xvid mpeg4 codec что это
Xvid Video Codec — что это за программа и нужна ли она?
Привет всем. Ребята, смотрите:
Xvid Video Codec — кодек сжатия видео формата MPEG-4 Part 2, при помощи которого можно смотреть видео на ПК. Не любое, а только то, которое было сжато данным кодеком.
Простыми словами — это программа, без которой есть вероятность что у вас не будет воспроизводиться какой-то фильм.
На самом деле фильмы весят много. Но чтобы их смотреть онлайн либо на ПК — их нужно как-то уменьшить. Но как? Чтобы при этом и картинка была красивая, и вес меньше.. и чтобы видео было легкое для компа, не тормозило. Здесь и нужны кодеки. Xvid Video Codec как раз и есть один из кодеков.
Хотя, мне кажется, что при установке пака кодеков, например K-Lite Codec Pack Full, то Xvid Video Codec тоже установится автоматом. Но лучше конечно ставить пак кодеков, а не отдельный, ибо пак содержит сразу кучу всех нужных кодеков. Поставили и не морочите себе голову, все что нужно — установилось (но желательно ставить именно версию Full).
Интересно, но по поводу Xvid Video Codec в интернете пишут бред. Только что читаю — главное удобство Xvid Video Codec это простота эксплуатации. Короче бред. Настройки Xvid Video Codec вообще мало кто открывает, да и кому они нудны? Видеоплеер подхватывает видеокодек и играет фильм. Какие еще настройки кодека? Уверен, что 95% юзеров никогда в своей жизни не настраивали никакие кодеки))
Настройки Xvid Video Codec
Хоть мало кому эти настройки интересны, да и никто их просто так не смотрит, главное чтобы скачанный фильм нормально воспроизводился. Верно? Ну вот. Но все равно — глянем на опции, может что и нового узнаем))
Да уж.. так смело начал писать.. А в итоге — настройки во-первых на английском, во-вторых.. в них просто ничего не понятно, смотрите сами:
Ничего не понимаю, а бред писать не хочу.. Но почему настройки не понятны? На самом деле это настройки кодека — то есть как кодек будет сжимать видео. Поэтому настройки многим неинтересны, мне в том числе, потому что это настройки именно сжатия при конвертации! Короче смотрите:
Если вдруг захотите удалить, вот вам мини-инструкция: зажмите Win + R, напишите команду appwiz.cpl, нажмите ОК. Откроется окно установленного софта. Найдите тут Xvid Video Codec, нажмите правой кнопкой, выберите Удалить. Дальше просто следуйте инструкциям на экране, обычно нужно нажимать Далее/Удалить/Next/Uninstall. А если вы супер продвинутый пользователь, то можете удалить используя удалятор Revo Uninstaller.
Заключение
Кстати, возможно вы не знаете, но есть отличный всеядный видеоплеер — VLC (в нем вшиты кодеки). Просто на заметку.
Надеюсь данная информация была кому-то полезной. Удачи и добра, до новых встреч господа!
Кодек Xvid
Сегодня, мы рассмотрим кодек Xvid, который претендует на звание «ISO совместимого». Это значит, что он должен проигрываться стационарными плеерами, поддерживающими Mpeg4 стандарт. На практике, это до сих пор не так.
Есть 4 реальных конкурента на рынке сильного сжатия видеоматериалов: Divx, Xvid, WMV_VCM и VP6. Между собой совместимы только DivX и Xvid (как последователи стандарта Mpeg4). Я не выделил бы ни один кодек в качестве однозначного лидера. У каждого из этих кодеков есть свои изъяны.
Кодек Xvid постоянно обновляется. Это результат того, что его код является открытым и любой, кому это интересно, может принять участие в доработке программы. Первоначальный код переписывался 3 раза полностью. Последние версии (альфа и бета) уже совместимы с кодом ISO Mpeg4. Это значит, что фильмы, сжатые при помощи кодека Xvid, будут нормально просматриваться декодером DivX. По моему мнению, декодер DivX более качественный, чем собственный декодер Xvid.
Начнём. Для сборки фильма я использую программу VirtualDub. Это очень простая программа. Захват в ней я описал, а обычная работа с VirtualDub описана во многих статьях и повторятся я не буду. После запуска VirtualDub и открытия в нём вашего видео вы должны будете произвести настройку фильтров (его я опишу в другой статье). Когда этот этап пройден, вам нужно сжать исходный материал кодеком с сильным сжатием для дальнейшего хранения и просмотра. Мы договорились, что это будет Xvid. На момент написания статьи, была выпущена версия Beta2, которую можно скачать с сайта. Я опишу работу с этой версией.
После того, как вы произвели монтаж своего фильма и произвели настройку фильтров, нужно настроить кодек. Для запуска настройки кодека Xvid, нужно произвести последовательность действий, отображённую на рисунке.
После запуска конфигурации кодека, вы увидите окно настройки кодека:
Для большего удобства я ввёл свои условные пункты от одного до шести. Далее, при описан кодека, я буду отталкиваться от этих пунктов.
Если у вас раньше была установлена другая версия кодека Xvid, то после запуска окна настройки кодека нужно обязательно установить кодек по-умолчанию. Для этого нужно нажать на кнопку помеченную цифрой 1. В случае каких-то проблем при кодировании, так же может потребоваться установка кодека в дефолтное состояние.
Цифрой 2 помечены две вкладки.
Сверху на этой вкладке есть возможность выбора предустановок, про которые я уже написал. Опция «Quantization type» даёт возможность выбора типа матрицы квантизеров. Не вдаваясь в подробности что это такое, просто скажу, что даёт этот выбор. Мы можем сделать выбор из 3 пунктов:
Опция «Adaptive Quantization» включает возможность маскировки ярких и тёмных мест при сжатии. Раньше эта опция называлась «lumi masking». Эта опция нужна для того, что бы увеличить коэффициент сжатия исходного материала. Теоретически, человеческий глаз не заметит такого преобразования. Но на практике, при включении этой опции происходят искажения. В кодере Xvid этот алгоритм реализован недостаточно качественно.
Опция «Interlacing» включает работу кодека с чересстрочным видео. При включении этой опции кодек начинает сжимать не кадры, а поля. Эта опция пригодится только в том случае, если вы производите сжатие без деинтерлейса. Я не вижу практического применения такому сжатию, но кто знает, может вам пригодится.
Опция «Quarterpel» включает разрешение с точностью до четверти пикселя. Это повышает чёткость особенно на низких разрешениях, но вместе с этим, добавляет шум на изображение. Естественно, просто так это не происходит. Включение Quarterpel повышает загрузку процессора и увеличивает поток, используемый для этого. Включать эту опцию я не рекомендовал бы. Качество работы до сих пор не безупречно.
Опция «Global Motion Compensation» предназначена для компенсации движения. Она начинает функционировать, когда идёт панорамирование, наезд или отъезд на объект, а так же при вращении. Задумка конечно хорошая, но использовать я так же не рекомендовал бы.
А вот про опцию «Reduced resolution» ничего не известно. И вообще, не понятно, делает ли она что-нибудь.
Далее, опция BVOPs включает использование B-frames. Само по себе использование B-frames должно повысить качество кодируемого материала. Объясню, что такое B-frames.
Разобрались, включение B-frames (BVOPs) повышает качество.
Посмотрим теперь на опцию «Max consecutive BVOPs». Здесь нужно ставить максимальное количество идущих подряд B-frames. Если поставить 0, то мы попросту отключим использование B-frames. Если поставить больше 1, то качество картинки (на мой взгляд) падает. Плюс, я встречал появление необоснованных артефактов. Я рекомендую ставить 1.
Опция «Quantizer ratio (%)» означает, во сколько раз будет повышен квантизер для B-frames. Теперь объясню, что такое квантизер.
Максимальный квантизер, ограничивается кодеком. Причём, чем больше квантизер, тем больше потерь в детализации будет происходить. Изначально, если кодек не ограничивать в размерах получаемого файла, он будет стремится держать квантизеры как более низкими. Но при этом размер получаемого файла будет получаться большим. Теперь, если ограничить размер получаемого AVI файла, кодек начнёт повышать эти квантизеры до тех пор, пока не попадёт в заданный размер. Причём, он устанавливает для каждого кадра свои кантизеры, в зависимости от сложности кадра.
В опции Quantizer ratio (%) мы указываем, во сколько раз увеличится квантизер и соответственно, во сколько раз ухудшится детализация на B-frames. Квантизер B-frames считается по следующей формуле: [(Quantizer of previous P-frame+Quantizer of following P-frame)*(B-frame quantizer ratio)/200+(B-frame offset/100)]. Исходя из формулы, квантизер B-frames зависит от значений квантизеров окружающих его P-frames, значения Quantizer ratio (%) (множитель) и Quantizer offset (смещение). Снижать этот параметр не рекомендую (теряется смысл B-frames). Повышать вы можете на своё усмотрение, это повысит сжатие B-frames (соответственно, снизит качество этих кадров) и повысит качество I и P-frames.
Опция «Quantizer offset» показывает, сколько нужно прибавить к квантизеру B-frames относительно расчётной величины после Quantizer ratio (%). Изменять этот параметр не стоит. Если включить опцию «Packed bitstream», то производится упаковка P-frames и B-frames в одном потоке. Это даёт возможность декодировать B-frames без задержек. При 2 проходном кодировании и включении этой опции кодер работает не правильно. Если у вас достаточно мощный процессор, нет никакого смысла включать эту опцию.
Опция «Closed GOV» предназначена для того, что бы перед I-frames никогда не стоял B-frames. Если вы не собираетесь сжатый материал впоследствии резать или сращивать, нет никакой надобности в этой функции. Зато при отключении этой функции качество можно ещё повысить за счёт добавления B-frames. Если же, вы собираетесь впоследствии как-либо монтировать Mpeg4, то вам понадобится включение этой функции. Только одно предостережение, вы сможете резать готовый Mpeg4 файл только по ключевым кадрам и многие стыки получатся очень корявыми. Лучше позаботиться о монтаже заранее.
Перейдя на вторую вкладку, мы увидим информационную панель. Вся беда в том, что она показывает информацию только если был использован какой-нибудь профиль.
Цифрой 3 (Encoding type) помечена опция, управляющая типом работы кодека.
В выпадающем меню вы можете выбрать 3 типа работы кодека. Для каждого типа есть свои настройки, которые находятся под кнопкой, обозначенной многоточием.
В окошке «Stats filename» стоит название файла, в который будет записываться статистика от первого прохода о фильме.
Теперь расскажу, о двухпроходном режиме и переменном битрейте. Для этого нужно немного рассмотреть теорию работы кодека. Кодеки Mpeg4 разработаны таким образом, что они видят не картинку целиком, а только объекты и изменение картинки от кадра к кадру. Из этого можно сделать вывод, что шумное видео сложнее сжимать, чем чистое и статичные картины так же проще сжимаются, чем динамичные (именно эту информацию и собирает кодек во время первого прохода). Допустим, у вас есть какой-то ролик или фильм. В любом видео, не бывает, что бы было абсолютно монотонное движение и неизменное количество объектов. Получается, что для каждого кадра нужно выделять разное количество памяти. Для того, что бы выделять каждому кадру своё количество битрейта, был введён переменный битрейт. То есть, во время первого прохода кодек собирает информацию о количестве движения и объектов, производит запись её в файл. Во время второго прохода, кодек начинает обрабатывать фильм снова. Только он уже производит сжатие исходного материала, пользуясь статистикой от первого прохода. При этом, для каждого кадра выделяется нужный ему битрейт. Таким образом происходит повышение качества кодируемого материала.
Продолжим рассмотрение настроек типа работы кодера.
Для того, что бы произвести сжатие в два прохода, вам потребуется воспользоваться возможностями программы VirtualDub. Конкретно, как это делается, написано в моей статье «Личный опыт работы с DivX».
Под цифрой 4 скрывается поток, который будет расходоваться на фильм.
Здесь мы можем задать размер файла, который мы хотим получить (при этом кнопка будет подсвечена надписью «Target size (kbytes)»). Только учтите, что у вас ещё есть звук, на который то же надо оставить место. Если вы хотите сделать фильм на один CD диск, то для подсчёта размера видео лучше всего воспользоваться каким-либо калькулятором, который учтёт размер звука в итоговом файле. В том случае, если кнопка подсвечена надписью «Target bitrate (kbps)», то задаваться будет средний битрейт, с которым будет кодироваться фильм. Для того, что бы переключить из одного режима в другой, нужно нажать на эту кнопку. Битрейт можно изменять слайдером и вводом цифр вручную, а вот размер файла можно задавать только вводом вручную, в килобайтах.
Для того, что бы вызвать дополнительные настройки кодека, нужно нажать на кнопку 5.
При этом вы увидите окно:
Перейдём на следующую вкладку «Quantization».
На последней вкладке находится отладочная информация кодека.
Далее, идут два пункта («OutputDebugString debug level» и «Print debug info on each frame»), которые требуются для отладки кодека и при сжатии они абсолютно не нужны.
И последний пункт в этой закладке «Display encoding status». Эта опция включает информационную панель во время сжатия.
На этой панели будет отображена информация о кавнтизерах, которые были использованы при сжатии, диапазоне квантизеров для каждого типа кадров, средний битрейт и много другой информации о кодировании.
Теперь последний пункт 6
Здесь указываются интервалы, на которых нужно повышать или понижать битрейты. Этот пункт очень удобно использовать на титрах. На них не обязательно сохранять полное качество, но полностью отрезать их мне не очень то нравится. При нажатии на кнопку «Add» добавится ещё один пункт в списке. Для того, что бы его отредактировать, нужно нажать на кнопку «Edit»:
Сверху здесь указывается, с какого кадра начнётся действие этого раздела. Его действие идёт до следующего раздела, а если следующего раздела нет, то действие идёт до конца фильма. Номер кадра вводится вручную. Посмотреть, с какого кадра вам нужно делать раздел очень просто. Для этого в VirtualDub нужно перейти на нужный кадр (двигая слайдер мышью, а для точного позиционирования стрелками право-лево). Внизу отображается номер кадра, на котором вы остановились.
Вы можете просто выделить его и скопировать в буфер. После вставления этого номера в окошко «Start frame #» можно продолжать настройки для этого раздела. Всё, что вы настроите ниже, будет применено только для этого раздела.
Далее, в настройках интервалов, можно указать коэффициент битрейта или квантизер, с которым будет производится сжатие.
При выборе параметра «Weight» в окошке нужно указать коэффициент умножения битрейта (ставится вручную или ползунком). Если поставить 0,5, то битрейт снизится в 2 раза относительно расчётного значения. При выставлении в 1 с битрейтом ничего не произойдёт.
Итак, я рассказал про все настройки кодека Xvid, что должно значительно облегчить вам жизнь при настройке этого кодека и последующем кодировании. Для некоторых параметров я дал рекомендации, для других вы должны сами решить, как их настроить, вся информация для этого есть в статье. На этом я могу закончить статью о кодере Xvid.
Разбираемся с форматами и кодеками видео
Содержание
Содержание
Современные медийные платформы позволяют пользователям наслаждаться высокодетализированным видео и потрясающими аудиоэффектами в режиме онлайн.
Однако создание подобного контента было бы невозможно без существования кодеков и контейнеров.
Чем кодеки отличаются от контейнера — их часто путают
Для ответа на вопрос, чем кодеки отличаются от контейнеров, необходимо понять, что такое кодеки.
Смысл понятия «кодек» лежит прямо в его названии:
Фактически кодек — это цифровой инструмент компрессии и декомпрессии данных. Компрессия (сжатие данных) необходима для экономии занимаемого файлом места. Например, несжатое видео высокой четкости в raw-формате, при 60 кадрах в секунду способно достигать размеров в полтерабайта на каждый час записи.
Восьмиканальная аудиодорожка в 24-битном разрешении будет занимать 16 мегабит за одну секунду записи. Такие объемы данных не подходят ни для штатного хранения, ни для их передачи онлайн, поэтому для их сжатия применяются специальные формулы, которые и называются кодеками.
Для хранения сжатой информации создаются контейнеры-обертки в определенном формате. Современные контейнеры способны хранить информацию, обработанную разными кодеками. Такие обертки указывают устройству на то, какими кодеками была сжата информация, и по какой формуле ее восстанавливать.
Если разобрать стандартное видео со звуком на кодеки и контейнеры, в результате получится три составные части:
В случае если в видео нет звука, аудиокодек не нужен.
Популярные и прогрессивные кодеки
Большинство создаваемого видеоконтента обрабатывается кодеками XviD, MPEG-1\2, H.264, MPEG-4, DivX, WMV, MJPEG, RealVideo, Bink Video и их вариациями. Для аудиоформатов в основном используют AAC, Opus и MP3-кодеки. Из новинок стоит отметить кодек H.266/VVC, разрабатываемый для потоковой передачи видео в 4K и 8K.
Новый кодек позволяет вдвое сократить объем файла относительно H.265 кодека за счет более сложных алгоритмов. Сложные вычисления потребляют больше ресурсов, до 1000 % от потребления H.265 при кодировании, и до 200% при декодировании.
Какие кодеки в основном поддерживаются современными ТВ и обновляются ли они с прошивкой
Современные системы поддерживают большинство существующих кодеков.
Поддержка кодеков MPEG от первого до четвертого, вариации H.264 для воспроизведения Blu-Ray, а также XviD и DivX, входят в базовый пакет любого современного телевизора.
Ведущие производители всегда следят за ошибками и актуальностью своего программного обеспечения.
Обновление кодеков в процессе прошивки регулируется разработчиками индивидуально под каждую модель SmartTV.
Если новые кодеки необходимы, поддерживаются устройством на аппаратном уровне и не вызывают ошибок отображения, ничего не мешает разработчикам добавить их в ближайших обновлениях.
Не все устройства совместимы с новыми кодеками, поэтому установка неофициальных обновлений прошивки не рекомендуется потому как может привести к ошибкам воспроизведения.
Какие кодеки используются при проигрывании онлайн-видео (современные кодеки youtube)
В настоящее время стандартом большинства видеосервисов стали кодеки H.264 и MPEG-4, значительно реже встречаются кодеки FFDshow, XviD и DivX.
Одним из самых перспективных кодеков является бесплатный AV1-кодек. Разработан сообществом AOMedia, включающим в себя таких гигантов как AMD, Google, Netflix, Mozilla, Nvidia, Intel, ARM и Cisco. Исходный код кодека открыт и свободно распространяется без каких-либо лицензионных отчислений.
Что даст конечному пользователю переход ютуба на современный AV1
Кодек AV1 разрабатывался для воспроизведения видео онлайн, в браузерах Safari, Firefox, Edge и Chrome. Степень сжатия видео кодеком AV1 превосходит кодеки VP8 и H.264 от 30% до 50%, а кодек HEVC до 30–43 % на высоких битрейтах.
Полный переход видео платформы YouTube на AV1-кодек не только ускорит загрузку всех видеороликов от 20% до 50%, но и позволит стримить в разрешении 4K.
Для минимизации потерь качества, при сохранении и конвертации файла рекомендуется использовать кодеки AV1 для видео и Opus для аудио, обернутые в MP4-контейнер.
Обработка видеозаписей MPEG4 ASP фотовидеокамер. Часть II (два года спустя)
Введение
За прошедшие два года многое изменилось тогда MPEG-4 видео в фотоаппаратах было еще в диковинку, а сейчас это вполне стандартная функция, которую многие даже не принимают во внимание при выборе фотоаппарата. Если тогда в подобных камерах использовался исключительно MPEG4 ASP (Advanced Simple Profile), то сейчас уже появились фотовидеокамеры с поддержкой более продвинутого формата MPEG-4 AVC (Advanced Video Coding, H.264), этот же формат кодирования видео используется в HD DVD. Поэтому, чтобы избежать путаницы, мы конкретизируем рассматриваемый вопрос в названии статьи «MPEG4 ASP», хотя и на MPEG-4 AVC тоже немного остановимся.
В настоящее время почти все современные DVD-проигрыватели поддерживают MPEG-4 ASP кодеки DivX и XviD. Однако и тогда, и сейчас эта поддержка в основном ограничивается контейнером AVI, в то время как в фотовидеокамерах часто используются контейнеры MP4 и MOV. Есть фотовидеокамеры, снимающие MPEG-4 AVI ролики, но и они в основной массе не DivX-совместимы. DVD проигрыватели c поддержкой MP4 (Nero Digital) уже есть в продаже, но они пока слишком дороги и немногочисленны, да и не факт, что они поддерживают MOV.
Отсюда возникла первая проблема, с которой столкнулись владельцы MPEG-4 ASP фотовидеокамер это несовместимость отснятых роликов с привычными программами монтажа и с DVD-MPEG4 проигрывателями. Ее решению и была посвящена наша предыдущая статья, тут за истекшее время мало что изменилось. Если бы мы писали ее сейчас, то последовательность шагов осталась бы примерно той же самой, разве что обновились бы версии программ, да добавились бы способы просмотра исходных роликов на компьютере (тогда очень немногие программы справлялись с этим).
Вторая проблема, которую мы тогда только обозначили это необходимость перекодирования всего видеоматериала при нелинейном монтаже (с добавлением переходов, эффектов и т.п.). И дело тут не только в затратах времени, но и в дополнительной потере качества, вносимой перекодированием.
Дело в том, что одним из серьезных достоинств MPEG-4 ASP фотовидеокамер является возможность создания из «сырого» отснятого материала готового MPEG-4 фильма на CD или DVD без потери исходного качества и с минимальными временными затратами (в разы быстрее, чем в случае с miniDV камерой). При перекодировании же исходного MPEG-4 видео почти все преимущества такой камеры перед miniDV теряются.
Казалось бы, мы имеем лишь две эти крайности без промежуточных вариантов. А что же делать тем владельцам MPEG-4 камер, которые хотят использовать некоторые возможности нелинейного монтажа (переходы, титры, вставки и т.п.) но при этом не хотят перекодировать весь видеоматериал, большая часть которого, как правило, остается нетронутой? Сейчас мы можем уверенно сказать есть такой способ, в частности с помощью видеоредактора Ulead Video Studio.
Для начала остановимся на теории и постараемся разобраться, почему в одних случаях можно ограничиться простой и быстрой перепаковкой видео, а в других требуется его перекодировать, а также почему перекодировка приводит к ухудшению качества видео.
Форматы кодирования видео
В статье «Видеовозможности современных цифровых фотокамер» мы уже рассматривали этот вопрос. Очень коротко остановимся на особенностях, важных для понимания нашей задачи.
Существуют две основных группы видеокодеков с покадровым сжатием (Motion JPEG, DV) и с межкадровым сжатием (кодеки группы MPEG MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4 ASP, H.264).
В кодеках с покадровым сжатием каждый кадр кодируется независимо от остальных кадров, как отдельная «фотография». В кодеках с межкадровым сжатием есть два типа кадров ключевые и промежуточные. Ключевой кадр содержит всю информацию о кадре, в то время как промежуточный содержит только отличия данного кадра от предыдущего (или предыдущего и последующего), эти отличия обычно невелики. Ключевой кадр и связанные с ним промежуточные кадры формируют так называемую GOP (Group Of Pictures). Для раскодирования произвольного кадра внутри GOP необходимо раскодировать всю цепочку начиная от первого (ключевого) кадра. Отсюда следует одно из ограничений, возникающее при линейном (прямопотоковом) монтаже MPEG-4 видео мы можем выполнять «кройку и шитье» только по границам GOP *.
* Примечание: Строго говоря, лишь начало фрагмента нужно подрезать строго по ключевым кадрам (началу GOP), его окончание можно подрезать, начиная с произвольного кадра.
Для фотовидеокамер с GOP=15 (GOP содержит 15 кадров) и частотой кадров 30 это означает монтаж с точностью до 0.5 сек. Для монтажа домашнего видео обычно бывает достаточно такой точности, хотя иногда бывает и маловато. К этому мы вернемся чуть ниже.
Серьезным преимуществом кодеков с межкадровым сжатием является более высокая степень компрессии при сохранении хорошего качества видео. Для примера скажем, что на обычном DVD диске можно сохранить менее 20 минут необработанного DV видеоматериала, от часа до двух MPEG-2 видеозаписи или 3-4 часа MPEG-4 ASP видеозаписи. Поэтому для сохранения готового видео в основном используются именно MPEG кодеки.
Также отметим, что современные бытовые DVD плееры умеют воспроизводить MPEG-1 (Video CD), MPEG-2 (DVD и SVCD) или MPEG4 ASP (DivX и XviD) видео, а вот MJPEG и DV не умеют. Так что, если изначально видеозапись была сделана в DV или MJPEG, то для создания фильма совершенно точно потребуется перекодировать ее в MPEG-2 (DVD Video) или MPEG-4 ASP (MPEG-4 CD). А вот на вопрос «нужно ли перекодировать MPEG-4 видеоролики в MPEG-2» однозначного ответа нет, поэтому мы обозначим плюсы и минусы каждого подхода.
MPEG-4 видеоролики. Перекодировать или нет?
1. Конечный формат DVD-Video диск
Если нашей целью является получение стандартного DVD-диска, который будет воспроизводиться на любом DVD-плеере (в т.ч. без поддержки MPEG-4), то перекодирования в MPEG-2 нам не избежать. При кодировании в MPEG-2 с достаточно высоким битрейтом (4000 8000 Кбит/сек) визуальная потеря качества будет небольшой. Хотя, конечно, тут многое зависит и от выбранного MPEG-2 кодека. Основной недостаток этого подхода большие затраты времени на перекодирование.
2. Конечный формат MPEG-4 диск (CD или DVD)
Если нам достаточно MPEG-4 CD/DVD «на выходе», то можно значительно сократить время на обработку. Здесь исходный формат видео совпадает с конечным, поэтому перекодирования можно вообще избежать. Один из недостатков такого подхода для MPEG-4 CD/DVD нельзя сделать меню, как для стандартного DVD-диска. MPEG-4 диск записывается как обычный диск с данными, и DVD-MPEG4 проигрыватель при его загрузке просто отображает список файлов. При воспроизведении таких файлов обычно имеется быстрая навигация по времени, и это отчасти компенсирует отсутствие меню.
Другой недостаток ограниченная совместимость с DVD-проигрывателями, однако сегодня, когда подавляющее большинство DVD-проигрывателей имеют поддержку MPEG-4, это вряд ли можно считать серьезным недостатком.
С другой стороны, экономия времени при таком подходе может быть весьма существенной. Для того, чтобы перепаковать и склеить часовой фильм, потребуется не более 5-10 минут, плюс еще 5-10 минут на запись CD (в то время как для перекодирования того же фильма и записи DVD потребуется 1-2 часа). Да и потери исходного качества при перепаковке не будет вообще.
Но, к сожалению, при таком «быстром» подходе мы можем использовать только возможности линейного монтажа («кройку и шитье», или ВТОРОЙ ПУТЬ по нашей предыдущей статье). Такие элементы, как переходы и фильтры будут нам недоступны, для этого необходим нелинейный монтаж с перекодированием.
Практика показывает, что при любительском монтаже большая часть видеоматериала остается нетронутой, поэтому полное перекодирование это только лишние потери времени и качества видео. Возникает вопрос а можно ли при нелинейном монтаже перекодировать только измененные участки видеоматериала, а нетронутые передавать «на выход» без перекодирования?
Что касается DV видео, тут программы монтажа уже давно «научились» подобному приему если входной и выходной форматы совпадают, перекодируются только затронутые фрагменты. Но вот с MPEG-4 все оказалось сложнее в процессе наших экспериментов видеоредакторы упорно перекодировали весь фильм и «не хотели» передавать нетронутые фрагменты без перекодирования.
И, тем не менее, работающее решение было найдено!
Сначала такая возможность была обнаружена в видеоредакторе Ulead Video Studio 7.0, а затем (с помощью участников форума ixbt.com) мы научились настраивать редакторы Ulead VideoStudio и MediaStudio разных версий.
Перейдем к конкретным шагам и настройкам.
Настройка программ и кодеков
В предыдущей статье «Обработка видеозаписей MPEG4 фотовидеокамер. Этапы от камеры до DVD плеера шаг за шагом» кодек используется только для просмотра видео, на процесс линейного монтажа работа кодека никак не влияет.
Здесь же от его настройки будет напрямую зависеть качество получаемого видео, кроме того, нам нужно подобрать и настроить кодек с видеоредактором так, чтобы перекодировались только те участки видео, на которые были наложены фильтры или переходы. Нетронутые же участки видео должны передаваться без перекодирования, прямопотоковым копированием.
* Примечание: Хотя некоторые версии UleadVideoStudio работают с MP4 файлами, для нашей задачи обеспечения возможности прямопотокового копирования необходимо, чтобы исходные ролики были DivX-совместимыми, а для этого необходима предварительная обработка в MP4Cam2AVI.
Возможно, тех же результатов можно добиться с другими кодеками и видеоредакторами, но нам этого не удалось (мы тестировали кодеки DivX5, DivX6, XviD, 3ivX и FFDShow с Ulead Video Studio, Pinnacle Studio, Sony Vegas и Adobe Premiere).
В любом случае, мы предлагаем найденную совместными усилиями рабочую методику, а в остальном оставляем простор для эксперимента нашим читателям.
А теперь перейдем к настройкам программ и кодеков.
Настройка кодека DivX
Настройка кодека DivX достаточно подробно описана в статье «DivX: особенности сжатия видео в домашних условиях», так что здесь подробно останавливаться на этом вопросе мы не будем. В нашем случае DivX настраивается для простого однопроходного кодирования. Нас, в первую очередь, интересуют два параметра битрейт (bitrate) и интервал между ключевыми кадрами (keyframe interval, он же размер GOP).
Выбирать битрейт желательно достаточно большим, не менее, чем в исходном видео. Но и больше 4000 Кбит/сек тоже указывать не стоит, иначе DVD-плеер может не справиться с таким потоком (4000 Кбит/сек это максимальное значение битрейта для профайла DivX Home Theater, которого «придерживается» большинство DVD-MPEG4 плееров).
Чего точно не следует делать это ставить низкий битрейт для сокращения размера конечного ролика. Поскольку большая часть видео останется без перекодирования, то много места сэкономить не удастся, а вот скачкообразные ухудшения качества на перекодированных участках будут гарантированы.
Размер GOP (интервал между ключевыми кадрами) в данном случае почти не важен можно оставить значение кодека по умолчанию (300 кадров), а можно выбрать 15 или 30 кадров на результате это скажется не очень сильно.
Проверка работы и дополнительная настройка видеоредакторов Ulead
Различные видеоредакторы Ulead уже неоднократно рассматривались в разделе Цифровое видео iXBT.COM: «Ulead VideoStudio Pro 8», «Ulead VideoStudio 9», «Ulead MediaStudio Pro 8», «Ulead VideoStudio 11 Plus». В данном случае подойдет любой из них. Главное, чтобы видеоредактор был правильно настроен для работы с MPEG4 ASP видеозаписью.
В первую очередь, нам нужно проверить, будет ли редактор передавать без перекодирования «нетронутые» участки видео. Дело в том, что разновидностей программ Ulead существует значительно больше, чем их официальных названий. Например, Ulead VideoStudio существует и как самостоятельный продукт, продаваемый отдельно, и как «бесплатное приложение», поставляемое вместе с видеокамерой или другой видеотехникой. В результате, варианты одной и той же версии программы Ulead VideoStudio, приобретенные в составе разных пакетов, могут отличаться друг от друга в таких «мелочах», как способность оставлять неперекодированные участки видео.
В настройках проекта Ulead в качестве выходного формата обязательно указываем контейнер AVI, кодек DivX5 (даже если в системе присутствуют другие MPEG-4 кодеки) и формат аудио MP3 (для того, чтобы звук воспроизводился на DVD-MPEG-4 плейере). Также проверяем соответствие частоты кадров (Frame rate) и размера кадра (Frame size) «входному» формату (иначе прямопотоковое копирование не будет работать). Входные параметры видео можно узнать, посмотрев File Info в VirtualDub (см. ниже) или в MP4Cam2AVI.
Здесь же стоит настроить или проверить настройки кодека DivX (кнопка «Configure»).
Примечание. В случае, если в системе установлено несколько MPEG-4 кодеков, они могут конфликтовать друг с другом (например, если помимо DivX5, установлены еще XviD, FFDShow, или какой-нибудь Codecpack (что чаще всего бывает источником проблем). Для корректной работы нам нужно, чтобы наш файл обрабатывался именно кодеком DivX5, а не каким либо другим. Это можно проверить, например, так откройте файл в VirtualDub и посмотрите FileInfo:
Если там указан кодек DivX5, значит, все в порядке. В противном случае переустановите кодек DivX5. Если и это не помогло, удалите все MPEG-4 кодеки (включая DivX5), и заново установите DivX5. Для проверки можно еще раз открыть файл в VirtualDub.
C помощью сочетаний клавиш + и + перемещаемся только по ключевым кадрам, индикация текущей позиции отображается в специальном окне внизу справа. Если перемотка идет строго через 10, 15 или 30 кадров (в зависимости от камеры, которой проводилась съемка), то, скорее всего эти фрагменты остались нетронутыми. Если же интервалы между кадрами оказались отличными от указанных, то весьма вероятно, данный эпизод фильма подвергся перекодированию.
Если в результате проверки выяснилось, что перекодируются лишь фрагменты, подвергнувшиеся изменениям, значит все в порядке. Но что делать, если имеющаяся версия видеоредактора Ulead упорно перекодирует весь видеоматериал?
Существует решение и для такого случая. Участником форума IXBT.COM Курносовым aka vvkv был выделен ключ реестра, отвечающий за то, будет ли программа Ulead перекодировать необработанные участки видео, или оставлять их без изменений.
Например, для Ulead VideoStudio 8.0 в ветке системного реестра (видно, что название ветки реестра фактически содержит название программы и номер версии):
HKEY_CURRENT_USERSoftwareUlead SystemsUlead VideoStudio8.0VIOAVI
имеется параметр DWORD (типа REG_DWORD): DTR_DivX= 0x00000000
С указанным значением ключа программа работает с перекодированием необработанных участков видео, но, если значение ключа «DTR_DivX» поменять с «0» на «1», то не подвергавшиеся воздействию фильтров участки видео останутся неперекодированными. Если в какой-то версии программы Ulead указанная запись DTR_DivX отсутствует вообще, то ее нужно создать в соответствующей ветке реестра*, и присвоить ей значение «1». Вот и всё!
* Примечание. Редактирование реестра Windows осуществляется с помощью программы regedit. Если вы незнакомы с этим процессом, лучше сначала потратьте время на «теорию». В противном случае, некорректная правка реестра может привести к очень серьезным проблемам с Windows. Краткое описание программы regedit можно посмотреть в начале статьи «Настройка программных HCF/HSF модемов на чипах Conexant».
Участниками форума IXBT.COM успешно была проведена проверка этого приема для различных версий программ Ulead VideoStudio. В принципе, такая правка реестра должна работать и с Ulead MediaStudio, нужно только найти соответствующую ветку реестра (ее название зависит от версии программы), и «разобраться» с требуемым ключом.
Если правка реестра дала требуемый результат, и это было подтверждено проверкой (см. выше), то можно приступать к работе.
Что касается непосредственно процесса монтажа, здесь нужно сделать еще одно весьма важное замечание.
При работе с DV или MJPEG записями перекодирование будет производиться в любом случае, и мы никак не ограничиваем себя применением видеофильтров. При этом, какой-то видеофильтр вполне может быть применен хоть ко всему фильму. При работе с MPEG4 видеозаписями такой подход приведет к тому, что весь фильм будет перекодирован, чего, в общем-то, хотелось бы избежать.
Например, если мы сделаем красивые переходы между эпизодами, это вполне приемлемо длительность переходов относительно невелика, да и потеря качества на переходах не так заметна. Теперь допустим, что мы захотели слегка подкорректировать баланс белого на одном из эпизодов. Если эпизод короткий и коррекция необходима, то это вполне приемлемо. А вот если мы будем делать это со всем фильмом, то в итоге получится полное перекодирование, и все наши «пляски с бубном» вокруг Ulead и DivX теряют свой смысл. Поэтому, фильтры здесь стоит применять максимально выборочно только там, где это действительно необходимо.
Отметим также, что в данном случае мы можем монтировать видеофрагменты не только по ключевым кадрам, но и с точностью до одного кадра. При этом будет перекодирована только та GOP, которую мы «подрезали».
Итак, сформулируем примерный алгоритм работы с MPEG4 видео с использованием нелинейного монтажа. Если продолжить нумерацию, начатую в предыдущей статье, это будет уже…
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ: нелинейный монтаж MPEG-4 ASP видео без перекодирования «нетронутых» участков.
ШАГ 1. Предварительная обработка в MP4Cam2AVI
Примечание: в новых версиях MP4Cam2AVI появился довольно наглядный режим TimeLineMode (о нем мы расскажем чуть ниже). При его использовании предварительное «шитье» может оказаться удобнее производить на данном этапе, а не на 3.1, в этом случае следует включить Many->OneAVI.
1.3. Video format: Source video;
1.4. Audio format: PCM (uncompressed);
1.5. Target directory: указываем каталог для целевых AVI файлов.
Затем выбираем необходимые файлы, нажимаем кнопку «Start», в результате в целевой каталоге появятся перепакованные файлы с теми же именами, но с расширением AVI.
ШАГ 2. Настройка программ и кодеков:
ШАГ 3. Монтаж в программе Ulead VideoStudio/MediaStudio
3.1. Импортируем в видеоредактор полученные на шаге 1 AVI ролики и выполняем окончательную «отделку» фильма производим «кройку и шитье», накладываем переходы, применяем необходимые фильтры. Поскольку такой метод работы с видео ориентирован на достаточно опытного пользователя, уже хорошо знакомого с видеоредактированием, более подробно расписывать алгоритм работы мы здесь не будем;
Примечание: поскольку фрагменты, затронутые фильтрами, будут перекодированы, то фильтры в данном случае стоит применять выборочно только там, где это действительно необходимо;
ШАГ 4. Запись полученного файла на CD/DVD диск
После шага 3 на выходе мы получаем готовый DivX-совместимый «фильм» в AVI контейнере, который можно записывать на CD или DVD диск. Сделать это можно, например, с помощью программ Nero Burning ROM или Nero Express (на вопрос «Что вы хотите записать?» нужно ответить «Диск с данными»):
Полученный диск можно просматривать на DVD плейерах с поддержкой MPEG-4 ASP (DivX/XviD).
Новые возможности программы MP4Cam2AVI
Теперь вернемся почти к самому началу предыдущей статьи программе MP4Cam2AVI.
Дело в том, что программа MP4Cam2AVI, созданная одним из авторов этой статьи Олегом Михеевым для обработки видеозаписей MPEG4, очень существенно изменилась за прошедшие два года, у нее появились новые возможности, и старое ее описание уже сильно устарело. Поскольку работа с программой была весьма подробно расписана в предыдущей статье, здесь мы уделим основное внимание лишь ее новым возможностям.
Обновленная программа «научилась» работать не только с MP4 и MOV контейнерами, но и с AVI (некоторые фотовидеокамеры с MPEG4 ASP видеозаписью) и с 3GP (мобильные телефоны). Правда, при работе с последним типом файлов программа не умеет обрабатывать звук, о чем она честно предупреждает при начале работы с такими файлами:
Теперь у программы появилось два режима работы, связанные с существенным различием интерфейса:
1) Привычный File List Mode, примерно соответствующий интерфейсу
старой версии программы (с обновлениями, обусловленными появлением
новых возможностей):
2) Новый TimeLine Mode режим, пока не вышедший из стадии Beta, но уже достаточно удобный, чтобы пользоваться именно им, несмотря на некоторые его шероховатости.
В режиме File List Mode выбор исходных файлов производится из списка файлов с помощью левой кнопкой мыши (с использованием Shift и Ctrl, т.е. стандартным для Windows способом), а изменение последовательности «склеивания» в целевом AVI файле с помощью изменения префикса файла. Данные действия были подробно расписаны в предыдущей статье, так что здесь мы на этом не будем останавливаться. Отметим лишь, что данный режим является не очень наглядным, поскольку не видно «содержимое» всех обрабатываемых файлов. Хотя в новых версиях программы есть возможность предварительного просмотра видео в окне Preview, там виден лишь один файл, а остальные файлы надо держать в уме. Да и менять последовательность обрабатываемых файлов через префиксы все-таки не очень удобно.
В новом режиме TimeLine Mode файлы, с которыми будут производиться дальнейшие действия, выбираются простановкой «птички» рядом с именем файла с помощью клавиши «пробела» на клавиатуре, или левой кнопкой мышки. Такие файлы также можно выбирать «перетаскиванием» имени файла из списка файлов на окно time line для их добавления, или из окна time line в список файлов для удаления. Если нужно поменять их порядок следования файлов на time line, то достаточно перетащить картинку с изображением файла на новое место между двумя другими файлами. Поскольку на таком режиме групповое добавление невозможно, каждый файл приходится добавлять отдельно, однако наглядность отображения и легкость изменения их порядка следования роликов может перевесить данное неудобство.
Наглядность этого режима делает текущую версию программы близкой по удобству работы к «полноценным» видеоредакторам, так что некоторые операции, которые раньше мы выполняли в них, теперь можно делать и в MP4Cam2AVI.
Программа по мере своего развития постепенно приобретала все новые и новые возможности, интерфейс становился все более перегруженным, и она могла уже стать слишком сложной для первоначального освоения неподготовленным пользователем. Чтобы избежать этого, в интерфейс было введено три режима работы: Beginner, Advanced и Expert
Режим Beginner рассчитан на начинающих пользователей, или на тех пользователей, которым достаточно простой «кройки и шитья» файлов, снятых одной камерой. На этом режиме можно только перепаковать исходные файлы в несколько или один целевой AVI файл, оставляя звук неизменным или перекодируя его в PCM или MP3. Дополнительные настройки обработки звука и видео недоступны.
При включении режима Advanced в окне программы появляется кнопка Advanced Options в окружении «птичек», определяющих режим использования этих опций.
Окно Advanced Options содержит дополнительные настройки для обработки звука (audio options), а также некоторые технические настройки. Дополнительная обработка звука (фильтр нижних частот, громкость) работает только в режимах PCM или MP3 и недоступна в режиме Source Audio.
Наконец, переходим к режиму Expert. Здесь появляется еще одна опция Video Format. Теперь появляется возможность перекодировать видео в формат XviD MPEG-4 ASP (c помощью библиотеки xvidcore.dll).
Основное назначение этой функции перекодирование «традиционных» фотоаппаратных MJPEG роликов для просмотра на DVD-MPEG4 плейерах. Дело в том, что если такой ролик обработать в режиме Source video, полученный AVI файл также будет содержать MJPEG видео, а DVD-MPEG4 плейеры этот формат не понимают.
Но не будем придираться к слову, а посмотрим, что скрывается за ним. Видно, что пользователь может или оставить видео без перекодирования, выбрав режим Source Video (как это делается в режимах Beginner и Advanced), или выбрать одну из настроек кодирования видео в XviD MPEG4. Из самого названия режимов кодирования можно догадаться, что они различаются уровнем качества и напрямую связанного с ним размером конечного файла.
Поскольку данные настройки рассчитаны на пользователей, которые, как минимум, имеют достаточно хорошее представление о настройках MPEG4 кодеков, мы лишь коротко укажем, что режим Best Quality соответствует настройке «отдельно стоящего» кодека XviD в режиме с постоянной квантизацией 2 (теоретический предел для данного кодека), а режим Lowest Quality этому же кодеку с постоянной квантизацией 16 (весьма посредственное качество).
Режимы High, Normal, Average и Low соответственно используют квантизацию 4, 6, 8 и 12.
Длина GOP при этом будет от 15 до 90 кадров, в зависимости от режима.
При желании подробно рассмотреть, какие настройки включаются на том или ином режиме кодирования видео, можно открыть окно Advanced Options, в котором теперь появляется блок настроек «XviD encoding options»:
Под серенькими «птичками» видны настройки, активные в выбранном режиме работы. Параметры Q-Pel и GMC не задействуются ни в одной из типовых настроек, поскольку данные опции не попадают в профайл MPEG4 HTP (Home Theatre Profile) «подвид» ASP, на который ориентированы современные DVD MPEG4 плееры. При желании можно воспользоваться и ими, для этого достаточно включить режим «DivX User Configurable», и они станут доступны. Такая настройка предназначена для настоящих экспертов, которые хорошо знают, о чем тут идет речь, остальным же лучше не экспериментировать (иначе можно понастраивать такого, что никакой DVD-MPEG4 проигрыватель не потянет).
Здесь же мы видим еще две птички.
Нижняя из них, «Resize to 320×240» предназначена для создания видеофайлов для просмотра на КПК и других мобильных устройствах, которые могут просто не потянуть воспроизведение файла с разрешением 640×480. Данная опция пока еще находится в состоянии Beta, поэтому могут быть проблемы с ее работой.
На птичке «Enable MPEG4 Recompression» остановимся подробнее. Как мы уже подчеркивали, повторное перекодирование MPEG4 видео крайне нежелательно, его по возможности необходимо избегать. Именно поэтому настройки, связанные с перекодированием видео, были спрятаны в режим Expert. Помимо этого, мы ввели дополнительную птичку «Enable MPEG4 Recompression», без которой процесс повторного кодирования MPEG-4 ASP не запустится, будет выдано предупреждение:
Это даже не только и не столько «защита от дурака», сколько дополнительная подстраховка для всех пользователей. Отмеченная птичка сбрасывается при следующем запуске программы, и, таким образом, исключается ситуация, когда по ошибке или по забывчивости MPEG-4 видеоролик будут повторно перекодирован. Для того, кому действительно надо перекодировать MPEG-4 видеоролик (например, для изменения размера кадра до 320×240), установку лишней птички мы считаем минимальным неудобством.
Также отметим несмотря на то, что в программу встроен кодек XviD, в заголовке целевого AVI файла указывается код FourCC «DX50» (которым обычно «подписывается» кодек DivX5). Строго говоря, значение FourCC в заголовке обычно бывает непринципиально, и многие MPEG4 ASP кодеки умеют подписываться «чужим» FourCC, но… В нашем случае, для коррекной работы видеоредактора Ulead c кодеком DivX5 (для корректной передачи неперекодированного видео) только код FourCC «DX50» является рабочим.
Здесь в колонке «Video type» указаны типы поддерживаемых кодеков, в колонке «Acceptable FourCC’s» соответствующие допустимые значения FourCC, а в колонке «AVI FourCC» то значение FourCC, которое будет указываться для данного кодека в целевом файле.
Если при обработке был ошибочно выбран не тот FourCC, который нужен Вам (например, он «не понравился» видеоредактору Ulead) не беда. Программа умеет практически мгновенно менять FourCC AVI видеофайлов, не перекодируя, и даже не перепаковывая их. Для этого достаточно переключиться в режим File List Mode, перейти в режим работы с AVI файлами, выбрать целевой (а не исходный, как во всех остальных случаях) AVI файл и нажать кнопку «Avi4cc…«
В появившемся окне выбрать требуемый FourCC и нажать OK. Вот и все! Заголовок файла уже изменен, окно закрывается, даже кнопку Start в основном окне программы нажимать не нужно.
в окне просмотра оказывается «Черный квадрат» Малевича с извинениями, а на TimeLine наоборот «Белый квадрат» того же автора.
Но в остальном программа работает, склеивает и перепаковывает видео MPEG4 AVC из контейнеров MP4 или MOV в контейнер AVI.
«Но позвольте!» скажет еще более продвинутый читатель. «Это же неправильно! MPEG4 AVC не положено укладывать в AVI контейнер! Это не по уставу!». Программа согласится и с такой точкой зрения (безусловно правильной), и после нажатия Start выведет на экран сообщение об этом, а также все, что она думает по этому поводу
Так зачем же было нужно включать в программу такую «антинаучную» возможность?
Во-первых, некоторые видеоредакторы не хотят или не умеют работать ни с какими MP4 или MOV видеофайлами, и в то же время с AVI файлами, даже содержащими «неправильную» начинку, работать соглашаются. Помимо этого, некоторые из них работают с «привычным» контейнером AVI намного быстрее, чем с новыми для них MP4 и MOV.
Во-вторых, технически это оказалось намного проще, чем «учить» программу паковать MPEG-4 AVC в «правильные» для данного формата контейнеры MP4 или MOV. Ну и в конце концов, как уже не раз говорилось в этой статье «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Если такая возможность есть, то возможно, она кому-нибудь и пригодится.
Главное, чтобы в системе был установлен соответствующий MPEG-4 AVC кодек, в качестве которого может подойти например бесплатный VFW кодек FFDShow последних версий (более ранние версии могут работать с MPEG-4 AVC некорректно).
Конечно, крайне желательно оставлять исходные MP4 или MOV файлы с MPEG4 AVC где-нибудь на HDD или DVD+/-RW вдруг когда-нибудь потребуется обработать их в «родном» контейнере (к тому же, перепаковать в обратную сторону, из AVI в MOV/MP4, будет уже проблематично). Строго говоря, это замечание распространяется и на MPEG4 ASP видеоролики, но для них это не так критично, поскольку контейнер AVI поддерживается всеми видеоредакторами.
Наверное, у некоторых возник еще один вопрос: зачем в программе MP4Cam2AVI, специально «заточенной» под работу с фотовидеокамерными видеороликами, введена поддержка MPEG-4 AVC, ведь фотовидеокамеры сохраняют видео в MPEG-4 ASP?. С недавних пор это уже не так. Безусловно, большинство фотовидеокамер продолжают работать с MPEG-4 ASP, но уже появились образцы, записывающие MPEG-4 AVC видео. Можно назвать, например, уже появившиеся в продаже Sanyo Xacti CG65, Sanyo Xacti E1 (waterproof), Casio Excilim Hi-Zoom EX-V7, есть и еще несколько анонсов.
Из MPEG-4 AVC видеороликов уже нельзя получить DivX-совместимый фильм без перекодирования, и с их обработкой может возникнуть гораздо больше проблем, чем с MPEG-4 ASP видеороликами. Однако данный вопрос заслуживает отдельного разговора, так что закончим и эту статью так же, как и предыдущую, цитатой из книги А. и Б. Стругацких «. но это уже совсем другая история».