какие слова относятся к безударным гласным в корне слова
Правописание гласных в корне: все правила в одном месте
Есть слова, в написании которых мы не сомневаемся, а есть такие, что вызывают непонимание. Например, с безударными гласными в корне. Но если знать несколько важных правил, слова с безударными гласными, с чередующимися гласными, с гласными после «ц» и после шипящих покажутся не такими сложными, и совсем скоро вы сможете писать диктанты на отлично.
Орфограмма — это правильное написание слова, которое основано на правилах правописания. Часто в тексте вам могут встретиться проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. В частности, к ним относятся безударные гласные в корне слова. Написание таких слов могут вызывать сложности, например, «карыто» или «корыто», «макать» или «мокать», «затопить» или «затапить». Правильно писать слова с безударными гласными в корне очень важно, ведь даже одна ошибка может изменить смысл высказывания и привести к непониманию.
Так произошло однажды с зайчонком Максом.
Макс получил ответ своего друга и тоже ничего не понял. Конечно, это произошло из-за того, что он не знал простого правила правописания безударных проверяемых гласных в корне. Именно о таких гласных (и не только) пойдёт речь в данной статье.
Проверяемые безударные гласные
Вернёмся к нашим друзьям и узнаем, чем всё закончилось.
Они пообщались, и зайчонок Макс узнал, что слово ЛИСА проверяется словом ЛИС, в котором И находится под ударением, а слово ЛЕСА — словом ЛЕС, в котором под ударением пишется Е.
Макс понял: прежде чем что-то написать, необходимо подумать, можно ли проверить слово, подобрав к нему такое однокоренное, в котором безударная гласная окажется под ударением. Иными словами, чтобы определить безударную гласную в слове, надо выделить его корень и подобрать однокоренное слово, в котором этот гласный звук будет находиться в ударной позиции. Если подобрать такое слово не получается, то безударная гласная будет непроверяемой. Такое простое правило правописание проверяемой гласной в корне слова, а сколько времени оно может сэкономить для приятного общения. Это правило подходит как для существительных, так и для других частей речи.
В таких случаях правописания безударных гласных в корне слова необходимо подобрать другое однокоренное слово, например, гласный в корне слова опОздать можно проверить словами пОздно, пОздний, но нельзя словом опАздывать.
При изучении правил правописания гласных в корне необходимо также обращать внимание на значение слов, так как часто слова звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разные значения. Например, слово частота (пульса) можно проверить словом часто, а слово чистота (в доме) — словом чистый, слово полоскать (бельё) — словом полощет, а слово поласкать (котёнка) — словом ласка и так далее.
Непроверяемые безударные гласные
Не все безударные гласные в корне можно проверить. Правописание непроверяемой гласной в корне многих слов нужно запоминать и при необходимости уточнять в орфографическом словаре. Примеры слов с непроверяемыми гласными: акварель, винегрет, гардероб, контекст, макулатура, параграф, фонтан и так далее.
Однако бывают случаи, когда запомнить правописание непроверяемых гласных в корне слова помогает история возникновения слова. Например, запомнить правописание слова берёза можно, узнав, что оно произошло от bher «светлый, ясный», того же корня, что и белый.
Чередующиеся гласные
В русском языке существуют корни, гласные в которых чередуются, поэтому их нельзя проверять подбором однокоренных слов, а их правописание зависит от определённых условий. При освоении правил правописания чередующихся гласных в корне слова следует иметь в виду, что у таких корней есть омонимичные корни, можно сказать, братья-близнецы, в которых гласные не чередуются, а проверяются подбором однокоренных слов. Узнать омонимичные корни можно по их значению. Вот несколько правил правописания безударных чередующихся гласных в корне.
Чередование гласных Е-И
Чередование гласных О-А
Корни с таким чередованием можно разделить на несколько групп в зависимости от условий правописания гласных в них.
Корни, правописание гласных в которых зависит от места ударения
В безударном положении пишется О в следующих корнях:
Гласные в омонимичных корнях слов затворить, притворить (дверь) проверяются словами створка, затвор.
Корни, правописание гласных в которых зависит от последующей буквы (букв)
В словах роса, росистый, оросительный гласная проверяется словом ро́сы.
Корни, правописание гласных в которых зависит от значения
Гласные О-Ё после шипящих
До сих пор мы говорили о безударных гласных. Казалось бы, какие сложности могут возникнуть при написании гласных, которые находятся под ударением? Однако и здесь существуют правила правописания гласных в корне слова, без знания которых можно допустить ошибку, например, правило правописания гласных О и Ё в корнях слов после шипящих.
Сложность в том, что произносится в таких случаях всегда звук [о́]. Чтобы понять, какую букву необходимо писать, нужно попробовать изменить форму слова или подобрать однокоренное слово и проверить, бывают ли такие формы или однокоренные слова, в которых звук [о́] чередовался бы со звуком [э], обозначаемым на письме буквой Е.
Если такое чередование возможно, то под ударением пишется буква Ё: жёлтый — желтеть, решётка — решето, жёлудь — желудей, чёрточка — черта и так далее.
Если чередования не происходит, под ударением пишется буква О*: шорох, капюшон, крыжовник, шорты, чопорный и так далее.
Важно различать существительные (сильный) ожог, (преднамеренный) поджог, которые пишутся с О, и глаголы ожёг (руку), поджёг (дом), которые пишутся с Ё. Лишь в некоторых словах иноязычного происхождения буква О после шипящих может находиться в безударном положении: шоссе, шоколад, жонглёр, жокей и так далее.
Гласные после Ц
Следует помнить также о правописании ударных и безударных гласных после Ц.
Гласные И-Ы после Ц
В корнях слов после Ц пишется буква И: циркуль, цифра, циркач и так далее. В качестве исключений из данного правила можно запомнить такое предложение: «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул “Цыц!”».
Гласные О-Е после Ц
Для передачи звука [э] в ударном и безударном положении после Ц пишется Е: цена — ценный, целина — целый.
Для передачи ударного звука [о́] после Ц пишется О*: цокать, цоколь.
О пишется после Ц в безударном положении словах цокотать, цокотуха и в некоторых иноязычных словах: меццо, палаццо, скерцо, герцог.
Буквы Э-Е
Буква Э для обозначения гласного [э] пишется:
Буква Е пишется для обозначения звуков [jэ]:
Буква Е пишется для обозначения звука [э] в следующих случаях:
Буква Й (и краткое)
Буква Й (и краткое) служит для передачи звука [j] после гласных в конце слов или перед согласными: конвой, крайний, лейка и так далее. После согласных эта буква никогда не пишется.
В некоторых случаях Й может писаться перед гласными:
Изучайте русский язык вместе с преподавателями домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Выберите класс и получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка по промокоду RUSSIAN5112021: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс.
Заключение
Теперь вы и зайчонок Макс знаете всё о правописании гласных в корне и не будете делать ошибок, которые приводят к недопониманию.
Быть грамотным и знать правила — это здорово. Берегите свои знания, а если что-то забыли — вы всегда можете вернуться и прочитать этот материал.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
Безударные гласные в корне слова
Безударные гласные в корне слова — это неударяемые гласные, написание которых проверяется подбором родственных слов или изменением грамматической формы.
Чтобы понять, что такое безударные гласные в корне слова, начнем с того, что слова русского языка произносятся с выделением голосом гласного звука одного из его слогов.
Понаблюдаем:
В русском языке ударение является одной из фонетических примет слов. Иногда только ударение различает лексемы:
Что такое безударные гласные корня?
В русском языке ударение может находиться на гласных звуках разных частей слова:
Когда в слове голосом выделяется гласный звук любой другой морфемы, кроме корневой, тогда гласный корня оказывается в слабой фонетической позиции, из-за чего слышится неясно. Такой гласный корня называется безударным.
Русская орфография основывается на морфологическом принципе письма. Суть его состоит в том, что независимо от звучания в слове сохраняется единое написание морфем, кроме случаев чередования гласных и согласных. Если исходить из этого принципа, то безударные гласные корня пишутся всегда одинаково, то есть так же, когда они находятся под ударением и, соответственно, слышатся четко и ясно.
А как узнать, какую букву в корне слова следует написать в безударном положении?
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением
Чтобы правильно написать безударные гласные в корне, следует подыскать проверочное слово, в котором сомнительный гласный окажется в сильной фонетической позиции — под ударением.
Понаблюдаем:
Способы проверки безударных гласных в корне
Безударные гласные корня можно проверить двумя способами:
1. подобрать однокоренные слова
2. изменить грамматическую форму слова
Правило написания безударных гласных
Примеры:
В русском языке существуют безударные гласные в корне слов, проверяемые и не проверяемые ударением.
Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением
В некоторых словах безударные гласные в корне невозможно проверить ударением, даже если изменить грамматическую форму или подобрать к ним однокоренные слова.
Понаблюдаем:
Сделаем вывод, что в слове «воображение» и родственных лексемах имеется орфограмма непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Это так называемые беспроверочные написания. Среди таких лексем имеются исконно русские слова, но в большинстве своем эти слова пришли из других языков. Их орфография зафиксирована в словарях.
Правописание наиболее употребительных слов следует просто запомнить или в случае затруднения обратиться к орфографическому словарю.
Примеры
Видеоурок
Безударные гласные в корне слова
Понятие безударных гласных
Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:
А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.
Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:
Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.
Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.
Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.
В качестве проверочного слова может выступать:
Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).
дождливый — дождь, лесной — лес.
Измененная форма этого же слова.
грибы — гриб, зима — зимы.
Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:
молодой — молод, молоденький.
Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:
В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:
Безударные гласные в корне слова
Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из важнейших орфограмм в русском языке.
В корнях слов безударные гласные могут быть трёх типов: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.
Проверяемые безударные гласные
В русском языке нужно проверять написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.
Для безударных гласных в корне действует правило:
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Если гласная находится в сильной позиции (под ударением), ее хорошо слышно и понятно какую букву написать. Если же в слабой (без ударения), то необходимо использовать правило.
В качестве проверочного слова может выступать:
Если в корне несколько безударных гласных необходимо подобрать слова для проверки каждой: молодой — молод, молоденький.
Непроверяемые безударные гласные
Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю).
Слова с непроверяемыми безударными гласными относятся к словарным. Например: воробей, мороз, урожай.
Более подробно о них можно почитать в статьях:
Чередующиеся безударные гласные
В русском языке достаточно часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Например, в словах загар, загорелый в корне чередуются гласные А и О (гар/гор), в словах застилать, постелить — гласные И и Е (стил/стел).
Алгоритм проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слове»
Словарные диктанты
Карточки по теме «Безударные гласные в корне слова»
Карточка 1
2. Вставь пропущенные буквы и спиши текст.
В д…ждливую погоду д..твора с..дит дома. Св..тлячок св..тился з..лёным светом. З..мой л..сники раскладывают в к..рмушки корм для диких зв..рей. На дв..ре ст..яли з..л..тистые сн..пы пш..ницы.
Карточка 2
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 3
2. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.
В др..мучем л..су растут гр…бы. Осиновый л..сток др…жал на в..тру. Тихий зв..нок наст..рожил ч…сового. Уч..ник ж..лел, что оп…здал на урок. Т…жёлый самолёт л…тит над м..рским заливом.
Карточка 4
Строчка — стр..ка, звери — зв..рьки, скворушка — скв..речник, снежный — сн..говик, качка — к..чели, держит — д..ржал, разгром — разгр..мить, полз — уп..лзать, стеклышко, застеклил — ст..кло, ледяной, лед — л..док, снег, снеговик — сн..жинка, котята, котик — к..теночек, говорил, говор разг..вор, пляска, расплясался — пл..сать, заварка, заварить — св..рить, следим, след — насл..дил.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 5
2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Волки, охотиться учат, м..л..дых, старые
Рыщут, в, г..л..дные, л..сах, звери.
Карточка 6
2. Из данных ниже слов составьте и запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Р..бята, оделись, т..пло.
Они, на г..л..ву, ша..ку, надели, на руки м..ховые, варе..ки.
Теперь, м..ро. им, не страшен.
Карточка 7
2. Раздели слова на 2 группы и вставь пропущенные буквы.
Г_ра, в_рона, ск_ла, р_ка, гор_од, к_пуста, тр_ва, в_да, пл_вец, з_ма, _бед, с_ло, к_ток, ур_жай, р_кета, в_сло, ч_сло.
Карточка 8
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 9
Пришла з..ма. Тр..щат м..розы. Замерзли р..ка и оз..ро. П..ля и х..лмы покрылись пушистым белым к..вром.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 10
Х..р..шо в л..су в полдень. З..леные елоч..ки выг..бают к..лючие ве..ки. Кр..суется белая б..ре..зка с душ..стыми л..сточками. Др..жит серая осина.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Дождик, дожди — д..ждливый, столик, столовая — ст..ляр, беляк, беленький — б..льевой, поселок, селение — с..ло, посоли, солоно — с..леный, подарок, подари — д..рить, насорил, насорено — зас..рить, посадка, садовник — зас..дить, нет дров, дровяной — др..ва, лисонька, лисята — л..сенок, часики, часовщик — ч..сы, бельевой, побелка — б..лье, сталь, сталевар — ст..льной, топить, растопка — раст..пил, крикнул, крикун — закр..чал, обманщик, обманул — обм..нуть.
Карточка 11
Потинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. Открылись яркие сиящие горы.
2. Вставь пропущенные буквы, поставь ударение в словах и выдели корень.
Ученье, ученик — уч..ница, росинка, росы — р..систый, рядок, подряд — р..довой, дождик, дожди — д..ждливый, город, загородка — ог..родить, выяснил, ясный—объ..снил, висели, повис — в..сеть, тяжко, тяжелее — т..желый, небо, небесный — н..беса; конюшня, конский — к..неводство; молодой, молодость— м..лодежь, падать, западня — п..дение, вредный, вредить — навр..дил, ловушка, ловля — нал..вил, сидя, сидел — пос..дел, мирить, мирно — пом..рились.
Карточка 12
Шмель прилител неуклюжий, толстый, махнатый, как мидветь. Забасил, заворочялся, весь впыльце измазался.
2. Найди слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, поставь ударение в словах и выдели корень.
Карточка 13
…— м_сник, …— л_дник, …— В_силий, … — к_лючий, … — б_нтовать, … — разл_новать, …— торм_зить, … — расч_сать, … — с_дло, …— с_довник, … — б_рега, … — пл_хой, … —_грать, …— прил_тел, … — выр_зать, … — нак_оть., … — ч_рника, … — гн_здо, … — п_ловица, …— площ_дь, … — т_желый, … — кр_чать, … — нак_сить, …— зап_щал, …— кр_сота.
2. Составь предложения со словами.
С..ды, п..ля, л..са, др..зды, цв..ты, ст..лы, р..ды, м..чи, л..сты, кр..я, д..ла, хл..ба.
Карточка 14
…— пл_ды, … — фабр_ка, …— пл_та, …— гр_зовая, … — пл_тить, …— зап_сать, … — пост_ять, … — стр_жи, … — п_чник, … — д_ление, …— _гонь, …— ч_рвивый, … — дев_ть, … — подн_сти, … — хв_лить, …— зал_тел, … — к_фейник, … — к_зленок, …— к_вер, … — к_мочек, …— кр_вой, … —см_ялся, …— закр_пил, … — пос_нел, …— п_ловой.
2. Составь предложения со словами.
Карточка 15
2. Составь предложения со словами.
..сень, з..ма, веч..р, ст..рик, т..пло, хол..д,бр..вно, м..ря, ш..ры, ж..ра.
Карточка 15
… — н_жи, …— б_лянка, …— хл_ба, … — б_нты, … — дес_ть, …—нар_дить, … — подст_рать, … — затр_щать, … – гл_за, … – т_пло, … – п_терка, … – н_мецкий, … – посв_тить, … – ост_влять, … – посв_тить, … – с_стра, … – тр_па, … – пр_стой, … – т_нуть, … – выч_стить, … – отк_рмить, … – ош_баться, … – кр_сивый.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В з…л…тые …сенние дни г…товились к …тлету жур…вли. П…кружились …ни над р…кой, над р…дным б…лотом. Вот п…т…нулись птицы в д…лекие страны. На в…стоке п…к…залась ранняя зорька.
Карточка 16
… – р_ка, … – зв_зда, … – отт_пель, … – ж_льцы, … – б_леть, … – обв_зать, … – поп_лоть, … – распр_мить, … – зат_пить (печь), … – л_сты, … – б_глец, … – ур_нить, … – зм_я, … – м_нять, … – ск_кал, … – поч_нить, … – отст_вать, … – хв_сты, … – гр_да, … – л_сточек, … – п_стреть, … – г_ристый, … – л..скать, … – позв_нил, … – изв_стить, … – г_рчица, … – т_шина.
2. Вставить безударные гласные. С тремя словами составь предложение.
Г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул.
Карточка 17
… – с..лач, … – сн..гурочка, … – ч..рнила, … – х..лодный, … – в..зти, … – забр..сать, … – л..тят, … – зав..рять, … – к..тята, … – р..дной, … – п..рник, … – т..нистый, … – л..вить, … – заб..жал, … – од..вать, … – г..рчица, … — р..га, … — ст..ловая, … — л..карство, … — б..льница, … — попр..сить, … — нап..лить, … — … — п..ченье, … — с..мья.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды.
Карточка 18
… —- к..раси, … — в..лчата, …— в..ренье, …— пл..чо, … — гл..деть, … — обл..вать, … — расск..зать, … — поб..дить, … – н..га, … – стр..лок, … – в..йна, … – н..чной, … – выстр..ить, … – подм..тал, … – д..бро, … – м..сты, … – зар.дить, … – окт..бренок, … – согр..вать, … – зд..ровый, … – раск..лоть, … – побл..днеть, …— в..енный, … — сл..мать, … — осл..бел, … — пож..лтел.
2. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной.
Карточка 19
Большая тарелка, зелёная берёзка, следы медведя, написать в тетрадь, держал лопату, тяжёлая работа, воздушный кораблик, холодный ветер, скрипят сапоги, летела ворона, резьба по дереву, далеко на восток.
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
В л_су ос_нью созр_вают орехи. Из-под л_сточков гл_дят спелые орехи. Чуть к_чнёшь, орех тут же уп_дёт на землю и зат_ряется в тр_ве. Как х_р_ш_ ос_нью л_сные орехи! Собирая орехи, надо б_речь кусты. Нельзя л_мать ветки. Если п_гибнут кусты, орехов больше не будет.
Карточка 20
2. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы.
Кто там? Это дятел. Он сидит на ств_ле дер_ва. В расщелину дер_ва вставлена с_сновая и _ловая ш_шки. Он из них выбирает с_мена. Много ш_шек в_ляется на сн_гу под дер_вом. Дятел долбит их всю зиму. Недаром это м_стечко з_вётся л_сной кузницей, а дятел л_сным кузнецом.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ СО СМЫСЛОМ
Особое место в работе над безударными гласными занимают слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу.
Отварить — отворить.
Полоскать — поласкать.
Посидела — поседела.
Примирять — примерять.
Обежать — обижать.
Слезать — слизать.
Запивать — запевать.
Посветить — посвятить.
Разредить — разрядить.
Спешите — спишите.
Развевается — развивается.
Попросите ребенка составить словосочетания, в которых безударная гласная будет зависеть от смысла. Например: примерять (от слова примерка) костюм и примирять (от слова мир) друзей, поласкать (от слова ласка) котенка и полоскать (от слова полощет) белье и т.д.
Надеюсь статья была для вас полезной!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!