Е. Ф., Исаева В. В. Год постройки: 1963-1965. Стиль исполнения: Современный.
Итак история появления начинается в «Хрущёвское» время. С 1953-го по 1964-й архитектор Сергей Сперанский возглавлял Мастерскую № 6 «Ленпроекта». Как известно, в этот период в советской архитектуре произошла радикальная смена как стиля, так и методов работы.
В ноябре 1954 года Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв выступил с критикой помпезного зодчества сталинской эпохи, после чего в 4 ноября 1955-го было издано Постановление Совмина и ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Фото: «Сitywalls» Из книги «Ленинград. Путеводитель» 1978 г.
Этим документом правительство официально заявило об изменении принципов строительства в масштабах всей страны. Теперь приоритет получило разработка типового жилищного строительства, вместо отдельных знаковых объектов. Таким образом, в середине 1950-х завершалось строительство зданий, одобренных в сталинское время, и параллельно велась разработка новых сооружений, лишённых внешней выразительной отделки.
В соответствии с новыми задачами, поставленными руководством партии, специалисты «Ленпроекта» разработали серию домов для Московского района.
Фото: «Patsvu»
Фото: «Сitywalls» 1971 г.
«В мастерской №6 института Ленпроект закончены проекты двух 9-этажных жилых домов, которые построят на том месте, где у Средней Рогатки берёт своё начало Московский проспект. Дома будут способствовать формированию архитектурного ансамбля новой площади. Расположенные друг против друга, они создадут как бы пропилеи – парадный въезд в город.
В каждом доме запроектировано около 400 одно-, двух- и трёхкомнатных квартир для посемейного заселения. В решении фасада здания важную роль играют витражи-вставки в верхних двух этажах. Это будут высокие, с обилием естественного света 32 мастерские для живописцев.
Фото: «Patsvu» Вид на Московский проспект с площади Победы в предпраздничные дни. 1967 г.
Фото: «Patsvu»
По замыслу проектировщиков витражи-вставки должны композиционно перекликаться с большими витринами новых современных универмагов, которые будут в первых этажах…
Городской архитектурно-технические совет отметил высокое качество проекта (авторы – архитекторы С. Б. Сперанский, Е. Ф. Владимирова, В. В. Исаева и инженер Н. И. Дюбов)». Журнал «Строительство и архитектура Ленинграда» №9’1960.
И уже в 1963-65 годах на Московском проспекте по проекту строятся дома №№205 и 220. Первые этажи со сплошной лентой витрин заняты Московским универмагом. Два верхних — двухъярусные остекленные блоки — мастерские художников. Протяженные фасады этих зданий (250 метров) облицованы белой бетонной плиткой.
Фото: «Yandex»
Фото: «Yandex»
Московский проспект 220 что на последних этажах
Да-да, эти дома, где Московский универмаг! А какого они времени постройки? Я почему-то считала, что это сталинки.
И что, там художники раньше жили? Или просто работали?
А, всё, прочитала в предыдущем посте, что и то, и другое))
а сейчас там что? Выглядят довольно заброшенно—окна грязненькие такие.
*надо же, сколько народу знает! А в моём окружении никто))))
Да-да, эти дома, где Московский универмаг! А какого они времени постройки? Я почему-то считала, что это сталинки.
И что, там художники раньше жили? Или просто работали?
а сейчас там что? Выглядят довольно заброшенно—окна грязненькие такие.
*надо же, сколько народу знает! А в моём окружении никто))))
Московский универмаг был открыт где то в середине 60х, значит, дома, примерно 1965 года постройки.
Я не знаю, были ли там квартиры совмещенные со студиями, думаю да, потому что моя сколькотоюродная сестра жила с художником, как раз в такой, но в другом районе, а у матери моей подруги там была просто студия, а жила она в другом месте (неподалеку)
Что там сейчас не знаю 🙁
так а сейчас-то там что (может, кто-то всё же знает)? Художников выгнали, хлам складируют?))
так а сейчас-то там что (может, кто-то всё же знает)? Художников выгнали, хлам складируют?))
Вообще недавно была какая-то буча по поводу отбирания мастерских, но не этих вроде, а на Б.Морской которые.
Сходите в гости и всё узнайте. Художники гостеприимные обычно, рады гостям с бутылочкой коньяка
Тэкс, мне срочно нужна такая квартира. Еще бы денег на нее нарыть.
. и рисовать науцицца)
или Вы художник, состоящий в СХ?
Тэкс, мне срочно нужна такая квартира. Еще бы денег на нее нарыть.
Окна запаритесь мыть.
Да и планировки там не ахти. Кухни маленькие
. и рисовать науцицца)
или Вы художник, состоящий в СХ?Ничего себе, все в семью (ц).
Мужу будет приятно и полезно. Ну и мне так ничегошный вид на крыши.
Не художник, но состоит в ССМ:))
Я про 205 дом.Живут, точно. Не факт, конечно, что пишут там.
Вообще недавно была какая-то буча по поводу отбирания мастерских, но не этих вроде, а на Б.Морской которые.
Сходите в гости и всё узнайте. Художники гостеприимные обычно, рады гостям с бутылочкой коньяка
Я слышала только про Митьков, что на их мастерскую периодически покушаются.
А гости—это мысль :016:
Окна запаритесь мыть.
Да и планировки там не ахти. Кухни маленькие
А Вы там были?
И ещё девушка, которая здесь писала, что была, расскажите, как там внутри, а?)) Отдельное большое помещение для мастерской, и есть жилые комнаты и кухня? А в жилой комнате и кухне тоже такие окна во всю стену?))
*что-то у меня нешуточный интерес проснулся))))
И потом. В такую жару. 001: Это же душегубка:001:
зимой пить глинтвейн и смотреть на падающий снег:0070:
А гости—это мысль :016:
да канеш)
Мне кажется мастерские с такими огромными окнами еще есть в «синем» доме за гостиницей Санкт-Петербург, на Финляндском, кажется, проспекте
А Вы там были?
И ещё девушка, которая здесь писала, что была, расскажите, как там внутри, а?)) Отдельное большое помещение для мастерской, и есть жилые комнаты и кухня? А в жилой комнате и кухне тоже такие окна во всю стену?))
*что-то у меня нешуточный интерес проснулся))))
Я живу в доме-пластине на площади Победы (Петербург) The Village рассказывает о жизни в самых известных и необычных домах Москвы и Санкт-Петербурга
Модерновые доходные дома, сталинские высотки, дома-коммуны и многоэтажки 1970-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живёшь» The Village рассказывает о самых необычных домах двух столиц и их обитателях. В новом выпуске мы узнали у менеджера Елены Романюк, как устроена жизнь в одном из двух домов-пластин в конце Московского проспекта, состоящем только из однокомнатных квартир. А краевед Сергей Бабушкин рассказал, справляются ли эти дома с функцией парадного въезда в Петербург.
АРХИТЕКТОРЫ
С. Б. Сперанский и А. Д. Кац
Дом-пластина
(часть ансамбля площади Победы)
ПОСТРОЙКА: 1973–1975
ВЫСОТА: 22 этажа, 76 метров
ЖИЛЬЁ: 315 квартир
Сергей Бабушкин
Не уверен, что в домах-пластинах (Московский проспект, 207 и 224. — Прим. ред.) было что-то особенно новаторское по тем временам. Единственное — новация использовалась при возведении: дома — одни из самых высоких в Ленинграде 1970-х — строили с помощью вертолёта Ми-8, пилотируемого лётчиком Таракановым. Вертолёт применяли вместо строительного крана и лесов, поднимая на нём большинство грузов — вероятно, это был наиболее выгодный метод или просто эксперимент. Таким образом, 22-этажные здания возвели методом передвижной опалубки.
Особенность этих домов в том, что они высокие и при этом сравнительно небольшой площади. Если, например, сталинские высотки в Москве по форме напоминают пирамиды, то дома на Московском проспекте — по сути вертикальные пластины, очень узкие и длинные.
Почти все ведущие советские архитекторы 1970-х вышли из сталинской неоклассики: им попросту больше неоткуда было выходить. Тот же Сергей Борисович Сперанский, разрабатывавший ансамбль площади Победы, учился у Ноя Абрамовича Троцкого, который создал проект ленинградского Дома Советов. Первая крупная работа Сперанского — совместная с Игорем Ивановичем Фоминым: жилой дом на Суворовском проспекте, 56, чисто неоклассический. Потом начинается переход от сталинской неоклассики к более современным вариантам, и все ленинградские архитекторы строят в чём-то похожие здания, немного напоминающие итальянскую архитектуру 1930-х годов, тоже неоклассическую. Так, Сперанский делает здание телецентра, Александр Жук — ТЮЗ на Пионерской площади. Ближе к 1970-м в советской архитектуре чётко обозначились два направления. Первое — более функционалистское, его олицетворял Жук. Второе — более ориентированное на классические традиции, более петербургское. И здесь ярким представителем является Сперанский.
Классичность домов-пластин — в первую очередь в сознательно симметричной композиции: эти дома — своего рода башни-пропилеи, образующие торжественный въезд со стороны аэропорта Пулково, ворота города. И, на мой взгляд, с функцией парадного въезда и башни, и в целом ансамбль площади Победы с прилегающей частью Московского проспекта справляются. Кстати, две башни на месте нынешних домов-пластин предполагались ещё в 1950-е годы. Другое дело, что на месте мемориала героическим защитникам Ленинграда хотели построить огромную триумфальную арку. Сами же башни хотели сделать в стилистике сталинских высоток, со шпилями. Говорят, уже в 1953 году от проекта отказались. А в 1955 году проект развития этой части Московского проспекта получил персональный пинок в знаменитом постановлении «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»: запроектированная площадь была заметно больше Красной площади в Москве.
Весь ансамбль — с домами универмага «Московский» и мастерскими художников (Московский проспект, 205 и 220. — Прим. ред.) — на мой взгляд, получился достаточно уникальный и выразительный. Он выделяется на фоне архитектуры хрущёвских и брежневских времён, в целом довольно унылой. В те времена во главу угла ставили производство, а архитекторов критиковали, если в триаде Витрувия — польза — прочность — красота — они на первое место ставили красоту. И ансамбль, завершающий Московский проспект, в данном случае исключение из правил.
Цена однокомнатной квартиры
4 000 000 рублей
Аренда однокомнатной квартиры
от 18 000 рублей в месяц*
*Источник: ЦИАН, «Мир квартир» (1, 2)
Однокомнатная
квартира — 32 м 2
*все квартиры в доме — однокомнатные
Высота потолков — 2,5 м
Санузел совмещённый
Елена Романюк, менеджер: В этом доме я живу с 2007 года. Родители подыскивали мне квартиру, мы много всего пересмотрели и остановились на Московском проспекте. Я просто зашла и увидела огромное окно. Мы поговорили с хозяином 15 минут, вышли, и папа спросил: «Хочешь тут жить?» — «Да! Пожалуйста, можно?» Причём с практической точки зрения было ясно, что это не самый идеальный вариант: например, здесь, как и в остальных квартирах в доме, нет балкона — кроме общих на этажах, куда все выходят курить. Но мне нравится место, нравится вид из окна. Тут пейзаж, в котором много воздуха. Ты смотришь вниз — и там всё такое маленькое. Особенно здорово здесь вечерами. Друзья любят приходить в гости: просто сидеть и смотреть в окно. Для родителей же аргументом было то, что тут безопасно: Московский проспект по ночам освещён, не надо пробираться к дому тёмными дворами.
В квартире делали перепланировку, но это было ещё до того, как я здесь поселилась. До перепланировки кухня была размером примерно пять квадратных метров или даже меньше, что, по-моему, невыносимо. Теперь это квартира-студия.
В доме всего одна парадная (или подъезд — жители по-разному называют). Внизу, на первом этаже — большое нежилое пространство. Там стоят кресла, стол. У почтовых ящиков люди хранят велосипеды, но, говорят, их время от времени крадут. Также здесь есть так называемый красный уголок: место, где жильцы собираются для обсуждения важных вопросов. Я там была ровно один раз. Обсуждали смену управляющей компании. Люди орали друг на друга благим матом — прямо фильм «Гараж». Я поняла, что никакого конструктивного обсуждения не будет, минут через 15 у меня разболелась голова, и я ушла. Это была моя единственная попытка поучаствовать в обсуждении общедомовых проблем.
На первом этаже есть консьерж. Моё глубокое убеждение: он нужен исключительно для того, чтобы жильцам дома было с кем поговорить в любое время суток. Не видела, чтобы он выполнял иные функции. Иногда дверь в парадную открыта, потому что консьерж куда-то ушёл. При этом с ним постоянно кто-то общается — то есть он выполняет социальную функцию. Сейчас в доме наступили вегетарианские времена. А вот раньше у нас работали консьержи, которые до этого, наверное, были сторожами в общежитиях. Они, такое ощущение, не понимали, что работают в доме, где живут взрослые люди, а не студенты. Мне регулярно звонили друзья и просили спуститься за ними: «Эта женщина (консьержка) нас не пускает!» Сейчас же консьержи ко всем относятся лояльно: кто хочет — тот и ходит.
В доме 22 этажа, жилые помещения начинаются со второго. Есть два лифта, лет семь назад их поменяли, но жильцы тут же всё убили: кто-то возил стройматериалы и побил стекла, подростки на стенах что-то царапали. Сейчас лифты выглядят ужасно, как будто им лет по 20.
Конструктивно этот дом соединяется с горизонтальным корпусом (формально это дом № 222). Таким образом у жителей квартир на втором этаже есть возможность выходить из окон на крышу этого корпуса, но я никогда не видела, чтобы кто-то это делал. Жила бы я на втором этаже — обязательно бы воспользовалась возможностью, это же практически терраса. На крыше такого же корпуса напротив — там, где надпись «50 лет универмагу „Московский“» — обычно круглый год валялись-«загорали» игрушечные Санта-Клаусы, и только зимой их торжественно водружали на край. Но сейчас они куда-то делись.
Все квартиры в доме однокомнатные. Насколько я знаю, изначально их давали блокадникам. Поэтому, когда я только заселилась, в доме было много пожилых людей. Сейчас их осталось совсем мало — всё больше молодёжи, молодых семей.
Раньше в одной из квартир на этаже жила очень старенькая бабушка (сейчас её, к сожалению, уже нет). Легендарная. Она приходила ко мне — просила застёгивать ботинки. А когда я уехала на Тайвань и тут жила моя подруга, бабушка к ней регулярно заходила с самыми странными просьбами, вплоть до «потереть спинку». Есть и другие странные соседи. Один как-то раз испугал мою подругу: прибежал на балкон, где она курила, и начал кричать: «Вы тут курите, а в такой-то квартире бабушку убили!» Мы спустились к консьержке, она объяснила, что с бабушкой всё в порядке, просто человек чересчур экзальтированно переживает. Потом я не раз сталкивалась с ним в лифте, и он время от времени говорил другие странные вещи: например, что наш дом вот-вот снесут.
На крыше дома установлена металлическая конструкция, защищающая от ветра телеантенны. По ночам эта штука — и такая же на соседнем доме — светится цветами российского флага. Сначала это ужасно бесило, но быстро привыкла. Выход на крышу раньше был, я даже как-то раз там побывала. Но поскольку Московский проспект — федеральная трасса, крыши закрыли по требованию ФСО. В дни пребывания в городе первых лиц на крышу нельзя вылезать вплоть до уголовной ответственности.
В остальном же от федерального статуса трассы одни плюсы. Например, в тот год, когда Петербург завалило снегом (это было ещё при Матвиенко), здесь всегда чистили, просто из-за кортежей. Площадь Победы регулярно моют, украшают к разным праздникам. Раньше запускали фонтаны внизу, у дома, но в последние годы это случается редко.
Из минусов быта — дыра в стене на этаже. Её пробила ручка от двери, на которую вовремя не поставили ограничитель: получалось, что, когда дверь распахивали, ручка впечатывалась в стену. Ещё эта дверь ужасно скрипит. Я даже подумываю установить другую дверь в квартиру — чтобы не слышать этот кошмарный звук. Всё-таки такие вещи сказываются на качестве жизни.
Другой минус — мусоропровод прямо на этаже, которым почему-то продолжают пользоваться отдельные жильцы, хотя внизу стоят большие контейнеры для отходов. По-хорошему, его надо бы заварить. Мусоропровод этот очень узкий: чтобы туда что-то выбросить, надо приложить усилия — там рядом даже стоит специальная палка для проталкивания мусора.
И на этажах, и в квартирах есть пожарная сигнализация. Причём она говорящая — мужской голос просит: «Пожалуйста, покиньте дом». Раньше, когда все курили, она срабатывала почаще, чем сейчас. Сигнализацию все игнорируют: народ выглядывает за дверь, видит, что паники нет — и ладно.
Насколько я знаю, у этого дома и такого же напротив — собственные отдельные котельные. Один раз с ними была неприятная история. Зимой, в лютый мороз, у нас отключили электричество. И вслед за этим вырубились насосы, которые гоняют воду по батареям. На улице — минус 25, квартиры начали остывать. Жильцы сильно поднапряглись, так как боялись, что вода замёрзнет в батареях и те лопнут. К счастью, электричество включили через два часа и всё обошлось.
Из огромных бонусов проживания в этом доме — то, что здесь всегда светло. Причём даже если в Петербурге пасмурно (спасибо окну). Летом здесь вообще отлично: я по утрам просыпаюсь бодрая. Кроме того, отсюда удобно ездить в аэропорт. Поскольку моя нынешняя работа связана с большим количеством командировок, я этому очень радуюсь. Выхожу из дома часа за полтора до вылета, чтобы к концу регистрации быть в аэропорту.
С функцией парадного въезда в Петербург наши дома-пластины, конечно, не справляются. Я очень много об этом думаю, так как постоянно вижу точно такой же, как мой, дом напротив. Окей, дом конструктивно неплох. Но. может быть, стоило бы его покрасить? Сделать как-то повеселее. Видимо, считается, что с этой функцией справляются гигантские плакаты — с первого по 22-й этаж — на торцах домов. Их вешают по поводу разных городских или национальных событий: например, экономический или юридический форум, — а сейчас вот новогодние плакаты. По бокам соорудили специальные конструкции-фонарики, которые подсвечивают эти плакаты. Они, кстати, немного закрывают окна на лестничных клетках, но некритично — свет в парадную попадает.
Я никогда не была в доме-пластине напротив, но, насколько знаю, он такой же, как наш. В связи с этим есть такая история. Я училась за границей, а в моей квартире жил знакомый. И вот как-то раз друзья везли его — не очень трезвого — домой. Подъехали, долго думали, какой из домов правильный. И в итоге высадили у дома на противоположной стороне. Дверь была открыта, ребята затолкнули парня в дом. Но решили позвонить человеку, который точно знал, какой из домов мой. Осознали ошибку, вернулись — а парень к тому моменту уже выбежал из парадной в панике, потому что пытался попасть в «свою» квартиру, которая совсем не его. Такая «Ирония судьбы».
Легендарные «Дома-пластины» на площади Победы — история
Две советские высотки, расположенные у площади Победы в Санкт-Петербурге, — это знаменитые дома, в которых есть только однокомнатные квартиры.
Они же — «Дома-пластины» на площади Победы, рядом с Монументом героическим защитникам Ленинграда.
Здания расположены по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр. 224 и Московский пр. 207.
Годы постройки: 1973–1975. Высота дома: 22 этажа, 76 метров. Всего в здании размещено 315 квартир.
Фото: «The Village»
«Особенность этих домов в том, что они высокие и при этом сравнительно небольшой площади. Если, например, сталинские высотки в Москве по форме напоминают пирамиды, то дома на Московском проспекте — по сути вертикальные пластины, очень узкие и длинные» — сообщал «The Village».
«Возведены дома методом передвижной опалубки из монолитного железобетона. Наружные стены собраны из навесных панелей, облицованных светлой керамической плиткой.
Возглавляя мастерскую N 6 института Ленпроект, которой была поручена застройка Московского района, С. Б. Сперанский плодотворно и успешно вел проектирование в этом районе. Самый важный узел района — въезд в Ленинград со стороны Москвы и Киева — пл. Победы, еще находящаяся в стадии строительства (1974).
Фото: «Citywalls»
Два двадцатиэтажных башенных жилых здания, композиционно связанные обширными одноэтажными торговыми центрами с уже существовавшими на Московском пр. парными девятиэтажными жилыми домами, лаконично и сильно решенными в крупном ритме, образуют далеко видные с Пулковского шоссе пропиллеи въезда в город.» — сообщал «Citywalls».
Фото: «Citywalls»
«Две башни на месте нынешних домов-пластин предполагались ещё в 1950-е годы. Другое дело, что на месте мемориала героическим защитникам Ленинграда хотели построить огромную триумфальную арку. Сами же башни хотели сделать в стилистике сталинских высоток, со шпилями. Говорят, уже в 1953 году от проекта отказались. А в 1955 году проект развития этой части Московского проспекта получил персональный пинок в знаменитом постановлении «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»: запроектированная площадь была заметно больше Красной площади в Москве» — рассказывает «The Village».
«Весь ансамбль — с домами универмага «Московский» и мастерскими художников (Московский проспект, 205 и 220. — Прим. ред.) — на мой взгляд, получился достаточно уникальный и выразительный.
Он выделяется на фоне архитектуры хрущёвских и брежневских времён, в целом довольно унылой. В те времена во главу угла ставили производство, а архитекторов критиковали, если в триаде Витрувия — польза — прочность — красота — они на первое место ставили красоту. И ансамбль, завершающий Московский проспект, в данном случае исключение из правил.» — поясняет вышеупомянутый источник.
Фото: «Яндекс»