мозг работает быстрее чем руки
Медицинский центр Мавекс Медицина
Статьи
Плохой почерк свидетельствует о том, что ваш мозг работает быстрее, чем руки
Психологи считают, почерк может определить основные черты человеческой природы. На калиграфичность почерка оказывают влияние многие факторы— это отражение личности в целом. В почерке просматриваются наши природные задатки (тип нервной системы, темперамент, психотип), особенности характера и психологические проблемы: комплексы, последствия пребывания в длительном стрессе и прочее.
Многие знаменитости пишут уродливые каракули. Означает ли это, что неряшливое написание букв является знаком гения? Эксперты не согласны, но вот несколько примеров гениев.
Плохой почерк Наполеона
Почерк французского генерала менялся где-то семь раз, со временем становясь все более и более сложным и неразборчивым. Расшифровка романа, написанного Наполеоном, создала много трудностей.
Девятая симфония музыкального гения Бетховена напечаталась только через два года после того, как была создана. Причина тому – каракули композитора.
Записи Уинстона Черчилля
Почерк Черчилля для многих непонятен, ведь чтобы привыкнуть к слишком малым каракулям британского политика, нужно много времени.
Творения Карла Маркса
Карл Маркс не ставил пробелов между словами, что делает чтение его произведений пыткой.
Почерк Альберта Эйнштейна
Гений-физик отличился не только уродливым почерком, но и халатностью. Его заметки были в пятнах от отпечатков пальцев и различных предметов.
Как писал Лев Толстой
Почерк Толстого был понятен только его жене, которая копировала «Войну и мир» несколько раз.
Непонятный почерк обусловлен тем, какое количество времени есть на довольно объемные записи. За время опроса врачу надо не только собрать анамнез и жалобы, оценить все это, но и написать историю болезни. А это ограничено способностями врача быстро улавливать суть жалоб пациента, а также самим пациентом, то есть тем, как он идет на контакт и отвечает на вопросы. Время у врача ограничено – за дверью его ждут другие пациенты. Параллельно, разговаривая с пациентом, ему надо делать записи по истории болезни. Также врачи понимают, что самое главное в их встрече с пациентом – это разговор.
Причины плохого почерка у ребенка: нейропсихология
Ваш ребенок пишет как «курица лапой»? Даже он сам с трудом разбирает, что написал? Вся тетрадь в красных исправлениях и подчеркиваниях?
К сожалению, времена, когда чистописание было обязательным предметом в начальной школе, прошли. Плохой почерк быстро закрепляется ребенком, и исправить его, особенно у детей старше 10 лет, уже трудно, но возможно. Как можно это сделать с помощью нейропсихолога, рассказывает эта статья.
Нужно ли исправлять почерк?
Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.
Почему у ребенка плохой почерк?
Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:
Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.
С чего начинается коррекция почерка?
Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:
Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.
Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.
Из чего обычно строится курс исправления почерка?
После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.
Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.
1. Нейропсихологическая коррекция
Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.
2. Формирование правильной биомеханики письма
На данном этапе корректируется:
Большое значение имеют:
Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.
3. Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов
Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его. Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно.
Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.
Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?
1. Приучите ребенка держать спину
Ежедневно выполняйте специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Как только позвоночник окажется в «расправленном положении», головной мозг будет получать больше кислорода и питательных веществ, необходимых нейронам для правильного формирования связей.
2. Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие
Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.
3. Копируйте и переписывайте
Покажите, как с помощью кальки можно скопировать образцы красивого написания букв. Переписывайте небольшие отрывки из художественной литературы – медленно, обращая внимания на очертания букв, их соединения.
Главное правило, не переутомляйте ребенка, иначе домашние упражнения и занятия с нейропсихологом вызовут у него отторжение и не принесут желаемого результата.
Дата публикации: 05.12.2018. Последнее изменение: 13.01.2020.
Нейробиологи рассказали, чей мозг работает быстрее и почему
Существует миф о том, что левши более умны и креативны. Кроме того, тот факт, что такие люди составляют лишь 10−15% населения, дает им определенный ореол уникальности. А между тем, ученые всего мира пытаются понять, действительно ли леворукие люди отличаются от остальных своими умственными способностями?
Быть левшой не всегда было выгодно
Издавна у леворуких людей была плохая репутация, их считали средоточием зла, а до конца 20 века родители и учителя пытались переучивать таких детей, потому что их манера все делать «не той» рукой считалась отклонением. В некоторых школах ребят даже били, чтобы заставить писать правой рукой. Еще в 1977 году психолог Теодор Блау утверждал, что левши хуже поддавались обучению и были более склонны к развитию психологических расстройств. Однако этот негативный взгляд изменился, теперь считается, что леворукие люди более умны и креативны.
В чем преимущества левшей
В 1995 году группа психологов из Университета Британской Колумбии провела эксперимент с 2 462 добровольцами и пришла к выводу, что именно левшам присуще дивергентное мышление, то есть такое, которое позволяет решать проблемы, прибегая к творчеству и воображению. Это тип мышления связан с более открытым умом, выходящим за пределы логики.
Недавние исследования, проведенные в университетах Милана, Ливерпуля и Маастрихта с 2 314 детьми и взрослыми, подтвердили, что у левшей есть большие способности в области математики. Это объясняется тем, что у них сильнее развито правое полушарие мозга, которое напрямую связано с пространственным и абстрактным мышлением, поэтому такие люди гораздо быстрее обрабатывают информацию в уме. Кроме того, исследование, проведенное в Национальном университете Австралии показало, что мозг леворуких людей справляется сразу с несколькими стимулами одновременно.
Одни ученые предположили, что такие преимущества были даны левшам на генетическом уровне, однако данную идею опровергли психологи из Университета штата Коннектикут: они полагают, что дело вовсе не в генетике, просто леворукие люди вынуждены приспосабливаться к праворукому миру, поэтому им приходится быть более креативными и искать творческие решения каких-то задач. А исследование, проведенное в Университете Толедо, показало, что все люди, у которых есть ведущая рука, находятся в невыгодном положении перед теми, у кого есть склонность к амбидекстрии, свободному использованию обеих рук.
Кто же все-таки умнее
Интеллект — это очень широкое понятие, которое относится не только к логическим возможностям, поэтому трудно категорически сказать, что левши умнее правшей. Сегодня понятно, что мозг многих леворуких людей по отношению к праворуким функционирует по-другому, что может дать им некоторые преимущества. Однако они обусловлены не генетикой, а окружающей средой, поэтому чисто теоретически мы тоже можем приобрести те же удивительные способности левшей, если научимся использовать обе руки одинаково ловко.
«Познай себя – и на этом, пожалуй, всё». О чём расскажет почерк человека
Каждый год 23 января отмечают День почерка (или ручного письма)
Возьмите чистый лист бумаги, шариковую ручку и напишите первое, что приходит в голову. Ниже поставьте подпись. Именно так выглядит ваш честный психологический портрет – зашифрованный образ, который невозможно подделать. А ключ к его разгадке – ваш собственный почерк.
Графолог с 11-летним стажем из Белгорода Анна Шадрова уверена: почерк не только может поведать о характере человека, слабых и сильных сторонах личности, но и способен помочь правильно выбрать профессию, устроить личную жизнь и разбогатеть.
Антинаучно и буржуазно
Графологию – область знаний о почерке – в Советском Союзе не признавали, называли педологическим извращением и запрещали всяческие исследования на эту тему. Неудивительно, что с таким наследием сегодня эта область остаётся незаслуженно забытой.
«К сожалению, в России на графологов не учат, – рассказывает Анна Шадрова. – К своему базовому психологическому образованию я получала дополнительное – в израильском Институте графологии Инессы Гольдберг. В отличие от нашей страны, за рубежом изучению почерка уделяют много внимания. Во Франции, например, у 80 % крупных компаний в штате есть графолог».
Таких специалистов привлекают для отбора персонала. Опытные руководители понимают: к тестам можно подготовиться, на собеседовании – немного приврать, но почерк раскроет те стороны личности, о которых часто не знает и сам человек.
Рука – мозг
Работает это просто. Ребёнок идёт в первый класс, учится писать. Сначала – по прописям, осваивая правильное написание букв. Потом – самостоятельно, вырабатывая собственный стиль.
«К 13–14 годам все подростки, учившиеся у одного учителя и в одном классе, имеют свой, можно сказать, авторский, хорошо узнаваемый почерк, – говорит Анна Шадрова. – А всё потому, что движениями ручки по бумаге руководит наш мозг. И то, как человек пишет одни и те же буквы: витиевато, просто и быстро или нечитабельно, – говорит об особенностях его мозговой деятельности».
На формирование почерка влияет множество факторов: от эмоционального состояния человека и умения общаться со сверстниками до воспитания и ближайшего окружения. Так, например, у родных братьев и сестёр можно найти общие черты в написании букв. Но в то же время даже у близнецов почерки всё равно будут разными.
Пушкин и Гитлер
Чтобы стать графологом, нужно самому пройти тестирование по почерку. При поступлении в Институт графологии таким образом отсеивают немалое число соискателей. Обучение длится два года. За это время студенты изучают сотни образцов почерков. А начинают, как правило, с известных личностей.
«В своё время меня потрясли почерки Пушкина и Гитлера, – рассказывает Анна. – У Александра Сергеевича почерк гения. Он очень современный. Можно сказать, из нашей эпохи. А о гениальности свидетельствует то, как он сократил траекторию буквы, оставив её читабельной, – никаких лишних движений. Значит, и его мозг работал максимально эффективно, отсекая всё лишнее».
Что касается Гитлера, то, по словам графолога, в жизни он был совсем не таким человеком, каким запомнился в историческом контексте. Говоря современным языком, его образ во многом был создан маркетологами.
От букв к сердцу
Оказывается, определить по почерку можно очень многое. В том числе и вычислить совместимость партнёров. Обычно специалист сравнивает почерки мужчины и женщины по нескольким графологическим признакам. Например, оценивает аккуратность двух людей. Если один страдает перфекционизмом, а другой при этом позволяет себе неряшливость, то такие отношения, как правило, обречены.
«Я не очень люблю определять совместимость партнёров, – откровенничает Анна. – Потому что обращаются ко мне в основном люди, которые просто хотят услышать подтверждение своим сомнениям. И в итоге запрос звучит так: «А нам уже можно расставаться?» или «Убеди меня, пожалуйста, что я должна его бросить». А это в корне неверно: в вопросах отношений разбираться нужно вдвоём».
Мозг выбирает профессию
Лучше всего почерк расскажет о том, какую профессию выбрать. И тут уж всё без обмана. О своих способностях, предпочтениях и склонностях с помощью ручки рассказывает сам мозг. С таким запросом к графологу обращаются не только подростки, которым нужно определиться с выбором вуза и успешно подготовиться к ЕГЭ. Есть и взрослые люди. Например, женщины после декрета, ищущие себя.
«Однажды ко мне обратилась женщина из Питера, – рассказывает Анна Шадрова. – Сначала мы помогли её сыну выбрать профессию – в вуз он поступил сам на бюджетное место. А потом и самой маме помогли – она стала писать картины, теперь успешный художник, собирается открыть собственную галерею и продаёт картины по всему миру».
Почерк расскажет не только о предрасположенности к гуманитарным или точным наукам, но и о том, можно ли человеку работать с людьми или лучше выбрать «уединённую» профессию. Также манера письма определит мотивацию, внутренний стимул. То ли это деньги, то ли признание, то ли интерес к работе.
Каллиграфия не для всех
Сегодня модно заниматься каллиграфией – оттачивать красивый витиеватый почерк. Однако графологи такие занятия не одобряют.
«Почерк – это отражение нашей личности, – подчёркивает Анна Шадрова. – А когда мы пытаемся свою личность подогнать под какой‑то стандарт, мы неизбежно загоняем в рамки себя. Заниматься каллиграфией всем подряд не стоит».
Однако есть особые показания, когда каллиграфия необходима. Это состояния нервного возбуждения, депрессия, гиперактивность. В этих ситуациях сосредоточенная работа с прописями позитивно влияет на психику.
Письмо как терапия
При этом своим собственным почерком писать очень полезно. Недаром многие врачи, особенно неврологи, бьют тревогу из‑за повсеместной замены шариковых ручек ноутбуками и планшетами. Особенно у школьников. Такие нововведения опасны в первую очередь для психического здоровья детей.
«Мозгу очень нужна возможность писать от руки, – говорит графолог. – Недаром даже в реабилитации больных после инсульта применяется этот простой метод: обычное письмо ручкой – графотерапия. А ещё это успокаивает, снимает тревожность, что в наше время необходимо».
Анна Шадрова рекомендует каждое утро писать от руки по две-три страницы текста. Обо всём, что тревожит или просто приходит в голову. Это отличный способ разгрузить мозг от лишних мыслей, очистить своё сознание от мусора.
Что такое плохой почерк?
В школе многих ругали за некрасивый почерк. Но красота в этом контексте вопрос спорный. Графологи не различают красивую или некрасивую манеру письма. Для них важно отличие текста от прописей и уровень читабельности.
«Если почерк у человека неразборчивый, – говорит Анна, – значит, он чувствует себя индивидуалистом, особенным и уникальным. Однако это говорит и о некой отстранённости от людей, дезориентации в обществе. Какой бы странный ни был почерк, главное – сохранять читабельность. Иначе можно остаться непонятым другими людьми. Это мешает в жизни».
Что касается нечитаемого почерка врачей, то это скорее признак профессиональной деформации. Таким образом доктора стараются отстраниться от собственных эмоций в отношении пациентов, чтобы бесстрастно помочь им. Это естественная психологическая защита для людей подобных профессий. И именно так мозг выражает её на письме.
Подпись меняет жизнь
Самое интересное, что графология – это не только способ психодиагностики. Принцип «мозг – рука» действует и в обратную сторону. Например, если изменить собственную подпись, сделав акцент на том, что хотелось бы поменять в жизни, через некоторое время это станет реальностью.
«Когда мы в юном возрасте создаём свою подпись, – рассказывает Анна Шадрова, – то вкладываем в неё много бессознательной символики, так или иначе располагая имя и фамилию, обводим или перечёркиваем. Подпись – это тоже отражение работы мозга, образ нашего идеального представления о себе, которое мы демонстрируем окружающим. Там есть всё: наше отношение к себе, семье, социуму, черты характера, психологический возраст и многое другое».
По словам графолога, если подойти к созданию подписи осознанно, сделав верные расстановки, сформировав запрос: хочу обрести семью, построить карьеру или разбогатеть – и доведя движение руки до автоматизма, можно повлиять на работу своего мозга. Тогда образ начинает работать в бессознательном, а в голове укореняется утверждение: я умею зарабатывать, я привлекателен. И мозг включает креативность и вариативность, начиная искать подтверждение созданным утверждениям».
Анна Шадрова считает графологию отличным способом познания себя и рекомендует чаще писать от руки:
«Есть такая хорошая фраза: «Познай себя, и на этом, пожалуй, всё». И это очень важно, потому что в конечном итоге от того, насколько хорошо изучил себя человек, зависит и его жизнь: семья, здоровье, карьера, достаток. А графология на пути самопознания – отличный помощник».
Как мозг обрабатывает зрительную информацию
Человеческий мозг сначала воспринимает изображение, затем сравнивает его с неким «шаблоном», хранящимся в памяти, а после уже оценивает увиденное — принимает решение. На этом этапе и сосредоточили внимание петербургские учёные.
Специалисты Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН и Военно-медицинской академии исследуют области головного мозга, анализирующие изображение. Они установили, что форму наблюдаемого объекта определяют несколько участков фронтальной коры головного мозга. Учёные применили новый метод — трактографию проводящих путей в головном мозге живого человека. Он позволяет установить, как происходит взаимодействие между различными областями фронтальной коры и какие области мозга посылают туда информацию после предварительной обработки. Работу учёных поддержал РФФИ.
Главным образом, специалистов интересовало, один или несколько центров принятия решений существуют в головном мозге человека.
Для ответа на этот вопрос исследователи создали аппаратно-программный комплекс, который позволяет проводить электрофизиологические и психофизические измерения, функциональную магнитно-резонансную томографию для пространственного картирования активированных областей мозга, а также анатомическую магнитно-резонансную томографию и математическое моделирование. Испытуемым показывали голографические изображения — решётки различной ориентации, которые надо было определить.
После сложного анализа многочисленных данных учёные предположили, что в первые 100 мс в затылочной коре происходит оценка первичных физических характеристик изображения, таких как яркость, контраст и ориентация. Примерно через 200 мс происходит восприятие более сложных характеристик стимула: целостного изображения и ориентации. Через фронтальные доли определяют, что им показывают, и, наконец, через решение принято окончательно.
Исследователи выяснили, какие участки фронтальной коры определяют структуру изображения. Частично эти зоны совпадают с теми, которые осуществляют выбор между разными объектами, но отличаются от зон, которые реагируют на эмоциональные стимулы. Очень важно, что различные задачи, возникающие при оценке изображения, решают разные участки коры и что фронтальная кора головного мозга содержит несколько областей, которые оценивают ориентацию элементов изображения.
NAME] => URL исходной статьи [
Ссылка на публикацию: STRF.ru
Код вставки на сайт
Как мозг обрабатывает зрительную информацию
Человеческий мозг сначала воспринимает изображение, затем сравнивает его с неким «шаблоном», хранящимся в памяти, а после уже оценивает увиденное — принимает решение. На этом этапе и сосредоточили внимание петербургские учёные.
Специалисты Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН и Военно-медицинской академии исследуют области головного мозга, анализирующие изображение. Они установили, что форму наблюдаемого объекта определяют несколько участков фронтальной коры головного мозга. Учёные применили новый метод — трактографию проводящих путей в головном мозге живого человека. Он позволяет установить, как происходит взаимодействие между различными областями фронтальной коры и какие области мозга посылают туда информацию после предварительной обработки. Работу учёных поддержал РФФИ.
Главным образом, специалистов интересовало, один или несколько центров принятия решений существуют в головном мозге человека.
Для ответа на этот вопрос исследователи создали аппаратно-программный комплекс, который позволяет проводить электрофизиологические и психофизические измерения, функциональную магнитно-резонансную томографию для пространственного картирования активированных областей мозга, а также анатомическую магнитно-резонансную томографию и математическое моделирование. Испытуемым показывали голографические изображения — решётки различной ориентации, которые надо было определить.
После сложного анализа многочисленных данных учёные предположили, что в первые 100 мс в затылочной коре происходит оценка первичных физических характеристик изображения, таких как яркость, контраст и ориентация. Примерно через 200 мс происходит восприятие более сложных характеристик стимула: целостного изображения и ориентации. Через фронтальные доли определяют, что им показывают, и, наконец, через решение принято окончательно.
Исследователи выяснили, какие участки фронтальной коры определяют структуру изображения. Частично эти зоны совпадают с теми, которые осуществляют выбор между разными объектами, но отличаются от зон, которые реагируют на эмоциональные стимулы. Очень важно, что различные задачи, возникающие при оценке изображения, решают разные участки коры и что фронтальная кора головного мозга содержит несколько областей, которые оценивают ориентацию элементов изображения.