Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) — русский советский писатель, журналист, который стал классиком советской литературы для детей и юношества.
Родился 9(22) января 1904 года в посёлке под г. Льговом Курской губернии в семье учителя. В 1911 году Голиковы переезжают в г. Арзамас, где Аркадий поступает учиться в реальное училище.
13-летним подростком Аркадий участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса, становится связным большевиков. В 14 лет вступает в РКП(б), работает в местной газете «Молот».
В январе 1919 года, добровольцем, скрыв свой возраст, Аркадий вступает в Красную Армию, вскоре становится адъютантом, учится на курсах красных командиров, принимает участие в боях, где получает ранение.
В 1920 году Аркадий Голиков — уже комиссар штаба. Он женится на медсестре Марии Николаевне Плаксиной. В 1921 г. – командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии участвовал в операциях против «императора тайги» И. Н. Соловьёва. Обвинённый в самочинном расстреле (по делу И. Н. Соловьёва), на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни.
С 1925 года начинает активно печататься — в пермской газете «Звезда» и других изданиях писатель публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, повести «В дни поражений и побед», «Тайна горы», «Жизнь ни во что (Лбовщина)», отрывки из повести «Рыцари неприступных гор» («Всадники неприступных гор»), поэму «Пулемётная пурга». Первая редакция повести «Р.В.С.», первоначально напечатанная сокращенно в 1925 г. и полностью в 1926 г., была предназначена для взрослого читателя, но для издания 1934 г. А. Гайдар уже переработал повесть для юношества.
В Перми Гайдар женится во второй раз на журналистке Рахиль Лазаревне Соломянской. В 1926 году в Архангельске у Аркадия Гайдара и Лии Соломянской родился сын Тимур.
С 1927 года Гайдар жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть «Лесные братья (Давыдовщина)».
Летом 1927 года, будучи уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть «На графских развалинах» (1928), автобиографическую повесть «Обыкновенная биография» («Школа») (1929).
В 1931 году Соломянская и Гайдар расходятся. Аркадий Гайдар уезжает в г. Хабаровск корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».
В 1932 году выходит в свет повесть «Дальние страны», в 1935 году – «Военная тайна», а написанная ещё в 1933 году и вошедшая в повесть «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» получает не просто реалистическое обрамление — она как бы продолжена драматичными событиями реальной жизни.
В 1936 году вышел рассказ «Голубая чашка» — лирическая новелла, повествующая об одном дне одной семьи, о размолвке в семье.
В 1938 году Гайдар поселяется в Клину в доме Чернышовых и женится на дочери Чернышова – Доре Матвеевне.
В 1939 году была напечатана повесть «Судьба барабанщика», публикация которой в 1938 году была приостановлена, и рассказ «Чук и Гек», ставший классикой детской литературы. В этот же период создан ряд рассказов-миниатюр для дошкольников («Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть»).
А. Гайдар удочеряет ребёнка своей жены – девочку Женю, имя которой вместе с именем своего сына даёт главным героям знаменитой повести «Тимур и его команда» (1940), написанной в Клину. Вскоре на экраны страны по киносценарию А. П. Гайдара выходит кинофильм «Тимур и его команда» (реж. А.Е. Разумного), рассказывающий о смелом и отзывчивом мальчике-пионере Тимуре Гараеве и его друзьях, помогавших семьям фронтовиков.
Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных и трагических событий, поэтическая «атмосфера», доверительность и серьёзность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской чести», товарищества и взаимопомощи – все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару – официальному классику советской детской литературы. Благородный почин героя повести Тимура послужил стимулом для появления и широкого распространения по всей стране тимуровского движения, особенно актуального в 1940–1950-е годы.
В 1940 г. Гайдар пишет продолжение «Тимура…» – «Комендант снежной крепости», а в начале 1941 г. – киносценарий фильма-продолжения «Клятва Тимура».
Может быть потому, что Гайдар сам был фактически лишён настоящего детства, почти все его произведения проникнуты эхом войны, предчувствием войны. Он романтизирует борьбу, сражения. Всю жизнь его тянуло ко всему военному, даже одевался он на военный лад.
В июле 1941 г. писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда». В это время им написаны очерки «Мост», «У переправы» и др. В августе-сентябре 1941 г. в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей «Горячий камень» — о неповторимости жизни, о неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины.
Аркадий Гайдар погиб в самом начале Великой Отечественной войны в бою около деревни Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941 г. Ему исполнилось к тому времени всего 37 лет.
А. Гайдар в раннем своём творчестве экспериментировал с приключенческой фантастикой, но его творчество всё же эволюционировало к яркой образности символики и притчи, без использования приёмов фантастических допущений, применения волшебства или совершения чуда.
К символизму можно отнести известные произведения «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» (противостояние мальчишки и буржуинов) и «Горячий камень» (притча о камне, возвращающем молодость).
Ранняя повесть «Тайна горы», жанр которой был определен самим А. Гайдаром как «фантастический роман», на самом деле является приключенческой; однако, в ней автор попытался перенести события в будущее — при первой публикации 1926 г. А. Гайдар указал год: 1937.
Псевдоним:
Писатель никогда никому не рассказывал о происхождении своего псевдонима. Все версии об этом возникли после смерти Гайдара. Наиболее правдивой представляется версия о расшифровке псевдонима, предложенная А. М. Гольдиным, школьным товарищем Аркадия Голикова. Г — первая буква фамилии Голиков; АЙ — первая и последняя буквы имени; Д — по-французски — «из» (в школе Аркадий изучал французский); АР — первые буквы названия родного города. Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса.
ГАЙДАР, АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (1904-1941), настоящая фамилия Голиков, русский советский писатель. Родился 9 (22) января 1904 в Льгове Курской губернии. Сын учителя из крестьян и матери-дворянки, участвовавших в революционных событиях 1905. Опасаясь ареста, в 1909 Голиковы оставили Льгов, с 1912 жили в Арзамасе. Работал в местной газете «Молот», где впервые опубликовал свои стихи, вступил в РКП(б). С 1918 — в Красной Армии (добровольцем, скрыв свой возраст), в 1919 учился на командных курсах в Москве и Киеве, затем в московской Высшей стрелковой школе. В 1921 — командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии — против «императора тайги» И.Н.Соловьева, где, обвиненный в самочинном расстреле, на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни. Наивно-романтическое, бесшабашно-радостное восприятие революции в ожидании грядущего «светлого царства социализма», отразившееся во многих произведениях Гайдара автобиографического характера, адресованных главным образом юношеству (рассказы РВС, 1925, Сережка Чубатов, Левка Демченко, Конец Левки Демченко, Бандитское гнездо, все 1926-1927, Дым в лесу, 1935; повести Школа, первонач. назв. Обыкновенная биография, 1930, Дальние страны, 1932, Военная тайна, 1935, включающая хрестоматийную в советское время Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове, 1935, Бумбараш, неоконч., 1937), в зрелые годы сменяется тяжкими сомнениями в записях дневника («Снились люди, убитые в детстве»). Псевдонимом (тюркское слово — «всадник, скачущий впереди») впервые подписал новеллу Угловой дом, созданную в 1925 в Перми, где он поселился в том же году и где начал, по архивным материалам, работу над повестью о борьбе местных рабочих с самодержавием — Жизнь ни во что (другое назв. Лбовщина, 1926). В пермской газете «Звезда» и др. изданиях публикует фельетоны, стихи, записки о путешествии по Средней Азии, фантастический рассказ Тайна горы, отрывок из повести Рыцари неприступных гор (др. назв. Всадники неприступных гор, 1927), поэму Пулеметная пурга. С 1927 жил в Свердловске, где в газете «Уральский рабочий» опубликовал повесть Лесные братья (др. назв. Давыдовщина — продолжение повести Жизнь ни во что). Летом 1927, уже довольно известным писателем, переехал в Москву, где, в числе многих публицистических произведений и стихов, выпустил детективно-приключенческую повесть На графских развалинах (1928, экранизирована в 1958, реж. В.Н.Скуйбин) и ряд других произведений, выдвинувших Гайдара, наряду с Л.Кассилем, Р.Фраерманом, в число самых читаемых создателей русской детской прозы 20 в. (в т.ч. рассказы Голубая чашка, 1936, Чук и Гек, повесть Судьба барабанщика, оба 1938, рассказ для радио Четвертый блиндаж; вторая, незавершенная часть повести Школа, оба 1930). Увлекательность сюжета, стремительная легкость повествования, прозрачная ясность языка при бесстрашном внесении в «детскую» жизнь значительных, а порой трагических событий (Судьба барабанщика, где повествуется о шпиономании и репрессиях 1930-х годов и др.), поэтическая «аура», доверительность и серьезность тона, непререкаемость кодекса «рыцарской» чести товарищества и взаимопомощи — все это обеспечило искреннюю и долговременную любовь юных читателей к Гайдару — официальному классику детской литературы. Пик прижизненной популярности писателя пришелся на 1940 — время создания повести и одноименного киносценария (кинофильм реж. А.Е.Разумного) Тимур и его команда, рассказывающих о смелом и отзывчивом мальчике-пионере (носящем имя сына Гайдара), вместе со своими друзьями окруживших тайной заботой семьи фронтовиков. Благородный почин героя Гайдара послужил стимулом для создания широкого «тимуровского» движения по всей стране, особенно актуального в 1940-1950-е годы. В 1940 Гайдар пишет продолжение Тимура — Комендант снежной крепости, в начале 1941 — киносценарий продолжения и сценарий фильма Клятва Тимура (постановка 1942, реж. Л.В.Кулешов). В июле 1941 писатель отправляется на фронт корреспондентом газеты «Комсомольская правда», где публикует очерки Мост, У переправы и др. В августе-сентябре 1941 в журнале «Мурзилка» опубликована философская сказка Гайдара для детей Горячий камень — о неповторимости, неизбежных трудностях и ошибках на пути постижения истины. Спектр разнообразных по возрасту, характеру и типажу «детских» героев Гайдара (среди которых немало «отрицательных» лиц: Мальчиш-Плохиш, Мишка Квакин из Тимура и др.) дополняют персонажи рассказов-миниатюр для дошкольников (Василий Крюков, Поход, Маруся, Совесть, 1939-1940). Автор киносценария Прохожий (1939), посвященного Гражданской войне. Многие произведения Гайдара инсценированы и экранизированы (фильмы Чук и Гек, 1953, реж. И.В.Лукинский; Школа мужества, 1954, реж. В.П.Басов и М.В.Корчагин; Судьба барабанщика, 1956, реж. В.В.Эйсымонт, и др.). Гайдар погиб в бою около дер. Леплява Каневского района Черкасской области 26 октября 1941.
Рассказы Гайдара читать нужно, чтобы у ребенка всегда перед глазами был образ настоящего героя. В рассказах Гайдара всё очень правдиво, читаются они легко, на одном дыхании.
Рассказы Гайдара читать
Название
Время
Рейтинг
Тимур и его команда
1:47:40
30000
Чук и Гек
46:00
25000
Горячий камень
07:05
11000
О Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
11:35
9350
Голубая чашка
39:30
3000
О рассказах Аркадия Гайдара
Совершенно необязательно ежедневно спасать мир или совершать иные подвиги, достаточно учиться у своего кумира различать добро и зло, защищать правду, во что бы то ни стало. В наше время детвора внимательно следит за приключениями иностранных мультяшных героев, по велению судьбы наделенных той или иной суперсилой. Точно так же советские мальчики и девчонки с упоением перечитывали истории о доблестных похождениях наших отечественных героев. Только сила их была реальной и заключалась в преданности и горячей любви к своей родине. «Отцом» многих таких героев стал детский писатель Аркадий Гайдар.
Но кем же должен быть автор, чтобы описывать подобные события, причем описывать так, чтобы это было понятно и близко самым маленьким читателям? Оказывается, в детстве Аркадий Гайдар (вернее, тогда просто Аркаша Голиков) видел все тяготы военной жизни своими глазами. Мечтать о подвигах он начал еще во время Первой Мировой войны, когда пытался убежать вслед за отцом на фронт. К счастью, будущему писателю сделать этого не позволили, и ему пришлось подождать хотя бы до 14 лет, чтобы записаться в ряды Красной Армии. Подростковые годы писателя, годы самых сильных впечатлений, прошли на фронте, вдалеке от дома и семьи. В 15 лет он стал помощником командира взвода, в 16 – командиром полка, в 17 – самым молодым командиром батальона в действующей армии. Во время службы в далекой Хакассии он получил свое прозвище «Гайдар», что в переводе означает «всадник, который скачет впереди».