какие сферы человеческой деятельности еще не компьютеризированы
Информатизация. Компьютеризация. Роль информационной деятельности в современном обществе
Основным объектом внимания дисциплины «Информатика» является процесс информатизациии компьютеризации современного общества, который охватывает все сферы нашей жизни и развивается невиданными в истории темпами.
Информатизация (англ. informatization) — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.
В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.
Информатизация стала одной из важнейших характеристик нашего времени. Нет ни одной области человеческой деятельности, которая в той или иной мере не была бы связана с процессами получения и обработки информации для ее практического использования.
Компьютеризация — техническое оснащение – это процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека (например, для управления технологическими процессами, транспортом, производством и передачей энергии и другими производственными процессами).
компьютеризация как феномен человеческой деятельности. Компьютеризация как феномен человеческой деятельности
«Радужнинский политехнический колледж»
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: | Пискарёва Валерия 26 группа, профессия «Делопроизводитель» |
Руководитель: | Озерова Руфина Кунакбаевна, Преподаватель математики и информатики Созданная методичка несет в себе практическое значение: результаты нашего исследования могут быть использованы в разных сферах профессионально-трудовой деятельности, отдельными пользователями для устранения пробелов в знаниях программ MS Office и Интернет, на уроках информатики и других дисциплин, тесно связанных с компьютерными технологиями. Таким образом, компьютеризация делает нашу жизнь интереснее, мобильнее, способствует развитию творческого мышления. Для того, чтобы общение с компьютером доставляло удовольствие, необходимо изучить его устройство, научиться работать с программами и следовать простым правилам техники безопасности. ОГЛАВЛЕНИЕГЛАВА 1. Компьютеризация как результат человеческой деятельности 3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 Феномен компьютеризации является одним из факторов, влияющих на ведущие направления развития мирового общества. Быстрота изменений, происходящих во всех сферах человеческой деятельности, вынуждает общество постоянно перестраивать социальные институты и связи между ними. Следствием вовлечения в человеческую деятельность новых социальных и технических ресурсов стало быстрое появление и развитие компьютеризации. С появлением компьютера и расширением сферы применения информационных технологий, пришлось по-новому посмотреть на профессиональное устройство производства, на формирование социального сознания, ориентированного на деятельность человека в информационном обществе. Явление компьютеризации запускает процесс поиска новых способов развития материального и духовного производства, новых форм человеческой деятельности. В связи с чем требуется осмысление влияния компьютеризации на профессиональную деятельность и социальную сферу общества. Проблема перспектив развития компьютеризации и ее влияния на различные сферы общества стоит перед учеными всех областей познания. Таким образом, влияние компьютеризации на профессионально-трудовую деятельность становится одной из самых актуальных проблем современного общества, проблема явления компьютеризации появилась относительно недавно, и всё ещё требует изучения. Предмет исследования: влияние компьютеризации на профессионально-трудовую деятельность человека. Методы исследования: анкетирование, анализ, сравнение, обобщение, вывод. ГЛАВА 1. Компьютеризация как результат человеческой деятельности1.1. Исторические предпосылки компьютеризации Компьютеризация – это внедрение вычислительной техники и компьютерных технологий практически во все сферы человеческой деятельности. Первое время социальная значимость компьютеризации рассматривалась как проблема искусственного интеллекта. В научной литературе широко обсуждался вопрос о возможном создании компьютера, наделенного разумом. Устройство компьютера, работа которого основана на двоичной системе счисления, объясняет отсутствие у него разума, так как компьютер выполняет только определенные команды. Н.Винер писал: «Отдайте же человеку – человеческое, а вычислительной машине – машинное. В этом и должна, по-видимому, заключаться разумная линия поведения при организации совместных действий людей и машин». Компьютер является инструментом в человеческой деятельности, но никак не субъектом. В развитии компьютерной техники самым главным направлением стало совершенствование компьютеров. Джон фон Нейман в конце 40-х гг. предложил базовую схему компьютеров. В научной литературе выделяют 4 поколения развития компьютерной техники. Первые ЭВМ строились на базе электронных ламп. Появление транзисторов дало начало второму поколению ЭВМ с конца 50-х гг. ХХ в. Третье поколение (с нач. 60-х гг.) базировалось на интегральных схемах. Четвертое поколение ЭВМ – использование сверхбольших интегральных схем в 80-е гг. Высокопроизводительными стали компьютеры в 90-е гг. благодаря микропроцессорам, которые позволяют выполнить большое число операций в секунду. Использование возможностей ЭВМ в переработке информации стали причиной глобальных социальных изменений, которые коснулись человеческой деятельности и стали основой формирования постиндустриального общества. В сфере производства открылись новые возможности: автоматизация процесса проектирования, благодаря которой стало возможным создание автомобилей, самолетов, ракет. Компьютеры проникли во все сферы человеческой деятельности: в современном производстве появились роботы, автоматизированы экономические расчеты, повсеместное использование пластиковых карт, появление интернет-магазинов, массовое распространение персональных компьютеров. Компьютеризация производства несет в себе некоторые негативные последствия, вытесняя человека из участия в производственном процессе и оставляя ему только контролирующую функцию. Машина берет на себя выполнение монотонных и рутинных операций, делая труд работников более творческим. Но наиболее простые операции продолжает делать человек. Компьютеризация имеет также преимущества. В сфере образования появились новые возможности, благодаря использованию компьютерных технологий: обучающие электронные учебники, моделирование изучаемых процессов, создание ситуаций, близких к реальности. Расширяются возможности дистанционного обучения благодаря использованию сети Интернет и мультимедийных технологий. 1.2 Компьютеризация профессионально-трудовой деятельности Компьютеры стали неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. Рассмотрим подробнее использование компьютеров людьми. Компьютер широко применяется в быту для обеспечения безопасности и комфорта: охранная сигнализация, видеонаблюдение, пожарная безопасность, электрообеспечение, отопительные системы, микроклимат, бытовые приборы со встроенными микропроцессорами. Помимо этого, компьютер открывает новые возможности общения, дистанционного обучения, заказа товаров и услуг, не выходя из дома, обеспечения досуга и выбора развлечений, сбора данных о состоянии здоровья, работы с базами данных и знаний. Системы автоматизированного проектирования (САПР) используются в архитектуре, машиностроении, электронике, механике и во многих других отраслях. Специалисты вводят необходимую информацию в программы и контролируют процесс проектирования, изменяя и корректируя данные. Компьютеры в автоматизированных системах научных исследований (АСНИ) дают много преимуществ: сокращение времени проведения исследований, повышение точности и достоверности результатов исследований и уменьшение числа участников эксперимента. Применение компьютеров в административном управлении: электронный офис (текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, графические редакторы, электронные календари, записные книжки); автоматизация документооборота, электронная почта, система контроля исполнения приказов и распоряжений, системы телеконференций. Компьютеры в образовании дают большие возможности для обучения дистанционно: телеконференция, электронная почта, скайп. В обучении используется интерактивная доска для наглядного представления информации и моделирования различных процессов. В медицине компьютерные технологии применяется при обследовании, лечении, профилактических осмотров. Важную роль компьютеры играют при диагностике заболеваний: ультразвуковое исследование, компьютерная томография, микрокомпьютерные технологии рентгеновских исследований и т.д. В базе данных хранятся истории болезней пациентов, что освобождает врачей от бумажной работы и позволяет уделять больше внимания пациенту. Таким образом, применение компьютеров переводит медицину в более высокий качественный уровень и способствует улучшению здоровья людей, дает шанс тяжелобольным на излечение от страшного недуга. 1.3. Проблемы компьютеризации человеческой деятельности ГЛАВА 2. Исследование влияния компьютеризации на человеческую деятельность 2.1. Описание методики. Для проведения исследования нами был составлен опросник «Влияние компьютеризации на профессионально-трудовую деятельность». Исследование проводилось с 11 января по 1 марта в рабочее время и во время перерывов на обед. Большая часть респондентов (70%) считают, что компьютер способствует развитию творческих способностей, 30% не согласны с этим. На вопрос о том, что внедрение компьютерных технологий может повлиять на рост безработицы, 69% опрошенных ответили отрицательно. Таким образом, по результатам нашего исследования мы можем сделать следующие выводы: Компьютеризация человеческой деятельности несет в себе ряд проблем: недостаток знаний компьютерных технологий, компьютерная зависимость, негативное влияние компьютера на здоровье и нервную систему пользователей, боязнь компьютера. Компьютеризация профессионально-трудовой деятельности дает ряд преимуществ: облегчает работу, способствует развитию творческих способностей, освобождает людей от выполнения монотонной и рутинной работы. 2.4. Решение проблемы компьютерной неграмотности посредством создания методического пособия по изучению основных компьютерных программ. Таким образом, методическое пособие по изучению устройства компьютера и основных компьютерных программ получило положительную оценку среди пользователей, так как написано доступным и понятным языком. ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение компьютеризации как феномена человеческой деятельности имеет огромное значение в науке. Компьютер стал неотъемлемой частью человеческой жизни и прочно вошел во все ее сферы. Первой целью нашего исследования было изучение влияния компьютеризации на человеческую деятельность. В ходе работы мы выяснили, что наряду с положительными аспектами, компьютеризация профессионально-трудовой деятельности принесла и проблемы. Наша гипотеза полностью подтвердилась результатами исследования: большинство опрашиваемых согласились с тем, что компьютеризация профессионально-трудовой деятельности облегчает работу, развивает творческое мышление. Вместе с тем, негативно влияет на здоровье и нервную систему, возникает зависимость от компьютерной техники. Компьютерная неграмотность является основной проблемой среди большинства испытуемых. Новизна нашего исследования состоит в том, что мы создали методическое пособие для устранения проблемы компьютерной неграмотности. Это было второй целью нашего исследования, которая также была достигнута в ходе работы. Созданная методичка несет в себе практическое значение: результаты нашего исследования могут быть использованы в разных сферах профессионально-трудовой деятельности, отдельными пользователями для устранения пробелов в знаниях программ MS Office и Интернет, на уроках информатики и других дисциплин, тесно связанных с компьютерными технологиями. Таким образом, мы пришли к следующему выводу: компьютеризация – неизбежный процесс современного общества, поэтому мы должны научиться решать проблемы, которые он в себе несет. Какие сферы человеческой деятельности еще не компьютеризированы1.2. Информатизация и компьютеризация Информатизация. Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств. Возрастание объема информации особенно стало заметно в середине XX в. Лавинообразный поток информации хлынул на человека, не давая ему возможности воспринять эту информацию в полной мере. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее стало создавать новый материальный или интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. Образование больших потоков информации обусловливается: Эти причины породили весьма парадоксальную ситуацию – в мире накоплен громадный информационный потенциал, но люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу ограниченности своих возможностей. Информационный кризис поставил общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Рассмотрим этот процесс более подробно. История развития информатизации началась в США с 60-х гг., затем с 70-х гг. – в Японии и с конца 70-х – в Западной Европе. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека я общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества» При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие. При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества. Информатизация на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ – около 40%. Пример 1. В докладе Бюро трудовой статистики США, подготовленном в 1992 г., анализировалось влияние внедренных информационных и коммуникационных технологий на уровень занятости населения и на объем выпускаемой примышленной продукции, а значит, и на производительность труда: Опыт информатизации и перспективные идеи. В настоящее время все страны мира в той или иной степени осуществляют процесс информатизации. Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность могут привести к существенным, а подчас драматическим изменениям во всех сферах жизни страны. Как известно, первая страна, которая начала информатизацию – это США. Другие промышленно развитые страны мира, поняв перспективность и неизбежность этого направления, достаточно быстро сориентировались и стали наращивать темпы внедрения компьютеров и средств телекоммуникаций. В настоящее время вся деловая и политическая пресса США полна бесконечных дискуссий о потере рынков сбыта этой страной в компьютерной, телекоммуникационной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами (Японией, Германией и др.). Справка. США для внутреннего рынка выпускали: Американская промышленность ежегодно теряет начиная с 80-х гг. 3% рынка электроники, что составляет 750 млрд. дол., а к 2000 г, будет составлять 1 трлн. дол. Постоянная тенденция к уменьшению доли востребуемых потребителями американских товаров на внутреннем рынке привела к многочисленным проблемам в экономике США. Для выхода из создавшегося положения принимаются меры по интенсификации информатизации всех сторон деятельности американского общества, а именно: Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны, так как, производя информационные технологии, можно иметь все преимущества и условия для развития других высоких технологий и экономики. В большинстве развитых стран понимают, что без чрезвычайных усилий отставание в области информационных и коммуникационных технологий может стать необратимым для их развития в целом. Руководители некоторых стран «третьего мира» с нарастающей тревогой наблюдают за все большим отставанием их от промышленно развитых стран, осуществляющих информатизацию. Это может привести к тому, что страна будет восприниматься как сырьевой придаток сообщества информационно и промышленно развитых стран. Это в полной мере относится и к России. Для сопоставления и оценки возможностей страны интерес могут представлять концепция и основные идеи программы информатизации в Японии, которая в настоящее время занимает лидирующее положение в мире по производству современных информационных продуктов, услуг и технологий. Основные идеи японского проекта информатизации. В настоящее время Япония находится на второй стадии информатизации. Цель японского проекта – связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Для этого все виды информации от телефонных посланий и телепрограмм до собственно компьютерной продукции должны передаваться по одному общему кабелю. В перспективе каждый абонент кабельной сети сможет получить несколько услуг одновременно. Большое внимание в проекте также уделяется созданию терминалов для неопытных пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом. Предполагается, что полное осуществление проекта информатизации займет 20 лет и потребует около 100 млрд. дол. капиталовложений. Кроме того, несмотря на неудачу с созданием компьютеров 5-го поколения, принята рассчитанная на 10 лет общей стоимостью 480 млн. дол. программа разработки новых типов компьютеров: В любой стране независимо от уровня ее развития понимают в той или иной мере неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества. Многие страны имеют национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий. Однако при создании и внедрении таких программ следует опираться на опыт передовых стран, учесть их успехи и неудачи, отразить в них существующие и перспективные тенденции информатизации. Для успешной реализации программы информатизации желательно следовать общим для всего мирового сообщества принципам: Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному. Для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества. Роль средств массовой информации. Одной из отличительных особенностей жизни в современном обществе является гигантское развитие средств массовой информации (газеты, журналы, кино, телевидение, радио). Поставленные современными научно-техническими разработками на качественно новый уровень и объединенные средствами связи в мировые информационно-коммуникационные сети, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире. Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности. Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи. В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества. Об информационной культуре. В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура. Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Приведем определение информационной культуры: «Информационная культура в узком смысле – это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего». Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах: Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода. В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение уровня информационной культуры студента, необходимой для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе привития информационной культуры студенту в вузе наряду с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным технологиям, являющимся базовыми составляющими будущей сферы деятельности. Причем качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности. В информационном обществе центр тяжести приходится на общественное производство, где существенно повышаются требования к уровню подготовки всех его участников. Поэтому в программе информатизации следует особое внимание уделить информатизации образования как направления, связанного с приобретением и развитием информационной культуры человека. Это, в свою очередь, ставит образование в положение «объекта» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры. Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации «дружественной» программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед государством проблему по пересмотру всей системы подготовки на современных технологических принципах. В нашей стране решение этой проблемы находится на начальной стадии, поэтому целесообразно учесть опыт наиболее развитых стран, к числу которых относятся США, Япония, Англия, Германия, Франция, где этот процесс уже получил значительное развитие. Компьютеризация. Компьютер занял доминирующее положение на рабочем столе и дома, и в офисе. Теперь уметь «щелкать по клавишам» так же естественно, как ездить верхом в XIX веке. Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека — самый впечатляющий феномен последней четверти XX в. В наиболее развитых странах — США, Германии, Великобритании, Японии количество компьютеров на тысячу жителей достигло к концу 1990-х годов уровня 250-400 единиц. Этот уровень, конечно, уступает показателям таких «идолов» XX в., как автомобиль (в среднем в 1,5 раза) и телевизор (в 2 раза), но темпы распространения компьютеров гораздо выше. С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло примерно 25 лет. Для достижения того же уровня распространенности, какой сегодня имеет компьютер, телевизору потребовалось около сорока лет, а автомобилю — порядка семидесяти. Помимо количественного роста большое впечатление на любого аналитика производит рост числа функций — способов применения компьютерных технологий. Из вычислительной машины, именуемой ныне полузабытой аббревиатурой ЭВМ, компьютер превратился в универсальное устройство, которое с равным успехом может служить профессиональным инструментом ученого, инженера, бизнесмена, юриста, врача и т.д. или средством обучения, повседневного общения, развлечения. Логично ожидать, что компьютеризация привлечет повышенный интерес социологов-теоретиков и будет интерпретирована в моделях трансформации современного общества как ключевая тенденция. Однако социологическое сообщество в основном идет по пути «встраивания» новых тенденций в общий ряд с прежними, по пути подгонки фактов под традиционные объяснительные модели. Пожалуй, наиболее популярным является тезис, гласящий, что распространение персональных компьютеров и компьютерных сетей (в особенности, развитие сети Internet) — это решающий шаг на пути к информационному обществу. Нидерланды также являются наиболее интернетизированной страной. 72% ее жителей имеют доступ во Всемирную Сеть. В первую пятерку также вошли Великобритания и Канада (по 71%), США (70%) и Германия (60%). Выход в Интернет имеют 15% жителей России. Наименее развит Интернет в Пакистане (5% пользователей), Индонезии (7%) и Индии (14%).
|