какие станции метро проходят под водой в москве

Как строят БКЛ: на дне Москвы-реки провели уникальные исследования

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Специалисты Мосгоргеотреста провели геологические исследования дна Москвы-реки. Это необходимо для обеспечения безопасности строительства тоннеля на участке Большой кольцевой линии (БКЛ) метро в районе Нагатинского затона. Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

«Сложнейшие работы по бурению дна Москвы-реки в течение недели проходили с палубы баржи. По нормативам достаточно провести исследования на глубине 35 метров. Однако специалисты решили точнее оценить слой на наличие возможных карстовых пустот. В Нагатинском затоне бур сквозь воду ушел на рекордные 66 метров вглубь», — заявил заммэра.

По словам управляющего ГБУ «Мосгоргеотрест» Александра Серова, такие работы очень важны для строительства.

«Геологи бурят в заданных точках скважины и исследуют полученные образцы грунта в лаборатории. В нестандартных ситуациях, когда ветка метро пролегает под речным руслом, пробы грунта берутся сквозь толщу воды. На этом участке работы осложняли сильная качка и особенность дна: здесь проходило старое русло Москвы-реки, остался размыв с валунными грунтами», — добавил он.

Александр Серов уточнил, что сейчас на участке завершают работы геофизики. Итоговый отчет отдадут проектировщикам, которые на его основании предложат конструктивные решения для строительства участка.

Через несколько лет тоннель под рекой соединит станции «Печатники» и «Нагатинский Затон».

Проект Большой кольцевой линии является ключевым в развитии столичной подземки. На новом кольце расположится 31 станция. Первые пять станций БКЛ открылись для пассажиров в феврале 2018 года. Работы по проектированию и строительству сейчас ведутся на всех участках Большой кольцевой линии. Завершить работы планируется в 2021–2022 годах.

Источник

М 33 факта о московском метро, которых вы наверняка не знали

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Вы точно не знаете, что на метро есть скидка 10% для избранных.

Метро — место, окутанное тайнами, историями и слухами. Мы собрали 33 самых интересных факта о столичной подземке.

Каждый месяц Смарт Карта даёт уникальный кэшбэк вдобавок к стандартному на всё – 1%. И сейчас это заправки, метро, автобусы и другой общественный транспорт.

1. Метро в Москве могло появиться в 19 веке

Метрополитен в Москве мог появится еще при царе — первые проекты относятся к 1890 году. Строительству помешало духовенство, заявив, что «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю».

2. Раньше ездили по картонным талонам

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, действующим всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. В 1959 появились турникеты, а в 1960, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. В 1992 талоны заменили на пластиковые жетоны, а в ноябре того же года на железные, которые действовали до февраля 1999.

Теперь в Москве только бесконтактные карты, а вышедшие из употребления московские жетоны используют в других городах — Екатеринбурге, Нижнем Новгороде.

3. Что делать, если упали на рельсы

Если оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами — здесь поезд не заденет. Не пытайтесь вернуться на платформу, рискуете наступить на контактный рельс, по которому проходят 850 вольт.

4. В метро бывали потопы

В 1984 году воды Царицынского пруда прорвались в один из тоннелей на участке «Каширская» — «Орехово». Восстановление заняло два месяца. Здесь же происходили крупные прорывы в 2001 и 2003 годах.

5. Забыли вещи, где искать?

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Забытые вещи ищите на станции «Котельники». В восточном вестибюле находится склад, куда собирают утерянные вещи. Он работает ежедневно с 8:00 до 20:00. Вещи хранятся в течение шести месяцев.

Возможно, ваше имущество находится там, если его до этого никто не присвоил. При получении потерянной вещи предъявите документ, удостоверяющий личность.

6. Запомните знак экстренного торможения

Если рядом с вами кто-то упал на рельсы и нет времени бежать и просить помощи, встаньте рядом с краем платформы и делайте круговые движения рукой.
Можно взять сумку, шапку, любой яркий предмет — все, что привлечет внимание водителя. Он знает, что это знак экстренного торможения.

7. Московское метро любят снимать в кино

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Столичная подземка довольно часто мелькает в кино. Вспомнить хотя бы фильм «Путевой обходчик», действие которого развивается в тоннелях рядом со станцией «Достоевская». А еще вы должны помнить безумную погоню на станции Арбатская в «Обители зла 5».

Самыми популярными среди кинематографистов ветками оказались «Арбатского-Покровская», «Сокольническая» и «Кольцевая», а самыми привлекательными — станции «Площадь революции» и «Маяковская».

8. В метро нет урн

До начала 90-х в метро были урны. Позже их убрали в качестве меры по защите от терроризма.

9. В Москве есть «Римская» станция

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

В Москве есть станция метро «Римская», а вот в Риме «Московской» нет. Зато в Милане можно найти станцию «Mosсova». Такое название она получила в память о миланских солдатах, участвовавших в Бородинской битве. Естественно, на стороне Наполеона.

10. В метро есть грузовые поезда

Днём в метро можно встретить грузовые поезда. Они возят из одного депо в другое электромоторы и запасные колеса. Грузовые поезда — это обычные составы. С вагонов снимают крышу, чтобы сверху помещать туда крупные грузы.

11. Чем пахнет в метро

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Вам нравится этот особенный запах метро? Так пахнет тягучее тёмное вещество под названием креозот, который делают из нефтепродуктов. Им обрабатывают деревянные шпалы, тем самым предотвращая гниение.

12. Метро собирались уничтожить

Во время войны, в октябре 1941 года, власти были готовы уничтожить метрополитен. Было поручено разработать план по его полной ликвидации — подземку собирались затопить. Потом приказ отменили.

13. Откуда ветер в метро

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Ветер и сквозняки в метро не только от вентиляции, но и от того, что поезда «двигают» воздух по тоннелям, как поршни.

14. Как поезда оказываются в метро

Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе «Метровагонмаш». Готовые вагоны цепляют к тепловозу и везут сначала по Ярославской железной дороге до станции «Северянин». Оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции «Подмосковная». Отсюда есть ветка в депо «Сокол».

15. Какая самая длинная станция

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

«Воробьёвы горы» — самая длинная станция московского метрополитена. Длина платформы составляет 284 метра. Чтобы пройти ее от начала до конца, придётся потратить 4 минуты.

16. Какую станцию постоянно переименовывали

Больше всех переименовывали станцию «Александровский Сад». Она называлась и «Коминтерн», и «Имени Коминтерна», и «Улица Коминтерна». С 1946 по 1990 год носила название «Калининская», а в 1990 году на несколько дней ее переименовали в «Воздвиженку».

17. В столичном метро была лаборатория

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

В 1940 году на станции «Динамо» в ночное время работала физическая лаборатория. Космическое излучение, создававшее помехи в лабораториях на земле, не проникало на 40-метровую глубину станции. Благодаря проведённым физиками Г. Н. Флёровым и К. А. Петржак экспериментам, было открыто спонтанное деление ядер урана.

18. А вы видели в подземке доисторических животных?

В московской подземке можно встретить доисторических животных, навечно вмурованных в мрамор. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски — всю эту живность можно найти в любое время на тридцати станциях. В поисках вам поможет сайт Палеометро.

19. На «Таганской» есть бункер

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

К станции «Таганская» примыкает подземный бункер, построенный в 1956 году. Бункер, он же «Объект ГО-42», построили на случай ядерного удара, и действовал он в качестве запасного командного пункта дальней авиации вплоть до 1995 года. После был рассекречен и превращён в музей.

20. Что такое эффект «Выхино»

Станция «Выхино» самая загруженная станция московского метрополитена, благодаря чему появился так называемый «Эффект Выхино». Он заключается в том, что поезда на станции в час пик заполняются настолько, что на следующих станциях, вплоть до пересадки на Кольцевую линию, поместиться в вагоны другим пассажирам невозможно.

21. Не забудьте потереть собаке нос

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

22. Какая самая тихая станция

Самая тихая станция московского метрополитена — «Пражская». Так вышло благодаря особому виду керамической плитки, которой облицованы путевые стены станции. Плитка содержит многочисленные воздушные поры, поглощающие звук.

23. Какая самая глубокая станция

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

«Парк Победы» — самая глубокая станция в Москве — 84 м до поверхности. Но в мире есть станции и глубже: например, киевская «Арсенальная» — 105,5 метров.

24. Где установлен памятник сочувствия животным

В вестибюле станции «Менделеевская» в 2007 году установили памятник «Сочувствие», посвященный гуманному отношению к бездомным животным.

25. Собаки тоже пользуются метро

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

В столичной подземке проживают около 500 собак. Они здесь греются зимой и попрошайничают. Одни трутся в вестибюлях станции, другие ездят на поездах. Никто не знает, как животные ориентируются в системе линий и пересадках, но, говорят, многие псы живут на одной станции, а «на работу» ездят на другие.

26. Как мы ходим по именам героев

После сноса Храма Христа Спасителя, который построили в честь победы в войне 1812 года, плиты с именами героев войны использовались в качестве ступеней в московском метро.

27. Где искать «партизанскую» любовь

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

На станции «Партизанская» есть скульптура партизанки. Если влюбленные хотят долгих взаимоотношений, им рекомендуют встречаться у ее правой ноги.

28. Как голос влияет на направление движения состава

Станции в поездах объявляет то мужской, то женский голос. Пол объявления зависит от направления движения. Мужской голос объявляет станции при движении к центру города, а женский — от центра.

29. Кольцевая линия появилась благодаря кружке кофе

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Кольцевая линия появилась почти случайно. Сталин слушал доклад и пил кофе. Планировалось обойтись без разгрузочной линии, используя радиальные ветки и пересадочные станции. Тогда Сталин поставил стакан прямо на план, на котором остался круглый кофейный след. «Это ваш главный недостаток, его и постройте» — сказал вождь, и вскоре линия, нарисованная коричневым цветом, в напоминание об этой истории, была внесена в проект.

30. В метро есть часы, которые показывают радиоактивный фон

Часы в конце платформы станции «Каширская» кроме указания времени суток и времени отправления последнего поезда отображают значение радиоактивного фона на станции.

31. Как определить глубину метро

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Если на станции Московского метрополитена нет эскалатора — значит, глубина её залегания менее 10 м, если эскалатор есть только на выход — до 15 м.

32. Есть ли в метро машинист-афроамериканец?

Ходят слухи, что в Москве есть машинист-афроамериканец. Например, есть история про эфиопа Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться на летчика, но после обучения не смог вернуться на родину из-за государственного переворота. Теперь он управляет электропоездом на Замоскворецкой линии. Другая версия, что парень всю жизнь прожил в Москве и наполовину русский.

33. В метро есть сопровождение для пожилых и беременных

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

В метро есть бесплатное сопровождение для пожилых, группы школьников, мам с детьми, многодетных семей и даже беременных с багажом. Чтобы вас встретили в точное время, нужно подать заявку здесь.

Суперфакт: в метро можно ездить со скидкой в 10%

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Весь апрель катайтесь в метро и возвращайте 10% с каждой поездки. Это работает и с другим общественным транспортом, а также на заправках. Все возвращается в рублях на ту же карту, с которой платили.

Для этого надо обзавестись Смарт Картой, которая каждый месяц дает повышенный кэшбэк 10% на разные категории.

Например, в феврале можно было вернуть деньги в ресторанах и барах, а в марте в такси и за покупку цветов. Смотрите сами — «Единый» на сорок поездок обойдется в 1440 рублей. Оплачиваешь картой и получаешь 144 рублей кэшбэком.

Помимо этого есть базовый кэшбэк в 1% за все — просто платите картой каждый день и получайте деньги с каждой покупки. Плюс можете рассчитывать на 7,5% годовых на остаток на счете, бесплатное пополнение с карт других банков в приложении и снятие наличных без комиссии до 5000 рублей в любом банкомате.

Кроме того, если расплачиваться картой на 30 000 рублей в месяц, то кэшбэк вырастет до 1,5%, а снятие наличных без комиссии — до 50 000 рублей.

Как получить Смарт Карту и ездить на метро с кэшбэком

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Чтобы заказать карту, надо скачать приложение банка «Открытие». Клиентом банка быть не обязательно — заявку на карту можно оставить как до, так и после регистрации в приложении.

В отделение банка идти не надо, карту вручит курьер, после чего ее остается активировать в приложении и пользоваться! Карту доставляют бесплатно в 34 городах России в течение нескольких дней.

    Скачай приложение и закажи Смарт Карту!

В общем, попробуйте Смарт Карту — заправлять любимую машину и скрываться от пробок в метро с 10% кэшбэком будет еще приятнее. Счастливого пути.

Всё самое интересное мы публикуем в Фейсбуке. Лайкните нам

Источник

Процесс прокладки метро под водой: просто о сложном

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Когда говорят о метрополитене под водой, обычно имеют в виду его положение под дном рек, каналов, озер и других водоемов. Подземные тоннели строят в тяжелых условиях, придумывая новые методы преодоления плывунов. Иногда приходится опускать на глубину более 80 метров.

Примером строительства под водой, а точнее под дном рек, стало метро Санкт-Петербурга. Не зря оно считается одним из самых глубоких в мире. В среднем станции в нем залегают на глубине 57 метров. Но и в других подземках приходится пересекать водные преграды.

Варианты строительства

Можно сказать, что технология прокладки метро под водой во многом схожа с прокладкой под сушей. Рыть тоннели приходится в недрах земли. Основное отличие связано с глубиной залегания и опасностью просачивания воды. Это требует значительно большего времени, труда и средств.

Все пять линий Петербургского метрополитена проходят под Невой. Общая их длина – 124,8 км. Самая глубокая станция – «Адмиралтейская» (84 м под землей). По ходу строительства новых веток на пути возникают естественные преграды, в том числе реки, озёра и целые подземные водоёмы. Такие места опасны не только возможностью внезапного прорыва стен тоннеля и затопления. Трудности возникают в процессе бурения, так как грунт зачастую чрезмерно насыщен влагой – из-за этого велика вероятность образования плывунов.

Прокладка метро возможна двумя способами: с использованием мелкого заложения тоннеля и глубокого (станция метрополитена может располагаться на глубине более 50 м.). В каждом отдельном случае способ определяется после проведения предварительных геодезических работ.

Прокладка тоннеля глубокого заложения

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Фото: Комплекс для прокладки евротоннеля под Ла-Маншем

Туннели прокладывают механизированными комплексами (ТПМК), выполняющими одновременно не только бурение, но и ряд других функций:

Для прохождения плывучих грунтов, насыщенных подземными водами, применяются ТПМК, оборудованные растворонагнетателем («Гидропригруз», «Slurry Shield»). В таких машинах в переднюю часть под высоким давлением подаётся бентонитовый раствор. Он создаёт прочную оболочку, позволяющую удерживать забой в неподвижном состоянии даже на тяжёлом неустойчивом грунте.

Проходческие щиты принято называть женскими именами. Такую традицию придумал производитель оборудования Ричард Ловат. Первое имя было – Барбара – в честь покровительницы подземных работ.

Немного истории

В Советском Союзе первый щит был приобретен в Англии в 1934 г. Использовался он для глубокой прокладки участка между Театральной площадью и Лубянкой (тогда «Площадь Дзержинского»). Перед советскими инженерами была поставлена задача: изготовить такой же щит на отечественном предприятии. Ее выполнили буквально за пару месяцев.

В настоящее время в целях экономии глубокозаложенные тоннели прокладывают только при необходимости – в местах пересечения рек и водоёмов. Однако в истории советского «Метростроя» нередки случаи, когда для прокладки под водой использовалось и мелкое заложение.

Прокладка метро мелкого заложения

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Фото: так прокладывают тоннель

Рассмотрим примеры мелкозаложенных тоннелей московского метро, которые строились там, где протекали ручьи или реки.

Перегон между станцией «Каширская» и «Варшавская» потребовал пересечения ручья Коломенского. Его отвели по новому руслу, проходящему в водопропускных трубах. Этот случай – первый в истории советских строителей, встретивших на своём пути естественную водную преграду.

При сооружении тоннеля под каналом имени Москвы впервые в истории мирового метростроительства работы проводились в непосредственной близости от дна водоёма. Для предотвращения размывов использовалась лёдогрунтовая плита, созданная по методу горизонтального замораживания. Этапы работ:

Такая технология обеспечила безопасность строительства и не мешала судоходству. Ее планировали применить для перегона между «ВДНХ» и «Ботаническим садом». Однако метод усовершенствовали.

На дне Яузы, по маршруту пролегания тоннеля, с помощью замораживания грунта создали герметичный отсек. Нижняя часть герметизировалась естественным водоупором, верхняя – лёдогрунтовой плитой.

Новые колонки для замораживания погружались ударным способом, что позволило минимизировать промерзание окружающей воды. Работы выполнялись с временного моста на плавучей опоре, перемещаемой по всей длине прогона.

Откачивали воду и нагнетали сжатый воздух через пробуренные скважины. По завершении работ мост и замораживающие элементы демонтировали.

Проблема подземных вод

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Фото: Кадр из фильма «Прорыв», об аварии на метрострое

Среди основных проблем метростроевцев – прохождение не поверхностных водоёмов, а подземных рек. Тех, в которых вода не «бежит» ручьём, а содержится в песках под давлением в несколько атмосфер. Сложные геологические условия и спешка (станцию хотели открыть к очередному партийному съезду) стали причиной аварий, произошедших в Санкт-Петербурге в 1974 и 1995 гг.

Первый размыв

Первая аварийная ситуация произошла на этапе строительства. Обнаруженный на 90-метровой глубине плывун был заморожен не полностью, в результате чего 8 апреля 1974 г. тоннель стал заполняться водой и песком. Почти километр был затоплен, доля лёдогрунтовой массы разморозилась. Над местом станции «Площадь Мужества» образовались провалы, по стенам домов пошли трещины.

При повторной попытке для замораживания плавучей массы впервые в мировой практике метростроения использовался жидкий азот. Доставлялся он со всего Советского Союза.

Этому событию посвящён художественный фильм-катастрофа «Прорыв», снятый в 1986 г. на «Ленфильме», кадр из которого представлен выше.

Второй размыв

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Хотя конструкция тоннеля получилось очень прочной, в него постоянно просачивалась вода – за сутки более 60 м³. В феврале 1995 г. приток резко увеличился, к тому же сказались последствия строительства тоннелей друг над другом – от вибрации стенки дали незначительную усадку.

«В толстенном металле, которым покрыты тюбинговые кольца, кое-где появились трещины. Вода с песком словно наждаком резала металл. Когда поезда оказались «по колено» в воде, а сверху на скоростные экспрессы полил «душ», руководители метрополитена ударили в колокола…», – вспоминали очевидцы.

На протяжении года верхний тоннель ремонтировался – фиксировались листы металла, а промежуток между ним и тюбингом заливался бетонной смесью. Однако вода ворвалась через нижний.

В ночь с 3-на 4-е декабря 1995 г. плывун промыл стенки нижнего тоннеля и размыл железнодорожные пути. Шахта была затоплена и законсервирована в экстренном порядке.

Восстановить движение поездов удалось только 26 июня 2004 г. Итальянская проходческая машина «Виктория» пробурила новый тоннель. Он построен с применением резиновых соединений, что обеспечивает гибкость и снижает вероятность прорывов. За это его называют гусеницей.

Видео о сложностях подземного строительства «Ушедшие в историю. Размыв»:

Современный способ борьбы с плывунами

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Схема метода струйного цементирования

Альтернатива использованию жидкого азота – струйное цементирование грунтов (jet-grouting). Метод был придуман около 30 лет назад, его применяют в большинстве случаев по причине невысокой стоимости и надежности. Суть в следующем:

Раствор перемешивается с окружающим грунтом, в результате образуется прочная колонна из грунтобетона. Созданные в шахматном порядке такие колонны выдерживают большие нагрузки. На них можно строить что угодно.

Источник

Процесс прокладки метро под водой: просто о сложном

Зачастую идёшь по Москве и даже не представляешь, какая жизнь кипит у тебя под ногами. И речь сейчас даже не о подземных гаражах, метро и старой канализации. Мало кто знает, что, кроме Москвы и Яузы, в столице протекают ещё несколько десятков речушек, о существовании которых мы зачастую даже не догадываемся.

Все они сокрыты под землёй стараниями человека. Речки, которые до этого весело бежали по поверхности земли, сейчас скованы стенами специальных туннелей и коллекторов и больше никогда не увидят белого света. Некоторым из них посчастливилось на короткие отрезки выглядывать наружу, но многие на протяжении всего своего пути на поверхность выйти не могут.

АиФ.ru хочет рассказать о пяти самых крупных московских подземных реках.

Лихоборка

Река под названием Лихоборка — самая длинная подземная река в Москве. Полностью её протяжённость составляет 16 километров. Порядка 12-ти из них протекают по территории Москвы. Большая часть реки скрыта под землёй. Лишь изредка она появляется на поверхности, чтобы через несколько десятков метров вновь убежать в кирпичный коллектор.

Эта речка берёт своё начало из болота, которое расположено между Новодачной платформой и Дмитровским шоссе. Пересекая МКАД у въезда на Коровинское шоссе, она скрывается в подземном коллекторе. Выходя на поверхность на Лихоборской набережной, река пересекает Октябрьское и Савёловское направления Московской железной дороги, а также Дмитровское шоссе. В Отрадном Лихоборка течёт по поверхности — полюбоваться ей можно в парке «Отрада». Далее по коллектору она следует под депо Серпуховско-Тимирязевской линии метро.

В Яузу Лихоборка впадает недалеко от станции метро «Ботанический сад», пробежав немного по северо-восточной окраине Главного ботанического сада РАН.

Река Лихоборка близ пересечения с Онежской улицей. Фото: Commons.wikimedia.org/ Анатолич1

Что же стало с Неглинкой?

В наши дни Неглинка не беспокоит город, но это спокойствие далось не легко и не сразу. На «усмирение» реки ушло едва ли не два столетия, в течение которых коллектор неоднократно достраивали и перестраивали, в результате чего в нем можно увидеть практически все технологии, которые применялись в этой области, начиная с первой половины XIX века. Впервые Неглинку убрали в трубу в 1817—1819 годах в ходе реконструкции Москвы после нашествия Наполеона. Но и после постройки коллектора река продолжала наполняться нечистотами, мусором и даже, вероятно, трупами криминального происхождения, что вызвало ужас у отважного репортера Гиляровского, спускавшегося в московскую «клоаку» в 1880-х. На рубеже прошлого и позапрошлого веков в Москве появилась городская система канализации, и сбросы нечистот в речки по большей части прекратились. Но кроме нечистот существовала еще одна проблема. Коллектор, возведенный в XIX веке, был небольшого сечения, и в сильные ливни его не хватало для быстрого пропуска всей прибывающей воды. После каждого сильного ливня по Трубной площади можно было буквально плавать на лодке. Уже слетал Гагарин, Леонов вышел в открытый космос, а город все страдал от бурных наводнений: 25 июня 1965 года Неглинка вышла из своих подземных берегов и затопила Москву от стен Кремля до Самотечной улицы. Не помогло и то, что в первой половине 1960-х от Театральной площади, под которой проходит река, до Москва-реки щитовым способом был построен новый коллектор. Он был проложен не параллельно старому, а по совершенно другой траектории в направлении Москворецкой набережной.

Тепло под ногами: как эффективно обогреть любую площадь

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Таким образом, у Неглинки появилось два устья на приличном удалении друг от друга. Однако выше Театральной площади река теснилась в старой трубе. Ситуация усугублялась тем, что за время существования коллектора местность вокруг была плотно застроена и покрыта асфальтом. Если раньше часть дождевой воды, как это бывает в природе, впитывалась в грунт, то теперь до 80% стока оказывалось в ливневой канализации.

Проблему надо было решать радикально. В 1970-х годах открытым способом был построен большой коллектор, начинающийся почти от Суворовской площади и заканчивающийся около Театральной. Это типично советское сооружение имеет прямоугольное сечение и сложено из бетонных плит. Здесь ничто не напоминает кирпичные своды, под которыми путешествовал Гиляровский. Зато серьезных наводнений на Неглинке больше не случалось.

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве
Коллектор реки Чечера 1930-х годов постройки, около устья. Справа — подземное устье реки Черногрязки. Устья обеих рек были искусственно перемещены вниз по течению Яузы, ниже Сыромятнического гидроузла (изначально реки впадали в нее по отдельности). Если бы этого не было сделано, коллекторы речек оказались бы затопленными поднявшимися водами Яузы.

Филька

Вторая по длине подземная река Москвы — Филька, которая протянулась на 10 километров. Она практически полностью скрыта под землёй, лишь не протяжении небольшого расстояния оставаясь свободной от кирпичных оков у своего истока.

Начало Филька берёт у небольшого болотца у МКАД в районе бывшей деревни Черепково. По поверхности пересекая Серебряноборский лес, Филька втекает на территорию Центральной клинической больницы УДП РФ, после чего тут же скрывается под землёй.

Сегодня естественное русло реки сильно изменено направлением коллекторов. Она бежит под улицей Академика Павлова, следуя дальше между Партизанской и Оршанской улицами, поворачивая к станции метро «Молодёжная». Далее река течёт под кинотеатром «Брест» и тянется вплоть до станции метро «Фили». Кстати, Филёвская линия метро как раз и проложена по дну русла Фильки. Впадает речушка в Москву-реку вблизи Западного речного порта.

В честь речки, кстати, получило название сначала село Фили, затем целый московский район, а после этого — улицы, станции метро, парки и многое другое.

Мазиловский пруд на реке Фильке. Вид от Мазиловской улицы. Фото: Commons.wikimedia.org/ Dmitry Markevich

Чем реки провинились?

Сегодня краеведы могут, ностальгически вздыхая, ходить по маршрутам бывших русел и искать в окружающем рельефе следы прежних берегов, но строительство коллекторов было мерой вынужденной. Реки убирали под землю не только в Москве, но и во многих других крупных городах мира. Исчезла в недрах Лондона река Флит, спрятана в землю парижская Бьевр, бегут в коллекторах ручьи Нью-Йорка. Причины, по которым водные потоки стали убирать под землю, схожи. Овраги и заболоченные берега затрудняли развитие городов, нарушая связность районов, мешая застраивать территории. В половодье и во время сильных ливней даже небольшие реки устраивали наводнения, затапливая улицы, дома и храмы. Но, пожалуй, главная причина заключалась в том, что в те давние времена об экологии не заботились и любой водный поток посреди города обязательно превращался в сточную канаву, куда сливали нечистоты и выбрасывали мусор. Московские реки вроде Неглинки, Рачки, Сорочки, протекающие в самом центре города, стали большой проблемой уже сотни лет назад, а в XVIII веке власти стали принимать решительные меры.

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве
Редкий случай — коллектор реки Фильки был построен уже в СССР (1960-е годы), однако в качестве строительного материала был выбран кирпич, а не обычный для того времени бетон. Еще одна нечасто встречающаяся особенность — под потолком коллектора проложены трубы теплосети.

Сосенка

Река Сосенка — третья по длине из подземных рек столицы — порядка 8,8 километра. Сегодня основная часть речки скрыта в коллекторах. Название своё река получила за характерную растительность, которую можно было наблюдать на протяжении практически всего её пути. Исток Сосенки находится за пределами МКАД, на южной окраине посёлка Восточный. На территорию Москвы река втекает чуть южнее Щёлковского шоссе.

Далее, если не считать двух достаточно крупных прудов, Сосенка полностью скрыта в коллекторах. Пробегая вдоль Новосибирской улицы, она впадает в Гольяновский пруд, который находится между Уссурийской и Алтайской улицами. После этого Сосенка вновь прячется в коллектор и течёт вдоль 2-го и 1-го Иртышских проездов, Тюменской улицы. Затем река опять появляется на поверхности, впадая в Черкизовский пруд, затем утекая в кирпичную трубу. Примерно в этом месте реку, кстати, можно увидеть из вагона медленно едущего метро — она пересекает Сокольническую линию, проходя под скрытым метромостом. Далее, следуя вдоль 1-й и 2-й Пугачёвских улиц, она сливается с рекой Серебрянкой.

Гольяновский пруд в пойме Сосенки. Фото: Commons.wikimedia.org/ Carpodacus

Проблема подземных вод

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве
Фото: Кадр из фильма «Прорыв», об аварии на метрострое

Среди основных проблем метростроевцев – прохождение не поверхностных водоёмов, а подземных рек. Тех, в которых вода не «бежит» ручьём, а содержится в песках под давлением в несколько атмосфер. Сложные геологические условия и спешка (станцию хотели открыть к очередному партийному съезду) стали причиной аварий, произошедших в Санкт-Петербурге в 1974 и 1995 гг.

Первый размыв

Первая аварийная ситуация произошла на этапе строительства. Обнаруженный на 90-метровой глубине плывун был заморожен не полностью, в результате чего 8 апреля 1974 г. тоннель стал заполняться водой и песком. Почти километр был затоплен, доля лёдогрунтовой массы разморозилась. Над местом станции «Площадь Мужества» образовались провалы, по стенам домов пошли трещины.

При повторной попытке для замораживания плавучей массы впервые в мировой практике метростроения использовался жидкий азот. Доставлялся он со всего Советского Союза.

Этому событию посвящён художественный фильм-катастрофа «Прорыв», снятый в 1986 г. на «Ленфильме», кадр из которого представлен выше.

Второй размыв

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Хотя конструкция тоннеля получилось очень прочной, в него постоянно просачивалась вода – за сутки более 60 м³. В феврале 1995 г. приток резко увеличился, к тому же сказались последствия строительства тоннелей друг над другом – от вибрации стенки дали незначительную усадку.

«В толстенном металле, которым покрыты тюбинговые кольца, кое-где появились трещины. Вода с песком словно наждаком резала металл. Когда поезда оказались «по колено» в воде, а сверху на скоростные экспрессы полил «душ», руководители метрополитена ударили в колокола…», – вспоминали очевидцы.

На протяжении года верхний тоннель ремонтировался – фиксировались листы металла, а промежуток между ним и тюбингом заливался бетонной смесью. Однако вода ворвалась через нижний.

В ночь с 3-на 4-е декабря 1995 г. плывун промыл стенки нижнего тоннеля и размыл железнодорожные пути. Шахта была затоплена и законсервирована в экстренном порядке.

Восстановить движение поездов удалось только 26 июня 2004 г. Итальянская проходческая машина «Виктория» пробурила новый тоннель. Он построен с применением резиновых соединений, что обеспечивает гибкость и снижает вероятность прорывов. За это его называют гусеницей.

Видео о сложностях подземного строительства «Ушедшие в историю. Размыв»:

Современный способ борьбы с плывунами

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве
Схема метода струйного цементирования

Альтернатива использованию жидкого азота – струйное цементирование грунтов (jet-grouting). Метод был придуман около 30 лет назад, его применяют в большинстве случаев по причине невысокой стоимости и надежности. Суть в следующем:

Раствор перемешивается с окружающим грунтом, в результате образуется прочная колонна из грунтобетона. Созданные в шахматном порядке такие колонны выдерживают большие нагрузки. На них можно строить что угодно.

Неглинная

Неглинка, как реку Неглинную привыкли называть в народе, — это самая известная из подземных рек Москвы. Она полностью скрыта под землёй и протекает через весь центр столицы, впадая в Москву-реку. Неглинная тянется на 7,5 километров.

Истоки реки также скрыты под землёй. Они находятся в районе Марьиной рощи. Она, протекая под 2-м Стрелецким переулком, Стрелецкой, Новосущёвской улицами, улицей Достоевского, бежит вдоль названного в её честь 3-го Самотёчного переулка.

По ходу движения Неглинной было множество прудов. Какие-то из них она создавала сама, какие-то — питали её своей водой. Сегодня из всего разнообразия сохранился лишь Селезнёвский пруд. Но даже он больше к Неглинной никакого отношения не имеет — её коллектор не связан с водами пруда.

Нынешняя Неглинная бежит под Екатерининским и Самотёчным скверами, Самотёчной площадью, протекая вдоль Цветного бульвара под Трубной площадью и под Неглинной улицей, названными, конечно, в честь неё и её коллектора. Поворачивая на юго-запад, река следует под ЦУМом, Театральной и Манежной площадями, Александровским садом и бежит вдоль Кремля, впадая в Москву-реку.

Репродукция картины Аполлинария Васнецова «Старое устье Неглинки. Водовзводная башня с шатром» из собрания Музея истории и реконструкции Москвы. Фото: РИА Новости

Варианты строительства

Можно сказать, что технология прокладки метро под водой во многом схожа с прокладкой под сушей. Рыть тоннели приходится в недрах земли. Основное отличие связано с глубиной залегания и опасностью просачивания воды. Это требует значительно большего времени, труда и средств.

Все пять линий Петербургского метрополитена проходят под Невой. Общая их длина – 124,8 км. Самая глубокая станция – «Адмиралтейская» (84 м под землей). По ходу строительства новых веток на пути возникают естественные преграды, в том числе реки, озёра и целые подземные водоёмы. Такие места опасны не только возможностью внезапного прорыва стен тоннеля и затопления. Трудности возникают в процессе бурения, так как грунт зачастую чрезмерно насыщен влагой – из-за этого велика вероятность образования плывунов.

Прокладка метро возможна двумя способами: с использованием мелкого заложения тоннеля и глубокого (станция метрополитена может располагаться на глубине более 50 м.). В каждом отдельном случае способ определяется после проведения предварительных геодезических работ.

Прокладка тоннеля глубокого заложения

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве
Фото: Комплекс для прокладки евротоннеля под Ла-Маншем

Туннели прокладывают механизированными комплексами (ТПМК), выполняющими одновременно не только бурение, но и ряд других функций:

Для прохождения плывучих грунтов, насыщенных подземными водами, применяются ТПМК, оборудованные растворонагнетателем («Гидропригруз», «Slurry Shield»). В таких машинах в переднюю часть под высоким давлением подаётся бентонитовый раствор. Он создаёт прочную оболочку, позволяющую удерживать забой в неподвижном состоянии даже на тяжёлом неустойчивом грунте.

Проходческие щиты принято называть женскими именами. Такую традицию придумал производитель оборудования Ричард Ловат. Первое имя было – Барбара – в честь покровительницы подземных работ.

Немного истории

В Советском Союзе первый щит был приобретен в Англии в 1934 г. Использовался он для глубокой прокладки участка между Театральной площадью и Лубянкой (тогда «Площадь Дзержинского»). Перед советскими инженерами была поставлена задача: изготовить такой же щит на отечественном предприятии. Ее выполнили буквально за пару месяцев.

В настоящее время в целях экономии глубокозаложенные тоннели прокладывают только при необходимости – в местах пересечения рек и водоёмов. Однако в истории советского «Метростроя» нередки случаи, когда для прокладки под водой использовалось и мелкое заложение.

Вам может быть интересно: Наследие СССР: самые крупные заводы.

Прокладка метро мелкого заложения

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве
Фото: так прокладывают тоннель

Рассмотрим примеры мелкозаложенных тоннелей московского метро, которые строились там, где протекали ручьи или реки.

Перегон между станцией «Каширская» и «Варшавская» потребовал пересечения ручья Коломенского. Его отвели по новому руслу, проходящему в водопропускных трубах. Этот случай – первый в истории советских строителей, встретивших на своём пути естественную водную преграду.

При сооружении тоннеля под каналом имени Москвы впервые в истории мирового метростроительства работы проводились в непосредственной близости от дна водоёма. Для предотвращения размывов использовалась лёдогрунтовая плита, созданная по методу горизонтального замораживания. Этапы работ:

Такая технология обеспечила безопасность строительства и не мешала судоходству. Ее планировали применить для перегона между «ВДНХ» и «Ботаническим садом». Однако метод усовершенствовали.

На дне Яузы, по маршруту пролегания тоннеля, с помощью замораживания грунта создали герметичный отсек. Нижняя часть герметизировалась естественным водоупором, верхняя – лёдогрунтовой плитой.

Новые колонки для замораживания погружались ударным способом, что позволило минимизировать промерзание окружающей воды. Работы выполнялись с временного моста на плавучей опоре, перемещаемой по всей длине прогона.

Откачивали воду и нагнетали сжатый воздух через пробуренные скважины. По завершении работ мост и замораживающие элементы демонтировали.

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Хапиловка

Последняя в нашем списке подземная река Москвы своей длиной не выделяется — всего 2,8 километра. Зато Хапиловка — река с самым крупным среди подземных рек Москвы бассейном — 75 квадратных километров.

Она образуется слиянием рек Сосенки и Серебрянки и течёт на запад по южной окраине района Преображенское. Примерное направление течения можно угадать по однопутной железной дороге, которая оканчивается на территории старого Электрозавода. Как раз вдоль рельсов и расположен коллектор, в котором ныне сокрыта Хапиловка.
Устье Хапиловки, протекающей в коллекторе между зданиями Московского электролампового завода. Фото: Commons.wikimedia.org/ NVO

Подземная жизнь и водопады

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве
Водопад в коллекторе ливневой канализации в Митино. Вода с большого возвышения течет в открытую речку Сходню, преодолевая несколько каскадов, подобных тому, что изображен на снимке.

Под землей можно нередко найти водопады, которых обычно нет у равнинных рек. Это связано с тем, что коллекторы с крутым уклоном сложнее строить и эксплуатировать. Вместо них строят обычные коллекторы с небольшим уклоном и соединяют их «ступенькой», которая и образует водопад. Чтобы падающая вода не разбивала бетон или кирпич, под водопадом устраивают водобойную яму. Каскадов может быть несколько.

Встречаются и другие гидротехнические сооружения — небольшие плотинки, перенаправляющие потоки воды по разным трубам, отстойники, снегосплавные камеры, оставшиеся с тех времен, когда снег сбрасывали в подземные реки. Есть и уникальные сооружения, например двухэтажный коллектор, где одна речка течет над другой.

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Есть ли в подземных реках что-то хорошее?

Разумеется, есть. Во‑первых, как уже говорилось, на них основана вся ливневая канализация, и лишь там, где реки далеко, для дренажа строят отдельные си­стемы. Во‑вторых, в поймах спрятанных под землю рек грунт рыхлый и неустойчивый, а потому без особой нужды эти долины не застраиваются. Поэтому нередко на месте речных русл мы видим просторные бульвары, по которым так хорошо прогуливаться. Это, например, Цветной бульвар и Самотечный сквер по пути Неглинки или Звездный и Ракетный бульвары над рекой Копытовкой. В-третьих, рекам, которых уже нет на поверхности, москвичи обязаны многими известными прудами и каскадами прудов. Например, пруд в Московском зоопарке изначально наполнялся водами скрытой реки Пресни, пруд Садки находится на реке Коломенке, а Калитниковский пруд — на Калитниковском ручье. Правда, в наши дни, как правило, основная часть воды из этих речек идет мимо прудов через обходные коллекторы, дабы пруды не выходили из берегов и не загрязнялись сточными водами.

какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть фото какие станции метро проходят под водой в москве. Смотреть картинку какие станции метро проходят под водой в москве. Картинка про какие станции метро проходят под водой в москве. Фото какие станции метро проходят под водой в москве

Ушедшие под землю реки оставили о себе память в виде названий улиц, особенностей рельефа и даже сохранившихся мостов. Пример — Горбатый мост, по которому когда-то переправлялись через Пресню. А не стоит ли подумать о том, чтобы по пути этих рек поставить памятные знаки или информационные стенды, рассказывающие жителям города о потайной гидрографии столицы?

Статья «Реки у нас под ногами» опубликована в журнале «Популярная механика» (№4, Апрель 2017).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *