какие типы слухов выделяют современные психологи
86. Психология слухов
86. Психология слухов
Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения.
Модель психологического воздействия слухов включает:
2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух;
4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух.
Этапы психологического воздействия слухов:
1) операционный – воздействие субъекта;
2) процессуальный – принятие (непринятие) воздействия объектом;
3) результат воздействия слуха – последствия перестройки психики объекта.
Слухи оказывают воздействие на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астенические психические состояния, вплоть до истерики.
Виды слухов:
1) по достоверности:
а) абсолютно недостоверные;
б) недостоверные с элементами правдоподобия;
г) достоверные с элементами неправдоподобия.
2) по экспрессивности:
в) агрессивный слух.
3) по происхождению:
б) умышленно сфабрикованные:
› первичные – изначально сфабрикованные слухи;
› вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами.
а) будоражащие групповое мнение;
б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение;
в) разрушающие связи между лицами и группами.
Факторы, способствующие распространению слухов:
1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);
2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;
3) недоверие к информации властей;
4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);
5) общая усталость, изнурение;
6) подтверждение предыдущих слухов;
Мотивы распространения слухов:
1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею;
2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности;
3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;
4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;
5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку;
6) стремление выйти в лидеры;
7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор.
Социально-психологические особенности восприятия слухов:
1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон;
2) стремление спасаться вместе со всеми;
3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;
4) одобрение слуха большинством;
5) легкая внушаемость и заражаемость части людей;
6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха.
Функции слухов:
1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;
2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;
4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.
Последствия слухов:
1) рост напряженности;
2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;
3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;
4) снижение работоспособности;
5) увеличение конфликтов
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Распространение слухов
Распространение слухов Сколько слухов наши уши поражает… В. С. Высоцкий Слухи — явление всем известное и в социальном программировании часто используемое. Пример того, что можно натворить, если грамотно «работать со слухом», приведен ранее в примере, где мы рассуждали,
Анализ слухов
Анализ слухов Такая коммуникативная единица, как слух, являясь достаточно частотным элементом массового общения, значительно реже попадает в обиход общения научного. О распространенности этого явления свидетельствуют данные социологических исследований (см.,
Что такое глубинная психология и почему глубинная психология «глубинная»?
Что такое глубинная психология и почему глубинная психология «глубинная»? Конспект лекции, прочитанной летом 1999 года в Институте биологии и психологии человека, Санкт-Петербург.Термин «глубинная психология» (от нем. Tiefenpsychologie) был предложен Юджином Блейлером в 1913 году
Распространение слухов об окружающих
Распространение слухов об окружающих Подойдя к вам, они заговорщицким тоном говорят вполголоса: «Вы уже наверняка слышали об этом, не правда ли. » То же самое они рассказывают и всем остальным, причем зачастую не по одному разу.Они не умеют хранить секреты и выбалтывают
Глава 3.3. Психология слухов и сплетен
Глава 3.3. Психология слухов и сплетен Массовые психологические явления возникают вследствие того, что какая-то важная информация становится массовой или же у людей возникает иллюзия обладания такой информацией. Это происходит либо тогда, когда они оказываются под
Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)
Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях
СОБИРАТЕЛЬНИЦА ИСТОРИЙ, СЛУХОВ, СПЛЕТЕН
СОБИРАТЕЛЬНИЦА ИСТОРИЙ, СЛУХОВ, СПЛЕТЕН Намеки и полунамеки, движения бровями «ну, ты понимаешь, о чем я» — все это язык Гекаты. Если разговаривающие женщины неожиданно замолкают, когда кто-то входит или проходит мимо, и провожают его подозрительными и недовольными
ПСИХОЛОГИЯ И ТРУД. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ И ТРУД. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Психология труда – это отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX–XX вв. в связи с ростом
Психология
Психология Последствия «полового воспитания»Насколько можно верить тому, что наши родители говорят нам о сексе? Родители делятся на «продвинутых» и «непродвинутых», первые говорят нам всю правду (почти правду, или почти всю), вторые – рассказывают нам об аистах, капусте
Глава 3.3. Психология слухов и сплетен
Слухи и их разновидности
Слухи — это особая, обычно недостоверная информация (и/или искажающая форма передачи любой информации, придающая ей некоторую особенность), передающаяся исключительно в устной форме, как бы «по секрету», и функционирующая исключительно в звуковой форме. Подчеркнем: слухи и сплетни — это всегда искаженная, не вполне достоверная или вполне недостоверная, по крайней мере, не проверенная по каким-то причинам информация. С течением времени, разумеется, слухи могут подтверждаться фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в знание, в достоверную информацию.
Согласно общим социально-психологическим определениям, слухи — это «мас-совидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующему людей вопросу» (Платонов, 1984). В несколько иной, однако также известной социально-психологической трактовке, слухи — это тот «специфический вид межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории» («Психология: Словарь», 1990).
Поскольку слухи — всегда в той или иной степени недостоверная информация, то один из наиболее очевидных способов построения типологии слухов, как правило, сводится именно к их классификации по степени достоверности содержащейся в слухе информации. С этой, информационной точки зрения, слухи подразделяются на четыре типа — от абсолютно недостоверных через просто недостоверные, достоверные и близкие к действительности.
Еще раз следует подчеркнуть: принято считать, что полностью информационно достоверными слухи практически никогда не бывают, поскольку в самом процессе циркуляции фабула слуха обычно претерпевает психологически закономерные трансформации. Более того, хорошо известно, что в процессе устной циркуляции любая, даже самая достоверная информация постепенно теряет степень своей «достоверности» (тождественности оригиналу) и, рано или поздно, превращается в слухи. Даже средневековый европейский герольд или наш родной, отечественный глашатай, читавший один и тот же монарший указ в разных населенных пунктах с разной интонацией и «выражением», неизбежно превращал текст указа в пересказываемый им слух. При «обращении в слух» письменной информации, это практически всегда становится неизбежным. Тем более это многократно усиливается, когда сказанное вслух начинает передаваться уже не профессионалом-диктором, а пересказываться простыми людьми. Умножающиеся искажения всегда увеличивают степень недостоверности информации. Не случайно в парламентах многих развитых стран мира категорически запрещается принимать законы или поправки к законам, что называется, «на слух» или «со слуха».
Так, искажающе, действует слух в качестве специфического канала передачи информации. Тем более эта особенность проявляется при рассмотрении слухов в качестве особого содержательного явления, изначально далекого от достоверной информации.
Суммируя многочисленные определения, выделим наиболее существенное для понимания слухов в содержательном социально-психологическом плане. Первая особенность слухов — это недостоверность содержащейся в них информации. Вторая особенность слуха — обязательное наличие сильного эмоционального компонента. С одной стороны, он искажает информацию, с другой стороны, он как бы компенсирует дефицит достоверности, стимулируя сильное эмоциональное отношение. С точки зрения эмоциональных характеристик, выделяются три основных типа слухов.
Первый тип — это так называемый «слух-желание», то есть слухи, содержащие достаточно сильное эмоциональное желание, отражающие некоторые актуальные потребности и ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. Ярким примером слухов такого рода принято считать, в частности, упорно ходившие среди российского крестьянства в середине XIX века слухи о скором освобождении от крепостной зависимости. В некоторых разновидностях подобные слухи связывали освобождение с некоторыми условиями — говорили, например, что освободят всех участников войны с Турцией (потому многие крестьяне добровольно просились на фронт), что начнут с ветеранов войны с Наполеоном и т. д. С одной стороны, эти с. хи отражали стремление крестьян к свободе. С другой стороны, они отражали эмоционально сильную веру в «доброго царя». Неудовлетворенные ожидания порождали массовый протест, бунты и побеги крестьян. Тем самым циркуляция подобных слухов создавала такую ситуацию, в которой царь и правительство действительно оказались вынужденными начать реформу, приняв декрет об отмене крепостного права.
«Слух-желание» осуществляет двоякую социально-психологическую функцию С одной стороны, обычно он соответствует пожеланиям людей и потому как бы поддерживает тонус их социального существования. Такого рода слухи успокаивают, препятствуют развитию негативных эмоций, не дают развиваться панике и излишней агрессивности. С другой стороны, именно такие слухи деморализуют население, создавая завышенные ожидания. Когда с течением времени становится очевидно, что сформировавшимся желаниям не суждено осуществиться, могут возникать противоположные явления — вспышки агрессивного поведения, панические реакции, ненависть по отношению к тем, кто якобы «наобещал», но не выполнил обещанного. Исходя из этого, подобные слухи активно используются для манипуляции психологией масс. Приведем только два исторических примера, когда «слухи-желания» распространялись среди населения стран-противников. В период «странной войны» с Францией (1939-40 гг.) немцы усиленно распространяли слух о том, что «скоро начнутся переговоры». Это расслабляло готовность французов к сопротивлению, что и было использовано немцами.
Зимой 1942 г. японцы активно распространяли среди населения США слух о том, что в ходе уже начавшейся войны «японцам не хватит бензина даже на полгода». Конкретная цель в такой «войне слухов» была вполне понятна: вызвать разочарование по поводу несбывшегося желания и связанную с разочарованием деморализацию. В целом ряде случаев, как показывает анализ последующего развития событий, такие цели успешно достигались.
Второй тип слухов — это так называемый «слух-пугало», т. е. слухи, несущие и вызывающие выраженные эмоционально негативные, пугающие настроения и состояния, отражающие некоторые актуальные, но нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются. «Слухи такого типа возникают в периоды социального напряжения (стихийное бедствие, война, подготовка военного переворота и т. д.), и их сюжеты варьируют от просто пессимистических до откровенно панических» («Основы социальной…», 1984). Особенно широкое распространение слухи такого рода приобретают в ситуациях сложных социальных и политических реформ, смены власти или общественного устройства в целом. Известно, что в таких ситуациях обычно как раз и появляется достаточно ограниченный набор сюжетов, выступающих в качестве стержней пугающих слухов. Некоторые из них видоизменяются в зависимости от культурных, религиозных или национальных традиций, хотя основная часть остается практически неизменной. Среди последних наиболее часто встречаются слухи-пугала о якобы неизбежном повышении цен на продукты питания, их исчезновении и приближающемся голоде. Такие слухи были зафиксированы в России в 1917 и в 1990-91 гг., в Чили в 1971-73 гг., в Никарагуа в 1980 г., в Афганистане в 1980 г. и во многих других сходных ситуациях. Принимая такие слухи за чистую монету, доверяя им, часть населения бросается закупать подчас вообще не нужные им продукты или покупают их в неразумных объемах, в результате чего действительно искажается конъюнктура рынка. Товары быстро исчезают с прилавков или стремительно растут в цене, может действительно возникать голод.
Аналогичным образом распространяются слухи-пугала о «грядущем контрнаступлении реакции», близком военном перевороте, «неотвратимом отмщении» лицам, активно сотрудничающим с новой властью, и т. д. Усиление пессимистических настроений дополнительно стимулируется также весьма типичными для таких ситуаций слухами о якобы имеющихся разногласиях, борьбе за власть в новом руководстве, развитой коррупции и т. д. Примерами слухов подобного рода полна новейшая история России.
В социально-историческом плане любопытные разновидности таких слухов встречались в целом ряде стран со специфическими традициями и проблемами. Например, среди отсталых патриархальных культур с неграмотным в массе населением подлинный ужас вызывали слухи о том, что «пришедшие к власти революционеры планируют уничтожить («переработать на мыло») стариков и калек» (Эфиопия, 1975 г.), что «новые власти собираются стерилизовать детей» (Мексика, 1974 г. и Индия 1975 г.), что «предстоит обобществление («коллективизация», «коммунизация») жен» (Россия, 1917 г.) и т. д.
Социально-психологическая функция и сверхзадача слухов такого рода также достаточно понятна. С одной стороны, это вполне определенное запугивание населения. С другой стороны, это попытка активизировать сопротивление новым социальным силам и резко усилить хаос и неразбериху, разрушить социальное спокойствие.
Третий тип слухов — так называемый «агрессивный слух», т. е. слухи, не просто вызывающие выраженные эмоционально негативные настроения и состояния, отражающие некоторые актуальные нежелательные ожидания аудитории, в которой они возникают и распространяются, а конкретно направленные на стимулирование агрессивного эмоционального состояния и вполне определенного поведенческого «ответа», жесткого агрессивного действия. Слухи такого рода возникают в ситуациях пиковых противоречий, в основном связанных с социальными межгрупповыми и межэтническими, межнациональными конфликтами. Приведем несколько всем известных примеров такого рода слухов: «В Леопольдвиле негры вырезают белое население» (Заир, 1960); «Беспорядки в Панаме вызваны кубинскими агентами» (Вашингтон, 1964); «Новая власть грабит страну, отправляя зерно на Кубу и в Россию» (Никарагуа, 1980).
Агрессивные слухи представляют собой как бы продолжение слухов-пугал. В основе некоторых сюжетов слухов-пугал обычно также имеется немалый агрессивный заряд. Известно, в частности, что достаточно резкие антикооперативные и антиправительственные агрессивные выступления населения провоцировались в различных исламских странах Средней Азии, на Кавказе, в ряде африканских и арабских государств, в Афганистане под влиянием весьма примитивного слуха с сюжетом о «большом одеяле». В разных модификациях такого слуха настойчиво утверждалось, что требуемая новыми, в ту пору считавшимися революционными властями коллективизация заключается в том, что все сельчане, вместе с женами, должны будут спать по ночам в одном специальном помещении, укрываясь «общим одеялом».
Однако основной социально-психологической функцией агрессивных слухов является не просто запугивание, а провокация агрессивных действий. Эти слухи строятся не повествовательно, что в основном обычно свойственно «слухам-желаниям» и «слухам-пугалам», а отрывочно-телеграфно. Это короткие, рубленые фразы, сообщающие о конкретных «фактах», что называется, «взывающих к отмщению». Они несут значительно более сильный эмоционально отрицательный заряд, формируя аффективную общность «мы» («нормальных людей») в противовес общности «они» («зверствующих нелюдей»). Наконец, часто такие слухи непосредственно требуют действенного ответа в виде ответной агрессии. Из примеров последнего периода российской истории можно напомнить многочисленные слухи о зверствах федеральных войск в Чечне, распространяемые чеченцами, и, соответственно, почти аналогичные слухи о зверствах чеченских боевиков в отношении федеральных войск.
Несколько особняком стоит то, что можно считать четвертым типом — нелепыми слухами. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главным в них является очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются совершенно самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному массовому сознанию. Слухи данного типа особенно часто появляются в периоды переломов массового сознания, когда люди находятся в растерянности в связи с тотальной сменой систем ценностей, представлений, картин мира. Их основная функция заключается в попытках построения нового, более адекватного образа мира из обломков предыдущих и зачатков новых представлений. Тогда и появляются слухи, в которых соединяется несопоставимое. В качестве примера приведем короткое, но впечатляющее описание московских слухов начала прошлого века, приводимое М. А. Булгаковым: «Что в Москве творится — уму непостижимо человеческому! Семь сухаревских торговцев уже сидят за распространение слухов о светопреставлении, которое навлекли большевики. Дарья Петровна говорила и даже называла точно число: 28 ноября 1925 года, в день преподобного мученика Стефана земля налетит на небесную ось… Какие-то жулики уже читают лекции» (Булгаков, 1995).
В целом же слухи, особенно их наиболее нелепые разновидности, давно уже стали предметом не только научно-аналитического, но и художественного, литературно-образного осмысления. Немало конкретных примеров разного рода слухов содержится, в частности, во всем известных пародийных песнях А. Галича и В. Высоцкого, в свое время также существовавших и распространявшихся в рамках исключительно «слуховой» субкультуры советского андерграунда. Прекрасный пример агрессивного антисемитского слуха мы находим у А. Галича: «Им кровушки мало, они по запарке зарезали, гады, слона в зоопарке». У В. Высоцкого находится ряд блестящих примеров почти классических «слухов-пугал» вроде: «Ходят слухи, будто все подорожает, а особенно поваренная соль». Или еще: «Вы слыхали? Скоро бани все закроют. Навсегда, и эти сведения верны». Правда, Высоцкий все-таки был оптимистом и дал великолепный пример «слуха-желания»: «Ходят слухи, будто сплетен вдруг не будет, ходят сплетни, будто слухи запретят».
Разумеется, пожелания такого рода абсолютно неосуществимы. Слухи невозможно запретить, как нельзя запретить анекдоты и иные проявления массовой психологии Слухи будут всегда, поскольку психология масс вечна. По сути же своей слухи и являются одной из базовых форм ее функционирования.
Понятие слухов и их признаки
В последнее время к слухам увеличился интерес специалистов в самых различных областях деятельности: психологов, социологов, имиджмейкеров, журналистов, специалистов в области паблик рилейшнз, маркетинга, рекламы; специалистов, осуществляющих информационно-пропагандистское обеспечение деятельности государственных и правоохранительных органов. И неудивительно, поскольку слухи выступают важным фактором формирования общественного мнения, имиджа личности, организации, предприятия.
Из статьи читатель узнает о причинах и условиях возникновения слухов, что такое слух и каковы его признаки. Наконец, почему же люди склонны доверять слухам? И еще: оказывается, слухами можно управлять, и в организации этим должны заниматься менеджеры, сотрудники кадровых служб.
Слухи в истории человеческой цивилизации появились так же давно, как и общение вообще. Обмен информацией в форме слухов стимулируется ориентировочным рефлексом. На ранних стадиях развития человечества это был единственный способ обмена значимой информацией, касающейся удовлетворения основных потребностей, — об источниках опасности, жизненно важных ресурсах, о фактах жизнедеятельности иерархически устроенной группы и т. д. По мнению специалистов [1], возможность передачи информации от одного индивида к другому являлась залогом выживания первобытных сообществ.
Предпосылки функционирования слухов российский психолог Сергей Беззубцев усматривает:
во-первых, в том, что с развитием цивилизации, усовершенствованием специализации и разделением труда, усложнением внутригрупповых и межгрупповых связей возрастала необходимость в обмене информацией и ее коллективной интерпретации;
во-вторых, в том, что, сталкиваясь с непонятным явлением и не находя удовлетворительного объяснения самостоятельно, человек с давних пор привык обращаться за помощью к сообществу.
В последнее время к слухам увеличился интерес специалистов в самых различных областях деятельности: психологов, социологов, специалистов в области паблик рилейшнз, маркетинга, рекламы, имиджмейкеров, журналистов; специалистов, осуществляющих информационно-пропагандистское обеспечение деятельности государственных и правоохранительных органов. И неудивительно, поскольку слухи выступают важным фактором формирования общественного мнения, имиджа личности, организации, предприятия. Они являются своеобразным кривым зеркалом, в котором отражаются уже существующие установки, стереотипы, представления, ожидания людей.
Слухи также могут нести серьезное деструктивное начало, негативно влиять на трудовую мотивацию персонала. На фоне слухов может возникать паника, дезорганизация работы жизненно важных технологических циклов. Они зачастую серьезно компрометируют политических лидеров, органы государственного управления, правоохранительные органы, армию, торговые марки, бренды. В некоторых организациях слухи — это наиболее сильные средства коммуникации. Нередко они распространяются быстрее, чем официальная информация [2].
Но стихией слухов можно управлять. Современные исследования в области организационной психологии, маркетинга доказывают, что слухи можно целенаправленно создавать, например с целью увеличения прибыли. В настоящее время пропаганда с использованием слухов, по оценкам некоторых специалистов в области массовой коммуникации, стоит в одном ряду с пропагандой через прессу, радио, телевидение и кино [3]. Среди профессий, связанных с использованием коммуникативных технологий, появилась такая как специалист по слухам [4], или слухмейкер [1]. Работа со слухами, в частности борьба с ними, является одной из обязательных задач служб паблик рилейшнз. А внутриорганизационными слухами должны управлять менеджеры, сотрудники кадровых служб предприятий.
Причины и условия возникновения слухов
Прежде чем приступить к рассмотрению причин и условий возникновения, методов и приемов работы со слухами, стоит разобраться, что такое слух. Вопрос не праздный. Многие исследователи предпринимали попытки дать такое определение, но общепринятого пока не существует. Более того, наметились разночтения в понимании слуха в социальной психологии и маркетинге. Необходимо дать рабочее определение, которое бы позволило решать практические задачи, связанные со слухами. Такое определение можно сформулировать, проанализировав признаки слухов.
В качестве признаков слухов авторы, изучающие это явление, обычно рассматривают (см. рисунок):
Неопределенность достоверности информации. Эта характеристика информации может колебаться в очень широком диапазоне: от правдоподобной до абсолютно недостоверной. Широта спектра достоверности информации, передаваемой слухом, является следствием того, что в процессе распространения сюжет слуха подвергается изменениям в сторону приспособления к психическим нуждам коммуникаторов (рассказчиков) и реципиентов (слушателей). Именно поэтому, по мнению некоторых исследователей, полностью достоверными слухи не бывают. При изустной передаче они неизбежно подвергаются искажениям и всегда чем-то грешат против истины.
Направленность содержания слуха на удовлетворение какой-либо психической потребности людей, неудовлетворенной иными способами [3]. Неудовлетворенность и желание получить удовлетворение выступают в качестве мотива для восприятия и воспроизведения услышанного. Георгий Почепцов, доктор философских наук, профессор, автор большого количества книг в области паблик рилейшнз, имиджелогии, теории коммуникации и семиотики, пишет: «Одно из шутливых определений рекламы гласит, что реклама — это искусство говорить вещи, приятные для вас. Следует признать, что и слухи представляют собой желаемую информацию. Ведь даже негативные предсказания в них принимаются на веру. Такова наша психология и психология восприятия информации» [5].
Коллективное авторство, анонимность. Передаваемый изустно слух является продуктом коллективного творчества [3], коллективной попыткой объяснить проблемную и эмоционально насыщенную ситуацию даже в том случае, если он запущен умышленно. Важнейшей функцией слуха является интерпретация [1] актуальных событий.
Важной характеристикой слуха традиционно считается его устность. «Слух, — пишет Георгий Почепцов, — принципиально принадлежит неписьменной коммуникации. Он распространяется в устной среде и теряет многие качества, попадая на страницы, например, газеты. Там он служит лишь поводом для опровержения или подтверждения, однако не является при этом уже самостоятельной единицей» [4]. Слух передается устно от человека к человеку. Устность предполагает высокую степень ориентации на получателя сообщения, учет его интересов, потребностей. Слух должен вызывать доверие у слушателя. Сообщения, транслируемые средствами массовой информации, могут рассматриваться как информационный повод для слуха, дающий начало его передаче от одного человека к другому, при этом существенно трансформируясь.
Вместе с тем последние публикации, посвященные слухам, в частности их использованию в маркетинге, дают основания поставить под сомнение принципиальную устность слуха. Почти все авторы, которые касаются темы использования слухов в маркетинге, пишут о возможности и необходимости трансляции слуха в Интернете. Более того, Сергей Беззубцев, рассматривая территориальное пространство слуха, отмечает, что «по мере укрупнения пространственной единицы все большее значение приобретают не личные («сарафанное радио»), а массовые коммуникации — информационные агентства, средства массовой информации, теле- и радиопередачи, Интернет и т. д. Если на уровне одного отдела или небольшой компании вполне достаточно устной передачи слуха, то на корпоративном уровне уже могут быть задействованы письма по электронной почте, записки и заметки в заводском листке и т. д. На отраслевом рынке к делу подключаются выставки, листовки, специализированные СМИ. Глобальный же уровень не может обойтись без помощи массовых коммуникаций» [1].
Но такая позиция также не может нас удовлетворить, поскольку приводит к утрате явления. Если СМИ начинают транслировать информацию, являющуюся содержанием слуха, без указания на ее происхождение, то чем это сообщение будет отличаться от массива другой информации сомнительной достоверности, которая также публикуется в СМИ? Очевидно, все же необходимо определенное ограничение, отделяющее слух от другой информации, транслируемой средствами массовой информации (ниже пойдет речь о случаях апелляции к слуху в СМИ, его анализе как элементе реальности).
Выход, на наш взгляд, состоит в том, чтобы принять условие, которое предлагает американский специалист в области устной рекламы Годфри Харрис [6]. Он считает, что к устной рекламе можно относить только такие сообщения, которые соответствуют одному из двух условий:
передаются непосредственно от одного индивида к другому или
передаются письменно, по электронной почте либо другим способом между людьми, знающими друг друга.
Таким образом, если слух передается письменно или по электронной почте каким-либо образом знакомому человеку, то он в целом сохраняет свои свойства. Но сообщения в средствах массовой информации, с этой точки зрения, не могут считаться слухом. Их можно рассматривать как информационный повод, затравку для слуха.
Яркость слуха. Информация, содержащаяся в нем, должна вызывать у человека определенную эмоциональную реакцию, в частности удивление, ощущение прикосновения к тайне, страх.
Быстрые и эффективные победы командира Африканского корпуса создали ему немало почитателей по обе стороны фронта. Это, естественно, породило многочисленные слухи. Дошло до того, что английский генерал Окинлек попытался запретить упоминать его имя. В приказе британского генерала говорилось: «Существует реальная опасность того, что печально известный нам Роммель станет своего рода наваждением для наших войск. Солдаты рассказывают о нем небылицы, а его имя оказывает на них гипнотическое воздействие. Он ни в коем случае не сверхчеловек, хотя разговоры о его способностях и энергичности не лишены основания. В связи с этим было бы крайне нежелательно, чтобы наши люди приписывали ему сверхъестественные качества. Требую провести разъяснительную работу в войсках и всеми доступными способами внушить личному составу, что Роммель не представляет из себя ничего большего, чем обычный немецкий генерал. Обращаю ваше особое внимание на то, что не следует сейчас употреблять слово «Роммель», имея в виду нашего противника в Ливии. Без конкретизации следует говорить о «немцах», «вооруженных силах противника» или «противнике». Как видим, в приказе предприняты первые попытки противодействия слухам.
Актуальность (злободневность, интересность) информации, распространяющейся в виде слухов. Слухи, описывая событие или явление, выступающее предметом собственно слухов, отражают также общественное мнение, более общие социальные стереотипы и установки и в целом информационную ситуацию в регионе.
Рис. Признаки слуха
Классификация слухов
Актуальность может рассматриваться и как временная характеристика слуха, т. е. то, как долго слух может существовать [1]. В таком понимании актуальность слуха может измеряться днями, месяцами, годами и даже столетиями, когда слухи становятся легендами.
Георгий Почепцов [4] отмечает, что важной коммуникативной характеристикой слухов является самотранслируемость как результат объединения названных признаков. Это качество состоит в том, что слух обязательно подвергается дальнейшей трансляции. Человек, воспринявший слух, становится рассказчиком, ретранслятором этого слуха. Для этого не требуется каких-либо дополнительных условий. К сообщениям, обладающим подобной характеристикой, Георгий Почепцов относит также и анекдоты. «Природа самотранслируемого сообщения такова, что его трудно удержать в себе. Человек в любом случае старается передать его дальше, а передав, испытывает психологическое облегчение» [4].
Свойству самотранслируемости слухов Георгий Почепцов предлагает несколько объяснений:
обусловлено содержанием слуха. Как правило, слух содержит информацию, которая интересует всех, но умалчивается средствами массовой коммуникации;
слухи как косвенное проявление коллективного бессознательного, определенных архетипических* феноменов.
как ответ на коллективные тревожные ожидания;
слух является ответом на общественное желание, представление.
Говоря о самотранслируемости слуха, необходимо сделать уточнение, позволяющее избежать излишнего упрощения или, напротив, расширительного толкования понятия слуха, которые встречаются в работах, посвященных использованию слухов в маркетинге.
Схему распространения или трансляции слуха можно представить следующим образом: если субъект (С 1) становится непосредственным участником, наблюдателем яркого, захватывающего события (S), то у него может возникнуть желание поделиться впечатлениями с кем-либо из знакомых (С 2). В качестве такого события может выступать и сообщение в средствах массовой информации. Но такой обмен впечатлениями, мыслями по поводу события еще не является слухом. Информация об этом событии становится слухом, когда у второго субъекта появляется желание рассказать об этом своим знакомым (С 3). Именно с этого момента следует говорить о самотранслируемости информации, т. е. о том, что данное сообщение является слухом.
Итак, слух — это самотранслирующаяся, неофициальная информация с неопределенной степенью достоверности, сообщаемая либо в процессе непосредственного межличностного общения, либо опосредованно передаваемая субъектом знакомым участникам коммуникации.
В определении не отражены признаки актуальности, яркости, направленности на удовлетворение какой-либо потребности, поскольку они объединяются понятием самотранслируемости.
Слухи являются важной содержательной составляющей неформальной коммуникации. Однако отождествлять эти явления нельзя, поскольку содержанием неформальной коммуникации могут быть не только слухи, а, например, искренние сообщения интимного характера о чувствах, переживаниях партнеров и другая информация.
Между научной трактовкой понятия слуха и его обыденным пониманием существует расхождение. Сергей Беззубцев отмечает, что в обыденном сознании слухи чаще всего отождествляются со сплетнями и понимаются людьми как отстраненное явление, не касающееся их непосредственно («где-то ходят слухи»). Этот автор считает, что слух относится к сплетне как родовое понятие к видовому.
Почему же люди склонны доверять слухам? По мнению Сергея Беззубцева, основным фактором, способствующим этому, является информационная перегруженность. Именно этим и объясняется то, что люди в ситуации выбора зачастую руководствуются мнением себе подобных, а не ищут самостоятельных решений. Такое поведение биологически во многих случаях оправданно, поскольку освобождает человека от груза ответственности принимаемых решений, экономит время, дает возможность сосредоточить внимание на других актуальных явлениях.
_______________
* Архетип — термин аналитической психологии, ее центральное понятие. Обозначает суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики, переходящих из поколения в поколение. — Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест. — 1997.— С. 34.
Беззубцев С. Слухи, которые работают на вас. — СПб.: Питер, 2003.
Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. — М.: Гном-Пресс, 1997.
Социальная психология. Краткий очерк / Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. — М.: Политиздат, 1975.
Почепцов Г. Г. Информационные войны. Основы военно-коммуникативных исследований. — Ровно: «Волинські обереги», 1999.
Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1999.
Харрис Г. Слово на вес золота: Пер. с англ. / Годфри Харрис. — М.: Вершина, 2003.
Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала «Справочник кадровика»