акт нефинансовых активов что это
Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов
Для чего нужен акт приема-передачи НФА
Рассматриваемый документ был введен в оборот приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н — основным нормативным актом, утвердившим использование учреждениями бюджетной системы Российской Федерации различных унифицированных бланков.
Скачать бланк формы 0504101 можно бесплатно, кликнув по картинке ниже.
Акт приема-передачи нефинансовых активов формы 0504101 используется при фиксации перемещения соответствующих активов между различными правообладателями и пользователями:
О том, что такое НФА, читайте здесь.
О последних изменениях в бюджетном учете и новых стандартах вы можете узнать из Обзора от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Бланк акта приема-передачи НФА: структура документа по приказу № 52н и образец заполнения
Рассматриваемый документ состоит из 2 страниц.
На первой расположены:
На второй странице документа отражаются:
Скачать заполненный акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов вы можете на нашем сайте по ссылке ниже:
Итоги
Перемещение НФА между учреждениями бюджетной системы удостоверяется специальным актом, который введен в оборот приказом № 52н. Здесь отражаются сведения об активе, отправителе, получателе, а также лицах, представляющих в том или ином статусе соответствующие организации.
Узнать больше о специфике учета НФА в бюджетных учреждениях вы можете из этой статьи.
Акт нефинансовых активов что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 28 октября 2020 г. N 02-06-05/93923 Об особенностях оформления Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и Извещения (ф. 0504805)
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица, сообщаем, что подобный запрос следует направлять надлежащим образом оформленный (на бланке органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения, иного юридического лица с подписью лица на то уполномоченного).
Вместе с тем, Департамент считает необходимым отметить следующее.
В то же время при расчетах, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах, применяется Извещение (ф. 0504805) для оформления бухгалтерского документа в целях обеспечения своевременного отражения в бухгалтерском учете бухгалтерских записей согласно первичному учетному документу по взаимосвязанным операциям между субъектами учета (Приложение N 5 Приказа N 52н).
Положения Приказа N 52н не устанавливают приоритетную обязанность одного из субъектов учета по составлению и направлению другому субъекту учета по взаимосвязанным операциям Извещения (ф. 0504805). Как следствие, данный документ может быть подготовлен любой стороной, участвующей во взаимосвязанных операциях.
Учитывая данную норму и необходимость отражения в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) стоимостных оценок передаваемого объекта имущества, оформление Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), по мнению Департамента, следует осуществлять передающей стороной.
Дополнительно сообщаем, что Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами Министерства финансов Российской Федерации.
Тексты нормативных правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе «Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора».
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
По мнению Минфина, оформлять Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) должна передающая сторона.
Акт нефинансовых активов что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 7 мая 2020 г. N 02-06-05/36826 Об особенностях заполнения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц в вопросах применения нормативных правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности при осуществлении конкретных хозяйственных операций.
Учитывая изложенное, а также то, что суть вопроса сводится к выполнению функций должностного лица федерального казенного учреждения, сообщаем, что подобные запросы следует направлять надлежащим образом оформленные на бланке учреждения с подписью уполномоченного лица.
Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Положения СГС «Основные средства» применяются при ведении бухгалтерского учета основных средств, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об основных средствах (результатах операций с ними), если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности.
Согласно пункту 29 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации на дату передачи объекта (события по изменению правообладателя). Указанные положения распространяются как на операции с объектами имущества, составляющими государственную (муниципальную) казну, так и на объекты, находящиеся (закрепляемые) на праве оперативного управления.
В соответствии с Законом N 402-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 264.1) информация об активах и обязательствах, а также об операциях, изменяющих указанные активы, подлежит обязательному отражению в бюджетном учете и бюджетной отчетности, при этом пропуск и искажение информации не допускается.
Положениями Закона N 402-ФЗ и СГС «Концептуальные основы» установлены требования к составу реквизитов, обязательных при оформлении первичных учетных документов. Согласно таким требованиям указание денежного измерения факта хозяйственной жизни (сделки) в документе, оформляющем сделку с имуществом, является обязательным.
Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы, к которым относятся органы государственной власти, устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации нормативными правовыми актами Минфина России, регулирующими единую методологию бюджетного учета (пункт 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Первичным учетным документом в целях принятия к бюджетному учету объектов нефинансовых активов при их передаче между организациями бюджетной сферы является Акт о приеме-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), форма и правила заполнения которого установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению».
Форма Акта о приеме-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) является унифицированной формой первичного учетного документа, применяемой организациями бюджетной сферы, и ее составление в произвольной форме бюджетным законодательством не предусмотрено.
В Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) обязательно отражается первоначальная (балансовая) стоимость объектов нефинансовых активов, вовлеченных в процесс передачи (приемки), на дату перехода права владения.
Следует отметить, что начисление амортизации на объект основных средств осуществляется передающей стороной до месяца фактической передачи указанного объекта, поскольку издание распоряжения, согласно которому осуществляется передача объекта, не является основанием для прекращения начисления амортизации. В связи с изложенным, расхождение данных о величине накопленной амортизации (данных об остаточной стоимости) в Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) и в распоряжении в случае возникновения временного разрыва при оформлении передачи права собственности (владения) на объект, составляющего более одного месяца, соответствует положениям нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Обращаем внимание, что передача объектов основных средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривает формирование передающей и получающей стороной бухгалтерских записей с отражением в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей взаимосвязанных расчетов.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
Передача объектов основных средств между бюджетами различных уровней предусматривает формирование передающей и получающей стороной бухгалтерских записей с отражением в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей взаимосвязанных расчетов.
Акт нефинансовых активов что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Минфина России от 30 сентября 2020 г. N 02-06-10/86738 Об особенностях оформления Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101)
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, а также, по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с пунктом 29 Инструкции N 157н передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
При заполнении Акта (ф. 0504101) в графах 9 и 10 раздела 1 «Сведения о передаваемых объектах нефинансовых активов» подлежит отражению информация о первоначальной (балансовой) стоимости и начисленной амортизации передаваемых (получаемых) объектов.
При этом необходимо учитывать, что информация в денежном выражении о состоянии активов, об операциях, их изменяющих, отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, Рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) (пункт 3 Инструкции N 157н).
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе | С.В. Сивец |
Обзор документа
Если данные предыдущего правообладателя о стоимости объектов, полученных в результате необменных операций, учреждению недоступны, целесообразно признать первоначальной стоимостью таких объектов бухучета их кадастровую стоимость в соответствии с выпиской из реестра федерального имущества.
Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?
Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.
Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:
В отношении НФА могут осуществляться операции:
Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.
Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.
Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:
О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».
Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?
Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.
О составлении плана счетов бюджетного учета читайте здесь.
Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?
Код, о котором идет речь (фиксируется он в разряде 18), может соответствовать цифрам:
Рассматриваемый элемент кода счета бюджетного зависит, таким образом, от содержания операции (финансирования).
Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?
Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.
Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:
Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.
Как определить код операции с объектом бюджетного учета?
Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.
При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:
Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.
Итоги
Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.