мотокросс что это такое
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Дисциплины мотоциклетного спорта: мотокросс и его разновидности
Мотокросс можно с уверенностью назвать прародителем не просто нескольких современных дисциплин, но и всего мотоциклетного спорта в целом. Более того, даже сейчас, при всем разнообразии существующих направлений, он остается одним их самых популярных видов мотоциклетного спорта, как у зрителей, так и у спортсменов. Именно поэтому обойти его вниманием в рамках цикла статей о современных мотоспортивных дисциплинах просто невозможно.
Общая информация
Мотокросс — это одна из разновидностей гонок по бездорожью. Соревнования проводятся на специально организованных замкнутых трассах длиной 1,5-2 км, не включающих участки дорог общего пользования. Они имеют естественное покрытие и обязательно оснащаются дополнительными препятствиями вроде неровностей рельефа или небольших трамплинов.В зависимости от масштабов соревнований, гонка проводится в 2-3 заезда, на каждый из которых отводится, в среднем, 20-40 минут + 2 дополнительных круга.
Участниками используется особая экипировка и специальные кроссовые модели мотоциклов, в зависимости от объема двигателя которых производится деление гонок на классы. При этом существующие классы и конкретные требования к оборудованию в рамках каждого из них указываются для каждого чемпионата отдельно.
Подробнее об особенностях конструкции кроссового мотоцикла вы можете узнать из одного из прошлых материалов.
С чего начинался мотокросс
Самым первым соревнованием, положившим начало мотокроссу, считается «гонка за лисой» 1908 года. В ней участвовали не только мотоциклисты, но и конные наездники. Столь странный для современного зрителя набор участников объясняется достаточно просто: целью заезда было доказательство того, что мототехника может на равных тягаться с лошадьми в скорости и проходимости. Несмотря на то, что мотоциклисты в этом заезде потерпели поражение (11 из 13 участников не пришли к финишу), мотогонки по бездорожью продолжили существовать и развиваться.
В итоге все это вылилось в появление первого официального международного соревнования — Чемпионата Европы по мотокроссу, прошедшего в 1952 году. В 1957 ему на смену пришел еще более масштабный Чемпионат мира, проводимый под эгидой ФИМ и по сегодняшний день.
В СССР кроссовые заезды, несмотря на достаточно сильное отставание в техническом плане от запада, обрели официальный статус уже в 1928, когда гонка по пересеченной местности стала частью спартакиады. Первые же международные соревнования прошли в 1954. В них принимали участие не только советские гонщики, но и спортсмены из Чехословакии, Польши и ГДР. А уже 2 года спустя Центральный автомотоклуб СССР был официально принят ФИМ, что открыло отечественным мотоциклистам доступ к мировым состязаниям.
Основные соревнования
Практически с самого начала своего существования мотокросс являлся наиболее доступной точкой входа в мир профессионального спорта, поэтому участников всегда было достаточно, а соревнований различного масштаба проходило огромное количество. Помимо Чемпионата мира, к основным мировым соревнованиям также можно отнести:
В большинстве крупных стран, участвующих в международных соревнованиях, также проводятся локальные гонки. В России это:
С более подробным списком отечественных состязаний, а также с актуальными результатами прошлых заездов также можно ознакомиться здесь.
Виды мотокроссовых гонок
Мотокросс за век своего существования сумел не только сформироваться в «классическую» дисциплину, но и стать основой для появления целой серии разновидностей мотокроссовых гонок, часть из которых даже в итоге была официально признана отдельными видами спорта.
Вместо финишной черты
Современный мотокросс по-настоящему многолик и разнообразен, поэтому привлекает огромное количество молодых спортсменов. Вступить в их ряды вполне можете и вы или ваши дети, но перед этим мы рекомендуем ознакомиться, как минимум, с двумя достаточно важными материалами:
Федерация Мотоциклетного Спорта России
Федерация
Мотоциклетного
Спорта России
Мотокросс – один из старейших видов мотоциклетного спорта
История мотоциклетного спорта, как мы уже выяснили, берет свое начало практически с самого изобретения мотоцикла, то есть, с 1885 года. Возникновение такой популярной и по сей день дисциплины как мотокросс, связано с ним практически неразрывно, поскольку именно она стала одним из первых официальных направлений, которое, к тому же, даже смогло породить ряд других зрелищных дисциплин.
Мотокросс в двух словах
В современном понятии мотокросс (также иногда именуемый MotoX или просто MX) – это гонка на замкнутой трассе, пролегающей по пересеченной местности вне дорог общего пользования. Основная задача каждого гонщика – первым пройти определенное количество кругов за отведенное время. В профессиональных заездах оно обычно ограничивается 30 минутами плюс 1-2 дополнительных круга.
В отличие от других видов спорта, где во главу ставится высокая скорость, здесь не меньшее значение имеет физическая подготовка и мастерство гонщиков, поскольку на пути к финишу им приходится преодолевать большое количество различных препятствий. Среди них и изменения дорожного покрытия на грязь и песок, и крутые подъемы и спуски, и даже искусственно установленные небольшие трамплины. Все это делает мотокросс одним из самых зрелищных и от того популярных соревнований. Однако было так далеко не всегда.
С чего все началось
Прародителем мотокросса принято считать так называемую «гонку за лисой». Это соревнование было организовано в Англии в 1908 году с целью доказательства того, что мотоциклы, несмотря на относительную молодость, являются весьма перспективным средством передвижения по бездорожью, по мощности и проходимости превосходящим привычных для того времени лошадей. Для подтверждения этого на трассу вышли 16 всадников и 13 мотоциклистов.
Доказать свою правоту любителям инноваций не удалось: во-первых, безоговорочную победу по времени в гонке одержала конница, а, во-вторых, 11 из гонщиков на «механизированных экипажах» вовсе не смогли прийти к финишу. Но, несмотря на поражение, мотокросс вместе с мотоциклетной техникой продолжил сове развитие и уже через несколько лет предстал перед зрителями в новом обличии.
Здесь стоит отойти от темы и отметить, что основным видом соревнований на тот момент стали гонки на длинные дистанции. Они ставили серьезный вызов гонщикам, зачастую выступавшим и инженерами, вручную дорабатывающими своих «железных коней», но были малоинтересны зрителям: следить за движением на всей протяженности трассы было просто невозможно. Поэтому стали приниматься первые попытки сделать соревнования более локальными, чтобы их посетители могли лицезреть всю сложность борьбы спортсменов. Одной из таких попыток стал новый прообраз мотокросса.
По правде говоря, он не имел практически ничего общего с тем, чем стал в итоге. Дело в том, что соревнования проводились не на привычной замкнутой трассе, а у подножья холма. Основной задачей участников, стартовавших поочередно, был подъем на его вершину, но, ввиду небольшой мощности, солидного веса мотоциклов тех лет и крутости подъема, сделать это не удавалось никому. Победителем же считался тот гонщик, которому удавалось больше всех приблизиться к цели. Несложно догадаться, что с такими, довольно странными, правилами состязания не ждал оглушительный успех.
Вновь, и на этот раз навсегда, мотокросс вернулся уже после Второй Мировой. Правила вновь изменились и теперь представляли собой хорошо знакомые нам гонки по пересеченной местности с одновременным стартом всех участвующих мотоциклистов. Единственным спорным моментом оставалась длина трассы, которая в итоге ограничилась 1,5-3 км. Впрочем, из этого правила были исключения – иногда длина кольца достигала внушительных 30 км, а при большом количестве участники могли стартовать поочередно. Впрочем, подобные изменения лишь разнообразили принятую концепцию и делали новообразованные соревнования еще более интересными для простого, непосвященного зрителя.
Мотокросс в СССР и выход на мировой уровень
Изначально, как и любая другая дисциплина, все состязания носили любительский и полулюбительский характер, но после того, как были определены основные правила, они достаточно быстро получили официальный статус полноценной спортивной дисциплины. Даже в СССР, достаточно сильно отстававшем от Франции и Англии – пионеров мотоциклетного спорта, уже в 1928 году, была организована первая официальная кроссовая гонка, ставшая частью проходившей спартакиады. Впрочем, тогда дистанция была выбрана гораздо больше, чем принято сейчас – ее длина достигала 100 км.
В целом, в этот период мотокросс в СССР можно смело назвать самым популярным видом мотоциклетного спорта. Гонки проводились не только в крупных городах, но и в регионах и зачастую привязывались к определенным памятным датам и историческим личностям.
Все это в итоге привело сначала к проведению первых международных соревнований в 1954 году, а затем и к участию советских спортсменов в Чемпионате мира. Он, к слову, впервые прошел в 1957, придя на смену проводившемуся с 1952 года Чемпионату Европы, и с тех пор остается основным состязанием мирового уровня.
Особенности мотоциклов
Вместе с правилами менялась и используемая в соревнованиях техника. Изначально это были обычные серийные модели мотоциклов. Чуть позже, когда мотокросс начал обретать более современные формы, стало понятно, что такие мотоциклы слишком тяжелы и неповоротливы для быстрого, уверенного маневрирования по сложным трассам, поэтому гонщики начали сами модифицировать их, избавляясь от всего «лишнего» (фар, багажника) и дорабатывая ходовую часть.
Чуть позже, когда индустрия шагнула вперед, стали появляться и первые серийные модели, изначально предназначенные для кросса. Все вносимые в них изменения были основаны на наблюдениях за поведением машин и гонщиков на трассе. Помимо общего облегчения конструкции, они коснулись и уменьшения ширины руля, что делало машину более управляемой, увеличения хода вилки, а также подъему выхлопной трубы, которая раньше постоянно получала повреждения. Но наиболее важное изменение было связано с двигателем: на место распространенных, но тяжелых 4-тактных пришли более компактные, легкие и оборотистые 2-тактные одноцилиндровые моторы, сделавшие всю конструкцию гораздо более управляемой и легкой.
Современные серийные модели кроссовых мотоциклов продолжают эти идеи: в них отсутствует аккумулятор и электростартер (по крайней мере, в большинстве моделей его заменяет кикстартер), фары, стоп-сигнал, зеркала и приборная панель. Кроме того, за счет использования более современных сплавов и ряда технологических решений, к примеру, отказа от барабанного тормоза в пользу дискового, их конструкцию удалось облегчить еще сильнее. Это позволило вновь устанавливать 4-тактные двигатели.
Сейчас все модели мотоциклов подразделяются на классы в соответствии с объемом двигателя: 50, 65, 85, 125, 350 и 500. По понятным причинам, соревнования проводятся между машинами одного класса.
Мотокросс как прародитель для других видов спорта
И последнее, на чем стоит остановиться – это влияние мотокросса на весь мотоциклетный спорт в целом, которое из-за раннего появления и получения статуса официального вида спорта было практически неизбежным. В частности, кросс послужил родоначальником сразу для нескольких других направлений:
Что такое мотокросс
Мотокро́сс (англ. motocross. motorcycle — мотоцикл и cross country — пересеченная местность) — вид мотоциклетного спорта, представляет из себя гонку на кроссовых мотоциклах, проводимую по пересеченной местности на замкнутой трассе с естественными и искусственными препятствиями в виде холмов, трамплинов, резких спусков и подъемов.
Мотокросс входит список наиболее популярных спортивных дисциплин. Он является одной из многочисленных разновидностей мотоциклетного спорта. Особенностью этого вида является передвижение на специальных моделях мототехники по пересеченной местности. Это могут быть гонки по трассам с естественными или искусственно обустроенными препятствиями в виде крутых подъемов, канав, трамплинов, песчаных участков.
Автор фото Asiana/Depositphotos.com
Особенности кроссовых мотоциклов
Для участия в соревнованиях по мотокроссу необходимы специальные кроссовые мотоциклы. Они кардинально отличаются от других видов мотоциклетной техники и не предназначены для передвижения по дорожным магистралям общего пользования. Такая техника отлично подходит для езды по пересеченной местности и выполнения различных сложных трюков. Кроссовые мотоциклы, в отличие от других моделей выпускают отдельно для детей и взрослых.
В самых первых гонках по бездорожью участвовали спортсмены на традиционных дорожных байках, которые в процессе приобретения их хозяевами практического опыта дорабатывались для большей эффективности самостоятельно. Основным направлением такого тюнинга было максимальное снижение веса конструкции за счет снятия багажников, осветительных приборов, зеркал, подножек и других элементов. Параллельно находились оптимальные решения для увеличения мощности мотора. В результате такой эволюции и появился кроссовый мотоцикл, который кратко можно описать, как полное отсутствие всего лишнего. У большинства моделей этой техники отсутствует даже электростартер. Запуск мотора при этом осуществляется при помощи кик стартера.
Автор фото homydesign/Depositphotos.com
Кроссовые мотоциклы являются исключительно спортивным инвентарем, и не подлежат регистрации в специальных службах, обеспечивающих безопасность на дорогах. Для управления ими не требуется даже водительское удостоверение. Но в тоже время они не могут сертифицироваться в качестве транспортного средства для дорог общего пользования и не могут иметь госномер. Эта техника представляет опасность для других участников движения и не может использоваться для езды по обычным автомагистралям.
Как выбрать кроссовый мотоцикл
Выбор техники для мотокросса не так велик, как, к примеру, в несколько похожем классе «эндуро». Если вы только приняли решение попробовать свои силы в данной дисциплине, то можно порекомендовать обратить внимание на мотоциклы с двухтактными двигателями. Этим же критерием следует руководствоваться и при выборе кроссовых мотоциклов для детей и подростков. Основное преимущество таких моделей кроссовых мотоциклов заключается в меньшем весе, а, следовательно, и более высокой маневренности на трассе. Для новичков езда на двухтактном мотоцикле обеспечивает меньший риск получения травм. Еще одним плюсом такого выбора является более дешевое техническое обслуживание и ремонт. Вообще, начинающим можно посоветовать, меньше уделять внимания техническим характеристикам, так как при более серьезном подходе к мотоспорту в будущем придется подбирать модель, что называется под себя и под те требования, которые будет вдвигать специализация спортсмена (кросс, трюки и т.д.). Скорее всего, следует ориентироваться на размер бюджета, который вы можете выделить на приобретение железного коня и экстерьер мотоцикла.
Если, техника нужна для того, чтобы просто получить дополнительный адреналин и удовольствие от поездок по бездорожью и пересеченной местности, без соревновательного стимула, то можно порекомендовать модель 4Т.
Автор фото mikdam/Depositphotos.com
Отдельно следует поговорить о спортивных моделях кроссовых мотоциклов для детей и подростков. В линейке такой техники выделяется два направления. Это мотоциклы для обучения кроссовой езде, а также те модели, которые можно смело отнести к спортивному инвентарю. Некоторые производители выпускают для начинающих технику с автоматической трансмиссией. Так, в линейке популярного производителя Yamaha представлена интересная модель для новичков мотоспорта PW50.
Детские кроссовики в отличие от питбайков рассчитаны только на ребенка. Обучаясь на них, дети легко достают до управляющих рычагов и сидя могут спокойно поставить на землю обе ноги.
Особенности обучения мотокроссу
Данный вид спорта требует постоянной концентрации и высокой самоотдачи. Важно также неукоснительное соблюдение правил безопасности. В противном случае можно не только безнадежно угробить технику, но и получить серьезные травмы. Избежать неприятностей помогут следующие рекомендации:
не нужно заранее тормозить при вхождении в поворот. Нужно постоянно поддерживать уровень газа;
тормозить следует жестко, больше используя передний тормоз;
задний тормоз, больше необходим при управляемом заносе;
обучение прыжкам нужно начинать на малых трамплинах при средней скорости;
для более мягкого приземления во время прыжка необходимо держать согнутыми локти и колени;
нажатие на газ перед самым приземлением поможет подвеске мотоцикла лучше справиться с перегрузкой.
Всё о мотокроссе: правила соревнований, требования к мотоциклам, что такое парк гонщиков
Кто хоть раз побывал на соревнованиях по мотокроссу, тот видел, насколько зрелищно входят в повороты мотоциклисты на своих «железных драконах». Восхищённые зрители зачастую задаются вопросом: гонщик ведет мотоцикл или мотоцикл несет гонщика? В этом виде спорта успех в равной степени зависит от умения водителя, его навыков, опыта, и от технических характеристик транспортного средства. Только слившись воедино с мотоциклом, спортсмен может его контролировать, а это под силу далеко не каждому. Множественные тренировки вырабатывают двигательные рефлексы, которые постепенно доводятся до автоматизма.
Что такое мотокросс?
Прежде всего мотокросс представляет собой захватывающую спортивную дисциплину, в которой участники соревнуются на специальных мотоциклах. На отдалении от мест общественного пользования выбирается или специально организовывается кольцевая трасса с препятствиями в виде ям, кочек, поворотов. Езда по такому внедорожью не сравнится с поездкой по городскому асфальту. Различные элементы (трамплины, торможения, повороты) требуют координации мышц, работы с балансом тела, сил и выносливости.
Мотокросс – это не просто катание, это вид спорта, где ставится и выполняется задача – за максимально короткое время преодолеть специальный участок трассы. Это грязная, требовательная, трудная работа, смесь волнения, адреналина и запаха бензина.
Правила соревнований по мотокроссу
Все действия организаторов, участников должны подчиняться Правилам и неукоснительно ими выполняться.
Требования к мотоциклам
Перед каждым соревнованием организаторы рассылают участникам Положение о проводимом мероприятии, где указаны требования к классам мотоциклов:
Соревноваться можно в нескольких классах. На кубках, чемпионатах, первенствах РФ соревнование на мотоколясках проводится лишь после выступления одиночек. Зимние гонки обязательно проводить на ошипованных металлом шинах. В одном заезде используют только один вид шин.
Требования к трассе
Трасса для мотогонок – это кольцевой участок длиной 1,5-3 км. Она нигде не раздваивается, бывает стационарной (постоянной) или временной. Официальные соревнования проходят на трассах 1,75 – 2 км. Самое узкое место трассы – 6 м, для мотоколясок – не меньше 7 м. В вертикальном пространстве на протяжении пути ничего не должно находиться на высоте меньше 3 м. Безопасность водителей напрямую зависит от конфигурации трамплинов. Не разрешены многократные прыжки. После поворотов устраивают «гребенки» – холмики полметра в вышину, расстояние между вершинами которых составляет около 2,5 м. Правила запрещают опасные трассы – с каменистыми участками, глубокими водоемами. Также в пути не должно быть длинных отрезков, где можно разогнаться до скорости выше 55 км/ч.
Требования безопасности
Организаторы обязаны обеспечить безопасность всех участников состязаний. Трасса должна поливаться до и между заездами, чтобы было меньше пыли. В зоне, где находятся участники гонок, не должно быть служебных собак.
Вся протяженность трассы должна отвечать правилам:
Рабочая зона (парк, стартовая/финишная зоны) должна быть огорожена, допуск в нее посторонних лиц запрещен.
Требования к зоне старта
Стартующие мотоциклисты выстраиваются в ряд на расстоянии метра друг от друга. Одиночки стартуют по 30 человек, соответственно, ширина стартовой зоны минимум 30-32 м. Если проходят официальные соревнования, то стартуют одновременно 40 человек. Гонщикам на колясках разрешено стартовать в два ряда. Стартовая зона расположена под прямым углом к первому повороту. Таким образом все участники заезда оказываются в равных условиях.
Стартовая машина
Для одновременного старта используют стартовую машину. Она управляется из закрытого здания стартером вручную или дистанционно. Допускаются стартмашины с индивидуальными секциями, которые падают вниз или назад. Это приспособление устанавливается на бетонной площадке шириной 60 см, имеет высоту 50 см и угол наклона 80⁰. Между барьером и зоной ожидания – 3 м, а для мотоциклов с коляской – 6 м свободного пространства.
Что такое парк гонщиков и для чего он предназначен
Ровная площадка, предназначенная для нужд гонщиков, должна иметь:
Также должны быть две тренировочные полосы для тестирования мотоциклов, которые разделяют между собой тюками или другими нежесткими барьерными материалами. Парк гонщиков должен иметь прямой выезд в предстартовую зону. На территории парка или близко от него располагается помещение для совещаний жюри.
Другие сооружения и помещения
Вокруг трассы располагаются пункты служб, задействованных в соревновании.
Кроме служебных зданий, организаторы оборудуют сооружения, помещения для любителей гонок, которые пришли поболеть:
Возле каждого названного объекта должен находиться пункт для сбора мусора.
Тренировки в предсоревновательный период
Зарегистрированные участники после медицинского и технического контроля имеют право на тренировки. Когда и сколько они будут длиться, по какому принципу совершится отбор – об этом участники узнают из Положения соревнований.
Свободная тренировка длится полчаса, а на время – 20 мин. Если гонщиков больше 4 десятков, их делят на группы. В официальных тренировках дают 5 минут на опробование старта (непосредственно в день гонок или отборочных заездов). Если возникли смены конфигурации пути, дается 1 круг, чтобы ознакомиться с изменениями. В каждом официальном заезде разрешено стартовать одновременно 40 байкерам.
Программа заездов
Положение о соревновании, утвержденное организаторами, устанавливает программу:
Количество заездов | Время заезда, мин | Дополнительные круги | |
Многоэтапные официальные соревнования | |||
Одиночные | 2 | 30-40 | 2 |
С коляской | 2 | 25-30 | 2 |
Юниоры | 2 | 20-25 | 2 |
Юноши | 2 | 10-15 | 2 |
Мальчики | 2 | 5-10 | 2 |
В одноэтапных соревнованиях дается 3 заезда. Перерыв – не менее 1 часа 15 минут.
Порядок старта
Хороший рывок – это шанс первым увидеть клетчатый флаг на финише, поэтому очень важно правильно начать движение. Перед стартом гонщики находятся в предстартовом парке:
Время до старта, мин | Действия участников |
20 | Открытие зоны ожидания (ЗО) |
10 | Все мотоциклы должны быть в ЗО. Кто не успел – снимается с заезда, его заменят запасным участником |
5, свисток | В ЗО остаются гонщик, механик, официальное лицо |
3 | Водитель выходит на старт, сопровождающие остаются в ЗО |
15 с Поднятие зеленого флага стартером | Закрытие ЗО. Участник, у которого забарахлил мотоцикл, может выйти на старт после того, как начнут движение соперники. Гонщики занимают место на старте, двигатели работают |
5 с | В течение 5-10 с стартовая машина сработает |
На старт выходят по результатам квалификационных хронометрируемых заездов. Первым идет мотоциклист с самым лучшим результатом. Далее – участник из другой группы, третьим выезжает водитель из первой группы. Так, чередуя группы по рейтингу водителей в них, составляются новые группы.
Если проводятся неофициальные соревнования, проводится жеребьевка, а последующие заезды формируют по результатам текущего.
Заняв место на старте, участник уже не может ни меняться им, ни вернуться в ЗО, ни просить помощи. Поломки, возникшие на старте, должны решаться после того как стартующие покинут зону.
Фальстарт
Старт раньше времени предполагает определенные действия судей.
Если фальстарт совершили несколько водителей, их тоже направляют в зону ВС: сначала сильнейшего из них, потом, после проезда круга – остальных в порядке очереди.
Должностные лица
На официальных соревнованиях в состав жюри входят Президент, спортивный комиссар, главный судья. Все они должны быть лицензированы Мотоциклетной федерацией России. На небольших соревнованиях осуществление контроля за ходом состязаний ложится на главного судью.
Все, что касается организации соревнований – зона ответственности организаторов. Эти вопросы не касаются жюри, которое отвечает только за ход гонок, оценивания, арбитража, апелляций. Прибыв за сутки до начала мероприятия, жюри вместе с директором гонок делает инспекцию трассы и сооружений на предмет соответствия программе и безопасности. Когда жюри проводит заседания, представители команд имеют право присутствовать в качестве наблюдателей.
Остановка заезда
Поднятие красного флага обозначает остановку заезда (тренировки). Решение об остановке может принять Главный судья исходя из ситуации, угрожающей безопасности любого участника соревнования. Если гонщики не проехали половины положенного времени, через 30 мин будет дан повторный старт, из которого могут быть исключены и заменены на запасных виновные в остановке водители. В это время можно заменить мототехнику, но не позже 10 минут до старта. Если мотоциклисты накатали большую половину времени заезда, их оценивают по времени, которое они показывали на предыдущем круге перед взмахом красного полотнища.
Заезд можно остановить только один раз. Если требуется вторая остановка, а гонщики не проехали половину времени, то считают, что заезд не состоялся.
Поведение гонщика. Помощь ему на трассе
Байкер – лицо, ответственное не только за свою безопасность, но и окружающих. По этой причине гонщик должен строго придерживаться правил движения и поведения на трассе.
Чтобы быть в курсе всей информации, касающейся мотокросса, гонщики должны присутствовать на всех совещаниях, которые для них устраивают организаторы.
Определение результатов
Перегоны по кольцу продолжаются до тех пор, пока лидер, прошедший все круги, не промчится по финишной прямой, а судья в момент пересечения не взмахнет флагом. Финишируют все по порядку прохождения, также учитывается количество пройденных кругов. Не будет зафиксирован результат мотоциклистов, которые:
Если при фиксации результатов получается не целое число, его округляют в сторону большего значения. Бывает, что судья на доли секунды запаздывает со взмахом финишного флага, и результат не совпадает с официальным временем. В таком случае места распределяются в порядке гонки на момент взмаха черно-белого флага.
Если гонщики участвовали в нескольких заездах, их очки суммируются, и по сумме очков определяется победитель. При равенстве очков между двумя соревнующимися выбирают того, кто занял больше призовых мест. Если же и в этом случае лидер не будет выявлен, итоговый результат определят очки последнего заезда.
Мотоциклы
Обязанность мотоциклиста – предоставить к техническому осмотру мотоцикл, который будет отвечать ряду нижеперечисленных требований.
Желтый
Номерные знаки должны быть иметься на мотоцикле только на соревновании, но и на тренировках.
Заправка мотоцикла во время работы двигателя строго запрещается, иначе гонщик будет отстранен от соревнований. Можно использовать неэтилированный бензин 102 (90) марки. Кроме масла ничего в топливо добавлять нельзя. 2-т мотоциклы заправляются смесью бензина и масла с октановым числом не выше, чем было до смешивания.
Экипировка
На тренировках и соревнованиях спортсмены должны иметь специальную экипировку, чтобы быть защищенным от издержек быстрой езды.
Все участки тела спортсмена должны быть закрыты. Для этого понадобятся мотоочки, наколенники, пояса, защита для шеи.
Крупные соревнования по мотокроссу
Самое престижное соревнование – Чемпионат мира по мотокроссу. До этого с 1952 по 1957 год соревновались только представители Европы. С ростом популярности мотоциклетного кросса расширилась география участников гонок, которые сейчас соперничают в двух классах: MXGP, MX2. На протяжении 30 минут спортсмены преодолевают трассу плюс 2 дополнительных круга.
С 1947 года мотокоманды ежегодно соревнуются в ивенте, который называется Motocross des Nations. В 61-м году к гонкам Мотокросс Наций присоединили Трофей Наций, а в 1980-м добавился Кубок Наций. Теперь эти три отдельные события объединены в одно.
В Америке с начала 70-х проводят основную серию гонок AMA Motocross Championship, которую организовывает Американская Мотоциклетная Ассоциация.
Тайваньский крупнейший производитель шин Маххis поддерживает британский чемпионат по мотокроссу British Motocross Championship.
С 2005-го года прекрасная половина соревнуется в Чемпионате по мотокроссу среди женщин.
Федерации
Все официальные мотоциклетные соревнования организовывает FIM – Международная федерация. С 1904 по 1949 год она носила название «Международная федерация мотоклубов». Ныне FIM насчитывает более 115 национальных членов-федераций. Они разделены на 6 групп по регионам.
В России спортивную дисциплину «мотоциклетный кросс» развивает Федерация мотоциклетного спорта (МФР). Она основана в 1960 году, является преемницей Федерации мотоспорта Советского Союза. В состав МФР входит 65 региональных федераций.
Историческая справка о кроссе на мотоциклах
Любители погонять на мотоциклах всегда стремились к выявлению сильнейшего. Дух соревнования присутствовал среди владельцев самой первой мототехники. Известная «гонка за лисой», состоявшаяся в 1908 году на окраинах Лондона, показала несостоятельность железных машин в сравнении с всадниками на лошадях. На бездорожье только два гонщика пришли к финишу, а ведь задумка была показать силу, маневренность, преимущество техники.
В последующие годы проводились различные соревнования, которые массовой заинтересованности не вызывали. Организаторы все еще были в поиске нужного формата гонок. Например, пробовали гонку «Подъем на холм». Стартовали гонщики по одному, а трасса выбиралась с таким расчетом, чтобы ни одному из участников так и не удалось подняться на холм. Побеждал тот, кто преодолел наибольший километраж.
Еще практиковались многодневные кроссы-марафоны по прямым трассам общего пользования. И только в 20-30 годах был найден оптимальный вариант для соревнований. Им оказались кольцевые гонки, которые устраивали всех – организаторов, гонщиков, зрителей. Использовалось естественное покрытие: грунт, трава, песок. Организаторы впервые применили массовый старт и решили вопрос с длиной трассы: для удобства была выбрана кольцевая конфигурация 1,5-3 км, которая вполне позволяла болельщикам насладиться захватывающим зрелищем.
Первые соревнования проводились на обычных дорожных мотоциклах, облегченных за счет снятия зеркал, фар, багажника. Но конструкторская мысль работала в направлении создания специального кроссового байка, который удовлетворял бы требованиям: скорость, легкость. В 1947 прошел первый международный чемпионат, положивший начало ежегодным соревнованиям, каждый раз в другой стране. Гонки стали популярны, и Международная мотоциклетная федерация утвердила чемпионат Европы.
80-е годы называют «золотой эрой» стремительного развития мотокросса. В ту пору регулярно изменялись технические параметры мотоциклов, выявлялись новые звезды мотоспорта, определялись лучшие производители кроссовых мотоциклов. В 2008 году в мировом чемпионате участие впервые приняли женщины.
Обучающая литература
Начинающим мотоциклистам будет интересно осваивать мотокросс, изучая дисциплину в том числе по книгам, которые для многих современных лидеров стали настольными пособиями.
Экстремальный мотокросс привлекает зрелищностью, азартом и непередаваемым духом соревнования. Ведь в мотоцикле есть маневренность, благодаря которой можно преодолевать препятствия, обходить соперника. Там, где не пройдет гоночная машина, мотоцикл выберется с легкостью. Но сам по себе «железный конь» ничего не значит без умелого, опытного наездника, который ежедневно выкладывает свои решительность, силы, выносливость на алтарь развития самого технически сложного вида спорта.