soft skills что это такое в образовании для детей
Soft skills у детей дошкольного и школьного возраста: примеры и как развивать
Здравствуйте! В статье мы расскажем, что называют детскими гибкими навыками, или soft skills, и зачем они нужны. Разберем на примерах, как их можно развивать в детском саду, в начальной школе и у учеников старших классов.
Soft skills для детей – что это такое
Soft skills переводится с английского на русский как «мягкие навыки». Простыми словами, это означает умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя в школе.
Примеры «детских» софт скиллс
Вот примерный список софт скиллс для детей:
Зачем нужны гибкие навыки
Научно-технический прогресс и высокий уровень развития общества будущего требуют от работников наличия универсальных навыков. Эти навыки нужны в современном обществе и еще больше потребуются в обществе будущего, чтобы выдержать конкуренцию, в том числе и с искусственным интеллектом. Они позволят вашему ребенку стать успешным, найти свое место в жизни и быть счастливым.
В детском саду
В ДОУ ребенок впервые оказывается в большом обществе и начинает учиться в нем существовать и взаимодействовать. Многим детям этот процесс дается с трудом, но он необходим для каждого. Детям, не посещавшим детский сад, сложнее учиться в школе и влиться в коллектив.
Технологии не стоят на месте, а дети начинают осваивать их с малых лет, например, современные дошкольники отлично справляются со смартфонами и планшетами. К 6-7 годам у детей должна быть хорошо развитая речь, логика, творческие способности, первичные навыки чтения и письма.
Воспитатели делают все возможное для развития детей дошкольного возраста, но они не могут уделить достаточное внимание каждому ребенку. Поэтому развивать софт скиллс лучше дополнительно, например, посещая частный клуб. Но технологии не стоят на месте, и сегодня посещать детские кружки и дополнительные занятия можно онлайн.
В начальной школе
С 1 по 4 класс у вашего ребенка появляются новые задачи. Он сталкивается с большим объемом информации, которую необходимо понять и запомнить. В начальной школе необходимо продолжать развивать речь, память и логику.
Подросткам
Уже в подростковом возрасте дети начинают думать о своей будущей профессии. Некоторые из них усиленно прокачивают hard skills – навыки, связанные с будущей работой. А стратегией для успешного выбора профессии на этом этапе остается дальнейшая работа над развитием soft skills.
Чтобы стать профи в своем деле, необходимо освоить большой багаж знаний. А без хорошей памяти, логики и сообразительности это невозможно.
Развитие новых технологий подразумевает новые требования к работникам, способность правильно мыслить и действовать в неожиданных и сложных ситуациях, а также управлять искусственным интеллектом. Ни один профессионал не будет успешным, если не сможет донести свои мысли до других, не будет в состоянии организовать работу подчиненных и свою, уметь сосредоточиться и отделить главное от второстепенного.
Как оценивают soft skills у детей
Чтобы проверить креативность, предложите школьнику придумать сценарий праздника или программу вашего совместного летнего отдыха.
Еще проще проверить умение излагать свои мысли. Прочитайте рассказ и предложите пересказать его, выразив свое отношение к героям книги. Таким образом вы проверите и критическое мышление, и наличие своего «я».
Лидерские качества тоже видны сразу. Если ваш ребенок заводила в детском саду и школе, умеет организовать ребят и быть центром внимания, значит, у него есть такие качества. А если предпочитает одиночество, самостоятельно играет и не нуждается в большой компании, то возможно, нужно поработать над его лидерскими качествами.
Как развить мягкие навыки у дошкольников и школьников
Чтобы добиться высокого уровня развития у ребенка, нужно заниматься с ним с раннего возраста. В дошкольном образовании для развития мягких навыков рекомендуются игры. В игровой форме малышам прививают навыки общения, учат решать логические задачи, развивают речь и память.
Речь и образное мышление тесно связаны с моторикой рук. Поэтому с маленькими детьми нужно заниматься творчеством: лепить, рисовать, строить с помощью конструктора. А еще творчество хорошо развивает воображение и выявляет индивидуальность.
Важно поддерживать детскую любознательность и развивать дальше. Читайте детям книги и сделайте так, чтобы они полюбили чтение, посещайте выставки, музеи и путешествуйте вместе с детьми по возможности.
Такие мягкие навыки, как умение работать в команде, слушать и понимать других хорошо тренируются в летних детских лагерях. Командные игры учат взаимодействовать и общаться, например, интеллектуальные по типу «Что, где, когда» или спортивные игры.
Детям нравится соревноваться. Участие в конкурсах, олимпиадах является хорошим стимулом для совершенствования ребенка и формирования новых мягких навыков.
Можно заниматься с детьми дома самостоятельно, а можно доверить развитие нужных компетенций опытным педагогам. На нашем сайте большой выбор онлайн-курсов по софт скиллс для детей разного возраста. Они разработаны лучшими методистами, педагогами и психологами с использованием новейших методик обучения.
Например, для детей 5-7 лет можно пройти специальные упражнения на логику, память и мышление. Для старших школьников будет полезным посмотреть вебинары, мастер-классы и тренинги о навыках, необходимых для их будущей профессии. Дистанционные курсы можно проходить в любое время. Вам не придется показывать и объяснять ребенку «на пальцах», уроки сопровождаются наглядным материалом.
В каких школах детей учат софт скилам?
Самое главное, что онлайн-курсы не только полезные, но и интересные. Ребенка не придется заставлять заниматься, он сам этого захочет. А все, что делается с желанием, обязательно приносит результат. Читайте отзывы о дистанционных школах на нашем сайте и выбирайте лучшую для своего ребенка!
Консультация «Формирование Soft Skills у дошкольников»
Понятие soft skills и возможность их формирования у дошкольников
Нам достаточно часто приходится слышать о soft skills применительно к вопросам саморазвития, карьеры, жизненного и профессионального успеха. Это составляющие взрослой жизни человека,поэтому вполне закономерно может возникнуть вопрос: а какие такие soft skills могут быть нужны детям! Им, вроде как, рановато думать про карьеру, а развитием детей занимаются школы, гимназии, спортивные секции, творческие студии и так далее.
Вот в том-то и дело, что дошкольные учреждения, школы, гимназии и спортивные секции развивают как раз hard skills, т. е. те навыки, которые нужны для успешной учебы, победы в спортивных соревнованиях, олимпиадах по различным предметам и прочих состязаниях. Действительно, чтобы перейти в 6-й класс, нужно освоить программу за 5-й класс и написать все контрольные. Чтобы получить 3-й, 2-й или 1-й спортивный разряд, нужно сдать нормативы и принять участие в соревнованиях соответствующего уровня.
С некоторой натяжкой можно сказать, что отдельные soft skills – креатив, творческое мышление, умение доводить начатое до конца –развивают занятия в творческих студиях: художественных, вокальных, танцевальных. Но и тут есть отчетные концерты, районные конкурсы, выставки рисунков с присуждением призовых мест, поэтому для участия во всем вышеперечисленном нужны hard skills, т. е. конкретные и вполне профессиональные навыки.
Soft skills — коммуникабельность, навыки взаимодействия в команде, умение слушать, говорить и договариваться — приобретаются благодаря социальному окружению, увлечениям и дополнительному образованию. Успех человека в профессии на 85% зависит от soft skills. Попробуем разобраться, что это и как развивать их у детей младшего возраста.
*Итак, что такое soft skills и почему они важны для ребенка.
Ученые разделяют навыки человека на две условные группы: профессиональные (hard skills) и надпрофессиональные (soft skills).
Hard skills («жесткие» навыки) — узкоспециализированные навыки для выполнения определенных задач в работе. Например, навык программиста — писать код на python. Этим навыкам можно научиться в школе, университете, на работе, курсах или тренингах.
Soft skills («гибкие» навыки) — набор социальных навыков,которые помогают человеку решать задачи в жизни: коммуникация, лидерство, работа в команде, управление людьми, эмоциональный интеллект. Гибкие навыки нельзя освоить на тренинге, они формируются в детстве и развиваются в течение всей жизни.
Согласно результатам совместного исследования ученых из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, soft skills определяют успех человека в профессии на 85%, как мы уже упоминали, и только 15% зависит от узкоспециализированных навыков.
В исследовании британского фонда Sutton Trust, 88% опрошенных молодых людей, 94% работодателей и 97% учителей ответили, что считают «жизненные навыки» настолько же или более важными, чем академические. Изменчивый VUCA-мир требует быстрой адаптации человека к новому. VUCA — аббревиатура нестабильности (volatility, неопределенности (uncertainty, сложности (complexity) и неоднозначности (ambiguity). Сейчас важно уделить внимание развитию гибких навыков у ребенка, чтобы помочь справиться с изменениями и не столкнуться с проблемами самоопределения ребенка в будущем.
*Какие soft skills развивать у детей
Как и у взрослых, у детей самые важные навыки — коммуникативные, при этом нужно обратить внимание на лидерство и работу в группе.
Ребенок должен научиться общаться: представляться, знакомиться, договариваться вместе играть. Если нужно, просить о помощи взрослых или сверстников, предлагать оказать ее самому. Объяснять, что именно им нужно и зачем. Развивая коммуникативные навыки, ребенок учится принимать разные точки зрения и аргументировать свою.
Лидерство — это уверенность в себе и своих силах. Ребенок учится брать ответственность за принятые решения и людей вокруг. Если никто не хочет играть, он сам предложит начать. Малыш может ощущать себя невидимым и ненастоящим, если постоянно будет ждать, пока кто-то организует игру за него или решит все проблемы. Дети должны ощущать себя полноценными людьми, которые умеют добиваться своего и принимать для этого верные решения.
Умение работать и быть в группе с другими детьми помогает достигать больших целей, конкурировать и договариваться, развивает лидерство и коммуникацию. Работая в группе, ребенок не боится принимать правила игры, выдерживать свою роль и получать от нее удовольствие.
Эмоциональный интеллект – это умение воспринимать чувства других людей и контролировать свои собственные эмоции. Если с умением воспринимать эмоции других людей дети разбираются достаточно быстро – маленькие манипуляторы моментально чувствуют чужую слабость, то вот взять под контроль свои эмоции детям сложно.
Во-первых, в детском возрасте еще не полностью сформирована физиологическая возможность управлять своими чувствами – страхом, гневом, радостью. Во-вторых, дети еще не осознают необходимость держать эмоции под контролем.
Однако, объяснять ребенку правила поведения в общественном месте, учить адекватно выражать свои эмоции – это системная работа, и выполнять ее должны взрослые. Разумеется, взрослые в этом случае должны быть сами образцом поведения, вежливости, культуры общения
И еще насчет обучения адекватным реакциям. Тут важно начать с развития наблюдательности, объяснения взаимосвязей между эмоциями и способами их выражения, как на примере окружающих людей, так и на примерах из жизни самого ребенка. Например, пояснить, что когда ребенку больно – он плачет и ему сочувствуют, а если плачет кто-то другой – значит, тому другому сейчас плохо и больно, и он тоже нуждается в сочувствии. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку не только взаимодействовать с окружающим миром, но и сохранить его психику, защитить его от насмешек, буллинга, неудач в общении.
Правильная речь – это залог того, что ребенок в будущем сможет правильно доносить свои мысли до окружающих, будет услышан и верно понят.
Разберем по порядку. Умение логично и последовательно формулировать свои мысли – это, прежде всего, умение логически мыслить. Мыслительные и речевые способности напрямую связаны с развитием мелкой моторики пальцев. Школьников следует всячески стимулировать к чтению, в том числе личным примером. Если ребенок ни разу не видел, как папа или мама читают, сложно рассчитывать, что он вырастет книгочеем и вообще разносторонне развитой личностью. Случается и так, что невнятная речь обусловлена отсутствием понимания важности культуры речи как таковой, а может быть, ребенок просто не натренирован делать вдох нужной глубины, чтобы воздуха хватило на всю фразу. И, наконец, умение контролировать громкость и темп речи, координировать слух и голос формируется лишь ближе к школьному возрасту, а то и в младших классах, поэтому не нужно требовать от детей слишком много. Здорово, если ребенок хочет и любит петь – тогда его можно записать на индивидуальные занятия вокалом, где ему в легкой ненавязчивой форме помогут освоить координацию между слухом и голосом, научат контролировать громкость и темп произнесения звуков.
Да, детям тоже нужно учиться управлять временем. Во-первых,это поможет им везде успевать: делать уроки, заниматься спортом, общаться с друзьями, читать книги. Во-вторых, родители будут избавлены от нытья в духе «мне скучно», потому, что ребенку всегда будет, чем заняться. Но для этого навыки управления временем нужно прививать с самого раннего возраста.
Как это лучше делать? Для начала у ребенка всегда должно быть время в сутках, которым он сможет распоряжаться на свое усмотрение. Это никак не противоречит необходимости соблюдать режим дня и придерживаться установленного времени подъема, завтрака, обеда, прогулки, дневного сна, ужина. Просто в режим нужно внести «личное время» и понаблюдать, как ребенок им распорядится.
-Креатив и творческое мышление.
И, наконец, креатив и творческое мышление. Захочет ли ребенок в будущем стать веб-дизайнером или пожелает быть мастером по ремонту бытовой техники, будет ли он адвокатом или автомехаником – креатив и творческий подход ему всегда пригодятся.
Тут рецепты известны: творческие студии, театральные кружки, музыкальные школы – естественно, с учетом пожеланий и способностей ребенка. И, конечно же, наглядная демонстрация творческого подхода и вариативности решения разных задач в повседневной жизни.
Эксперты Global Education Futures и WorldSkills Russia рекомендуют развивать десять главных навыков, которые потребуются людям в будущем (многие из них мы подробнее разобрали выше):
1. Управление вниманием и концентрация. Поможет справиться с информационным шумом и перегрузом, управлять процессами и решать сложные проблемы.
2. Творческое мышление. В будущем рутинные задачи автоматизируют, поэтому навыки творческого мышления и создания креативных идей помогут оставаться востребованным специалистом на рынке труда.
3. Логику. Логика развивает вычислительное мышление. Помогает решать сложные проблемы и принимать взвешенные решения.
4. Пространственное мышление и воображение. Помогает соотносить себя с окружающим пространством, представлять новые объекты и ориентироваться в нем.
5. Навыки работы с информацией. Цифровая грамотность и умение программировать также важно как умение читать. Это базовые навыки, необходимые каждому в новом сложном мире.
6. Самоорганизация и тайм-менеджмент. Зумеры и миллениалы чаще выбирают свободный график и меняют работу. Удаленная работа становится нормой и задает новую эпоху — самоорганизации. Навыки помогут управлять временем, проектами и жизнью.
7. Эмоциональный интеллект. Через эмоции мы реагируем на происходящее вокруг. Навык помогает управлять своим эмоциональным состоянием, избегать неврозов, депрессии и апатии.
8. Межкультурную коммуникацию. Глобальные изменения заставляют экономики, корпорации и сообщества объединятся для решения общих проблем. Навыки межкультурной коммуникации помогают строить отношения с людьми из других сфер и стран.
9. Умение учиться, разучиваться и переучиваться. Самообучаемость помогает самостоятельно осваивать навыки в быстро меняющимся мире и адаптироваться к изменениям.
10. Критическое мышление. Навык помогает мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы.
*Как развивать «гибкие» навыки у ребенка
Кружки и секции развивают, но надеяться только на дополнительное образование не стоит. Soft skills формируются с рождения, поэтому лучше подавать ребенку личный пример и серьезно к нему относиться.
-Личный пример. Ребенок перенимает модели поведения, подражая взрослым. Родители задают образцы коммуникации, если открыто общаются с людьми, выражают чувства, просят о помощи, решают проблемы. Например, хотите, чтобы ребенок здоровался — здоровайтесь сами.
-Отношение. Ребенок — это не маленький взрослый, который начнет жить после 18 лет, а полноценный человек. Относитесь к ребенку серьезно, спрашивайте его мнение. Если даете выбор, он должен быть настоящим. Например, предложение выбрать чашку под молоко — мнимое, потому что ребенку все равно придется пить молоко. Лучше спросите,что он хочет выпить: чай, воду, молоко или сок.
-Ближнее окружение. Родственники, друзья и знакомые — ближнее окружение ребенка. Они задают образцы всех форм общения, которые развивают гибкие навыки. Если ребенок придет в группу развития с атмосферой взаимоуважения и возможностью самовыражения, soft skills будут развиваться. При этом отдавать застенчивого ребенка в группу развития и ждать, что он станет в ней лидером — не стоит. Лучше дайте ребенку ответственную задачу с правом на ошибку. Если на первом этаже дома находится булочная, назначьте ребенка ответственного за хлеб в доме.Это задача с реальными действиями: взять деньги, сходить в магазин, выбрать хлеб и принести его домой.
*Как увидеть, что у ребенка трудности, и вовремя помочь с ними справиться
Чтобы вовремя увидеть трудности с развитием soft skills у ребенка, смотрите за его поведением. Например, если ребенок приходит в группу детей, но не может найти себе друга для игры за 5—10 минут, значит, у него трудности. Ребенок может не здороваться, прятаться или долго стоять в сторонке и наблюдать за игрой других детей. Попробуйте с ним поговорить и выяснить причины такого поведения, обратитесь к детскому психологу.
Почему ваш ребенок — самый сложный переговорщик. Поговорите с воспитателями детского сада, преподавателями школы или родителями одноклассников.Если взрослым трудно работать с ребенком: от всего отказывается, задирает ребят, «перетягивает на себя одеяло», — и это не разовое явление, значит, трудности есть.
Психотерапевт Андрей Курпатов в книге «Счастливый ребенок. Универсальные правила» пишет, что не понимая причин детского плача, родители демонстративно оставляют ребенка один на один с его бедой, допуская массу ошибок эмоционального воспитания.
Soft skills развиваются постепенно в течение всей жизни. Одни навыки формируют другие. Например, коммуникация развивает эмоциональный интеллект и умение управлять людьми. Определенного возраста, когда ребенок вырастет и поменяет один набор гибких навыков на другие, нет.
Чтобы ребенок понимал свои потребности и мог их удовлетворить, мать должна правильно реагировать на эмоции и запросы ребенка в детстве и своевременно давать правильную обратную связь. Тогда, если ребенок сломает игрушку и заплачет, он поймет, что плачет из-за сломанной игрушки, а не плохой мамы.
Самое важное, это верить в своего ребенка, любить его и давать возможность жить, а не готовиться к жизни в будущем.
Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.
Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.
Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.
Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.
Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.
Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.
Топ-5 важнейших soft skills для каждого ребенка
Нам достаточно часто приходится слышать о soft skills применительно к вопросам саморазвития, карьеры, жизненного и профессионального успеха. Это составляющие взрослой жизни человека, поэтому вполне закономерно может возникнуть вопрос: а какие такие soft skills могут быть нужны детям?! Им, вроде как, рановато думать про карьеру, а развитием детей занимаются школы, гимназии, спортивные секции, творческие студии и так далее.
Вот в том-то и дело, что школы, гимназии и спортивные секции развивают как раз hard skills, т.е. те навыки, которые нужны для успешной учебы, победы в спортивных соревнованиях, олимпиадах по различным предметам и прочих состязаниях. Действительно, чтобы перейти в 6-й класс, нужно освоить программу за 5-й класс и написать все контрольные. Чтобы получить 3-й, 2-й или 1-й спортивный разряд, нужно сдать нормативы и принять участие в соревнованиях соответствующего уровня.
С некоторой натяжкой можно сказать, что отдельные soft skills – креатив, творческое мышление, умение доводить начатое до конца – развивают занятия в творческих студиях: художественных, вокальных, танцевальных. Но и тут есть отчетные концерты, районные конкурсы, выставки рисунков с присуждением призовых мест, поэтому для участия во всем вышеперечисленном нужны hard skills, т.е. конкретные и вполне профессиональные навыки.
Тогда что же такое soft skills для детей? Да то же самое, что и для взрослых! Так что ищем аналогии и развиваем подрастающее поколение по мере возможностей.
Какие soft skills нужны детям:
А теперь подробнее о каждом из soft skills и о том, как развить тот или иной навык у ребенка.
Навыки коммуникаций
Коммуникация – важный элемент социализации. Точнее, без навыка коммуникации ребенок просто не сможет адаптироваться в социуме. Ему следует научиться общаться не только с родителями и бабушкой, но и с другими взрослыми людьми: учителем, тренером, родителями друзей, продавцом в магазине, а также своими ровесниками, детьми постарше и помладше.
Обычно это несложно, если ребенок до школы посещал детский садик и хотя бы одну спортивную секцию. В любом другом случае родителям придется приложить дополнительные усилия по обучению коммуникативным навыкам. Например, ребенку можно поручить сделать небольшую покупку – хлеб и пакет молока – в соседнем магазине, выдав ему нужную сумму. До похода в магазин следует провести инструктаж, какой хлеб – белый или черный – нужно купить, и как называется любимое в семье молоко, чтобы ребенок мог попросить продавца дать ему то, что требуется.
Если ваш ребенок – «жертва» моды на домашнее воспитание, не предполагающее никаких детских садиков и даже малокомплектных групп английского языка для детей, то придется дополнительно учить его коммуницировать со сверстниками, детьми помладше и постарше. Оптимально, если у ваших друзей есть дети подходящего возраста – допустим, плюс-минус 1-3 года. Тогда можно договориться о выезде семьями на дачу или на природу, где общение между детьми завязывается достаточно быстро.
Если же вы сами не настолько общительны, чтобы ездить с друзьями на природу, или ваши друзья волею судьбы далеко от вас, уехали в другой город или страну, то следует подумать о дополнительном коллективном занятии для ребенка – командные виды спорта, занятия в танцевальном ансамбле, кружки рукоделия.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект – это умение воспринимать чувства других людей и контролировать свои собственные эмоции. Если с умением воспринимать эмоции других людей дети разбираются достаточно быстро – маленькие манипуляторы моментально чувствуют чужую слабость, то вот взять под контроль свои эмоции детям сложно.
Во-первых, в детском возрасте еще не полностью сформирована физиологическая возможность управлять своими чувствами – страхом, гневом, радостью. Во-вторых, дети еще не осознают необходимость держать эмоции под контролем. Классика жанра – традиционные истерики в торговых центрах с криками «хочу» и «купи». Как справиться с детскими истериками – это отдельная тема.
А вот объяснять ребенку правила поведения в общественном месте, учить адекватно выражать свои эмоции – это системная работа, и выполнять ее должны взрослые. Разумеется, взрослые в этом случае должны быть сами образцом поведения, вежливости, культуры общения. А также носителями информации о том, как именно должен действовать ребенок, если ему что-то нужно.
И еще насчет обучения адекватным реакциям. Тут важно начать с развития наблюдательности, объяснения взаимосвязей между эмоциями и способами их выражения, как на примере окружающих людей, так и на примерах из жизни самого ребенка. Например, пояснить, что когда ребенку больно – он плачет и ему сочувствуют, а если плачет кто-то другой – значит, тому другому сейчас плохо и больно, и он тоже нуждается в сочувствии.
Это поможет привить ребенку такие качества, как умение сопереживать, оказывать эмоциональную поддержку окружающим, а не остаться в статусе маленького манипулятора, которого с возрастом начнут все больше игнорировать. Таким образом, развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку не только взаимодействовать с окружающим миром, но и сохранить его психику, защитить его от насмешек, буллинга, неудач в общении.
Правильная речь
Правильная речь – это залог того, что ребенок в будущем сможет правильно доносить свои мысли до окружающих, будет услышан и верно понят. Правильная речь включает в себя несколько компонентов:
Разберем по порядку. Умение логично и последовательно формулировать свои мысли – это, прежде всего, умение логически мыслить. Мыслительные и речевые способности напрямую связаны с развитием мелкой моторики пальцев. Развивать ее следует с раннего возраста: конструктор «Лего», лепка из пластилина, рисование, в более старшем возрасте – вышивание и, возможно, вязание.
Школьников следует всячески стимулировать к чтению, в том числе личным примером. Если ребенок ни разу не видел, как папа или мама читают, сложно рассчитывать, что он вырастет книгочеем и вообще разносторонне развитой личностью.
Развитие хорошей дикции имеет два основных аспекта. Во-первых, ребенок должен быть здоров физически, иметь правильный прикус, нормальную длину уздечки под языком, не иметь болезней ЛОР-органов и защемлений в районе шейного отдела позвоночника. Во-вторых, у ребенка должны быть правильные речевые привычки: умение четко проговаривать буквы, не «зажевывать» окончания слов, не коверкать слова и тембр речи.
Последнее напрямую связано с техникой дыхания и звукоизвлечения. Бывает, что дети нарочно «гнусавят», постоянно что-то выпрашивая, а бывает, что гнусавость развивается вследствие ЛОР-заболеваний. Случается и так, что невнятная речь обусловлена отсутствием понимания важности культуры речи как таковой, а может быть, ребенок просто не натренирован делать вдох нужной глубины, чтобы воздуха хватило на всю фразу.
Чтобы исключить болезни, ребенка при любых дефектах речи следует показать врачам: ЛОРу, неврологу и логопеду. ЛОР-заболевания и незначительные неврологические нарушения вполне поддаются излечению, а логопед выявит дефекты строения речевого аппарата и, если нужно, откорректирует их. Наиболее частое нарушение – недостаточная длина уздечки под языком, что затрудняет нормальное произношение многих букв, освоение правильной речи и, в будущем, ораторских навыков. Удлинить уздечку можно в амбулаторных условиях с использованием местной анестезии.
И, наконец, умение контролировать громкость и темп речи, координировать слух и голос формируется лишь ближе к школьному возрасту, а то и в младших классах, поэтому не нужно требовать от детей слишком много. Здорово, если ребенок хочет и любит петь – тогда его можно записать на индивидуальные занятия вокалом, где ему в легкой ненавязчивой форме помогут освоить координацию между слухом и голосом, научат контролировать громкость и темп произнесения звуков.
Тайм-менеджмент
Да, детям тоже нужно учиться управлять временем. Во-первых, это поможет им везде успевать: делать уроки, заниматься спортом, общаться с друзьями, читать книги. Во-вторых, родители будут избавлены от нытья в духе «мне скучно», потому что ребенку всегда будет, чем заняться. Но для этого навыки управления временем нужно прививать с самого раннего возраста.
Как это лучше делать? Для начала у ребенка всегда должно быть время в сутках, которым он сможет распоряжаться на свое усмотрение. Это никак не противоречит необходимости соблюдать режим дня и придерживаться установленного времени подъема, завтрака, обеда, прогулки, дневного сна, ужина. Просто в режим нужно внести, как говорят в армии, «личное время», и понаблюдать, как ребенок им распорядится.
Будет он приставать к вам и нудить, как ему скучно, или попытается разнести в пух и прах свои игрушки и мебель в комнате – наблюдение за его предпочтениями может стать для родителей подсказкой по многим вопросам. И, кстати, не только по тайм-менеджменту. И даже если ребенок просто уляжется спать прямо на ковре среди игрушек – это тоже сигнал. Например, к тому, что следует снизить нагрузку и не водить ребенка в 100500 секций и кружков одновременно.
Креатив и творческое мышление
И, наконец, креатив и творческое мышление. Мы уже вкратце затронули эту тему, а сейчас немного разовьем ее. Захочет ли ребенок в будущем стать веб-дизайнером или пожелает быть мастером по ремонту бытовой техники, будет ли он адвокатом или автомехаником – креатив и творческий подход ему всегда пригодятся.
Да, креатив нужен не только при верстке сайтов и приложений, но и при поиске взаимозаменяемых деталей к технике в отсутствие нужных запчастей на складе. К слову, к стиральным машинам и водонагревателям вполне подходят некоторые детали от автомобилей. Но, чтобы начать искать детали к «стиралке» на автобазаре, нужно быть свободным от ограничивающего мышления и шаблонных моделей поведения.
Тут рецепты известны: творческие студии, театральные кружки, музыкальные школы – естественно, с учетом пожеланий и способностей ребенка. И, конечно же, наглядная демонстрация творческого подхода и вариативности решения разных задач в повседневной жизни. Вы вполне можете объяснить математическую формулу х = 2у наглядно, нарисовав две линии, где линия х будет в два раза больше линии у. Или две геометрические фигуры: квадрат с кодовым обозначением у и прямоугольник х, который будет ровно в 2 раза больше квадрата. А потом предложить ребенку самому поискать разные способы донесения одной и той же информации.
Это одни из основных soft skills, которые нужно развивать у детей, и чем раньше, тем лучше. И помните, что дети – это, в первую очередь, дети, поэтому не требуйте от них слишком многого. Собственно, именно поэтому мы выбрали всего 5 основных soft skills, без которых сегодня придется сложно и детям, и вам, если ваши дети не будут ими обладать. Помните также, что силу личного примера никто не отменял, поэтому постоянно развивайтесь сами и учитесь чему-то новому. Со своей стороны можем вам помочь, предложив нашу программу «Лучшие техники самообразования», где вы научитесь быстро и легко воспринимать любую новую информацию и оттачивать любые новые навыки.