В русском языке есть ряд слов, заимствованных из иностранных. Заимствования из французского языка наряду с латынью занимают первое место, и это отнюдь не случайно. В аристократических домах было принято разговаривать по-французски, а детей воспитывали гувернантки, приехавшие из Франции. Одно из таких заимствований — слово «богема».
Происхождение слова
«Богема» произошло от французского выражения Boi-Heim. Так называлось галльское племя, поселения которого находились на территории современной Чехии. Примечательно, что во Франции название Чехии ассоциируется с кочующими цыганами, поэтому первоначальным значением слова было «цыганщина».
Перевод слова «богема»
Итак, с французского языка слово «богема» переводилось как «цыганщина», «цыганский».
А как же оно переводится на другие языки»? Богема — это.
Английский
bohemia
Немецкий
Boheme
Испанский
bohemios
Турецкий
Bohemya
Болгарский
бохеми
Латышский
bohēma
Венгерский
bohémvilág
Латынь
Bohemiae
Итальянский
la bohème
Белорусский
багема
Исландский
— Bóhemíunni
Казахский
богема
Азербайджанский
bohema
Украинский
богема
Лексическое значение
Что же означает слово «богема»? Со времен появления в русском языке этого французского слова немало воды утекло. Современные толковые словари определяют существительное «богема» так:
Нарицательный — относящийся к множеству предметов или явлений, один из.
Неодушевленный — относящийся к миру живых существ, противопоставленный неживому.
Богема состоит из шести букв, шести звуков, трех слогов. Ударение падает на второй слог. Следует хорошенько запомнить, что первая гласная в слове «о».
Склонение
Слова женского и мужского рода, оканчивающиеся на «а» или на «я», относятся к первому склонению. Следовательно, к этому типу склонения относится существительное «богема» и в соответствии с этим изменяется по числам и падежам.
Падеж/число
Вопросы
Единственное число
Множественное число
Именительный падеж
Кто? Что?
Давайте сначала разберемся, что значит слово «богема»?
богемы
Родительный падеж
Кого? Чего?
У литературной богемы свои правила и традиции, свои порядки, обычному человеку кажущиеся не вполне нормальными.
богем
Дательный падеж
Кому? Чему?
К счастью, я никакого отношения к богеме не имею.
богемам
Винительный падеж
Кого? Что?
Всю эту богему нужно сослать на далекий необитаемый остров, может быть, хоть там в уединении и в общении с первозданной неиспорченной природой они научатся вести себя по-человечески.
богемы
Творительный падеж
Кем? Чем?
Агриппина Станиславовна Большакова всегда восхищалась богемой и мечтала быть хотя бы немного причастной к волшебному и яркому миру людей искусства.
богемами
Предложный падеж
О ком? О чем?
То, что люди думают о богеме, неоднозначно и противоречиво, как и сама богема.
Следует отметить, что множественное число существительного «богема» в любом из падежей в устной речи употребляется крайне редко, можно даже сказать, что оно практически не употребляется, так как изучаемое слово носит собирательный характер.
Синонимы — это слова, близкие друг другу по значению, но имеющие различное звучание и написание.
Опера Джакомо Пуччини «Богема»
В 1896 году вдохновленный произведением Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» Джакомо Пуччини написал оперу. Либретто к опере написали Джузеппе Джакоза и Луиджи Иллика. Название «Богема» перекликается с названием книги. В опере рассказывается о жизни бедных, но очень одаренных людей (типичной французской богемы), об их надеждах и мечтах, которые хороши были еще и потому, что им не суждено было сбыться.
«Богема» — это лирическое музыкальное произведение, описывающее личную драму героев (двух женщин и четырех мужчин):
В опере показаны сцены из обыденной жизни этих людей. При помощи напевной, затрагивающей потаенные струны души музыки Пуччини удалось ярко и метко передать характеры действующих лиц, отличительной особенностью которых было то, что они не обременяли себя заботой о кардинальном улучшении своего социального положения. Кроме этого, их мало волновало мнение окружающих.
Богема Руджеро Леонкавалло
Сюжет оперы также основан на произведении Анри Мюрже. Кстати, Леонкавалло начал работу на шесть месяцев раньше, чем Пуччини, и даже сам написал к ней либретто, искусно перемежая его стихами французского поэта.
Фильм
Музыкальная мелодрама была снята в 2005 году. Девиз фильма, проходящий через все его действие красной нитью — «Ты живешь только сегодня».
Целый год непростой жизни зрители проживают вместе с героями фильма. Много это или мало? Для нескольких представителей богемы, больных СПИДом, возможно, год длиннее целой вечности. Тем более их собираются выселить из квартиры.
«Богема» Чарльза Азнавура
Песня-ностальгия. Ностальгия о прошлом, о молодости, когда лирические герои были бедны, голодны, но счастливы и красивы. Сожаление о том, что все прошло, Монмартр потерял былое очарование. Заключительные слова песни: «Богема! Богема! Теперь это уже ничего не значит».
Итак, французское слово «богема» прочно вошло в русский язык, укоренилось в нем и почти изменило свой первоначальный смысл.
БОГЕМА — (фр. la boheme). 1) странствующие толпы цыган; вообще бродячие толпы. 2) люди без определенных средств к жизни, живущие случайным трудом, умственным или физическим. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Богема — С французского: La boheme. Стало популярным после публикации «Сцен из жизни богемы» французского писателя Анри Мюрже (1822 1861). Слово «богема» образовано от другого французского слова ип Bohemien, то есть «цыган» (обычно ассоциировалось с… … Словарь крылатых слов и выражений
Богема — социальная группа, играющая и до сих пор значительную роль в истории литературы. В средние века цыгане, народ бродячий, народ изгой, считались выходцами из Богемии (Чехии). Б. литературная цыганщина в смысле социальной деклассированности и… … Литературная энциклопедия
Богема — Артистическая среда с присущей ей особой атмосферой, нравами, жаргоном, манерой одеваться, способами общения. Происходит от bohemia цыганский. Для характеристики артистической среды стало применяться с середины XIX в. Возникнув у Мюрже («Сцены из … Энциклопедия культурологии
богема — цыганщина Словарь русских синонимов. богема сущ., кол во синонимов: 4 • кинобогема (1) • … Словарь синонимов
БОГЕМА — (французское boheme, буквально цыганщина), обозначение среды художественной интеллигенции (актеров, музыкантов, художников, литераторов), ведущей беспорядочную и необеспеченную жизнь; образ жизни, быт таких людей … Современная энциклопедия
БОГЕМА — (франц. boheme букв. цыганщина), не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей … Большой Энциклопедический словарь
Богема — (цыганщина, неурядица). Ср. На свою невѣстку. княгиня всегда смотрѣла, какъ на безпорядочную особу, безъ правилъ, съ наклонностью къ «богемѣ», съ рѣзкими манерами. Боборыкинъ. Ходокъ. 1, 1. Ср. Bohème (c’est une maison vie de Bohème). Пер.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
БОГЕМА — БОГЕМА, ы, жен. Не имеющие устойчивого обеспечения интеллигенты (актёры, художники, музыканты, литераторы), ведущие беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, среда таких людей. | прил. богемный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова
бог е ма, богемы, мн. нет, жен. (франц. boheme, букв. цыганщина).
1.собир. Необеспеченные актеры, художники, литераторы и т.п. интеллигенты, ведущие беспечную и беспорядочную жизнь. Литературная богема.
2. Беспорядочный быт такой среды (разг.). Дома у него настоящая богема.
Политическая наука: Словарь-справочник
не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей.
Культурология. Словарь-справочник
Эстетика. Энциклопедический словарь
В России начала XX в. ярким примером богемного стиля социокультурной, художественно-поэтической жизни можно считать литературное кафе «Бродячая Собака». Этот артистический клуб существовал с 1911 по 1915 гг. в Петербурге на площади близ Михайловского дворца (ныне площадь Искусств, д. 5). В названии была обыграна метафора Ш. Бодлера, который в стихотворении «Славные псы» сравнивал представителей богемы со свободными бродячими собаками. Кафе-кабаре стало центром неформальной худжественной жизни столицы, собравшим в своих стенах цвет русской поэзии серебряного века. В число его учредителей входили С. Судейкин, М. Добужинский, С. Сапунов, Н. Евреинов. У клуба были свой устав (автор А. Н. Толстой), гимн (автор М. Кузьмин) и герб, изображавший бродячую собаку, попиравшую своей лапой античную театральную маску (автор М. Добужинский).
Постоянными членами клуба были А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Хлебников, М. Лозинский, В. Маяковский, В. Нарбут. Его посещали К. Бальмонт, Ф. Солгуб, Тэффи, В. Шкловский, В. Жирмунский. Допускались и богатые поклонники талантливых завсегдатаев, нередко принимавшие на себя обязанности меценатов, что позволяло владельцу кафе Б. Пронину содержать его и обеспечивать его полноценную театрально-музыкальную и литературно-художественную жизнь с ее спектаклями, поэтическими вечерами, творческими дискуссиями, празднованиями юбилеев, приемами европейских знаменитостей и т. п. В жизни «Бродячей собаки» причудливо сочетались компоненты элитарности, богемности и своеобразного демократизма. «Бродячая собака» не была «башней из слоновой кости» (с самого начала идея «подвала» была как бы демонстративно противопоставлена надмирности всяких «башен», в том числе, можно думать, и «Башне» Вяч. Иванова), и стихия демократического искусства неизбежно врывалась под своды подвала, как это часто бывает при сознательном воскрешении древней карнавальной традиции. Но очевидно, что безмятежное и в целом уютное (несмотря на ряд конфликтов, ссор, разочарований) времяпрепровождение в «Бродячей собаке» резко контрастировало с теми историческими испытаниями, которые выпали надолюстраны в последовавшие годы» (Парнис А. Е., Тименчик Р. Д. Программы Бродячей собаки // Памятники культуры. Новые открытия,- Л., 1985.- С. 175)
1.собир. В буржуазном обществе: интеллигенция, не имеющая устойчивого материального обеспечения (преимущественно актеры, музыканты, художники и пр.) с их своеобразным беспечным и беспорядочным образом жизни.
2.Разг. Образ жизни, быт такой среды. [Нина:] Отец и его жена не пускают меня сюда. Говорят, что здесь богема… боятся, как бы я не пошла в актрисы. Чехов, Чайка.
[Франц. bohème — буквально «цыганщина»]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
При советской власти в СССР получила наименование «творческая интеллигенция».
БОГЕ’МА, ы, мн. нет, ж. [фр. bohème, букв. цыганщина]. 1.собир. Необеспеченные актеры, художники, литераторы и т. п. интеллигенты, ведущие беспечную и беспорядочную жизнь. Литературная б.2. Беспорядочный быт такой среды (разг.). Дома у него настоящая б.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
боге́ма
1. не имеющие устойчивого материального обеспечения представители творческой интеллигенции (художники, актёры и т. п.), ведущие беспорядочный и беспечный образ жизни, а также сам такой образ жизни ◆ Особенно в Нойкельне, одном из самых «проблемных» районов, где живут турки и богема. Юлия Вишневецкая, «Призрак коммунизма», 2009 г. // «Русский репортер» (цитата из НКРЯ) ◆ В моем понимании богема ― это выпивка, романы, вечеринки до утра. Владимир Емельяненко, «Борис Жутовский: «Тусовки выхолащивают суть»», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: леечка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
(франц. Bohême, т. е. цыганщина) — так французский писатель Мюрже (Henri Murger, см. это сл.) назвал студентов Латинского квартала, и с тех пор богемой. смотреть
БОГЕМА
(от франц. bohème, буквально — цыганщина) широко распространённое наименование среды, чаще всего из художественной интеллигенции — актёров, музы. смотреть
БОГЕМА
богема ж. 1) Среда актеров, музыкантов, художников, литераторов, ведущих особый, отличный от привычного для большинства людей, беспечный, беспорядочный образ жизни, не имеющих устойчивого материального обеспечения. 2) разг. Образ жизни, быт людей, принадлежащий такой среде.
Богема (франц. Boh ê me, т. е. цыганщина) — так французский писатель Мюрже (Henri Murger, см. это сл.) назвал студентов Латинского квартала, и с тех пор богемой называют всякую интеллигентную бедноту, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к благам земным.
БОГЕМА
БОГЕМА — социальная группа, играющая и до сих пор значительную роль в истории литературы. В средние века цыгане, народ бродячий, народ-изгой, с. смотреть
БОГЕМА
БОГЕМА
социальная группа, играющая и до сих пор значительную роль в истории лит-ры. В средние века цыгане, народ бродячий, народ-изгой, считались выходцами из Богемии (Чехии). Б. — лит-ая цыганщина в смысле социальной деклассированности и материальной необеспеченности. Слово Б. получило свое начало во Франции, в эпоху романтизма, когда оно было в большом ходу [«Галантная богема» Жерара де Нерваля (см.); известное стихотворение Т. Готье (см.) «Aux vents capricieux qui soufflent de la Boheme» и т. д.; выражение это встречается неоднократно и у Ж. Занд (см.)]и окончательно упрочилось после выхода в свет книги Мюрже «Сцены из жизни богемы» (послужившей впоследствии либретто для оперы Пуччини «Б.»). По социальной своей природе Б. — интеллигентный пролетариат и потому, как широкое социальное явление, связана собственно с XIX и XX вв., когда развертывавшийся капитализм пролетаризовал (вернее пауперизировал) значительные части мелкой буржуазии как деревенской, так и городской и в частности провинциально-городской, выходцы из которой сосредоточивались в большом количестве в столицах, устремляясь в университеты, в редакции журналов и газет, в издательства, временно или перманентно нищенствуя, собираясь в кабачках, находясь в более или менее резкой оппозиции к буржуазии; писательская и художническая часть интеллигентного пролетариата и составляет Б. Связанная как широкое социальное явление с XIX и XX вв., Б. однако существовала и раньше. Впервые она появляется, повидимому, в Англии в конце XVI и начале XVII вв., когда страна уже поворачивала на путь капитализма. Значительная часть драматургов «шекспировской» эпохи были типичными богемцами [Марло (см.), Грин, Лодж, Пиль, завсегдатаями кабачков («Белый конь», «Сирена»), где острословили, любезничали с проститутками, устраивали скандалы, кончавшиеся порой убийствами (Марло был убит в таверне во время драки из-за проститутки). Грин, дошедший до последних пределов падения, в специальном памфлете («На грош мудрости, купленной ценою миллиона страданий») предостерегал своих коллег от подобной же участи. Богемцы лондонских кабачков быть может послужили оригиналами для Шекспировских образов: для Фальстафа, Пистоля, Бардольфа, Нима (в «Генрихе IV»). Приблизительно в ту же эпоху тип писателя-богемца встречается и во Франции в лице Теофиля де Вио и особенно Франсуа де Вийона (см.), образы к-рых поспешил возродить богемец XIX в. Т. Готье (в своих «Гротесках»). Встречается этот тип писателя и в XVIII в., как бунтарь против аристократического общества, как певец вакхических оргий, в лице шведского поэта Бельмана (см.) или немецкого поэта Гюнтера (см.). Однако лишь в XIX и XX вв. Б. становится более значительным социально-литературным явлением. Ни в Англии, ни в Америке впрочем Б. не смогла сложиться в более или менее массовое явление, так как здесь не было и значительных кадров интеллигентного пролетариата, ввиду малого значения мелкой буржуазии и более мощного развития капитализма. Классической страной Б. долгое время была Франция. Здесь уже в первой половине XIX в. Б. кладет яркий отпечаток на художественную лит-ру. Хотя В. Гюго (см.) и был поэтом гл. обр. мелкой буржуазии, однако в подборе своих центральных персонажей он часто ориентировался именно на артистическую богему, противополагая ее господствующим классам («Собор парижской богоматери», «Человек, к-рый смеется»). Присяжными поэтами Б. в эпоху романтизма были Т. Готье, Жерар де Нерваль, О’Недди (см.), Борель (см.). Б. имела свое правое, буржуазное (Готье) и левое, радикальное крыло (Нерваль, особенно Недди и Борель). Правое — было аполитично, фрондируя впрочем против социализма; левое — воспевало республику. От буржуазной действительности Б. уходила или в «чистое искусство» (Готье), или в мир ирреальной мечты (Нерваль). В последние десятилетия XIX в. Б. снова заняла видное место в лит-ре Франции. «Песни нищих» (Chants des gueux) Ришпэна (см.), прославлявшие бродячих рыцарей-поэтов, отрекшихся от мещанского общества, были одним из манифестов, возвещавших новое выступление Б. В ее среде в 80-х гг. зародился «символизм». Его родиной был кабачок «Франциск I» на бульваре Сен-Мишель, где собирались первые глашатаи символизма [Ролина, Гарокур, Ж. Мореас (см.), Ш. Морис, Лоран Тальяд и др. «Искусство для искусства», установка на подсознательное, на «нервы», отрицание культуры, устремление к средним векам, мистицизм и пессимизм — таковы были основы их программы. Крупнейший поэт символизма — П. Верлен (см.), типичный богемец, в своих «Гротесках» (Grotesques) воспевший свою группу как подлинный тип человека и поэта. В своей книге «Символисты и декаденты» Г. Кан свидетельствует, что символисты вообще ориентировались как на потребителя — на «интеллигентный пролетариат» (proletaires intellectuels). В 80-х годах по мере быстрого развития капитализма образовались значительные кадры интеллигентного пролетариата и в Германии, активно обнаруживаясь в лит-ре [А. Гольц (см.), Шляф (см.), Конради (см.) и др.. Идеологически они колебались между буржуазией и пролетариатом, переходили от социализма к индивидуализму (Шляф, «Das dritte Reich»), или к социал-аристократизму (Гольц, «Sozialaristocraten»), или к ницшеанству (Конради, «Phrasen»). Стилистически они были застрельщиками натурализма и в особенности импрессионизма (Гольц, Шляф). Порой у них сказывалась определенная установка на Б. (Шляф, «Die Suchenden»), и сами они порой ударялись в чистую Б. (Бирбаум, в особенности П. Хилле). Если поколение немецких восьмидесятников скорее интеллигентный пролетариат («Proletarier des Geistes», как выразился Конради), то в начале XX в. и в Германии можно говорить о Б. Как типичная Б. выступал в своих ранних стихах Бехер (см.), после войны ставший в ряды компартии, как и ряд других зачинателей экспрессионизма. Из рядов Б. вышло и то общественно-литературное движение, к-рое накануне войны 1914–1918 и в годы германской революции прокламировало «революцию духа» и к-рое известно под названием активизма (см.). Аналогичные явления повторяются в начале XX в. и в других европейских странах, напр. в Польше, где выразителем в лит-ре настроений и чаяний, скорее впрочем интеллигентного пролетариата, нежели Б., выступал С. Пшибышевский (см.), автор романов «Сыны земли» и «Дети сатаны». С Б. связано и такое характерное для городской капиталистической культуры XX в. явление, как кабаре (см.). У нас Б. появляется как социально-литературная группировка лишь в начале XX в. Первые футуристы [В. Маяковский (см.), Бурлюк (см.) и др.]выступали как выразители именно этой группы, повторяя некоторые характерные ее черты, как то: стремление «эпатировать» буржуа (желтые кофты, имитирующие красные жилеты Т. Готье), крайний индивидуализм, установка на искусство для искусства. После Октябрьской революции, примкнув к пролетариату, к-рый ранее лежал вне их поля зрения, футуристы (В. Маяковский) сумели изжить некоторые свои былые Б. черты, оставив своими наследниками в этом отношении имажинистов (см.) — Шершеневича (см.), Мариенгофа (см.) и примкнувшего к ним автора «Москвы кабацкой» Есенина (см.). Если в условиях буржуазного общества Б., находившаяся к нему в оппозиции, не становясь однако на точку зрения пролетариата и социализма, представляла все же явление до известной степени положительное, то в рамках пролетарской и советской общественности Б. становилась явлением глубоко вредным и реакционным, разлагая лит-ую среду своим индивидуализмом, своей социальной и моральной недисциплинированностью, своим непониманием общественно-организующей функции искусства в условиях развертывающейся социалистической революции. Такие явления, как срыв в Б. некоторых пролетарских и комсомольских поэтов, имевший порой своим последствием добровольный уход из жизни, как заражение известных общественных и лит-ых кругов «есенинщиной», как воцарение нравов богемы со всеми их отрицательными последствиями в среде слушателей лит-ого техникума в Москве и т. п., вызвали резкий протест со стороны советских общественных и лит-ых кругов, выразившийся в организации митингов, диспутов, посвященных этой злободневной теме и в ряде лит-ых документов. История лит-ой Б. еще не написана, равно как вопрос о «стиле» этой социальной группы не разработан. Существуют только кое-какие материалы, могущие пригодиться будущему историку и литературоведу. Библиография: Для французских богемцев XVI-XVII вв.: Gautier Th., Grotesques, P., 1844. Для Б. эпохи французского романтизма: Брандес Г., Романтизм во Франции, «Собр. сочин.», изд. «Просвещение», тт. IX, X, СПБ., 1906–1914; Фриче В., Очерк развития западных лит-р, Харьков, 1927; Esteve E., Byron et le romantisme francais, P., 1907. Для французского символизма: Нордау М., Вырождение, СПБ., 1896. Для явлений на грани между интеллигентным пролетариатом и Б. в конце XIX и в начале XX вв.: Фриче В., Очерки истории зап.-европейской лит-ры, 1-е изд., М., 1908; Kahn G., Symbolistes et decadents, P., 1902. Для нашей Б.: Троцкий Л., Лит-ра и революция (о футуристах), М., 1924; Рейснер М., Б. и культурная революция, «Печать и револ.», № 5, М., 1928. Для английской Б. XVI-XVII вв: Sarrazin, Aus Schakespeares Meisterwerkstatt, Berlin, 1906. В. Фриче. смотреть
БОГЕМА
Богема Артистическая среда с присущей ей особой атмосферой, нравами, жаргоном, манерой одеваться, способами общения. Происходит от bohemia — цыгански. смотреть
БОГЕМА
Артистическая среда с присущей ей особой атмосферой, нравами, жаргоном, манерой одеваться, способами общения. Происходит от bohemia — цыганский. Для характеристики артистической среды стало применяться с середины XIX в. Возникнув у Мюрже («Сцены из жизни богемы», 1840), это понятие широко распространилось благодаря популярности одноименной оперы Пуччини (1896), претерпев существенную эволюцию к настоящему времени. Вхождение понятия «Б.» в научную и литературную лексику отразило реальные процессы, происходившие в художественной среде. С вовлечением продуктов художественного творчества в условия рынка (ср.: Арт-рынок, Арт-номенклатура), в культуре начинают возникать общности художников, старательно созидаемая и охраняемая ими среда, наиболее благоприятная для профессионального и человеческого общения. Актеры, музыканты, литераторы, художники, поэты образуют внутрицеховые гнезда своего артистического мира. Подобная стратификация, подчеркивающая специфику и некоторую социальную маркированность артистических групп, особенно усиливается с середины XIX столетия. Высвобождение деятелей искусства из-под опеки мецената, возникновение самостоятельных антреприз, включение исполнительского творчества в коммерческую деятельность сделало артистическое общение неотъемлемым элементом художественной жизни. Это уже не литературный салон конца XVIII или начала XIX в. с его хотя и не явной, но сохранявшейся ритуализованностью, задающейся рамками светского политеса. Это артистический мир, Б., свободная от любых внешних пут среда, в которой внутренний мир художника, музыканта, поэта является во всей своей обнаженности, импульсивности, парадоксальности несочетающихся полюсов. Изучение феномена Б. проливает свет не только на творческую, но и на бытийную биографию художника как определенную культурную форму. Тем самым создаются предпосылки для осмысления фигуры творца в единстве всех его проявлений, в том числе и за пределами искусства, как человека со своим самобытным поведением, образом жизни, судьбой. В России нач. XX в. понятие Б. употребляется для обозначения художественной элиты (Шаляпин, Нижинский, Комиссаржевская, Врубель, Вяльцева, Дягилев, Куприн и др.), отражает взгляд на творческую личность как властителя дум, хотя и несет некоторый отголосок изнанки артистической жизни. Иной социально-культурный статус обнаруживает в это же время артистический мир Западной Европы: художественную богему здесь в большей степени олицетворяют «блудные дети буржуа», живущие в атмосфере «творческих энергий, эфира, алкоголя и дешевых духов цариц полусвета» (С.П.Батракова) Общество, вызвавшее к жизни Б., на определенном этапе само оказывается заинтересовано в созерцании и впитывании всех присущих ей парадоксов. Уже в культуре начала XX в., насытившейся автоматизмами усредненного существования, проявляются потребности к эпатирующим формам поведения, романтическому декадентству, разбивающим педантизм «домашних добродетелей». «Соблазны артистизма» усиливают магию художественной Б., внимание к рискованно-ярким, «нелегальным» сторонам ее жизни: от творческих сумасбродств до специальных форм общения, жаргона, одежды. Этот же фактор усиливает театрализацию бытового поведения актеров и художников. Видя на себе заинтересованный взгляд общества, артист как бы доорганизовывает себя, придавая своим поступкам некий сверхбытовой смысл, осуществляя своим поведением своеобразный творческий акт. Изучение ролевого поведения художника как единственно возможного способа его творческого и повседневного бытия позволяет по-новому взглянуть на проявление в его фигуре индивидуального и общекультурного, понять его своеобразие как психологического типа. Были и небылицы о постоянных смещениях божественных качеств артиста в дьявольские и наоборот, всевозможные «странности» и «аномалии» художника в этом случае предстают не как случайные, а как структурные черты его личности, как «неотрефлексированные» проявления художественного. Лит.: Веселовский Ю. Французское общество конца XIX века в литературных типах того времени // Вестник Европы. СПб. 1902, кн. 3 — 4.; Кривцун О. А. Художник и артистический мир // Человек, 1993, № 2; Россов Н. О богеме //Артистический мир, 1916, № 28; Поспелов Г. Г. О концепциях «артистизма» и «подвижничества» в русском искусстве начала XX века // Советское искусствознание. М., 1978; Стернин Г. Ю. Русский художник начала XX века в восприятии современников // Советское искусствознание. М., 1975; Kreuzer H. Die Boheme. Stuttgart, 1968. О. Кривцун. смотреть
БОГЕМА
БОГЕМА(фр. la boheme). 1) странствующие толпы цыган; вообще бродячие толпы. 2) люди без определенных средств к жизни, живущие случайным трудом, умствен. смотреть
БОГЕМА
БОГЕМА
БОГЕМА
Богема С французского: La boheme.Стало популярным после публикации «Сцен из жизни богемы» французского писателя Анри Мюрже (1822—1861). Слово «бог. смотреть
БОГЕМА
БОГЕ́МА, и, ж.1. збірн. Про творчу інтелігенцію, яка не має постійного джерела матеріального забезпечення і веде легковажний, часто невпорядкований спо. смотреть
БОГЕМА
цыганщина, неурядица Ср. На свою невестку. княгиня всегда смотрела как на беспорядочную особу, без правил, с наклонностью к «богеме», с резкими манер. смотреть
БОГЕМА
Богема (цыганщина, неурядица). Ср. На свою невѣстку. княгиня всегда смотрѣла, какъ на безпорядочную особу, безъ правилъ, съ наклонностью къ «богемѣ». смотреть
БОГЕМА
Богема (франц. boheme, букв. цыганщина) не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспо. смотреть
БОГЕМА
-ы, ж. 1. собир. В буржуазном обществе: интеллигенция, не имеющая устойчивого материального обеспечения (преимущественно актеры, музыканты, художники. смотреть
БОГЕМА
БОГЕМА
БОГЕМА
-и, ж. 1) збірн. Середовище творчих людей, перев. акторів, музикантів, художників, що живуть легковажно, безладно. 2) перен. Безладність, неорганізова. смотреть
БОГЕМА
БОГЕМА
(фр. Boheme — «цыганщина») — специ-фический образ жизни представителей художественной и околохудожественной среды, отличающейся неупорядоченным, «свободным» стилем поведения, «ту-совочной» манерой общения, склонностью к поступ-кам и акциям контркультурного характера. Богемой также зачастую называют актеров, художников, музыкантов — носителей подобного образа жизни. смотреть
БОГЕМА
Это слово, имеющее значение «интеллигенты – художники, писатели, музыканты – не имеющие устойчивого материального положения, ведущие беспечный, беспорядочный образ жизни», заимствовано из французского, где boheme – «цыганщина» восходит к топониму Boheme – «Богемия», или Чехия, поскольку цыгане появились во Франции из Чехии. смотреть
БОГЕМА
БОГЕМА
БОГЕМА богемы, мн. нет, ж. (фр. boheme, букв. цыганщина). 1. собир. Необеспеченные актеры, художники, литераторы и т. п. интеллигенты, ведущие беспечную и беспорядочную жизнь. Литературная богема. 2. Беспорядочный быт такой среды (разг.). Дома у него настоящая богема.
Настоящее имя: Богемский Дмитрий АнисимовичПериодические издания:• Развлечение, 1899Источники:• Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, уче. смотреть
БОГЕМА
імен. жін. роду, тільки одн.збірн. імен.богема
БОГЕМА
сущ. жен. рода, только ед. ч.собир. сущ.богема
БОГЕМА
БОГЕМА
БОГЕМА
Rzeczownik богема f cyganeria f
БОГЕМА
-и, ж. 1》 збірн. Середовище творчих людей, перев. акторів, музикантів, художників, що живуть легковажно, безладно.2》 перен. Безладність, неорганіз. смотреть
(фр. boheme, букв. — цыганщина) — круг людей, представленный в основном художественной интеллигенцией (актеры, музыканты, художники, поэты), ведущей беспорядочный образ жизни, обычно с потреблением спиртных изделий. смотреть
БОГЕМА
БОГЕМА
БОГЕМА
франц. boheme, букв. цыганщина) не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей. смотреть
БОГЕМА
Ударение в слове: бог`емаУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: бог`ема
БОГЕМА
БОГЕМА
боге́ма 1 іменник жіночого роду люди, переважно з представників творчої інтелігенції, що ведуть безладний спосіб життя збірн. боге́ма 2 іменник жіночого роду безладний спосіб життя, ́циганщина́. смотреть
БОГЕМА
БОГЕМА
Ж мн. нет bohema (1. собир. daimi gəliri olmayan, sərsəri həyat keçirən ziyalılar təbəqəsi: aktyorlar, şairlər, rəssamlar və b.; 2. bu mühitdə yaşayan adamların pozğun həyatı). смотреть
БОГЕМА
боге́ма (франц. boheme, букв. – циганщина) середовище буржуазного суспільства переважно з акторів, музикантів, художників, поетів, що ведуть безладний спосіб життя. смотреть