Эпилог Для тех, кто читал или хочет читать Аристотеля
Для тех, кто читал или хочет читать Аристотеля
В введении я рекомендовал любому, кто хотел бы научиться думать философски, принять Аристотеля как первого учителя. Но я не говорил, что для этого вы должны начать с чтения аристотелевских работ. Это последнее, что бы я посоветовал.
Труды Аристотеля слишком сложны для начинающих. Даже в лучших переводах многое остается неясным. Переводчики используют множество незнакомых терминов, которые не употребляются нами в повседневной речи. Аристотель вкладывал особый смысл даже в некоторые обычные греческие слова.
Тем не менее некоторые из вас захотят прочитать те части работ Аристотеля, из которых я черпал вдохновение для объяснения его идей. Возможно даже, что среди вас обнаружатся и те, кто читал Аристотеля раньше – если не все трактаты, то хотя бы основные. И у них возникнет желание проверить мои объяснения, сравнив их с аристотелевскими текстами.
Я должен признаться, что упростил все, что было возможно. Я подставлял привычные слова вместо необычных. Я придерживался основного направления мысли Аристотеля о важнейших положениях его учения и ни разу не позволил себе свернуть с главного пути, основанного на усложнениях и нюансах Аристотеля, которые часто вызывали недоумение, а не озарение у его читателей.
Чтобы дать желающим ознакомиться с трудами Аристотеля руководство к его текстам, которые служили мне источниками для написания книги, я составил второе содержание, параллельное содержанию в начале. В нем я изменил все названия глав на оригинальные, аристотелевские, более точно описывающие его учения.
Чтобы вам было понятнее, в скобках приведены названия глав этой книги. Иногда под ними будут размещены краткие описания изложенных доктрин. В каждом случае также добавлен список ссылок на соответствующие части трудов Аристотеля, а в некоторых указывается особая важность определенной цитируемой части.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Часть III Между богом и человеком Чего от нас хочет Бог?
Часть III Между богом и человеком Чего от нас хочет Бог? 42. Бог Вера и сомнение Если бы только Бог дал мне ясный знак! Например, сделал большой вклад на мое имя в швейцарском банке. Вуди Аллен Даже если бы зло было тайной, недоступной пониманию теологов… мы все равно верили
Глава XII Еще раз о том, чего хочет Природа
5. Свинья, которая хочет, чтобы ее съели
5. Свинья, которая хочет, чтобы ее съели После сорока лет вегетарианства Макс Бергер собрался побаловать себя свиными сосисками, хрустящим беконом и жареной куриной грудкой. Максу всегда не хватало вкуса мяса, но его принципы были сильнее его кулинарных предпочтений. Но
Глава II. «Кем осознает себя эта масса и чего она хочет?»[6] Анализ советского общества
Глава II. «Кем осознает себя эта масса и чего она хочет?»[6] Анализ советского общества «Всем народом, сверху донизу мы чему-то научились, хотя успели при этом уничтожить свою культуру и попросту одичать. Но то, чему мы научились, кажется очень существенно». Н. Мандельштам
Как читать книгу
Как читать книгу Если вы прочитали эту книгу за день или два, то вы не прочитали ее. Хотя у вас будет возможность попробовать еще раз.Книги с притчами нужно читать не спеша, так же, как пьют хорошее вино. У историй, как и у вина, есть «послевкусие». Постарайтесь
Как читать книгу
Как читать книгу Если вы прочитали эту книгу за день или два, то вы не прочитали ее. Хотя у вас будет возможность попробовать еще раз.Книги с притчами нужно читать не спеша, так же как пьют хорошее вино. У историй, как и у вина, есть «послевкусие». Постарайтесь
Мэтр Кулен, которого читал студент Ганеман и из-за ярости на которого изобрел гомеопнтию
Мэтр Кулен, которого читал студент Ганеман и из-за ярости на которого изобрел гомеопнтию Тем временем в Шотландии Уильям Кулен (William Culen) и его студент Джон Браун (John Brown) также столкнулись с необходимостью дать оценку силам, которые приводят в действие и оживляют
65. Чего же хочет философ?
65. Чего же хочет философ? Интерес представляет, конечно, «чистый» философ, а не философ-ученый, философ-богослов, философ-писатель и прочие представители околофилософской деятельности. Что нужно философу, чего хотел бы он, каким бы мог быть философский мир? Философ не
Чего хочет мужчина
Чего хочет мужчина Некоторое время недовольный своим положением Дэвид Басс был профессором кафедры социальной психологии Техасского университета в Остине. В середине 1980-х профессор, которому недавно минуло 55, пылко ринулся покорять эволюционную психологию. Дисциплина
Чего хочет женщина
Чего хочет женщина Дэвид Басс опрашивал и женщин тоже. Результат получился очень интересным, ибо в отличие от мужчин женщины являются более сложно устроенными созданиями. Женщинам нужны немного старшие по возрасту, состоятельные, властные, здоровые и сильные мужчины. С
Как читать «Дао дэ цзин»
Как читать «Дао дэ цзин» Чтобы понять «Дао дэ цзин», надо его прочитать. Занятие, приобретающее особый смысл и особую значимость, когда мы имеем дело с собранием разрозненных изречений, часто нарочито темных и парадоксальных. Афористическая речь – это язык безмолвия. Она
Как читать «Дао дэ цзин»
Как читать «Дао дэ цзин» Чтобы понять «Дао дэ цзин», надо его прочитать. Занятие, приобретающее особый смысл и особую значимость, когда мы имеем дело с собранием разрозненных изречений, часто нарочито темных и парадоксальных. Афористическая речь – это язык безмолвия. Она
Глава шестьдесят восьмая КАК НАШ ДУХ ИЗМЕНЯЕТ НИЗШИЕ ВЕЩИ И СВЯЗЫВАЕТ ИХ С ТЕМ, ЧТО ОН ХОЧЕТ
Глава шестьдесят восьмая КАК НАШ ДУХ ИЗМЕНЯЕТ НИЗШИЕ ВЕЩИ И СВЯЗЫВАЕТ ИХ С ТЕМ, ЧТО ОН ХОЧЕТ Дух людей имеет некую определенную способность изменять, привлекать, препятствовать и связывать вещи и людей по желанию, и все вещи ему подчиняются, когда дух увлечен какой-нибудь
Тюленев: читать раньше, чем ходить!
Тюленев: читать раньше, чем ходить! Павел Тюленев добивается немыслимого: у него дети учатся читать раньше, чем ходить! Он после четвертьвекового труда создал систему МИРР — метод интеллектуального развития ребенка.«С медицинской точки зрения метод безупречен,
Был задан вопрос, подобный этому, но мой немного более конкретен. В любом данном произведении Аристотеля я нахожу концепции, которые, кажется, он исследует в других местах. Есть ли порядок, в котором более фундаментальные понятия будут представлены первыми?
Иосиф Вайсман ♦
Geremia
Дарси Дэвис
Можно сказать, после Адлера я понял Аристотеля. По крайней мере, как мог.
Редакторы « Великих книг западного мира» Роберт Хатчинс и Мортимер Адлер понимали классических мыслителей, таких как Аристотель и Вардман; они рекомендуют, как введение в Аристотеля: Никомахова Этика (Книга I). Это оно! Но это не все. Отсюда перейдите к Политике (Книга I). Это фон. Но теперь держись за свою шляпу.
Чтения Аристотеля за второй год включают в себя: « Поэтику» (вы можете прочесть ее за один уик-энд; она полезна для творчества даже сегодня) и « Этика» (Книга II; Книга III, главы 5-12 и Книга VI, главы 8-13 Видите, как это легко?
Третий год:на устном переводе (главы 1-10); Политика (Книги III-V): если есть какое-либо совпадение, помните: «. здесь есть прямое значение».
Четвертый год:физика (Книга IV: главы 1-5, 10-14); Метафизика, т. Е. Буквально называемая «после физики» (Книга I, главы 1-2; Книга IV; Книга VI, Глава 1; Книга XI, главы 1-4).
Пятый год: категории (пожалуйста, прочитайте все, не пропустите); О душе (Книга II, Главы 1-3; Книга III).
Там сейчас! Вы аристотелевский ученый, как Мортимер Адлер.
Geremia
Святой Фома Аквинский, которого считают одним из величайших комментаторов Аристотеля, описывает в своей « Этике приговора». lib. 6 л. 7 н. 17 [1211.] какие предметы и в каком порядке мальчики должны изучать:
[T] он правильный порядок обучения заключается в том, что мальчики
Св. Фома прокомментировал следующие произведения Аристотеля, которые примерно здесь упорядочены ниже в соответствии с порядком, в котором Св. Фома говорит, что лучше всего их изучить:
Примечание: некоторые из его комментариев являются лишь частичными (например, он не комментировал Книги 13 — Μ и 14 — Ν Метафизики Аристотеля).
Известный популяризатор науки Мортимер Адлер на страницах своей новой книги Аристотель для всех.
Сложные философские идеи простыми словами (Aristotle for everybody. Difficult thought made easy) в очередной раз демонстрирует нам, что истинная философия может быть очень полезна людям в реальной, практической жизни. Вот что он пишет.
Рекомендую любому, кто хотел бы научиться думать философски, принять Аристотеля как первого учителя. Но вы не должны начать с чтения аристотелевских работ. Труды Аристотеля слишком сложны для начинающих. Даже в лучших переводах многое остается неясным. Переводчики используют множество незнакомых терминов, которые не употребляются нами в повседневной речи. Аристотель вкладывал особый смысл даже в некоторые обычные греческие слова.
Тем не менее некоторые из вас захотят прочитать те части работ Аристотеля, из которых я черпал вдохновение для объяснения его идей. Возможно даже, что среди вас обнаружатся и те, кто читал Аристотеля раньше — если не все трактаты, то хотя бы основные. И у них возникнет желание проверить мои объяснения, сравнив их с аристотелевскими текстами.
Я должен признаться, что упростил все, что было возможно. Я подставлял привычные слова вместо необычных. Я придерживался основного направления мысли Аристотеля о важнейших положениях его учения и ни разу не позволил себе свернуть с главного пути, основанного на усложнениях и нюансах Аристотеля, которые часто вызывали недоумение, а не озарение у его читателей.
Чтобы дать желающим ознакомиться с трудами Аристотеля руководство к его текстам, которые служили мне источниками для написания книги, я составил второе содержание, параллельное содержанию в начале. В нем я изменил все названия глав на оригинальные, аристотелевские, более точно описывающие его учения.
Чтобы вам было понятнее, в скобках приведены названия глав этой книги. Иногда под ними будут размещены краткие описания изложенных доктрин. В каждом случае также добавлен список ссылок на соответствующие части трудов Аристотеля, а в некоторых указывается особая важность определенной цитируемой части.
Часть I. Универсум рассуждений Аристотеля: его категории и классификация (Человек — философское животное)
Глава 1. Четырехкратная классификация Аристотеля разумных, материальных субстанций: неорганические объекты, растения, животные, люди (Философские игры)
В этой главе рассматриваются критерии, с помощью которых Аристотель проводил различие между живыми и неживыми объектами; в области живых существ — между растениями и животными; в области животного мира — между неразумными животными и рациональными животными, то есть людьми.
Здесь также отмечается, что Аристотель осознавал сложности в применении классификации, возникающие из-за существования пограничных случаев, когда объекты располагаются вдоль грани, разделяющей живое и неживое, растения и животных.
Вводятся понятия существенных и случайных различий.
Глава 2. Многообразие существ: десять категорий (Классификация физических объектов)
В этой главе рассматриваются объекты, не существующие в том виде, в котором существуют разумные материальные субстанции (например, математические объекты, вымыслы, мнения, идеи и нематериальные субстанции, такие как бестелесные разумы, являющиеся небесными двигателями, и Бог).
Различие между субстанцией и признаком, то есть между телами и их свойствами.
Вышеизложенное различие связано с тем, что материальные субстанции являются предметами изменения, а их признаки — аспектами, по которым они меняются.
Сущность по отношению к субстанциональной форме.
Описание различных категорий, по которым распределяются случайные признаки субстанций.
Некоторые признаки субстанций являются постоянными, то есть свойствами, неотделимыми от сущности каждого вида материальной субстанции.
Мнение Аристотеля по отношению к неоднозначности слов.
Глава 3. Продуктивное, практическое и теоретическое мышление, или разум (Три измерения человека)
В этой главе приводится краткое описание аристотелевского деления интеллектуальной деятельности, или мышления, на три части: с целью создания вещей, с целью моральных и политических действий и с целью получения знаний как самоцели.
Часть II. Аристотелевская философия природы и искусства (Человек-создатель)
Глава 4. Природа как художник и человек-художник как имитатор природы (Робинзон Крузо Аристотеля)
Разница между естественными и искусственными событиями.
Разница между искусственными и случайными событиями. Физика, книга II, главы 4-6.
Разница между изменениями, вызванными природой, и изменениями, вызванными искусством.
Разница между производством материальных вещей человеком и воспроизводством или продолжением рода живых существ в природе.
Глава 5. Три основных вида случайного изменения: места, качества и количества (Изменение и постоянство)
Различие между существенным изменением и случайным изменением и дифференциация трех различных видов случайного изменения.
Материальные субстанции как постоянные или устойчивые предметы, неизменные на протяжении всех случайных изменений.
Аристотелевское опровержение отрицания изменения Парменида и отрицания постоянства Гераклита.
Различие естественного и насильственного движения.
Особый характер субъекта изменения в возникновении и уничтожении: материя, еще не приобретшая форму, как предмет изменения в существенном изменении.
Глава 6. Учение Аристотеля о четырех причинах: действующая, материальная, формальная и конечная (Четыре причины)
Размышление о конечных причинах в природе и искусстве. Физика, книга II, главы 8, 9.
Роль возможности и действительности как в существенных, так и в случайных изменениях.
Роль субстанции как материальной причины и случайной формы как формальной причины в случайном изменении; роль материи, еще не приобретшей форму, как материальной причины и существенной формы, как формальной причины, в существенном изменении.
Глава 7. Дальнейшее развитие теории возможности и действительности, материи и формы, особенно по отношению к существенным изменениям, или возникновению и уничтожению (Быть или не быть)
Глава 8. Аристотелевский анализ интеллектуальных факторов в творческом производстве и классификация искусств (Продуктивные идеи и умения)
Интеллектуальная добродетель искусства.
Художник как подражатель.
Особенный характер трех сотрудничающих искусств: фермерства, врачевания и преподавания.
Красота хорошо сделанных продуктов.
Часть III. Моральная и политическая философия Аристотеля (Человек-деятель)
Глава 9. Цель как первый принцип практического мышления и использование средств как начало действий: цель как первое в порядке намерения и последнее в порядке исполнения (Размышление о целях и средствах)
Хорошее как желаемое и желаемое как хорошее.
Различие между целями и средствами как благ, желаемых ради них самих, и благ, желаемых ради чего-то еще.
Конечная цель практического мышления по сравнению с самоочевидными истинами теоретического мышления.
Глава 10. Счастье как то, что не оставляет желать ничего лучшего, и, таким образом, как последняя цель, к которой следует стремиться (Жизнь и хорошая жизнь)
Разница между жизнью и хорошей жизнью.
Концепция счастья как хорошей жизни в целом и вместе с различными мнениями людей на этот счет.
Глава 11. Аристотелевское разделение действительных и кажущихся благ, или блага, которые следует желать, и блага, желаемые на самом деле; различие естественных и приобретенных желаний (Хорошее, лучшее, наилучшее)
Глава 12. Действительные блага, являющиеся составными частями совокупных благ которые составляют счастье; моральная добродетель как необходимое качество для стремления к счастью (Как стремиться к счастью)
Глава 13. Моральная добродетель и удача как два неотъемлемых действующих фактора в стремлении к счастью (Хорошие привычки и удача)
Моральная добродетель в целом и три ее основных аспекта: умеренность, мужество и справедливость.
Удача как необходимое условие для счастья: различие между добродетельным и удачливым человеком.
Различие между ограниченными и неограниченными благами: моральная добродетель как результат умеренности по отношению к ограниченным благам.
Глава 14. Обязанности человека по отношению к счастью других и по отношению к благосостоянию организованного сообщества (Что другие имеют право ожидать от нас)
Человек как общественное и политическое животное.
Семья, племя и государство, или политическое общество, как организованные сообщества.
Справедливость как моральная добродетель, направленная на благо других.
Правосудие и дружба.
Глава 15. Роль государства в помощи людям в их стремлении к счастью (Что мы имеем право ожидать от других и от государства)
Хорошее государство, способствующее к стремлению к счастью своих граждан.
Теория о формах правления и о критериях для суждения об их благости или негодности.
Отличия естественной справедливости от юридической.
О роли женщины в семье и государстве.
Часть IV. Психология, логика и теория познания Аристотеля (Человек-мыслитель)
Глава 16. Чувства и интеллект: восприятие, память, воображение и понятийное мышление (Что приходит на ум и что из него выходит)
Язык по отношению к мысли.
О внешних чувствах и их отличии от внутренних чувств: здравый смысл, память и воображение.
О чувственном восприятии.
Различие между простыми ощущениями и опытом восприятия.
Учение о том, что ощущения и идеи, взятые сами по себе, или в изоляции, не являются ни истинными, ни ложными.
Теория о представлениях как о формах, которые интеллект извлекает из опыта.
Глава 17. Непосредственный вывод и силлогистические размышления (Немного о логике)
Закон противоречия как онтологический принцип и как правило размышлений.
Квадрат логических противопоставлений: противоречия, противоположности и субконтрарности.
Непосредственный вывод на основании квадрата логических противопоставлений.
Различие между логической обоснованностью и фактической истиной.
Энтимема в риторической аргументации.
Глава 18. Теоретическая и практическая истина (Говоря и думая правду)
Истинность аксиом или первые принципы: самоочевидные истины.
Утверждения, не являющиеся ни истинными, ни ложными.
Разница между истиной действительных и нормативных утверждений: «есть» и «должен».
Уверенность или вероятность, с которыми утверждаются либо отрицаются предположения.
Глава 19. Теория познания и различие между знанием и правильным мнением (Вне разумных сомнений)
Часть V. Космология и теология Аристотеля (Сложные философские вопросы)
Глава 20. Действительная и потенциальная бесконечность (Бесконечность)
Критика теории атомистов.
Учение Аристотеля о бесконечной делимости непрерывных величин и материи.
Отрицание Аристотелем фактически бесконечных множеств; утверждение потенциально бесконечного добавления или деления.
Глава 21. Вечность мира и вечность движения или изменения (Вечность)
Восприятие времени как меры движения.
Аргументация Аристотеля о бесконечности времени и о непрерывности движения или изменения.
Теория Аристотеля о влиянии движения небесных тел на движения и изменения на земле.
Концепция Аристотеля о неизменности, или вечности, Бога: о неподвластности времени вечного или неизменного.
Глава 22. Нематериальность человеческого интеллекта: понятийное мышление как отделение формы от материи (Нематериальность разума)
Глава 23 Перводвигатель: божественные существа как чистая действительность (Бог)
О разумных существах как о небесных двигателях.
Аргументы Аристотеля в отношении существования пер- водвигателя, который вызывает движение небесных тел, в виде конечной, а не действующей причины.
Литературные произведения создаются с древних времен, и уже тогда они глубоко изучались и рассматривались с точки зрения содержания и полезности для человека. Среди мыслителей античного времени можно.
Философия как наука зародилась в Древней Греции. Именно древнегреческие философы создавали и развивали её. В те времена были разработаны и отрасли философии. «Политика» Аристотеля – это великий труд.
Современная наука всегда базируется на каких-то прошлых знаниях, теориях, фактах в дополнение к чему-то новому. Немаловажное значение имеет история развития научной мысли. В философии очень важную.
Великого древнегреческого философа Аристотеля Ф.Энгельс назвал самой универсальной головой среди мыслителей античности. Сочинения Аристотеля стали важнейшим этапом в становлении научной теории.
Аристотель начинает с определения блага, под которым он подразумевает то, «к чему все стремятся». Несмотря на различие благ (здоровье, богатство или победа), тем не менее существует высшее благо —.
«Категории» — одно из важнейших философских сочинений великого энциклопедиста древнего мира — Аристотеля, входящее в состав его «Органона». Яркая, хотя и непоследовательная, материалистическая.
«Физика» Аристотеля является одной из фундаментальных его работ и охватывает общее учение о природе. Здесь дано учение Аристотеля об общих началах бытия и формах его изменения. «Физика» является.
Исследование «Об истолковании» написал ученый-энциклопедист, живший в древней Греции, и известный как основатель классической логики, Аристотель (384-322 г.г. до н. э.)*** Научный труд автора.
«Аналитики» Аристотеля являются основным и лучшим из его произведений по логике. В «Первой аналитике» Аристотель излагает главным образом учение о силлогизме, во «Второй.
«Афинская полития» Аристотеля — один из важнейших первоисточников для изучения истории Древней Греции классического периода. Перевод С.И. Радцига Текст приведён по изданию: Аристотель. «Политика.
Люди издревле не только размышляли о том, «что такое хорошо и что такое плохо», но и стремились закрепить результаты этого анализа в четких формулировках, отражающих этические нормы.
Благодаря Аристотелю философия превратилась в систему и стала питательной почвой, взрастившей множество научных дисциплин. Талантливый педагог, великий ученый – Аристотель изучал строение Солнечной.
Величайший древнегреческий философ Аристотель, будучи любимым учеником Платона, не побоялся подвергнуть критике своего наставника и увековечил свое имя в истории мировой философии. В издание включены.
Ученик Платона и учитель Александра Македонского, Аристотель отличался от других философов своей универсальностью – сферой его интересов была не только философия, но также физика, математика, химия.
Аристотель известнейший – древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. – воспитатель Александра Македонского. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной.
Сочинение великого мыслителя древности Аристотеля, в котором он дает одну из первых попыток классификации живых существ, а также делает попытку установления функции внутренних органов. Особый интерес.