solve в maple что это
Solve в maple что это
Решение обыкновенных уравнений.
Решение систем уравнений.
Численное решение уравнений.
Решение рекуррентных и функциональных уравнений.
Универсальная команда solve позволяет решать функциональные уравнения, например:
Решение тригонометрических уравнений.
В Maple символ _ Z
обозначает константу целого типа, поэтому решение данного уравнения в привычной форме имеет вид , где n – целые числа.
Решение трансцендентных уравнений.
Solve в maple что это
Будучи системой символьных вычислений, Maple должен иметь средства для преобразования алгебраических выражений: приведения подобных членов (это делается по умолчанию), раскрытия скобок (expand), группировки (collect), разложения на множители (factor для многочленов и ifactor для целых чисел) упрощения выражений (simplify) и т.д. Действие перечисленных выше функций станет понятно из следующих примеров:
(23) (521) (93799610095769647)
Решение уравнений, неравенств и систем
Для решения уравнений, систем уравнений и неравенств в Maple используется команда (функция) solve. Приведем примеры:
Обратите внимание: если первый (а в нашем случае и единственный) аргумент solve не является уравнением (или неравенством), то Maple трактует его так, как если бы это выражение было приравнено к 0.
Обратите внимание, что открытый интервал (или луч) задается в Maple с помощью функции Open, применяемой к концам интервала, задаваемого функцией RealRange. Не забудьте, что Maple чувствителен к регистру: команда open (с маленькой буквы) служит для открытия файлов.
Рассмотрим примеры решения алгебраических уравнений степеней выше второй:
Если же корни уравнения не выражаются в радикалах или их выражение слишком громоздко, Maple представляет ответ, используя функцию RootOf :
В случае, когда корни выражаются в радикалах (например, при решении алгебраических уравнений 4-й степени) получить явное выражение корней можно, присвоив зарезервированной переменной _EnvExplicit значение true. (Альтернативные вариант: использовать функцию convert с параметром radical.)
С помощью команды solve можно решать не только алгебраические уравнения и неравенства:
Приведем ряд примеров применения функции solve для решения уравнений с несколькими переменными:
Приведем примеры решения систем уравнений:
Волгоградский государственный педагогический университет
Кафедра алгебры, геометрии и информатики
Solve в maple что это
* Entering and Manipulating Equations: The lhs and rhs commands *
Напомним, что уравнению, точно так же как и выражению, можно присвоить имя. В следующей командной строке мы введём уравнение и присвоим ему имя » eq1 » :
Мы можем вывести на экран левую и правую части уравнения по-отдельности при помощи команд lhs и rhs :
Воспользуемся командами lhs и rhs для того, чтобы привести уравнение к стандартному виду, в котором все члены собраны слева, а справа остался только 0:
04. 02 Нахождение точных корней. Команда solve
* Finding Exact Solutions: The solve command *
Рассмотрим вначале рациональные уравнения. Известно, что существуют алгоритмы определения точных корней рациональных корней вплоть до 4-го порядка включительно. В Maple-команду solve и заложены эти алгоритмы.
Воспользуемся командой solve для нахождения точных корней кубического уравнения :
Обратите внимание: в команде мы указываем, относительно какой переменной следует решать уравнение. Хотя в нашем конкретном случае это и не обязательно:
Maple нашел все 3 действительных корня и вывел их ( в неупорядоченном виде ).
Посмотрите, однако, что будет выведено в результате выполнения похожей команды:
Ещё раз подчеркнём: практика показывает, что уравнению целесообразно присвоить имя. Традиционно в Maple такое имя начинается с букв eq :
Для убедительности проверим, нет ли среди найденных корней посторонних. Проверку выполним непосредственной подстановкой
Разумеется, частенько «точные» решения довольно громоздки, если не сказать иначе. Например, это касается уравнения :
Решим уравнение :
Упражнение 4.1
Решить уравнение Разберитесь, сколько различных корней имеет уравнение. Как Maple поступает при наличии равных корней?
Совет : разложите на множители левую часть уравнения.
04. 03 Поиск приближенных корней. Команда fsolve
* Finding Approximate Solutions: The fsolve command *
При помощи fsolve найдём приближенные значения сразу всех четырёх действительных корней рационального уравнения :
Эти четыре корня и составляют исчерпывающее решение исходного рационального уравнения ( хотя и приближенное ).
Maple и вывел только один корень. На этот раз Maple не стал «живописать». Как теперь убедиться в том, что других действительных корней нет? Следующий пример даёт такой инструментарий.
Получить все действительные корни уравнения и убедиться в этом.
Шаг первый ( Основная идея ) : найдём графическое решение уравнения. Для этого построим график функции, стоящей в левой части уравнения. Абсциссы точек пересечения этого графика с осью Ох и будут искомыми корнями.
Т.к. мы умело подобрали диапазоны изменений абсцисс и ординат точек графика, то легко обнаружим 4 точки пересечения линии с осью Ох. Одна из них соответствует корню, найденному в Примере 02 ( какая именно? ).
Второй корень очевиден: х = 0. А как поточнее найти остальные?
Шаг второй ( Уточнение ) : применим команду fsolve более «зряче». В Maple предусмотрена возможность указания промежутка, на котором отыскиваются корни. В частности, для определения отрицательного корня нашего уравнения, укажем, что поиски следует вести в «районе» [-1;-0.2]. Об этом красноречиво свидетельствует графическое решение.
Ну а что произойдёт, если мы подсунем Maple «пустой участок»? Например, отрезок [2;4] для нашего уравнения. Там графического решения явно нет:
Maple выдаёт название команды, само уравнение, имя аргумента и отрезок. Т.е. ничего нового. Мол: «Ищите корни сами, а я не нашел».
Новых точек пересечения нет. В конце концов мы понимаем, что экспоненциальное слагаемое на границах промежутка вносит самый существенный вклад в величину функции из левой части уравнения. Значения функции в этой области стремятся к , а потому дополнительных корней нам не найти.
Попробуем в других местах: справа и слева от области найденных корней.
И здесь ни одного дополнительного корня! Поняв, что с влиянием показательной части уравнения всё ясно, делаем окончательные выводы.
Применим команду fsolve для приближенного решения трансцендентного уравнения .
Как и в предыдущем случае, найдём вначале качественное графическое решение. Для этого ещё нужно угадать, как разбросать по обеим частям уравнения его члены. Но графические возможности Maple настолько великолепны, что почти всегда можно собирать все члены уравнения с одной стороны.
Рассмотрим уравнение, равносильное данному: . Абсциссы точек пересечения графика функции, стоящей в левой части уравнения, с осью Ох и будут искомыми корнями.
График указывает область поисков корней: промежуток [1;2]. Настаёт черёд команды fsolve :
Упражнение 4.2
Найти все действительные корни уравнения , начав с графического решения.
Построим график левой части уравнения:
С удовлетворением отмечаем, что Maple выводит все три корня (Не будем забывать, что решали рациональное уравнение.)
Упражнение 4.3
Найти все корни уравнения . Воспользуйтесь графическим решением. Проверьте каждый корень непосредственной подстановкой.
Приведём уравнение к стандартному (для этого раздела) виду:
Теперь построим график левой части уравнения:
Непосредственной подстановкой проверим корни:
Убедитесь в отсутствии других корней. Ответ обоснуйте.
Упражнение 4.4
Графики функций и
дважды пересекаются на отрезке [-5;5].
а). Постройте в одной системе координат графики обеих функций и при помощи мыши найдите координаты точек пересечения.
b). Составьте уравнение, корнями которого являются абсциссы точек пересечения графиков.
c). Используйте команду fsolve для решения этого уравнения.
d). Используйте результаты из пункта с) для оценки ординат точек пересечения графиков.
e). У Вас не создалось впечатление, что линии могут пересекаться и в третьей точке с координатами (1;9)? Используйте fsolve и графические возможности Maple, чтобы убедиться в противном.
Решение уравнений
Методы нахождения корней полиномов, решения уравнений, содержащих элементарные и специальные функции и систем сложных уравнений
Уравнения с одной переменной
Для решения таких уравнений в Maple предусмотрены две команды: solve для символьного решения и fsolve для решения с ответом в численном виде. Например, формула для квадратного уравнения:
Maple знает формулы для кубического уравнения:
но они сложны, неприятны по внешнему виду, и их почти никогда не применяют.
Используем численные коэффициенты, чтобы ответ был численным:
Этот результат – правильный, но поскольку Maple «думает» символами, то они не выглядят слишком пригодными. Для получения чисел с плавающей запятой следует применять уже известную команду evalf :
или вводить коэффициенты уравнения с десятичной точкой:
Команда solve с полиномами работает по-умному: она знает фундаментальную теорему алгебры о том, что полином n-го порядка имеет n корней. Например, если спросить о корнях уравнения x 6 + 1:
в ответе должны быть все шесть.
Maple может решать более сложные уравнения вроде cos(x) – x/10:
При решении сложных уравнений надо проявлять осторожность, поскольку возможно более одного ответа, и Maple не даст все. Попробуем нарисовать функцию cos(x) – x/10 и увидим, как много у нее нулей, т. е. столько корней придется искать.
Maple на самом деле не обманывает: 1.427551779 есть решение, но не все.
Важно: прежде чем искать решение, постройте график, тогда будете знать, сколько корней надо найти.
Посмотрите, что произойдет, если указать диапазон, где нет корней:
По общему правилу, когда Maple без вычислений возвращает то, что ему задали, это означает, что либо он не может найти ответ, либо вы ошиблись. Ищите, где ошибка.
Учтите, что вместо диапазона можно просто задать одно угаданное решение:
Здесь надо быть осторожным. Если для fsolve подсказано начальное значение, причем оно расположено близко к максимуму функции, нули которой ищутся, то fsolve может ошибиться или может найти решение не в том месте, где начальная подсказка. Посмотрим на примере метода секущих, почему так происходит:
Ищем решения уравнения cos(x) + x/3. Чтобы узнать, где искать корни, нарисуем функцию и увидим рядом с 3 два близко расположенных корня. Команда найдет один из них:
а вам нужен второй, и возникает проблема: как указать команде на него или как задать начальное значение. Можно так: ищи один корень вблизи 3, но не ищи s1:
(a) x 4 – 1, | (b) x 3 + x 2 + x + 1. |
(a) Найдите все решения уравнения e x = 10sin(x) между –5 и 20.
(b) Найдите все решения уравнения e (–x) = x, используйте solve и fsolve и сравните ответы.
(с) Найдите все корни функции для x между 0 и 10.
Эту задачу можно решить очень компактно с помощью команды seq с командой fsolve внутри нее.
Решение разбейте на части:
Шаг 1. Нарисуйте функцию между 0 и 100, затем несколько раз обновите диапазон графика, чтобы узнать, где первый и второй корни и как далеко они друг от друга (вы обнаружите, что они на расстоянии порядка π).
Решение уравнений
Методы нахождения корней полиномов, решения уравнений, содержащих элементарные и специальные функции и систем сложных уравнений
Системы уравнений
Maple может решать системы линейных и нелинейных уравнений, но это хитрое дело, поскольку, чтобы разобраться в происходящем, надо рисовать уравнения, а это сложнее, так как пространство решений – многомерное.
В первом примере используем solve для простой задачи линейной алгебры: John вдвое старше Kimberly. Возраст Kimberly плюс возраст John равен 27. Найти возраст каждого. Если использовать пакет LinearAlgebra, то придется рассматривать матрицу, но можно применить solve (и fsolve ), которые могут непосредственно работать с уравнениями:
Поскольку не надо беспокоиться о переводе в матричный вид, то получился иной метод решения систем линейных уравнений.
solve и fsolve можно применять для решения нелинейных систем, т. е. систем уравнений, в которых переменные – квадраты, кубы, синусы, экспоненты и т. п. Например, вот система двух нелинейных уравнений:
Вначале попробуем применить команду solve :
Но если нарисовать кубическую часть в RootOf (для оценки положения корней), то увидите, что есть еще два решения. Где же они? Примените fsolve и получите:
что еще хуже, так как дает один корень. Для поиска корней можно задавать примерно правильные числа в качестве подсказок для fsolve :
Простой способ заставить Maple дать все 4 корня: повторяйте процедуру, заменяя все целые числа на числа с плавающей точкой:
Будьте изобретательны
и пробуйте разные пути решения задачи,
возможно, один сработает.
Для графического поиска решений постройте оба уравнения на одном графике и посмотрите, где две кривые пересекают друг друга.
Из картинки ясно, что две параболы пересекаются в четырех местах, поэтому должно быть четыре решения. Окно графика должно быть достаточным, чтобы увидеть всю картинку. А если оно мало, то получится вот что:
Если у вас есть три нелинейных уравнения с тремя переменными, implicitplot3d может сделать нечто подобное (см. Maple help).
Найдите все решения (Re и Im) системы уравнений
Вот еще нелинейная система:
Вначале попробуем solve :
(Maple на мгновение задумается, но ничего не произойдет.) Теперь попробуем fsolve с диапазонами для каждой переменной:
Похоже, что (x, y, z) = (1, 1, 3) достаточно близко к решению. Предупреждение: в трех и более измерениях Maple может ошибиться и работать, несмотря на то, что:
(a) известно, что здесь есть решение и
(b) указано, где искать приближенное значение корня.
Для лучшего понимания, где следует искать решение, можно применить implicitplot3d :
Щелкните на рисунке и покрутите его, чтобы разглядеть подробнее. После этого перерисуйте график так, чтобы он был вблизи известного решения: [x, y, z]=[1, 1, 3]:
Эти формулы дифференцирования и интегрирования понадобятся в курсе физики.