какие способы заделки трубопроводов используются на судах

Ремонт судовых трубопроводов и систем

Основными видами изнашивания трубопроводов судовых систем является:

– гидроэррозионное (в районе местного гидравлического сопротивления);

Оценка состояния трубопроводов и назначение объёма и вида ремонта выполняются через дефектацию перед каждым средним ремонтом.

Составляется демонтажная схема с описью труб и арматуры, после чего выполняются следующие работы:

– проверяется отсутствие рабочей среды;

– проводится дезинфекция (в необходимых случаях);

– проводится дегазация и промывка грузовых и зачистных систем;

– снимается изоляция в местах путевых соединений и арматуры.

Судовые трубопроводы изнашиваются крайне неравномерно: отдельные участки через 15–20 лет, другие через 2–3 года. Наиболее типичны язвенная коррозия, а также нарушение плотности соединения, вмятины, трещины, свищи и разрывы.

Основные операции ремонта трубопроводов:

– очистка труб и арматуры;

– сборка и испытания.

Основные операции при демонтаже трубопроводов:

– разъединение труб и арматуры;

– освобождение труб от изоляции и подвесок;

– очистка труб от ржавчины, краски и грязи.

Для очистки труб и арматуры перед ремонтом используют механическую и химическую очистку.

Механическая очистка производится на специальных стендах с помощью шарошек, стальных щёток или фрез. Применяются также песко- и дробеструйная очистка труб и арматуры увлажненным песком или дробью.

Химическую очистку выполняют в водных растворах кальцинированной соды, тринатрийфосфата, мыла, жидкого стекла и др. моющих средств.

Ремонт металлических трубопроводов

При ремонте трубопроводов и арматуры выполняют наплавку металла, проточку, правку, заварку трещин и свищей и др. работы [14].

Ремонт трубопроводов может выполняться:

– с заменой повреждённого участка (при больших разрывах);

– с помощью пластмасс (термоусаживающихся плёнок);

– с помощью клеев («Спрут», «Бензона», «Дурметалл»…);

– с помощью современных безфланцевых муфт системы «Штрауб».

Ремонт трубопроводов электросваркой и пайкой.

Трещины и коррозионные разрушения на стальных трубах, устраняются электронаплавкой, заваркой, вваркой кусков труб и приваркой частей из листовой стали внахлест и встык на повреждённые участки труб.

Стальные трубы с большими площадями коррозионного и эрозионного износа и со значительными по длине трещинами, заменяются новыми. После ремонта эти трубы обжигаются, очищаются и продуваются сжатым воздухом.

Ремонт медных труб с подобными дефектами выполняют газовой или электродуговой сваркой и пайкой. Дефекты бронзовой арматуры устраняют газовой наплавкой. При газовой сварке медных труб в качестве присадочного материала используют латунную проволоку, а в качестве флюса состав: 70% буры, 10% борной кислоты, 20% поваренной соли.

Для пайки медных труб применяют медно-цинковые, медно-серебряные и оловянисто-свинцовые припои. После пайки и сварки медные трубы обжигают.

Ремонт пластмассовых трубопроводов

На судах применяются трубы из полиэтилена, винипласта, полихлорвинила и стекловолокнистых пластмасс. Наиболее применяемы трубы из полиэтилена, который обладает высокой химической стойкостью при температуре рабочей среды до +20 градусов, устойчив ко многим кислотам, растворам солей и инертен к воде. Неблагоприятно влияют на полиэтилен при длительном воздействии нефть, керосин, бензин и минеральные масла.

Основные повреждения полимерных трубопроводов:

– течь в сварных соединениях;

– течь в разъёмных соединениях;

– разрывы от замерзания воды в трубопроводах.

При незначительных повреждениях (трещины) ремонт можно выполнить паяльником, нагревая место ремонта до 250 градусов и используя ремонтные стержни.

При ремонте и замене полиэтиленовых трубопроводов нужно учитывать, что прочность труб из полиэтилена резко снижается с повышением температуры.

В технологических процессах ремонта полимерных трубопроводов, прежде всего в соединительных операциях, концы труб под обработку нагревают в ванне с дистиллированным глицерином до температуры 125–130 градусов. Гибка труб выполняется только в горячем состоянии. Разогрев труб проводится в электрических печах горячим воздухом до 110–130 градусов.

Возможны следующие виды соединений полиэтиленовых труб (рис. 7.1):

какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть картинку какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Картинка про какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах

Рис. 7.1. Виды соединений полиэтиленовых труб

Технология обработки полиэтиленовых труб состоит из следующих операций:

– резка труб и снятие фасок;

– нагрев и обработка труб;

Сварка труб осуществляется 2-мя способами:

– прутковой (газовой) сваркой с азотным теплоносителем.

Более эффективным является первый. Его производительность в 1,5–2,0 раза выше второго способа. Концы труб под сварку нагревают любым способом до температуры 180–230 градусов для толщин 3–14 мм. Лучшим способом является нагрев в электропечах.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 3004 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Ремонт судовых систем

Применяют трубы стальные, медные, медно-никелевые, латунные, алюминиевые, биметаллические и неметаллические (полиэтиленовые, реже из фторопласта 4, полипропиленовые и др.). Трубопроводы чаще выполняют стальные (сталь марки 10 и 20) из труб бесшовных, холоднотянутых, холодно или горячекатаных. Для температур ниже —40°С применяют трубы из легированных сталей.

Материалы, применяемые при ремонте систем

Для уплотнения зазора между поверхностями фланцев используют паронит, фибру и другие материалы. В трубопроводах с высоким давлением и температурой применяют прокладки из алюминиевых сплавов, меди и мягкой стали, а в штуцерно-торцевых соединениях для трубок из красной меди уплотнением служат отожженные бурты стенки трубок или красно-медные кольца.

Муфтовые соединения труб Центровка и монтаж валопровода уплотняют намоткой на резьбу льняной пряди, пропитанной свинцовым суриком или густыми белилами. Для уплотнения сальниковых устройств оборудования и арматуры применяют главным образом плетеные материалы: хлопчатобумажные, пеньковые, асбестовые, сухие и пропитанные. В настоящее время уплотнения выполняют из прокладочных материалов-герметиков У-ЗОМ и У-ЗОМЭС-5, представляющих собой пасту, которая после добавления отвердителей становится эластичной и стойкой, а также из фторопласта ФУМ. Последний поставляется в виде стержней круглого и квадратного сечения и лент. Фторопластовый уплотнительный материал применяют для уплотнения фланцев, сальниковых устройств, арматуры и других соединений, он не теряет своих уплотнительных свойств при изменении температур от 50 до 150°С.

Разборка, очистка и дефектация трубопроводов

Трубы после демонтажа очищают механическим способом с помощью металлических щеток, дробеструйным методом или химическим (при диаметре труб менее 40 мм применяют только химический способ). Очистка трубопроводов не отличается от очистки судовых деталей.

В большинстве случаев на СРЗ дефектацию, уточняющую ремонтную ведомость, начинают с визуального осмотра, когда выясняют видимые дефекты. Для выявления значительных утонений стенки трубы в подозрительных местах их простукивают молотком, а без видимых дефектов для обнаружения неплотностей подвергают гидравлическому испытанию. При сложной форме труб в недоступных местах визуальный осмотр затрудняет контроль глубины разрушений. В цеховых условиях применяют дефектоскопы, основанные на магнитографическом методе МДУ-2У и МДС-1, которые позволяют измерять глубину местного язвенного износа на внутренней и наружной сторонах стенок труб при доступе к ним только с наружной стороны. Этими дефектоскопами можно контролировать трубы диаметром от 10 до 160 мм при толщине стенок от 1,6 до 5 мм. Важно, что окраска, оцинковка, продукты коррозии, загрязнения, накипь и другие отложения на внутренней поверхности не влияют на точность измерений.

Основные повреждения труб: пропуски в местах соединений, трещины и свищи, разрывы, вмятины, обрывы в местах фланцевых соединений, особенно при плохом креплении или ослаблении его, коррозия фланцевых и штуцерных соединений, повреждение резьб, потеря плоскостности фланцев, повреждение и загрязнение уплотнительных канавок на поверхностях фланцев и др.

После уточнения дефектации труб их разделяют на две группы: одна группа требует ремонта, другая — замены из-за непригодности и нерациональности их ремонта.

Ремонт трубопроводов

Медные трубы

Трещины и свищи Восстановление и упрочнение деталей механизмов ликвидируют чаще всего пайкой, а вмятины правят. Вмятины, расположенные ближе к концу трубы, правят приспособлением с калибрующей пробкой, а дальше от конца (более 200—300 мм) при помощи гидравлического давления или шара. При любом способе поврежденное место вначале отжигают, нагревая и охлаждая его в воде. При правке гидравлическим способом один конец трубы глушат, а другой присоединяют к гидропрессу. Давление увеличивают до пробного, держат 5 мин, снижают до рабочего и обстукивают дефектное место деревянным молотком до полного исправления вмятины. Этот способ дает хорошие результаты.

Вмятины толстостенных медных труб правят с помощью чугунных или стальных шаров. Для этого в верхнюю часть подвешенной трубы заводят шар, диаметр которого на 2—3 мм меньше внутреннего диаметра трубы. Шар останавливают в начале вмятины и легким постукиванием определяют его местонахождение. Затем гладильным молотком наносят удары по точке соприкосновения шара с трубой, вмятина выпрямляется и шар продвигается к концу трубы. Эти работы можно делать в судовых условиях. Если несколько вмятин и трещин на одном участке, последние вырезают, а участок соединяют, как показано на рис. 1, а, с последующей пайкой твердым припоем.

какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть картинку какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Картинка про какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Фото какие способы заделки трубопроводов используются на судахРис. 1 Способы ремонта медных труб

Стальные трубы

Трещины и свищи заваривают дуговой или газовой сваркой. В первом случае для выполнения работ с высоким качеством используют электроды типа Э42А. Участки со многими повреждениями вырезают с последующей вваркой в стык новых отрезков труб, как показано на рис.1, б. Коррозионные или обломанные фланцы заменяют новыми. Вместо плоских фланцев 1 (рис. 1, в) приваривают в стык фланцы 2 с целью сохранения прежних размеров.

Работу по удалению забоин, чистке уплотнительных канавок и восстановления плоскостности фланцев можно производить на станках и вручную в судовых условиях. В последнем случае плоскостность восстанавливают опиловкой, которую контролируют небольшой контрольной плитой, или изготавливают фланцы на судовом токарном станке. Если состояние фланцев хорошее, в судовых условиях пропуски устраняют путем их подтяжки и замены прокладок; повреждения отдельных ниток резьбы в штуцерных соединениях — плашками и метчиками.

Ремонт стальных труб в судовых условиях сводится в основном к сварке и гидравлическому испытанию на прочность и плотность. Для качественного ремонта трубу необходимо снимать со штатного места, тщательно зачищать место сварки и стараться не допускать наплывов на внутренних поверхностях во избежание увеличения сопротивлений при движении сред. После сварки трубы тщательно зачищают, продувают и испытывают гидравлическим давлением.

Изготовление новых трубопроводов

Для того чтобы изготовить новые трубопроводы, необходимо проделать следующие основные операций: подготовить трубы к гибке и сборке, т. е. пригнать и приварить фланцы, отростки, штуцеры и другие детали, произвести гидравлическое испытание. Вначале изготавливают шаблон по дефектной трубе или по месту. Шаблоном контролируют гибку и размер изготовляемой трубы. В качестве шаблона применяют проволоку диаметром от 4 до 15 мм (в зависимости от диаметра труб), которую гнут по оси выбракованной трубы в одной или нескольких плоскостях в зависимости от характера погиби. Концы шаблона отрезают с учетом припуска для приварки, например фланца.

Проверенный шаблон обкатывают по изготовленной трубе для определения длины заготовки с учетом технологических припусков. Затем заготовку отрезают ножовочными станками, полуавтоматами и автоматами с гидравлическим зажимом труб или станками, где режущий инструмент представляет гладкий тонкий стальной диск. В судовых условиях нередко режут вручную или при помощи роликовых труборезов и ножовочных станков. Трубы из легированных сталей и тонкостенные режут устройствами с абразивными кругами или с помощью пневматического инструмента, например, машинок ШР-6 и др. В любых условиях можно производить газовую резку, но она неэффективна, так как после нее требуется удалять наплывы и неровности.

Трубы гнут как в холодном, так и в горячем состоянии. Гибку стальных труб наружным диаметром до 25—28 мм и медных — до 38 мм допускается производить трубогибочными приспособлениями с ручным приводом, а медных диаметром до 14 мм — на судне вручную. Трубы больших диаметров гнут на трубогибочных станках с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводом.

Перед холодной гибкой для повышения пластичности рекомендуется произвести общий или местный отжиг, нагревая стальные трубы до 800—900°С и выдерживая их 2—3 мин на 1 мм толщины с последующим медленным охлаждением, а красно-медные и латунные — до 550—650°С, выдерживая до 1 мин на 1 мм толщины с последующим охлаждением в воде. Длину изгибаемого участка определяют по формуле

Радиусы загиба унифицированы и зависят от наружного диаметра трубы, но для диаметров до 76 мм можно ориентировочно пользоваться соотношением R=2,5 dн, где dн — наружный диаметр трубы.

Схема процесса гибки представлена на рис. 2, а. Для максимального сохранения формы погиби применяют калибрующую пробку дерн 5 ложкообразной или шарообразной формы. Значение опережения дерна

Трубу 5 заводят на дерн 3, который укреплен на штанге 6 и прижимают к диску 7 ползуном 4.

какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть картинку какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Картинка про какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Фото какие способы заделки трубопроводов используются на судахРис. 2 Способы гибки труб

Трубу закрепляют на диске башмаком 2 при помощи штыря 1. При вращении диска труба наматывается на него и изгибается на заданный угол. При гибке труб больших диаметров рекомендуется их внутреннюю поверхность смазывать машинным маслом для уменьшения трений.

В последнее время применяют трубогибочные станки с программным управлением, производящие гибку труб автоматически по перфокарте или полуавтоматически по эскизу. К ним относится трубогибочный станок СТГП-2, осуществляющий гибку стальных труб диаметром 32—89 мм, толщиной 4 мм и медных и медно-никелевых диаметром 35 мм, толщиной 2,5 мм. Станок СТГП-2 с электрогидравлическим приводом. Хорошие результаты показали трубогибочные станки, разработанные ЦНИИТС: СТГ-1, СТГ-2С и СТГ-ЗСА. Эти станки производят холодную гибку труб с применением дернов (калибрирующих оправок). Станки снабжены комплектом сменной оснастки для определенного диаметра радиуса прогиба, куда входят гибочный диск, дерн, вкладыш и ползун. Станки СТГ-2С и СТГ-ЗСА (второй предназначен для гибки медных и медно-никелевых труб) укомплектованы гидравлическими цилиндрами, с помощью которых крепятся трубы, прижимается ползун и удаляется дерн.

Гибку труб Гибка деталей больших диаметров (более 130 мм) можно выполнять на станках ТГСВ-1 и ТГСВ-2 с дистанционным управлением. Эти станки позволяют гнуть трубы без наполнителя из углеродистых нержавеющих и других сталей с применением индукционного нагрева, для чего они снабжены высокочастотными установками МГЗ-102АБ и МГЗ-252.

При гибке на станке ТГСВ-1 отпадает необходимость смазывать трубы и резать их на заготовки определенной длины. Последнее обстоятельство позволяет сократить количество отходов. Трубогибочный станок СТГ-1М, установленный на Балтийском СРЗ, снабжен навесной пилой с абразивным диском, что дает возможность применять на станке заготовки труб любой длины. Согнутую по шаблону трубу можно отрезать без снятия ее со станка, и далее гнуть по очередному шаблону.

Сборка труб и защита от коррозии

К трубам присоединяют отростки, фланцы, штуцерные соединения, патрубки и другие детали. Размер вырезанного отверстия для отростков должен быть равен его внутреннему диаметру с отклонением не более +1 мм, кромки зачищены, а внутренняя кромка скруглена. Последние операции необходимы для избежания резкого увеличения местного сопротивления. После заготовки деталей приступают к сборке. Существует несколько способов сборки труб:

Первый способ наиболее распространен на заводах. Он заключается в том, что трубу с незакрепленными фланцами и отростками доставляют на судно, где по месту устанавливают все детали на трубе с последующей их прихваткой. Фланцы прихватывают после правильной их ориентировки по отношению к фланцам присоединяемых труб, например совпадения болтовых отверстий и правильного положения различных отростков. Затем трубу доставляют в цех, где к ней приваривают все прихваченные на судне детали. Прихватку и сварку должны производить одинаковыми электродами. Сборку труб в позиционерах по эталонным трубам применяют для серийных судов. Этот способ исключает излишнюю транспортировку труб на судно и обратно в цех. Третий вид сборки труб выполняют главным образом при постройке серии однотипных судов из многих методов защиты трубы от коррозионных разрушений наиболее эффективными в судовых условиях являются цинковые и неметаллические покрытия. Цинковые покрытия выполняют следующими способами: термодиффузионным, горячим и гальваническим.

Наиболее часто цинкование выполняют горячим способом, помещают в расплавленный цинк или в цинк, легированный алюминием, магнием и титаном, а затем производят термодиффузионный отжиг.

Перед любым цинкованием трубы подготавливают: их обезжиривают, травят, применяют дробеструйную очистку снаружи и внутри. При горячем цинковании трубы флюсуют в растворе из 20—22% хлористого аммония, 12—14% хлористого цинка, 1— 2% глицерина и воды с последующей выдержкой в течение 30 мин при 100—110°С в сушильном шкафу. Резьбы защищают обмазкой. Толщина покрытия (90—300 мкм) зависит от температуры (440—460°С) и времени выдержки труб в ванне (от 3 до 18 мин). Однородную структуру цинкового покрытия достигают последующим термодиффузионным отжигом при 550°С в течение 20 мин, что повышает в 2—3 раза коррозионную стойкость. Если в расплавленный цинк ввести титан, магний или алюминий, то коррозионную стойкость можно повысить.

Из неметаллических чаще применяют покрытие красками ФЛ (ФЛ-723, ФЛ-724-1 или ФЛ-724-2), так как их стойкость в 2— 2,5 раза более, чем у покрытий на основе перхлорвиниловой смолы. Подготовка труб под окраску не отличается от подготовки к цинкованию. Так как срок годности краски невелик, ее приготавливают перед нанесением. Обычно наносят три слоя краски методами погружения трубы в ванну с краской, нагнетанием или наливом краски в полость трубы, окраской наружной поверхности кистью. После нанесения каждого слоя трубу просушивают в естественных условиях, т. е. на открытых площадках, затем ее подвергают термообработке, продувая воздухом, погружая в пресную воду или в ванну с турбинным маслом. Во всех случаях температура сред должна быть 60—80°С.

После изготовления и ремонта в соответствии с Правилами Регистра производят гидравлическое испытание труб для проверки их на прочность и плотность. Трубу (или несколько соединенных труб) с заглушками заполняют водой и ручным насосом повышают давление до пробного. Испытываемые трубы выдерживают под пробным давлением до рабочего, обстукивают легкими ударами ручника места вблизи швов. Отсутствие течи и капель свидетельствует о том, что труба выдержала гидравлическое испытание. Допускается одноразовая вырубка и подварка дефектных мест с повторным гидравлическим испытанием. Для гидравлического испытания труб применяют различные стенды, устройство которых позволяет создавать давление 4—25 МПа, например стенды СГФ, разработанные ЦНИИТС.

Теплоизоляция трубопроводов

для труб, работающих при низких температурах, — органические изоляционные материалы:

Технологический процесс изоляции зависит от назначения грубы, вида изоляции и условий местонахождения. При изоляции труб, кроме основной изоляции, применяют следующие элементы:

На рис. 3, а показана теплоизоляционная конструкция из листовой пробки или экспанзита. Трубопровод 1 очищают от грязи и ржавчины и промывают уайт-спиритом. Затем его покрывают антикоррозионным лаком (лак 411). После высыхания данного покрытия наносят слой идитолового или изолитового клея (мастики, состоящей из этилового спирта, канифоли, идитола, или клей ЛК-1), распущенного асбеста, портландцемента или жидкого сурика. На слой клея 3 кладут сегменты 2 пробковых плит — основной слой. Пробку скрепляют кольцами 3 из латунной проволоки диаметром 0,6—0,8 мм (каркас).

какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть картинку какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Картинка про какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Фото какие способы заделки трубопроводов используются на судахРис. 3 Теплоизоляция труб

После высыхания клея слой пробки тщательно прошпаклевывают. Шпаклевка 4 (выравнивающий слой) представляет собой мастику, состоящую из лака № 74, сухого мела, сухой охры и железного сурика. Выравнивающий слой шпаклевки оклеивают миткалем 5, который затем окрашивают краской. На рис. 3, б показана теплоизоляционная конструкция из войлока. Поверхность холодного трубопровода 1 очищают от грязи и ржавчины и промывают уайт-спиритом. После высыхания грунтуют антикоррозионным лаком, обычно 411. Затем накладывают основной слой — войлок 2, ширина которого равна длине окружности изолируемого трубопровода, стыки прошивают льняными нитками, и через каждые 400—500 мм войлок скрепляют кольцами 3 из латунной проволоки диаметром 0,6—0,8 мм.

Войлок покрывают гидроизоляционным слоем — пергамином 4, представляющим собой крепкую плотную бумагу, пропитанную битумными смолами. На прямых участках трубопровода пергамин укладывают полосами, а на кривых — навивают спиралью с перекрытием кромок на 15—20 мм. Пергамин обшивают парусиной 5, которую окрашивают краской.

Монтаж и испытание трубопроводов на судне

Технология монтажа трубопроводов зависит от объема ремонта. При малых объемах ремонта трубы монтируют по месту, а также по демонтажным схемам в соответствии с маркировками, нанесенными при демонтаже. При ремонте, особенно с элементами модернизации, трубопроводы монтируют по чертежам или рабочим схемам, где указывается расположение арматуры, подвесок, фланцевых и других соединений, отростков и деталей. Отклонение при монтаже от чертежей или рабочих схем приводит к дополнительным трудностям по уходу во время эксплуатации. Перед установкой на судно ОТК завода должно проверить документацию на трубы и арматуру, наличие маркировок и клейм, подтверждающих их приемку после изготовления или ремонта. Монтаж труб выполняют в два основных этапа:

Смонтированную систему предъявляют контрольному мастеру ОТК, который проверяет надежность крепления труб в подвесках, отсутствие провисаний, вибраций, наличие арматуры и плавность работы ее движущихся частей, комплектность системы и ее соответствие чертежу или схеме и Правилам Регистра.

После этого приступают к гидравлическому испытанию системы на плотность на пробное давление по Правилам Регистра. Например, все водопроводы пожарные, балластные, осушительные и другие системы испытывают пробным давлением, равным 1,25р, где р — рабочее давление насоса; паропроводы с рабочим давлением от 0,5 до 2 МПа — пробным давлением, равным р + 0,5 МПа. Трубопровод выдерживают при пробном давлении 10 мин, после чего давление снижают до рабочего и проверяют плотность всех соединений. Если для исправления дефектов требуется не подтяжка соединений и обжатие сальников, а разборка, то после нее проводят повторное гидравлическое испытание.

Охрана труда при ремонте систем

При транспортировке трубы следует укреплять распорками, чтобы они не перекатывались. Разбирать трубы и арматуру можно только после их окончательного вывода из действия. Трубопроводы фановых систем перед разборкой следует промыть и обработать дезинфицирующими растворами. Нельзя производить демонтаж и монтаж труб, расположенных на высоте более 1,5 м, без надежных лесов и подвешивать трубы на веревках. Для этого необходимо использовать только стальные стропы соответствующей грузоподъемности.

Во избежание травм нельзя оставлять трубы и арматуру на лесах, переходных площадках или загромождать ими входы и выходы. Категорически запрещается чеканить швы и подтягивать гайки на трубопроводах и на арматуре, находящихся под давлением, а также подваривать места течи и производить любые сварочные работы. При испытании систем нельзя резко открывать арматуру и находиться напротив фланцевых и других соединений. Все клапаны и краны следует открывать плавно и медленно во избежание гидравлических ударов и разрывов.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

Источник

Какие способы заделки трубопроводов используются на судах

Судовой трубопровод предназначен для обеспечения жизнедеятельности судна и транспортировки разных видов веществ внутри объекта и за его пределы. Судовой трубопровод в общей системе трубопроводов является, пожалуй, самым ответственным, т.к. от качества его проектирования, выбора материалов, строительства и эксплуатации зависит безопасность и жизнь людей, экологическое состояние конкретной водной зоны, потенциальный вызов техногенных и экологических катастроф.

какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть картинку какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Картинка про какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах

Разберемся, что такое судовой трубопровод, из каких важнейших частей состоит, какие функции выполняет и какие материалы гарантируют долговечность, живучесть и герметичность этой сложной системы.

Состав судового трубопровода

Если представить себе структуру судового трубопровода, который пронизывает весь плавучий объект вдоль и поперек, возникает ощущение, что корабль, танкер и даже речной трамвайчик — это и есть сеть труб и арматуры, помещенная в герметичный корпус. Настолько он масштабен, разнообразен и обеспечивает саму возможность судна уходить в плаванье и выполнять стоящие перед ним задачи.

Судовой трубопровод состоит из:

Труб
Это основа судовой системы. Материал для труб, с учетом специфической сферы применения и повышенной вероятности образования коррозии и эрозии, подбирают согласно строгим требованиям российских и мировых стандартов. Выбор материала зависит от транспортируемого по трубам вещества, специфики окружающей среды, а также бюджета судоходной организации.

Для строительства судового трубопровода используют трубы из углеродистой стали, легированной стали, меди, меди и никеля, латуни, дюралюминия. Если на объекте предстоит работа с высокоагрессивными средами, то трубы изготавливают из нержавеющей стали и полимеров — полиэтилена или винипласта. Востребованы и комбинированные трубы — биметаллические из стали и меди и стальные с оцинковкой изнутри.

Судовой трубопровод — извилистый, сложносоставной — нуждается в дополнительных деталях для прокладки. Прямых участков в этой системе очень мало, поэтому переходы, изгибы, возвышения и занижения выполняются с помощью колен, тройников, стаканов. Это элементы, которые делают трубопровод гибким и подходящим для судна любой конфигурации.

какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть картинку какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Картинка про какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах

Арматуры
Делится на запорно-регулирующую и контрольно-измерительную. Первая предназначена для запуска и отключения системы и отдельных ее участков. А вторая — для контроля за состоянием системы и отдельных ее участков и измерения всех возможных показателей — температуры, давления, скорости прохождения вещества по трубам, уровня воды и т.д.

Управление судовой арматурой осуществляется вручную и автоматически, локально и дистанционно.

К судовым системам также относятся:
• Источники питания
• Аппаратура для управления
• Емкости для хранения транспортируемых веществ и продуктов

Судовой трубопровод и входящая в его состав арматура — в особенности запорно-регулирующая (краны, клапаны, заслонки, захлопки) — постоянно подвергаются коррозии, механическому воздействию, истиранию. Именно поэтому одни из главных требований к материалам для судовой системы — долговечность, ремонтопригодность, коррозионная стойкость, устойчивость к повышенной влажности и климатическому воздействию.

Требования к судовым трубопроводам

Судовой трубопровод относится к категории ответственных систем, а потому, начиная с появления на бумаге и в процессе эксплуатации, должен отвечать следующим требованиям:
• Долговечность и высокий уровень надежности
• Живучесть — т.е. возможность системы выполнять свои функции при повреждении отдельных участков и в сложных аварийных ситуациях
• Устойчивость к механическим воздействиям и коррозии
• Эффективность при любых допустимых колебаниях окружающей среды
• Ремонтопригодность
• Быстрый монтаж, демонтаж, замена вышедшего из строя участка
• Доступная стоимость системы, отвечающая принятому бюджету
• Аккуратный и приятный внешний вид
• Обеспечение требований безопасности на судне
• Соответствие международным конвенциям и российскому Регистру в плане экологической безопасности и запрета на загрязнение вод

Устройство судового трубопровода

Общая судовая система — это множество специализированных трубопроводов со своими функциями и особенностями монтажа. Система в целом выполняет задачу перемещения воды (и других жидкостей), воздуха, пара, газа для нормального функционирования судна, безопасности и комфорта экипажа (команды), сохранности и безопасности груза. Кроме того, система трубопроводов гарантирует выполнение функций судна, связанных с его непосредственным назначением: перевозка наливных грузов, промысел, спасательные работы и т.д.

какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть картинку какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Картинка про какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах

Традиционно судовой трубопровод включает в себя следующие системы:

Трюмные.
К ним относят осушительные, водоотливные, перепускные, системы нефтесодержащих трюмных вод. С некоторыми особенностями все эти системы, объединенные названием «трюмные», удаляют воду за борт судна, попавшую внутрь в результате штатных действий или аварий.

Балластные.
Балластный трубопровод необходим для приема, отведения и перекачки балластной воды с целью балластировки, т.е. придания устойчивости судна. Эта же система отвечает за наклон — крен или дифферент — необходимый для погрузки-разгрузки судна и плаванья в тяжелых условиях льда, шторма и др.

Системы пожаротушения.
Ликвидируют возгорания в любых частях судна, в том числе тех, где расположены горючие и взрывоопасные вещества. Подают по трубам, а затем выпускают из шлангов длиной не менее 15-20 метров, различные огнегасящие вещества: воду, пар, инертные газы, пены и др.

Бытовые.
Это трубопроводы, установленные для обеспечения санитарно-гигиенических и хозяйственных нужд судна. Благодаря этим системам, устроенным по аналогии с коммунально-сетевыми, обеспечивается работа пищевого блока на корабле, санитарного, а также хозслужб. Бытовые системы делятся на: системы питьевой, мытьевой воды, горячей бытовой и забортной воды. Как видно из названия, у каждого такого трубопровода строго определена «зона влияния». К примеру, мытьевая вода подается только в санузлы и прачечные, при этом к смесителям подводят исключительно питьевую и бытовую горячую воду.

Сточные.
Это целая группа судовых трубопроводов, предназначенная для отведения вод из сантехнических и бытовых приборов, а также с поверхности палубы. Работа сточного трубопровода регламентируется законодательными актами России и международных организаций. В связи с тем, что сброс сточных вод за борт судна в портах, прибрежной зоне, каналах строго запрещен, каждый плывучий объект должен быть оснащен емкостями для хранения с расчетом 50 литров воды на человека в сутки при стоянке в течение 3 суток.

Среди судовых трубопроводов известны также: системы вентиляции, кондиционирования и отопления; паро- и газоснабжения; сжатого воздуха и другие. Узкоспециализированные трубопроводы устанавливаются на суднах в зависимости от их назначения — для транспортировки нефти, нефтепродуктов, выполнения спасательных операций, доставки пищевых продуктов.

Судовые трубопроводы проектируют и строят по формату магистральных систем. А управляют автономным, групповым или централизованным способом. Автономное управление подразумевает самостоятельное обслуживание одного отдельно взятого отсека. Групповое подразумевает совокупное управление сразу несколькими зонами. При централизованном управлении всю систему контролирует и обслуживает один механизм. Современные судна оснащены комбинированными системами, где есть место и автономному, и централизованному управлению в качестве дополнительного, запасного, форс-мажорного.

Герметизация судовых систем

Судовой трубопровод, по способу соединения труб между собой, ничем не отличается от наземного магистрального, технологического, коммунально-бытового. Соединения труб бывают разъемными и неразъемными. Неразъемные соединения выполняют с помощью сварки или пайки и подходят они для тех участков, где разгерметизация не допустима и ведет к серьезным, сверхопасным последствиям. А также там, где по проекту запланирована прокладкам большой неразъемной линии без необходимости демонтажа.

какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Смотреть картинку какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Картинка про какие способы заделки трубопроводов используются на судах. Фото какие способы заделки трубопроводов используются на судах

Разъемные соединения судового трубопровода часто выполняют на фланцах и на резьбе. Реже используются штуцерные соединения с накидной гайкой и дюритовые, при которых трубы соединяют эластичными цилиндровыми муфтами и закрепляют хомутами.

Для фланцевых соединений труб, применяемых для транспортировки веществ с высокими показателями агрессивности, давления, температуры, скорости, предусмотрены герметизирующие прокладки из резины, паронита, меди, асбеста, алюминия. Это штатные герметики, которые подбирают в соответствии с диаметром труб, формой фланца, особенностями системы в целом.

Резьбовые соединения судового трубопровода довольно долго выполнялись на льне, пропитанном свинцовым суриком, масляной краской, сантехнической пастой и белилами.

Альтернативу штатным герметикам для судовых систем сегодня составляет целая группа материалов:
• Анаэробные гели-герметики
• Полимерные нити

Какие системы ими можно уплотнять?

• Водопроводные и водоотводящие
• Питьевой воды
• Сточных вод
• Природного и сжиженного газа
• Пара
• Нефти, нефтепродуктов и нефтехимии

Современные герметики подходят для:
• Резьбовых и фланцевых соединений (например, СТОПМАСТЕР ГЕЛЬ КРАСНЫЙ)
• Металлических и пластиковых труб
• Средне- и высокоагрессивных сред (бензина, раствора кислот, щелочей, морской воды)
• Трубопроводов высокого давления — 40 атмосфер и выше
• Транспортировки высокотемпературных веществ — возможен нагрев до 200 °C

Выбор герметика зависит от особенности системы:
• Места расположения трубопровода
• Окружающей среды
• Характеристик трубопровода
• Характеристик транспортируемого вещества

Преимущества современных полимерных нитей и анаэробных гелей-герметиков:
1. Высокая скорость монтажа — как минимум в 2 раза меньше времени затрачивается на сборку одного соединения
2. Возможность юстировки соединения на 180 градусов — без потери герметичности
3. Демонтаж соединения без серьезных усилий — вне зависимости от времени сборки; понадобиться может только нагрев участка
4. Высокая надежность и долговечность — что подтверждает 20-летняя гарантия от протечек и разгерметизации
5. Безопасность для систем питьевой воды, отсутствие токсичных испарений

Как было сказано выше, выбор герметика принципиально зависит от назначения конкретного трубопровода и транспортируемой среды. Для определения этих критериев, с учетом масштаба судового трубопровода и многочисленных ответвлений, была принята система маркировки (по Госстандарту 5648–90).

На каждый участок трубопровода наносят краску, липкую ленту или переводное изображение определенного цвета: зеленый — вода, желтый — газ, голубой — воздух, серый — пар и т.д. Это отличительный знак. Есть знаки предупреждающие — о транспортировки токсичных веществ или пищевых продуктов. Предполагается нанесение одного цвета и комбинации знаков для полной информированности экипажа, инспектирующих и ремонтных бригад о том, с какой системой они имеют дело здесь и сейчас, и какие меры предосторожности необходимо принять.

Воспользуйтесь нашими уплотнителями собственного производства при герметизации судовых трубопроводов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *