автономный вуз что это значит
Автономия высшего учебного заведения
Автоно́мия вы́сшего уче́бного заведе́ния (самоуправление высшего учебного заведения) — самостоятельность высшего учебного заведения в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения.
Видом автономии высшего учебного заведения является университетская автономия.
Содержание
Российская империя, СССР, Российская Федерация
История
В царстование Александра I в 1804 году первый общий университетский устав ввёл автономию университетов.
В царствование Николая I в 1835 году университетская автономия была упразднена (в частности, был упразднён университетский суд). Управление университетами перешло к попечителям учебных округов.
В ходе великих реформ 1860—1870-х годов, в 1863 году, автономия университетов была восстановлена (см. Университетский устав 1863 года).
В период реализации программы контрреформ 1880-х годов в 1884 году автономия была вновь ликвидирована.
В начале Революции 1905-1907 годов в 1905 году автономия университетов была восстановлена, но фактически урезана в 1907 году. Таким оставалось положение университетов до февраля 1917.
После Февральской революции 1917 Временное правительство предпринимало шаги по восставнолению автономии высших учебных заведений, и введению автономии в средних учебных заведениях.
В советское время автономия вузов была целиком и полностью упразднена.
Правовые акты
Ст. 3 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ.
Другие страны
Страны, где вузам предоставляется автономия:
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Автономия высшего учебного заведения» в других словарях:
АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке … Юридический словарь
АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — Самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов
АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке … Юридическая энциклопедия
Автономия высшего учебного заведения — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения. Высшее учебное заведение несет… … Административное право. Словарь-справочник
Автономия высшего учебного заведения — Под автономией высшего учебного заведения понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного… … Словарь юридических понятий
Автономия высшего учебного заведения — 1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной… … Официальная терминология
автономия высшего учебного заведения — самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово хозяйственной и иной деятельности в соответствии с его уставом, утвержденным в установленном законодательством порядке … Большой юридический словарь
Высшие учебные заведения — вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов;… … Большая советская энциклопедия
Университет — (от лат. universitas совокупность). В настоящее время с понятием У. соединяют представление о высшем учебном заведении, которое, имея целью свободное преподавание и развитие всех отраслей науки (universitas litterarum), независимо от их… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Отличия автономного и бюджетного учреждения простыми словами
Действующее законодательство регламентирует работу разных видов государственных учреждений, среди которых стоит выделить бюджетные и автономные. Они отличаются определенными особенностями. В последнее время государство старается переводить бюджетные организации в автономные. Это обусловлено возможностью эффективного управления. Чтобы определить выгоду этого процесса, стоит понимать главные отличия автономных учреждений и бюджетных учреждений.
Разница между автономным и бюджетным учреждением
Такие учреждения отличаются определенными особенностями. При этом важно понимать, в чем заключаются отличия ГБУ от ГАУ, МБУ от МАУ, ГБУЗ от ГАУЗ. Ниже эти особенности определены простыми словами.
Обозначение и задачи
Бюджетным учреждением называют некоммерческую государственную или муниципальную организацию, которая создается с целью оказания услуг или выполнения работ в разных сферах. В эту категорию входят образовательные, спортивные, научные учреждения. Так, многие школы или вузы считаются бюджетными. Их финансовое обеспечение базируется на бюджетных средствах того или иного уровня.
Под автономным учреждением понимают некоммерческую компанию, учредителем которой становится государство или муниципальное образование. Главной задачей работы такого учреждения считается выполнение работ и оказание услуг в разных сферах.
Собственниками таких предприятий считаются Российская Федерация и муниципалитет. При этом автономная организация отличается от бюджетной уровнем независимости от государства. Также разница кроется в финансово-хозяйственной самостоятельности.
Система управления
По законам РФ, автономная организация непременно имеет коллегиальный орган – наблюдательный совет. Он контролирует работу руководителя и деятельность организации. К тому же такое учреждение не может иметь больше 1 учредителя.
Какие права и обязанности имеют учреждения
Объем прав относительно распоряжения имуществом у рассматриваемых учреждений совпадает. Однако автономной организации разрешается без согласия собственника распоряжаться недвижимостью, которая была куплена за собственные средства. Бюджетным организациям требуется получать согласие на распоряжение имуществом вне зависимости от источника поступления средств, используемых на его приобретение.
Особенности осуществления приносящей доход деятельности
Муниципальным и государственным организациям разрешается осуществлять деятельность, которая приносит доход только для достижения целей, поставленных на этапе их создания. Деятельность, которая приносит доход, должна им соответствовать. Ее требуется указывать в учредительной документации. Доходы, которые предприятие получает от своей деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких средств, переходят в его распоряжение.
Нормативные акты
Деятельность государственных бюджетных организаций регламентируется Законом РФ от 12 января 1996 года № 7-ФЗ. Определение автономного учреждения закреплено в Законе N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года.
Бухгалтерский учет
Эта сфера деятельности регламентируется Законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года. Бюджетные организации осуществляют операции с поступающими средствами через лицевые счета, которые отрываются в Федеральном казначействе. Также их допустимо открывать в финансовом органе субъекта РФ. Автономным учреждениям разрешается дополнительно открывать счета в кредитных организациях.
Различие в уплате налогов
К рассматриваемым учреждениям выдвигаются одинаковые требования в отношении налогообложения. При этом они платят следующие налоги:
Отличительной особенностью автономных организаций считается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения. При этом для бюджетных учреждений она отсутствует.
Выгода и преимущества
Каждая из форм собственности характеризуется определенными особенностями. При этом автономные предприятия считаются более выгодными.
Автономного учреждения
К плюсам этой формы относят следующее:
Бюджетного
Несмотря на очевидные плюсы автономной формы, использовать ее могут далеко не все предприятия. Если сфера деятельности организации не входит в законодательно установленный перечень, переходить на автономную форму нельзя. При этом важно понимать, что финансово-хозяйственная самостоятельность бюджетных организаций сильно ограничена.
Методы определения учреждений
Для бюджетных и автономных организаций характерны определенные особенности. Чтобы определить, к какой форме собственности относится предприятие, рекомендуется внимательно изучить учредительную документацию.
Сравнительная таблица
Наиболее значимые отличия рассматриваемых форм собственности представлены в таблице:
Критерий | Автономные организации | Бюджетные организации |
Закон о государственных закупках | Разрешается работать по 223-ФЗ. | Требуется работать по 44-ФЗ. |
Получение займов и кредитов | Разрешается получать заемные средства. | Имеют законодательные ограничения на получение кредитов. |
Распоряжение имуществом | Способны самостоятельно распоряжаться недвижимостью, купленной за собственные средства. | Требуется получать согласие на пользование недвижимым имуществом, вне зависимости от источника средств для его приобретения. |
Расчетный счет | Разрешается открывать счета в кредитных компаниях. | Требуется обращаться по таким вопросам в казначейство. |
Налогообложение | Разрешается пользоваться упрощенной системой. | Нельзя применять упрощенную систему. |
Статус автономного учреждения: плюсы и минусы
Программой развития ТПУ на 2009–2018 годы предусмотрено изменение типа образовательного учреждения: вместо федерального государственного бюджетного образовательного учреждения (ФГБОУ) университет должен стать федеральным государственным автономным учреждением (ФГАОУ). По поводу деятельности автономных учреждений, особенностей их правового статуса в вузовской среде ходит много слухов, подчас ничем не подкрепленных. В Российской Федерации накоплен определенный опыт функционирования автономных бюджетных образовательных учреждений (речь идет прежде всего о федеральных университетах). Этот опыт позволяет получить представление о том, что ожидает Томский политехнический университет при переходе в новый статус.
В этой статье попробуем остановиться на основных особенностях, отличающих автономное учреждение от бюджетного учреждения.
Структура управления вузом
В автономном учреждении должен быть создан наблюдательный совет (НС) в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В состав наблюдательного совета должны входить представители учредителя – Минобрнауки России, представители исполнительных органов государственной власти, на которые возложено управление государственным имуществом, и представители общественности. В состав НС могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители работников автономного учреждения. При этом количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета, а из этой трети представители Минобрнауки России должны составлять не менее половины. Количество представителей работников вуза не может превышать одну треть от общего числа членов НС. Ректор, проректоры и проректоры-директоры не могут быть членами наблюдательного совета. Решение о назначении членов НС или о досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем – Минобрнауки России, кроме назначения представителей работников вуза. Порядок назначения представителя работников вуза членом наблюдательного совета, а также порядок досрочного прекращения его полномочий должен быть предусмотрен уставом вуза.
К компетенции наблюдательного совета относится:
– рассмотрение предложений учредителя или ректора о внесении изменений в устав вуза, о создании и ликвидации филиалов, открытии и закрытии представительств, об изъятии имущества, закрепленного за вузом на правах оперативного управления;
– рассмотрение предложений ректора об участии вуза в других юридических лицах в качестве учредителя или участника, о совершении сделок по распоряжению имуществом, в том числе по совершению крупных сделок; о выборе кредитных организаций, в которых вуз будет открывать банковские счета.
Кроме того, наблюдательный совет рассматривает проекты планов финансово-хозяйственной деятельности вуза, отчеты о деятельности вуза, годовую бухгалтерскую отчетность. По отдельным вопросам наблюдательный совет дает рекомендации, по другим – принимает решения, обязательные для ректора.
Члены НС не вправе получать от вуза вознаграждение за выполнение своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета (проезд, проживание и суточные для иногородних членов совета).
Остается открытым вопрос о порядке назначения ректора. Новый Закон об образовании предусматривает как возможность избрания ректора конференцией работников и обучающихся, так и назначение на должность учредителем, если это предусмотрено уставом вуза. В настоящее время ректоры назначаются в вузах, имеющих статус автономного учреждения и являющихся федеральными университетами. В то же время НИЯУ МИФИ и НИУ ВШЭ, имеющие статус автономного учреждения, избирают ректора на конференции трудового коллектива с последующим утверждением учредителем. В любом случае устав вуза утверждается Минобрнауки России и учредитель вправе закрепить в нем положение о порядке назначения руководителя.
Трудовые отношения и оплата труда
Поскольку финансирование автономного учреждения осуществляется не по бюджетной смете, а путем выделения субсидии на выполнение государственного задания, вуз имеет право самостоятельно формировать свое штатное расписание. Также вуз может более гибко и активно использовать механизм гражданско-правового договора, привлекая нужных специалистов по договору возмездного оказания услуг. При этом следует помнить, что действующим законодательством запрещается «маскировка» трудовых договоров под договоры гражданско-правового характера и администрации вуза необходимо четко проводить разграничения между этими видами договоров.
Система оплаты труда в вузе определяется Коллективным договором, приказами ректора, основанными на решениях Ученого совета университета. В автономном учреждении размер должностных окладов, надбавок и доплат зависит от объема финансирования по субсидии и доходов, полученных от разрешенных видов деятельности. Таким образом, чем больше доход автономного учреждения, тем больше средств можно направлять на выплату заработной платы. Размер оплаты труда ректора определяется учредителем при оформлении с ним трудового договора. При этом в трудовой договор включаются все условия оплаты (надбавки, доплаты, условия премирования). Что-либо изменить ни ректор, ни иные органы управления автономным учреждением не имеют права.
Особенности финансово-хозяйственной деятельности
Имущество за автономным государственным учреждением закрепляется на праве оперативного управления. Отчуждение имущества (недвижимого и особо ценного движимого), также как и у бюджетного учреждения, предусматривает процедуру согласования с учредителем и имеет определенные ограничения. Денежные средства, полученные в виде субсидии на выполнение государственного задания, автономное учреждение, как правило, размещает на лицевом счете в Казначействе. Средства от приносящей доход деятельности, заработанные вузом самостоятельно или полученные в виде пожертвований, могут размещаться вузом в кредитных учреждениях (банках). Это дает возможность вузу по условиям договора с банком начислять проценты на размещенные средства, включая депозиты, т.е. денежные средства «работают», а не лежат мертвым грузом.
По решению учредителя вуз – автономное учреждение – может полностью перейти на обслуживание в какой-либо банк. Разрешается брать кредиты на обеспечение деятельности вуза в банках.
При закупке товаров, работ и услуг автономное учреждение полностью переходит на систему закупок, определенную 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Действие 94-ФЗ и вновь принятого ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который должен заменить с января 2014 года 94-ФЗ, на автономные учреждения не распространяется. Это означает, что вуз будет избавлен от обязанности работать сразу по двум параллельным системам закупок: для закупок, обеспечивающих выполнение госзаказа, применяется система закупок, установленная 94-ФЗ (с 2014 г. – новый закон), а для закупок, обеспечивающих выполнение хозяйственных и иных договоров, – 223-ФЗ.
В связи с изменением правового статуса у университета возникнут дополнительные затраты по налоговым платежам, финансированию непрофильных видов деятельности.
Налог на имущество.
В настоящее время ТПУ, как федеральному бюджетному учреждению, учредитель полностью финансирует расходы на уплату налога по всему имуществу, находящемуся в оперативном управлении, участвующему в уставной деятельности (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Сумма годового финансирования налога на имущество составляет более 65 млн рублей. Для автономных учреждений финансируются расходы на уплату налога, в качестве объекта налогообложения, по которым признается недвижимое и особо ценное имущество, закрепленное (приобретенное) за учреждением учредителем, в том числе земельные участки (п. 3 ст. 4 Закона). Сумма налога по остальному движимому имуществу уплачивается за счет собственных средств автономного учреждения. И эти средства необходимо заработать дополнительно.
Финансирование непрофильных видов деятельности, налог на прибыль.
В настоящее время бюджетное учреждение имеет возможность получить налоговую льготу и не платить налог на прибыль, если соотношение доходов от образования и науки к доходам от прочей деятельности составляет 90 к 10. При смене статуса для нас возможность приблизиться к данному соотношению практически будет отсутствовать. Все, что не связано с выполнением государственного задания, университет должен будет финансировать из средств от приносящей доход деятельности, а значит в большей части из прибыли. В рыночных условиях автономное учреждение вынуждено будет существенно оптимизировать или отдать на аутсорсинг все не приносящие доход (затратные) виды деятельности, не связанные с образованием и наукой (комбинат питания, транспортный отдел, издательство, база отдыха и т.д.).
Переход Томского политехнического университета в статус автономного учреждения потребует оптимизации структуры университета, более эффективного менеджмента и необходимости увеличения личной ответственности каждого сотрудника университета за выполнение своих должностных обязанностей.
Алексей Мазуров,
проректор по финансово- экономической деятельности,
Галина Симахина, начальник управления правового обеспечения и кадровой политики
В статусе автономного учреждения
23 декабря прошлого года подписано постановление Правительства России №1109, согласно которому Высшая школа экономики стала автономным учреждением. О том, какие новые возможности и новые обязательства появляются в связи с этим у Вышки, рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник.
— Борис Львович, что означает переход в статус автономного учреждения?
— Это означает, что Вышка изменила свой тип как федеральное учреждение: с бюджетного на автономное. При этом наш университет остается государственным учреждением. Хочу заметить, что этим же постановлением утвержден новый устав университета, и теперь полное официальное название Вышки — федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»».
Теперь о типах государственных учреждений. Главное отличие между двумя названными типами учреждений в степени их свободы в расходовании финансовых средств. Будучи бюджетным учреждением, Вышка финансировалась по смете и использовала свои средства в соответствии с этой сметой: столько-то должно быть израсходовано на заработную плату, столько-то — на оплату коммунальных услуг, столько-то — на оплату услуг связи и так далее. Переброска средств из одной расходной статьи в другую строго ограничивалась учредителем. Автономное же учреждение получает средства единой суммой — субсидией — и самостоятельно в соответствии с разработанным финансовым планом их расходует. То есть сам университет, как в нашем случае, планирует использование своих денег, как заработанных, так и полученных из бюджета, без вмешательства учредителя, без сметы расходов.
— Какие еще преимущества дает статус автономного учреждения кроме финансовой самостоятельности?
— Законы, установившие типы государственных и муниципальных учреждений, носят экономический характер. Основной их предмет — вопросы экономической самостоятельности, продвижения в этом направлении. Наряду с большими правами автономного учреждения по расходованию финансов отмечу также еще такие наиболее важные права, как право размещать свои деньги на счетах в банках, а не на счетах федерального казначейства, право автономного учреждения создавать другие, в том числе коммерческие, организации, право привлекать кредиты, переносить расходование средств, полученных из бюджета на выполнение государственного задания, на следующий год. То есть автономному учреждению не нужно в конце года лихорадочно «распихивать» остатки таких средств, как это нередко случается сегодня, чтобы они не ушли обратно в бюджет.
Еще одна важная особенность автономного учреждения — право не руководствоваться в своей закупочной деятельности пресловутым законом № 94-ФЗ. Это не означает, что в такой деятельности наступит хаос. Готовясь к переходу в новый статус, наш университет разработал собственное положение о закупках. Недавно оно одобрено Ученым советом. Это положение достаточно полно регламентирует закупочную деятельность Вышки, обеспечивает ее прозрачность и на основе конкуренции поставщиков — эффективность. Вместе с тем в отличие от закона № 94-ФЗ оно учитывает специфику таких особо значимых для университета закупок, как закупки научно-технической продукции и консалтинговых услуг.
— Высшая школа экономики по многим вопросам была и остается экспериментальной площадкой. Означает ли переход в автономное учреждение своего рода обкатку новшеств в законодательстве?
— Так и есть. Получить статус автономного учреждения — это еще половина дела. Теперь надо принятое правительством постановление реализовать. Многое предстоит изменить в деятельности университета. Изменения коснутся всех его основных «блоков»: учебного, научного, финансового, административного и хозяйственного. Сейчас завершается подготовка соответствующего плана нашей работы. Он включает около 40 позиций, большинство из которых не носят чисто формального характера, связанного, например, с изменением названия университета. Естественно, хотелось бы опереться на имеющийся опыт, посмотреть, что и как делали другие. Но по большинству вопросов мы являемся первопроходцами. Думаю, что многие наши решения (не только положение о закупках), будут носить модельный характер и помогут коллегам из других вузов.
— И каковы границы «переходного периода»?
— Они законодательством не установлены. Но мы, разумеется, планируем завершить все переходные процедуры в максимально короткие сроки, чтобы уже в первом полугодии воспользоваться преимуществами нового статуса.
— Что еще даст Высшей школе экономики такой переход?
— Главное, как я уже говорил, — большую экономическую самостоятельность. И она особенно необходима нашему университету. Вышка постоянно развивается, вводит новации в содержание и организацию образовательно-научной деятельности, что, естественно, должно находить отражение в ее финансовом плане. Понятно, что в такой ситуации проще принимать финансовые решения самостоятельно, чем доказывать учредителю, почему нам необходима именно такая структура затрат, существенно отличающаяся от структуры затрат многих российских университетов. Вообще, широкие права в области образовательно-научной и экономической деятельности — вещи взаимосвязанные. Одно без другого не может быть реализовано в полной мере.
— Появление новых возможностей подразумевает и новые обязательства…
— Это очень важный вопрос. Одна из главных обязанностей автономного учреждения — обеспечить прозрачность, открытость своей деятельности для общественности. Вышка и без этого всегда демонстрировала открытость. Например, на нашем сайте уже многие годы публикуется финансовый план, чего я не видел на сайтах других вузов. Тем не менее, для выполнения требований законодательства необходимы будут дополнительные шаги в этой области. Потребуется ежегодно публиковать в средствах массовой информации отчет о деятельности университета и об использовании его имущества. Должен быть также сформирован наблюдательный совет Вышки, через который в той или иной форме будут проходить все ключевые вопросы функционирования и развития университета и в состав которого войдут представители общественности.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ