беседа что такое радуга цель
Конспект НОД с детьми старшей группы «Что такое радуга?»
татьяна захарова
Конспект НОД с детьми старшей группы «Что такое радуга?»
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления детей с природными явлениями.
-уточнить, обогатить и систематизировать представление детей о природном явлении «радуга»,ее свойствах и способах получения
-развивать навыки чтения мнемотаблиц, умение преобразовывать абстрактные символы в образы. (перекодирование информации)
-учить детей отвечать полными распостраненными предложениями.
-расширять и активизировать словарный запас детей (преломление, отражение, спектр, радужная, двойная, огненная).
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в коллективе.
I часть. На компьютере идет репортаж с прогнозом погоды
Раздается стук в дверь
Воспитатель: Кто-то в двери к нам стучится? Может это чудеса?
За дверью кукла в серебристом наряде.
Воспитатель: Милая девочка, кто ты такая? Из какого пришла ты к нам края? От чего ты так грустна?
Кукла: Я на небе засиделась,
Во все серое оделась.
Жду я лета, не дождусь
Когда цветною обернусь
Мне бы солнышка – хоть лучик
Ну и капельку из тучи.
Тогда стану я другой,-
Дети: Мы догадались – это РАДУГА!
Радуга: Да, я- радуга. Как вы догадались?
Воспитатель: Нет, ты знаешь, я бы не узнала. Радуга ведь разноцветная, а ты все-таки действительно больше похожа на снегурочку. Да и на сколько я знаю Радуга бывает летом, а сейчас весна.
Дети: Нет, это зимняя Радуга!. Она может появиться в любое время года. И днем, и ночью. Чтобы радуга появилась надо только достаточное количество солнца и влаги.
Радуга: Откуда вам это известно?
Дети: Мы природу изучаем и все это уже знаем.
Радуга: Мне стало очень интересно, что же вы обо мне знаете?
Дети: Ну например, чтобы появилась радуга, нужно чтобы солнечный луч прошел через каплю воды. В ней он искривляется и как веер раскладывается на спектр.
Дети: Еще мы знаем, что бывают разные виды радуги.
Радуга: Как! И это вы знаете?
(Дети подходят к разложенным картинкам и каждый выбирает себе)
1. Показывает «зимнюю радугу».
Для того, чтобы зимой на небе появилась радуга, необходимо, чтобы был мороз, яркое солнце. Влага в воздухе превращается в ледяные кристаллики. Солнечные лучи преломляются в кристаллах льда и появляется радуга. Зимняя радуга – бледная.
В народе говорили: Зимой радуга- к крепкому морозу!
2. Может радуга появиться и ночью. Тогда она называется «ночная» или «лунная». Она не такая яркая как днем. Потому что отражается лунный свет, он намного бледнее дневного.
3. А еще радуга любит появляться около водопадов. Там очень много брызг воды, они преломляют солнечный и лунный свет. На водопадах можно наблюдать и солнечную и лунную радуги.
4. В городах, где есть фонтаны- там тоже очень много влаги- это брызги от фонтанов. На эти капли падают солнечные лучи и над фонтанами появляется радуга.
5. Более привычная для нас всех радуга – летом, после ливня, когда в воздухе много влаги и выглядывает из-за туч солнце. Радугу можно увидеть над городом, над деревней, над полем, над рекой
6. А еще можно наблюдать «двойную радугу».
7. Иногда летом встречается «огненная радуга». Она получается, когда солнечный свет встречает на своем пути ледяные кристаллы в перистых облаках на большой высоте.
8. Чем выше находится наблюдатель радуги, тем полнее она ему кажется. С самолета или высоких гор она может выглядеть не как дуга, а как круг.
Радуга: Какие вы молодцы! Столько обо мне знаете, наверное, даже взрослые столько не знают. А давайте немножко поиграем.
Физминутка (стоя в кругу)
Мы летим над облаками
Мы хватаемся руками
Задеваем головой – ой!
Если дома не сидится,
По планете голубой (поклон)
Радуга над нами- спинку прогибает (рисуем вверху Р)
Это нам от солнышка привет (выгибаем спинку)
Радуга сверкает, нам добра желает (сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы ей улыбнемся, и пошлем привет!
Воспитатель: Позади уже зима. К нам теперь пришла (ВЕСНА). Что же будет дальше? (ЛЕТО). Так хочется побыстрее попасть в лето, чтобы увидеть тебя, милая Радуга, в твоем прежнем цветном наряде. Ребята, а может мы как-нибудь сможем помочь Радуге и увидеть ее красоту хоть краешком глаза?
(Выслушать предположения детей)
— А может мы попробуем что-нибудь сделать?
Что нужно для того, чтобы засияла радуга всеми цветами?
Дети: Вода, солнечные лучи.
Воспитатель: Посмотрите, что имеется у нас на столе, что помогло бы получить радугу?
(Предлагается набор: вода в стеклянных емкостях, мыло жидкое, зеркало, трубочка; призма трехгранная, хрустальный стакан, фонарик, магнит, воронка)
Дети предлагают свои варианты
Воспитатель: Как вы думаете, получится у нас увидеть искусственную радугу?. Тогда давайте попробуем?
Предлагаются перфокарты для проведения опытов.
В наполненную водой емкость вливаем мыльный раствор. С помощью трубочки дети взбивают мыльную пену. Освещаем фонариком. Что мы видим?
Берем компьютерный диск, направляем на него луч, стараемся отражение направить на лист белой бумаги
Хрустальный стакан на 1\2 заполнен водой. Направляем луч на стакан. Держим стакан над листом бумаги и наблюдаем, как луч света проходит через стакан воды, преломляется и образует радугу на листе бумаги. Перемещаем стакан на разную высоту и под разными углами, чтобы увидеть имеющиеся эффекты.
Перед емкостью с водой и зеркалом поставить лист белой бумаги. Направить луч от фонаря на погруженную в воду часть зеркала. Радуга должна появиться на листе бумаги.
Воспитатель: Ну что же, вот такую радугу мы смогли сегодня увидеть, проделав несложные опыты. Мы поняли, что радугу можно получить и в домашних условиях.
Что обозначает слово «РАДУГА»?
Вам было интересно?
Что нового вы узнали?
Дети рассказывают по мнемотаблице все, что узнали о радуге за время проекта.
Радуга: Ребята! Теперь я больше не грущу. И даже остаться с вами хочу. Поэтому всем вам желаю добра и радости. И хочу подарить подарок.
(Включает проектор «РАДУГА»). Не забывайте меня. Благодаря мне люди витают в радужных облаках, видят радужные сны и часто видят мир в радужном свете.
Воспитатель: Спасибо, Радуга! Ты нас порадовала, но сама-то не изменилась! Мы тебе тоже хотим сделать подарок и вернуть тебе летнюю красоту.
Ознакомление с профессией «Повар». Фотоотчёт Цель: Развивать познавательную активность, интерес к окружающему миру. Виды детской деятельности: Игровая, продуктивная, коммуникативная,.
Беседа о радуге и её зарисовка в старшей группе
Анара Дисенбаева
Беседа о радуге и её зарисовка в старшей группе
— формировать интерес к явлениям природы,
— воспитывать положительное отношение к самостоятельным действиям, поддерживать познавательную активность;
— способствовать запоминанию расположения цветов радуги.
-способствовать развитию аккуратности, взаимопомощи.
Ход беседы
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!Отгадайте загадку.
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
(Радуга)
А что такое радуга?
Воспитатель:Ребята, радуга представляет собой цветную дугу. Радуга это самое удивительное чудо природы, сотканное из воздуха и лёгкое, словно крылья бабочки, это разноцветное дуга, образующаяся после дождя вследствие преломления солнечного света в капельках воды, радуга появляется везде, где лучи солнца проходят сквозь капли воды. Цвета в радуге располагаются в строго определённом порядке: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Чтобы запомнить эту последовательность, люди придумали предложение, в котором 1ая буква каждого слова соответствует 1ой букве цвета в последовательности, в которой они расположены в радуге: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Беседа о дереве «Липа» в старшей группе Беседа о дереве «Липа» Старшая группа Цель: обобщить представления детей о дереве Липа. Задачи: расширить представления детей о дереве.
Беседа «Что такое дружба?» в старшей группе Цель: выяснить представления детей о дружбе, с кем они дружат и почему. Ход беседы: Воспитатель: Дружба – это теплый ветер, Дружба – это.
Беседа в старшей группе «Кто они — животные Севера?» Беседа в старшей группе на тему:»Кто они-животные Севера?» Цель: Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных Арктики.
Беседа в старшей группе на тему «Пожар» Беседа в старшей группе. Тема «Пожар» Цель: закрепить знание у детей о пожарной безопасности. Задачи: • Закрепить понятие «пожарная безопасность»,.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «В гости к радуге» В рамках проекта «Радуга над городом» Программное содержание: Развивать у детей устойчивого интереса к проектной деятельности. Продолжать.
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по Чудо-радуге» Конспект занятия в старшей группе на тему «Путешествие по Чудо – радуге». Цель НОД: развитие двигательных навыков, способствуя укреплению.
Спортивно-игровая зарисовка «Колобок» в младшей группе Дети младшей группы вместе со своим воспитателем Миланой Файковной и инструктором по физической культуре Светланой Владимировной тоже очень.
Этическая беседа о дружбе в старшей группе Цель: Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию. Воспитывать доброжелательное.
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Анна Лифанова
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка.
• познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр;
• расширять представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.
Материал и оборудование: Презентация с репродукциями картин художников с изображением радуги, литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте, ребята,стихотворение:
Радуга
Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
— Радуга – радуга, цвет – пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Что же на память она всем
Голубые … глаза. В. Степанов
Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукции знаменитых художников. Что вы видите на всех этих картинах?
Дети: радугу
Воспитатель: А кто-нибудь знает, что такое радуга и как она появляется?
Дети отвечают, что она появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Радуга – одно из красивейших явлений природы.
А вы, ребята, видели когда-нибудь радугу?
Воспитатель выслушивает ответы детей: На коромысло, на дугу, на мост и др.
Воспитатель: Человек еще с древних времен задумывался над природой происхождения радуги и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Одни считали, что радуга – это небесный мост, с которого на землю спускались боги или ангелы, другие говорили, что это дорога между небом и землёй или с ворота в другой потусторонний мир.
На самом же деле, радуга – это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Когда солнечные лучики преломляются в каплях воды во время дождя, на небе появляется разноцветная дуга.
А давайте вспомним, сколько цветов имеет радуга и какие?
Дети: 7 цветов, перечисляем цвета,вспоминая известный стишок: «Каждый охотник желает знать, где сидит его фазан».
Воспитатель: Сейчас мы попробуем создать свою радугу
Опыт «Радужная пленка»
Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдать за поверхностью воды. Подвигать головой, чтобы посмотреть на воду с разных точек. Что мы увидели?
На разлившемся по воде тонком слое лака видны радужные переливы. Лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Когда на поверхность этой пленки падает свет, каждый его луч частично отражается от нее. Другая часть луча достигает нижней поверхности пленки и тоже отражается от нее. Отражения лучей складываются друг с другом, и мы можем видеть переливы радужных тонов.
В небе радуга висит в воздухе «нарисовать» радугу
Детвору веселит. потянуться вверх и помахать кистями рук
С нее, как с горки, опустить руки вниз
Кот, свинья и я. загибать пальцы на руке
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с красками. Будем смешивать краски, чтобы нарисовать радугу.
У нас с вами есть только 4 цвета: красный, желтый, синий, белый.
Как же нам нарисовать радугу?
Дети предлагают свои варианты смешения красок.
Я предлагаю каждому нарисовать свою радугу, только не перепутать расположение цветов.
И в конце занятия, мы опять поиграем с мыльными пузырями. Выпустив пузыри, внимательно посмотрите на них. У каждого пузыря есть радужная оболочка, которая также включает все цвета.
Прикреплённые файлы:
Проект «Маленькие исследователи» Педагогический проектТворческое название проекта:«Маленькие исследователи»Тип проекта:практико – ориентированный. Участники проекта:обучающиеся.
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Радуга» в средней группе
• расширять представления детей о происхождении радуги;
• формировать умение получать сведения о новом объекте (радуге) в процессе его практического исследования;
• формировать умение выполнять последовательные действия;
• различать и называть цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый);
• обогашать речь детей;
• активизировать словарный запас;
• развивать произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
• развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;
• воспитывать интерес к окружающему миру;
• воспитывать дружеское отношение к сверстникам.
Оборудование: телевизор, ноутбук.
Демонстрационный материал:слайды с изображениемрадуги, презентация «Сказка о радуге».
Раздаточный материал:Для каждого ребенка: молоко, красители, моющее средство, ватная палочка, салфетка, цветные фломастеры, стаканчики, подносы, фартуки с нарукавниками.
1. Сюрпризный момент-видеообращение
2. Художественное слово – сказка о радуге
4. Игра на внимательность «Собери радугу»
5.Опыт 1: «Радужные опыты с водой»
6.Опыт 2:«Волшебная радуга»
7. Подведение итогов
8. Сюрпризный момент – получение мыльных пузырей
В группе раздаётся звуковой сигнал
Воспитатель:Ребята, нам пришло видеообращение. Предлагаю его посмотреть!
Видеообращение: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юля, мне всего 3 года. Посещаю в детский сад № 176 «Золотой петушок».Я узнала, что в детском саду «113» умные и отзывчивые ребята, добрые и находчивые воспитатели. У меня к вам просьба. Мне очень интересно узнать о радуге, помогите, мне, пожалуйста, откуда она появляется и почему.
Воспитатель:Кто к нам обратился?
Воспитатель: О чем она нас просит?
Воспитатель:А кто видел радугу?
Воспитатель: Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя?
Воспитатель:Обычно мы видим радугу, когда дождь еще не кончился, но на небе светит солнце. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу. (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, а из каких источников мы можем узнать о радуге?
Воспитатель: Ребята, а я знаю одну интересную сказку о радуге. Предлагаю послушать ее. Вы согласны? Присаживаетесь, поудобнее на стульчики. (Чтение сказки о радуге)
В тёплые летние дни, после дождя на небе появляется большая красивая радуга. (Слайд 2)И вот в один из таких дней дети, глядя на небо,закричали: «Смотрите! Какая яркая радуга!»(Слайд 3) Она была необычна яркая, потому что в тот день после дождя стояла солнечная погода, или у самой радуги было хорошее настроение.Все цвета на ней переливались: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Они между собой о чём-то разговаривали. (Слайд 4)Вдруг фиолетовый цвет сказал: «Друзья, скажите мне, почему я последний по счёту? Я хочу быть первым!» (Слайд 5)Все цвета посмотрели друг на друга и стали тоже думать, спрашивать, почему они стоят именно на этом месте. (Слайд 6) «А давайте поменяемся местами!» – предложил оранжевый цвет. Все согласились, но у них никак не получалось. (Слайд 7)Тут радуга сказала: «Вы не сможете поменяться местами, потому что нас так создала природа.Не зря про вас цветов придумали стихотворение:(Слайд 8)
Начальная буква каждого слова означает цвет и порядок». После того как цвета услышали про себя рассказ радуги, им не захотелось меняться. Они стали ценить своё место. Вот почему цвета в радуге стоят именно в таком порядке. (Слайд 9)
Воспитатель: Ребята, о чем эта сказка?
Воспитатель:Какие цвета есть в радуге?
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь знает, сколько цветов в радуге?
Воспитатель: Какой цвет самый последний стоит в радуге?
Воспитатель: Чтобы запомнить порядок расположения цветов в радуге, можно выучить стихотворение из сказки (Слайд 10)
Воспитатель:Ребята, а теперь предлагаю поиграть, выходите, вставайте ко мне.
Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг)
Над деревьями (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)
Домами (руки сложены над головой крышей.)
И над морем, над волной (Нарисовать волну рукой.)
И немножко надо мной. (Дотронуться до головы.)
Игра на внимательность «Собери радугу»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточки, мы с вами вспомним еще раз порядок располажения цветов в радуге. Кто помнит, какой цвет стоит самым первым?
— Молодец, Маша, выбери карточку и прикрепи ее на доску.
— А какой же следующий цвет стоит после красного цвета? И т. д.
Воспитатель. А сейчас мы с вами проверим нашу внимательность. Я буду убирать карточки с цветами, а вы скажете, какого цвета не стало. А для этого я попрошу вас отвернуться от доски и закрыть глаза.
Воспитатель убирает катрочку и просит повернуться и ответить.
Воспитатель обращает внимание на четкое произношение слов, особенно окончаний в словах.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно самим сделать радугу?
Воспитатель: А как можно сделать радугу?
Воспитатель вместе с детьми обсуждают правила.
Ребята, чтобы не испачкаться, мы с вами оденем фартуки и нарукавники. Все готовы, а теперь присаживайтесь за столы.
Опыт 1: Радужные опыты с водой
Наливаем немного воды на блюдце. А теперь берем фломастеры и на салфетке нарисуем радужные точки. Сначала красным фломастером, потом оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым. Опускаем салфетку в стаканчик, ребята, что мы видим? Вода быстро стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из скучно-бело-бумажной в радужно-веселую.
Воспитатель: У нас получилась радуга! У всех- весёлая и яркая
Воспитатель:А теперь мы попробуем сделать волшебную радугу. Стаканчик с салфеткой, поставьте в середину стола, чтобы он нам не мешал.
Опыт 2: Волшебная радуга
Для начала налейте в тарелку молоко. Налить нужно таким образом, чтобы дно было полностью закрыто, иначе опыт не получится. Возьмите пипетку и в тарелку с молоком добавляем несколько капель красителей разных цветов, т. е красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый
Дальше при помощи сухой ватной палочки можно немножко коснуться молока, только не нужно смешивать их.
Ребята что-то происходит?
Воспитатель:А почему ничего не происходит?
Воспитатель: А теперь возьмите другую ватную палочку, окуните ее в волшебную жидкость и наша палочка станет волшебной. Давайте этой палочкой, коснемся молока. Только касаемся, не нужно перемешивать! Ребята, наши краски начинают «танцевать», разбегаясь от волшебной палочки.
Ребята, как вы думаете, почему получилось волшебная радуга?
С каким природным явлением мы сегодня познакомились?
Когда появляется радуга?
Сколько цветов у радуги? Назовите цвета.
А стихотворение,напоминалку вы запомнили?
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Сегодня мы узнали о красивом и сказочномявлении в природе – орадуге. А Юля передала вам маленькие подарки – мыльные пузыри, где спряталась радуга.
Я думаю, онабудет очень рада нашим открытиям, и мы ей обязательно вышлем информацию о радуге.
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П.Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду – М. : Сфера, 2004.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004.
4. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. М. : Мозаика – синтез 2002.
Прикреплённые файлы:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОБЖ «Одна в лесу» в средней группе «Одна в лесу» Конспект непрерывной образовательной деятельности «Безопасность». средняя группа Составила: Горошилова Е. П. Шлык.
«Цветик-семицветик». Конспект итоговый непрерывной образовательной деятельности в средней группе Конспект итоговый непрерывной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Цветик семицветик» Цель: Закрепление полученных знаний.
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Драматизация русской народной сказки «Заюшкина избушка» в средней группе Конспект непрерывной образовательной деятельности. Образовательная область речевое развитие, коммуникативная деятельность. Драматизация.
Конспект непрерывной образовательной деятельности с средней группы «Прогулка в осенний лес» Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Образовательная : учить детей обращать внимание на изменения, которые.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Матрёшки — Затейницы» Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе на тему: «Матрёшки – Затейницы» Цель: 1. Продолжать формировать интерес.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Наблюдение за кроликом» Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе Образовательная область – познавательное развитие Наблюдение за декоративным.
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе по речевому развитию «Подарок от Снеговика» Задачи: 1. Закрепить представления детей о разных видах транспорта. 2. Активизировать употребление в речи детей названий транспортных средств,.
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе «Волшебная вода» Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Волшебная вода». Автор конспекта НОД: Бурлакова Елена.
Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе «Волшебница-вода» Цель: Создание условий для формирования представлений о свойствах воды. Задачи Образовательные: расширить знания детей о свойствах воды,.
Технологическая карта и конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей по лепке в средней группе № Этап занятия Структурные компоненты деятельности Ход занятия 1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент Деятельность педагога Деятельность.