какие уроки будут в 5 классе в казахстане
Какие новые предметы введут в школах Казахстана 25 августа 2015, 13:05
Фото Турар Казангапов ©
Как изменится школьная программа и какие новые учебные предметы появятся в школе до 2020 года, рассказал на ежегодном августовском совещании министр образования и науки РК Аслан Саринжипов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Так, по словам главы ведомства, в начальной школе с третьего класса вводятся предметы «Естествознание» и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), новым содержанием наполняется предмет «Познание мира».
Как пояснил Саринжипов, содержание предметов «Естествознание» и «Познание мира» включает элементарный уровень научных знаний в системе «Человек и природа», «Человек и мир», «Человек и общество».
Предмет ИКТ направлен на формирование практических навыков использования компьютерных технологий. Учащиеся третьего класса будут применять простейшие методы работы с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, дианализа, интерпретации.
Глава ведомства отметил, что предмет «История Казахстана» будет изучаться не с 6, а с 5 класса, параллельно с предметом «Всемирная история».
По словам главы МОН, будет введена новая дисциплина «Глобальные перспективы и проектная деятельность», а уровневое обучение казахскому и русскому языку начнется с первого класса.
Он добавил, что будет внедряться модель трехъязычного обучения. Приоритетное значение имеет задача овладения государственным языком на высоком уровне.
В основной школе предлагается организовать сквозное изучение терминологии по предметам естественно-научного цикла, в рамках подготовки запланировано проведение внеклассных мероприятий по предметам изучения отдельных тем, курсов на английском языке. Планируется организация летней языковой четверти, к проведению которой будут привлекаться студенты 3-4 курсов педагогических вузов. Наряду с этим в старших классах на английском языке предлагается изучать предметы «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология».
Школьникам разрешили выбирать предметы для углублённого изучения. Как это работает?
Новая система действует с начала 2018-2019 учебного года.
В Казахстане уже с пятого класса дети будут определяться с тем, что им больше всего нравится учить. В дальнейшем это должно помочь с выбором профессии.
По сути ранняя профилизация идёт уже в начальных классах, но углублённая подготовка стартует в среднем звене. Предметы родители и их дети смогут выбирать сами. Informburo.kz разобрался, какие это дисциплины и как нововведение поможет школьникам.
№1. Как разделили учебную программу в школах?
Разделение на инвариантный и вариативный компоненты программы действует с начала учебного года 2018/2019. Теперь родители школьников могут выбрать для детей дополнительные предметы для углублённого изучения.
Соответствующий приказ министра образования вышел в сентябре 2018 года.
№2. Что такое инвариантный компонент?
№3. Что такое вариативный компонент?
Вариативный компонент позволяет выбрать ещё несколько предметов – для углублённого изучения.
В 5-9 классах выбирают три предмета: два из уже определённых пар и один из оставшихся.
В 10-11 классах на выбор также два предмета для углубленного изучения (по два часа в неделю) и один дополнительный на выбор (час в неделю).
№4. Зачем ввели разделение?
№5. Что представляет собой новый учебный план?
Пул предметов и варианты на выбор у классов разные. Один учебный план разработан для 1-4 классов, другой – для 5-9 и третий – для 10-11.
В учебном плане написано, что для школьников 1-4 классов родители дополнительно могут выбрать секцию для своего ребёнка. Это могут быть секции как спортивного, так и творческого направления.
Для 5-9 классов в дополнении к предметам инвариантного компонента родители выбирают три предмета из вариативного компонента. Для 10-11 классов предусмотрены обязательные предметы и предметы по выбору.
№6. Какие предметы обязательны для учеников 5-9 классов?
Это предметы инвариантного компонента. 10-12 часов в неделю выделяется языковым предметам:
4-6 часов в неделю предусмотрено для математики и информатики. В этот сегмент входят математика (для 5-6 классов), алгебра (7-9 классы), геометрия (7-9 классы) и информатика (для 5-9 классов).
1-4 часа для естествознания: естествознание для 5-6 классов, а также физика, химия, биология и география для 7-9 классов.
3-4 часа на изучение предметов из категории «Человек и общество». Это история Казахстана, всемирная история, основы права (для 9 классов) и самопознание.
1-3 часа выделено для категории «Технологии и искусства»: музыка и художественный труд – для 5 классов.
Есть категория физической культуры, куда включён одноимённый предмет для всех классов по два часа в неделю.
№7. Какие предметы вы можете выбрать для детей в среднем звене?
В среднем звене с седьмого класса родители выбирают для своих детей три предмета по выбору. Из них два предмета – из уже существующей комбинации плюс ещё один предмет из инвариантного компонента.
Комбинации предметов следующие:
№8. Обязательные предметы для учащихся 10-11 классов
К общественно-гуманитарному направлению относятся русский язык, русская литература, казахский язык, казахская литература, иностранные языки. Каждому предмету уделяется от одного до трёх часов в неделю в зависимости от языка обучения.
Также есть 10 непрофильных предметов. Это технология (один час в неделю), алгебра и начало анализа (три часа в неделю), геометрия (час в неделю), информатика (час в неделю), биология (час в неделю), география (час в неделю), физика (час в неделю), химия (час в неделю), физическая культура (три часа в неделю), а также час в неделю начальной военной подготовки (НВП).
Для естественно-математического направления предусмотрены такие профильные предметы, как алгебра и начало анализа (три часа в неделю), геометрия (два часа в неделю), информатика (час в неделю), биология (два часа в неделю), география (два часа в неделю), физика (три часа в неделю), а также химия (два часа в неделю).
Таким непрофильным предметам, как казахский язык, казахская литература, русский язык, русская литература, иностранный язык, уделяется от одного до четырёх часов в неделю в зависимости от языка обучения. Также есть история Казахстана (два часа в неделю), всемирная история (час в неделю), самопознание (час в неделю), технология (час в неделю), физическая культура (три часа в неделю), НВП (час в неделю), а также человек, общество, право (час в неделю).
№9. Предметы по выбору для школьников из 10-11 классов
Нужно выбрать два предмета углублённого изучения – по три часа в неделю. Доступны физика, химия, биология и география.
Также нужно выбрать ещё один предмет из пула стандартного обучения (один час в неделю). Это может быть всемирная история, основы предпринимательства и бизнеса, графика и проектирование или основы права.
№10. Почему эта система рассчитана только на школы с 11 классами?
В Министерстве образования и науки РК сообщили, что сейчас решается, как данная система будет интегрирована в систему с 12-летним школьным образованием.
Пока этот вопрос остаётся открытым.
№11. Можно ли отказаться от необходимости выбирать предметы?
В пресс-службе Министерства образования и науки РК пояснили, что отказаться от такого формата нельзя. Учебная программа подразумевает определённое количество часов нагрузки, которое школьники должны пройти. В противном случае, отметили в МОН РК, полученное среднее образование будет неполным.
№12. Как это работает в других странах?
В частных школах США школьники могут выбрать к основным предметам ещё несколько дополнительных. Также дети с родителями сами выбирают, сколько часов в неделю хотят уделять тому или иному предмету.
В старших классах государственных и частных школ Канады дети самостоятельно выбирают предметы, но только в 10-13 классах. Ещё несколько предметов можно взять на себя по усложнённой программе (The advanced placement program). Хорошие оценки по выбранным дисциплинам будут преимуществом при поступлении в вуз.
В средних классах школ Сингапура, Таиланда и Филиппин предметы разделили на гуманитарное и математическое направления. В каждом свой пул. Дополнительно школьники могут выбрать занятия спортом или компьютерные курсы. На особом месте языковые курсы.
В школах Украины дети тоже могут выбрать несколько предметов для углублённого изучения. Обычно это те из них, которые необходимы для Внешнего независимого оценивания (аналог казахстанского ЕНТ).
Школьники на севере Казахстана будут изучать новые предметы
23.08.2021, 17:24 | 17 409.
В преддверии нового 2021 – 2022 учебного года руководитель управления образования Северо-Казахстанской области Гульмира Каримова рассказала, как будут обучаться школьники и какие изменения ждут учащихся, сообщает корреспондент Петропавловск.news.
Занятия для учеников всех классов начнутся в традиционном формате с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований. Изменена продолжительность урока. Теперь он будет идти 45, а не 40 минут, как было в последние годы.
Первого сентября праздничные линейки пройдут для учеников 1 и 11 классов, где первоклассникам вручат «Әліппе» и «Букварь». Остальные начнут учебный год с классного часа на тему 30-летия Независимости Республики Казахстан и 180-летия Ыбырая Алтынсарина.
По словам Гульмиры Каримовой, полностью завершён переход на обновлённое содержание образования.
— С 1 сентября в школьном расписании у первоклассников появятся новые предметы «Цифровая грамотность» и «Әліппе/Букварь». В шестом классе при наличии педагогов и материальной базы в рамках предмета «Музыка» рекомендован курс «Домбыра». Для учащихся 5-11 классов вводятся новые курсы по выбору «Порядочность», «Экология», «Критическое мышление и эмоциональный интеллект», «Медиаграмотность», «Светскость и основы религиоведения», «Основы предпринимательства и бизнеса», — рассказала руководитель управления образования региона.
Более 75 тысяч ребят совсем скоро придут в школы Северо-Казахстанской области, что на 2,5 тысячи больше, чем в прошлом году. В регионе будут работать 472 школы. Впервые переступят порог школы 8 тысяч первоклассников. В областном центре их более 4 тысяч.
Как и в прошлом году обучение будет идти по принципу «один класс – один кабинет». Будут организованы смены и подсмены. Расписание звонков на перемены составлено по скользящему графику, в разное время для каждой параллели. Питание организовано с 30% наполняемостью обеденного зала. Реализация буфетной продукции только в индивидуальных упаковках.
Читайте новости в удобном формате в нашем Телеграм-канале!
В случае выявления заражения учащегося или учителя класс переходит на дистанционный формат обучения. При необходимости ученики смогут получить компьютерную технику под ответственность родителей. Как сообщила Гульмира Каримова, в регионе её достаточно.
Для работы в дистанционном формате нужен интернет. На сегодняшний день все школы области имеют 100% доступ к сети, из них 62 школы подключены к интернету через спутниковую связь.
— К широкополосному интернету (ШПД) подключено 455 школ или 98,5 %. Петропавловск и райцентры имеют 100% подключение, в селе 73,6% или 335 школ. Для подключения к ШПД школ Айыртауского района из местного бюджета выделено 15 млн тенге. На сегодняшний день идут работы по закупу оборудования, — пояснила Гульмира Каримова.
При переходе на дистанционное обучение учебный процесс пойдёт как в синхронном, так и в асинхронном формате на образовательных платформах «Дарын он-лайн», «Edupage», «Microsoft Teams», «Bilimland». Оценивать учеников будут, как в прошлом году. Сохраняются СОРы, СОЧи и ежедневное формативное оценивание. Ученикам 1 класса оценки не ставят.
В колледжах занятия в новом учебном году начнутся в традиционном формате. Как и в школах, здесь будут обучаться в несколько смен с отменой кабинетной системы. При ухудшении санитарно-эпидемиологической ситуации по решению главного санитарного врача области, организации ТиПО переходят на комбинированный или дистанционный формат обучения.
На всех объектах образования внедрён проект «Ashyq». Сейчас приложение устанавливают в общежитиях, столовых, буфетах, учебно-производственных мастерских колледжей. Это позволит проводить ежедневный мониторинг сотрудников на определение уровня опасности.
На данный момент получили вакцину от коронавируса 98% преподавателей и 97% технического персонала учреждений образования.
Система образования в Казахстане в 2021 году
Система образования в Казахстане: Freepick
Система образования в Казахстане определяет будущее страны. Вот почему общество так пристально наблюдает за происходящими в ней реформами. Уточним, с какими нововведения в образовательной системе столкнутся школьники, студенты и их родители.
Система образования в средней школе Казахстана
Образование в Казахстане реформируется уже несколько лет. Неизбежность этого процесса обуславливает динамика, с которой развивается наука и техника, информационное пространство. Новая система образования в Казахстане внедряется, чтобы дети становились мобильными и результативными взрослыми, были готовы осваивать меняющиеся технологии.
Школьное образование в Казахстане сейчас построено так:
Содержание и программы
Новая программа обучения в школах РК внедряется уже в течение нескольких лет. На нее постепенно переходят учащиеся разных классов.
В чем заключаются обновления? Новые требования существенно меняют подходы к получению знаний: репродуктивное воспроизведение информации уходит на второй план, учителя стараются развивать критическое мышление, учат сопоставлению и анализу фактов.
Оценивание
Новаторским подходом в определении успеваемости стало критериальное оценивание. Эту технологию используют для оценки личных достижений учащихся, выявления их сильных сторон и указания аспектов, над которыми надо работать.
Оценивание проводится или по всей теме, или по отдельному заданию. Формально оценка выражается по-разному: смайлики, наклейки, надписи, сделанные учителем.
Отсутствие поточных оценок затрудняет понимание родителями ситуации с успеваемостью ребенка. Им следует помнить, что:
Данные учителя вносят в электронные дневники, которые доступны для просмотра онлайн.
Учебная нагрузка
Среднее образование в РК: Freepick
МОН РК порекомендовал уменьшить общее количество часов обучения, то есть снизить учебную нагрузку. Для младшей школы оно составило 2–3 часа, с 5-го по 7-й классы нагрузку снизили на три часа, а с 8-го ее стало меньше на четыре часа.
Сокращение произошло после усовершенствования учебных планов и сокращения часов изучения предметов. Также была пересмотрена деятельность на физкультуре: дети получили возможность выбирать для занятий хореографию или спорт.
Обновленная система образования РК рассчитана на то, что школьники не только будут интенсивно осваивать знания, делать домашние задания, но и полноценно отдыхать. Время, которое отводится на подготовку домашних заданий, существенно сократилось и составляет:
С таким режимом уменьшится эмоциональная и психологическая нагрузка на детей и повысится уровень закрепления знаний.
Кроме того, была рекомендована пятидневная неделя для полноценного отдыха школьников и учителей. Давать учебные задания на время каникул запретили. В специализированных школах можно давать литературу для чтения, вести подготовку проектных работ.
Языки обучения
По мере того как в обществе меняется национальная гуманитарная стратегия, начались изменения и в школах:
Интересным нововведением стало внедрение изучения некоторых предметов (химии, физики, биологии) на английском языке. Такой вариант пока возможен лишь для старшеклассников после соответствующего решения совета попечителей.
Новые предметы и современные учебники
Реформы в школах РК: Freepick
В школьную программу добавили курс «Основы жизнедеятельности». В курсе литературы и истории дети в 5–7-х классах начали изучать краеведение. В отдельных школах вводятся курсы робототехники.
Изменилась ситуация с учебниками:
Реформы коснулись и учителей. Каждый вид выполняемых работ теперь оплачивается. Были пересмотрены различные бюрократические моменты с целью уменьшения документов, которые надо оформлять.
Еще одно новшество коснулось распределения государственного финансирования школ. Теперь его размер определяется количеством учащихся. Таким образом, каждая школа заинтересована в высоком уровне обучения.
Описанные усовершенствования нацелены на то, чтобы оптимизировать среднее образование в Казахстане, повысить качество знаний и умений, приобретаемых школьниками, формировать самостоятельную и деятельную личность.
Система высшего образования в Казахстане
Молодежь в стране получает высшее (бакалавр, специалист) и послевузовское образование (магистратура, резидентура, докторантура). В государственные и частные вузы абитуриенты поступают по результатам единого вступительного экзамена — ЕНТ. В этой сфере реформы таковы:
Профилизация в вузах
Высшее образование в РК: Freepick
Некоторые высшие учебные заведения предлагают специальности, которые у молодежи не пользуются спросом. Поэтому каждый год на них не добирают студентов. Профильные министерства будут отменять лицензии вузам на такие специальности.
Это поможет провести модернизацию вузов, чтобы сформировались конкурентные профильные направления. Данный процесс предполагает улучшение качества преподавания и получаемых знаний, развитие материально-технической базы.
Система антиплагиата
За последние годы снизилась самостоятельность в выполнении студентами различных письменных работ, в том числе дипломных:
Объемы информации, представленные в Сети, огромны и не всегда можно отследить ее источники и проверить достоверность. Поэтому разработана система, которая будет использоваться для проверки всех письменных работ. Особенно тщательной проверке предполагается подвергать дипломные и магистерские работы, так как по ним оценивают результат обучения студента и его профессиональную подготовку.
Заочное или дистанционное обучение
Ранее в РК существовала заочная форма обучения для студентов, но с 1 января 2019 года она была приостановлена. Причиной такого государственного решения стал тот факт, что уровень знаний, который при этом получали выпускники, сильно отличался в худшую сторону по сравнению с очным отделением.
На смену заочному образованию сегодня приходит современное дистанционное высшее образование или система неполной занятости (part time). Теперь возможно составление гибкого графика: лекции и занятия проводят в выходные дни или вечером. Те студенты, которые поступили на заочную форму с 2018 года и ранее, будут доучиваться и получать дипломы по старым правилам.
Система колледж — вуз
Студенты в Казахстане: Freepick
В Казахстане с 2019 года запущен пилотный проект, который позволил выпускникам некоторых колледжей (их 46) продолжать обучение в вузах по новым условиям: студентов переводят в университет по результатам выполнения учебного плана. Это стало возможным благодаря единой системе кредитно-модульного обучения.
Аттестаты для детей с особыми потребностями
Ранее детям с задержками умственного развития выдавали справки. Теперь для них предусмотрены аттестаты с иной серией, чем у остальных выпускников.
Особенные дети получили возможность поступать в колледжи, приобретать рабочие специальности. Это нововведение сняло проблему с нарушением прав человека по отношению к таким детям и открыло для них перспективу социализации.
Стипендия «Болашак»
Эту стипендию учредил Президент Казахстана, чтобы дать возможность молодежи получать научные степени и проходить стажировку в известных мировых компаниях. Для ее получения необходим высокий средний балл аттестата, а также владение на высоком уровне казахским и иностранными языками.
Реформы, которые переживает образовательная система Казахстана, — это объективная необходимость. Их вызвала динамика, с которой развивается наука, экономика и технологии.
В новой реальности и требования к людям стали новыми. Они должны быть не просто умными, а креативными, иметь нестандартное мышление, быть мобильными и динамичными, быстро осваивать новые технологии.
Национальная экономика развивается благодаря человеческим ресурсам. Поэтому система образования в Казахстане постепенно обновляется, чтобы растить индивидуумов, способных делать существенный вклад в этот процесс.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Важная информация родителям школьников
Согласно Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования»
1. Территория школ должна иметь ограждение по всему периметру. Ограждение должно быть без повреждений.
2. Количество всех школьников не должно превышать проектную вместимость школы.
3. Поверхность пола во всех помещениях должна быть ровной, без щелей, изъянов и механических повреждений.
4. Здания объектов оборудуются системами вентиляции и кондиционирования воздуха.
5. Не допускается привлекать школьников к очистке осветительной арматуры и мытью окон.
6. Влажную уборку помещений проводит техперсонал организаций.
7. Количество уроков в расписании согласовывается с родительским комитетом.
8. В санитарных узлах объектов устанавливают унитазы, умывальные раковины, средства для мытья и сушки рук, урны для сбора мусора. Унитазы для обучающихся и воспитанников размещаются в закрытых кабинах, для предшкольных классов объектов образования устанавливают детские унитазы.
10. На объектах образования, за исключением ВУЗ не допускается установка автоматов, реализующих пищевые продукты.
11. Наполняемость классов для общеобразовательных организаций устанавливается не более 25 учащихся. В старших классах общеобразовательных школ, специализированных организациях образования, гимназиях и лицеях допускается снижение наполняемости классов до 20 учащихся.