архимандрит это что означает
Значение слова «архимандрит»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Архимандрит, принявший великую схиму, называется схиархимандритом.
АРХИМАНДРИ’Т, а, м. [от греч. archi — главный и mandra — стойло] (церк.). Высшее духовное звание монашествующего священника.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
архимандри́т
1. церк. один из высших монашеских чинов в Православной церкви (ниже епископа), соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве, а также лицо имеющее такой чин ◆ Благодарю за умение, за бестрепетность, — произнес архимандрит. И.Н. Чесноков, «Гавань благополучия», 1986 г.
2. церк. почётный титул настоятеля крупного мужского монастыря, наместника лавры, ректора духовной семинарии, а также лицо имеющее такой титул
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: святыня — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Архимандрит
Архимандри́т (греч. ἀρχιμανδρίτης (от ἄρχων — вождь, начальник и μάνδρα – «в значении монастырь; также загон, овчарня, ограда»)) – 1) высшее звание монашествующих священников; 2) монашествующий священник, обладатель этого звания; 3) (ранее) надзиратели за монастырями епархии, настоятели особо значимых монастырей.
Мандра – слово греческое, значит – овчарня (хлев для овец). Потом Мандрой называли гору, на которой подвизался св. Симеон Столпник, и обитель, расположенную на ней. Отсюда и произошло название архимандрит – начальник обители.
Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. – так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии. Впоследствии наименование «архимандрит» перешло к начальникам важнейших монастырей и затем к монашествующим лицам, занимающим церковно – административные должности.
Изначально титул архимандрита не подразумевал священства, однако в нынешней практике архимандритами являются только лица в священном сане. Поэтому их верно именовать священно-архимандритами, но обычно так называют лишь глав монастырей – правящих архиереев епархии или, в случае ставропигиальных монастырей, самого Патриарха.
В настоящее время чин дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.
Облачение: подобно игуменскому, но отличается украшеным архимандритским наперсным крестом а также частями архиерейского облачения – митрой, палицей, посохом у настоятелей монастырей, мантией со скрижалями.
Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия
Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.
Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:
Белое духовенство
Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.
Алтарник (послушник)
Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:
При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.
Псаломщик (Чтец)
Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).
Иподиакон
Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).
Церковные саны православной церкви
Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.
Диакон (служитель)
Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.
Протодиакон
Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.
Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Иерей
Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:
Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
Протоиерей
Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.
Протопресвитер
Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.
Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.
Черное духовенство
К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.
Иеродиакон и архидиакон
Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».
Иеромона́х
Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).
Игумен (игуменья)
Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.
Архимандри́т
Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Епи́скоп (надзирающий)
Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Митрополит
Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:
Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.
Патриарх
Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.
Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.
Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.
Власть от Бога — это архимандрит
Архимандрит — это настоятель православного монастыря
Начнём с ответа на первый вопрос. Никакого «мандрита» в православной иерархии действительно нет.
Слово «архимандрит» образовано другим способом. На греческом оно пишется так: ἀρχιμανδρίτης — и состоит из двух частей:
Сразу стоит поосторожничать и избежать дословного перевода.
«Вождь хлевов» — это, конечно, издержки разницы в языках. Подразумевается, что архимандрит — это человек, который главный в месте, где обитают заблудшие овцы. Это явный намёк на слова Иисуса Христа:
«Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся?».
Овцы — символ по нынешним меркам для русского обидный, но для своей эпохи это была прекрасная иллюстрация. Итак, верующие — это овцы, которые держатся в стаде.
Его хозяин — Бог, ну а представители духовенства — своего рода сменные пастыри, которые заботятся о христианах и представляют Всевышнего на земле.
Архимандрит по положению близок католическому аббату.
Архимандрит — это управляющей группой таких овец, общиной монахов. Нам сегодня понятно слово «монастырь», но в своё время уместнее было говорить именно об общинах.
Так что архимандрит — это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря.
У католиков есть аналогичный титул — аббат, то есть руководитель аббатства. А ещё есть аббатиса, то есть настоятельница, а по-нашему — игуменья.
Архимандрит Тихон (Секретарёв)
Архимандрит — настоятель большого монастыря, а игумен — маленького
Подкованные в церковных вопросах читатели вправе спросить: а какая разница между игуменом и архимандритом?
Очень хороший вопрос. Действительно, и тот и другой — настоятели православных монастырей.
Дело в том, что в 1764 году произошла секуляризационная реформа. В результате русские православные монастыри разделили на три класса.
Чем больше и монастырь, чем выше его содержание, чем больше у него влияния, тем выше класс. Например, Троицесергиевева лавра — это монастырь первого класса.
это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря
Архимандрит был настоятелем монастырей первого и второго классов. Также он на богослужениях носил соответствующие атрибуты:
В современной иерархии Русской православной Церкви игумен стоит на ступеньку ниже архимандрита. Сам архимандрит — это высший сан, которого достигают священники второй степени. Дальше начинаются уже архиерейские звания.
Смотрите также статью Как стать монахом
Книги архимандрита
Архимандрит Платон известен не только как рьяный проповедник и реформист образования, но и как писатель. Его главный труд — это «Сокращение российской церковной истории». Она вышла в Москве в 1805 году. Это первое научно-критическое исследование. Платон создал его на основе летописных сводов, архивов и мемуаров. Даже в 21 веке велико значение ее уникальности. Благодаря этой книге читатель может освежить взгляд на российскую историю, проследить роль Церкви в ее развитии, а также глубже понять сложившийся веками колоритный характер русского народа и государства российского.
Священноархимандрит — это управляющий монастырём архиерей, а схиархимандрит — монах-аскет
Священноархимандрит
Так могут называться только патриарх или епархиальный архиерей.
Так как священноархимандриты — люди занятые, которые вряд ли смогут каждый день находиться в монастыре, назначают наместника лавры (монастыря, обители). Это полномочный представитель архиерея.
Смотрите также статью Митрофорный протоиерей — что это значит?
Схиархимандрит
Чтобы понять, кто такой этот человек, нужно поговорить немного о схиме.
Схима — это клятва православных монахов вести особо аскетичный образ жизни. Есть более щадящая, Малая схима, но обычно, когда не уточняют, подразумевают Великую схиму.
Схиархимандрит — это архимандрит, который принял великую схиму.
Человек, который даёт обет на аскетическое подвижничество, приравнивается к ангельскому образу.
Он уходит жить отдельно от братии, снимает с себя все послушания. Лишь участвует в литургиях и выполняет обязанности духовника. Обычно схимники запираются, чтобы реже общаться с другими людьми.
Схиархимандрит Гавриил (Бунге)
Если архимандрит станет архиереем, он тоже может принять схиму, но такие случаи редки. Схима предполагает монашеский образ жизни и уход на покой. И всё же в Русской православной Церкви есть примеры подобного.
Обращение к архимандриту
Часто людям, верующим и посещающим храмы, приходится обращаться к церковному духовенству. Как обращаться к духовенству? Как и в других, в духовной сфере появились свои нормы приличия. Церковный этикет — правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, сложившиеся в течение многовековой истории на основании нравственных христианских укладов.
В православии к каждому духовному чину обращаются в соответсвии с их рангом, но есть несколько общих форм обращения. Существует православная традиция — это ласковое обращение к священнику, например, батюшка. В основном к нему так и обращаются, или же так говорят, если идет разговор о нем. Кроме этой, разговорной, формы, есть другая — более строгая и официальная, к примеру Отец. При упоминании священника обычно говорят Отец настоятель, Отец (имя). Дурным тоном православного этикета считается сочетать чин и имя священника. Возможное, но редкое, сочетание «отец» и фамилия священника. Безусловно, в среде храма к духовному лицу обращаются на «вы». Несмотря на возможную близость между говорящими, перед другими людьми данное явление не является этичным. Конкретно, к архимандриту? К архимандриту — это обращение звучит так: «Ваше Высокоблаговестие, отец (имя)».
Чин архимандрита появился в исторических документах в V веке или чуть раньше
Впервые чин архимандрита упомянут в Антиохийском Патриархате. Уже в V веке почти весь греческий Восток имеет в своём составе архимандритов.
В актах Третьего Вселенского Собора (431 год) мы можем найти прошение от имени архимандрита и прочих монахов.
Архимандриты постоянно фигурируют и во многих исторических документах:
«Божья, кафолическая и апостольская Церковь, неразрушимая и бессмертная мать наших держав и чтобы благочестивые народы, пребывая в мире и единомыслии касательно Бога с боголюбезнейшими епископами, благочестивейшими клириками, архимандритами и монахами, приносили благоприятные моления о нашем царствовании».
«Поелику же эта безукоризненная вера так хранит и нас и дела римские; то богочестивешие архимандриты, пустынники и другие почтенные люди приносили нам просьбы и со слезами умоляли об устроении единения святых церквей, и о том, чтобы одни члены Церкви пришли в связь с другими; так как ненавистник добра давно уже усиливается расторгнуть их, зная, что, если станет бороться с целым телом Церкви, то будет побежден».
Архимандрит XVII века Иоаникий (Галятовский)
Титул «архимандрит» использовался почти как синоним игумена
Мы можем с уверенностью сказать, что означало быть архимандритом на рубеже V и VI веков. Таким титулом наделяли тех игуменов, которые должны были надзирать за всеми монастырями епархии.
Затем эту должность вытеснили великие сакелларии.
После этого архимандритами стали называть игуменов, которые руководили самыми крупным и стратегически важными монастырями в епархиях.
Но в то же время можно заметить, что на Константинопольском Соборе 535 года практически не делают различия между архимандритами и игуменами. Это практически синонимы с единственной разницей:
Но это различие практически ничего не значит.
Игуменом и архимандритом, могли стать пресвитеры, монашеские дьяконы и монахи без священного сана.
Но эта тенденция со временем усложняется и вводит жёсткие ограничения. Вскоре только пресвитеры сохраняют возможность получить титул архимандрита.
Император Юстиниан I в своей 120 новелле сообщает, что епископы имеют полномочия возводить священнослужителей в архимандритов.
Преподобная Евпраксия — первая женщина-архимандритисса
Особо интересный эпизод истории архимандритов — наличие среди них женщин. Сегодня в Русской православной Церкви это сложно представить, но это происходило в лоне именно нашей церковной традиции.
Женщин называли игуменьями, как и сейчас, но были также и архимандритиссы.
Самая первая из архимандритисс — преподобная Евпраксия Константинопольская (Тавенисская).
Она родилась в 383 году в Константинополе, в семье Антигона — вельможи и родственника царя Феодосия Великого и женщины по имени Евпраксия (таким же, как потом у дочери).
Семья отличалась благочестием, щедро раздавала милостыню, но вот однажды случилась беда — умер отец семейства. Безутешная мать приняла решение отправиться в Египет, где заинтересовалась жизнью женской общины возле Фиваиды.
Однако игумения Феодула наотрез отказалась принимать финансовую помощь. Лишь несколько вещей она позволила передать монастырю:
Помимо даров, мать оставила в обители самое ценное, что имела, — дочь Евпраксию.
Это было желание самой семилетней Евпраксии. Девочка с усердием отдалась служению, а мать вскоре умерла.
Когда Евпраксия осталась сиротой, царь Феодосий послал ей письмо, в котором напомнил, что та с пяти лет обручена с сыном одного сенатора.
Но будущая преподобная заявила, что выполнять это обязательство не намерена, так как у неё появился более важный долг — перед Христом.
Преподобная Евпраксия — первая известная архимандритисса
Затем Евпраксия щедро распорядилась семейными имениями — передала их нуждающимся и Церкви.
Евпраксия вела очень трудную жизнь:
Но сложности не пугали Евпраксию, и вскоре она обрела чудесные способности:
Умерла она рано, в тридцать лет, в 413 году.
Так как тёска-мать тоже причислена к лику святых, то к имени Евпраксии обычно добавляют «младшая» или «дева».
Архимандриты Троице-Сергиевой лавры
Архимандриты — это праведные люди, которые ведут прихожан на путь истинный. Их знания, вера и философия заставляют задуматься даже глубоко неверующего человека.
Невозможно не упомянуть первого архимандрита Троице-Сергиевой лавры — Елевферия Иллирийского. Он родился в семье знатного римлянина, христианство привила ему мать. В двадцатилетнем возрасте он был назначен епископом Иллирийским. Во время правления императора Адриана святой Елевферий с матерью был казнен за смелую проповедь о Христе после мучений. Епарх Корив, обезглавивший священномученика, уверовал в Иисуса, и также был казнен.
Платон (Левшин) — деятель Церкви, проповедник, педагог, писатель. Жизнь Петра Георгиевича в качестве черного духовенства началась с 1758 года. В этот год он был пострижен в монахи, став Платоном, в Троице-Сергиевой лавре. После этого он преподавал богословие, затем стал наместником лавры. Его проповедь привлекла внимание Екатерины Второй, которая назначила его учителем будущего императора Павла Первого и придворным проповедником. Платон отличился тем, что преобразовал Славяно-греко-латинскую академию. Период его служения — это одухотворение образовательной и воспитательной системы.
В РПЦ архимандриты с XII века служили наместниками монастырей
В Русской православной Церкви титул «архимандрит» известен с XII века. О том, что именно представляли собой в ту эпоху русские архимандриты, остаётся только догадываться. Письменных свидетельств почти нет.
Но нет оснований сомневаться, что люди с этими титулами занимались примерно тем же самым, чем и их «коллеги» с Запада: управляли крупными монастырями. Но игумены сосуществовали с архимандритами недолго.
Вскоре, титул архимандрита применялся уже по отношению к любому настоятелю.
Как уже говорилось выше, в 1764 году архимандритами стали называть настоятелей монастырей первого и второго класса. При этом не существовало разрыва между должностью и саном. Чтобы руководить монастырём, нужно было стать архимандритом, а те, кто имел такой сан, но не управлял обителями, насчитывались по пальцам.
Чем же занимались эти титулярные архимандриты? Они не пропадали без дела и служили помощниками в тех монастырях, где руководили священноархимандриты (архиереи).
Примечания[ | ]
Сегодня архимандрит — этот титул, равный митрофорному протоиерею
Но, в конце концов, архимандритов разделили с наместниками. Произошло это из-за бедствий, которые обрушила на Церковь советская власть.
Монастыри в Советском Союзе повсеместно закрывали, так что архимандриты оставались, а нести службу им было негде.
Посох — атрибут архимандрита, управляющего монастырём
Сегодня архимандрит — это в первую очередь сан или титул. Возвести в него может только патриарх. Раньше эти полномочия принадлежали Святейшему Синоду.
По старшинству архимандрит равен митрофорному протоиерею. Если архимандрит служит наместником или настоятелем монастыря, то его награждают посохом.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение