tps sensor что это
Датчик TPS, продолжение. И прочие доделки.
И так наконецто продолжение по кстановке и настройке датчика TPS.
И так в предыдущей записи было кратко рассказано, что такое датчик TPS и как мы его установили на ТНВД.
Саму плату датчика было решено установить в салоне.
Наиболее подходящее место — это как может ближе к компьютеру двигателя. В результате плату установили прямо на его корпус.
В плату также заранее впаяли проводник для подключения к датчику температуры, но пока оставили в воздухе.
После подключения к компу провели настройку как рекомендовал производитель. Есть отличное видео на ютубе, где все разжевано и разложено по полочкам. Так как это была наша первая установка, то скупулёзно следовали всем инструкция и у нас все получилось! Когда покатались, то были просто в восторге. Никаких рывков, задержек толчков и прочих «прелестей». Машина предсказуемо и адекватно реагирует на педаль. Кикдаун после точной подстройки работает просто великолепно. Мгновенная реакция на педаль при обгоне, никакой «тупизны». Это как оказалось не просто альтернатива родному TPS, это другой уровень. Сейчас задумался, а как поведёт себя машина с электронным ТНВД и бесконтактным датчиком? В планах есть идея ещё заказать несколько комплектов и попробовать их с электронным ТНВД. В такой комплектации датчик устанавливается на педаль газа. Надо только продумать как его туда установить.
Далее на этот Бигхорн был установлен уже стандартный для нас комплект доработак. Подключена лебедка с выводом в салон всего управления.
12. PGM-FI. Throttle Position (TP) Sensor – Датчик положения дроссельной заслонки
Вы ведете гараж или бизнес, так же как вы едете на маршрутном автобусе. Он прокладывает свой маршрут, останавливаясь, чтобы забрать людей, но он не может совершить поездку на дальние расстояния. Конечно, вы можете быть довольны одним и тем же маршрутом, проезжая его всю свою жизнь. Но я хотел бы ездить больше и быстрее автобусов, а также увидеть другие места. — Соичиро Хонда
12. Throttle Position (TP) Sensor – Датчик положения дроссельной заслонки
12.1 Общий обзор
Датчик положения дроссельной заслонки (TP) остался практически неизменным со времен первых систем Honda PGM-FI. Вход датчика положения дроссельной заслонки используется блоком управления двигателем (ECM), для определения положения дроссельной заслонки и скорости ее перемещения. Вход датчика положения дроссельной заслонки имеет важное значение для управления подачей топлива на холостом ходу и полностью открытой дроссельной заслонке (WOT – wide open throttle). Скорость, с которой открывается дроссельная заслонка также является важным параметром, используемым ECM для обогащения топлива.
12.2 Как это работает?
Датчик положения дроссельной заслонки представляет собой стандартный 5-вольтовый тип датчика. Как показано на рисунке снизу, ECM подает 5 вольт на датчик на один провод и «землю» на другой. 5 вольт приходит к резистивному элементу (полосе) в форме дуги. Провод входного сигнала на ECM завязан на токосъемник, который перемещается по этой резистивной полосе по мере перемещения дроссельной заслонки. Другими словами можно сказать, что датчик ДПДЗ представляет собой потенциометр. Ось вращения токосъёмника совмещена с дроссельной заслонкой. При нажатии на педаль акселератора происходит открытие дроссельной заслонки и перемещение токосъёмника по поверхности резистивного элемента, вместе с тем меняется электрическое сопротивление потенциометра, а значит и сигнал входного напряжения к ECM.
Когда токосъемник становится ближе к проводу заземления, напряжение будет низким. Когда токосъемник становится ближе к 5-вольтовому проводу напряжение будет высоким. Токосъемник не может подойти к каждому краю резистивного элемента, поэтому типичным диапазоном напряжения датчика положения дроссельной заслонки будет 0.45В — 4.5В.
12.3 Примерное расположение
Датчик положения дроссельной заслонки обычно устанавливается на противоположной стороне корпуса дроссельной заслонки относительно троса акселератора. Он обычно закреплен к корпусу дроссельной заслонки винтами (допускающими регулировку ДПДЗ), и, в большинстве случаев, в каталогах запасных частей Honda, не поставляется как отдельная запчасть.
12.4 Как вы можете проверить его?
Датчик TP проверяется так же, как любой другой 5-вольтовый датчик, путем измерения сигнала его входного напряжения к ECM. Входной сигнал напряжения должен быть около 0.5В на холостом ходу, и, примерно, 4.5В на полностью открытой дроссельной заслонке (WOT). График напряжения должен быть плавным при переходе от положения холостого хода в положение WOT.
Входное напряжение датчика положения дроссельной заслонки может быть проверено с помощью DVOM (тестера), но лучше наблюдать за графиком напряжения в то время как дроссельная заслонка перемещается. Для этого вы можете использовать цифровой запоминающий осциллограф (DSO) или диагностический сканер.В связи с тем, что в Honda очень редко встречаются проблемы в самой проводке (проводах), тестирование ДПДЗ проще проводить на самом датчике под капотом автомобиля. Найти входной провод на ECM очень просто. Из трех проводов, приходящих к ДПДЗ, на одном напряжение будет 0В («земля»), на втором около 5В («питание»), а третий провод и будет «сигнальным». На нем напряжение должно меняться от 0.45В на холостом ходу до 4.5В при WOT.
При проверке графика изменения напряжения ДПДЗ следите за плавностью графика при перемещении дроссельной заслонки от положения холостого хода в WOT. График не должен иметь каких-либо резких перепадов. Контролируйте график и напряжение при разных положениях открытия и закрытия дроссельной заслонки. Также хорошей идеей будет проверить напряжение в холодном и горячем состоянии и при небольшом физическом воздействии (например, имитируя вибрацию с помощью слабых постукиваний по датчику).
12.5 Входные / выходные взаимосвязи
Вход датчика положения дроссельной заслонки используется для определения, когда дроссель находится в режиме холостого хода, в режиме WOT и момент резкого открытия дроссельной заслонки. В этих условиях ECM вносит изменения в подачу топлива. Таким образом, положение дроссельной заслонки будет влиять на время впрыска форсунки PW. Давайте взглянем на эти взаимосвязи в этих трех конкретных режимах.
12.5.1 Положение холостого хода
Одними из основных данных датчика положения дроссельной заслонки, о которых он «информирует» ЕСМ, является определение того, что двигатель работает на холостом ходу (дроссельная заслонка закрыта). При этом положении напряжение входного сигнала около 0.45-0.5В. Когда ECM определяет, что дроссельная заслонка находится в режиме холостого хода, ECM вносит следующие изменения:
Обогащение смеси
ECM немного расширяет PW, когда дроссель переходит в закрытое состояние. Это помогает стабилизировать работу двигателя при переходе на режим холостого хода. После этого, в течение нескольких секунд, с помощью датчика O2 (который зафиксирует это) смесь вернется к нормальному состоянию.
Отключение подачи топлива
Если ECM получает сигнал о закрытой дроссельной заслонке (напряжение входного сигнала около 0.45-0.5В), при этом частота вращения двигателя выше 1100 оборотов в минуту, и, двигатель прогрет до рабочей температуры, то топливные форсунки будут отключены.
12.5.2 Положение полностью открытой дроссельной заслонки (WOT)
Другим основным положением дроссельной заслонки, о котором ДПДЗ «информирует» ECM, является полностью открытое состояние (WOT). В этом режиме ECM также начинает корректировать подачу топлива.
Когда ECM определяет, что дроссельная заслонка находится в WOT, ECM обогащает смесь.
12.5.3 Резкое открытие дроссельной заслонки
ECM также наблюдает за скоростью изменения входного напряжения датчика положения дроссельной заслонки. Внезапное повышение напряжения будет означать, что дроссельная заслонка была резко открыта. Когда ECM определяет, что дроссельная заслонка резко открылась, он мгновенно корректирует смесь в сторону обогащения. Этот принцип работы очень схож с принципом работы ускорительного насоса на карбюраторе.
Обогащение топлива с быстрым открытием дроссельной заслонки происходит мгновенно. Как только датчик MAP фиксирует падение вакуума, смесь мгновенно становится богатой.
С введением OBD-II, вход датчика положения дроссельной заслонки в настоящее время также используется в некоторых тестах на рациональность. До OBD-II, входы проверялись только на показания высокого / низкого сигнала. В OBD-II некоторые входные параметры проверяются на соответствие друг с другом для проверки рациональности.
Наиболее распространенным из проверок на рациональность является сравнение входов датчика положения дроссельной заслонки и датчика MAP. Если эти два значения не соответствуют параметрам рациональности, может быть установлен диагностический код неисправности DTC.
Рассмотрим такой случай в качестве примера:
• Напряжение датчика MAP высокое(что указывает, что двигатель находится под
нагрузкой)
• Напряжение датчика положения дроссельной заслонки около 0.5В (что указывает на закрытую дроссельную заслонку)
Такая ситуация не может быть рациональной. Двигатель не должен находиться под нагрузкой, если дроссельная заслонка закрыта. Уровень вакуума не должен быть низким, о чем свидетельствуют высокие показания датчика MAP. Этот сценарий, вероятно, установит диагностический код неисправности (DTC). Код неисправности на основе двух (или более) иррациональных входов будет иметь такой тип описания:
«PO1121 TP Sensor Lower Than Expected»
«P01121 показания датчика ДПДЗ (TP) ниже чем ожидалось»
12.7 Сервисные советы
12.7.1 Характерные неисправности
Датчик положения дроссельной заслонки очень редко выходит из строя. Известными случаями проблем с ДПДЗ были на 1988 DPI Civic и ранних 1989 DPI Civic. Скорее всего их отказ был связан с отсутствием сливного отверстия в его корпусе, за счет чего пары конденсировались внутри датчика и повреждали резистивный элемент.
12.7.2 Неполное закрытие дроссельной заслонки
Важно, чтобы показания напряжение на датчике ДПДЗ при закрытом состоянии (на холостом ходу) были не более 0.5В. Если присутствует какая-либо причина, которая не позволяет заслонке закрыться полностью, напряжение на датчике будет выше. Датчик положения дроссельной заслонки может работать правильно, но если что-то держит дроссель приоткрытым, ЕСМ по напряжению от ДПДЗ не сможет определить, что автомобиль работает на холостом ходу.
Некоторыми из наиболее распространенных причин, почему дроссель не будет возвращаться в положение холостого хода являются:
12.7.3 Напряжение при закрытом дросселе слишком высокое
Главное, о чем ДПДЗ информирует ECM, это то, что дроссельная заслонка закрыта. Многие стратегии, которые реализует ECM, основаны именно на этой информации. Если датчик показывает больше 0.5В в закрытом положении, некоторые стратегии не смогут быть выполнены или будут выполнены ты, которые не должны. Ниже приведен список симптомов, связанных некорректными показаниями датчика положения дроссельной заслонки о закрытом состоянии:
• Неустойчивый холостой ход — ECМ вносит корректировки в углы зажигания и подачу топлива, чтобы помочь стабилизировать холостой ход. Если входной сигнал напряжения датчика положения дроссельной заслонки слишком высок, EСМ не будет входить в этот режим холостого хода.
• Потеря функции отключения форсунок — когда напряжение датчика положения дроссельной заслонки находится в районе 0.45-0.5 вольт, двигатель полностью прогрет, и обороты двигателя выше 1100, топливные форсунки отключаются ECM. Если входной сигнал напряжения датчика положения дроссельной заслонки слишком высок, EСМ не будет реализовывать эту стратегию «отсечки» топлива.
• Активация клапана холостого хода (IAC) — когда датчик ДПДЗ указывает на режим холостого хода (закрытое положение) и в то же время датчик скорости автомобиля (VSS) указывает на какую-либо скорость, клапан IAC активируется. Это способствует поддержанию частоты холостого хода при закрытой дроссельной заслонке.
Неисправности датчика дроссельной заслонки TPS.
Неисправности датчика дроссельной заслонки TPS и способы его регулировки
TPS относится к таким электронным устройствам, при неисправности которых блок управления двигателем ECM сразу же сигнализирует водителю об этом «зажиганием» лампочки «CHEK» на приборной панели.TPS – это один из основных датчиков всей автомобильной электроники. И действительно, показания TPS для блока управления ECM являются одними из основных. Вед они служат и для расчета топливной смеси, подаваемой в цилиндры двигателя, и для коррекции момента зажигания, и для правильной работы АКПП, и для работы системы EGR и так далее.
Однако сигнал «CHEK» загорается лишь в том случае, если произойдет что-то типа обрыва или замыкания цепи внутри самого датчика TPS, или между датчиком и блоком управления ECM. А вот если у датчика просто сбились настройки, то никакого явного предупреждающего сигнала на приборной панели вы можете и не увидеть, ведь возможности самодиагностики автомобилей не безграничны. Поэтому зачастую проверять и регулировать датчик дроссельной заслонки приходится самостоятельно, на основании косвенных признаков.
Из-за неисправности или неправильной резулировки (Throttle Posicion Sensor, TPS) у автомобиля могут проявляться следующие неисправности:
Начнем с того, что включим зажигание и посмотрим на панель приборов: не горит ли на ней лампочка «CHEK»?
Если лампочка не горит – открываем капот и «подбираемся» к датчику положения дроссельной заслонки.
Для измерений лучше всего пользоваться мультиметром.
Первое, что нам надо проверить – «есть ли минус».
Не включая зажигания, прокалываем поочередно каждый провод и находим «массу».
Теперь нам надо удостовериться в том, что на TPS подается питание.
Примечание: на разных типах и моделях машин «питание» для TPS может быть разным – как и 5 вольт, так и напряжение АКБ, то есть 12 вольт.
Включаем зажигание и таким же способом,прокалывая поочередно каждый провод, находим «питание».
Ну а теперь надо выяснить две достаточно важные вещи:
происходит ли размыкание контактов холостого хода (IDL)
состояние «пленочного переменного резистора», то есть, нет ли на «дорожке» TPS обрывов,потертостей или чего-то подобного, что будет искажать «картину» работы TPS для блока управления ECM.
Контакт IDL (контакт холостого хода) обычно располагается вторым сверху или снизу на разъеме TPS. «Садимся» на него щупом мультиметра и начинаем осторожно вручную двигать дроссельную заслонку. При правильно отрегулированном TPS, сразу же после начала движения заслонки напряжение на шкале приборе резко изменится – от «0» до напряжения АКБ. Это значит, что контакт IDL работает (о его регулировках чуть ниже).
Теперь проверим плавность работы TPS.
Но все это – только в том случае, если при открытии дроссельной заслонки напряжение возрастает плавно, без «скачков и провалов». То есть, если расположенный внутри TPS «пленочный переменный резистор» не имеет потертостей,обрывов и так далее.
Эту позицию мы проверяем просто: «садимся» щупом мультиметра на оставшийся провод, включаем зажигание и начинаем медленно-медленно двигать дроссельную заслону, одновременно наблюдая за показаниями мультиметра. Напряжение должно возрастать очень плавно: 0.65…0.66…0.67…0.68… и так далее. То есть, не должны наблюдаться ни провалы, ни скачки по напряжению.
Если же они присутствуют – блок управления будет «получать» неправильную информацию и в результате – двигатель будет работать «некорректно». То есть будет иметь все те неисправности (или какие-то из них), о которых написано выше.
Регулировка дроссельной заслонки
Регулировку TPS надо начинать со снятия гофрированной трубки, по которой воздух поступает во впускной коллектор. И первым делом посмотреть состояние дроссельной заслонки: закрыта ли она или ей мешают грязь, смолистые отложения и прочие препятствия?
Чтобы долго не думать, надо взять чистую ветошь, смочить ее в бензине, а потом «насухо и начисто» протереть как и заслонку, так и канал впускного коллектора.
Далее все делаем «пошагово».
Шаг 1 – начальная регулировка дроссельной заслонки. Для этого «отпускаем» ее упорный винт, «взводим» заслонку до предела и резко отпускаем.
Слышим щелчок удара заслонки об упор. Далее начинаем подкручивать упорный винт дроссельной заслонки и с каждый таким подкручиванием – «щелкаем» заслонкой, проверяя тем самым такой важный момент: когда дроссельная заслонка перестанет «закусывать». Как только это произошло – «контрим» упорный винт дроссельной заслонки стопорной гайкой и переходим к следующему пункту-
И еще хочу отметить один момент, если вы решили строить дом или баню из пиломатериалов и дерева. То вам обязательно потребуется брус из качественных пород дерева, а вот где купить брус я вам могу подсказать. Там же вы сможете приобрести и другие качественные пиломатериалы.
Throttle position sensor (статья вторая )
АВТОР: Кучер Владимир Петрович, город Южно-Сахалинск
Нюансы авторемонта TPS.
Диагност из Железногорска Виктор Дубинин
Сегодня не мог выставить зазор на TPS : при закрытии выставляешь 0,5мм, при открытии получается включение на 3.5 мм.
При плавной подаче газа наблюдался провал.
Автомобиль Кариб с двигателем 4А_FE.
Вот из за этого зазора:
Из фото, как мне кажется, все понятно.
Просверлил 1 мм всё это хозяйство и стянул проволокой.
Можно было бы наверно и паяльником разогреть и подогнуть, но мне этот вариант более понравился. Провал из-за отключения форсунок пропал.
Момент включения и выключения контактов лучше ловить вольтметром или осциллографом.
Прямой эфир
info 19 апреля 2021, 08:57
info 2 апреля 2021, 22:04
info 2 апреля 2021, 22:04
info 2 апреля 2021, 22:04
info 2 апреля 2021, 22:04
info 2 апреля 2021, 22:04
info 15 марта 2021, 12:11
info 15 марта 2021, 11:35
info 28 декабря 2020, 17:48
info 28 ноября 2020, 19:35
info 25 октября 2020, 10:57
info 16 октября 2020, 12:04
info 8 октября 2020, 13:20
info 1 октября 2020, 14:25
info 17 сентября 2020, 17:30
info 15 сентября 2020, 15:39
info 10 сентября 2020, 18:54
info 3 сентября 2020, 16:01
info 20 августа 2020, 14:08
info 13 августа 2020, 15:04
Блоги
Неисправности датчика дроссельной заслонки TPS и способы его регулировки
Теперь проверим плавность работы TPS.
Блок управления ECM — это обыкновенное электронное устройство, которое не может «ни думать, ни мыслить». Оно только «перерабатывает» полученную информацию. У ECM в памяти «зашиты» еще на заводе-изготовителе те показания TPS, которые являются «правильными». И получив от TPS сигнал «напряжением X вольт», блок управления «понимает», на какой угол открыта дроссельная заслонка, какую информацию ему «передать» в блок управления АКПП, сколько топлива «дать» на инжектора и так далее.
Но все это – только в том случае, если при открытии дроссельной заслонки напряжение возрастает плавно, без «скачков и провалов». То есть, если расположенный внутри TPS «пленочный переменный резистор» не имеет потертостей, обрывов и так далее.
Эту позицию мы проверяем просто: «садимся» щупом мультиметра на оставшийся провод, включаем зажигание и начинаем медленно-медленно двигать дроссельную заслону, одновременно наблюдая за показаниями мультиметра. Напряжение должно возрастать очень плавно: 0.65…0.66…0.67…0.68… и так далее.
То есть, не должны наблюдаться ни провалы, ни скачки по напряжению.
Если же они присутствуют – блок управления будет «получать» неправильную информацию и в результате – двигатель будет работать «некорректно». То есть будет иметь все те неисправности (или какие-то из них), о которых написано выше.
Регулировка дроссельной заслонки
Регулировку TPS надо начинать со снятия гофрированной трубки, по которой воздух поступает во впускной коллектор. И первым делом посмотреть состояние дроссельной заслонки: закрыта ли она или ей мешают грязь, смолистые отложения и прочие препятствия?
Чтобы долго не думать, надо взять чистую ветошь, смочить ее в бензине, а потом «насухо и начисто» протереть как и заслонку, так и канал впускного коллектора.
Далее все делаем «пошагово».
Шаг 1 – начальная регулировка дроссельной заслонки. Для этого «отпускаем» ее упорный винт, «взводим» заслонку до предела и резко отпускаем.
Слышим щелчок удара заслонки об упор.
Далее начинаем подкручивать упорный винт дроссельной заслонки и с каждый таким подкручиванием – «щелкаем» заслонкой, проверяя тем самым такой важный момент: когда дроссельная заслонка перестанет «закусывать». Как только это произошло – «контрим» упорный винт дроссельной заслонки стопорной гайкой и переходим к следующему пункту-
Шаг 2 — установка IDL. В «этом шаге» мы должны правильно выставить такое положение датчика положения дроссельной заслонки, при котором будет происходить «правильное» размыкание (замыкание) контактов IDL непосредственно внутри самого TPS.
Для этого «отпускаем» винты TPS (мультиметр уже подсоединен к контакту IDL) и вставляем щуп толщиной «N» между дроссельной заслонкой и ее упорным винтом.
Осторожным поворотом самого датчика дроссельной заслонки добиваемся такого момента, когда при открывании дроссельной заслонки стрелка прибора начинает свое движение.
Фиксируем винты.
Все – это и есть «истинный момент начала отсечки холостого хода».
Теперь немного о «щупе толщиной N» — для разных машин и разного года выпуска толщина его будет разной. Какой подходит для вашей — читайте мануал к автомобилю или ищите в справочниках.